Главная страница

МУ ППП Музейные фонды. Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеЧастное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Дата28.07.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМУ ППП Музейные фонды.pdf
ТипДокументы
#637263
страница3 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Источники и организационные формы комплектования: экспедиции, научные команди- ровки, закупки у частных лиц и через антикварные и иные магазины, передача в дар, по завеща-

28
нию, передача конфискованного имущества, приобретение в пунктах сбора вторичного сырья и заготовительных конторах, передача образцов оборудования, устаревших приборов от предпри- ятий, фирм, акционерных обществ; комплектование по месту жительства, по переписке, через архивный розыск; полевые находки в ходе археологических разведок, краеведческих походов, научных экскурсий, передача музейных предметов из других музеев (не профильных).
Планирование комплектования фондов. При разработке научной концепции комплектова- ния проводится определение основных направлений комплектования, где учитываются уже сформированные коллекции и необходимость их пополнения с учетом полноты и качественного состава фондовых коллекций. На основании научной концепции ведется разработка перспек- тивного (на пять лет) и текущего (на год, на квартал, на месяц) планирования работ по комплек- тованию. Планы-графики составляются с учетом источников комплектования, способов ком- плектования, ответственных за проведение комплектования, с указанием примерного состава предметного ряда, необходимого для пополнения коллекций, сроков выполнения заданий и особых условий комплектования (закупка, дарение, экспедиция, командировка).
Фонды музея составляют фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных ма- териалов. При планировании комплектования в первую очередь учитывается пополнение му- зейного собрания типовыми, уникальными, раритетными памятниками. Немаловажным является и продолжение пополнения научно-вспомогательных материалов, исходя из необходимости описания уже имеющихся коллекций или невозможности пополнения фондов необходимыми подлинниками. При комплектовании музейного собрания учитывается и структура фондов, ос- нованием для разработки которой служат признаки музейных предметов, профильность музея, мемориальность собрания и т. п.
Системы научно организованных коллекций зависят от разделения памятников по типам источников (вещественные, изобразительные, письменные, кинофотофонодокументы, элек- тронные носители информации) – типологические коллекции. Научная организация фондового собрания зависит от назначения предметов, территориального признака, времени создания, со- циальной, авторской принадлежности. Систематизация коллекций связана и с разработкой клас- сификационных схем частнонаучного знания. Важным является наличие или направленность формирования тематических коллекций, отражающих направления экспозиционной деятельно- сти, профильности, территориального размещения, историко-культурной обстановки и т. п. При определении содержательной направленности комплектования необходимо учитывать весь комплекс факторов, характеризующих музейное собрание.
Методические разработки по вопросам комплектования основываются на применении му- зееведческого метода как комплексного, применяющего методы общественных и естественных наук в процессе исследования музейных предметов, осуществления музейной коммуникации; методов специальных и вспомогательных исторических дисциплин, искусствоведения, приме- нения методов непосредственного наблюдения над процессами общественной жизни. Методи-

