Главная страница

МУ ППП Музейные фонды. Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеЧастное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Дата28.07.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМУ ППП Музейные фонды.pdf
ТипДокументы
#637263
страница4 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Информация первичной ступени учета дублируется в учетной картотеке, с которыми работают сотрудники музея, исследователи.
После регистрации в книгах поступлений предметы передаются в фондовые подразделения по актам на материально-ответственное хранение. Музейные предметы основного фонда (в от- личие от предметов научно-вспомогательного фонда) проходят второй этап учета – инвентари- зацию.
Научная инвентаризация музейных предметов представляет собой основную форму изуче- ния, описания и научного определения предметов основного фонда. Осуществляется она при помощи научно-инвентарных книг (научных инвентарей). Это юридические документы, поэтому оформляются так же, как и книги поступлений. Запись в книги делается только попредметно и в соответствии с установленной инструкцией формой. Научный инвентарь включает точное опи- сание предмета с клеймами, монограммами, подписями и надписями, данные об авторе, месте и времени создания, бытования, истории предмета, публикации о предмете, технике изготовления, размере, весе, степени сохранности. В соответствующих графах указываются данные первичного учета, старые учетные обозначения, номера фотонегативов предмета, данные об источнике и способе поступления, цене и др. Музейные предметы при инвентаризации систематизируются в соответствии со структурой фонда. Поэтому в музее имеется несколько научных инвентарей, в соответствии с классификацией по группам предметов. Номер научного инвентаря проставляется в книге поступлений.
Предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней записываются в инвентари только при наличии акта ювелирной экспертизы. Инвентарь таких предметов ведется и в допол- нительных книгах спецучета. Следовательно, у данного предмета появляется дополнительный номер.
Информация инвентарных книг составляется на основе карточек научного инвентаря (кар- точки научного описания предметов). Сведения в карточках в процессе работы могут дополняться и уточняться. На основе этих карточек составляется инвентарная картотека.
Учетные обозначения на музейных предметах. Музейный предмет обретает в результате первичной и вторичной ступени учета несколько номеров: 1) акта поступления; 2) Книги посту- плений основного фонда или книги поступлений научно-вспомогательного фонда, 3) науч- но-инвентарной книги. Полное учетное обозначение проставляется на предмете с указанием за- шифрованной аббревиатуры музея. Проставляя учетное обозначение, важно не причинить ущерб

35
внешнему виду предмета, но номер должен быть крепко закреплен и доступен для обозрения хранителю и исследователю.
Для удобства поиска предметов в музеях составляются топографические картотеки и топо- графические описи на хранилища, шкафы, стеллажи, полки, папки и т. п.
Музейные фонды находятся в непрерывном движении. Музеи выдают предметы на вы- ставки и экспозиции в самом музее, другие музеи, для научных исследований, реставрационных работ и т. п. Все эти выдачи, перемещения, а также факты хищения, утраты, разрушения пред- метов оформляются соответствующим образом и фиксируются в отчетной документации: внутри музея актами внутримузейной документации с визированием главным хранителем и регистрацией выдач в специальных книгах с подписью принявшего лица. Выдача из музея во временное поль- зование осуществляется по согласованию с главным хранителем музея и с разрешения директора музея. Выдача на постоянное хранение из музея, списание из документов первичного и вторич- ного учета возможны только по разрешению Министерства культуры. Вся информация о дви- жении фондов отмечается в квартальных и годовых отчетах. Информация необходима для того, чтобы иметь реальную картину движения фондов в рамках государства.
По определению в музейно-учебной литературе, обменный фонд: совокупность непро- фильных музейных предметов, предназначенных для межмузейного обмена. Дублетный фонд – это часть коллекционного фонда, которая состоит из определенного числа полностью идентичных экземпляров. На практике такой обмен музейными предметами, занесенными в книги обменного или дублетного фонда, возможен только при наличии серьезных оснований (непрофильность, отсутствие прав на данный музейный предмет) и с разрешения Министерства культуры Россий- ской Федерации.
Списание музейных предметов осуществляется на основании представления музея за под- писью директора музея и главного хранителя, рассмотрения вопроса фондово-закупочной ко- миссией, соответствующего письма регионального вышестоящего органа культуры в Министер- ство культуры Российской Федерации.
Архивы и музеи учитывают и описывают письменные источники по правилам, разрабо- танным руководящими архивными органами (Росархив). Учет ведется по архивным фондам, ар- хивным коллекциям, единицам хранения. Описи архивных фондов в юридическом отношении приравниваются к книгам научной инвентаризации. Они включают: перечень единиц хранения
(наименование–заголовок дела, краткое описание каждой единицы хранения). Музеи, осуществ- ляющие государственное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, еже- годно составляют паспорта для осуществления централизованного учета документов Архивного фонда.
Переучет музейных фондов. Переучет осуществляет специальная комиссия в составе не менее трех человек с обязательным участием хранителя данной коллекции. Каждый предмет сверяется с актом приема на материально-ответственное хранение, с записью в книге научной

36
инвентаризации и книге поступлений, проверяется наличие документов. По итогам работы ко- миссия составляет и подписывает акт сверки наличия музейных предметов с учетной докумен- тацией, который утверждает директор музея.
Регистрация учетных документов и их хранение. Наряду с термином учетная документация употребляется и более широкое понятие фондовая документация, включающая документы о физической охране, классификационные схемы и др. Это сложная информационная система, ко- торая содержит не только учетную документацию, но и документацию по научным исследова- ниям (опубликованным и нет): монографии, статьи и др. Эта информация используется как при организации фондовой работы, так и в экспозиционной и просветительской деятельности музея.
Организация хранения музейных предметов
Музеи являются государственными хранилищами ценностей общенационального естест- веннонаучного и историко-культурного фонда. Создание оптимальных условий для хранения музейных ценностей – важнейшая задача, вытекающая из самой сущности музея как социального института. Вся деятельность музеев базируется на музейных собраниях, что предопределяет функцию хранение музейных ценностей как основу существования музеев. Хранение фондов осуществляется на основе режима и системы хранения в целях безопасности физической со- хранности и доступности использования музейных предметов. В понятие хранение музейных фондов входят:
- вопросы организационной структуры музейного хранения и систем хранения музейных предметов, которые связаны с систематизацией музейных фондов, исходя из принципов научной организации музейной деятельности;
- режим музейного хранения (оборудование зданий, фондохранилищ и экспозиций);
- основные вопросы реставрационного обеспечения (консервация и собственно реставра- ция), связанные с естественным старением музейных коллекций.
Виды хранения: комплексное, раздельное, открытое. Виды хранения определены принци- пами организации музейных фондов: по материалам, по типу предметов, комплексные.
При комплексном хранении в одном хранилище располагаются предметы из разного мате- риала, поэтому режим хранения должен быть усреднен. Комплексное хранение может быть оп- ределено как отсутствием раздельных помещений для фондохранилищ, так и не разработанно- стью систематизации фондов, отсутствием разработанной классификации в отдельно взятом му- зее. Но именно научная классификация фондов музея, основанная на профильности музея, может способствовать комплексному хранению (по хронологии, историческим эпохам, географическому принципу, этническому принципу и т. п.). Комплексное хранение предполагается и при экспо- зиционном показе в музее (экспозиция постоянно действующая, выставка).
При раздельной системе хранения в одном изолированном помещении находятся предметы из одного материала или нескольких очень близких по нормативам хранения. При раздельном хранении в хранилищах обеспечивается свойственный только данным музейным предметам ре-

37
жим хранения. Раздельное хранение может быть определено типологическими схемами, системой хранения, определенной «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей в государст- венных музеях СССР» (1984) – по видам материала (металл, стекло, эмаль, керамика, поделочные камни, дерево, ткани, кожа, пергамент, мех, кость, бумага, живопись, фотоматериалы и т. п.).
Расположение музейных предметов в музейных хранилищах производится в соответствии с ос- новными структурными делениями фондов, распределение предметов идет по назначению, раз- мерам, содержанию, инвентарным номерам.
В музейных фондах хранятся предметы, в количественном соотношении значительно пре- вышающие возможности показа в музейной экспозиции. Для выполнения главной функции – хранения и предоставления соиокультурной информации – музей использует не только экспо- зиционные пространства, но и фондохранилища в форме открытого хранения, т. е. демонстрацию коллекционного хранения фондов (уникальных и типовых предметов) с использованием специ- ального оборудования, сохранения условий режимно-охранного хранения собрания. При откры- том хранении проводятся экскурсии по графику, совпадающему с графиком работы фондов, при соблюдении особых условий работы и допуска к музейным фондам.
Режим хранения и условия его обеспечения. Режим хранения включает:
-
· температурно-влажностный режим;
-
· мероприятия по защите от загрязнителей воздуха;
-
· световой режим;
-
· мероприятия по защите от биологических вредителей.
Для длительного хранения музейных предметов необходимо соблюдать определенный ре- жим хранения. Следует учитывать, что основными причинами старения и гибели становятся:
-
· резкие колебания и нарушение норм температурно-влажностного режима;
-
· вредное воздействие света или недостаток его;
-
· засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью;
-
· биологические вредители;
-
· использование непрочных материалов при изготовлении предметов;
-
· механические повреждения предметов;
-
· неправильное хранение до поступления в музей;
-
· технические аварии и стихийные бедствия;
-
· неумелая и несвоевременная реставрация и консервация предметов.
Температурно-влажностный режим хранения имеет особое значение. В зависимости от ма- териала предметы испытывают различное воздействие температуры и влажности, но все одина- ково плохо реагируют на резкую смену этих показателей. Оптимальные варианты отражены в таблице № 1.
Таблица № 1. Оптимальные параметры хранения фондовых материалов
Материал
Температура, в ° С Влажность, в %

38
Металл
18 – 20 до 50
Стекло, эмаль, керамика
12 – 20 55 – 65
Поделочные камни, в том числе драгоценные и полудрагоценные 15 – 18 50 – 55
Дерево
15 – 18 50 – 60
Ткани
15 – 18 55 – 60
Кожа, пергамент, мех
16 – 18 50 – 60
Кость, рог, черепаха
14 – 15 55 – 60
Бумага
17 – 19 50 – 55
Живопись
12 – 18 60 – 70
Фотография ч/б
До 12 40 – 50
Фотография цветная
До 5 40 – 50
Комплексное хранение
16 – 18 55 – 60
Оптимальный вариант поддержания температуры и влажности достигается при использо- вании кондиционеров. В их отсутствие кондиционирование возможно при помощи отопительной системы, проветривания, увлажнителей, осушителей. Температурно-влажностные показатели нуждаются в ежедневном контроле, производимом при помощи психрометров, гигрометров или самопищущих термографов и гигрографов. Эти приборы могут быть и электронными. Их пока- зания отмечаются в специальном журнале.
Защита от загрязнителей воздуха. Основными загрязнителями являются сероводород, сер- нистый газ, аммиак, хлор, пыль, сажа. Необходимо тщательно следить за чистотой в музеях, фондах, прилегающих территориях: уборка, обработка от пыли, герметизация помещений, ис- пользование чехлов, футляров, папок. Раз в месяц следует проводить санитарные дни – ком- плексная уборка помещений. Запрещено использование средств, способствующих загрязнению воздуха.
Световой режим. Воздействие света (ультрафиолетовые, инфракрасные, тепловые лучи) приводит к изменению фотохимических и физических свойств предмета. Наиболее разруши- тельным является естественный свет. Люминесцентные лампы содержат ультрафиолет, поэтому использование их в хранилищах запрещено. Наиболее безвредны – лампы накаливания, но они выделяют большое количество тепла. Музейные предметы по степени воздействия на них света можно разделить на несколько групп:
- биологических вредителей;
-
· предупреждение возникновения экстренных ситуаций.
Для длительного хранения музейных предметов необходимо соблюдать определенный ре- жим хранения. Следует учитывать, что основными причинами старения и гибели становятся:
-
· резкие колебания и нарушение норм температурно-влажностного режима;
-
· вредное воздействие света или недостаток его;
-
· засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью;
-
· биологические вредители;
-
· использование непрочных материалов при изготовлении предметов;

39
-
· механические повреждения предметов;
-
· неправильное хранение до поступления в музей;
-
· технические аварии и стихийные бедствия;
-
· неумелая и несвоевременная реставрация и консервация предметов.
Температурно-влажностный режим хранения имеет особое значение. В зависимости от ма- териала предметы испытывают различное воздействие температуры и влажности, но все одина- ково плохо реагируют на резкую смену этих показателей. Оптимальные варианты отражены в таблице № 1.
Таблица № 1. Оптимальные параметры хранения фондовых материалов материал
Температура, в ° С Влажность, в %
Металл
18 – 20 до 50
Стекло, эмаль, керамика
12 – 20 55 – 65
Поделочные камни, в том числе драгоценные и полудрагоценные
15 – 18 50 – 55
Дерево
15 – 18 50 – 60
Ткани
15 – 18 55 – 60
Кожа, пергамент, мех
16 – 18 50 – 60
Кость, рог, черепаха
14 – 15 55 – 60
Бумага
17 – 19 50 – 55
Живопись
12 – 18 60 – 70
Фотография ч/б
До 12 40 – 50
Фотография цветная
До 5 40 – 50
Комплексное хранение
16 – 18 55 – 60
Оптимальный вариант поддержания температуры и влажности достигается при использо- вании кондиционеров. В их отсутствие кондиционирование возможно при помощи отопительной системы, проветривания, увлажнителей, осушителей. Температурно-влажностные показатели нуждаются в ежедневном контроле, производимом при помощи психрометров, гигрометров или самопищущих термографов и гигрографов. Эти приборы могут быть и электронными. Их пока- зания отмечаются в специальном журнале.
Защита от загрязнителей воздуха. Основными загрязнителями являются сероводород, сер- нистый газ, аммиак, хлор, пыль, сажа. Необходимо тщательно следить за чистотой в музеях, фондах, прилегающих территориях: уборка, обработка от пыли, герметизация помещений, ис- пользование чехлов, футляров, папок. Раз в месяц следует проводить санитарные дни – ком- плексная уборка помещений. Запрещено использование средств, способствующих загрязнению воздуха.
Световой режим. Воздействие света (ультрафиолетовые, инфракрасные, тепловые лучи) приводит к изменению фотохимических и физических свойств предмета. Наиболее разруши- тельным является естественный свет. Люминесцентные лампы содержат ультрафиолет, поэтому использование их в хранилищах запрещено. Наиболее безвредны – лампы накаливания, но они

40
выделяют большое количество тепла. Музейные предметы по степени воздействия на них света можно разделить на несколько групп:
- с высокой светостойкостью – металл, цветной камень, гипс, керамика, бесцветное стекло;
- со средней светостойкостью – кость, кожа, мех, дерево, масляная и темперная живопись;
- с низкой светостойкостью – фотографии, акварель, пастель, бумага, ткани.
Защита от воздействия света должна проводиться как в фондохранилищах, так и в экспо- зиции. Естественное освещение фондохранилищ может дополняться искусственным: лампами накаливания не свыше 200 Вт на расстоянии не ближе 3 м от предмета. В оптимальном варианте разделение музейных предметов по материалам (по отдельным хранилищам) позволяет грамотно регулировать освещение.
Биологический режим. К биологическим вредителям относятся плесень, насекомые, гры- зуны. Причинами их распространения могут явиться нарушение температурно-влажностного режима, загрязнение предметов, использование в фондохранилищах продуктов питания, посту- пление в фонды загрязненных предметов. Меры борьбы – дезинфекция и дезинсекция. Посту- пающие в фонды предметы должны проходить биологический карантин. Следует проводить по- стоянные профилактические мероприятия, обработку инсектицидами и формальдегидом.
Защита от механических повреждений. При работе с предметами желательно обеспечить их устойчивое положение, работать в нитяных перчатках, брать предметы за наиболее устойчивые части. При перемещении предметов необходимо обеспечить им соответствующую упаковку: фанерные ящики, использование пылевлагонепроницаемых материалов. Ящики с уникальными предметами упаковываются одновременно и в металлические ящики. В один ящик помещаются только однородные предметы, перекладываемые упаковочным материалом (бумага, микалентная бумага, пенопласт, пенопластовая крошка). На новом месте предметы должны пройти акклима- тизацию.
Экстремальные ситуации в музее. К экстремальным ситуациям в музее относят: пожар, аварию электросети, водопроводной сети, канализационных и отопительных систем, хищения.
Необходимо обеспечение фондохранилищ противопожарной и охранной сигнализацией, систе- мой укрепленных железных дверей, решеток на окнах и т. п. Охрана музея должна осуществ- ляться милицейской, гражданской или комбинированной службой. Ежедневный противопожар- ный надзор, надзор за электросетями, водопроводными коммуникациями. Должны быть разра- ботаны планы эвакуаций, с учетом списков предметов федерального, регионального, местного значения. Для предотвращения краж используется охранная сигнализация, служба охраны, запрет доступа в фондохранилище посторонних лиц. Фондохранилища необходимо опечатывать, оп- ломбировать, запирать. Ключи должны храниться у администрации музея и в «ключном» хозяй- стве музея. Прием-выдача ключей осуществляется под расписку в специальном журнале.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта