Yuryeva_M_V_Tsvetovedenie (без защиты). Ц ветоведение
Скачать 5.05 Mb.
|
6.4.3. Пространственное воздействие цвета Каждому из нас знаком феномен, когда наряду с уменьшением форм предметов (при увеличении расстояния между предметом и наблюдателем) убывают и цвето- вые контрасты. Это явление пространственного воздействия цвета носит название цветовой перспективы. Например, цепь гор на горизонте (дальний план) кажется голубоватым цветовым переходом к небу, а на переднем плане яркие краски предметов кажутся особенно контрастными и насыщенными. Цвет при удалении как бы «съеживается», дает не- что вроде основного настроя картины. Рассматривая дерево с некоторого расстояния, можно видеть, что за счет цвета его крона кажется почти однородной, отдельные детальные формы дерева теряют отчетливость. Если же мы чуть сощурим глаза, эти детальные формы станут более четкими и появятся более сильные контрасты светлого и темного. В этом случае наш глаз приближает общую картину. То же происходит при изучении пейзажа, в кото- ром с увеличением глубины пространства легкий голубой цвет вдали примешивается во все цветовые валеры, происходит смешение цвета с синим и белым. Если сузить угол зрения на предмет, например, рассматривая его через трубочку, сделанную из подручных материалов (например, из бумаги), да даже через сверну- тую в трубочку ладонь, то предмет будет выглядеть более контрастным, четким, возникнет иллюзия, что он приблизился. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 80 Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных факторов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счет кон- траста светлого и темного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и площади его распространения. Кроме того, изменения пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и возможных пересечений. Итак, с помощью цвета и геометрических построений на плоскости картины можно изобразить пространство. Природные и созданные человеком объекты действительности породили в его сознании устойчивые образы, сопровождаемые определенными эмоциями. Эти сим- волические ассоциативные значения геометрических фигур, линий учитываются во всех видах деятельности, связанных с созданием визуальных форм. Вертикаль при отсутствии членений воспринимается как нечто несоизмеримое, бесконечное, легкое, устремленное ввысь; если она имеет утолщения в нижней части или стоит на гори- зонтальном основании – как нечто более устойчивое. Горизонталь ассоциируется с надежностью, стабильностью, движением, развитием. Диагональ символизирует ди- намику. Соответственно композиция, построенная на четких горизонталях и верти- калях, тяготеет к устойчивости, статичности, торжественности, а композиция, бази- рующаяся на диагоналях, – к движению, изменчивости, нестабильности. Горизонтальная композиция будет выглядеть более основательной, тяжеловесной, чем вертикальная. Справедливость этого утверждения в большой степени зависит и от соотношения сторон прямоугольников, и от размещения материала внутри них. Существенное влияние на восприятие цвета оказывает фон. Светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем оно есть на самом деле, и наоборот, темное пятно на светлом фоне кажется меньше. Кажущееся изменение линейных размеров при од- новременном световом контрасте называется иррадиацией. На явление иррадиации обращал внимание еще Леонардо да Винчи, который го- ворил: «Из предметов, равных по темноте, величине, фигуре и расстоянию от глаза, тот будет казаться меньшим, который будет виден на фоне более блестящем или бе- лом. Этому нас учит солнце, видимое за безлиственными деревьями, когда все их ветви, находящиеся против солнечного тела, настолько уменьшаются, что становят- ся невидимыми…». Когда шесть цветов – желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеле- ный – расположены на черном фоне, один возле другого без интервалов, то совер- шенно явно видно, что светлый желтый цвет кажется выступающим вперед, а фио- летовый погружающимся в глубину черного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между желтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперед, в то время как желтый цвет удерживается белым фоном в качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины общий цвет фона так же важен, как и отдельный цвет. Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатле- ние будет обратное: светлые тона останутся на уровне белого фона, а темные посте- пенно выступят вперед. Что касается холодных и теплых цветов одинаковой светло- ты, то теплые цвета будут выступать вперед, а холодные стремиться в глубину. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 81 6.4.4. Психологические особенности воздействия различных цветосочетаний Человек всегда воспринимает сложную цветовую среду, т.е. на него прежде все- го психологически воздействуют не отдельные цвета, а их сочетания [34]. В самых общих чертах степень такого воздействия зависит от: степени активности или пас- сивности каждого цвета, величины контраста между цветами, соотношения цветов по всем их характеристикам. Воздействие цветовых сочетаний складывается под влиянием сходства или противопоставления сочетаемых цветов, т.е. цветового кон- траста. Влияние это может выявлять любое эмоциональное состояние или нейтрали- зовать его. Большие контрасты вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности (см. рис.П67). Они взаимно усиливают характеристики сочетае- мых цветов. Поэтому очень важно определить меру противопоставления, так как опасность пестроты, крикливости или резкости сочетания очень вероятны. Если построить равноступенный ряд очень активного цвета к пассивному при большом контрасте между начальным и конечным элементами ряда, то такой ряд будет постепенно ослаблять возбуждение, и наоборот. Последовательно воспринимаемый переход от возбуждающих цветов к угнетаю- щим, от ярких к темным, от чистых к тусклым, от теплых к холодным, от тяжелых к легким в целом динамичный может создавать затухающее или возрастающее эмоцио- нальное напряжение. Возбуждающее действие теплых сочетаний как более активных значительнее, чем холодных. Они более заметны и лучше фиксируются в памяти. Малые контрасты образуют однообразные, спокойные, малоактивные, вызы- вающие чувство единства сочетания. Малый контраст по светлоте (см. рис.П68) делает менее заметным членение плоскости, усложняет восприятие объема формы. Малый контраст по цветовому тону (см. рис.П68) придает цветовой композиции вид мягких соотношений, при сочетании активных цветов не ослабляет активности их воздействия (красный с красно-оранжевым), а при сочетании пассивных цветов может вызвать угнетающее впечатление. Психологическое воздействие цвета при определенных условиях может иметь место, и его можно целенаправленно применять. Психологическое воздействие пар- ных и многоцветных сочетаний, наряду с контрастностью соотношений, определяет- ся преобладающим цветом. Дополнительный цвет в парном сочетании является вспомогательным, усиливающим действие основного цвета (см. рис.П69). Сочетание двух недополнительных цветов при среднем и малом контрасте по цветовому тону имеют свои особенности: светло-зеленого и синего – вызывают чувство пассивности и холода; желтого и красного – радости; красного с золотым – торжественности, значимости; красного и синего – динамичности; красного и фиолетового – беспокойства; красного и желто-зеленого – активности; желтого и желтовато-зеленого – свежести; желтого и синевато-зеленого – успокоенности. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 82 При сочетании различных цветовых тонов, равных по светлоте, необходимо вводить белый или черный разделяющий контур для усиления воздействия сочета- ний и выявления формы цветовых пятен. Действие сочетаний хроматических цветов с ахроматическими при разных свет- лотных контрастах отличается значительной активностью. Сочетание цветов: красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строгое; красного и белого – дисгармоничное; желтого и черного – броское; желтого и белого – вялое, мягкое, неброское; синего и черного – мертвенное; синего и белого – прохладное, чистое; синего и серого – строгое. При сочетании хроматических цветов с ахроматическими чрезвычайно важно соблюдать светлотный контраст. Иначе такие сочетания (желтый и белый, синий и черный) могут утратить выразительность. В отношении трех и четырех цветовых сочетаний можно ограничиться общим указанием, что в них всегда должен доминировать один цвет, а одна вспомогатель- ная группа должна объединять все остальные. Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасы- щенным или ахроматическим. Теплый рядом с холодным кажется еще теплее. Хо- лодный в сопоставлении с еще более холодным теплее, а с менее холодным стано- вится еще холоднее. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания: располагаясь над легким, вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, распола- гаясь под легким, кажется устойчивым. Степень воздействия или восприятия цветосочетаний зависит от возрастных предпочтений, развития у человека чувства цвета, его цветовой восприимчивости, свойств характера и даже настроения в данный момент. Немалую роль играют но- визна, необычность впечатления. Упражнения Упражнение 1. На листах бумаги формата А4 кроющими красками (гуашь, тем- пера) выполнить цветовые композиции, обладающие свойствами: а) пространственной иллюзии; б) иллюзии движения. Упражнение 2. На листе бумаги формата А4 кроющими красками (гуашь, тем- пера) выполнить цветовую композицию, обладающую эмоциональным напряжени- ем, с использованием малого или большого контраста цветовых пятен. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 83 7. Закономерности взаимодействия цвета с линейной и объемной формами В этой главе речь пойдет о взаимодействии формы и цвета, но сначала нужно сказать несколько слов о психологических экспериментах, в которых изучалось раз- личие в реакциях человека на цвет и форму, когда цвет и форма являются конкури- рующими [2]. Детям предлагали из нескольких красных треугольников и зеленых кругов вы- брать фигуры, сходные с отдельно предъявляемой контрольной моделью. Эта мо- дель представляла собой либо красный круг, либо зеленый треугольник. Дети в воз- расте менее трех лет более часто производили свой выбор, основываясь на форме, тогда как дети в возрасте от трех до шести лет выбирали модель, имеющую цвет, одинаковый с оригиналом. Дошкольники производили свой выбор без всякого коле- бания, тогда как ребята старше шести лет в результате неопределенности задачи ока- зывались в затруднении, но чаще всего критерий их выбора основывался все же на форме. Исследуя эти данные, немецко-американский психолог Хайнц Вернер (1890 – 1964) предположил, что реакция самых маленьких обусловливается моторным пове- дением и «постигаемыми» свойствами объектов. После того как визуальные харак- теристики стали доминирующими, на большинство дошкольников начинает оказы- вать влияние привлекательность цвета. В дальнейшем по мере приобщения испытуемых к культуре, с ее бóльшим тяготением к форме, чем к цвету, они все большее предпочтение отдают форме как решающему средству узнавания. Однако в практической деятельности цвет и форма чаще выступают не конку- рентными, а взаимно дополняющими свойствами объекта, и цвет при этом нередко играет доминирующую роль. 7.1. Форма и цвет Форма, как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительно- стью. В любой цветовой композиции выразительные качества формы и цвета долж- ны действовать одновременно, т.е. форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трех основных цветов – красного, желтого и синего, так и для трех ос- новных форм – квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики [21]. Квадрат, характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вер- тикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизируют мате- рию, тяжесть и строгое ограничение. Такими прямыми углами и прямыми сторонами очень сложно выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вер- тикалях, включая крест, прямоугольник, меандр и их производные, носят характер уквадраченных форм. Квадрату соответствует красный цвет, как цвет материи. Тяжесть и непрозрач- ность красного цвета согласуются со статикой и тяжелой формой квадрата. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 84 Квадрат образован равными сторонами и равными прямыми углами, поэтому он воспринимается как нечто идеальное, прямое, четкое, устойчивое, спокойное, тор- жественное. Прямоугольник – фигура более динамичная по сравнению с квадратом. В зависимости от пропорций и положения по отношению к горизонтали прямо- угольник может вызывать ощущение стремления вверх (стоит на горизонтали) либо спокойствия и статики (лежит на горизонтали). Форма треугольника возникает из трех пересекающихся прямых. Его острые уг- лы кажутся агрессивными. Фигура воспринимается как нечто резкое, острое, но в за- висимости от положения по отношению к горизонтали она может быть воспринята как нечто прочное, статичное (стоит на основании) или предельно динамичное, на- пряженное (стоит на вершине). Треугольник – символ мысли, и его невесомый характер соответствует светло- желтому цвету. К треугольным формам причисляются также все формы диагонального характе- ра, например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Круг – это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоян- ном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхно- сти. В противоположность тяжелому, напряженному чувству неподвижности, кото- рое вызывает квадрат, для круга естественно движение. Он создает чувство отдыха и ослабление напряжения. Круг – символ постоянно-подвижной духовности. В Древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возво- дился на основе квадратных форм. Астрономическим символом Солнца является круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы и их производные. Непре- рывному движению круга соответствует синий цвет. В целом можно сказать, что квадрат – это символ неподвижной материи, тре- угольник, излучающий себя во все стороны, – знак мысли, а круг – вечное движе- ние духа. Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого цвета это будет трапеция, для зеленого – сферический треугольник, а для фиолетового – эллипс (рис.7.1). Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придает главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы. Русский художник В.В. Кандинский (1866 – 1944) приписывал геометрическим фигурам определенные цвета и даже различия в тепловом восприятии. Горизонталь ему виделась черной и теплой; вертикаль – белой, холодной; диагональ – красной, серой, зеленой; прямой угол – красным; острый – желтым; тупой – голубым. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 85 Рис.7.1. Форма и цвет Субъективное отношение к цвету применимо и к форме. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. Неслучайно графологи обстоятельно исследуют связи между формами почерка и личностью. 7.2. Цвет и линейные формы Линейные формы отличаются протяженностью и абсолютным преобладанием длины над шириной и толщиной. Вертикальная линия вызывает ощущение активного стремления вверх (ассоциа- ции: полет ракеты, струя фонтана, стоящее дерево, башенный кран). Горизонталь по сравнению с вертикалью производит впечатление слабого, пас- сивного движения, а то и вовсе покоя (линия горизонта, движение поезда параллель- но картинной плоскости и т.д.). Говоря об ощущении движения, вызванном прямой линией, следует подчерк- нуть, что характер этого движения равномерный. Объясняется это просто: глаз чело- века, не встречая препятствий, без труда скользит по прямой линии. Диагональ производит своеобразное впечатление. Она не настолько активна, как вертикаль, и пассивна, как горизонталь. Находясь между ними и постоянно подни- маясь над горизонталью, диагональ вызывает ощущение борьбы, преодоления пас- сивности. Это выражено тем отчетливее, чем больше диагональ приближается к вер- тикали. Различаются два типа диагонали: правая (из левого нижнего угла в верхний пра- вый угол) и левая. Правая диагональ создает впечатление более стремительного движения и в силу этого более эмоциональна, чем левая. Объясняется это нашей PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 86 привычкой читать слева направо. Прослеживая, изучая правую диагональ, мы не- вольно поднимаем глаза вверх. При рассмотрении левой диагонали мы ощущаем «сползание» и, наконец, остановку движения у основания диагонали. Разница в вос- приятии левой и правой диагоналей обусловила и их эмоциональные характеристи- ки: диагональ подъема и диагональ падения. Диагональ, как и всякая прямая линия, производит впечатление равномерного движения. Кривая изогнутая линия вызывает более сложные ощущения. Здесь в отличие от прямой линии мы встречаемся с неравномерным движением. Плавные участки глаз воспринимает спокойно и быстро. Резкие округления требуют остановки глаза и тем самым вызывают ощущение замедления движения. Особо следует выделить кривую изогнутую линию, соответствующую диагона- ли подъема. Линия, в целом поднимающаяся вверх, выгнута вниз. Это производит впечатление борьбы двух сил: силы тяжести и силы подъема. Прогибаясь, кривая как бы преодолевает силу тяжести, высвобождается из-под нее и, устремляясь вверх, олицетворяет неиссякаемую силу и движение. Ломаная линия вызывает представление о сложном, неравномерном, ступенча- том движении. Объединяя в себе вертикали, горизонтали, диагонали подъема и па- дения различной протяженности, ломаная линия передает самые различные ощуще- ния – стремительный порыв, спокойствие и т.д. Большое композиционное значение имеет собственно линия как общая граница между различными по цвету плоскостями. Линия постоянно находится в поле зрения и может быть очень выразительной, если при создании композиции об этом специ- ально позаботиться. Линейные формы могут быть созданы при помощи только цвета, например, рам- ки, бордюры, полосы. Размещенные на плоскости или в пространстве линейные формы при определенных условиях могут обладать значительной художественной ценностью и как самостоятельный элемент, и как специфическое средство выраже- ния различных свойств других форм, особенно в сочетании с плоскостными, про- странственными и объемными формами. Главные структурные особенности линейных форм – протяженность, непрерыв- ность и целостность – хорошо выражает и подчеркивает единый цвет, выбираемый в соответствии с цветом и светлотой фона, обычно в контрастном соотношении по од- ному или сразу по нескольким свойствам. Сочетаниям линейных форм между собой свойственна ярковыраженная поли- хромность. В этом случае нужно учитывать все типовые особенности различных форм сопоставления цветов. Размещенные на плоскости или в пространстве линейные формы при опреде- ленных условиях могут обладать значительной художественной ценностью и как са- мостоятельный элемент, и как специфическое средство выражения различных свойств других форм, особенно в сочетаниях с плоскостными, пространственными и объемными формами. В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень актив- ным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по светлоте и цветовому то- ну при сопоставлении двух или нескольких форм или в отношении фона. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 87 Цветовые линейные формы могут вызывать предусмотренные эмоциональные реакции, активно действовать на восприятие, создавать различные оттенки чувств, формировать художественный образ. Выбор цвета линейной формы определяется ее характером, тем, что она выражает, ее значением в композиции. Очевидно, напри- мер, что для динамичной, активной или статичной, пассивной формы следует выби- рать цвет с аналогичными или близкими характеристиками. Нередко цвет играет решающую роль в выявлении характера композиции. Хо- рошо известно, какую неожиданную выразительность придает зданиям выпавший снег. Его белый цвет подчеркивает все горизонтальные линейные элементы члене- ний, чего до этого не могла сделать светотень. Черный цвет утрачивает траурный вид, если на его фоне расположить яркие линейные элементы. Чтобы избежать мо- нотонности в композиции, слабо насыщенный цвет достаточно исполнить в насы- щенных, контрастных цветах, но только узкую полосу. Роль цветного контура следует подчеркнуть особо. Он применяется прежде все- го там, где приходится преодолевать вялость сочетаемых цветов при близости их цветовых тонов, светлот или насыщенности. Черный контур хорошо подчеркивает очертания цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкосновении и одновременно облегчает их гармонизацию. Воз- действие черной контурной линии тем значительнее, чем она толще. Светлый контур на темном фоне выглядит иначе, чем темный на светлом фоне. Цветные контуры должны быть толще черных, так как в противном случае они будут менее различи- мы, чем последние, особенно при их слабой насыщенности. Черные и цветные кон- туры повышают выразительность композиции цветных плоскостей. Цветные параллельные линии на стенах, потолке или полу помещения, уводя- щие зрение вглубь, создают иллюзию глубинности пространства. Тонкие металлические вертикальные или наклонные опоры, закономерно повто- ряемые, позволяют ясно читать ритмическое развертывание пространства в глубину. Используя цвет, этому можно либо содействовать, либо препятствовать, «растворяя» эти элементы в пространстве по одному из ранее описанных способов. Выявляя цветом линейные элементы, можно значительно усилить наглядность масштаба и ритмы интерьера. Выбирая цвет для линейной формы, нужно в каждом конкретном случае учитывать ее специфический характер и назначение. Чрезмер- ность пересекающихся во всех направлениях линейных форм назойлива. Она может быть ослаблена их окраской в единый светлый матовый отступающий цвет, раство- ряющий в пространстве всю систему. Выбирая цвет в соответствии с особенностями геометрического вида формы, в каждом конкретном случае нужно учитывать свойства материала, функцию и общее композиционное решение, отдавая предпочтение главному в данном случае фактору. |