МУ ППП Музейные фонды. Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Скачать 1.15 Mb.
|
Вопрос: Каковы сроки и порядок проверки наличия и состояния сохранности музейных ценностей? В соответствии с гл. 27 Единых правил проверка музейных ценностей проводится с целью установления соответствия их фактического наличия данным основной учетной документации. Осуществляется проверка комиссией, образованной на основании приказа руководителя музея, согласно плану-графику, утвержденному также директором музея и согласованному с учредите- лем. В комиссию должно входить не менее трех человек. При этом в обязательном порядке в комиссии должны участвовать ответственный хранитель музея и сотрудник отдела учета. План-график составляется исходя из следующих сроков проверки наличия и объема про- веряемых фондов или групп хранения (п. 27.3 Единых правил): - для музеев с общим количеством фондов до 30 тыс. предметов - 1 раз в 3 года; - от 30 до 300 тыс. - 1 раз в 5 лет. К сожалению, Единые правила были разработаны не вполне удачно с точки зрения теории и практики музейного учета, и встречены представителями музейного сообщества неоднозначно, позже были отменены Приказом Министерства культуры РФ от 11 марта 2010 г. № 116 «Об от- мене приказа Министерства культуры Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 842 «Об 22 утверждении Единых правил организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации». В настоящее время разработан Проект Приказа Министерства культуры РФ "О единых правилах организации формирования, государственного учета, хранения и использования му- зейных предметов и музейных коллекций" (подготовлен Минкультуры России 24.12.2016). Защита прав музея как держателя коллекции Музей может обладать интеллектуальной собственностью, скажем, патентом на разработку какой-либо новой технологии или изобретение (касающееся, методов реставрации и т.д.), а также товарным знаком. Например, логотип Эрмитажа, используемый музеем на его продукции (бук- летах, альбомах, видеопродукции и т.д.) может быть зарегистрирован в агентстве Роспатент как товарный знак или знак обслуживания. Авторские права распространяются прежде всего на экспонируемые музеем предметы ис- кусства. Если определенный Законом РФ об авторском праве и смежных правах 1993 года срок действия авторского права не истек (в течение жизни автора и 50 после его смерти), то только автор или его наследники обладают исключительным имущественным правом на воспроизведе- ние (копирование) и распространение произведения. Крупные музеи, как правило, экспонируют произведения, срок действия авторского права на которые давно истек. Повторим, не имущественного права на материальные носители - живо- писные холсты, скульптуры и т.д., а авторского имущественного права на результаты творчества -- на произведения искусства. Поэтому для таких музеев, как Эрмитаж, Русский музей, Петро- павловская крепость, проблемы авторского права не так актуальны. Если картина Репина хра- нится в Русском музее, и срок действия авторского имущественного права на картину истек, то никто, в том числе и музей, не обладает исключительным правом разрешать или запрещать вос- произведение и распространение репродукций данной картины. Если же срок действия авторского права еще не истек, то музей является прежде всего хранителем материального носителя произведения. На этом полномочия музея исчерпываются, если только договор музея с автором не предусматривает иного. Тот факт, что музей экспонирует картину, авторского права не касается, т.к. оно принадлежит автору или правообладателю, к ко- торому оно перешло по договору, по наследству и т.д. С другой стороны, музей имеет право воспретить доступ к экспонатам, которые как мате- риальные объекты, как собственность, принадлежат в его лице государству. Как и любой человек, в доме которого висит принадлежащая ему картина, администрация может допустить или не до- пустить к ней человека с фотоаппаратом, кинокамерой. Кроме того, музей, как хранитель дове- ренной ему государством собственности, обязан заботиться о сохранности экспонатов, и если воспроизведение (фотографирование, например) приносит вред картинам или фрескам, его ад- министрация вправе запретить пересъемку экспонатов. Скажем, раньше, когда фотографы поль- 23 зовались магниевыми вспышками, действительно опасными для живописных полотен, пере- съемка была запрещена. Что касается права музея брать плату за фотографирование, съемку на камеру и т.д., как и за посещение, то в целом надо помнить, что каждый посетитель при входе в музей как бы заключает с ним договор, согласно которому посетитель обязан подчиняться внутренним правилам музея, скажем, не трогать или не фотографировать экспонатов. За это музей обеспечивает ему ряд услуг: доступ к коллекциям, разрешение фотографировать, - и взимает за это плату. Входной билет яв- ляется материальным выражением такого договора. Кроме этого, существует Закон Российской Федерации о музейных фондах, в статье 36-й которого право первой публикации проведения, которое экспонируется в музее и включено в состав музейного фонда РФ, принадлежит музею. Ясно в законе сказано лишь о "первой публи- кации". О передаче же прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, сказано, что подобная передача "осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предме- тов и музейных коллекций". Что это значит, не совсем ясно определено в тексте закона. Поэтому очень часто музеи пытаются препятствовать коммерческой публикации храня- щихся у них экспонатов, даже если срок авторского права истек. Скажем, не так давно крупный московский музей предъявил одному петербургскому издательству претензию по факту исполь- зования ряда картин, хранящихся в музее (в основном - начала 20 века) для дизайна обложек книжных изданий. Музей ссылался как раз на эту статью Закона о музейных фондах Российской федерации, пытаясь увязать данное положение с Законом об авторских правах. При этом все картины уже многократно публиковались в открытой печати и срок действия авторского права давно истек. Музей угрожал судебным взысканием огромных сумм денег. Однако издательство ответило, что авторские права на картины прекратились и музей не вправе требовать никакой платы за использование, после чего переписка просто прекратилась. Видимо, музей осознал не- достаточную обоснованность своих претензий. Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций. Право первой публи- кации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Рос- сийской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции. Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных пред- метов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установ- ленном собственником музейных предметов и музейных коллекций. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и му- 24 зейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев. Если же репродукция (копия, снимок) картины уже сделана, и доступа к фондам музея не требуется, то при дальнейшем воспроизведении данной копии вступают в силу авторские права автора копии (снимка и т.д.), которые необходимо соблюдать. Автору копии (снимка) необхо- димо, однако, уметь доказать а) что воспроизведение носило творческий характер и, следова- тельно, является произведением искусства, и б) что именно его копия (снимок, репродукция) была использована для дальнейшего воспроизведения. Однако музея это уже не касается и принадле- жит к области отношений между фотографом и, скажем, издателем. Просить у музея разрешения воспроизводить далее и распространять такую копию предмета искусства по закону нет необхо- димости. Что касается самого музея, то, приобретая экспонат, музей должен учитывать, что в таком случае он покупает (или берет на хранение) лишь материальный носитель произведения, а право разрешать его воспроизведение (копирование) и распространение принадлежит автору или его наследникам, или тем, кому он это право передал по договору. Директорам музеев можно посо- ветовать всегда оговаривать эти вопросы с продающим экспонат и, при согласии последнего на передачу авторского права наряду с самой картиной (рукописью), заключать два договора: на приобретение картины (рукописи) в собственность и на передачу музею имущественных автор- ских прав воспроизводить и распространять произведение. Если оригинал некого экспоната утрачен, а его копии находятся в фондах сразу нескольких музеев, то, если авторские права на данное произведение истекли, то, согласно закону, любое лицо (юридическое или физическое), в том числе и каждый из музеев, может это произведение ис- пользовать без ограничения, т.е.: воспроизводить, распространять, перерабатывать, переводить на другие языки, передавать по кабелю, в эфир и т.д. и т.п. Очень часто руководителей музеев опасаются размещать изобразительные материалы в сети Интернете на том основании, что они будут неконтролируемо доступны для дальнейшего вос- произведения. Этот вопрос вне правового поля и по сути дела, Интернет здесь ни при чем. Если имущественные авторские права действуют, то их нарушителя можно преследовать по закону, как бы он не использовал изображение. Если срок действия авторских прав истек, то любое лицо имеет юридическое право воспроизводить и распространять это произведение. Никакого нару- шения закона в этом нет. Если у музея есть возможность разместить произведение в Интернете, а ни у кого другого такой возможности нет, то руководство музея само решает, делать это или нет. Впрочем, точно также можно бояться опубликования репродукция в любом другом виде. Интернет в данном случае - лишь одна из возможных форм доступа к произведению, лишь техническая возможность сделать это. Для дальнейшего копирования и распространения можно воспользоваться не изо- 25 бражением в Интернете (кстати, оно всегда достаточно низкого качества), а хорошей репродук- цией из дорогого альбома, выпущенного музейным издательством. Если организуется совместная выставка из коллекций двух музеев, и ряд экспонатов первого музея включен в экспозицию второго, то вопросы о коммерческом или любом другом использо- вании копий (воспроизведений) экспонатов должны решаться на основании а) закона об автор- ском праве и б) музейного законодательства и других правовых и ведомственных актов. Если авторское право на конкретные экспонаты действует, то разрешение на воспроизве- дение и распространение необходимо испрашивать у правообладателей (автора или его наслед- ников). Если же срок действия авторского права на экспонаты истек и если любой из музеев по за- кону имеет право на коммерческую деятельность ( в данном случае - продавать свою печатную продукцию), то все остальные отношения между двумя организациями должны регулироваться музейным законодательством и распоряжениями министерства. Порядок учетной обработки музейных предметов Комплектование музейных фондов – одно из основных направлений музейной деятельности по отбору и определению ценности предмета. Это целевой, плановый, опирающийся на методо- логические принципы музееведения и профильных дисциплин процесс выявления, сбора, научной организации музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необхо- димая для работы музея. Благодаря комплектованию происходит документирование происходя- щих в природе и обществе процессов и явлений. В ходе комплектования предмет музейного значения становится музейным, т. е. изъятым из среды бытования и представляющим эту среду. Цель комплектования заключается в создании оптимальных условий для сохранения, ис- следования музейных предметов, проведения исследований в области истории материальной и духовной культуры, разработки теории и методики фондовой работы. Задачи комплектования можно определить через единство трех составляющих процесса: - · атрибуция и интерпретация информационных и эмоциональных свойств предметов, оп- ределение физических свойств, функций, истории происхождения предметов с целью выявления значимости предмета с точки зрения его возможностей по документированию и длительному сохранению информации в составе музейных фондов; - · классификация и систематизация музейных предметов на типы, виды, группы в соот- ветствии с их свойствами; - · организация процесса включения предметов в состав музейных фондов через различные способы (дар, закупка и др.) и предоставление предметам музейного значения юридического статуса музейных предметов. Концепция научного комплектования музея – всестороннее и глубокое обоснование тем комплектования, которые являются неотъемлемой частью научной концепции музея, детализируя 26 ее с учетом конечной цели: создание или пополнение музейных коллекций. При разработке кон- цепции научного комплектования учитываются следующие факторы: - · наличие научной концепции музея; - · состав музейных коллекций на момент составления концепции; - · основные направления деятельности экспозиционных отделов, наличие образовательных и коммуникационных программ и др.; - · научная разработанность тем научно-исследовательской деятельности музея; - · социальный заказ; - · требования современного наукознания; - · применение принципа всесторонности, комплексности, социальной нейтральности при комплектовании. Научная концепция комплектования включает в себя: - · определение состава имеющихся музейных предметов, коллекций, соответствующих профилю музея и направленности его деятельности; - · определение направленности изучения среды обитания; - · изучение источниковой базы; - · определение целей, форм, направлений комплектования; - · обеспечение комплектования необходимой учетной документацией; - · обеспечение материально-технической и финансовой базы комплектования; - · заключение договоров с заинтересованными организациями на хозяйственные работы и научные исследования; - · создание научно-справочной базы данных об объектах комплектования; - · определение принципов и критериев отбора памятников из среды обитания; - · разработка перспективного и текущего планирования работ по комплектованию; - · разработка классификационной схемы систематического каталога музея; - · координацию деятельности по комплектованию с заинтересованными и смежными ор- ганизациями; - · привлечение к комплектованию потенциальных источников комплектования. Музейное коллекционирование – собирание музейных предметов в единую совокупность, связанных, общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познава- тельный, художественный интерес. Музейная ценность коллекции определяется ее полнотой в количественном и качественном отношении. Информация, содержащаяся в одной коллекции, способна дополнять и подтверждать информацию, содержащуюся в других коллекциях. Поэтому информация совокупности коллекций предоставляет новое качество и обозначается как музейное собрание. Музееведческий подход к действительности с целью комплектования фондов связан с полнотой документирования и предметного обоснования в соответствии с профилем музея ис- 27 торического процесса и способностью музейного собрания служить средством информации и коммуникации. Главной составляющей комплектования музея является выявление объектов социальной действительности, способных наиболее комплексно документировать совокупность реальностей, на которые направлены познавательные задачи науки, общества и обладать свойствами дли- тельного («вечного») хранения при изменении условий бытования предметов в новом качестве музейного предмета. Объект социальной действительности должен обладать совокупностью ка- честв: информативностью, аутентичностью, культурно-исторической ценностью, комплексно- стью, способностью к длительному хранению. Предмет реального мира – это вещественный источник, функционирующий в естественной среде бытования и выполняющий утилитарную функцию. Не все предметы реального мира могут иметь музейное значение. Выявление этих качеств связано с проведением оценочной экспертизы. Предметы реального мира как предметы музейного значения должны обладать не только спо- собностью отражать социокультурные явления, но и рядом качеств, определяющих их новый статус после проведения экспертизы: предмет музейного значения. Принцип историзма, являющийся базовым в музейном деле, подразумевает максимально полное и адекватное воспроизведение существенных связей исторической действительности в постоянно изменяющемся мире. Музей использует современность как источник познания дей- ствительности при создании музейного образа действительности, который получает доказатель- ство своей аутентичности через вещественный ряд. Таким образом, современность становится источниковедческой базой музейных фондов. Раскрытие особенностей развития социума проис- ходит через музейный предмет, который несет в себе черты среды своего обитания. Процесс комплектования можно разделить на пять взаимосвязанных и взаимообусловлен- ных этапа: - разработка научной концепции как части научной концепции музея; - исходя из концепции комплектования составление плана комплектования; - подготовка к комплектованию, в ходе которой происходит изучение необходимых ар- хивных материалов, литературы, имеющихся в музее коллекций, проводятся консультации со специалистами, определяются конкретные задачи по комплектованию; - собирательская работа, в ходе которой осуществляется сбор необходимых музейных предметов, изучается среда их бытования, составляются необходимые юридические и информа- ционные документы; - включение предметов музейного значения в собрание музея через представление на фон- дово-закупочную комиссию музея, соответствующую обработку и формирование учетной доку- ментации и научно-справочного аппарата. |