словарь. Ю Н Караулов Русский ассоциативный словарь как новый лингвистиче. Что собой представляет ассоциативный словарь
Скачать 1.37 Mb.
|
5. Факты и явления искусства, культуры Культурная информация, заложенная в памяти носителя языка, в его ассоциативно-вербальной сети и приводимая к выражению в реакциях, т.е. в ее актуализируемых участках, разбросана по самым разнообразным статьям и вызывается подчас с помощью стимулов, прямого отношения к искусству, литературе или музыке как будто не имеющих, ср.: голод — рисунок Глазунова; лучше — Роден; мальчиками — чеховские мальчики в гимназических шинелях; след — Ротару; друг — песни Высоцкого; рука — Паганини. Совокупность сведений, которые принято относить к культуре в широком смысле слова, составляет необходимую часть владения языком. Она создает тот самый общий для всех носителей языка апперцепционный фон, или апперцепционную базу, что с большой экономией языковых средств и интеллектуальных усилий обеспечивает, наряду с грамматикой и словарем, их взаимопонимание. Для иноязычного пользователя актуализируемая в ABC пара S—R, которая несет такого рода сведения, как правило, нерасшифровываема и требует поэтому комментария. Эта информация столь же мозаична, как и научная, и касается всех областей духовной культуры. С некоторой долей условности ее можно разделить на следующие части: искусство, сфера общераспространенных гуманитарных знаний, религиозно-мифологические представления, памятные места страны. Всего прецедентных текстов, очерчивающих общекультурный фон среднестатистического носителя языка, в словаре упомянуто несколько сотен. Их подробный анализ и классификация — дело будущего, здесь же мы лишь иллюстрируем проведенное нами условное их деление. 5.1. ВИДЫ ИСКУССТВ 5.1.1. Литература Прецедентные тексты русской и мировой литературы разнообразных жанров и эпох составляют самую значительную часть в числе культурного типа реакций, и их сводный перечень по всему словарю мог бы очертить тот литературный фонд, которым владеет средний носитель русского языка в возрасте наших испытуемых. Этот фонд может стать объектом специального изучения с образовательно-воспитательной, психологической, социологической, эстетической и других точек зрения. Прецедентные тексты литературы задаются в предречевой готовности ассоциативно-вербальной сетью (и соответственно, вводятся при необходимости в дискурс) следующими способами: — названием произведения (не всегда точным и полным, но легко узнаваемым); смерть — поэта, сорок — первый, старик — и море, страна — Муравия, сын — полка, старик — сказка о рыбаке и рыбке, страдание — юного Вертера, болезнь — левизны; шаг —вперед, 2 шага назад; что — делать; краткий — курс истории ВКП(б); — именем (обозначением) персонажа: сострадание — Соня Мармеладова; сплетни — о Чацком, старик — и рыбка, стыдливый — Альхен, тихий — Ион, шалопай — Гаврош, экономный — Плюшкин, гнев — Тараса Бульбы, вранье — Хлестакова, горб — Никита Артамонов, повеса — Куракин Анатоль... — именем автора: я — Маяковский, воскресение — Толстой, дым — Тургенев, метелица — Фадеев, старик — Хемингуэй, деревня — Пушкин, жизнь — Мопассан, лес — Леонов, мы — Замятин... — цитатой или выразительным намеком на цитату из произведения: хорошо — крошка сын, пурга — завируха [<"в поле вьюга-завируха..."]; повеса —летя на почтовых; кровь — людская не водица; звезда — пленительного счастья; который — построил Джек, человек — глыба; сыр — во рту держала; шумный — идет, гудет зеленый лес; спина — белая; судьи — кто; очень — но по пять и вчера; золото—золото, сердце народное... — указанием какого-то характерного предмета, существа, действия, места, явления, играющего важную роль в развитии сюжета произведения: старик — невод, письмо — Татьяны, страна — дураков, месяц — сказка о мертвой царевне, гора — Сим-сим, овца — Рахиль [ < "Иосиф и его братья"], след — Робинзон, ползти — Мересьев, рука— мавра, борода — Черномора... Наблюдения над прецедентными текстами в ABC не сводятся только к констатации их общего количества и разнообразия. Взаимная информация в паре S—R позволяет устанавливать некоторое типовое отношение усредненного носителя языка к тем или иным прецедентным текстам, их персонажам и авторам. Так, имя Достоевского появляется в качестве ответа не только в статье литература, но также в статьях стимулов единого семантического поля — страдание, сострадание, мучение, бедствовать, а в первых двух из этих статей мы находим соответственно название одного из его романов (Преступление и наказание) и имя действующего лица из него (Соня Мармеладова). Такого рода информация имеет эстетико-литератур-ный и социопсихологический смысл и представляет интерес для специалистов, изучающих различные аспекты массового сознания. 5.1.2. Живопись, скульптура, архитектура, классическая музыка Для отсылки к явлениям этих искусств в ABC используется два способа — имя автора или название, а для музыкальных произведений может быть имя исполнителя: утро — стрелецкой казни, квадрат — черный Малевича, экзамен — опять двойка, свободный — статуя свободы, появиться — Явление Христа народу, картина — с Дали, подлинный — Рембрандт, девочка — на шаре, конец — Помпеи, думают — Мыслитель Родена, памятник — Менделееву, двор — картина Московский дворик, лист — Ференц, голос — Шаляпина, рисунок — Шилова, огромный — Эйфелева башня, петь — Робертино Лоретти, девушка — с веслом, культура — Парфенон, талант — Моцарт, весна — священная... 5.1.3. Театр, кино, ТВ Принципы актуализации здесь те же, что в предыдущих случаях: солнце — пустыни, белое, Белое солнце пустыни; талант — и поклонники, три — тополя на Плющихе; уйти — огородами (< "к/ф "Живет такой парень"); улица — ведущая к храму ("Покаяние"); учительница — сельская; цветок — в пыли; человек — со стороны, с ружьем; член — правительства; серия — Спрут; свой — среди чужих; тюрьма—твой дом (< к/ф "Берегись автомобиля"); тщетный — тщетная предосторожность; бабушка — удава ( < мультфильм); рожа — Шарапов (<телефильм "Место встречи изменить нельзя"); быть — Шекспир; коварный — Яго; о минутах—свысока (< телефильм "Семнадцать мгновений весны"); солнце — всходит и заходит, а... (<спектакль "На дне"); серия — про Штирлица; ну — погоди; балбес — Никулин; взгляд — передача по ТВ; спектакль — Марица; тема — Тарковский; берег — фильм Наумова; веселый — Ч.Чаплин; начать — Чурикова (<к/ф "Начало"); похожий —на Бель-мондо. |