Главная страница
Навигация по странице:

  • Определение философии сестринского дела

  • Основные понятия философии сестринского дела – парадигмы

  • Окружающая среда

  • Этические элементы философии сестринского дела

  • «Основные вехи истории сестринского дела . Реформирование сестринского дела в РФ.»

  • Покровская община сестер милосердия

  • Екатерина Петровна Карцева

  • лекции. Демографическая ситуация в рф


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеДемографическая ситуация в рф
    Анкорлекции
    Дата05.04.2023
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции.docx
    ТипДокументы
    #1039663
    страница4 из 37
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

    «Философия сестринского дела»


    План

     Определение  философии сестринского дела

     Основные понятия философии сестринского дела – парадигмы

     Этические компоненты философии сестринского дела

    Определение  философии сестринского дела

    Для дальнейшего прогресса в сестринском деле возникла необходимость философского осмысления сестринской практики. Чтобы перейти к вопросам философии сестринского дела, нужно вспомнить, что же такое философия? Говоря  о философии, мы говорим о том, как человек мыслит, во что верит, как воспринимает жизнь. Философия – это система взглядов на мир.

    Что такое философия вообще? В переводе с греческого философия – «люблю мудрость». Одно из определенийфилософии – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие (т.е. природа  и общество), так и мышление человека, процесс познания. Философия выступает как могущественное орудие познания и деятельности людей, как активный фактор дальнейшего  развития познания и практики. Философияспособствует развитию самосознания человека, пониманию его места в мире, места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры; дает оценку и объясняет  связи отдельных звеньев знания в единстве мировоззрения (т.е. наука, изучающая наиболее общие закономерности развития природы и общества).

    Одно из наиболее широко распространённых сегодня понятий  философии следующее: философия – это наука о взаимодействии субъекта и объекта и об изменениях отношений между ними, возникающих в результате этого взаимодействия.

    Кто такойсубъект?Это человек,  вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя (свои качества и силы). (Отсюда понятие субъективный, связанное с понятиями и взглядами человека; как мы оцениваем данное явление).

    Объект – часть бытия, противостоящая человеку в его познании или деятельности, обуславливающая эту деятельность; обстоятельство, из которого человек вынужден исходить, принимая решение. Отсюда определение – объективный, т.е. зависящий  от взглядов и воли человека, существующих независимо от него.

    Например:  определения  высокий-низкий – субъективные; человек ростом 150 или 190 см – объективные.

    Что же такое философия сестринского дела?

    Впервые принципы философии сестринского дела в России были сформулированы на I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, которая проходила в Голицыно в 1993г. под девизом «Новые сестры для новой России».

    В тексте документа, принятого на этой конференции, были даны определения ключевых в сестринском деле терминов: «сестра», «пациент», «сестринское дело», «окружающая среда», а также отношения взаимодействия, возникающие между указанными  субъектами и объектами; сформулированы этические ценности, обязанности и добродетели,  которыми должна обладать профессиональная сестра. На конференции было принято определение  философии сестринского дела – это часть общей философии, система взглядов на взаимоотношения между сестрой, пациентом, обществом и окружающей средой.

    Философия сестринского дела отражает мировоззрение сестры в отношении ее деятельности, формировании целостного взгляда на  сестринское дело, на роль и место в нем сестринского персонала.

    В центре этого мировоззрения – человек, больной, здоровый, или умирающий, обладающий биологическими, психологическими, социальными и духовными потребностями.

    Основными принципами философии сестринского дела являются уважение к жизни, достоинству и правам пациента. Каждая отдельная личность рассматривается как единое целое, с ее внутренними возможностями к росту и развитию физическому, философскому, социальному, культурному, интеллектуальному и духовному.

    Основные понятия философии сестринского дела – парадигмы

    Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества. Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом и ответственность общества перед сестрой.

    Общество признает важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентирует и поощряет его посредством издания законодательных актов. Успешное применение философии сестринского дела в России, развитие творческого потенциала сестер возможно только в том случае, если общество выполнит свои обязательства по отношению  к ним.

