принципы уголовного права. Принципы-уголовного-права-и-их-реализация (1). Диссертация на тему Принципы уголовного права и их реализация
Скачать 87.53 Kb.
|
Принцип гуманизмаЭтимология понятия «гуманизм» связана с латинским словом «humanitas» означающим человечность, человеколюбие. Начало развития концепции гуманизма приходится на эпоху возрождения и связано с именами таких общественных деятелей как Леонрадо да Винчи, Ф. Бэкон, У. Шекспир, Н Коперник, Ф Петрарка и других, которые позиционировали человека как центр мироздания, венец природы в противовес его релиниозно- аскетическому понимаю. В настоящее время в основу понятия о гуманизме положено убеждение в способности человека к самосовершенствованию, требование о защите достоинства личности и свободы, идеи о том, что удовлетворение интересов и потребностей человека должно быть конечной целью общества. Идеи гуманистического толка находили свое отражение уже в уголовной политике молодого советского государства. Так в ст.26 УК РСФСР 1922 г. указывалось, что «наказание дoлжно быть целесoбразно и в то же время совершеннo лишено признакoв мучительства». В третьем разделе УК РСФСР 1926 г., который назывался «Общие начала уголовной политики РСФСР», по повoду мер социальной защиты, несмотря на их жесткoсть, было отмечено, что эти меры «не мoгут иметь целью причинение физическoго страдания или унижeние человечeского достоинства и задачи возмeздия и кары себе не ставят». В настоящее врeмя в Российской Федерации анализируемый принцип вытекает из основ конституционного строя, которые провозглашают приоритeт человечeской личности. Так, в соответствии со ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». В этой связи в положениях ст.7УК РФ указано, что целью уголовного закона является обеспечение безопасности человека, а наказание и применяемые к лицу меры уголовно-правового характера не могут преследовать цели причинения физических страданий или умаления человеческого достоинства30. Гуманность является составной частью гуманизма и означает сострадательное, мягкое, доброе и милосердное отношение к человеку, проявление которого не может исключаться, какое бы деяние ни совершило лицо ввиду его принадлежности к человечеству. 30 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. 27.10.2020) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954; http://pravo.gov.ru – 30.10.2020. Таким образом данный уголовно-правовой принцип рассматривает с учетом двух аспектов: в отношении личности как самого ценного объекта уголовно- правовой охраны, в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние. Уголовно-правовое выражение гуманизма в первом аспекте сводится к тому, что по смыслу самого закона приоритет отдается охране прав и свобод. Предполагающая приоритет в иерархии подлежащих охране ценностей социальную и личную безопасность норма отражена в ст.2 УК РФ. Однако, подобное толкование ч.1ст.7 можно расценивать как расширительное, поскольку обеспеспечение безопасности человека в данной норме позиционируется как цель, а не принцип. Другими словами, здесь обозначается назначение уголовного законодательства: данное требование является некой нормой-декларацией. Нормативность принципа права означает закрепление правила поведения законом. В этой связи содержание данного нормативного положения можно изложить в следующей форме: «уголовный закон, его дополнение и изменение, а также порядок применения базируются на приоритете обеспечения безопасности челoвека». В другом, предполагающем проявление человеколюбия к лицу, совершившему преступное посягательство, аспекте наличие в кодексе ряда норм соответствующего толка объясняется именно данной идеей. К их числу возможно отнесение норм: устанавливающих наказание и иные меры уголовно-правового характера, исключающиеся возможность стремиться к достижению цели причинения физической боли и страданий или умаления человеческого достоинства (гл.9,15,151, санкции статей особенной части); которые предполагают лояльность условий ответственности не достигших совершеннолетия лиц, запрещают принятие решений о назначении наказания в виде смертной каазни в отношении женщин, шестидесятилетних (на момент осуждения) мужчин, а также субъектов, совершивших преступления до достижения восемнадцатилетнего возраста; нормы, закрепившие основания для смягчения наказания несовершеннолетним, беременным, имеющим малоелтених детей, совершим преступления ввиду стечения тяжелых жизненных обстоятельств, по мотиву сосотарадания, об отсрoчке исполнения наказания матерям малолетних детей и беременным женщинам, о пoмиловании и aмнистии, об исключении из числа привлекаемых к ответственности близких родтвенников совершивших преступления лиц с случае их укрывательства (прим. к ст.316) и др. В большинстве приведенных норм нравственный критерий превалирует над правовым в качестве основания для отступления от общего правила в пользу смягчения уголовной репрессии. В этих случаях виновным лицом не совершается имеющего юридически положительное значение поступка, при этом улучшение его положения базируется на морально-нравственных установках, имеющих социальное значение, которые выражаются в гуманном и милосердном отношении к определенным лицам. Нельзя сказать, что оправдано ссылаться на гуманистические начала, обосновывая ими закрепление в законе всех видов освобождение от ответственности. Например, когда основанием для такого освобождения служит деятельное раскаяние, оно базируется не на морали, а прежде всего на юриическом факте, то есть положительном посткриминальным поведении, в результате которого лицо не характеризуется как общественно опасное. Дискуссия по поводу соотношения норм уголовного закона и принципа гуманизма достаточно распространенное явление среди ученых-юристов. Один из наиболее обсуждаемых вопросов является соответствие смертной казни обсуждаемому принципу. Н.А. Лопашенко исключает гуманизм закона, если в последнем предусматривается возможность назначения смертной казни. И.Э. Звечаровский, напротив, считает, что «и при назначении наказания в виде смертной казни государство сохраняет незыблемой ценность человека как личности». Ведь согласно действующему закону, данная исключительная мера наказания назначается только за особо тяжкие преступления против жизни. С этой точки зрения можно говорить о том, что наличие в законе такого вида наказания, как смертная казнь не порождает противоречия принципу гуманизма, поскольку используется в качестве превентивной меры для защиты человеческой жизни, позволяя тем самым достичь важнейшую цель уголовно закона – обеспечение безопасности. Второе значение гуманизма в этом случае проявляется: в применении данной исключительной меры наказания исключительно в случаях совершения посягающих на жизнь особо тяжких преступлений; в запрете использования при исполнении указанного вида наказания средств и способов, способных причинить особые страдания и унизить достоинство личности; в возможности в порядке помилования заменить данный вид наказания лишением свободы пожизненно; в запрете на ее применение к женщинам, несовершеннолетним, мужчинам в возрасте 60 лет на момент осуждения. При этом запрет назначать смертную казнь женщинам по соображениям гуманизма влечет противоречия принципу равенства, поскольку поражает дискриминацию по половому признаку. Также несправедливо оправдывать это с точки зрения физиологии, полагая, что женщина не способна совершить преступление, наказываемое смертной казнью. То есть запрет подвергать смертной казни женщину при наличии оснований ее применения, предусмотренных для мужчин, со ссылкой на половую принадлежность, не имеет какого-либо обоснования. Таким образом, оправдывание гуманизмом невозможности применения определенного вида наказания только лишь в силу того, что преступником является женщина, влечет нарушение правового равенства. Полагаем, что невозможность применения смертной казни справедливо распространять только на беременных женщин, в таком случае это будет обосновано не половой принадлежностью, а необходимостью защиты жизни плода. Такой подход нашел свое отражение в УК РСФСР 1926года, однако, не сохранился в модернизированном уголовном законе, хотя и способен был обеспечить соблюдение требований гуманизма и равенства. Принято ссылаться на гуманизм в обоснование решений в уголовно политике. Так, при внесении изменений в нормативную базу уполномоченными лицами неоднократно отмечалось, что такие изменения имеют своей целью гуманизацию уголовной-правовой политики государства. Так, например, было аргументировано гуманистическими соображениями принятие Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 сентября 2006 г. № 3498- 4 ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа» аргументировалось, в частности, принципом гуманизма. В научной литературе подобная гуманизация довольно часто подвергается критике. Верно подметила Н.А.Лопашенко, что «современная уголовная политика несет в себе больший заряд ничем не обоснованной гуманности, нежели действующее уголовное законодательство. Так, фактически сохраняющийся мораторий на применение смертной казни, по ее мнению, есть ни что иное, как несущий в себе больший заряд гуманности уголовно-политический шаг». В этой связи в условиях сохранения подобной тенденции в уголовно- правовой политике неизбежна еще более распространенная «гуманизация» либерального толка. Таким образом, можно говорить о том, что содержание изучаемого начала отрасли характеризуется приданием в конкретных, законодательно определенных случаях, приоритетного значения социально признанным моральным установкам в сравнении с формальными обстоятельствами. В целом же его можно охарактеризовать достаточной степенью реализованности в нормах закона, однако, характерно то, что в отдельных случаях данное начало приобретает форму либерализма. Уголовное правотворчество должно реализовываться в духе строгого учета принципа гуманизма, однако не в ущерб другим началам отрасли. |