МУ ППП Музейные фонды. Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Скачать 1.15 Mb.
|
Отношение к памятникам прошлого и своего времени в Античном мире, в Византии, Средневековой Европе, на Руси. Возникновение реставрационного рода деятельности можно заметить уже в глубокой древности, когда памятники прошлого служили целям укрепления величия и славы сохранявшего их правителя. В коллекции вавилонского царя Навуходоносора хранились произведения искус- ства, созданные за две тысячи лет до него для шумерского царя Шульги (рельефы, статуи асси- рийских царей). Возможно, первые в истории человечества реставрационные работы были предприняты Александром Македонским: он повелел в Вавилоне восстановить ступенчатую башню Этеменанки. Все его войско участвовало в расчистке зиккурата от мусора. Формирование методик реставрационной деятельности общества можно проследить начиная с Античного мира. 78 Римское коллекционирование привело не только к формированию художественного рынка, где продавались как подлинные произведения, так и подделки, копии работ прославленных мастеров. Эти копии во многом и сохранили для нас греческое и эллинское искусство. В эту эпоху разра- батываются методы консервации памятников от воздействия атмосферных воздействий. Прово- дились и реставрационные работы – деятельность афинского скульптора Эвандра в I в. до н. э. Сохранились косвенные свидетельства того, что реставрационные работы проводились на пина- ках (вырезали штукатурку с росписями и помещали в деревянные рамы). Реставрация предметов декоративно-прикладного была затруднена из-за отсутствия информации о связующих материа- лах. Использовался метод частичного включения ценных материалов (камей, инталий) в другие изделия. Известны случаи реставрации икон в Византии. В «Церковной истории» Феодора Чтеца (VI в.) упоминается об изъятии из храма под предлогом исправления иконы, пострадавшей от сырости, «приключившейся от вод»[3]. В числе достоверных фактов реставрации икон на Руси называют «возобновление» Владимирской Богоматери в середине XIII в., которая пострадала после разграбления Успенского собора: был снят драгоценный убор, повреждена живопись. Эта икона, наиболее чтимая в русской истории, поновлялась неоднократно. В рукописях Феофилата (X–XI вв.) и Дионисия Фурноагиафиота (XVII в.) предлагаются советы по очистке-раскрытии и поновлению икон. Многие исследователи считают, что история развития научной реставрации начинается в эпоху итальянского Возрождения. Считается, что в это время прекратился период уничтожения памятников Античности как памятников языческой культуры, формируется новый интерес к коллекционированию редких произведений. Эта концепция была выдвинута А. Риглем. Но в данный период продолжалось «поновление», т. е. переделка уникальных античных статуй, фресок, камей в христианские реликвии. IV Миланский собор предписывал епископам обновлять божественные изображения, а поврежденные – сжигать. Эта традиция наблюдается вплоть до XVIII в. В Европе «починение» произведений искусства находилось в руках художников. В слу- чае порчи картины, фрески, статуи привлекались известные живописцы и скульпторы. Иногда реставраторы даже ставили свои подписи на обновленных шедеврах. В 1530 г. Ф. Приматиччо «вымыл и очистил» 4 картины Рафаэля; в 1550 г. новые детали авторства Л. Блонделя появились на работах Ян Ван Эйка. В таких реставрационных работах принимали участие Франц Хальс, Карло Дольчи, Бенеццо Гоццоли. Только в концу XVII в. «починительство» как приспособление старинного произведения к современной эпохе начинает уступать понятию реставрация, связан- ному с сохранением памятника как историко-художественного произведения. Определенную роль в этом сыграли указы Густава-Адолфа и Карла X Шведского по поводу защиты памятников культуры. Взгляд художников-реставраторов сформулировал искусствовед, биограф Ф. Бальди- нуччи «Знатоки полагали, что хорошую картину нельзя подправлять». В этот период разрабаты- вается и одна из начальных операций технической реставрации – дублирование (с точки зрения живописного произведения). Первое упоминание относится к 1660 и 1680 гг. (Амстердам). Дуб- лированные картины упоминаются в королевской коллекции Франции в 1698 г. Но только XVIII в. 79 занимает избранное место в истории реставрации: реставрация становится технической пробле- мой. Техника дублирования не только широко применяется, но приводит к появлению рецеп- турных справочников для проведения реставрационных работ. Основные направления в области реставрации в XIX – XX вв. Основные направления работ в области реставрации определены в XVIII в. Кроме техники дублирования, разрабатывается более сложная и опасная операция: «перенос» живописи с одной основы на другую. Среди изобрета- телей упоминают имена Алессандро Майелло, Антонио Контри, Риарио, Пико. Во второй поло- вине XVIII в. эта техника распространилась по всей Европе. Меняется и отношение к реставрации художественной: вмешательство реставратора в авторскую живопись должно быть минимальным, т. е. допускались прописки по лицу картины, но с подделкой манеры автора, цветовой гаммы, т. е. «сохранением кисти» мастера. Начинаются поиски регенерирующих составов: возвращение краскам, материалам первоначальных свойств. Это приводило к уничтожению (порче огромного количества памятников). Работы реставраторов носили авторский характер, являлись секретны- ми, что не способствовало развитию реставрационных приемов. Тем не менее в этот период можно точно определить, что использовались: связующие клейстеры (ржаная, пшеничная, кар- тофельная мука, мед, патока, чесночный сок); метод дублирования (заклеивание лицевой стороны картины бумагой при помощи клейстера, выдерживание в сыром погребе; проклейка клейстером тыльной стороны авторского холста, приклейка дублировочного холста, укладка под пресс и сушка); метод паркетирования (закрепление деревянной основы картины рамой из ряда планок); перевод живописи на другую основу (как правило медь); очистка (промывка картин от потем- невших лаков и загрязнений) и т. п. Вопрос о реставрации в XVIII в. ставится и по отношению к археологическим памятникам, в этот период скорее можно говорить о полуфальсификаторах, которые воссоздавали объект из разрозненных черепков, фрагментов, ловко маскируя швы. В 1753 г. была предпринята попытка реставрации римских папирусов при помощи закрепления свитков резиновыми нитями на горизонтальные планки, которые расправляли свиток, а резцами листы свитков разделялись между собой. Первый раскрытый свиток оказался трактатом о музыке. В начале XIX в. во Франции Виоле-де Дюк разрабатывает основные принципы систематической реставрации – программы по консервации национальных памятников Средневековья. Это архи- тектор, который предпринял попытки реставрации (реконструкции собора Парижской богома- тери, многие исторические кварталы). Обязательный принцип архитектурной реставрации в этот период – добавление к памятнику элементов, которых никогда не было, но которые «украшали» памятник. Началом реставрационной деятельности в России считается 1743 г. В Петербург по при- глашению императрицы Елизаветы Петровны были приглашены Георг Христофор Грот и Лукас Конрад Пфандцельт (Фанцельдт). В их обязанности вменялось «смотрение за картинами», т. е. собирание и реставрация. Основную работу проводил Л. Пфандцельт. Первая его работа – перевод с дерева на медь картины Лукаса Кранаха «Христос и блудница». Первым русским художником, 80 освоившим реставрацию станковой живописи, был Семен Федорович Щедрин (провел рестав- рацию 167 картин). Но становление русской реставрационной школы следует связывать с именем Андрея Филипповича Митрохина, мастера-экспериментатора, который не только разработал новые методики (новый связующий состав для укрепления основы с использованием осетрового клея, меда; новой методики дублирования и перевода живописи, дублировочных подрамников), но и создал реставрационную русскую школу. В XVIII–XIX вв. складываются и методики рес- таврации русской иконописи. Первоначально – это поновление при помощи яичной темперы, перелевкашение иконы, запись первоначальной живописи. Наибольшую роль в становлении принципов реставрации сыграли Императорская Архео- логическая комиссия в Петербурге, комиссия по сохранению древних памятников при Москов- ском археологическом обществе и Общество древнерусского искусства в Москве. Главной зада- чей организаций было изучение, реставрация и сохранение древних памятников. В 1889 г. по императорскому указу Археологическая комиссия получила исключительное право на раскопки и реставрацию в России. Большую активность в деле реставрации в России проявляла Академия художеств. Большая работа проводилась по прекращению церковной реставрации. В 1877 г. синод издает указ, запрещающий перестройку, ремонт и реставрацию церковной архитектуры, стено- писей, икон без согласования с археологическим обществом. Основоположником теоретической концепции реставрации в России стал И. П. Сахаров: укрепление, стирание старой олифы, унич- тожение приписок, восстановление утрат при сочетании двух методов: реконструкции и услов- ного восстановления цвета и формы. Во второй половине XIX в. появляются частные реставра- ционные мастерские на базе традиционных промыслов Мстеры и Палеха. В начале XX в. здесь даже были открыты иконописные училища. В это же время начинают применять техни- ко-технологические методики в реставрационной деятельности (химические лаборатории, фо- тофиксация, создание копий для музеев в провинциях и т. п.). Советское правительство одним из приоритетов определило сохранение художественных ценностей. В 1920-е гг. в Москве под ру- ководством И. Э. Грабаря возникают Центральные реставрационно-художественные мастерские, создается Институт археологической технологии, появляется первая фотоаналитическая лабора- тория, т. е. начинается централизация реставрационных работ, которые проводятся в стране. Взгляды И. Э. Грабаря на цели и задачи реставрации. Значение реставрации, ее историче- ских форм И. Э. Грабарь в 1918 г. сформулировал следующим: «Памятник нельзя изучать пока он не раскрыт, пока не раскутан от множества пелен, накопившихся на нем веками и исказившими его первоначальный облик. Самый процесс раскрытия памятника и есть его единственно под- линное, ибо не академическое, не кабинетно-отвлеченное изучение». Главным принципом рес- таврации, который защищает И. Э. Грабарь, является – максимальное сохранение произведения, его подлинной живописи и минимальное вмешательство кисти художника-реставратора: «Каж- дый фрагмент той или иной эпохи должен быть бережно сохранен. Этим путем каждая эпоха точно определяется и документируется». Советский метод послойного раскрытия памятника с 81 сохранением поздних вставок получил название метода фрагментирования, признан в Европе под названием «советский». И. Э. Грабарь понимал реставрацию как систему: соблюдение при рес- таврации «тождества материала»; обязательное исследование в области технологии материалов и их химического анализа, проведение опытов реконструкции с изучением техники. Реставрации слагается из двух основных моментов: раскрытия и восстановления. Музейный хранитель и реставратор, их взаимоотношения. Современная науч- но-реставрационная документация. В музеях художник-реставратор организует свою деятель- ность в соответствии с «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССС», изданной МК СССР в 1984 г. Реставратор несет личную ответ- ственность за проведение реставрационных работ музейного предмета в соответствии с «Поло- жением о реставраторе музея, реставрационной мастерской и других реставрационных органи- зациях системы Министерства культуры». Реставратор должен закончить специализированное учебное заведение, пройти аттестацию на соответствующую категорию, стажировку в реставра- ционных мастерских по реставрации того или иного материала: ткани, кожи, дерева, металла, живописи и т. д. Реставрационный процесс должен жестко документироваться. Комплекс рес- таврационной документации включает в себя: реставрационный паспорт, дефектный акт, акты приема и выдачи, книгу учета поступлений музейных предметов на реставрацию, протокол за- седаний реставрационного совета (комиссии) / фондово-закупочной комиссии музея, задание на реставрацию, иллюстративный материал (картограммы, схемы, рентгенограммы, фотографии предмета до, в процессе и после реставрации, материалы съемки в ультрафиолетовых и инфра- красных лучах, акты лабораторных исследований и анализов и др.). Особенности реставрационных и консервационных мероприятий различных типов памят- ников истории и культуры: цели, задачи и проблемы приспособления. Реставрация и консервация – это этапы единого процесса. Процесс музейной консервации можно разделить на консервацию временную и собственно консервацию. Временная консервация предполагает принятие безотла- гательных мер к предотвращению разрушения музейного предмета до проведения полной кон- сервации и реставрации. Как правило, временная консервация проводится в рамках экспедици- онных сборов, при археологических раскопках или сырьевых материалов естественно-научного профиля. Консервация музейных предметов предполагает сохранение предметов путем разра- ботки определенного режима хранения, тормозящего процессы естественного старения, а также путем активного пресечения данных процессов с последующим укреплением предметов. Для предметов естественно-научного профиля и органического мира консервационные приемы как правило называют таксидермией (чучела, тушки, шкурки, мумии) при сохранении максимально возможного количества прижизненных морфологических признаков органического мира (раз- меров, формы, пропорций, окраски и т.п.). Сегодня реставрация понимается как наука призванная прежде всего сохранить подлинность объекта (автор концепции реставратор К. Бойто). Современные реставраторы исходят из прин- 82 ципа, что консервационное вмешательство должно иметь свои пределы. Даже рентгенограмма предмета может помешать точности определения даты создания памятника. Все шире применя- ются фотограмметрия и аэрофотосъемка, новые методы зондирования, археометрия. Главным в мире современной реставрации является: тесное сотрудничество между учеными: искусствове- дами, архитекторами, дизайнерами, реставраторами, химиками, физиками, техниками. Вторая половина XX в. стала вехой в разработке международного законодательства. Эти вопросы под- нимались еще в 1899 и 1907 гг. в Гааге. Сегодня вопросы реставрации памятников истории и культуры курирует ЮНЕСКО. Условия и правила хранения, экспонирования, транспортировки и реставрации музейных произведений. Реставратор несет персональную ответственность за состояние сохранности и непринятие своевременных необходимых мер по консервации и реставрации музейных предметов (наряду с хранителями), за низкое качество выполненных реставратором или под его руково- дством работ по упаковке и распаковке музейных предметов. Реставратор музея руководит упа- ковкой и распаковкой музейных предметов, направляемых на выставки, на реставрацию и т. д., а в случае необходимости наиболее ответственную часть таких работ выполняет лично, участвует в работе закупочной комиссии, определяя степень сохранности приобретаемых музейных предме- тов, и в необходимых случаях дает об этом письменное заключение, принимает участие в работе по комплектованию выставок вне музея (из экспонатов музея) и передвижных выставок, опре- деляя допустимость перевозки экспонатов. Если реставратор считает транспортировку невоз- можной по причине плохого состояния музейного предмета, а дирекция музея принимает решение о его отправке, реставратор музея обязан в письменном виде изложить свои возражения директору для обсуждения на реставрационном совете. Реставратор оказывает помощь в работе комиссий, прибывших в музей для инспекторской проверки хранения, реставрации и консервации музейных предметов. Работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализиро- ванными государственными учреждениями системы Министерства культуры, реставрационными отделами (мастерскими) крупных музеев и отдельными штатными реставраторами музеев. Для рассмотрения и обсуждения мероприятий в области консервации и реставрации му- зейных памятников, годовых планов работ реставрационных отделов и мастерских, рассмотрения и рекомендации способов и методов консервации и реставрации памятников, составления за- ключений о выполнении реставрационных работ, о качестве реставрации и о выдаче экспонатов на выставки, об аттестации реставраторов и т.п. – в музеях должны быть созданы специальные реставрационные советы, возглавляемые заместителем директора по научной (или учёт- но-хранительской) чести музея или главным хранителем. В крупных музеях совет может организовать из состава своих челнов и работников музея реставрационные комиссии или секции по отдельным специальностям, которые будут определять 83 задания по отдельным памятникам, а также наблюдать за ходом реставрационных работ и при- нимать работы, выполненные реставратором. Протоколы реставрационного совета и его комиссий или секций должны иметь подписи всех лиц, присутствовавших на заседании. Для рассмотрения наиболее сложных реставрационных вопросов, связанных с применением необычных технологических решений, с удалением позднейших дополнений памятника или за- писей, а также с проектами воссоздания внешнего вида памятников, имеющих обширные утраты, и их существенных конструктивных деталей создаётся расширенный реставрационный совет с привлечением авторитетных специалистов истории и культуры из крупных музеев, науч- но-исследовательских институтов или специализированных реставрационных учреждений. Также рассмотрению на расширенном реставрационном совете подлежат реставрационные предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со сто- роны отдельных членов реставрационного совета. В случае отсутствия в музее такого совета спорный вопрос может быть передан на рассмотрение расширенного совета одного из цен- тральных музеев или специализированных учреждений. Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея ведут обязательный строгий документальный учёт (в специальных журналах и протоколах по реставрации) проводимых реставрационных работ. Протокол и паспорт реставрации подписы- ваются реставратором и заведующим реставрационной мастерской. Все ответственные и сложные реставрации сопровождаются фотографированием музейного предмета до реставрации, в про- цессе и после её окончания. В музеях, имеющих реставрационные отделы, их заведующие подчиняются главному хра- нителю или заместителю директора по учёту и хранению. Заведующий отделом реставрации составляет календарный план реставрационных работ на определённые отрезки времени (месяц, кварта, год), причём очерёдность реставрации музейных предметов устанавливается с учётом их состояния и музейной значимости. Реставратор несёт персональную ответственность за: самовольное или некачественное вы- полнение работ по консервации и реставрации музейных предметов; применение непроверенных и не рекомендованных методов и реставрационных материалов; низкое качество выполненных работ по упаковке и распаковке музейных предметов; плохое документирование консервацион- но-реставрационных работ. Все работы по консервации, реставрации и изучению музейных предметов подлежат обя- зательной документации в соответствии с правилами и по форме установленной Инструкцией по учёту и хранению музейных предметов и музейных коллекций. |