Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.4. Свойства цветов, обусловливающие их психофизиологическое воздействие

  • 6.4.1. Иллюзорные свойства цвета

  • 6.4.2. Психофизиологическое воздействие цвета

  • Yuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты). Ц ветоведение


    Скачать 5.05 Mb.
    НазваниеЦ ветоведение
    АнкорYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    Дата25.05.2018
    Размер5.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаYuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты).pdf
    ТипУчебное пособие
    #19644
    страница9 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    6.3.
    Характеристики психофизиологического воздействия
    основных цветов
    Если цвет способен вызывать те или иные эмоции, то они могут передаваться в искусстве своеобразным цветовым выражением.
    Наука делит все цвета на две группы: активные и пассивные [34]. Активные
    цвета – красные и оранжевые – действуют возбуждающе, ускоряют процессы жиз- недеятельности, часто улучшают самочувствие. Пассивные цвета – синие и фиоле- товые – оказывают противоположное действие. Далее перечислены наиболее общие выводы исследователей об ассоциациях, чувствах и побуждениях, возникающих в результате психофизиологического воздействия различных цветов на людей.
    Светлый, чистый, насыщенный красный цвет на больших плоскостях возбужда- ет нервную систему, учащает дыхание и пульс, активизирует мускульную систему и побуждает к движению, выражает энергию, страсть, горячность, оживление, веселье.
    Воспринимается как теплый, сухой, выступающий, волевой и жизнеутверждающий цвет. Наиболее пригоден в качестве активного цвета. Однако при длительном воз- действии становится кричащим, громким, слишком возбуждающим, утомляет, вы- зывает депрессию, нервозность и раздражительность, следующие за первоначальным возбуждением.
    Кроваво-красный цвет связан с чувством тревоги и опасности.
    Яркий оранжево-красный цвет ассоциируется с огнем и пламенем, теплом и ую- том. Это самый активный цвет спектра.
    Пурпурно-красный цвет (смесь красного с фиолетовым) – тяжелый, издавна свя- зан с представлением о величии, монументальности, торжественности. Ему припи- сывают изысканность и претенциозность. В сочетании, например, с темно-серым и черным приобретает угнетающий, мрачный и даже устрашающий характер. Раздра- жающее влияние может быть ослаблено понижением чистоты, светлоты и насыщен- ности либо одновременным повышением светлоты и понижением насыщенности.
    Затемненный и менее насыщенный, он подчеркивает материальность, веществен-
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    72 ность, прочность формы. При переходе в коричневый красный цвет утрачивает свою активность тем более, чем меньше он ощутим в коричневом. Разбеленный до розово- го, красный цвет перестает раздражать, но сохраняет способность вызывать положи- тельные эмоции.
    Оранжевый цвет – промежуточный между красным и желтым – обладает осо- бенностями обоих, сохраняя ослабленную активность красного, привлекая внима- ние, сильно выступая. Он кажется теплым, уютным, сухим. В определенных соот- ношениях с желтым цветом создает праздничное настроение. При большом количестве цвета и на больших плоскостях становится кричащим и назойливым.
    Чистый, средненасыщенный желтый цвет слегка возбуждает, но не раздражает нервную систему. Он воспринимается выступающим, светлым, легким, теплым, су- хим. Вызывает хорошее, бодрое, веселое, радостное, праздничное настроение. Он символизирует солнечный свет и тепло. Затемнение или ослабление насыщенности заметно меняет эмоциональный тон этого цвета.
    Желтый цвет создает веселость, способствует обаятельности, преданности, яс- ности ума, порождает скромность, освобождает от проблем.
    Тепло-зеленый цвет – спокойный, пассивный.
    Голубой цвет – легкий, прохладный, влажный, тихий, спокойный.
    Зелено-голубой, голубой, синий цвета – холодные, действующие успокаивающе, иллюзорно расположенные в пространстве дальше своего действительного положе- ния. Сильнонасыщенный синий цвет может подавлять.
    Фиолетовый цвет средней светлоты и насыщенности очаровывает, вызывает двойственность, слабость, меланхолию, опьянение, ощущение терпкого запаха.
    Перечисленные характеристики разных цветов нельзя объяснить только ассо- циациями. Здесь играют роль особенности раздражения органов чувств и многие другие факторы [40].
    Черный цвет стен в операционной оптимизирует условия работы хирурга, но вы- зывает шок у больного, воспринимается как мрачный, устрашающий, траурный. Но черный цвет автомашины отражает цветовое окружение, сияя облаками, и не кажет- ся мрачным.
