Главная страница
Навигация по странице:

  • ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Игра

  • 5.2. История становления методики развития, воспитания и обучения детей в игре Как появилась игра Зачем дети играют Что думают об этом зарубежные ученые

  • Как появилась игра Зачем дети играют Что думают об этом отечественные ученые

  • Какие задачи воспитания и развития ребенка могут быть решены в игровой деятельности

  • В какие игры играют дети дошкольного возраста

  • мрм. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения


    Скачать 4.17 Mb.
    НазваниеДошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения
    Дата01.11.2019
    Размер4.17 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаdoshkpedag.pdf
    ТипУчебник
    #93047
    страница18 из 35
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   35
    Глава 5. Основы развития, воспитания и обучения
    детей в игре
    5.1. Задачи и содержание развития, воспитания и обучения
    детей в игре
    Что такое детская игра?
    ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ
    Игра — это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах.
    С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре.

    Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения
    246
    Основной структурной единицей развернутой формы игры
    Д. Б. Эльконин называет роль, которая и создает двуплановость игры.
    Роль может быть представлена в неявном виде — как игровая позиция, которая характеризуется принятием ребенком игровых правил, появ- лением позиции «как будто», «понарошку». Наличие игровой позиции свидетельствует о том, что ребенок осознанно отделяет игру от неигры.
    Ребенок произносит «как будто» и оказывается совсем в другом мире: волшебном лесу, космической ракете, телевизионной студии… Таинство игры в том, что ребенок верит, что он находится в волшебном вообра- жаемом мире игры, и в то же время понимает, что он находится «здесь и сейчас», например в группе детского сада или в комнате у себя дома.
    Игра — деятельность символическая, так как вместо реальных пред- метов в ней фигурируют символы — предметы или действия, имитирую- щие реальные. Так, любимая кукла превращается в игре то в веселого, то в капризного ребенка… Ее нужно покормить, и тут на помощь приходит игрушечная посуда. И вот в тарелке уже появляется «каша», а если под рукой нет игрушечной ложки, ее с успехом заменяет палочка. Все это символические действия с предметами, ситуация замещения реальности.
    По мнению многих ученых, возможность использовать в своей деятель- ности символы — это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит именно в игре.
    Игра — это деятельность, в которой ребенок воссоздает другие виды человеческой деятельности. Например, то, как мама ухаживает за ребенком, как доктор лечит зверей, как артист показывает спектакль, как воин стоит на страже добра и борется со злом. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.
    Игра — добровольная деятельность, она несет в себе чувство сво- боды и удовольствия. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.
    5.2. История становления методики развития, воспитания
    и обучения детей в игре
    Как появилась игра? Зачем дети играют? Что думают об этом
    зарубежные ученые?
    Понимание феномена игры прошло длительный путь. Как сложное и интересное явление игра привлекает внимание разных ученых. Согла- сно теории «избытка сил» (Ф. Шиллер и Г. Спенсер, середина XIX века)

    Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание
    247
    игра возникает у молодых животных в силу того, что не вся их энергия затрачивается на борьбу за существование; образуется избыток энергии, который и находит выход во всевозможных движениях, не имеющих прямой полезности для выживания. Основной функцией игры Г. Спен- сер считал упражнение в приобретении необходимых качеств.
    Предметом специального исследования игра животных и человека стала впервые в работах К. Грооса (1899). Игра, по данным К. Грооса, возникает только у тех животных, врожденные инстинктивные формы поведения которых оказываются недостаточными для приспособления к изменчивым условиям существования. К. Гроос считал игру формой самоусовершенствования молодых существ, поэтому его теория носит название «Теория предупреждения».
    Существенную поправку в теорию К. Грооса внес К. Бюлер (начало
    ХХ века), который считал, что стремление в игре к повторению одних и тех же действий поддерживается удовольствием от самого ее процесса.
    Такое удовольствие он называл функциональным, а игру определял как деятельность, сопровождающуюся функциональным удовольствием и ради него совершаемую.
    Особый интерес представляет исследование Ж. Пиаже (1945), рас- сматривавшего игру в связи с развитием символической функции как деятельность, в которой преобладают процессы ассимиляции ребенком окружающей действительности в соответствии с присущей детям эго- центрической позицией.
    Как появилась игра? Зачем дети играют? Что думают об этом
    отечественные ученые?
    В отечественной марксистской литературе вопрос о происхождении и содержании игры был поставлен Г. В. Плехановым. Игра, указывал он, есть «дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени».
    Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе.
    Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многочи- сленные психолого-педагогические исследования(Л. С. Выготский,
    А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцев, Д. И. Фельдштейн и др.). В них раскрыты историческое происхождение и социальная природа детской игры, ее внутренняя структура и значение в социокуль- турном развитии ребенка. Было установлено, что в условиях сущест- вования первобытного общества у детей нет игры или она существует в зачаточной форме. На заре человеческой эволюции дети принимали непосредственное участие в труде взрослых, используя доступные при- митивные орудия и формы труда. Это признак невыделенности детского сообщества из взрослого. Дети входили в жизнь взрослых при помощи

    Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения
    248
    упражнений в использовании орудий труда. В этот период встречались спортивные игры, игры-соревнования, но ролевые игры отсутствовали.
    Ролевая игра возникла на определенном этапе развития общест- ва, в связи с изменением места ребенка в нем. Это было обусловлено усложнением производственных отношений и форм труда. На этом этапе происходят изменения в процессе формирования ребенка как члена общества: выделяются общие способности, необходимые для овладения любыми формами труда (четкая координация, ловкость и пр.). К этому же периоду относят создание символических игрушек
    (мяча, куклы). Считается, чтотакие игрушки возникли из культово-ри- туальной практики человека. Долгое время они выполняли и игровую, и ритуальную функцию.
    Д. Б. Эльконин указывал, что символизм игры, деятельность игро- вого замещения не является изобретением самих детей. Он связывал генезис игры с «магической репетицией» предстоящей охоты с распре- делением ролей или с эмоционально-насыщенным рассказом-драма- тизацией взрослых об успешной охоте в ходе ритуальной игры. Игра детей берет начало в этой ритуально-эстетической практике взрослых.
    Этот опыт был перенесен в архаическую «праигру» с уменьшен- ными орудиями труда. Будучи «вытолкнутыми» (Д. Б. Эльконин) из материального производства, дети становятся предоставленными сами себе. Появляется период, когда дети не участвуют непосредственно в жизни взрослого сообщества. Они начинают объединяться в игровые сообщества. При помощи символической игрушки дети воссоздают те сферы жизни и труда людей, в которые они не включены теперь в силу возраста, но к которым стремятся.
    В процессе игры дети усваивают смыслы и мотивы человеческой дея- тельности, воспроизводят социальные отношения взрослых. Через игру дети включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя потребность в участии в ней. Постепенно детство становится периодом жизни, специально отве- денным для общей ориентации в сложно организованной человеческой деятельности и социальных отношениях. Таким образом, ролевая игра
    является социальной по своему происхождению и содержанию.
    С исторической точки зрения взрослые определенным образом
    «указывают» детям, как и во что им играть, презентуют ребенку «свер- хценность» взросления. По мнению В. Т. Кудрявцева, сюжетно-ролевая игра — это своеобразный «агент» взрослого общества в мире детей.
    Это значит, что требуется тщательное руководство игрой со стороны взрослых, отбор ее содержания. В то же время игра не исчерпывается моделированием отношений и деятельности взрослых. В игре дети стали проявлять «надситуативную активность» (В. Т. Кудрявцев),

    Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание
    249
    активно экспериментировать в игровой форме с образами социальных отношений взрослых, а не просто моделировать данные отношения.
    Достраивание сюжета игры, интерпретация игровой роли — это средства данного экспериментирования.
    В игре ребенок осваивает не конкретные знания об окружающем мире, а систему общечеловеческих способностей — это общие способы действий с вещами, универсальные способы мышления и нравственного отношения к миру. Таким образом, через игру возникают условия для творческого самоопределения детей в культуру.
    Какие задачи воспитания и развития ребенка могут быть решены
    в игровой деятельности?
    Особенности творческой ролевой игры детей, ее социокультурное значение в развитии ребенка раскрыты в работах Е. И. Тихеевой,
    Ф. И. Фрадкиной, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой,
    Р. М. Римбург, Р. И. Жуковской, П. Г. Саморуковой, Т. И. Бабаевой,
    Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, Е. Е. Кравцовой, О. В. Солнце- вой и др. Определены особенности, место и значение дидактических и подвижных игр, игр с правилами (Е. И. Радина, А. И. Сорокина,
    Е. И. Удальцова, В. Р. Беспалова и др.)в развитии умственной и фи- зической компетенции дошкольников, воспитании культуры поведе- ния и общения. Раскрыто значение игры в художественном развитии и воспитании детей (Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н. В. Артемова,
    А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, О. В. Акулова и др.). Изучено вли- яние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
    (З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец, Е. А. Носова и др.), выявлены позитивные возможности синтеза игры и труда (М. В. Кру- лехт, Э. В. Онищенко).
    В какие игры играют дети дошкольного возраста?
    Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по со- держанию, способам организации, значению для развития и воспитания ребенка, используемым в ней предметам. Это существенно затрудняет классификацию детских игр, однако интенсивное обращение к игре в образовательном процессе детского сада делает их классификацию необходимой.
    В дошкольной педагогике распространено деление игр на две большие группы. Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых дей- ствий, чаще всего называют творческими, или играми с открытыми пра-
    вилами. Кроме того, существуют игры с готовыми, или закрытыми, пра-
    вилами. Обычно их называют играми с правилами. В качестве ведущего признака для выделения таких групп игр выступают игровые правила.
    Творческие игрыможно разделить на две подгруппы (рис. 2).

    Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения
    250
    I подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов. Сюда отно- сят подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма. Это сюжетно-
    отобразительная игра (по определению Л. С. Выготского — «игра-вос- поминание»), в которой ребенок отображает действия взрослого, по- вторяя их по памяти, и игра-драматизация, в которой основой игрового действия является литературный сюжет. Сюжетно-отобразительная игра — принадлежность раннего и младшего дошкольного возраста, а вот игру-драматизацию дети любят на протяжении всего дошкольного детства. Театрализованные игры ориентированы на зрителя, в них дети занимают позицию актеров, которые показывают зрителям спектакль.
    Дети принимают участие в создании его сценария, оформлении декораций и костюмов, афиши, пригласительных билетов. В играх на основе гото- вых сюжетов творческое начало проявляется в создании игровых обра- зов, отборе средств выразительности, в создании обстановки для игры.
    II подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманными
    детьми.
    Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых ребенок самосто- ятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль. Расцвет сюжетно-ролевой игры приходится на возраст от
    3 до 5 лет. Затем сюжетно-ролевая игра постепенно начинает уступать место другим видам игр.
    Режиссерские игры — в них придумывание и развитие сюжета про- исходит через роли, которые ребенок передает игрушкам. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных персонажей-игрушек, передви- гает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре. Вначале режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность ре- бенка. Самые ранние ее проявления приходятся на третий год жизни.
    К старшему дошкольному возрасту режиссерская игра возможна и при совместной деятельности детей. При этом у дошкольников сохраняются и индивидуальные режиссерские игры.
    Игра-фантазирование построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. Про- дукт игрового воображения может быть связан как с внешней, так и с внутренней (про себя) речью ребенка. Обычно игра-фантазирование появляется у детей в старшем дошкольном возрасте.
    Игры-проекты включают в игровой процесс другие виды деятельнос- ти (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых

    Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание
    251
    задач. Такие игры — принадлежность старших дошкольников, которым уже важен не только процесс, но и результат своей деятельности.
    Театрализованные игры, импровизационные и игры-фантазирования носят название рубежных игр (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев): ребенок проявляет себя в качестве автора, актера, зрителя. В такой деятельности происходит сдвиг мотива с процесса игры на ее результат.
    Рис. 2. Классификация творческих игр детей
    Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.
    К ним относят: подвижные, спортивные, интеллектуальные, музы- кальные (ритмические, хороводные, танцевальные), коррекционные, шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые игры. Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детьми из поколения в поколение.
    Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом про- цессе детского сада (Л. А. Венгер, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова,
    С. Л. Новоселова). В этом случае выделяют:
    — самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей;
    — игры, организуемые взрослым в целях обучения, воспитания или коррекции развития детей.

    Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения
    252
    В чем заключается роль игры в воспитании и развитии ребенка
    дошкольного возраста?
    В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды дея- тельности. Но игра — особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготско- го, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усвой,
    Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др.
    Игра — важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его
    «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью. Именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение — основа творческой деятельности человека. Развитию воображения могут способствовать разные виды игр, специальные игровые тренинги, но особенно благо- приятные условия для развития воображения создают сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
    Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхо- ждения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки. Именно в игре ребенку предоставляется возможность пережить «ситуацию успеха», получить признание сверстников.
    Игра — деятельность, которая несет в себе радость. Радостное са- моощущение детей во время игры — важнейшее условие становления детской общности. В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, по- является общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
    В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития. Так, например, в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимо становиться на позицию партнера, учитывать ее в своих действиях. В режиссерской игре ребенок решает еще более сложную задачу. Он сам организует игровую ситуацию, регулирует отношения персонажей, мотивирует их поступки. При этом ребенок оказывается «над ситуацией», становится ее хозяином. Это качество значимо для дальнейшего обучения в школе.
    В игре у ребенка развивается символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных пред-

    Раздел 2. Социально-личностное развитие и воспитание
    253
    метов-заместителей (шишка вместо пирожка, листок — вместо тарелки и пр.). Использование предметов-заместителей постепенно приводит к появлению замещения во внутреннем плане — плане сознания. Это позволяет ребенку «действовать в уме», решать разные задачи, исполь- зуя образы и речь.
    В процессе игры зарождаются другие виды детской деятельности.
    Например, в игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится сознательно под- чиняться правилам, что важно для овладения учебной деятельностью.
    Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. Это важно для успешного обучения в школе.
    Дошкольное детство — сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   35


    написать администратору сайта