Главная страница
Навигация по странице:

  • АУДИТОРИЯ УРОКА

  • СКРЕПЛЯЮЩЕЕ ЗВЕНО

  • Ильин Путь к ученику. Е. Н. Ильин путь к ученику просвещение мастерство учителя идеи советы предложения Е. Н. Ильин Путь к ученику раздумья учителясловесника книга


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеЕ. Н. Ильин путь к ученику просвещение мастерство учителя идеи советы предложения Е. Н. Ильин Путь к ученику раздумья учителясловесника книга
    АнкорИльин Путь к ученику.doc
    Дата08.03.2017
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИльин Путь к ученику.doc
    ТипКнига
    #3536
    страница12 из 20
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20

    ЗРЕНИЕ И ЗОРКОСТЬ
    После того урока «о счастье», что разом огорчил и удивил — добротою ребят, вспомнился давний случай, произошедший со мною, о котором захотелось рассказать — ученикам. Пусть со стороны увидят, какими и впрямь замечательными бывают они, когда идут навстречу учителю, и как порой трудно ему, разбудившему их, во всем соответствовать им. Не только книжный эпизод, но и жизненный случай, имеющий отношение к книге, может стать уроком. В серьезном и важном, хотелось сказать ребятам, мы намного старше своего возраста, ибо возраст — не только размер ноги, костюма, шапки, но и ума, нашей душевности.

    ...Не раз, наверное, замечали: бывают дни, когда не поймешь, что с нами происходит. Вроде бы и выспались, и дело ладно делаем, а настроение вялое, раздражительное. Ни с того, ни с сего нагрубишь кому-то. И от этого еще больше невесел. Случается то же и с учителями. Нет, они не грубят (владеют собою), но в класс иногда приходят без улыбки, сердитыми. А без улыбки учителю (!) — да еще литературы (!) — нельзя. Улыбка — наш рабочий инструмент, она как говорил Экзюпери, объединяет. Ее не вынешь из портфеля и не наденешь, как очки. Сама должна появиться. Непритворная, точно не кому-то, а себе улыбаешься. Однако прежде чем добрым светом заискрятся глаза и исчезнут морщинки, надо, чтоб улыбнулась душа. Освободилась от груза невеселых мыслей, забот, неудач. У всех бывают неудачи. Есть они и у нас. Ведь учитель отвечает сразу за 30—40 ребят — перед обществом, родителями, своей совестью, наконец. Если бы только за себя, то и хлопот нет. А тут за каждого. Да еще за двоих собственных детей и тех, с кем они дружат по лестничной площадке, спортивной или музыкальной школе, куда ходят по вечерам. Учитель — всегда на работе! И чуткая душа заметит, как старается он иногда спрятать плохое настроение,


    усталость. Сердится, если не получается, вроде бы на вас, а в действительности на себя. Усталость — как затупившийся карандаш: бумагу царапает, а рисунка нет. Что, к примеру, делаем, когда запотело окно в автобусе или трамвае, а надо посмотреть, чтобы не проехать остановку? Правильно, ладошкой стира­ем серую пелену влаги, и вот оно, стекло — снова чистое, промытое. Так же, только не ладошкой, а добрым словом, хорошим поступком, можно снять и пелену усталости, оби­ды, плохого настроения, чтобы яснее виделась дорога, по которой сообща идем или едем. Вот и улыбнулось стро­гое лицо учителя, доверчиво и щедро открылась его душа, потому что вы помогли ему стать таким. А помочь учи­телю — это и себе помочь.

    Был со мною случай.

    Это хорошо, что ваша школа совсем близко от дома, иной раз не надевая пальто добежишь. А вот я добира­юсь сперва на автобусе, затем на метро, а там еще и пешком минут десять. В общей сложности больше часа. Жалко даром терять столько времени. Автобус и метро давно уже стали для меня читальным залом на колесах. Отыскать местечко и сесть не всегда удается, да и нерас­четливо: то женщине, то пожилому мужчине все равно уступить надо. Оттого и не сажусь, а где-нибудь в уголке достану из портфеля книгу и читаю, даже кое-какие по­метки делаю. Слегка, конечно, и карандашом, чтобы потом стереть. В дороге читаю только личные книги, биб­лиотечные — никогда. С ними еще бережнее и аккуратнее надо обращаться. Порой так увлекусь, что забуду, куда проездной билет сунул. Водится за мной такой грех — то в карман, то в книгу положу, а то и вовсе в руках ком­каю. Сколько неприятностей из-за этого! Вот и сейчас: «Ваш билет, гражданин?» — слышу голос контролера. Хоть убей, не помню, где. Пошарил, порылся — нет билета. Кто-то сбоку уже не по-доброму смотрит. Дескать, взрослый, с портфелем, в очках, да еще и книжку читает, а вот пять копеек пожалел. Среди взрослых, к сожалению, встречаются люди, которые рады другого в чем-то запо­дозрить. Хорошему не удивляются: мол, так и быть должно. Зато будто на веселом спектакле оживляются, когда в «нарушители» попадаешь. Были, конечно, и такие пас­сажиры, которые отнеслись ко мне иначе. «Вы получше поищите, гражданин. Да не спешите. Я же видела, как вы гматили, — сказала женщина, одной рукой держась за поручень, другой — за сумку, доверху набитую покуп­ками. «Как же

    видела, если только вошла? А этот (ука­зывая на меня) давно уже едет», — недовольно буркнул крепкий мужчина, сидевший возле нее и читавший газету. Но та женщина, что вошла в автобус «после» (возможно, так и было), тем не менее видела, что я еду не бес­платно. Нет, она не выгораживала меня, как это делают додчас беспринципные люди. Она видела, потому что размышляла. Ей, а не мужчине, что косо посматривал на меня, а более всего мне, виноватому, растерянному, по­верил контролер и, строго сказав: «Поаккуратнее с биле­тами!» — отправился к выходу.

    Уже в метро, снова открыв книгу, я увидел между ее страницами злополучный билет и до того рассердился на себя и на книгу (учитель иногда тоже ведет себя как ребенок), что сразу расхотелось читать. И вот с таким на­строением вошел в класс. Ни пошутить, ни улыбнуться. А ребята тонко угадывают настроение. Дома надо было выучить стихотворение и теперь прочитать наизусть. «Кто первый?» — строго и скучно спросил я, копаясь в портфе­ле. Я взглянул на ребят — и оторопел: тридцать дружно поднятых рук увидел перед собой. Но не в каждом лице читалось желание прочитать. Иные глаза выражали прось­бу: кого угодно, только не меня. Я смотрел на ребят — уже улыбаясь им. Вдруг и мне захотелось сделать что-то очень доброе, хорошее. Открыл книгу, с которой ехал в авто­бусе и на которую теперь уже не сердился (то был Пуш­кин), и весь урок читал его стихи, а кончил строчками:
    Друзья мои, прекрасен наш союз!

    Он, как душа, неразделим и вечен...
    Передо мной и впрямь сидели уже не школьники, уче­ники, а друзья, которые не позволили мне быть мрачным и сердитым. Ведь в таком настроении (буду откровенен) учитель порой бывает придирчив. Смотришь — и посыпа­лись в журнал «двойки», как зерно из дырявого мешка или худого кузова. А «двойки», как и рассыпанное зер­но, — серьезные потери. Теперь понимаю, почему не с ре­бят, как обычно, а именно с портфеля начал урок. Как тот угрюмый пассажир, увидевший во мне злоумышлен­ника, так и я, наверное, не видя, смотрел на ребят. Но они не дали мне потерять «высоту», а себе — свое распо­ложение ко мне. А если хорошенько подумать, то и к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, с которыми я должен был их подружить. Сколько потерь ожидает нас, когда мы не понимаем друг друга,

    друг другу не помогаем. Неверно, будто все во власти учителя. Многое, но не все. Что-то очень существенное, значительное и в руках ребят, протянувших свои руки учителю. Ведь помимо зрения есть еще и видение, которое называется зоркостью. Мож­но, к примеру, иметь стопроцентное зрение — и нулевую зоркость. Взаимных обид тогда не избежать. Надо учить­ся зоркости, духовному зрению. Оно делает нас добры­ми, чуткими.

    Очарованные стихами Пушкина, ребята, когда прозве­нел звонок, один за другим не спеша выходили из класса. Я стоял у дверей и каждому (да-да, именно каждому!) с теплотой и нежностью говорил: «Спасибо!» Такая уж наша работа: за один урок иной раз тридцать «спасибо» скажешь. И еще тридцать «спасибо» — каждому в отдель­ности. За доброту!
    АУДИТОРИЯ УРОКА
    Чем школа проигрывает телекамере? Отвечу: планом видения. Камера берет нас крупнее. Порой в кадре толь­ко одно лицо, и более того — глаза, а в них — целый мир, таинственный, манящий. В школе же нередко все пропус­кается как будто через перевернутый бинокль, удаляю­щий от себя. Нет, масса берется приближающим окуля­ром — крупно, но каждый в отдельности где-то за гори­зонтом. По этой причине нет и самой массы, потому что она безлика. Нарушен главный закон искусства — инди­видуализации среды, и педагогика вследствие этого неот­вратимо теряет ученика, так как смотрит на него при­близительным, а не приближающим зрением. Отсюда об­щий подход, общий взгляд, общее отношение, и в итоге то «общее место», над которым иронизировал еще турге­невский Базаров. Укоренился десятилетиями неустрани­мый парадокс: видя, не видеть, что еще печальней, чем смотреть и не видеть. Таким же зрением читали и книги. Но речь пока не о них. «Единица — вздор, единица — ноль! Голос единицы тоньше писка» — не этими ли строч­ками, часто повторяя их, словесник утверждал и оправды­вал собственную авторитарность. В классовой борьбе они верны, а в работе с классом, в сфере воспитания? Прихо­дит время педагогического зрения и урока, где каждый — единица. Пусть разной величины и значимости, лишь бы не было горькой пустоты друг на друга похожих нулей.

    Единичный, т. е. индивидуальный, подход к ученику в моей практике сложился давно, еще в самом начале работы. Помогла мне в этом художественная книга. Даже самые второстепенные, безымянные и, более того, внесценические персонажи обретали в ней свое лицо, судьбу и были так же интересны, как основные фигуры. Восприни­мая класс как книгу, где каждое лицо — действующее, я лучился «читать» и ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях, ибо решил основной вопрос: как ра­ботать с ним, чтобы работал он.

    Однажды дал классу пятнадцатиминутное сочинение. Тема звучала так: «Сколько их (родных, близких, знако­мых), кто стоит за мною, кто дорог мне и кому дорога (или дорог) я?» Попросил поименно назвать всех, с кем связан судьбою, кто прямо или косвенно участвует в тво­ей жизни, с кем мысленно советуешься или споришь, ощущаешь духовное присутствие. Тема затрагивала ту микросреду, которая подчас оказывает еще большее воздействие, чем коллектив и даже общество в целом. Подсчитать «своих» — это как бы ощутить и масштаб собственной лич­ности, почувствовать себя их представителем. Не одиночкой и отщепенцем, из которого обычно вырастают эгои­сты, а частицей людей, с которыми нельзя ни ослаблять, ни тем более обрывать связь.

    Любопытно видеть ребят, когда они вспоминают... Один, покусывая шариковую ручку, быть может, впер­вые заметил тех, кто его окружает. Сколько же их! И каж­дого деловито вытаскивала в круг «своих» разбуженная память, радуясь неожиданной способности так быстро и столь многих вспомнить. Где бы ни были они, рядом или «за хребтом Кавказа», ты неразлучен с ними. Воскреша­лись «и лица, давно позабытые», и мера ответственности того или другого за тебя и твоей — за них. То был не просто перечень имен, фамилий. Память, как молния, свер­яющим изгибом мгновенно и резко освещала все уголки бытия, погруженные во тьму. Иной, положив подбородок на запястье руки, не так скоро «вытягивал» разборчивой мыслью своего человечка. Кому-то втайне от других, но не от себя приходилось наспех завязывать «узелки» бог знает когда, кем и по чьей вине оборванных нитей. Ну что ж, и это неплохо — нервом души связать оборванную ниточку. Понять и принять своего всегда труднее, чем кого-то, и здесь нужен немалый духовный труд.

    Один вдруг попросился выйти — позвонить на работу маме и навести справку о каком-то дяде Мише, которого видел дважды, но запомнил. Пусть,

    пусть выйдет — и к маме, и к дяде Мише.

    Когда я собрал листочки с именами и некоторыми под­робностями, то в буквальном смысле ахнул. За каким-нибудь Васей или Петей, о котором порой судим с лег­костью необыкновенной и норовим поставить на самую низшую ступеньку учебной лестницы, сразу 30—40 тех, кто дорог и кому... Целый школьный класс! Среди них были и ушедшие, по ком, когда оживлена память, скорбит душа; были и те, кто отбывал срок и кого с нетерпением ждали; отцы, изменившие семье и уже успевшие завести новую, тоже попадали в число дорогих. Словом, множество лю­дей, разновозрастных, с разными судьбами, перипетиями, предстало передо мной. Мне вдруг открылась не напол­няемость класса, а наполненность ученика. Значит, не только с ним, но и с теми, кто за ним, надо работать! Не знакомые мне, но связанные с учеником, они невольно входили в орбиту моих учительских дел. Помножив число ребят на десятки своих, стоящих за каждым, я вдруг ощутил реальную (!) наполняемость класса. Это была фантастическая аудитория. Но, видимо, иной она и не может быть на уроке литературы. Среди такого количест­ва людей, как ни странно, легче работать с одним, помочь ему состояться и в предмете, который веду, и в жизни, куда веду. Укрупнится человек — все укрупнится: ученик, если это школа; специалист, если производство; отец и мать, если семья. Крупный план одного результативно ра­ботает на всех. Это хорошо понимают писатели, но во мно­гом опускают учителя.

    Листки открыли мне еще один секрет, точнее, стимул учебной интенсификации, корни которой ищем в основном в методике. В одном из номеров журнала «Юность» про­читал повесть Юрия Полякова «Работа над ошибками». Внимание привлек весьма короткий диалог между учи­телем и учеником.
    - Учителя ты обязан уважать.

    - Никому я ничего не обязан.
    Ответ, безусловно, циничный. Но где-то и справедли­вый. Сколько этих «обязан», «должен», «надо» ежедневно и в школе, и дома сыплется на голову ученика. Поневоле взбунтуешься. И вот оно, нигилистическое: никому — ни­чего. А ведь это беда. Как обязать ученика, не употреб­ляя расхожих «обязан», «должен»? Чтобы он ощутил нравственный долг перед учителем, матерью, улицей, на которой живет, автобусом и трамваем, которые всего лишь за пять копеек спасают от холода, дождя? Что вообще не делает

    обязанными, а затем и обязательными? Многое. Но прежде — элементарная благодарность как следствие неформального интереса и внимания к нашей личности. Cколько такого внимания — столько и благодарности, т. е. ответного желания захотеть и быть обязанным. Обязать обязанностью как благодарностью стало принципом рабо­ты! Не по житейской примитивной схеме «ты мне — я тебе», а совсем иной, когда платишь самому себе за потребность не подвести тех, кто за тобою, и того, кто тебе открыл их.Так в моей практике много лет назад возник, сложился и утвердился термин «педагогика благодарности». Сперва незримо, а затем и в яви я впустил на свой урок и ту микросреду, в которой формируется ученик. Когда при­сутствуют «свои», учишься с особым интересом и охотой.

    Но вернемся к листкам. То было не сочинение, конеч­но, в обычном смысле, а некий социологический срез, ди­агностирующий людское в каждом из нас, меру нашей причастности к тем, с кем связаны судьбою; память серд­ца, откуда берет истоки эмоциональный интеллект. Те­перь, когда ребята и локтем, и плечом, и душою (!) со­прикоснулись со всеми (!) своими, вписав и себя в их мир, я вышел, что называется, на большак урока литера­туры. Шире раздвинулся горизонт художественной книги, обращенной уже не к трем десяткам ребят, а как бы к тысячной аудитории. Стало тесновато в привычных рам­ках эстетического разбора, все чаще возникало желание идти дальше, к той духовности, которая сама по себе эсте­тика и более того — ее вершина. Рождались качественно иные структуры воспитательных уроков, наполненных ди­дактическими остановками, всевозможными увязками с жизнью, мостиками между книгой и сегодняшним днем. Обучение целиком принимало воспитывающий характер, ибо моя «аудитория» требовала не знания литературы как таковой, а знания тех знаний, которые дает нам литера­тура. Все меньше хотелось говорить о ее роли, и все чаще появлялось желание практически воздействовать ее опы­том.
    СКРЕПЛЯЮЩЕЕ ЗВЕНО
    За все годы работы — и тогда, когда был классным руководителем, и когда не имел руководства — практиче­ски не вызывал в школу ни маму, ни отца, ни бабушку. Даже ученика к себе не вызывал: все на уроке! Старался

    так устроить, чтобы он самого себя к себе вызывал и сам во всем разбирался.

    - Скажи, Наташа, - спросил ученицу, - кому труд­нее: твоей маме, у которой ты одна, или мне, у кого таких, как ты, тридцать?

    И Наташа, и класс чуть не хором: маме! Ребята были абсолютно правы. По себе знаю, сколь трудно воспитать одного. Значит, маме надо помогать, а не дергать ее по­пусту. Нет, вызывать родителей нужно, иначе союз семьи и школы — фикция. Но вызвать не вызывая — вот искус­ство. Разное испробовал. Бывало, иную маму, которую и в лицо-то не видал, поздравлю почтовой открыткой: «Уважаемая Нина Петровна! С наступающим женским днем! Успехов, здоровья и благополучия во всем. Ваш сын Андрей стал намного серьезнее, взрослее и учится лучше. Отзывчив, безотказен. Еще раз от души с добрым, светлым праздником и — хорошим сыном. Евгений Ильин».

    Праздник, действительно, добрый, светлый. Что же ка­сается сына... По той информации, которая поступала от ребят, Андрей не был корректен с матерью, да и отзыв­чивым, безотказным без оговорок и сносок вряд ли на­зовешь. Словом, восторги мои не соответствовали дейст­вительности. Тем не менее открытка сделала свое дело. Коль уж ты «хороший», то иным вроде как уже и нельзя, да и не хочется быть. По части отзывчивости, чуткости, конечно, «перебрал», как и с учебой, — где же это «луч­ше», если... И все равно приятно, когда похвалят: почтой. Вместе с мамой и соседкой открытку читали. Еще кому-то показывали. Короче, подтянуться надо — перед мамой (уважаемой!!!), перед учителем, который с двумя светлы­ми праздниками поздравил, а в общем перед собой. Коль уж стал «намного серьезнее», то и быть таким надлежит.

    Немало подобных открыток написано — к женскому, «мужскому» дню. Несколькими фразами удавалось неред­ко примирить со школой и семьей порой вовсе не просто­го паренька или девчушку, начинавших отбиваться от рук. И все же в полной мере довольствоваться заочными встре­чами не мог. Пару теплых фраз в адрес родителей, чьи дети и впрямь были хорошими, сказать все-таки не уда­валось. Открытки были, но времени... Стал искать другие способы.

    Нынче спорят: сколько дней в неделю учиться? Пять! — считают одни. Субботу и воскресенье дети должны про­водить с родителями. Шесть! — настаиваю я. Не потому, что против новаций. Всячески приветствую их, когда они дельные. В конце концов, можно и пять, и четыре дня, но — не за

    счет субботы. Она, суббота, мне очень нужна. Именно для того, чтобы дети провели время с родителя­ми, только не дома и не на даче, а в школе, на уроке. «Что делают ваши родители по субботам?» — спросил де­сятиклассников. «Отдыхают!» — был ответ. Верно. «При­гласите-ка их ко мне на урок в следующую субботу». Ра­достно загалдели.

    - А бабушку можно?

    - А соседку? Она вас по телевизору видела.

    - А приятеля? Он читал про вас в газете.

    И бабушку, и соседку, и приятеля — всякого, кто по­желает. Так вслед за «воскресными» уроками, которые проводил у памятников, на ступеньках исторических зда­ний, на площадях и т. д., в моей практике появились «суб­ботние». Теснота не смущала. Наоборот, радовала. Разве такое бывало, чтобы за одной партой между отцом, ба­бушкой и мамой сидела Наташа, а сбоку соседка. Ввиду отсутствия свободного стула дочь иногда примостится..,на коленях у отца. Ведь было же время, когда запросто садилась, а вернее, взбиралась на отцовские колени. Вот и сейчас пусть хотя бы на 45 минут вернется в то дале­кое, но столь близкое время человечьей теплоты и лас­ки, взаимной доверчивости. По ходу урока подойду и что-нибудь особенно тихое скажу, будто бы классу, а на са­мом деле им. С таких вот — субботних — уроков и я, и ученики, и родители уходим примиренные, ощутив внутрен­нюю потребность друг в друге, нашу привязанность и вза­имную ответственность. В тесноте всяк себя ощущал ча­стичкой людей, а не контингентом, аудиторией... Впро­чем, и аудиторией, где одни (ребята) учились, а другие (родители) доучивались. Был обычный учебный урок (!), сориентированный на обычную школьную (!) программу, но... в жанре родительского собрания! Темы разные. «Как воспитывали своих детей знакомые нам литературные ге­рои» (по страницам русской и советской классики). Или: «Роль отца (матери! няни! бабушки!) в судьбе писателей и их героев». Опять же по страницам... Под рубрикой «Братья и сестры» говорим не только о героях Федора Абрамова, но и Островского, Достоевского, Толстого, Че­хова... «Личную жизнь надо строить самому!» («Гроза»), «Воспитай своего «Бакланова» («Разгром»), «Что остав­лять детям в наследство?» (обзор современной советской литературы) — все это темы субботних уроков, где иная система знаний: нравственных!

    Вот и вызвали в школу (!), не вызывая, сразу всю семью с соседкой впридачу. Субботние уроки убедили в простой, очевидной истине: хотя бы один раз в неделю дети должны учиться вместе с родителями! Тем и другим это нужно если не в равной, то в огромной мере. Ничто так не сближает, как школьная парта, и ничто так духов­но не роднит поколения, как наша ответственность за че­ловека. Специфика субботних уроков еще и в том, что часто не я, а ребята дают своим родителям косвенные, а иногда и прямые советы, как надлежит воспитывать в каждом конкретном случае. И мудрее совета, который дают нам наши дети, - нет.

    - Почему Митрофан вырос таким черствым, жесто­ким? - говорит школьница, окидывая взглядом класс. - Объясню: потому что воспитание заменили питанием! Отца ни во что не ставили. И вообще потакали ребенку: один - значит, все дозволено. Вот и финал: «Да отвя­жись, матушка...» Кто виноват в этом? Матушка!

    Внимательно слушают родители школьницу. Частичка госпожи Простаковой, оказывается, есть и в доценте, что сидит слева, и в капитане милиции, у которого тоже проб­лемы со своим «Митрофаном»...

    Детство Онегина напомнило о другом. Гувернер, вос­питывавший Евгения, «не докучал моралью строгой. Слег­ка за шалости бранил...». По натуре «резвый» ребенок фактически оказался вне ограничений - материальных, нравственных, каких угодно. Это и развило в нем беше­ную, безудержную страсть наслаждений.

    Прав ли отец Чичикова («Мертвые души»), когда сыну наказывал: «копейкой все прошибешь»? Мнения раз­делились. Для того времени, говорили одни, прав. Другие возражали: не прав даже для того времени; а вот беречь копейку, действительно, надо. Кстати, можно ли давать ребенку деньги? Обсудили и это. И опять вернулись к «Онегину». Отец Татьяны, к примеру, «не заботился о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подуш­кой». Да и Фамусов («Горе от ума») не очень вникал в круг чтения своей дочери. Надо ли контролировать кни­ги, которые читают наши дети? Старик Болконский («Вой­на и мир») на этот счет имел свое мнение: не только кни­ги, но и письма! Снова заспорили. Книги — можно, пись­ма — ни за что! Посоветовали не торопиться с выводами. Контролировать надо все, тем более письма. Только как это сделать, не унижая достоинства?

    А теперь подумаем, что сближает (в плане воспитания детей)

    Простакову, Кабанову и Головлеву, породивших соответственно Митрофанушку, Тишу, Иудушку? Размыш­ляем. В собственном ребенке материнским эгоизмом и тастностью можно воспитать и свою жертву, и своего палача. Нередко то и другое, а в общем урода. Количест­во детей значения не имеет. У Простаковой всего один, у Кабановой — двое, у Головлевой — несколько. Больше де­тей — больше и разлада, если кто-то в «любимчиках», а остальные «постылые». Между прочим, сколько детей иметь? Сходимся на цифре три. Дети еще и сами себя воспитывают. Особую роль играет здесь «третий».

    Придали значение печоринской мысли, в серьезность которой не только Мери, но и мы искренне поверили: «Да! такова моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились». Искусству читать лицо ребенка, своего или чужого, учиться надо еще до того, как он появился. Дети «выдают» нам все, что мы хотим: «предполагаем» это — вот, пожалуйста; другое — будет и другое; что-то еще — появится и оно. Очень важ­но предполагать доброе, хорошее уже с того момента, когда вы счастливо, но еще не совсем уверенно скажете: «А у нас, кажется, будет крошка!» С этого момента пси­хологически (!!!) начинается судьба ребенка. Никаких ко­лебаний и сомнений на его и свой счет. Он есть, он будет — и обязательно хорошим! Все признаки говорят об этом, и самый главный — ты ждешь, ты любишь его.

    «Лишь деточек не трогайте!» — услышали и голос некрасовской Матрены. Любые напасти, обиды гордо сно­сит она, защищая в своих детях кусочек безмятежного детства. Саму же Матрену уже на «пятом годку» приуча­ли к нелегкой крестьянской работе. Подсчитали трудовой стаж Матрены: если ей сейчас тридцать восемь, значит... Вся жизнь в труде! Не в этом ли секрет ее здоровья, вы­носливости, душевной и женской красоты? Может, и в самом деле на «пятом годку» приобщать ребенка к про­изводительному труду? И снова к Матрене. «Мы были однолеточки», — говорит она о себе и своем муже Филиппушке, которого любила. Быть или нет однолеточками, создавая семью? Большинство за то, чтобы быть. В этом усматривали причину семейного лада.

    Матренин голос «Лишь деточек не трогайте» по-свое­му слышен и в другом произведении. В каком? «Возьму его к себе в дети», — с какой-то женской теплотой звучит реп­лика Андрея Соколова («Судьба человека»). Не бывать тому, чтобы «мелкая птаха» вздыхала, чтобы Ванюшкины «глазенки

    — как звездочки ночью после дождя», свети­лись недоверчивыми, волчьими искорками беспризорника. Не за эти ли «глазенки» шел смертный бой на земле, и солдатское, отцовское слилось воедино. Своих детей, выходит, можно иметь и так — следуя примеру Соколова.

    Коль это не просто родительское собрание, но прежде и главным образом урок, задание — обязательно. Реко­мендую, нет, обязываю (!) прочитать, допустим, «Дра­матическую педагогику» А. Лиханова. Пока ищут книгу, читают, тем временем напишут коротенькое сочинение: «Что бы я посоветовал родителям, воспитывающим ребен­ка?» А уж я-то найду способ познакомить отца и маму с сочинением их сына или дочери.

    Родители, как только ребята уйдут на другой урок, оставшись в классе, тоже пишут «сочинение»: «Особенно­сти моего сына (дочери, внучки)». Лучше нас они знают эти особенности, и получить информацию такого рода, сопоставив ее с собственными наблюдениями, — это разом и расширить, и укоротить, а в общем ускорить свой путь к ученику. Назидательных рекомендаций, тем более прост­ранных (за редким исключением), родителям не даю. Ог­раничиваюсь обычно просьбами. Например, провожая сына или дочь в школу, задайте короткий, но мудрый во­прос: «О чем ты спросишь сегодня своего учителя?» Вот и все. Даже если не спросит, уже спросил. Значит, и от­вет получил, самый точный: от себя.

    Теперь понимаю: субботние уроки в моей практике так или иначе были всегда, ибо приглашал и тех «родителей», крторых еще не было, но которые будут ими, — учеников. И задания давал как взрослым: выбрать имя своему бу­дущему ребенку из числа имен литературных героев, осо­бенно полюбившихся. Как учитель старался приблизить к ребятам имена, за которыми стоят эпохи, поколения, шедевры, а в общем люди, сошедшие со страниц книг и духовно породнившиесй с нами. Тут и славные Игори, обаятельные Татьяны, решительные Катерины, мужествен­ные Павлы... Есть и Родионы. По-своему это тоже «учет» знаний, борьба за конечный «результат». Назвать ребен­ка именем персонажа (!), а не своей влиятельной (!), капризной бабушки — разве не победа урока, обращенно­го к судьбам человека? Помнится, интригуя ребят, долго рассматривал ладони юношей. Искал подобие той, какая была у Пьера: на ней особенно удобно умещался задок ребенка. С любопытством разглядывали мальчики свои ладони, точно в

    себе самих соизмеряя отцовское начало. Просил ребят, сколько бы лет ни прошло, непременно paзыскать меня и поставить в известность, если первым словом, которое произнесет твой будущий ребенок, будет «папа». На этот счет выдавал даже кое-какие секреты: как бороться за первое слово.

    Школа, семья, будем откровенны, зачастую не союзники, а скрытые антагонисты. Каждая из сторон, упрекая ддтую, по-своему права. Занятые работой, производством, родители по объективным причинам хронически недовоспитывают детей, уповая на школу. Она же, целиком поглощенная учебными знаниями, как бы ни были они увя­заны с нравственными проблемами, еще больше, чем семья, недовоспитывает, рассчитывая на родительскую по­мощь. Роковым образом оказавшийся между двумя «недо», школьник как человек, как личность и в итоге — как ученик деформируется. Можно, конечно, какими-то льготами усилить, углубить семейное воспитание, а рациональной организацией учебного процесса—школьное. Тем не ме­нее то и другое, на мой взгляд, полумеры. Требуется на­дежное скрепляющее звено, чтобы не разрозненными половинками, а целым представить союз семьи и школы в нравственном воспитании подрастающего поколения. Не мероприятия и даже не их система, а урок может и дол­жен стать этим звеном. Разумеется, урок литературы! Ма­тематика, физика, химия... — это знание! Поступиться ими на самую малость нельзя. Таков уж наш век — техни­ческий, компьютерный. А литература? Не повернуться ли ей, наконец, к нравственным запросам и потребностям своего времени, не мучаясь проблемами чистого обра­зования? Субботние уроки особенно убедили меня в такой необходимости.

    Дело, как видно, не в том, сколько дней в неделю бу­дут учиться наши дети (хотя, конечно, и в этом), а в том, какими будут сами эти дни, когда они учатся. Иной раз за одну субботу и одно воскресенье сделаешь больше, чем за всю неделю. Такой уж этот предмет — литература! Быва­ет, одним только стихотворением — коротеньким, а то и вовсе строфой, строчкой поэт перевернет душу, а осталь­ные стихи остаются как бы непрочитанными в том смыс­ле, что их не держит память. Так и словесник — не коли­чеством дней и часов, а числом людей и находок проби­вается к душе ученика. Теснота и теплота субботы ощу­щается и в будничных уроках.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20


    написать администратору сайта