    6.4.
    Свойства цветов, обусловливающие их психофизиологическое
    воздействие
    Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально- культурным и эстетическим. Отдельно взятый цвет или цветосочетание могут вос- приниматься человеком различно в зависимости как от культурно-исторического контекста, так и от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителя и многих других факторов.
    Несмотря на то, что невозможно указать «жесткое» соответствие между действием цвета на зрителя и его эмоциональным состоянием, очевидна важность применения знаний об этих закономерностях для художников прикладных специальностей и ди- зайнеров, ведь любое произведение прикладного искусства или дизайна – стены зда- ний, декоративные ткани, предметы убранства, одежда, машины и орудия труда –
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    73 создает цветовую среду, так или иначе формирующую душевное состояние челове- ка, влияющее на строй его мыслей и уровень работоспособности [29].
    Следует упомянуть еще об одном факторе восприятия цвета. Внешний вид и вы- разительность цвета меняются в зависимости от содержания и темы произведения искусства. Красный цвет, который используется для изображения лужицы крови, будет не тем же самым, что употребляется при изображении лица, лошади, неба или дерева, потому что он воспринимается в сравнении с нормальным цветом воспроиз- водимого объекта и насыщен дополнительными значениями ситуации, которые не- сут с собой краски художника. Красный цвет как цвет крови может показаться блед- ным и слабым, но он выглядит очень сильным и энергичным, когда используется для изображения румянца на лице.
    Цветовое зрение человека прошло длительный путь эволюции вместе с развити- ем общества, культуры и искусства, оно постоянно развивалось и обогащалось но- вым опытом.
    Под чувством цвета понимается, помимо простого ощущения и восприятия, кон- статирующего основные характеристики цвета, сложное восприятие цвета совре- менным человеком, обогащенное рядом образов, ассоциаций и представлений, свя- занных с цветом.
    С точки зрения восприятия различных цветов их свойства и качества
    А.С. Зайцев [20] предлагает разделить на собственные и несобственные.
    Собственные качества цвета – это те качества, которые можно измерить и выра- зить количественно, это основные характеристики цвета – цветовой тон, светлота и насыщенность.
    «Несобственные качества объективно цветам не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии». Это такие свойства цветов, которые характеризуются следующими словами: «теплые» и «хо- лодные», «легкие» и «тяжелые», «глухие» и «звонкие», «выступающие» и «отсту- пающие» и т.д.
    Несобственные качества цвета зависят от ассоциаций, возникающих у зрителя при цветовосприятии.
    Ниже приведена классификация цветовых ассоциаций:
    - весовые: легкие, тяжелые, воздушные и т.д.;
    - температурные: теплые, холодные, горячие, ледяные и т.д.;
    - осязательные: мягкие, жесткие, колючие и т.д.;
    - пространственные: близкие, далекие, выступающие, отступающие и т.д.;
    - акустические: тихие, громкие, звонкие, глухие и т.д.;
    - вкусовые: сладкие, вкусные, слащавые, горькие и т.д.;
    - возрастные: детские, молодежные, стариковские и т.д.;
    - сезонные: весенние, летние, зимние и т.д.;
    - этические: мужественные, смелые, сентиментальные и т.д.;
    - эмоциональные: позитивные (радость, счастье и т.д.), негативные и нейтраль- ные (вялые, спокойные и т.д.);
    - культурные: напоминают колорит различных народов, их культуру.
    Иоганн Вольфганг Гете чувствовал «фактуру» цвета и его «вкус»: «Я ничего не имею против допущения, что цвет можно даже осязать; этим его собственное свое- образие только еще больше обнаруживалось бы. На вкус цвет тоже различим. Синий
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    74 будет иметь щелочной, желто-красный – кислый вкус. Все проявления действитель- ности родственны» [11].
    Немецкий романтик А.В. Шлегель (1767 – 1845) также ощущал «окраску» зву- ков: «А – соответствует светлому, ясному, красному и означает молодость, дружбу и сияние. И – отвечает небесно-голубому, символизируя любовь и искренность. О – пурпурное, Ю – фиолетовое, У – ультрамарин» [29].
    Чрезвычайно богата цветозвуковыми образами поэзия А. Блока, А. Белого,
    С. Есенина, К. Бальмонта, В. Хлебникова. Многие музыканты и композиторы обла- дают «цветным слухом». Замечательный русский композитор А.Н. Скрябин в своей музыкальной поэме «Прометей» написал «партию света» (т.е. световое сопровожде- ние музыки). Н.А. Римский-Корсаков говорил, что «диезные строи в нем вызывают представления цветов, а бемольные... рисуют настроения или же большую или меньшую степень тепла...».
    Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, мож- но назвать Д. Уистлера, М. Чюрлениса, А. Лентулова, В. Кандинского. В книге
    «О духовном в искусстве» [22] В. Кандинский подробно описывает свои цветомузы- кальные ассоциации. Вот некоторые из них: «Светло-тепло-красное... напоминает звук фанфар, причем труба как бы призвучит – упрямый, навязчивый, сильный тон...
    Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами... Звучание (оранжевой)... подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту как человеческому, так и струнному... Фиолето- вое... звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное... Оно подоб- но звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревян- ных инструментов, как фагот».
    Многим цветам и оттенкам даются названия как раз по ассоциациям. Ниже представлены некоторые названия оттенков цветов.
    Красный. Оттенки: свекольный, клюквенный, брусничный, багровый, гранато- вый, рубиновый, алый, кровавый, кумачовый, томатный, рдяный, коралловый, розо- вый, вишневый, малиновый, медный, рябиновый, червленый, маковый...
    Оранжевый: огненный, морковный, кирпичный, таракотовый, рыжий, апельси- новый, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый...
    Желтый: охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, конореечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, бежевый, чайная роза, виноградный, банановый...
    Зеленый: горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, бо- лотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, цвет еловой хвои, полынный, цвет плесени, цвет медной патины, купоросный, тра- вяной, лягушачий, кабачковый, фосфорический...
    Голубой: бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, электрик...
    Синий: сапфировый, ультрамарин, кобальтовый, индиго, сливовый, баклажан- ный...
    Фиолетовый: аметистовый, сиреневый, лиловый, чернильный, гиацинт, ренес- санс, фанданго, орхидея, вербена...
    Пурпурный: цвет мальвы, цвет кислой малины, давленой вишни, старого бур- гундского, бычьей крови, каприз, портвейн, Веласкес, Медичи, Бахус, амарант...
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    75
    Белый-серый: белая ночь, аллюминевый, стальной, дымчатый, серебристый, мо- лочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, цвет яичной скорлупы, перла- мутровый, жемчужный, свинцовый, альбатрос, цвет пыли, цвет тумана, цвет облака...
    Черный: цвет воронового крыла, цвет маренного дуба, антрацит, агатовый, ма- ренго, асфальтовый, тропическая ночь, «сон перед ревизией», «нелетная погода»...
    Коричневый: бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, кофейный, каштановый, беж, эскимо, красное дерево, мокасин, Тонагро, Пикадили...
    Ассоциативное восприятие цвета зависит от настроения человека, его пола, об- раза жизни, возраста, характера и др.
    Эмоционально одни цвета воспринимаются как теплые и ассоциируются с цве- том огня, другие – как холодные и ассоциируются с ощущением холода, цветом во- ды или льда.
    О делении цветов на теплые и холодные уже говорилось ранее, добавим лишь, что понятие теплых или холодных цветов весьма относительно, так как один и тот же цвет в различном цветовом окружении может восприниматься и как теплый, и как холодный. Например, карминно-красный цвет по отношению к оранжевому цве- ту воспринимается холодным, а по отношению к синему цвету – теплым.
    Противопоставление теплых и холодных цветов – один из важнейших приемов организации колорита в живописи и декоративно-прикладном искусстве.
    Холодная гамма цветов создает впечатление успокоенности, теплая гамма – впе- чатление радости активности, иногда драматизма.
    При восприятии различные цвета обозначают как «легкие» и «тяжелые». К лег- ким, или воздушным, цветам обычно относят светлые, холодные, малонасыщенные цвета, особенно синие и голубые, напоминающие цвет неба, воздушного простран- ства и дали.
    К тяжелым цветам относят теплые, темные плотные цвета – коричневые, олив- ковые, черные, темно-серые и др. Тяжелые цвета обычно ассоциируются с цветом земли.
    Художники часто называют различные цвета глухими и звонкими, что зависит от насыщенности цвета. Например, ярко-красный насыщенный цвет называют звон- ким по сравнению с глухим коричневым цветом.
    Деление цветов на выступающие и отступающие основано на ассоциативном опыте людей, привыкших видеть дальние планы пейзажей и дальние предметы, все- гда окутанные синевой. Если на одинаковом расстоянии от человека расположить два окрашенных в красный и синий цвета прямоугольника, то первый из них вос- принимается расположенным ближе, а второй – расположенным дальше.
    Так называемые пространственные свойства цвета, используемые в живописи для передачи воздушной перспективы, были замечены еще художниками эпохи Воз- рождения, которые для передачи воздушного пространства передний план картины изображали в тепло-коричневой гамме, средний – в нейтрально-зеленой гамме и дальний – в голубоватой колористической гамме.
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    76
    6.4.1. Иллюзорные свойства цвета
    Общее впечатление от цветовой композиции определяется особенностями ее зрительного восприятия.
    Цвет иллюзорен при его зрительном восприятии и изменчив как многоликий
    Янус. Каждый хорошо знает, как меняется цвет неба, моря, гор, леса в различное время суток. Цвет в помещении почти так же изменчив. Его неизменной особенно- стью остается непостоянство восприятия, зависящее от: окружающей обстановки, освещения, соседства других цветов, местоположения в пространстве, площади, рас- стояния до наблюдателя, времени воздействия на него и т.п.
    Одинаковый цвет стен, пола и потолка прямоугольного помещения выглядит по- разному. Да и отдельной поверхности присуща четко различимая градация по свет- лоте, вызванная положением источника света.
    Так, поверхности, освещенные прямыми солнечными лучами, и по светлоте, и по насыщенности резко отличаются от участков, освещенных рассеянным светом.
    Необыкновенная яркость таких пятен и их перемещение во времени и в пространст- ве из-за движения Солнца создают необычный эффект, умножают разнообразие впе- чатлений от одного цвета.
    Однако изменяясь сам, цвет меняет и восприятие среды, выявляя и подчеркивая объемность формы либо превращая ее в плоскостную, выделяя или растворяя в про- странстве, утяжеляя легкую форму или облегчая тяжелую, вызывая ощущение теплоты, сухости, холода или влаги. Одним словом, цвет способен вызывать иллюзии, подменяя действительное ощущение кажущимся, проявляя свои многочисленные, хорошо из- вестные в цветоведении особенности – пространственные, весовые, температурные, обеспечивающие неисчерпаемость композиционных возможностей. Так, на рис.П66 приведены примеры иллюзии движения, достигнутой цветовыми средствами.
    Несмотря на иллюзорные свойства цветов, относительность их восприятия, че- ловеческое зрение обладает особой способностью правильно оценивать подлинный цвет предмета, величину и форму цветового пятна. Такую способность называют
    константностью восприятия цвета. Без нее было бы трудно визуально составить правильное представление о предмете.
    6.4.2. Психофизиологическое воздействие цвета
    Психологи уже давно изучают цвет. То, на что мы часто не обращаем особого внимания, служит для них предметом серьезных исследований. Обычно человек ви- дит не цвета и не игру света и тени, а определенные предметы, воспринимая их как сумму ощущений. Психологическая особенность восприятия окружающей среды со- стоит именно в том, что оно всегда отражает не отдельные свойства или черты, а вещи, предметы, явления в совокупности их признаков. Мы не различаем цвета раз- ного цветового тона, светлоты, чистоты, но видим цвет стен, мебели, драпировки во всем многообразии их свойств, формы, величины, положения в пространстве, факту- ры, светотени.
    Цвет сам по себе влияет на душевное состояние человека, способен вызвать те или иные чувства. Такое восприятие, непосредственно связанное с ощущением, на- зывают чувственным, или эмоциональным тоном ощущения. Чувство, эмоциональ- ный тон цветового ощущения – это субъективное переживание, личное отношение к
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    77 данному цвету или сочетаниям цветов. Сила воздействия одного цвета на разных людей неодинакова, она зависит от настроения, характера, восприимчивости и дру- гих субъективных факторов.
    Однако несмотря на субъективный характер цветовосприятия, многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что одни и те же цвета и со- четания цветов вызывают у людей аналогичные или близкие эмоциональные реак- ции. Это говорит об общности их психологической трактовки. Таким образом, есть основание считать психологическое воздействие цвета в значительной степени объ- ективным фактором, а следовательно, и средством композиции.
    Эмоциональное восприятие цвета определяется его непосредственным физиоло- гическим воздействием, возбуждающим или угнетающим его характером, ассоциа- циями, им вызываемыми, и его социально обусловленной символикой.
    Степень общего психофизиологического воздействия цвета характеризуется ко- личеством цвета, зависящим от цветового тона, насыщенности, светлоты, площади цветной поверхности, расстояния осмотра и расположения цвета: сверху, снизу или сбоку. Степень воздействия больших поверхностей чистого или насыщенного цвета зависит от продолжительности восприятия.
    Таким образом, количество цвета одновременно выступает и как средство компо- зиции, и как закономерность соотношения различных свойств в пределах одного цвета.
    Физиологическое воздействие цвета было многократно подтверждено много- численными экспериментами физиологов и психологов. Так, М. Деребире приво- дит следующее описание воздействия цвета на психику, данное доктором
    Подольским [13]:
    «Зеленый цвет – болеутоляющий, гипнотический. Он влияет на нервную систе- му, снимая раздражительность, бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус.
    Голубой цвет – антисептический. Он эффективен при воспалениях и нагноениях.
    Чувствительному человеку голубой помогает больше, чем зеленый, но от его «пере- дозировки» возникают некоторая усталость и угнетенность.
    Оранжевый цвет стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови, не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет сильное стимулирующее действие, создает чувство благополучия и веселья, но может утомить.
    Желтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг и поэтому эффек- тивен при умственной недостаточности.
    Красный цвет обладает теплотой. Он стимулирует мозг, эффективен при мелан- холии, но в то же время легко оказывает раздражающее воздействие.
    Фиолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце, лег- кие и кровеносные сосуды.»
    Одним из немногих художников, сумевших словами сформулировать то, что выражает цвет, был В.В. Кандинский. В книге «О духовном в искусстве» [22] он очень точно охарактеризовал цвета.
    Например, он сказал, что оптически чистый красный действует «проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легко- мысленного характера желтого, расточаемого направо и налево».
    Характеризуя зеленый цвет, Кандинский достаточно полно объяснил его психо- логическую особенность: «Синий, как противоположное движение, тормозит жел-
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    78 тый, при этом в конце концов при дальнейшем добавлении синего оба противопо- ложных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная неподвижность и по- кой. Это – зеленый цвет. В зеленом цвете желтый и синий, как парализованные си- лы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером.»
    Далее Кандинский справедливо отмечает: «Абсолютный зеленый – самый спо- койный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радо- сти, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, са- модовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только переже- вывать пищу и уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами.»
    «Желтый движется из центра и почти приближается к человеку, а синий разви- вает концентрическое движение (как улитка, вползающая в свой домик) и удаляется от человека.»
    «Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, видишь, что желтый излучает свет, движется из центра и почти зримо приближается к тебе». Кандинский чувству- ет «первое движение желтого – стремление к человеку, которое может стать назой- ливым (при усилении интенсивности желтого), и второе движение желтого – стрем- ление перешагнуть границы, рассеять силы в пространстве… и бесцельно излить во все стороны».
    Кандинский также отметил, что при более высоком развитии элементарное воз- действие цвета переходит в более глубокое впечатление. Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию. Необходимо отметить связь между ассоциа- тивными переживаниями, вызываемыми определенным цветом, и его значением в природе: «Например, красный цвет может вызывать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Теп- лый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилить- ся до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в таком случае пробуждает воспоми- нание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу.»
    Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздейст- вию на человека.
    1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действую- щие как раздражители:
    - красный – волевой, жизнеутверждающий;
    - оранжевый – теплый, уютный;
    - желтый – контактирующий, лучезарный.
    2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
    - фиолетовый – углубленный, тяжелый;
    - синий – подчеркивающий дистанцию;
    - светло-синий – уводящий в пространство, направляющий;
    - сине-зеленый – подчеркивающий движение, изменчивость.
    3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
    - розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
    - лиловый – замкнутый, изолированный;
    PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

    79
    - пастельно-зеленый – ласковый, мягкий;
    - серовато-голубоватый – сдержанный.
    4. Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
    - чисто-зеленый – требовательный, освежающий;
    - оливковый – успокаивающий, смягчающий;
    - желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;
    - пурпурный – изысканный, претенциозный.
    5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (бе- лые), помогают сосредоточиться (черный).
    6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, дейст- вующие вяло, инертно:
    - охра – смягчает рост раздражения;
    - коричневый, землистый – стабилизирующий;
    - темно-коричневый – смягчающий возбудимость.
    7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:
    - темно-серые, черно-синие, темно-зеленые и темно-синие.
    Следовательно, и физическое, и психическое воздействие цвета во многом опре- деляются личностными характеристиками воспринимающего человека. Индивиду- альность восприятия цветовых композиций позднее была обоснована в работах со- временного немецкого психолога Макса Люшера [26], который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) зрителя в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта