МУ ППП Музейные фонды. Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Скачать 1.15 Mb.
|
Сосуществование музейно-образного и иллюстративного методов. Предметы-подлинники обладают способностью документировать друг друга, однако их сопоставительный показ не всегда возможен по разным параметрам: могут быть однотипными, не выразительными в своем единстве, несовместимы по цветовой гамме, фактурной составляющей и т. п., не достаточны по количественным характеристикам для создания цельного образа. Поэтому музейно-образный метод предполагает использование и других средств, приемов, методов при построении экспо- зиции. К числу таких средств относятся карты, схемы, диаграммы, различного рода реконструк- ции, т. е. тематические комплексы строятся при одновременном использовании подлинников и текстов, планов, которые исполняются в той же технике, что и подлинные предметы соответст- вующей эпохи. Сочетание подлинных предметов и научно-вспомогательных материалов в экс- позиции помогает формировать образное представление о явлении, феномене, процессе. Под- водным камнем сочетания музейно-образного и иллюстративного метода является то, что боль- шинство музейных посетителей не всегда могут отличить уникальную реликвию от выразитель- ной реконструкции, поэтому перед художниками стоит сложная задача – без потери образности 54 сделать акцент на аттрактивных характеристиках подлинника, используя вспомогательные ма- териалы в ограниченном количестве. Новые технологии в музейной экспозиции Музейная экспозиция как художественная модель исторического процесса. В музейном проектировании «мышление в понятиях», свойственное научным сотрудникам-экспозиционерам, и «мышление в образах», характерное для художников-экспозиционеров, выражается в исполь- зовании иллюстративного метода: музейный предмет и научно-вспомогательные материалами, реконструкции, макеты, тексты иллюстрируют определенную научную концепцию. В результате создается научно-иллюстративная модель исторического процесса. Простейшая образность те- матического комплекса дополняется часто более выразительной образностью ансамблевых ком- позиций, применяемых как объемно-пространственные. Механическое объединение иллюстративного метода с музейно-образным (на помощь на- учному сотруднику приходит художник, предлагающий архитектурно-художественную оболоч- ку, форму для научного содержания экспозиции) определяет новую экспозиционную модель ис- торического процесса – научно-художественную. Художественную модель исторического процесса (авторскую модель) определяюттри ос- новных критерия: художественная типизация, творческая фантазия, условность художественной формы. Все три критерия позволяют создавать авторские модели нашего бытия, обладающие полноценной художественной идеей, т. е. многоплановой авторской мыслью, выраженной спе- цифическими средствами искусства. Определение экспозиционных методов, выбираемых для создания художественной модели музейной экспозиции, связано как с функцией документирования исторического процесса, об- разовательно-воспитательной функцией (функции социокультурного института), так и особен- ностями средств коммуникации, которые предлагают изобразительное искусство, художествен- ная литература, театр и архитектура – их синтез составляет понятие искусство музейной экспо- зиции. В отличие от музейно-образного метода, ограничивающегося рамками архитектуры и изо- бразительного искусства, образно-сюжетный метод выводит музейную экспозицию на уровень самостоятельного вида искусства, синтезирующего элементы архитектуры, дизайна, живописи, скульптуры, драматургии, театра и т. п. Авторам подобного произведения искусства, в основе языка которого лежат музейные предметы, важно иметь достаточный «словарь» для выражения задуманного: к двум стадиям, фиксируемым в научной концепции экспозиции, тематическом плане и художественном проекте, добавляется третья – сценарная разработка или сценарий, его автор готовит своего рода подстрочник для творческого перевода с языка науки (или соответст- вующих ей иллюстративных образов) на язык искусства. Задача художника-сценариста заклю- чается в создании внутренней образно-сюжетной структуры, способной воплотиться в полно- ценное художественное произведение. Возможный «волюнтаризм» художника («неспециалиста», 55 по мнению музейных работников) контролируется сразу двумя инстанциями — научным со- трудником, выступающим в роли главного консультанта, и сценаристом, выполняющим функции драматурга. В результате, став участником экспозиционно-художественного спектакля, внешне неопределенный музейный предмет окончательно подтверждает (а иногда опровергает) свою содержательную ценность. Искусство музейной экспозиции в контексте пространственных, временных и синтетиче- ских искусств. Можно выделить четыре наиболее характерных вида: изобразительное искусство, художественную литературу, театр и архитектуру. Изобразительное искусство и музейная экс- позиция объединяются образом предмета, эстетика которого и предоставляет художнику идеи. Литературное творчество в музейной экспозиции проявляется в возможность вести протяженное во времени художественное повествование об историческом процессе и его героях. Обладая способностью к активизации сюжетной коллизии, экспозиция, подобно роману, может иметь свою условную завязку, кульминацию и развязку. Особое отношение – к текстам в экспозиции. Исходя из принципов образно-сюжетного метода, ведущие тексты (особенно в литературных музеях) не являются «вспомогательными экспонатами», а относятся к средствам функциональ- но-декоративного оформления, что требует от них предельной лаконичности и способности ор- ганично входить в художественную ткань экспозиционного образа. Наиболее сложный вариант подобного текста – текст-витрина, выполняющая как технические, так и художествен- но-смысловые функции. Театральное искусство – один из наиболее близких «соседей» искусства музейной экспозиции, основанный на единстве следующих принципов: построения «мизансце- ны»; возможности драматического действия (сюжетная линия). В музейной экспозиции «дейст- вие» осуществляется за счет внешне статичной организации музейных образов в единый драма- тический сюжет, развернутый в последовательный ряд экспозиционных «сцен», причем посети- тель здесь является «соавтором» сценариста и художника. Последняя особенностью музейной экспозиции во многом обусловлена другим синтетическим искусством — архитектурой. Для ис- кусства музейной экспозиции сюжетная организация пространства — одна из основных задач. Понятно, что характер сюжета, его особенности и проблематика во многом зависят, например, от характера мемориального здания, от идейно-эстетического осмысления его роли в жизни исто- рического «владельца» («жителя»). В искусстве музейной экспозиции архитектура зданий, экс- позиционных пространств носит вспомогательный характер, будучи зависимой от художествен- ной идеи экспозиции. Искусство музейной экспозиции имеет свои ярко выраженные особенности, создающие ему определенные преимущества в художественном моделировании исторического процесса. А этот, в свою очередь, выводит музейную экспозицию на уровень самостоятельного синтетического вида искусства, способного моделировать прошлое, используя специфические музей- но-экспозиционные средства. 56 Экспозиционные средства в художественном моделировании исторического процесса. Ка- ждая система коммуникации имеет свои специфические средства, способные осуществлять пе- редачу и прием информации. Некоторые исследователи считают, что музейная экспозиция об- ладает «несколькими языками» – предметным, архитектурно-художественным, аудиовизуаль- ным, вербальным и т. д. Другие авторы (Т. Поляков) говорят об одном языке – языке искусства музейной экспозиции. Семиотические особенности экспозиционной деятельности связаны с тремя типами средств художественного моделирования, обладающих музейной спецификой: ос- новные – музейные предметы; вспомогательные — средства функционально-декоративного оформления (архитектурно-художественные средства); Основные экспозиционные средства – музейные предметы. Участвуя в музейном спектакле, они переходят в новое качество, продолжая оставаться экспонатами. Художник обязан учитывать типологическое деление музейных предметов (по материальному принципу), пространственные границы музейного предмета и их соотношение с восприятием; временные границы музейного предмета, «подлинного свидетеля» моделируемого исторического процесса, явления, события; тематические границы музейного предмета; мемориальные границы музейного предмета. Вспомогательные экспозиционные средства (средства функционально-декоративного оформления) – экспозиционно-технические средства (витрины, осветительная и аудиовизуальная техника), архитектурно-художественные средства и научно-вспомогательные экспонаты. Т. По- ляков называет их средствами функционально-декоративного оформления (ФДО), определяя как значимые художественные элементы экспозиции, которые подчиняются музейному предмету. Средства ФДО можно разделить на несколько типов: – «музейный натюрморт», т. е. художественная композиция, состоящая из двух и более музейных предметов; – художественно-пластические средства, среди которых особое место занимают пластиче- ские модели реальных предметов, образуемые, как уже отмечалось, в результате своеобразного синтеза экспозиционно-технических средств (в первую очередь традиционных витрин) и так называемых специально созданных экспонатов (иллюстраций, схем, макетов, текстов и т. п.; – живописно-графические вспомогательные средства (максимально условные), для визу- ального подчеркивания антропоморфических тенденций вещевых символов — музейных пред- метов; – архитектурные средства. Систематические экспозиционные средства (экспозиционно-художественный образ) – объединениеэкспозиционного образа/идеи (предмет, явление, настроение) и экспозиционного сюжета (динамичность, хронизм, проблемность, диалог, монолог и т. п.). Жанровые формы музейной экспозиции: очерк, исследование, легенда, модель. Специфика искусства музейной экспозиции определяется сочетанием информационной и эстетической со- ставляющих художественной реконструкции исторического процесса. Сегодня разрабатывается и 57 осмысляется система средств для комплексного решения этих задач. В музейной литературе они получили название жанровых форм: экспозиционно-художественный очерк реализует статичную «потребность» музейно-образного метода, экспозиционно-художественное исследование – «на- учность» коллекционного метода, экспозиционно-художественная легенда – «диалектику» ил- люстративного метода. Использование всех трех форм создают синтетическую (музейную) жан- ровую форму: экспозиционно-художественная модель исторического процесса реализует по- пытку комплексного объединения названных методов; а та же модель, обусловленная мемори- альной средой, вовлекает в процесс этого объединения ансамблевый метод. Авторский музей: понятие, типология. Вариантов и типов авторского музея неограниченное множество, т.е. музейных экспозиций, допускающих индивидуальное самовыражение. Диапазон их достаточно широк и охватывает практически все известные методы проектирования. Автор- ским может быть и коллекционный музей, например, музей Джона Рескина в Шеффилде (Англия, конец XIX в.) или художественный музей, созданный Павлом Михайловичем Третьяковым. В последнем случае авторская позиция была выражена в теперь уже забытом завещании коллек- ционера: «Нахожу не полезным и не желательным для дела, чтобы художественная галерея по- полнялась художественными произведениями после моей смерти, так как... характер собрания может измениться». Авторскими могут быть ансамблевые экспозиции (музейные тропинки, соз- данные С. С. Гейченко, по пушкинским мотивам в с. Михайловское); музеи, представляющие художественные модели прошлого, построенные по принципам музейно-образного метода. В наименьшей степени авторскими являются экспозиции, использующие иллюстративный метод, так как автором следует считать не художника, экспозиционера, а составителей учебника, ло- зунга, сборника. Творческий коллектив, создающий музей, составляют научные консультанты, экспозицио- неры, сценаристы, художники, архитекторы, строители, администраторы. Кроме того в создании музея принимают участие – чиновники от культуры, финансирующие и одобряющие (или не одобряющие) экспозиционный замысел; научный коллектив музея, не принимающий непосред- ственного участия в создании экспозиции, а также потенциальные посетители музея. Авторство музея начинается с работы сценариста – в его качестве выступают музейные сотрудники, экспо- зиционеры единственные, кто видят историческую объективность и допустимость соединения музейного предмета и художественного образа – именно он определяет героя экспозиции, его окружение, художественную идею. Художник становится автором в том случае, кода выступает не как оформитель, а как режиссер пространства. В авторской разработке участвует и админист- ратор (директор музея, заместитель или любой другой сотрудник, выполняющий соответствую- щие функции). Его роль отнюдь не ограничивается добыванием денег и стройматериалов, он бе- рет на себя ответственность при выборе сценариста и утверждении художника. Деятельность российских музеев в новых социально-экономических и информационных условиях. Последние десятилетия XX – начало XXI в. – время серьезных экономических проблем 58 в музейном деле. Сокращение государственного финансирования, снижение количества посети- телей и одновременно расширение требований к музеям как организациям, обладающим широком спектром возможностей в удовлетворении информационных и образовательно-воспитательных потребностей общества, ставят перед музеями следующие задачи: эффективно конкурировать на рынке досуга, создавать дополнительные возможности для образования, перенимать методы коммерческого сектора. Задача современных музеев – определять, прогнозировать, удовлетворять нужды общества в новых социально-экономических и информационных условиях. Это касается не только российских музеев, но и зарубежных. Сегодня российские музеи находятся на пороге разработки и использования новых форм музейной деятельности. Нет однозначного толкования понятия виртуальный музей. Во-первых, это созданная с по- мощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Здесь воспроизводятся некоторые составляющие реального музея: каталоги коллекций, экспозиций и т. п. Отличием является возможность обратной связи с посе- тителями сайта, на котором представлен виртуальный музей. Виртуальное пространство музея предполагает трехмерное изображение, позволяющее совершать виртуальное путешествие по экспозиции, а иногда и самостоятельное ее моделирование. Во-вторых, виртуальный музей – это электронная публикация артефактов, которые могут находиться в разных местах, но представлять по замыслу авторов единую коллекцию, экспозицию, проблему. В современной практике вирту- альным музеем называют сайт реально существующего музея. Термин «живой музей» был предложен в 1917 г. американским музеологом Д.-К. Данном, предвосхитившим идеи «новой музеологии». В зарубежной музеологии обычно применяют тер- мин полезный музей, в задачу которого входит организация досуга и просвещения местного на- селения на основе изучения его актуальных нужд и потребностей. «Живой музей» – это средовой музей (или учреждение музейного типа), хранящий объекты материального и нематериального культурно наследия в естественной для них природной или историко-культурной среде в усло- виях сохранения и постоянной актуализации их изначальных функций. Экспозиции «живого» музея или отдельные формы музейной деятельности включены в современную среду поселения, встроены в ландшафты, в реально существующие социально-бытовые объекты: учебные заведе- ния, рестораны, гостиницы, офисы, аптеки. Цель «живого музея» не только сохранить традиции, но и обеспечить сохранение их естественного образа жизни. Специфика различных форм социо- культурного пространства ставит перед такими формами организации музея вариативные задачи: музей танца – восстановление технологий танца в их эволюции; музей-театр – сохранение тех- нологий театрального искусства и др. В российской науке употребляется и понятие учреждения музейного типа, т. е. учреждения, выполняющие отдельные музейные функции и практикующие некоторые формы музейной деятельности: музей-салон, музей-клуб – соблюдение норм взаимо- отношений, общения интеллигенции в соответствии с различными хронологическими срезами и др. На рубеже XX–XXI вв. сформировались различные учреждения, выполняющие музейные 59 функции: музей-библиотека, музей-театр, музей-ресторан, музей-клуб. К этой группе музеев иногда относят и детские музеи, что, не наш взгляд, неправомерно. В зарубежной музеологической литературе предлагается и термин экономомузей – учреж- дения музейного типа, функционирующие на основе объединения музея и небольших мастерских, деятельность которых базируется на творческом использовании и преломлении традиций на- родных ремесел. Название подчеркивает экономическую составляющую таких объединений. Термин предложен С. Симаром, используется преимущественно в зарубежных странах. Экспозиционер-сценарист. В современной музееведческой литературе происходит поиск точных определений понятий – экспозиционер, экспозиционер-сценарист, основная идея экспо- зиции, экспозиционный замысел, сценарий экспозиции. Не устоявшиеся понятия способствуют замене одного другим, постановки знака равенства между понятиями. Так, экспозиционный за- мысел в Словаре музейных терминов и определений (М., 1983) дается в двояком понимании: первоначальное представление о будущей экспозиции и авторское представление о будущей экспозиции, сделана отсылка на научную концепцию экспозиции, где замысел получает уже терминологическое определение как идеи и основные концепции экспозиции в документе, обосновывающем идейно-теоретическую установку экспозиции (Научная концепция экспози- ции). Формирование экспозиций и выставок Формирование экспозиций и выставок проходит два этапа: научное и художественное проектирование; строительство и оформление экспозиции. В этой работе участвует весь коллек- тив музея (экспозиционеры, художники-дизайнеры, сотрудники фондов, организацион- но-просветительных отделов). Задача научного проектирования – разработка идей, содержания, художественного решения экспозиции, проектирование места расположения каждого экспоната, текста, технических средств. |