МУ ППП Музейные фонды. Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Скачать 1.15 Mb.
|
Научное проектирование экспозиции. Проектирование экспозиции – вид проектной меж- предметной научно-художественной деятельности по формированию предметной, содержатель- ной, пластической среды музейной экспозиции, включающий научное, художественное, техно- логическое проектирование, а также информационное обеспечение. Осуществляется коллективом научных сотрудников музея, художников-дизайнеров при участии специалистов по профильным наукам, технологов, инженеров, социологов, психологов и др. Проектирование экспозиций могут осуществлять и специализированные организации. Проектирование осуществляется поэтапно и включает разработку и принятие основных документов: научной концепции, художественной концепции, расширенной тематической структуры, эскизного проекта, темати- ко-экспозиционного плана, монтажных листов, светотехнического проекта, деталировочных и сборочных чертежей, сценария экспозиции. Сценарий экспозиции – видпроектного документа, представляющий экспозиционный за- мысел в виде сюжетной схемы, связующей научную концепцию с пластическим образом экспо- 60 зиции. Авторы сценария интерпретируют научную идею, создавая произведение экспозиционной драматургии, которую реализует художник в формах пластического искусства и дизайна. Сце- нарное проектирование – творческий процесс, представляющий собой сложную синтетическую деятельность. Не все музееведы считают, что сценарий экспозиции является обязательным эле- ментом проектирования. При разработке сценария первоначально определяется тема экспозиции в соответствии с задачами экспозиции, учетом профиля, типа, концептуальных планов музея. Сценарий предполагает разработку состыковок различных комплексов, тем, предметов, пред- ставляет целостный образ, отражающий идею экспозиции или выставки. Первоначальный сце- нарий может предварять научную концепцию, но окончательная разработка сценария должна являться составной частью научной концепции. Уже на уровне сценария к работе над экспозицией привлекается художник-дизайнер. В дальнейшем работа экспозиционера и художника идет па- раллельно. Научная концепция (от лат. – понимаю, система) – документ, представляющий теоретиче- ское обоснование экспозиции, содержащий изложение основ экспозиционного замысла и науч- ную трактовку темы экспозиции. Создается на основе исследований в области музееведения и профильных научных дисциплин. Научная концепция содержит аналитическую и проектную часть. В аналитической части дается научная проработка проблемы, анализ коллекционного, на- учно-исторического потенциала музея, определяется обеспеченность будущей экспозиции пред- метным материалом и ее место среди экспозиций той же профильной группы и в музейной сети региона. Развернутая концепция включает и анализ социокультурной ситуации в населенном пункте? и социологический прогноз. На основе аналитической части создается проектная часть: тема, цели, задачи, принципы и методы построения, структура, музейная аудитория и др. Научная концепция служит основой для художественного проектирования экспозиции и содержит ос- новные требования к художественной концепции экспозиции. Конкретизация положений научной концепции осуществляется в развернутой тематической структуре, тематико-экспозиционном плане. Научная концепция – основа будущей экспозиции. Тема экспозиции может быть раскрыта только при выяснении следующих параметров, отражаемых в концепции: изученность темы, круг источником (архивных и музейных), литература по заявленной теме. Это кропотливая работа по выявлению музейных предметов (будущих экспонатов), определение круга вспомогательных материалов. На основании приведенных в научной концепции данных определяется научная ос- нова и идея экспозиции, отражающий цели, задачи, подходы и дизайнерский замысел экспозиции. Структура научной концепции совпадает с раскрытием следующих параметров: изученность темы в профильной дисциплине, место экспозиции, выставки в ряду других экспозиций, специ- фика данной экспозиции-выставки, ее ведущие идеи, проблемы, просветительный потенциал и типологическая направленность, обоснование тематической структуры, ее разделов, обеспечен- ность музейными предметами, возможность и необходимость проведения дополнительного комплектования коллекции. В научной концепции указываются методы демонстрации экспона- 61 тов, определяется роль отдельных (уникальных, типовых, крупномасштабных или миниатюрных) экспонатов во всей экспозиции или в отдельных разделах. Фактически предоставляется предва- рительный маршрут экспозиции. Научная концепция предлагает и план работы над экспозици- ей-выставкой. На основании научной концепции создается тематическая структура, которая после дора- ботки предстает в форме развернутой тематической структуры. Тематическая структура строится с одновременным подбором основных музейных экспонатов, определением основных возмож- ностей дополнительного комплектования. Тематическая структура соответствует экскурсион- ному маршруту или является основой для его разработки. Расширенная тематическая структура предлагает выверенную тематическую структуру, где указываются не только основные разделы, но и подразделы, темы и подтемы, без конкретизации всего предметного ряда, вспомогательных материалов, текстов и технических средств. Параллельно с разработкой тематической структуры составляется картотека или списки музейных предметов с указанием атрибутивных данных и места нахождения. В тематической структуре указываются основные экспозиционные комплексы предметов (коллекция, тематическо-хронологический, комплексный показ, диорама, интерьерный показ и т. п.). Списки (картотека) предметов становятся основой для составления этикетажа, подготовки экскурсий, сопроводительных текстов. Тематико-экспозиционный план (ТЭП)– это результат разработки тематической структурой с указанием текстов заглавных, объяснительных, научно-вспомогательных материалов, подлин- ных музейных предметов (с указанием размеров); реплик, новоделов, макетов, воспроизведением предметов музейного значения. В ТЭПе указывается место расположения музейных экспонатов (витрины горизонтальные, вертикальные, подиумы и другое оборудование, использованное для оформления экспозиции). ТЭП имеет четкую структуру: титульный лист (название музея, на- звание выставки, раздела экспозиции, комплексной экспозиции, номер зала, автор или авторский коллектив, дата составления); оглавление, введение, содержание экспозиции (тематическая структура, ведущие тексты, темы и подкомплекссы, характер экспозиционных вспомогательных материалов, оборудования). Тематико-экспозиционный план – один из основных документов научного проектирования, определяющий состав и основные характеристики (атрибуция, раз- меры, инвентарные номера, шифры хранения и т. д.) экспозиционных материалов, распределение по темам, подтемам, группировку по экспозиционным комплексам, основные тексты экспозиции. Приложениями к ТЭПу могут являться объемные тексты, фотографии или иные воспроизведения музейных предметов, документация по использованию технических средств и т. п. ТЭП создается, как правило, на завершающем этапе работы над экспозицией, может быть скорректирован после пробной экспозиционной раскладки. Экспозиционный комплекс – структурный элемент экспозиции, представляющий собой группу экспонатов, объединенных тематически, стилистически, визуально. В комплекс могут включаться как подлинники, так и научно-вспомогательные материалы, макеты, модели, произ- 62 ведения экспозиционного искусства, объяснительные тексты, сгруппированные в композицию. Экспозиционные комплекс определяет соответствующую группировку материалов в тексте или подтексте экспозиции, в выделении смысловых центров, ведущих объектов показа с использо- ванием приемов акцентировки, соподчинения предметов и др. Экспозиционный комплекс фор- мируется с использованием средств экспозиционного дизайна (положение в пространстве, вы- деление цветом и светом, взаимодействие структур, фактор, размеров материала, предметов, му- зейного оборудования). Основные этапы работы включают уже перечисленные выше этапы (сценарий, научная концепция, ТС, ТЭП, подбор экспонатов и составления этикетажа, текстов, решение вопроса о технических средствах и оборудовании). Все подготовительные этапы работы над экспозицией должны рецензироваться и приниматься Ученым советом музея или методическим советом музея с привлечением специалистов из всех отделов музея для быстрого решения оперативных задач и определения возможности их решения, сроков и ответственных. Кроме того, уже на этапе ТЭП (иногда ранее) начинается подготовка к популяризации новой экспозиции или выставки: подготовка текста экскурсии, экскурсоводов, составление путеводи- телей, рекламных листовок и пресс-релизов, проспектов, буклетов. Разрабатываются тексты для СМИ, радио- и телепрограмм, готовятся афиши. Перед открытием экспозиции (после монтажа) специальная комиссия (методический совет) принимает текст экскурсии и прослушивает показательную экскурсию, подготовленную или экспозиционерами или ведущими экскурсоводами. После открытия экспозиции составляется охранно-топографическая опись, на основании которой материальную ответственность за сохранность музейных предметов несут экспозицио- неры и музейные смотрители. Все подготовительные и рабочие материалы экспозиции сдаются в архив музея. Особенности экспозиций музеев разных профилей были заложены еще в период возрож- дения музейной деятельности в эпоху Возрождения: коллекционный и комплексный. Бурное развитие науки привело к формированию профильных музеев с использованием систематических экспозиций. Ансамблевый метод предложили этнографические музеи в конце XIX – начале XX в. Параллельно с ними стали развиваться ландшафтные экспозиции, в основу которых вошли био- группы и ландшафтные диорамы. К концу XIX в. появляется и новый метод экспонирования – панорамный, т. е. лентообразная картина, натянутая на цилиндрический подрамник. Тематиче- ские экспозиции стали применяться в историко-революционных музеях. Разнообразие материалов профильных музеев закладывает особенности построения экспозиций. Экспозиция музейная (от лат. – выставление на показ, изложение) – основная форма пре- зентации историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предмет- но-пространственной структуры. Экспозиция включает архитектуру, музейные предметы, кол- лекции, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы, специально созданные произве- 63 дения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии. Современная экспози- ция является синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соот- ветствии с единым музейным замыслом, определяющим принципы отбора, группировку и ин- терпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского про- ектирования. Являясь центральным звеном музейной коммуникации, экспозиция в соответствии с семиотическим подходом рассматривается как текст, а в соответствии с экономическим – как основной музейный продукт. Выставка – это временно действующая музейная экспозиция, создаваемая с целью актуа- лизации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий, расширения ком- муникативных возможностей музея. Выставки повышают эффективность использования музей- ных коллекций, коллекций других музеев, частных собраний, позволяют выносить на обсуждение актуальные социокультурные проблемы, научные исследования в профильных науках. Выставки различаются по месту проведения (внутримузейные, внемузейные, межмузейные, передвижные), по содержательным признакам (тематические, проблемные, фоновые, отчетные, персональные, юбилейные и др.). Разновидностью музейной выставки являются постоянно действующие вы- ставки, дополняющие либо замещающие основную экспозицию музея. Выставки являются своеобразной социокультурной и творческой лабораторией музея. Музейный предмет – основное ядро экспозиции. Суть музейной экспозиции заключается в демонстрации памятников истории и культуры, находящихся на хранении в конкретном музейном собрании. Музейный предмет, размещенный в музейной экспозиции получает дополнительный статус музейного экспоната, продолжая быть значимым для социума объектом культурного и природного наследия. Воспроизведение музейных предметов и внемузейных объектов. Наряду с музейными предметами в экспозиции используют и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, т. е. предметов, специально созданных для экспонирования вместо музейного предмета или внемузейного объекта, имеющих с ним внешнее сходство и передающих все его сущест- венные черты и свойства: копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные ре- конструкции, новоделы, голограммы. Одна из причин экспонирования связана с тем, что осо- бенности режима хранения музейных предметов не всегда позволяют их долгое нахождение в экспозиции. Воспроизведения предметов экспонируются и в том случае, когда оригинал недос- тупен, утрачен, не может быть помещен в экспозиции из-за своих габаритов. Научно-вспомогательные материалы в экспозиции. Для наглядного установления смысло- вых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диа- граммы, таблицы и другие научно-вспомогательных материалы. Однако неправильное исполь- зование научно-вспомогательный материалов может отвлекать внимание посетителя от подлин- ников / музейных предметов, что нарушает специфику музейной экспозиции. 64 Тексты и фонокомментарии. Указатели. Этикетаж. Особое место в экспозиции принадле- життекстам. По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные, ве- дущие, пояснительные, этикетаж и указатели. Заглавные тексты помогают посетителю ориентироваться в экспозиции и содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов. Ведущий текст – один из вариантов заглавного текста, который выражая основную идею экспозиции/раздела/комплекса может быть сравним с эпиграфом. Пояснительный/объяснительный текст представляет собой аннотацию к залу, теме, комплексу, отдельному экспонату. Он содержит информацию, которая лежит за пре- делами зрительного восприятия материала. Этикетаж – совокупность этикеток, т. е. текста, со- держащего название предмета, его атрибутивные данные, авторская принадлежность, историче- ское и мемориальное значение. Указатели раскрывают план экспозиционных залов, маршрут, нумерацию экспозиционных залов (стрелки, схемы). В экспозициях современных музеев приме- няются фонокомментарии – голоса птиц, животных, природные, городские шумы, докумен- тальные и музыкальные записи. Современные информационные технологии в музее Новые информационные технологии в музее – совокупность научно-технических методов, средств и ресурсов, обеспечивающих сбор, хранение, обработку информации в музее и ее рас- пространение внутри и вне музейных стен. Информационные технологии направлены на сниже- ние трудоемкости ручной работы, повышение доступности информации и эффективности ее по- иска (компьютеризация фондов, создание баз данных и музейных сайтов), усиление информа- ционности и коммуникативности музейной экспозиции, а также на сохранение цифрового на- следия. Цифровое наследие – форма культурного наследия, закрепленная в «Хартии о сохранении цифрового наследия», принятой на 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (2003). Цифровое наследие представляет собой совокупность электронных ресурсов, создаваемых в цифровой форме либо переводимых в цифровой формат. Включает в себя оцифрованные тестовые документы, неподвижные и движущиеся изображения, звуковые и графические материалы, веб-страницы, базы данных. Основные этапы компьютеризации. В последние десятилетия мы наблюдаем распростра- нение компьютерных систем во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и исполь- зовании информационных технологий в музеях. Сегодня можно выделить три этапа. По заданию руководства Министерства культуры СССР для демонстрации участникам сессии Международного комитета по недвижимому культурному наследию ICOMOS (Москва, 1978 г.) разработана информационно-поисковая система (ИПС), предназначенная для хранения и представления данных о недвижимых памятниках истории и культуры. В создании проекта принимали участие две организации Минкультуры СССР (Институт искусствознания и Науч- но-исследовательский центр по комплексным проблемам управления и развития культуры Мин- 65 культуры СССР), специалисты из Института системных исследований АН СССР и одного из оборонных предприятий страны. В основу проекта был заложен принцип «двухконтурной» (по терминологии авторов проекта) ИПС: - · первый контур – компьютерная ИПС с текстовыми описаниями нескольких сотен па- мятников русской культовой архитектуры, установленная в Вычислительном центре АН СССР; - · второй контур представлял собой электромеханическую систему, предназначенную для хранения массива микрофиш с фотографиями научных паспортов тех же памятников (текст и фотографии различных видов памятника), и монитор для представления этих фотографий. Все это было размещено в помещении Государственной Третьяковской галереи на Крым- ском валу. Между первым и вторым контурами была организована телефонная связь. В основе компьютерной ИПС была база данных, содержащая массив формализованных описаний памятников русской культовой архитектуры (для демонстрации выбрано около 500 паспортов). Наиболее важные сведения о памятнике (название памятника, адрес, краткое описа- ние, датировка, типология, состояние сохранности и др.) заносились в специальный формуляр; для формализации описания использовалась специально разработанная система слова- рей-классификаторов. Данные из формуляров переносились на перфокарты и с помощью про- граммы ввода данных записывались в базу данных. Программа поиска позволяла сформулировать в машиночитаемом виде и передать запрос к ЭВМ непосредственно с удаленного терминала. По запросу пользователя ИПС должна была определить регистрационные номера соответствующих памятников, передать их по телефонному каналу в поисковую систему второго контура, в котором актуализировались найденные микрофиши. Результат поиска мог быть представлен на экране монитора или в виде распечатки на бумаге. В 1985 г. по поручению Министерства культуры СССР была разработана Концепция авто- матизированной информационной системы о памятниках истории и культуры СССР |