    Сестра стремиться выполнять  работу профессионально, уважая и охраняя достоинство пациента, его автономию и гармонию с обществом и социальными потребностями. Сестра является специалистом, который обладает знаниями и умениями, несет ответственность за процесс ухода и проявляет милосердие.

    Сестра – уникальная, общественно-активная личность, которая совершенствует свои профессиональные, психологические и душевные качества для того, чтобы обеспечить пациенту  максимальный уход. Действия медсестры направлены на удовлетворение потребности общества и отдельных пациентов в защите здоровья.

    Согласно международной договоренности, философия сестринского дела базируется на 4-х основных понятиях (парадигмах):

    пациент

    сестринское дело

    окружающая среда и общество

    здоровье

    Пациент – человек (индивид), который нуждается в сестринском уходе и получает его.Человек, как личность – единство биологических, психологических, социальных и духовных компонентов.

    Сестринское дело – часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая профессиональная деятельность, наука  и  искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

    Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей, которые затрагивают активность человека.

    Здоровье – динамическая (подвижная) гармония  личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

    По определению ВОЗ: здоровье – состояние полного физического, духовного и социального  благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

    Помимо этих основных понятий необходимо знать определение и других, существенных для сестринского дела.

    Человек – целостная, динамическая саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой, т.е. гармонию личности с окружающей средой.

    Сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и  имеющий право на сестринскую работу.

    Подводя итог вышесказанному, философия сестринского дела рассматривает взаимоотношения между субъектами: «пациент-сестра» и объектом «окружающей средой и обществом», возникающие с целью достижения оптимального уровня здоровья как личности, так и общества в целом. Это достигается путём адаптации, а способом осуществления является сестринское дело.

    Этические элементы философии сестринского дела

    Элементы философия сестринского дела: этические обязанности, ценности  и добродетели (совершенства).

    Этические обязанности медсестры по обслуживанию пациентов:

    – говорить правду;

    – делать добро;

    – не причинять вреда;

    – уважать права пациента (сохранение профессиональной тайны, право на получение квалифицированной помощи, на гуманное отношение и т.д.);

    – уважать обязательства других (членов бригады);

    – держать слово (быть обязательным);

    – быть преданной (пациенту и своей профессии).

    Этическими ценностями, определяющими цели, к которым стремиться сестра, являются:

    – профессионализм (владение специальными знаниями и умениями);

    – здоровье (как основная ценность от человека к обществу в целом);

    – здоровая окружающая среда;

    – независимость;

    – человеческое достоинство (уважать этические ценности, обычаи, духовные убеждения пациента; оказывать помощь независимо от возраста, пола, характера заболевания, расовой принадлежности, материального положения; не навязывать пациенту свои убеждения);

    – забота (уход)- универсальная человеческая потребность, необходимая ему от рождения до смерти.

    Добродетели (совершенства) – личные качества, которыми должна обладать хорошая сестра. Это черты характера, которые располагают человека к хорошим поступкам и позволяют хорошо справиться с любой работой или задачей:

    – знания;

    -умения;

    – сострадание;

    – милосердие;

    – терпение;

    – целеустремленность (настойчивое достижение цели).

    Таким образом, если человек выбирает профессию медицинской сестры, он принимает на себя моральные обязательства придерживаться этих обязанностей, ценностей и добродетелей, на которых основана философия сестринского дела.

    «Основные вехи истории сестринского дела . Реформирование сестринского дела в РФ.»



    • зарождение сестринского дела в России;

    • общины сестёр милосердия;

    • основоположники сестринского дела в России;

    • деятельность Ф. Найтингейл;

    • деятельность сестёр милосердия на войне;

    • история создания Международного комитета Красного Креста;

    • история создания Российского комитета Красного Креста;

    • современная система подготовки сестринского персонала в России;

    • история создания и задачи Ассоциации медицинских сестёр;

    • периодические печатные издания для сестринского персонала в РФ.

     Благотворительная лечебная помощь на Руси появилась с XI века, с созданием богаделен и убежищ-келий при монастырях. Так, в 1070 году в Киево-Печерском монастыре была открыта богадельня-убежище-дом во имя св. Стефана для проживания нищих, слабых, хромых, слепых и прокаженных. Такое же заведение было открыто в 1091 году Переяславским епископом Ефимом. Осуществляли уход за калеками и больными монахи. После принятия христианства при монастырях стали создаваться «больничные палаты». То место, где боль кладет человека «ниц», стали называть «больницами». Некоторые монастыри так и назывались «больничными», например, монастырь Федора Студита в Москве.

    Исторических сведений о женской медицинской деятельности на Руси очень мало. Но уже в XI веке был создан первый отечественный медицинский трактат под названием «Мази», который был для того времени уникальным. Его автором явилась внучка князя Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна, которая глубоко изучила народную медицину и осветила в своем труде вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.

    В исторических источниках XIV века упоминаются имена крестьянской девушки Февронии, княжеской дочери Ефросинии, Федосии Морозовой и других, занимавшихся уходом за больными людьми.

    В Новгородских летописях помещалась информация о городских лекарях, в числе которых была «Натальица Клементьевская жена лекарица», лечившая новгородцев во второй половине XVI века. В Московской Руси участие женщин в судьбе больных проявлялось также в различных видах благотворительной деятельности, осуществляемой представительницами различных сословий.

    В XVII веке многие русские монастыри процветали, богатели, и это позволяло строить при них богадельни и небольшие дома для больных. Большую помощь в создании таких келий, богаделен и домов оказал патриарх Никон. С его помощью были основаны богадельни в Московском Знаменском монастыре, в Гранатном дворе у Никитских ворот, в Ново-Иерусалимском монастыре. В «Слове о приютах» он предложил создать общество милосердия, члены которого будут посещать дома бедных и несчастных и заниматься благотворительностью.

    Со вступлением на трон династии Романовых милосердием и благотворительностью помимо царя и высших церковных иерархов начинают заниматься знатные светские феодалы. Одним из таких пионеров был придворный дворянин Ф.М.Ртищев, который в 1650 году на территории Андреевского монастыря открыл приют для бедных больных, нищих и пьяных, где врачевали лекари и даже доктор.

    Допетровская благотворительность, выражающаяся в ручной, случайной милостыне, способствовала появлению нищих-профессионалов. Поэтому Петр I развернул активную борьбу с промысловым нищенством, которая сопровождалась полным запретом частной благотворительности. Основная забота Петра I сосредоточилась не на гражданских, а на военных медицинских учреждениях, которые в мирное время обслуживали всех больных. В вышедшем в 1716 году Воинском уставе отмечена преимущественная роль женщины в уходе за больными: «потребно всегда при десяти больных быть для услужения одному здоровому солдату и нескольким женщинам, которые оным больным служить имеют и платье на них мыть». В последующих регламентах и уставах военных госпиталей характер женской санитарной помощи все более конкретизируется и уточняется.

    В связи с проведением Петром I реформ создается так называемая «Медицинская коллегия» (канцелярия), которая для работы в госпиталях в 1728 году ввела штатные единицы для женщин по уходу за больными. С 1735 года Генеральным регламентом о госпиталях количество работниц при больных определялось характером и тяжестью заболеваний последних.

    Этим начинаниям Петра суждено было прерваться почти на 100 лет. Отсутствие прочной системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нем приводило к тому, что в большинстве госпиталей он со временем либо исчез совсем, либо носил временный характер. В результате больные и раненые в госпиталях, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении.

    К середине XVIII века женский уход за больными стал осуществляться и в гражданских больницах. В Павловской больнице в Москве для ухода за больными по штату полагалось иметь баб-сидельниц из жен и вдов больничных солдат. Одна из них предназначалась для осматривания больных женщин и проведения простейших процедур. Позже для улучшения ухода за больными в Павловской больнице было постановлено нанимать исключительно женскую прислугу – сидельниц и кухарок.

    В XVIII веке в России стали известны первые фельдшера. Их тогда называли «рудометами» или «цирульниками». Характерным для первых медицинских школ в России была слитность фельдшерского и врачебного образования. Через 2-3 года после поступления успевающие ученики получали звание подлекарей (что примерно соответствует званию фельдшера), затем еще через 1-2 года им присваивалось звание лекаря. Лекарские ученики учились оказывать неотложную помощь, делать кровопускания, лечить больных и готовить лекарства. В 1798 году врачебное образование было отделено от фельдшерского.

    При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали русские женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 года в Петербурге «Патриотического женского общества», предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.

    Идея организации систематического ухода за больными, специально обученным для этих целей персоналом, принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 г. она выдвинула идею использования вдов при уходе за больными в Московском вдовьем доме, но только в 1813 г. эти планы были реализованы в Санкт-Петербурге.

    Вдовьи дома открывались «для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов». Со временем вдовьи дома стали многоструктурными учреждениями, например, как Санкт-Петербургский вдовий дом, который включал: отделение для малолетних детей; сиротское отделение для дворянских детей; дом призрения больных девиц благородного звания; приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры; училище для детей-сирот военнослужащих.

    В 1814 году по распоряжению императрицы Марии Федоровны из Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены на работы в больницы женщины, с целью ходить и смотреть за больными. Дежурные вдовы должны были осуществлять надзор за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, питья и лекарств, за содержанием в чистоте и опрятности, как больных, так и их постелей. Доктора давали вдовам необходимые наставления по уходу за больными, а дежурные вдовы учились у них всем медицинским приемам, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным. Дежурные должны были сопровождать врача по всем палатам и внимательно слушать его наставления и распоряжения. Вдовам запрещалось беспокоить врачей пустыми жалобами и доносами, за которые они могли быть исключены из числа сердобольных.

    В январе 1818 года императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных. Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных Христофор фон Оппель (прадед известного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больницы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».

    Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широким. Они должны были хорошо знать основные правила больничной гигиены: содержать в чистоте комнату больного, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей водой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно положить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью». В руководстве подробно рассказывается, как ставить горчичники, припарки, пиявки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции описаны достаточно подробно. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, положение больного и т.д., при обмороке «нужно освободить больного от стесняющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательные соли». Давались советы, как давать жидкие лекарства, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. Штаб-лекарь в своем труде обращал внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, сформулировал правила по профилактике внутрибольничных инфекций.

    «Руководство Х. Оппеля, содержащее обстоятельные и полные для данного времени сведения в области медицины, способствовало не только высокой профессиональной подготовке «сердобольных вдов», но и намечало пути дальнейшего развития института среднего медицинского персонала с ориентацией на использование в больницах женского труда. Данный труд явился первым медицинским руководством по уходу за больными, изданным в России на русском языке. Это первая отечественная книга, посвященная воспитанию чувства милосердия и гуманности при выполнении своего профессионального и гражданского долга.

    Начиная с 1829 г. в течение 32-х лет, благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной возглавляла императрица Александра Федоровна. По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, который регламентировал деятельность сердобольных вдов; устав был рекомендован для использования во всех аналогичных учреждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил: «Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют во Вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия, в которые подвергаются испытательному сроку».

    После испытательного срока, который включал дежурства в Мариинской больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течение одного года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге, вместе со свидетельством ей вручали знаки отличия – золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне: «Всех скорбящих радость», а на другой – «Сердоболие». Одежда сердобольных вдов отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома – они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 рубля серебром и пищу по особому расписанию. Сердобольные вдовы могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение. Институт сердобольных вдов существовал в России до 1892 г., а затем был упразднен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1854 г.

    Движение общинных сестер милосердия было весьма знаменательным явлением подвижничества, охватившим русское общество во второй половине XIX века. В этом движении находила выражение борьба женщин за социальное равноправие. Самоотверженным бескорыстным трудом на поприще благотворительности, высокой нравственностью женщины доказали, что они достойны иметь равные права с мужчинами в общественной жизни страны. Это была особая форма подвижничества, выдержать которую могли только сильные духом.

    Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские, и обязательно постоянно действующие курсы медицинских сестер. Уставы общин мало отличались один от другого. Неизменными их условиями были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследственным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял никому делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.

    В 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1873 г. – Свято-Троицкая община сестер милосердия, названная так в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями». Община включала: отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходящих детей, отделение «кающихся Магдалин»,  аптеку.

    В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20-ти до 40-ка лет. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя, религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. По истечении испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанности сестры милосердия. Комитет общины также высказывал о ней свое мнение, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в сердобольные вдовы. Звание сестер милосердия в течение года получали 3-4 человека. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5-10 лет, лишь отдельные сестры служили в общине пожизненно.

    Профессиональная подготовка сестер милосердия была узко практической и включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больными в малоимущих и бедных семьях. К деятельности Свято-Троицкой общины проявил большой интерес великий русский хирург Н.И. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещаниях комитета общины, давал советы, производил сложные операции.

    Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ее ликвидации (1917г.) осуществлялась на благотворительные средства, в том числе на средства царской семьи Ольденбургских. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в частных домах. Принц Александр Петрович Ольденбургский, являясь почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеровскую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский Институт экспериментальной медицины (первое в России научно-исследовательское учреждение в области медицины и биологии).

    В 1844 г. в Петербурге княгиня М.Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части. Целью общины было «оказание помощи нуждающимся и страждущим», проживающим на территории данного района. Согласно уставу, она состояла из следующих отделений: отделения сестер милосердия, отделения призреваемых бедных старушек и детских ясель.

    В сестры милосердия принимались совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячного испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными, в их жилищах. Кроме того, в 1854 г. при общине была открыта больница для раненых офицеров Балтийского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом призрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. А с 1863 г. при общине стала работать детская больница на 10 коек.

    1850 г. стал годом основания в г. Одесса Стурдзовской богадельни сердобольных сестер. Богадельня состояла из общины сестер и больницы для практического обучения. Позже были организованы бесплатная лечебница для приходящих больных и детская больница. Сестры милосердия занимались уходом за больными женщинами и обучением желающих осуществлять за ними уход, который включал раздачу лекарств, перевязку ран, перестилание постелей, раздачу пищи. В общину принимались девушки и вдовы православной веры в возрасте от 2-ти до 40-ка лет. В 1854 г. в больнице общины находились на лечении раненые на Крымской войне.

    В Петербурге в 1859 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская община сестер милосердия. Целью общины являлось «попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей». Данная община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста (сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей), школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12-ти лет), училище для подготовки фельдшериц. В общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17-ти до 40-ка лет. Испытательный срок составлял три года, по истечении которого в торжественной обстановке, после принесения клятвы, сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью «Любовь и милосердие». Сестры милосердия и воспитанницы училища дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдшериц включало два этапа: подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря.

    В 1861 г. княгиня М.М. Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия. В Москве в 1863 г. княгиней А.В. Голицыной был организован приют для иногородних монахинь, а при нем больница и община сестер милосердия. А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под названием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божией Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н.Б. Шаховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала самой крупной в России.

    Крымская война между Россией и коалицией Турции, Англии, Франции и Сардинии, возникшая в результате столкновения политических и экономических интересов этих стран на Ближнем Востоке, развернулась преимущественно в Крыму и на Черном море, хотя военные действия велись и на Кавказе и на Балтике, и даже на Камчатке.

    Осенью 1853 г. Турция, поддерживаемая западными державами, объявила России войну. В ноябре 1853 г. русская черноморская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкий флот в бухте Синопа, и западные державы вынуждены были вступить в открытую войну против России.

    Первыми сестрами милосердия, которые отправились на фронт для оказания помощи раненым на поле боя, были сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (община воздвижения животворящего креста сестер попечения о раненых и больных). Данная община была учреждена в 1854 г. в Петербурге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и великим русским хирургом Николаем Ивановичем Пироговым. Изначально аристократическая дворянская верхушка Николаевской России хотела придать общине исключительно религиозный характер. Но не так понимал назначение сестер милосердия Н.И. Пирогов, он подчеркивал: «сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простая, богопочтительная женщина с практическим рассудком и с хорошим техническим образованием, а притом она непременно должна сохранить чувствительное сердце».

    В общину принимались вдовы и девицы всех сословий от 20 до 40 лет, пользующиеся полным здоровьем. Вновь определяемые поступают в число испытуемых на 6 месяцев для ознакомления с обязанностями Сестры и могут во всякое время оставить Общину; по возведении же в звание Сестры Милосердия дают обещание прослужить 2 года с получением форменной одежды. Сестра, прослужившая 5 лет, получает крест и присягает на служение страждущим, доколе силы позволяют».

    Это была первая община, которая стала готовить медсестер не только для работы в госпиталях, но и для обслуживания раненных на поле боя. Устав Крестовоздвиженской общины сестер милосердия был написан Н.И. Пироговым. Он считал: «что главная начальница общины и начальницы отделений сестер не должны пользоваться особыми привилегиями в общине. Так как это только увеличило бы расстояние между ними и сестрами, и роль начальниц в этом случае сводилась бы к общему наблюдению за сестрами, а не к конкретному руководству практической работой сестер по уходу за больными».

    Так как формирование Крестовоздвиженской общины происходило в годы Крымской войны, комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. На обращение комитета Крестовоздвиженской общины отозвались многие русские женщины. Желание вступить в общину и отправиться в Крым на театр военных действий изъявляли вдовы, девушки, замужние женщины (последние принимались в общину как редкое исключение и только в военное время). Возраст просительниц колебался от 18-ти до 60-ти лет. При приеме учитывались рекомендации, представленные просительницами, состояние их здоровья, семейное положение, грамотность.

    Женщины и девушки, принятые в общину, принимали присягу, около трех месяцев они работали в 1-м сухопутном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр военных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии). Часть сестер, которые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Петербургской медико-хирургической академии.

    Основательница Крестовоздвиженской общины Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику Пирогову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельностью сестер милосердия на театре военных действий. 12 ноября 1854 г. Н.И. Пирогов с группой сестер милосердия приехал в Севастополь.

    Первый отряд сестер милосердия насчитывал 28 человек. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Самоотверженные женщины усердно следили за чистотой и порядком в палатах, за своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкусовые качества пищи. В тех случаях, когда врачи назначали индивидуальное питание больному, сестры сами варили порционные блюда.

    Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применение своим силам. Врачи и больные с приходом сестер сразу же почувствовали, что глаза и руки сестер в госпитале незаменимы. В декабре 1854 г. многие из сестер милосердия заболели сыпным тифом, им на помощь прибыли из Петербурга и Москвы «сердобольные» вдовы, подготовленные к ходу за ранеными и больными.

    К 1855 г. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь раненым и больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н.И. Пирогова было проведено разделение сестер милосердия на сестер перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.

    Сестры-хозяйки усердно следили за тем, чтобы госпитальная прислуга поддерживала чистоту в палатах, проветривала помещения, в порядке содержала госпитальное имущество. Благодаря их заботам прекратились голодные обмороки среди персонала (когда было думать о еде?), исчез смрад: за чистотой следили неустанно.

    Аптекаршам, назначенным из числа наиболее образованных сестер, были вручены аптеки, скомплектованные при госпитальных отделениях. Раздача лекарств по назначению врачей производилась также сестрами-аптекаршами.

    Перевязывающие сестры обязаны были участвовать в перевязках и ассистировать при послеоперационных больных и в случае заметных у них перемен, представляющих угрозу для жизни, доносить об этом немедленно дежурному врачу. На перевязочных пунктах, под зловещий аккомпанемент разрывающихся снарядов, они вместе с врачами работали группами.

    Широкую известность получила Екатерина Петровна Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П. Карцева возглавила отряд из 28 «дежурных» сестер в Симферополе, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампутированными».

    Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранились в воспоминаниях Николая Ивановича Пирогова. Дашу солдаты и матросы звали «сестричкой». Николай I приказал «пожаловать ей золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За усердие» и 500 рублей серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1000 рублей серебром на обзаведение». Золотая медаль и деньги были вручены Даше. Она прожила долгую жизнь, к сожалению, не установлены ни дата ее смерти, ни могила.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


    написать администратору сайта