29
ческие разработки в области комплектования предлагают оценивать значимость обществен- но-исторических процессов и уровень развития частнонаучного знания, систематизации фондо- вых собраний. Отдельные проблемы по комплектованию рассматриваются в музееведческой профессиональной литературе. Сегодня во главу угла ставится принцип исторической объек- тивности, комплексности, всесторонности, научности, нейтральности, толерантности в противо- вес идеологизации проблем комплектования музейных фондов в течение нескольких десятилетий
XX в. (тоталитаризм, псевдонародность, геоцентричность и др.).
Процесс отбора музейных предметов – это часть процесса документирования. Он заключа- ется в том, что объекты реального мира – носители музейности в процессе документирования должны быть опознаны и отобраны, т. е. изъяты из среды обитания, первоначальной естественной среды. Отбор предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на про- фильно-научные исследования. Теория документирования научно обосновывает критерии отбора и методику музееведческого исследования действительности. Основой формирования фондов являются уникальные и типовые предметы. Типовым музейным предметом называется такой предмет, который отражает типичное явление либо обладает свойствами, характерными для большого числа предметов, существовавших в отражаемое время. Типовые предметы являются основными «отражателями» природы, истории, культуры и составляют основу краеведческих музеев. Уникальные предметы, существующие в единственном или очень ограниченном числе обладают особой научной и культурной ценностью, так как могут представлять черты социо- культурной среды, которые неповторимы.
Предметы реального мира и музей. Предметы реального мира являются носителями со- циокультурной и естественнонаучной информации. В процессе комплектования происходит превращение вещи реального мира, используемой в обиходе, в предмет лишенный первоначаль- ного функционального назначения. Видовое определение предмета в музее по его функцио- нальному первичному назначению есть ретроспективный анализ предмета.
Методика комплектования как обязательный фактор деятельности музея включает экспер- тизу ценности предметов реального мира с точки зрения информационной составляющей пред- мета, аутентичности его социокультурной среде с позиции знания и эмоционального воздействия.
На всех этапах комплектования предметы реального мира проходят экспертизу ценности.
Для закрепления за предметами музейного значения, получивших свой новый статус в процессе предварительной экспертизы (на первых этапах комплектования), статуса музейного предмета проводится коллективная экспертиза, которая осуществляется фондово-закупочной комиссией музея, создаваемой дирекцией музея из музейных специалистов и привлеченных к работе комиссии внемузейных экспертов. Приобретение предметов, поступающих в музей от организаций и частных лиц происходит только в соответствии с решением фондово-закупочной комиссии (является совещательным органом при дирекции музея, создаваемым для рассмотрения

30
вопросов отбора и приобретения предметов музейного значения с целью формирования музей- ного собрания). В компетенцию комиссии входит:
-
· рассмотрение вопросов о приеме в состав музейного собрания предметов музейного значения;
-
· оценка стоимости предметов музейного значения, представляемых на закупку;
-
· вынесение решений о включении новых поступлений в состав музейного собрания и от- несении их к основному или научно-вспомогательному фонду;
-
· рассмотрение и оценка качества составления и оформления сопроводительной докумен- тации на поступающие в состав музейного фонда предметы;
-
· рассмотрение итогов внутримузейной экспертизы по составу музейных коллекций (вы- деление и перевод музейных предметов внутри собрания, выделение непрофильных материалов, списание);
-
· рассмотрение и утверждение итогов переучета музейного собрания;
-
· рассмотрение вопросов научной обработки фондов;
-
· определение места хранения предметов в соответсвии с принятой классификацией фон- дов;
-
· рассмотрение организационных и методических вопросов фондовой работы.
В ходе работы фондово-закупочной комиссии ведется протокол, в котором фиксируются решения всех обсуждающихся вопросов. В нем поединично указываются все рассматриваемые предметы и их дальнейшая судьба. Протокол подписывается председателем, секретарем и чле- нами комиссии. В случае закупки предметов составляется отдельный протокол с указанием объ- ективных данных продавца, названия предметов, их стоимости. Результаты работы комиссии утверждаются директором музея: протоколы, акты приема предметов, дополненных легендами.
Первоначально предметы поступают на временное хранение в соответствии с актами приема.
После экспертизы ценности и принятия предмета на постоянное хранение составляется договор дарения или договор купли-продажи. На основании этих документов составляются акт приема на постоянное хранение и коллекционная опись. Все документы подписываются заинтересованными сторонами, утверждаются директором музея, на документах ставятся печати музея. Таким обра- зом, документы получают юридическую силу, и начинается музейный учет музейных предметов.
Изучение музейных предметов составляет основу работы по комплектованию фондов, их учету, хранению, использованию, но представляет самостоятельное значение и состоит из трех последовательных этапов: атрибуция, классификация и систематизация (организация фондов), интерпретация. Изучение музейных предметов начинается уже на стадии выявления в среде обитания и отбора, комплектования музейного собрания и продолжается в процессе учет- но-хранительской деятельности.
Учет музейных фондов – это деятельность, связанная с закреплением принадлежности предметов к данному музею, а также гарантирования юридических прав на них. Учет необходим

31
для юридического оформления положения предмета в фондах музея: его принадлежности к му- зейным предметам или научно-вспомогательному фонду, фиксации предметов за определенными научными сотрудниками – материально-ответственными хранителями. Учет музейных предметов необходим с точки зрения оформления движения музейных предметов внутри и вне музея, пре- доставления сведений о наличии и местонахождении того или иного предмета. Направление фондовой работы, целью которой является юридическая охрана музейных фондов и прав музея на полученные в результате изучения предметов научные данные о них, называется учетом музей- ных предметов, а складывающаяся в процессе учета музейных фондов документация – учетной документацией. Учетная документация составляется по установленным нормам, содержит данные об отдельных предметах, порядке поступления в музей и фондовые подразделения (акты приема, книги поступлений, научные инвентари, учетные картотеки, карточки научного описания), о группах предметов, объединенных общностью происхождения, принадлежности, местонахож- дения (акты приема и коллекционные описи, полевые описи).
Система фондовой документации – это информационная система, к которой, помимо соб- ственно фондовой документации относятся монографические исследования отдельных музейных предметов и коллекционных собраний, исследования в области профильной дисциплины. В фондовой информационной системе важна роль документации, образующейся в процессе клас- сификации и систематизации фондов (классификационные схемы, системы каталогов, указате- лей). На фондовую документацию опирается планирование и управление всей фондовой работой; экспозиционная и выставочная деятельность музея (отбор предметов для экспозиции, составление этикетажа), образовательная деятельность музея (интерпретация предметов при подготовке экс- курсий, лекций, занятий и т. п.), научные исследования в области музейного источниковедения, исследования в области профильных дисциплин, учебной деятельности, творческой деятельности и др. Среди задач системы фондовой документации выделены следующие: фиксация и передача информации о самих фондах, процессах и явлениях, документируемых музейными предметами.
Задачи учета музейных фондов:
-
· закрепление принадлежности предметов данному музею и гарантирование его прав на них;
-
· оформление юридического положение предмета в фондах музея, его принадлежности к основному или научно-вспомогательному фонду;
-
· закрепление предметов за конкретными научными сотрудниками;
-
· оформление предметов временного хранения;
-
· оформление перемещения предметов внутри музея;
-
· контроль наличия принадлежащих музею предметов и оформление происходящих в них изменениях;
-
· возможность быстрого получения сведений о наличии и местонахождении предметов;

32
-
· установление ответственности музея, хранителей, подразделений музея за принадлежа- щие музею предметы;
-
· соблюдение правил использования музейных предметов.
Одно из направлений фондовой работы – юридическая охрана музейных фондов и прав музея на полученные в результате изучения предметов научных данных о них через учет музей- ных фондов. Различают фондовую и учетную документацию (является составной частью фон- довой документации). Фондовая документация отражает историю развития фондов. Полученная в процессе учета документация называется учетной документацией. Учетная документация фик- сирует движение и состояние музейных предметов, коллекций, собраний. Фондовая документа- ция предназначена:
-
· для закрепления взаимосвязей предметов;
-
· использования в качестве инструмента изучения фондов;
-
· использования при исследованиях в профильных научных дисциплинах;
-
· обеспечение быстрого и точного поиска музейных предметов;
-
· выявление имеющихся в фондах пробелов при составлении научной концепции ком- плектования фондов и проведение работы по комплектованию;
-
· фиксация условий хранения и охраны фондов.
Первичный учет и научная инвентаризация фондов. Учетная документация. Учет музейных фондов проводится в два этапа. На первом проходит первичная обработка поступивших в музей предметов. В ходе ее оформляются акты приема, отражающие наименование, краткое описание, сохранность, количество принятых предметов; в книге поступлений фиксируются: номер по по- рядку (юридическое закрепление номера за предметом), дата записи, время и источник поступ- ления, наименование и краткое описание предмета, количество, материал и техника, размер (вес), стоимость, номер научного инвентаря, собрание, в которое потупил предмет, акты движения предмета. Вторичная обработка музейного предмета предполагает его дальнейшее изучение.
Научная систематизация и каталогизация музейных фондов. Этот процесс начинается еще на стадии отбора музейных предметов, но окончательно происходит на второй ступени учета.
Предмет классифицируется и проходит соответствующую систематизацию при определении его в соответствующий раздел хранения. Передача его ответственному сотруднику происходит на ос- новании акта, который кроме подписей сторон имеет заверительную подпись директора музея и печать музея. Научная инвентаризация предполагает фиксацию информации о предмете в ин- вентарных книгах (шифр, номер по порядку, дата записи, фамилия лица, сделавшего запись, но- мер по книге поступления, наименование и развернутое описание предмета, история предмета, публикации о нем, материал и техника изготовления, сохранность, размер и вес, источник по- ступления, старые инвентари, примечания). Одновременно с инвентарными книгами составля- ются инвентарные карточки, каталоги, картотеки. Вся учетная документация является докумен- тами внутреннего пользования и из фондов не выдается.

33
Учет движения музейных фондов. Фонды находятся в постоянном движении. Итоги под- водятся по кварталам и по полугодиям, отражаются в годовом отчете музея и паспорте музея. В целях контроля специальные комиссии, назначаемые директором музея, регулярно осуществляют проверку фондов. По результатам проверок составляются акты. Отсутствие предметов должно быть объяснено директором музея через предоставление информации Министерству культуры или местным органам культуры.
Прием предметов в музей и их первичная инвентаризация. Учет музейных фондов является одним из основных направлений музейной работы, цель его в юридической охране музейных фондов и прав, полученных в результате изучения музейных предметов и коллекций. Учет му- зейных фондов представляет собой непрерывный процесс, поскольку фонды музея постоянно пополняются, ведется контроль за движением предметов и за их состоянием. Порядок учета, хранения и научной обработки музейных предметов регулируется нормативными документами
Министерства культуры. В процессе учета составляется по установленным образцам учетная документация. Государственный учет музейных предметов предусматривает два этапа, которые отражают степень изученности музейных предметов: первичная регистрация и инвентаризация, т. е. научная регистрация музейных предметов.
К документам первичной ступени учета относятся:
· Акты приема предметов на постоянное хранение. Составляется не менее чем в трех эк- земплярах, подписывается главным хранителем, лицом, хранившим предметы до решения фон- дово-закупочной комиссии, лицом, принявшим предметы на материально-ответственное хране- ние. Акт утверждается директором музея и скрепляется печатью музея. Прием предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, орденов и медалей, а также оружия регулируется особыми нормативными документами.
· Книга поступлений основного фонда и Книга учета научно-вспомогательных материалов – документы, закрепляющие окончательно музейные предметы за данным музеем. В естествен- но-научных музеях сырьевые материалы регистрируются в книге учета сырьевых материалов.
· Предметы, поступившие в музей на временное хранение, вносятся в книгу поступлений во временное пользование. Возвращаются предметы по акту, который составляется по распоряже- нию директора музея и подписывается главным хранителем, лицом, принимавшим его на вре- менное хранение.
Цель первичного учета – зарегистрировать за определенным номером музейный предмет, дать его краткое описание, исключающее подмену предмета. При одновременном поступлении большого количества предметов допускается их групповая запись, при наличии коллекционных описей. Уникальные предметы всегда записываются индивидуально. Запрещена групповая запись предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней. В практике музейной работы понятия единица учета и единица хранения могут обозначать как отдельный музейный предмет, так и

34
группу предметов (коллекцию, комплект), если они зарегистрированы в учетных документах под одним номером.
Книги первичного и вторичного учета как документы охранного порядка заполняются со- ответствующим образом: листы пронумерованы, книга прошнурована, опечатана, подписана.
Документы первичного учета тщательно хранятся: доступ к ним имеет ограниченный круг лиц.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта