Главная страница

МУ ППП Музейные фонды. Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеЧастное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Дата28.07.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМУ ППП Музейные фонды.pdf
ТипДокументы
#637263
страница5 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Охранные мероприятия касаются не только фондохранилищ, но и экспозиций: осмотр по- мещений до и после начала работы, сверка экспонируемых предметов по спискам или фотоизо-

41
бражением витрин, подиумов, залов (смотрители), анализ температурно-влажностного и свето- вого режима в экспозициях (витрины располагаются так, чтобы на них не попадал прямой свет, специальные занавески и т. п.).
Система хранения музейных фондов. Организация хранения предполагает использование специального оборудования или строительства зданий для фондохранилищ (запасников). В фондохранилищах могут содержаться как обособленные единицы, так и коллекции, комплексы.
Необходимо, чтобы оборудование соответствовало определенным требованиям: материал обо- рудования не может быть агрессивен для предметов (химическое воздействие, механическое по- вреждение, защита от влаги, пыли, биоповреждений, света). Оборудование должно позволять безопасный осмотр и изучение музейных предметов: горизонтальное хранение в шкафах, вы- движных ящиках для прямых тканей, графики; вертикальное положение для сохранения формы одежды, головных уборов, обуви; стеллажи для крупногабаритных предметов, скульптуры, вы- движные или неподвижные щиты для картин; паспарту и стекло для графики, акварели; сейфы для драгоценных металлов и камней, оружия, нумизматики; папки, футляры и коробки для доку- ментов, фотографий; валики для ковров, живописных полотен без подрамников и т. п. Помеще- ния, шкафы, полки должны быть оборудованы системой циркуляции воздуха.
Требования к музейным зданиям и фондохранилищам. Большое значение имеет правильный выбор помещений для фондохранилищ. Они должны быть изолированными, отвечать требова- ниям защиты музейных предметов от всех возможных нарушений режима их хранения. Основным требованием к ним является хорошее состояние помещения в целом, наличие отопительной и вентиляционных систем. Пол хранилища должен выдерживать значительные нагрузки, а размеры позволять размещение всех фондов музея. Хранилища должны быть обеспечены системами противопожарной сигнализации, иметь металлические двери, решетки на окнах, систему внут- ренней и внешней охраны. Хранение может быть попредметным или групповым в вертикальном или горизонтальном положении, в шкафах или на стеллажах, в сейфах. Оптимальным вариантом оборудования для хранения являются передвижные многосекционные стеллажи, металлические шкафы и сетки. Уникальными местами хранения являются варианты деревянных шкафов со стеклянными дверцами, созданные для первых государственных хранилищ на рубеже XIX – XX в.
(защита от пыли, влаги, визуальная доступность хранения). Грамотное использование музейного оборудования позволяет правильно расположить музейные предметы, обеспечивает режим хра- нения, быстрый поиск по топографическим описям и картотекам. Оборудование хранилищ должно отвечать следующим требованиям:
– способность обеспечения максимальной сохранности предметов;
– рациональное использование площади фондохранилищ;
– удобство для работы с музейными коллекциями.
Особенности организации хранения: различных видов предметов (по материалам), оружия и музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и камни. Каждый вид музейных пред-

42
метов имеет свои особенности хранения, определяемые музейными инструкциями и реальной практикой хранения. Организация хранения оружия, предметов, содержащих драгоценные ма- териалы осуществляется по «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей из драго- ценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР». Инст- рукция определяет порядок допуска к работе, атрибуция и экспертиза ценности предметов, от- четность и т. п.
Проблемы открытого хранения фондов. Главная цель – знакомство посетителей с уни- кальными коллекциями и собраниями музея. В экспозициях большинства крупных музеев пред- ставлена лишь небольшая часть коллекций (до 5 %). Открытое хранение возможно только при организации дополнительных систем хранения, связанных с системой безопасности и соблюде- нием режима хранения, т. е. при соединении охранных мероприятий фондохранилищ и экспози- ций. Для того разрабатывают специальное оборудование для фондохранилищ, позволяющее ос- матривать предметы. Не для всех музейных коллекций и предметов допустимо использование такой формы хранения – в первую очередь из-за нарушения светового режима фондохранилищ.
Наиболее безопасно открытое хранение с точки зрения воздействия на материал для керамики, бесцветного стекла, некоторых видов металлов, поделочных камней, части палеонтологических материалов. Документальные материалы, ткани, часть графики, кожа, книги наиболее подвер- жены нарушениям светового режима. Поэтому открытое хранение предполагает серьезное обоснование: организация особых помещений с пропускным режимом и для экскурсантов, вы- держивание параметров светового режима экспозиционных пространств, выбор коллекций и яр- кого предметного для открытого хранения, оборудования и т. п. Система открытого хранения для отдельных коллекций встречается только в ограниченном числе музеев: Центральный музей со- временной истории, Эрмитаж, РЭМ и др.
Типы источников для хранения
Задачи музейного хранения состоят в обеспечении сохранности музейных ценностей в фондохранилищах и при экспонировании. В музеях с большим собранием музейные предметы организуются по отделам, а внутри отделов по группам музейных предметов для облегчения изучения и создания надлежащих условий хранения. Классификация музейных предметов по типам предполагает объединение музейных предметов по основному способу фиксации инфор- мации. В настоящее время выделяют 6 основных типов музейных предметов или источников: письменные (рукописные и печатные документы, редкая книга и др.), вещевые (естествен- но-исторические памятники, археологические коллекции, нумизматические коллекции, этно- графические коллекции, изделия из металла, дерева, керамики, тканей, оружие, мебель и др.), изобразительные (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство), ки- но-,фото- и фоноисточники (дагерротипы, негативы, позитивы, видеоматериалы, киноматериалы, пластинки, восковые валики и др.). Каждый тип музейных предметов подразделяется на виды музейных предметов (по видам материала, видам искусства, технике, назначению, коллекциям).

43
Для небольших музеев как правило предлагается разделение фондовых материалов на 3-4 группы, в том числе и по единым требованиям по условиям хранения памятников.
Учет физико-химических, количественных и иных характеристик при формировании сис- темы хранения.
Важнейшие внешние причины разрушения музейных предметов –резкие колебания и на- рушения норм температуры и влажности, вредное воздействие света или недостаток его, засо- рение воздуха вредными газами, копотью, пылью, биологические вредители, использование не- прочных материалов при изготовлении предметов (нестойкие краски, непрочные ткани), не- брежное отношение с предметом. Важнейшим условием правильного хранения является под- держание необходимой температуры и относительной влажности воздуха. Если в разных частях музейного здания температурно-влажностный режим различен, то при размещении фондов не- обходимо учитывать специфические особенности материалов. Например, в помещениях с повы- шенной влажностью допустимо хранение камня, керамики, фарфора. В помещениях с понижен- ной влажностью целесообразно хранить металл, стекло, гипс; в помещениях, микроклимат ко- торых близок к норме, размещаются коллекции органических материалов, живопись, ткани, графика, дерево, кожа, фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции и т. д.
Наиболее разрушительным воздействием обладает естественный свет. Недопустимо попа- дание прямых солнечных лучей на все виды материалов, прежде всего на органические, драго- ценные и полудрагоценные камни, минералы, цветное стекло. Самыми безвредными для осве- щения являются лампы накаливания. Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: выцветание и разрушение структуры материала, утрата прочности.
Старение и разрушение музейных предметов происходит от загрязнения воздуха: пыли, копоти, хлоридов, газовых засорителей. Все музейное оборудование, окна должны регулярно очищаться от пыли. Для мебели, скульптуры и др. необходимо изготавливать чехлы, для сохра- нения художественных паркетов целесообразно иметь чехлы на обувь.
Основные требования к музейным хранилищам и оборудованию: расположение, оснащение, освещение фондохранилищ, оборудование для хранения музейных фондов. Основным условием, гарантирующим правильное хранение музейных фондов, является хорошее состояние здания
(крыши, водостоки, сухие подвалы), его отопительной и вентиляционной систем. В музейных зданиях допустимо только электрическое освещение, кроме центрального должна существовать и автономная система аварийного освещения. Электровключение должно быть централизованным.
В музейных помещениях, где проведение электричества невозможно, работу следует проводить только при дневном освещении. Если здание музея/фондов представляет собой деревянную по- стройку (памятник архитектуры, истории, мемориальное здание) режим его освещения и ото- пления необходимо согласовать с органами по охране памятников истории и культуры.
Музейные фонды размещаются в специально оборудованных хранилищах, это – просто- рные, светлые помещения с регулируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечиваю-

44
щие необходимые условия для правильного хранения, а также изучения музейных ценностей в целях их всестороннего использования. Хранилища должны удовлетворять требованиям макси- мальной противопожарной безопасности, иметь запасные выходы и соответствующее противо- пожарное оборудование. Органы технического надзора должны проверять помещение хранилища для определения допустимой нагрузки и на пол. При хранилищах целесообразно иметь помеще- ния для новых поступлений, кладовую для инвентаря, запасных витрин, помещения для работы посетителей.
Музейное оборудование в хранилищах расставляется таким образом, чтобы дверные и оконные проемы оставались свободными. Шкафы и стеллажи в хранилищах следует расставлять вдоль стен или перпендикулярно продольным стенам, оставляя центральный проход не менее
2,5-3 м, а проходы между ними не менее 1-1,5 м в зависимости от глубины помещения и размеров предметов хранения. Стены могут оборудоваться передвижными панелями, штангами для под- вески экспонатов. Оборудование делается из металла или сухого дерева, обработанного анти- септическим составом. Деревянное оборудование периодические осматривается для своевре- менного обнаружения вредителей древесины. Для размещения предметов различных видов употребляются различные типы мебели.
Хранение документальных и изобразительных источников. Учет и хранение документаль- ных источников осуществляется по правилам Росархива. При хранении музейных предметов на бумажной основе обязательно учитываются атрибутивные признаки (датировка, техника).
Большинство сортов бумаги, изготовленной до 1870-х гг., являются тряпичными и обладают повышенной прочностью. Снижение качества бумаги происходит по мере перехода в ее изго- товлении от тряпичного волокна к древесной массе. При хранении следует учитывать, что бу- мажная основа разрушается от действия света и пересыхания; акварели, гравюры, лубки, чернила, тексты легко выцветают под действием света; тексты и изображения, выполненные карандашом, углем, пастелью – стираются, осыпаются, крайне чувствительны к сотрясениям, вибрации, транспортировке. В целях сохранения произведений графики фото- и киносъемка каждого листа разрешается только в необходимых случаях – не чаще одного раза в год для рисунков и двух раз – для гравюр. Категорические запрещается хранить бумажные материалы в открытом виде на сто- лах, полках, стеллажах, перегибать материалы, прибивать, прикалывать кнопками, наклеивать и т. д. Документы и произведения графики можно хранить в папках с твердыми бортами, в шкафах, на паспарту, в застекленном виде в соответствии с размерами предмета. Рукописные книги хранятся в специальных шкафах, в чехлах. Старопечатные и рукописные книги размещают раздельно.
Грамоты на пергаменте и бересте хранятся горизонтально, прокладываются микалентной бума- гой; столбцы – в специальных папках или накатанными на валик. При работе с рукописными и старопечатными книгами должны применяться специальные пюпитры.

45
Правила и порядок систематической расстановки музейных предметов по местам хранения и шифровка мест хранения
Формы музейной коммуникации. Экспозиция и выставка – это публикация музейных предметов, которые можно рассматривать как:
- · стационарная, постоянно-действующая демонстрация музейных экспонатов – экспози- ция;
- · временная демонстрация экспонатов – тематические, фондовые, отчетные выставки.
Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и вос- питательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, органи- зованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и совре- менными принципами архитектурно-художественных решений (А. Б. Закс, 1988). В музейной энциклопедии (А. Б. Закс, 2001) дается следующее определении музейной экспозиции – целена- правленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно органи- зованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специ- фический музейный образ природных и общественных явлений. Музейная экспозиция органично связана с социальными функциями музея, используется в просветительных целях через эмоцио- нальное воздействие на посетителя.
Музейная экспозиция рассматривается как информационно-коммуникативная музейная система, основанная на знаковой сущности музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, научным, художественным свойствам модель объективного мира, адекватно воспринимаемую посетителями музея.
Основные понятия экспозиционной деятельности: экспозиция; выставка, реэкспозиция, монтаж, демонтаж, наблюдение за состоянием экспозиции после ее открытия, музейные экспо- наты, тексты и этикетаж и др.
Сущность. Особенности музейной экспозиции состоит в представлении разнообразной информации, предоставлении модели реального мира для посетителя, на основе научности, предметности (музейные экспонаты), коммуникативности.
Коммуникативная функция (коммуникативность экспозиции) раскрывается через ее до- ходчивость, универсальность, способность передавать информацию.Коммуникативная функция открывается через язык музейной экспозиции, который основывается на музейных предметах и специфических правилах семантического прочтения, которые не просто документируют, но и раскрывают содержание музейного предмета. Подлинные музейные предметы являются основой формирования музейной коммуникации. Вещественные памятники дополняются изобразитель- ными памятниками, письменными, фото- и фономатериалами, создавая модель реального мира.
Музейный предмет по своей природе информативный, экспрессивный способен привлекать внимание. Музейный предмет играет решающую роль при экспонировании.
Научная концепция. Музейная экспозиция формируется на основе научной концепции, оп- ределяющей содержании, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию,

46
интерпретацию и художественное решение. Экспозиционеры должны обладать профильными музею знаниями, иметь понятия об основных принципах музееведения, педагогики и психологии, современного дизайна. Это позволяет создавать экспозиции, отвечающие требованиям научности, познавательности, эмоциональности.
Музейный экспонат. Основой экспозиции является музейный предмет-экспонат, создавая особую знаковую систему экспозиции. В. П. Арзамасцев (1989) определяет роль музейного предмета в экспозиции как: Музейная экспозиция – особая информационная система, отражаю- щая явления исторического процесса через музейные предметы-экспонаты как знаковые компо- ненты в расчете на определенное понимание ее воспринимающим субъектом. Своеобразие экс- позиции как информационной системы заключается в том, что она анализирует и обобщает про- цесс или явление в форме самих вещественных, предметных частей исследуемого процесса или явления. Экспозиция может рассматриваться и как часть действительности, фрагмент природы и материального мира человека, как отраженная картина действительности. Из музейных предметов
– главных экспонатов – формируются музейные комплексы, связанные по содержанию или от- дельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство (тематические, мемориальные, коллекционные).
Экспозиция как текст и как вид искусства. Проектирование экспозиции включает разработку основных идей и содержания, архитектурно-художественных принципов построения и решения.
Проектирование экспозиции начинается с определения темы экспозиции, выявления обеспечен- ности выбранной темы фондовыми материалами, экспозиционными помещениями, материаль- но-технической базы. Эта работа проводится в содружестве научных сотрудников музея (экспо- зиционеров), хранителей и музейных художников/дизайнеров. Главной целью художни- ка-дизайнера является перевод научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный, что решается через конкретизацию следующих задач:
- обеспечение единства формы и содержания экспозиции, образного выражения концепту- ального замысла;
- создание условий, благоприятствующих сохранению экспонатов и удобству эксплуатации экспозиции, обеспечению ее высоких утилитарных качеств;
- формирование высокого уровня коммуникации «экспозиция-зритель».
Художник-дизайнер выступает как автор архитектурно-художественного решения экспо- зиции, под которой понимается художественное проектирование и осуществление в объем- но-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художест- венной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.
Экспозиционный ансамбль – это пространственная среда внутри здания или под открытым небом, структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической ком- позицией образно раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и ис- пользует современные технологии. В единстве художественного и образного, функционального,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта