Главная страница
Навигация по странице:

  • ДОКАЗАННАЯ ТЕОРЕМА Заключительное слово

  • С чем безоговорочно надо согласиться В «чистом» ви­де литературное знание уже не работает, и практики хорошо понимают это. Нужны мостики между книгой и жизнью, книгой и теми, кто читает ее

  • Итак, познакомившись со мною, внедряйте себя!

  • До новых встреч!

  • Ильин Путь к ученику. Е. Н. Ильин путь к ученику просвещение мастерство учителя идеи советы предложения Е. Н. Ильин Путь к ученику раздумья учителясловесника книга


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеЕ. Н. Ильин путь к ученику просвещение мастерство учителя идеи советы предложения Е. Н. Ильин Путь к ученику раздумья учителясловесника книга
    АнкорИльин Путь к ученику.doc
    Дата08.03.2017
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИльин Путь к ученику.doc
    ТипКнига
    #3536
    страница20 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    ГЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Без желания переделать мир нет учителя. Однако самое трудное для него — это вырастить себя, ибо каждый из нас — мы сами, а не кто-то. Отсюда формуле «я как все» предпочел изначально «я как я». Лучшего способа утвер­дить престиж и актуальность предмета, который веду, пожалуй, и нет. Ведь школьник учится в зависимости от того, как он относится к учителю. Значит, не с предмета (методики, программы, концепции и т. д.), а с того, кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику. Не рассуж­даю, как иные: вот вооружат новейшим методом и все пой­дет как надо. Нет, не пойдет. Потому что не методом, тем более чьим-то, а собственным духовным «Я» следует воору­житься. Личность не уповает на хорошие учебники, про­граммы, материальную оснащенность и т. д., а, сделав ставку на себя, изо дня в день решает многие проблемы. Информацию получает из первых рук — из собственных; понимает: сколько бы минут (!) ни говорили на уроке и какие бы важные проблемы ни затрагивали, если не было секундной (!) вспышки, не было и урока; глубину ищет не в содержании, а в скрытой сути, которая (если это художе­ственная книга) может быть и на поверхности, т. е. на первой-второй странице...

    Спросим себя, что важнее: любить ученика или знать, как с ним работать? Конечно, чтобы знать, надо любить. И тем не менее — знать! знать! знать! Не только умом, но и сердцем поймем тогда, что урок — прежде всего Встре­ча, т. е. общение, а уж потом предмет, методика... У всяко­го ли и на каждом ли уроке бывает эта встреча — живого с живым? Не отодвигаем ли ее заботами об успеваемо­сти— и той, что в журнале, и другой, которую требует про­грамма? Ох уж эта успеваемость с неизменным набором и подсчетом то огорчающих, то радующих отметок. Может, отметки, как и зарплату, выдавать два раза в месяц? Ре­бенок — самый думающий человек на земле, если ему не мешать. Сколько вопросов себе и нам задает, когда раскован, свободен. Моя методика в первую очередь


    решала эту проблему — изыскивала способы расковать детскую душу, снять напряжение, страхи. А то ведь до курьеза доходит: ученик — хороший, книга — хорошая, учитель — хороший, а урока как пытливого поиска и читателя, который рож­дается на уроке, — нет. Чтобы не стать «механизатором» от педагогики, выдающим поточную продукцию, издавна и сразу уяснил для себя: ученик — не отштампованный на конвейере «болтик». Унифицированная, да еще интенси­фицированная уравниловка не дает ответа на вопросы, которые втайне от всех задает самому себе ученик: кто я та­кой? зачем я? где мое место в жизни? и есть ли оно? И школа в большей степени, чем семья, обязана ответить на эти вопросы. Мастером человековедческих наук, вла­деющим книгой и психологией, — так бы я определил учи­теля-словесника, которого не мыслю без индивидуальной работы с классом. К ученику отношусь недвусмысленно: пусть не получится Моцарт, пусть (хотя стараюсь, чтоб получился), лишь бы не стал Сальери — злодеем, претен- дующим на гения. А посему важным считаю не то, кого, куда и скольких выпустил, а сколько вернулись обратно — ко мне, в школу, в ту пору юности, которая, по словам Гоголя, щедро наполнена «человеческими движениями».

    Моя эволюция как учителя-духовника, каждый шаг в своей работе соотносящего с нравственными категориями, складывалась непросто и, в сущности, выражена тремя этапами. Поначалу придерживался формулы: от предме­та — к человеку; затем пошел дальше: от человека – к предмету; ныне обе формулы синтезировались: от чело­века — через предмет — к человеку! В промежуточном зве­не формируется «ученик» как школьник. Литература, та­ким образом, стала для меня почвой, куда высаживаю юные ростки; родником, утоляющим жажду; книгой мудрости, способной защитить от многих неверных ша­гов. Часто, размышляя о том, как учить и научить всех, боялся упустить другой аспект: как воспитать всех? Кем-то хорошо сказано: по-настоящему знает камень не тот, кто его раздробил и познал тайну структуры, а тот, кто из него храм сотворил. Дробя камни, помним ли о храме? Иной словесник готов весь урок «дробить», скажем, эти строчки «Онегина»:
    В своей глуши мудрец пустынный,

    Ярем он барщины старинной

    Оброком легким заменил;

    И раб судьбу благословил.

    И — начинается... Почему раб, а не мужик или крестья­нин? Затем, точно на уроках истории, долго выясняет раз­ницу между оброком и барщиной. После берется за син­таксис... Не только Онегин, но и учитель в классе — «мудрец пустынный», поскольку ни урока, ни человека на уроке, ни даже Пушкина в Пушкине нет. Зато потуги «барщины ста­ринной», присвоившей себе чужой интеллект и «камни дробящей» в куски, бесспорны и очевидны. Не по этой ли причине художественная книга живет в основном до V класса, пока не попадет в руки «мудрецов». Тут-то и приходит ей конец: выдели идею, разбей на части, подбери цитаты... Ну что ж, подбирать будет, читать — ни за что. И это тем прискорбнее, что русская классика, на мой взгляд, — основа духовной перестройки школы. Глубинным интересом к человеку научит она преподавать и иные предметы, а емкостью художественного образа как уни­версального ключа потеснит схемы, штампы, ныне запол­нившие собой даже гуманитарные дисциплины.

    Опасная тенденция поставить предмет над человеком ныне модернизируется. В качестве базовой модели снова предлагают не взаимодействие личности с личностью (учи­теля и ребенка) на духовной основе, а взаимодействие книги с литературой на фундаменте школьного (?) литера­туроведения.

    Ныне много спорят о программе, обходя того, кому ад­ресована она, — ученика. Точно не ведают, что в каждый данный момент нужным и значимым может оказаться именно то, что программой отодвинуто на несколько лет. Между тем ждать некогда. Жизнь современного ученика не менее динамична, чем жизнь общества, и откладывать на потом все то, что нужно сейчас, — вроде как оттолкнуть руку, протянутую за помощью. Здесь, как мне кажется, безотказен принцип «гибкой программы» — одна из воз­можных моделей перестройки урока литературы. В чем его суть? В традиционном преподавании — и это одно из тяж­ких наследий формализма — духовное содержание книги целиком подчинено внешним атрибутам эпохи, литератур­ного направления, исторического периода и т. д. Практи­ческий опыт, однако, говорит, что книга не заключена сама в себе, в эпохе или этапе. Она принципиально разомкнута. Всеми своими страницами открыта живой душе, распах­нута в мир, современна каждой эпохе и каждому в ней. В разных классах одна и та же книга, во-первых, может и должна сказать разное; во-вторых, оставаясь, как и прежде, в литературе, т. е. в школьном курсе, она не поджидает своей очереди, а работает теми

    страницами, кото­рые востребованы сегодня. Придет черед, и вплотную зай­мемся самой книгой — явлением искусства, этапом лите­ратуры. Принцип «гибкой программы», которым давно и с успехом пользуюсь, позволяет, с одной стороны, учитывать интересы предмета, с другой — возрастные особенности ученика — человека. И тут, вопреки историзму, соседями могут оказаться Пушкин и Горький, Аввакум и Маяков­ский, и не только оказаться, но и нравственно помочь. На­пример, в «Преступлении и наказании», «Войне и мире», «Поднятой целине» есть страницы, которые обязательно надо успеть (!) прочитать в переломном возрасте — вось­микласснику, выбирающему себя и свое, пути, которыми пойдет. Сколь прямыми и долгими будут они, в огромной степени зависит от страничек, которые прокомментировать надо. Фактор своевременности в работе с учеником — наи­важнейший, и гибкость принципа, следовательно, в том и состоит, чтобы сделать литературу не отвлеченным объек­том преподавания, а инструментом воспитания.
    ДОКАЗАННАЯ ТЕОРЕМА

    Заключительное слово
    За годы школьной работы пришел к убеждению, что урок литературы может больше, чем сама литература, если это человекоформирующий урок.

    Было время, когда рассуждал: главное — обучать! обу­чать! Воспитание будет. Оно, дескать, вытекает из тех зна­ний, которые даем. И давал. Все больше и больше, а вы­текало — все меньше и меньше. Затем понял: обучение и воспитание — как молния на куртке, обе стороны засте­гиваются одновременно. Несколько лет работал с «мол­нией», пока не сломалась, зацепившись за обучение. Сно­ва задумался. Урок литературы, стало быть, не «кувшин», из которого вытекает, и не «куртка». Это... Впрочем, на­деюсь, что об этом читателю удалось узнать из прочитан­ной только что книги. Узнать и о тех маленьких секретах, без которых никакие концепции, структуры, методы реали­зованными быть не могут. Ведь словесник не только объясняет, воспроизводит, он еще и трактует, т. е. ищет свою правду, ибо только свое открывает книгу для всех. Без секретов тут нельзя.

    С чем безоговорочно надо согласиться? В «чистом» ви­де литературное знание уже не работает, и практики хорошо понимают это. Нужны мостики между книгой и жизнью, книгой и теми, кто читает ее,

    приобщается к ней, — учениками. По этим мостикам идут к нам великие, а мы — к ним за советом, поддержкой и дальше: к зна­нию (!) тех, кто помог, поддержал. Изначально за крите­рий работы взял не методическую установку на то, это, другое, а отношение ученика к предмету. В какой-то сте­пени, а точнее, на каком-то этапе оно важнее самого пред­мета. Ведь литература универсальна в том смысле, что каждая судьба находит здесь свой отклик. По этой причи­не всежеланна и вседоступна. Если у кого-то она не «по­шла» (а таких еще немало), значит, не тем путем пошли мы сами. Значит, надо менять и себя, и путь, т. е. ориен­тацию. Мой главный ориентир — ученик. Не к книге, а к нему с книгой иду, уверовав, что нет таких проблем, ко­торые не могла бы решить литература, т. е. урок.

    Как воспитывать книгой, не разрывая учебных связей с нею, а, наоборот, укрепляя и расширяя их, — об этом, в сущности, шел разговор, в конечном счете — о новой методике, о новых подходах к уроку. Теорема, которую доказывал и доказал, в следующем: всякий ученик может и хочет учиться, если ощутил практическую (!!!) пользу и ценность того, чем занимается. Тут-то и рождается нечто большее, чем само знание! — отношение к нему. Сможешь ли помочь другому знанием Пушкина — важнее того, на­сколько ты его сам знаешь. Посмотрим правде в глаза: урок, а тем более экзамен этого отношения не воспиты­вают, потому и девальвируется знание. Зачем оно? — во­прос, которым мучаются школьники. К тому же литерату­ру преподаем, точно упаковываем чемодан, когда в запасе нет другого. Набиваем и так и сяк, и тем, и этим, аж рем­ни трещат, а затем — ручки обрываются. И слава богу! Иначе бы грыжей кончилось. Неудивительно, что литера­туру в основном знают те, кто в душе ненавидит ее, а если любят, то не благодаря, а вопреки нашим стараниям.

    Ошибочно и безответственно утверждать, будто «глав­ное в уроках литературы сама литература» (см.: Литера­тура в школе.— 1987. — № 3. — С. 21). Установка, в об­щем, не нова: «опредметить» и в итоге смазать духовную работу с человеком, «выгнать» его с урока литературы (литературой!) и тем еще дальше отодвинуть нас от кни­ги, книгу от нас и каждого из нас друг от друга. Нет, урок литературы — это все (!!!), а не только книга. Иначе на­плодим, с одной стороны, пронырливых и ловких «боро­датых карликов», с другой — ко всем и ко всему безучастных инфантилистов, которых, что называется, голыми руками


    бери. И потом, (приглядитесь) — за «трепетные прикосновения» к литературе ратуют главным образом те, кто на самом деле не прикасается к ней никак. Сегодня уже не кому-то за нас, а нам самим решать — где Пушки­ным соизмерить себя, а где себя — Пушкиным! Урок, от которого напрямую зависят человеческие судьбы, иначе расставляет акценты в иерархии ценностей. И как бы ни возмущались оторванные от нужд и запросов жизни бес­плодные эстеты, на их истошно-надрывное «нет, нет, нет» спокойно и твердо ответим «да, да, да». Еще больше, чем экономике, уроку литературы нужна революционная (!) перестройка, ибо самый последний ответ, самый конечный результат здесь не за учеником, а за человеком: по-люд­ски хорошим, общественно значимым, пытливо читающим.

    Если все начинается с учителя, с чего начинается он сам? Я попытался рассказать и об этом в книге. В чем-то она дневник судьбы, где биография преломилась в профес­сии, и больше — определила ее. Уже написано пять книг, не считая этой. В сущности, пять «рождений»: творческого задания («Урок продолжается...»); контакта с учеником («Искусство общения»); контакта с книгой («Роман Шоло­хова «Поднятая целина»); урока («Рождение урока»); массового читателя («Шаги навстречу»). «Путь к уче­нику» — еще одно рождение: гуманистической кон­цепции литературного образования. Еще раз повторюсь: на всеприятие не рассчитываю. Каждый опыт уни­кален. Кого-то можно повторить, другого только про­должить. Найди, читатель, свое и возьми, но снисхо­дительно отнесись и к тому, чего не принимаешь: без него, может, не было бы и того, что взял.

    Итак, познакомившись со мною, внедряйте себя!

    Доброго пути, дорогие коллеги, на нелегких дорогах к ученику, герою нашего урока! Книга, над которой рабо­таю сейчас, пожалуй, так и будет называться: «Герой на­шего урока».

    До новых встреч!

    СОДЕРЖАНИЕ

    Побуждающее начало 3

    Бессловесная педагогика 4

    Какой водою окропить? 8

    Уроки блокады 15

    Интригующая середина 23

    Смежные поля 30

    Свидетели живые 38

    Главная закладка 40

    Думающее сердце 44

    По законам искусства 53

    Не барьер, а ступенька 61

    Диалектика сопряжения 70

    Абсурд, не лишенный смысла 74

    «Ромашковый» метод 78

    Потенциал своеобразия 81

    Какую филологию мы учили 89

    Опыт великих 98

    Единство опоры и движения 104

    Резонанс переклички 109

    Нравственная метафора 111

    И контакт, и конфликт 113

    Это и твоя проблема 118

    Не оступись! 120

    Не копировать, а искать 123

    Зрение и зоркость 127

    Аудитория урока 130

    Скрепляющее звено 133

    Своеобразное средство 140

    Отвлекающий маневр 143

    Две высоты 146

    Урок, где нужно не успеть... 151

    Таблица духовности 154

    Педагогический перекресток 162

    Комната, где мы живем 172

    Помоги, а не помешай 176

    Голоса урока 181

    Урок с листа 186

    Постоянный обмен 194

    Угол зрения 198

    Тщт уж наша работа 206

    Звонки одного урока 207

    Уважая, умножать 209

    Главное образование 217

    Доказанная теорема 220


    Учебное издание

    Ильин Евгений Николаевич

    ПУТЬ К УЧЕНИКУ Раздумья учителя-словесника

    Зав. редакцией Н. П. Семыкин

    Редактор Л. Н. Лысова

    Младшие редакторы Г. Н. Гвоздкова, М. И. Ерофеева.

    Художественный редактор Е. Л. Ссорина

    Технический редактор Г. В. Субочева Корректоры А. А. Баринова, М. М. Крючкова, Л. Г. Новожилова

    ИБ № 10987

    Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 129846, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

    Областная типография управления издательств, полиграфии

    и книжной торговли Ивановского облисполкома,

    153628, г, Иваново-8, ул. Типографская, 6.


    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта