Главная страница

МУ ППП Музейные фонды. Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования


Скачать 1.15 Mb.
НазваниеЧастное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Дата28.07.2022
Размер1.15 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаМУ ППП Музейные фонды.pdf
ТипДокументы
#637263
страница6 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

47
конструктивно-технологического и экономического начал создается так называемый музейных спектакль – музейная экспозиция.
Экспозиционный материал. В основе экспозиций и выставок находятся экспозиционные материалы. К ним относятся:
- музейные предметы – подлинные экспонаты, хранящиеся в основном фонде музея;
- воспроизведения музейных предметов, копии, репродукции, модели, муляжи, слепки, го- лограммы, реконструкции, новоделы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде музеев;
- научно-вспомогательные материалы, карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, таблицы, выполняемые для конкретной экспозиции;
- тексты и аннотации, составляемые для конкретной экспозиции.
Подходы построения экспозиций. Особенности экспозиций разных типов музея. Музейная экспозиции формируется в соответствии с основным замыслом: научная, науч- но-просветительная, учебно-образовательная, образовательно-воспитательная, рекреационная.
Раскрытие экспозиционного замысла происходит через использование ряда подходов и принци- пов: принцип историзма (рассмотрение всех вопросов в процессе развития), принцип всесто- ронности и комплексности (оценка вариативных особенностей объекта), принцип социаль- но-политической нейтральности, системный, информационный, культурологический, педагоги- ческий подходы. Раскрытие целей, задач экспозиции осуществляется через методы построения экспозиции: коллекционный, иллюстративный (тематический), ансамблевый, музейно-образный, осуществляемые через определенный порядок группировки и организации экспозиционных ма- териалов:
- систематическая экспозиция (академический ряд) строится в соответствии с классифика- цией конкретной научной дисциплины или отрасли производства. В ее основе – системный, ти- пологический ряд музейных предметов, отражающих эволюционные процессы в природе и че- ловеческой деятельности;
- ансамблевая экспозиция реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни. В ее основе – жизненный, бытовой комплекс, в котором экспонаты находятся в среде максимально приближенной к подлинной среде бытования;
- ландшафтная экспозиция использует взаимосочетание натуральных природных компо- нентов и бытовых комплексов. В природно-ландшафтной композиции, располагаемой в экспо- зиционном помещении обязательно наличие панорам, диорам, биогрупп, интерактивных зон;
- тематическая экспозиция строится по определенному сюжету, проблеме через тематиче- ские комплексы, т. е. группу связанных по содержанию или иным признакам предметов, состав- ляющих зрительное и смысловое единство;
- тематико-хронолическая экспозиция раскрывает хронологию событий через включение в непрерывный ход исторического развития тематических комплексов;

48
- комплексная экспозиция использует вариативные методы и принципы построения экспо- зиционных комплексов.
Выбор методов экспозиционного показа зависит от типа музея, профиля музея, целевых установок экспозиции, специфики коллекции, размеров экспозиционных площадей.
Воспроизведение музейных предметов и внемузейных объектов. Основой экспозиции яв- ляются подлинные музейные предметы. Но они поддерживаются дополнительными средствами показа. Воспроизведение музейных предметов необходимо для замены в экспозиции подлинных материалов, которые по разным причинам невозможно использовать в экспозиции. Новоделы, реплики используются в экспозиции осторожно, так, чтобы не подменить или затемнить под- линные экспонаты. В качестве замены подлинного предмета используют слепки, голограммы, наиболее приближенные к оригиналу воспроизведения подлинника. Использование голограмм или иных воспроизведений предметов требует особого технического оборудования.
Научно-вспомогательные материалы в экспозиции несут дополнительную информацию. Как правило, они обобщают данные, которые не могут быть представлены другими материалами: карты, схемы, цифровые таблицы. Но научно-вспомогательные материалы не должны перегру- жать экспозицию, превращать экспозицию в сплошной текст, книгу, плакат.
Тексты и фонокомментарии в музее. Тексты и этикетаж в музее способствуют раскрытию содержания экспонатов. Тексты могут быть ведущими, определяющими содержание всей экс- позиции, ее отдельных частей. Тексты могут быть оглавительными (оглавляющими разделы экспозиции), объяснительными (объясняющими содержание экспозиции в целом и отдельных экспонатов). Особое значение имеют указатели, облегчающие ориентацию в экспозиции (планы залов, названия и нумерация экспозиционных комплексов, стрелки маршрута на стенах и на полу).
Экспонаты сопровождаются этикетажем (этикетками): название предмета, материал, авторство, место изготовления, дата изготовления, происхождение, способ изготовления и среда бытования, значение предмета. Современные музеи дополнительно к текстам и этикеткам используются фоно-, фотокомментарии, электронные каталоги музейных коллекции с более подробными ин- формативными данными. Но перегружать экспозицию текстами и этикетками не рекомендуется, т. к. музей – это встреча с подлинными историко-художественными реликвиями.
Формирование коллекционного (систематического) метода проектирования.
Специфика применения коллекционного метода в России. Метод демонстрации музейной коллекции, систематизированной в соответствии с профильными научными принципами или подобранной тематически, называется коллекционным, т. е. построение систематической экспо- зиции. Систематическая экспозиция – экспозиция, в которой однородные музейные предметы представлены в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины. С конца 1980-х гг. в российской музеологии / музееведении используют термин коллекционный музей, деятельность которого базируется на коллекциях движимых объектов. К коллекционной системе экспониро- вания музеи пришли постепенно, в результате развития и перестройки экспозиций XVIII–XIX вв.

49
Исторически коллекционный музей наиболее древний и распространенный тип музея (коллек- ционирование и демонстрация коллекций в эпоху Античности, Возрождения), сложившийся ра- нее ансамблевых и средовых музеев, и связан с доминантной коллекцией хранимого музеем на- следия. Возрождая античные ценности и традиции, эпоха Ренессанса вернула в обиход слово музей. Первоначально это понятие было синонимом слова коллекция (коллекция рукописей банкира и мецената Лоренцо Медичи). В 1770-е гг. под влиянием просветительских идей импе- ратрица Мария Терезия и ее сын-соправитель Иосиф II создают новую экспозицию по принципу исторической систематизации материала по национальным школам «источник обучения и визу- альная история искусства». В XIX в. стали доминировать экспозиции по истори- ко-систематическому и историко-монографическому принципам. Систематические экспозиции получили широкое распространение в тех музеях, которые имели возможность использования четких классификационных схем, предложенных учеными. Археологические коллекции за основу систематизации взяли материал изготовления орудий труда. Этнографические экспозиции – гео- графический принцип и «группы культурных явлений». Систематический метод экспонирования в художественных музеях – по отраслям материальной культуры.
В музеях изобразительных искусств применяли термин академический ряд (академическая история искусства). Картинная галерея в венском Бельведере (1781) – одной из первых стала ис- пользовать принцип исторической систематизации материала вместо шпалерной.
Лучшие научные музеи дореволюционной России строили экспозиции систематическим методом, он соответствовал мировоззренческим позициям науки и уровню знаний. В этногра- фических музеях в России в дополнение к систематической экспозиции стали создаваться «об- разовательные экспозиции» – бытовые комплексы-интерьеры, метод, получивший название
«функциональный». В политехническом музее в Москве демонстрация коллекций техники со- провождалась проведением опытов, работой приборов и т. п.
Систематический метод заключается в подборе серий экспонатов соответственно принятым наукой классификационным схемам или в группировке экспонатов по формальным внешним признакам: минералогические, ботанические и зоологические собрания демонстрируются по классам, родам и видам предметов; памятники материальной культуры – по типам, которые раз- деляются на историческо-типологические ряды (ткани, оружие, мебель, фарфор и т. п.).
Экспозиции, построенные таким методом, демонстрируют предметы вне их реальной среды и жизненных связей. Основу систематического метода составляют музейные коллекции. Струк- турной единицей является типологический ряд, позволяющий показывать биологическую, тех- нологическую, эстетическую и другие виды эволюции предметов и объектов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естественно-научных, науч- но-технических, археологических и этнографических музеях, музеях декоративно-прикладного искусства, коллекционных показах музейных собраний. Современные музеи зачастую включают

50
типологические ряды в ансамблевые и тематические экспозиции, чтобы усилить предметную достоверность.
Ансамблевый метод в этнографических и мемориальных музеях Европы. Метод сохранения на документальной основе бытовой обстановки (среды), связанной с историческим событием, жизнью и деятельностью выдающихся лиц, реконструкции реально существовавшей или типич- ной для определения эпохи социокультурной обстановки, т. е. воссоздание предметного ансамб- ля/интерьера, назван ансамблевым. В естественно-научных музеях ему соответствует ланд- шафтный метод.
Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры (дворцов, усадеб, крестьянских изб). Примерами ансамблевых экспозиций могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях гуманитарного и естественно-научного профиля. Структурной единицей ансамблевого метода показа является экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существо- вавшую среду бытования музейных предметов (орудия труда, оружие, одежда, мебель, изделия декоративно-прикладного искусства, изобразительные и письменные материалы). При воссоз- дании художественной ансамблевой экспозиции обычно используют стилистические особенности экспонатов. Особенность ансамблевых экспозиций – воссоздание интерьеров определенной эпохи. Такие экспозиции позволяют проследить изменения условий жизни, художественных вкусов, представлений о красоте, эстетике, имеют условный характер, так как исторические ин- терьеры в естественной среде есть накопление предметов различных эпох и стилей, что, как правило, не возможно в музейной экспозиции, поскольку нарушает стилевой образ эпохи.
С середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в музейном обиходе название «жизненные комплексы», так как в них отражались реальные связи предметов в первоначальной среде оби- тания: жилище, мастерская, сенокос, свадьба и т. п. Такие комплексы иллюстрировали домашнюю обстановку, элементы трудового процесса, культовых ритуалов и т. п. Собственно это был ком- плексный метод, соединяющий систематический показ и естественные комплексы. В этногра- фических музеях создавались группы из манекенов, «обстановочные сцены». Комплексный метод лег в основу формирования музеев-заповедников, домов-музеев, музеев под открытым небом.
Ансамблевые экспозиции в России. Комплексный метод (коллекции включенные в ан- самбли) в 1867 г. был применен на этнографической выставке в Москве: народности представ- лены с помощью манекенов в окружении характерных предметов национального быта. В
1918–1920-е гг. за основу создаваемых музеев Российской Федерации был взят ансамблевый метод: дворцы, особняки, усадьбы, монастыри, имеющие историко-архитектурную и мемори- альную значимость превращаются в музеи (Зимний дворец, Царское село, Шереметьевский дво- рец, Архангельское. Троице-Сергиева лавра, дом Л. Н. Толстого в Москве и др.). В 1930–1970-е гг. ансамблевый метод стал применяться при создании «обстановочных сцен» в исторических музеях

51
для демонстрации тематики классовой борьбы, классовых отношений, что в современной музее- ведческой литературе именуется «вульгарным социологизмом».
В российском музееведении в конце 1980-х гг. было введено понятие ансамблевый музей, деятельность которого базируется в первую очередь на музеефикации недвижимых объектов культурного и природного наследия: дома-музеи, музеи-монастыри, музеи-храмы, му- зеи-усадьбы, дворцы-музеи и т. п. С конца XX в. прослеживается тенденция трансформации ан- самблевых музеев в средовые музеи. Важной составляющей таких музеев являются люди, насе- ляющие территорию и/или осуществляющие на ней традиционные виды деятельности: экомузеи, живые музея, музеи-заповедники, музеи-усадьбы. Средовые музеи – оптимальная форма сохра- нения и актуализации особ ценных историко-культурных ландшафтов. Термин средовой музей утвердился в российском музееведении/музеологии в 1990-е гг.
Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции, воссоздающие взаимосвязи и взаимозависимость природных компонентов. Основными структурными едини- цами ландшафтных экспозиций становятся биогруппы, диорамы, панорамы.
Формирование иллюстративного и музейно-образного метода. Основные характеристики музейно-образного метода. Этапы формирования иллюстративного метода. Иллюстрация му- зейными предметами явлений и процессов в природе или общественной жизни, создание своего рода объемно-пространственной монографии на ту или иную тему определяется как иллюстра- тивный метод. Причем художнику позволено реализовать свое творческое «я» в специально соз- данных экспонатах-иллюстрациях: произведениях живописи, графики, дизайна и т. п., являю- щихся полухудожественными вставками в наукообразную экспозицию. Художник делает кра- сивую «обложку» для экспозиционной монографии. [29]
Музейно-образный метод заключается в создании экспозиционно-художественного образа, своеобразного произведения музейного искусства, где происходит трансформация предметных результатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы, а обстановка превраща- ется в художественный портрет ее владельца.
Музейно-образный метод является основой тематической экспозиции, в которой посредст- вом экспозиционных материалов раскрывается определенная тема, сюжет, проблема. Явления и процессы в природе и общественной жизни отражаются в диалектическом развитии, в хроноло- гической последовательности или по проблемному принципу. При раскрытии темы музей- но-образный метод фрагментарно использует и элементы ансамблевого и систематического ме- тодов. Основу музейно-образного метода составляют музейные предметы различных типов. В структурном отношении тематическая экспозиция, построенная на основе музейно-образного метода, представляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов. В историче- ских музеях разделы соответствуют историческим периодам. Объединение музейных предметов при использовании данного метода предполагает содержательную сторону, т. е. подтверждение определенного концептуального положения. Художественное оформление получает самодов-

52
леющий характер, что нарушает собственно музейные требования к «общению» с подлинником, подлинные экспонаты заменяются бутафорскими, архитектурными конструкциями, фотомонта- жами.
Концепция «музейного предложения». В конце 1920-х – начале 1930-х гг. перед музеями встала задача идеологического воспитания. Политико-воспитательные функции музеи решали и через коренную перестройку экспозиции, ее структуры, оформления, состава экспонатов, прин- ципов их размещения. Простая демонстрации коллекций, кунсткамерный показ древностей или типологическое представление эволюции форм не соответствовали новым целям. Значение вещи в экспозиции получило название «вещизм музейных вещей», в литературе музейщиков стали обвинять в «вещизме», приравнивая музееведение к «вещеведению». Термин предметность му- зейной экспозиции надолго исчезает из музееведческой терминологии. В апреле 1929 г. на Ле- нинградском совещании музейных работников «погоня за подлинностью» была подвергнута резкой критике как «формализм музейного вида». Целью был объявлен перевод экспозиции «из стадии статики в стадию динамики», т. е. применение принципов театрализации.
При всей прямолинейности содержательной стороны экспозиций советских музеев за счет использования внехудожественного материала, большого количества таблиц, текстов, четкого разделения на разделы, выделения заголовков в сочетании с красочным, броским оформлением, формировались интереснейшие находки экспозиционной мысли, во многом опередившие время.
Помимо тематической организации материала был использован «проблемный принцип разме- щения материала», произошло осознание структуры экспозиции, особого языка экспозиции. Со- ветские музеи почти на 30 лет опередили западные музеи по демократизации музейной аудито- рии. Европейские музеи только в 1950-е гг. подошли к пониманию проблемно-дидактических экспозиций для расширения спектра музейной аудитории.
С середины 1960-х гг. возрождается интерес к использованию подлинников в музейных экспозициях, что сопровождается расширением процессов комплектования музейных фондов подлинными предметами. Главными действующими лицами в экспозиции становятся – музейные предметы. Важной составляющей применения музейно-образного метода являлась концентрация внимания зрителя и поддержание в нем интереса на всем протяжении осмотра экспозиции, умение вовремя снять «музейную усталость», эмоциональную перегрузку.
Музейно-образный метод предполагает соединение различных по материалу, технике из- готовления, размерам и иным характеристикам экспонатов, которые предстают в ансамбле как единое целое. Создание этой целостности во многом зависит от профессионализма художника, грамотного использования архитектурно-художественных средств. Внешние эффекты, засло- няющие подлинные вещи – музейные экспонаты, – световые, цветовые, шумовые и прочие ху- дожественные приемы, не должны использоваться как самодовлеющие. Природа зрелищности музейной экспозиции отличается от театральной: она призвана усилить смысловые акценты экспозиции, сделать ее эмоционально выразительной и доставляющей эстетическое удовольствие.

53
Понятия экспозиционно-художественный образ и музейный натюрморт. Социокультурные изменения в середине XX в. поставили перед музеями задачу сделать музейные экспозиции вы- разительными. Отношение к экспонату как к источнику эмоционального воздействия потребовало пересмотра всей системы показа музейных собраний. Работа музейного художника перестала сводиться к механической расстановке экспонатов, в ее основу легла художественная интерпре- тация содержания экспозиции. Задача художника состояла в переводе научного содержания экспозиции в образный язык. Новое понимание роли музейного художника как режиссера про- явилось в том, что экспозиция становится музейным спектаклем, в котором используются спе- цифические средства музейно-художественного языка. Экспозиционно-образный метод отно- сится к особому жанру искусства, соединяющему изобразительные и выразительные средства показа. В экспозиционно-художественный метод включены многообразные художественные, технические средства пространственных искусств и элементы музыкального искусства, теат- ральной зрелищности, языка литературного произведения. Художественный образ в экспозиции создается творческой фантазией художника, которая базируется на всестороннем знании экспо- нируемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики и др. Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной худож- ником эстетической среде в результате сопоставления различных экспонатов возникает новая информация, новые знания, на основе размышления. Наиболее предпочтительный прием созда- ния экспозиционно-художественного образа – использование подлинных музейных предметов, обладающих разнообразными характерами, формой, цветом, пластикой. В современной музее- ведческой литературе подобные экспозиционные комплексы, включающие различные типы му- зейных предметов, называют музейными натюрмортами.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта