Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗВОНКИ ОДНОГО УРОКА

  • УВАЖАЯ, УМНОЖАТЬ

  • Ильин Путь к ученику. Е. Н. Ильин путь к ученику просвещение мастерство учителя идеи советы предложения Е. Н. Ильин Путь к ученику раздумья учителясловесника книга


    Скачать 1.22 Mb.
    НазваниеЕ. Н. Ильин путь к ученику просвещение мастерство учителя идеи советы предложения Е. Н. Ильин Путь к ученику раздумья учителясловесника книга
    АнкорИльин Путь к ученику.doc
    Дата08.03.2017
    Размер1.22 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИльин Путь к ученику.doc
    ТипКнига
    #3536
    страница19 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    ТАКАЯ УЖ НАША РАБОТА
    Из Останкина прямо с поезда — на экзамен. Героиня вечера Наташа Кочкова, та самая, что поставила все точки над «и» в нашей путанной учительской полемике, сознавая, что мы (она, я и ребята) на верном пути, от волнения и счастья всю ночь играла на гитаре и пела. Наскоро сготовив ребятам утренний кофе, поминутно позевывая, я изрядно волновался за Наташу. Хватит ли у нее сил на шестичасовое сочинение? Сможет ли оправдать свое неизменное «отлично» в ситуации, прямо скажем, экстремальной. Доказать взыскательным оппонентам, а теперь еще и ассистентам, всей экзаменационной комиссии, что литературное знание, когда оно есть и когда глубокое, как и математическое, помех не знает! Ну чем не проверка метода, которым обучаю? И всего, что знаю и умею? Иногда, может быть, и полезно таким вот способом провериться: с корабля на бал! Только «балл» в этот раз писался с двойным «л» — экзамен!

    Наташа села за первую парту, чтобы не сомневались... И даже кого-то попросила уступить ей место. На экзаменах мои ребята не борются за последние, средние парты. Даже слабенькие с базаровской «надменной» гордостью выбирают первую, гарантируя себе и нам «чистую» победу. Наташиным сочинением, не делая скидок на ситуацию, наверняка поинтересуются мои недоброжелатели, задетые ее «излишне интеллектуальным» (как выразился один из них) выступлением в Останкине. Какая-либо помощь с моей стороны исключалась начисто еще и по той причине, что класс — педагогический: нельзя! К тому же Наташа в перспективе — словесница. Да и сам я, веря в нее, не хотел подходить к ней. И однако то и дело поглядывал с тревогой и всякий раз видел склоненное над партой милое, умное и особенно в эту минуту прелестное личико, хотя и бледное, усталое. Без уступок и натяжек комиссия единодушно поставила ей «отлично». Тот самый по-настоящему настоящий экзамен на все аспекты

    духовной врелости, в том числе и на умение выдать максимум в сложных условиях, состоялся успешно. Был очень доволен Наташей, но не собой. Чувство знакомое учителю: не остался ли в долгу перед теми, кого учил? Все ли, всегда ли делал как надо?

    ...Выпускной вечер 307-й школы проходил в актовом зале Технологического института. С высоких стен смотрели на нас знакомые силуэты великих ученых. Это — обязывало. Напутственное слово говорил с кафедры. Четыре десятых класса вместе с родителями, гостями битком заполнили зал. Где-то у самой кафедры в третьем ряду среди педагогических ребят сидела счастливая Наташа, повзрослевшая в своем нешкольном, праздничном платье. К «слову» готовился, как к уроку, да это и будет урок, только с кафедры. Говорил о том, как трудно... быть учителем. Из «остаточных» эмоций, что обычно шлейфом тянутся за нами, самая горькая — был ли на уровне тех, кто доверился тебе? Если нет, значит, «недостача». Переучет нужен, нужна ревизия. Идя за нами, ребята не ведают собственных уровней. А ведь у кого-то из них (пусть не во всем, во многом и уж наверняка в чем-то) он выше, чем у тебя. На свой или его уровень ориентироваться? Вот о чем нередко думаешь на пути к ученику... по дороге домой. Загадочная у нас, словесников, профессия. Иной раз ничего особенного не сказал, а получили — много и многие; бывает, и о том, и об этом и так, и эдак говоришь, а в итоге ерунда какая-то, жалкая мелочишка...

    О многом еще и очень важном говорил я в тот вечер. На то он и вечер, который, вопреки поговорке, бывает иногда мудренее утра, если живешь целым днем. И — годом, жизнью. Закончил же словами Горького.

    «Человек — вот правда!» Но всякий ли поднялся и поднял другого до этой правды? Ответим на этот главный вопрос — своей работой, судьбой.
    ЗВОНКИ ОДНОГО УРОКА
    Все годы жил неучтенной, незапланированной нагрузкой — общением с учеником. Даже уходя в отпуск, был связан с ним. В дни, когда мои знакомые, друзья безмятежно отдыхали на пляжах, пробовали первую клубнику, ранний картофель, я шел на урок.

    Ленинградская молодежная газета «Смена» ввела новую рубрику,

    получившую широкую популярность: «Теле­фон доверия». Социологам, актерам, педагогам предлага­лось подежурить с 17 до 20 часов у телефона и ответить на вопросы. Анонсом газета знакомила своих читателей с теми, кому можно довериться. Выбор пал и на меня — и в самое неподходящее время. Июль. Я напряженно ра­ботал над книгой. Даже обычные телефонные разговоры были помехой. Ни лишних сил, ни времени... А тут трех­часовой и крайне ответственный разговор: ведь на каж­дый звонок надо ответить как на единственный: мудро, неторопливо. Возможно, и отказался бы, но... По телефо­ну доверия могли позвонить мои ученики, сегодняшние, вчерашние... Спросить о том, о чем в классе, даже с глазу на глаз, не спросишь. Упускать такую возможность, не ви­дя друг друга, поговорить, нельзя. Мой путь к ученику те­перь продолжит телефон. Мысленно и себе позвоню, спро­шу, кто я: учитель литературы или педагог, шагнувший за рамки предмета?

    И вот я в редакции. Немым вопросом изогнутая теле­фонная трубка. Посмотрел на часы: до начала... И тут же раздался звонок... Короткие гудки. Еще звонок, и снова — короткие. Уж не разыгрывают ли? Выяснилось — не про­биться. Наконец, голос. Мой первый «абонент» сразу же дал мне работу. Пятнадцатилетняя Н. спрашивала, как строить отношения с человеком, которому 20 лет? Оба меч­тают в будущем создать семью. Допустима ли разница в пять лет? Советую: обо всем рассказать родителям и познакомить их с «избранником». Пусть то же сделает и он. Разница в пять лет не помеха, более того — желанна, но для какого возраста? Когда тебе еще только 15, думать надо о другой «разнице»: почему твои одногодки учатся, выбирают профессию, волнуются над книгами, а ты уже строишь «отношения», «семью». Не рано ли?

    Еще звонок.

    - Добрый вечер. Меня зовут Света. Я на два месяца остаюсь в городе. Подруги все разъехались. Мне скучно, не знаю, чем заняться...

    - Чем заняться? Миром, который вокруг. Пусть по­други уехали, но город, люди, небо, солнце остались. По­пробуй: «Остановиться, оглянуться и рыжим солнцем за­хлебнуться, как будто виделись сто раз, себе навстречу по­вернуться, не спрятаться, а потянуться к дождю лицом. Последний раз живем. И первый!..» Ладно?

    - Это телефон доверия? Здравствуйте! До вас никак не дозвониться! У меня вопрос. Мне 23 года. Мужчинам нравлюсь, только у меня свои мерки.

    Хочется видеть ря­дом красивого, сильного человека, а не робкого и безволь­ного, каких сейчас много. Ведь это на всю жизнь...

    - Допустим, вы очень красивая, просто мадонна! Но на вас обратил внимание весьма обычный, даже невзрач­ный человек, еще и покраснел вдобавок. Постарайтесь быть к нему внимательной. Такие люди нуждаются в под­держке, а получив ее, могут раскрыться совершенно не­ожиданно. Часто именно они — неловкие, незаметные, за­стенчивые — и есть «на всю жизнь»! Вспомните «Войну и мир». Анатоль Курагин — красавец, но пустой и холод­ный. А Пьер Безухов неуклюж, внешне непривлекателен, но он-то и есть личность. Пересмотрите немного свои взгляды и, уверен, встретите свою «половинку».

    - Здравствуйте, меня зовут Лена, я студентка универ­ситета. Недавно встретила своего бывшего соседа по пар­те. Проговорили семь часов подряд. За это время мы не вспомнили ни одного учителя. Как же так могло полу­читься?

    - Добрый вечер. Мне 19 лет. С детства не люблю ли­тературу, хотя понимаю, что много от этого теряю. Под­скажите, как и что читать?

    Последний вопрос был самый короткий, зато и самый трудный. Кто-то знакомым голосом спросил:

    - А какими вы хотели бы видеть своих учеников? Так закончился наш трехчасовой разговор на тему: «И жизнь, и книги, и любовь...»

    Много лет жил без телефона, не испытывая в нем осо­бой потребности. А вот теперь мне он нужен. Организо­вать «Службу доверия» можно и не в редакции, а у себя дома, скажем, по субботам с 17 до 19, что я и сделал. Мой коллега, ученик, его родитель — всякий, кто доверяет мне и для кого мои слова весомы, не называя себя, может спросить о чем угодно.
    УВАЖАЯ, УМНОЖАТЬ
    Улица, на которой живу, расположена между двумя станциями, а точнее, ветками метро. По-разному доби­раюсь до центра, где находится школа. Могу ехать (и дол­гое время ездил) левой веткой остановками «Академиче­ская», «Политехническая», «Технологический» и даль­ше — «Кировский завод», «Автово»... Одним словом, тех­ническая ветка. Наивно, быть может, но все чаще и чаще сворачиваю теперь вправо, на свою гуманитарную ветку, где мелькают станции «Черная речка», «Горьковская»,

    «Невский проспект»... Над каждой размышляю, в особен­ности над одной...

    Еще студентом знал: Он — «начало всех начал». Затем понял: не только в литературе, музыке, живописи и т. д., но и в педагогике.

    Однажды разбирал с восьмиклассниками знаменитый «Памятник».
    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что...
    Уже на первом «что» дружно застряли. Мне и ребятам вдруг стало ясно, о чем и как вести речь. В пушкинском триединстве — чувства... лира... пробуждал — на первом плане стояли мы: люди! Говоря сегодняшним языком, объект, инструмент, технология впечатляли мудрой рас­становкой акцентов. Стихийно возникло задание: какие же «чувства добрые» оставила в наследство нам «грему­чая» лира Пушкина? В каких строчках с особенной силой и глубиной ощущаем мы высоту его Гуманизма и то по­истине волшебное, неповторимое искусство слова, о кото­ром с восторгом, хоть и шутливо, писал Маяковский: «Му­за ловко за язык Вас тянет».

    Так, в сущности, от одной строчки много лет назад ро­дилась моя педагогическая концепция. И сегодня (благо­даря Пушкину) мне не надо перестраиваться: все годы оставался как есть. Не скрою, иногда лира была лишь поводом, а технология мимолетным эпизодом урока. Все крупнее, масштабнее вырисовывались нравственные аспекты знаний. Но даже в этом «иногда» меня по-своему поддерживал Пушкин, не считавший свое искусство само­целью, иначе не сказал бы: «Душа в заветной лире мой прах переживет...» Все-таки «душа», а не система изобра­зительных средств и тем более не их «раскладка», выда­ваемая нередко за самое что ни есть современное (!) ли­тературное образование, — основа урока. Разбирая на «струны», «скрепы», «винтики» сладкозвучную лиру Пуш­кина, лиру, которую нужно слушать, а не разбирать, мой коллега-«профессионал» и впрямь чем-то уподоблялся Дантесу: разобранная лира, как и убитый поэт, молчит!

    Методисты упрямо доказывали: лира важнее души! Информация — чувств; предмет — ученика! Аргументы по­рой звучали убедительно, монографично, и я начинал сом­неваться: то ли делаю, туда ли иду? В такие минуты снова обращался к Пушкину. Человек — первоценность мира. И —

    главный предмет искусства. По самой сути своей оно «прикладное», ибо служит человеку, тому насущному, кровному, через что, собственно и лежит наш путь в культуру. Но даже работая с Пушкиным (!), словесник не верил ни ему, великому, ни времени, в котором живет, ни школьникам, «подсказавшим», как надо работать с ними, и — одним шедевром (книгой) заслонял красоту и мудрость другого, по-своему тоже уникального шедевра: ученика!

    Да, одной культурой перечеркнуть другую — это разом уничтожить обе. К сожалению — конечный результат многих словесников, доверившихся «ложной мудрости». Книга, обращенная к себе самой, будь то «Гамлет», «Онегин», «Разгром», всерьез даже учителя не волнует, если он, конечно, не потерял интереса к реалиям жизни, к тем тридцати, что наполняют класс не просто физическим присутствием, а пытливым ожиданием отклика на свое, нерешенное. Схоластическая филология — школьная она или вузовская, уже сделала свое дело. Оттеснила, образно говоря, на одну сторону улицы книгу, на другую — читателя, а посередине — шествует неведомо куда ученый. Разобраться в книге легче, нежели в человеке. Да в ней уже и разобрались. А вот человек, в отличие от книги, ради которого, собственно, и пишется книга, по-прежнему не только не прочитан, но даже и не открыт. Он уподобился фону, на котором испытываются всевозможные «поли». Отсюда и идея педагогической «полифонии» на уроке, где все сразу и ни о чем говорят и в итоге идут домой опустошенными. Называется это еще «обменом мнений». Сегодняшнему школьнику уже не скажешь: прочитайте текст, завтра будем «обмениваться». Приходится так строить урок, чтобы вызвать само это желание — прочитать! Оно поважнее «обмена», ибо является фундаментом мыслительной, эмоциональной, речевой активности. А на пустом месте вряд ли имеет смысл чем-либо обмениваться. Разве что недоброжелательными взглядами, когда ученику предлагают высказать мнение о непрочитанной книге.

    Между прочим, что больше всего огорчало и мучило «позднего» Есенина, умом и сердцем осознавшего величие социальных перемен?
    И песни новые

    По-старому поем...

    Уныл и однообразен мотив нашей педагогической песни. Ведь как рассуждаем. Если урок литературы (!), то и за­нимайся литературой: «духовной летописью», «бесценным достоянием», нетленными «документами», непревзойденны­ми «памятниками»... Бери школьника за руку — и к па­мятнику! Упрямится? Найдем управу — на то и школа! Знаешь, что о Пушкине Белинский сказал? Вот то-то. Си­ди и помалкивай. И ты тоже, и ты, а уж ты-то... Кто вы вообще есть перед «солнцем поэзии»?

    Но кому нужно такое «солнце», которое слепит и мно­гое мешает увидеть. Ну да, был у Пушкина культ Дома, Пенатов, Семьи. Но и мы, слава богу, не из барака и даже не из коммуналки. И нечего пугать заглавными буквами! Кому нужен «памятник», рядом с которым сиди и помал­кивай, потому как кто ты есть. Но ведь ты есть, есть! Ре­альный, неметафорический. Верно: Онегину — трудно, а нам легче? В какую эпоху ни живи, ежели человек — все равно трудно. Кто в этом разберется? Поможет, посове­тует? Онегин-то — фигура! Типичный представитель! С эволюцией! А ты вроде как никого не представляешь. Вот станешь «фигурой»...

    Так, учтя все факторы, кроме человеческого, словесник вынужден (!) «ломить» и «гнуть» в самой чувствительной сфере — эстетической. Конечный результат закономерен. Пылятся на полках «летописи», зарастают чертополохом «памятники», теряются в сутолоке дня «документы» веч­ности, а всякому иному внутреннему миру все откровен­нее противопоставляют свой — маленький, но суверенный. Возникает не просто горькое, досадное, но и социально опасное противоречие. Великий Октябрь повернул челове­ка к человеку, человека к самому себе, признав его наи­высшей ценностью. Но воспринял ли он всем сердцем от­крывшееся ему духовное достояние?! В частности, школь­ную книгу? Оттого и «обсуждают» ее на сегодняшнем уро­ке, не читая и даже не видя.

    Два школьных наставника (размышляю на ветке, по которой еду) учитель и учебник ныне не помогают друг другу, а, дублируя, мешают, чем-то напоминая Чичикова и Манилова, когда они разом входили в дверь, сильно при­тиснув один другого. Так и словесник с учебником: идя в класс, образно говоря, застряли в дверях, и на уроке — ни того, ни другого. Творческий принцип: духовное — уро­ку, учебное — учебнику дает мне возможность неторопли­во обдумать с ребятами, предположим, строчки из «Цы­ган»:

    Примись за промысел любой;

    Железо куй иль песни пой

    И села обходи с медведем.
    Без «промысла» — нельзя. Даже если богат и неза­висим, как Алеко. А сколь мудро пушкинское «или». За­зорного труда нет. Не можешь руками, промышляй пес­ней. И однако не с песен, а с железа начинает свои муд­рые наставления старый цыган...

    На Пушкина всегда хватало часов, потому что он — везде, в каждой теме. Даже в этой: «Не остановите ча­сы...»— где идет разговор о белоночной (!) душе Раскольникова, разорвавшего свою связь с миром. К сожале­нию, все меньше и меньше читают Пушкина и все боль­ше — о нем. Есть книги талантливые, интересные. Но мы — читаем самого Пушкина! Те «прекрасные порывы», о ко­торых писал он в начале XIX столетия, убежден, явятся фундаментом человекоформирующей работы и в XXI веке.

    Давно положил за правило: уходя с урока, украдкой спросить себя: какую Мысль оставил ребятам? Какое Чувство пробудил? Людей или учеников видел за парта­ми? Учил литературе или тому, чему учит нас сама Лите­ратура? Если только литературе, то не есть ли это своеобразная приписка к невыполненной работе — нравст­венной? Смешно, право, игнорируя Марину или Сашу как примитивные миры, тревожиться о «духовных летописях народа». Народ не безликая масса, а человек, причастный к истории, живущий в каждом из нас. Ослабив или утра­тив ощущение конкретного (!) человека, мы обрываем и свою связь с духовностью, летописями, народом, сподобясь кликушам и демагогам, наводящим «хрестоматийный глянец» на нерешенные проблемы нравственного воспита­ния. Как бы ни пугали со стороны «морализаторством», «назойливой этической заданностью», «упрощенным социологизаторством», отваживался и отваживаюсь вклю­чить в урок живую, реальную судьбу ученика, ибо что может быть упрощеннее равнодушия к нему и позиции, когда не тревожит его судьба? Возможно, культура как таковая начиналась не с этой тревоги, но ее высоты — всецело от нее. Ее и наши, учительские: пробуждать чув­ства в том же качестве и объеме и с таким же усердием, с каким добываем сегодня точные знания. Умножать, а не только уважать человека в человеке — цель и пафос урока литературы, обращенность к ученику — стержень нашей работы. Неизменно волнуют три вещи: хочу, чтобы был интересен ребятам; чтобы не «подвел» их, когда будут поступать в вуз; чтобы в трудную минуту жизни огляну­лись на меня,

    вспомнили уроки (!) и обрели желанную поддержку. Мне нужна именно такая — помогающая, а не цветочно-сентиментальная память.

    На правой ветке родилась и стала бесспорной для ме­ня истина: голова — любит систему, душа — глубину. Меж­ду прочим, «душа» и «свобода» — два любимых слова Пушкина, часто повторяемых им. Особой ценностью ста­новится сегодня это эфемерное, невесомое и, однако, су­ществующее — душа. Рассказывать о ней — мало; до нее нужно добираться: пробуждать, побуждать. Есть вещи, которые никогда не «вычислить» уму, если не поможет душа — пониманием того, над чем работает ум.

    «Литература — искусство слова, а не кухня для нрав­ственных разговоров», — услышал однажды. Заблуждение. Нельзя из литературы делать что-то одно. Она многооб­разнее любого другого предмета. Это — и «кухня», где всегда тепло и уютно, и «комната», в которой каждому найдется удобное место, и «дворец», куда торжественно идешь сам и зовешь за собою, и «храм» науки... Искусст­во словесника в том и состоит, чтобы позвать во все «угол­ки», которые открывает нам книга. Эстетика и этика — как сестры-близнецы: не всегда различишь. И высказы­вание Белинского: что художественно, то нравственно — адекватно, в сущности, чеховскому: прекрасно то, что серьезно. Не упустить бы только и не упростить, а уплот­нить это «серьезное» как основу эстетического — вот над чем стоит подумать любителям «чистой» словесности.

    В сентябре 1987г. авторитетная комиссия под предсе­дательством А. Г. Алексина знакомилась с работой Науч­но-исследовательского института по художественному вос­питанию. В ее состав был включен и я. Невольно оказался рядом с яркими, интересными людьми: писателем А. Г. Алексиным, художником Б. М. Неменским, филосо­фом Н. И. Киященко...

    - То, что вы делаете на уроках, — сказал Борис Ми­хайлович Неменский, — не только проблема школы, педа­гогики. Всего искусства: вынуть «каменный топор из скла­док современного платья». Топор бесчувствия, равноду­шия, жестокости. Говоря иначе — социальной инертности жуткой отрешенности от ключевых проблем времени. То­пор этот и впрямь пострашнее топора Раскольникова.

    Никто, даже из числа уважаемых мною ученых, так просто и здраво не связал (живым нервом метафоры!) пе­дагогику и искусство в неразъемную глобальную Нравственную проблему века. Художники острее многих видят

    жизнь. Да, вынуть камень из-за пазухи современного (цивилизованного, эрудированного, образованного и т. д.) человека — это помочь ему (при его-то знаниях!) состояться в том «серьезном» духовном качестве, о котором говорил Чехов.

    Из рабочей поездки в Москву сделал вывод: школьному учителю, в особенности словеснику, да еще творческому, ищущему, необходимо хоть раз поговорить по душам с видным деятелем литературы, искусства, науки. Одна реплика иногда точно прожектором высветит весь путь, по которому многие годы интуитивно, на ощупь идешь. За такой репликой, право, стоит совершить путешествие из Петербурга в Москву в горячую сентябрьскую пору, когда от школы и шага сделать нельзя. При чем тут Пушкин? Ну, хотя бы при том, что не пулей Дантеса, а «каменным топором» был убит он. Под этот «топор» легли и Лермонтов, и Есенин, и Маяковский... Многие.

    Нет, мы далеки от шукшинского «крепкого мужичка», что за одну ночь трактором разворотил средневековый храм-красавец. Но мы также далеки и от тех, кто, поклоняясь храмам, ставит культуру выше людей. Довольно же, в самом деле, задрав голову, восхищенно любоваться куполами (слишком удобная и безмятежная позиция), займемся-ка лучше человеком, ибо нет другого способа поднять его голову к высотам прекрасного и защитить именно те памятники, которые дороги нам. Вдумаемся в само слово «человек». Чело-век. Не в том ли задача, чтобы высокие, средние, низкие лбы, воплотившие ту или иную меру ума, обратить в «чело», излучающее свет разума? Техническое ускорение адекватно предполагает и нравственное, а применительно к уроку литературы — и вовсе коренную перестройку. В отличие от своих рьяных поклонниц, слишком высоко поднявших голову, Шукшин понимал, какие последствия ожидают нас, когда трактором управляет обученный, но социально и нравственно не разбуженный, а значит, и эстетически незрячий человек.

    Если инфантилизм, нравственная глухота, невоспитанность и прочие беды поколения достойны меньшего внимания, чем знаменитые эволюции Онегина, Болконского, Пьера и т. д., то, простите, за свое ли дело взялись? «Массированные» удары нужны сегодня не только по текстам изучаемых книг, а в связи с текстом — и по тому негативному, что есть в жизни и в разной степени выражено в учениках. Ни малейшего просчета в том, чтобы на художественное произведение, будь им «Онегин» или «Война и мир»,

    взглянуть еще и как на арсенал нравственных идей, созвучных времени. Союз страниц и сердец — не от­сюда ли?

    Полная правда, цельный человек, пушкинское «про­буждать»— три вершины урока, которые хочется поко­рить. Словеснику нужна особая, синтезированная культу­ра. Некий сплав книги, жизни, науки — на духовной осно­ве! Интеллектуальную насыщенность урока всецело опре­деляю этой формулой. И другой нет. Другими должны быть мы сами. Кто-то из нас чуть больше увлечен «жиз­ненным», аспектом; иной — «книжным», эстетическим; а кто-то тех же результатов добивается «наукой». Но при разности акцентов, влечений, пристрастий основа-то все-таки единая: воспитательная. Интенсифицировать учеб­ный процесс в массовой школе на какой-либо иной основе невозможно, точно так же как воспитывать культуру кни­ги устаревшими представлениями об уроке.

    ...Когда поутру в гулком тон­неле метро электричка стремительно мчит меня в школу и голос объявляет: «Осторожно! Двери закрываются. Сле­дующая станция «Черная речка», — знаю: мой вагон ос­тановится рядом с Ним и двери в этот раз (или только кажется) закроются чуть медленнее, осторожнее. Жизнь великих, как и сама история, не обрывается. Впереди сле­дующие остановки. Но белый январский снег, впитавший «праведную кровь» Поэта, будет всегда пламенеть в алых тюльпанах, напоминая о той безмерно огромной цене, что платит человечество в лице своих лучших сыновей за долгий, тернистый путь к «тропе народной». Не зарастет она ни бурьяном, ни чертополохом людской неблагодар­ности, ибо доброта, чем бы она ни утверждалась — лирой, уроком, — бессмертна, потому что в ней наша духовная сущность, все то, без чего нет нас самих, а есть только скалы, волны, небеса...

    Люблю свою ветку: гуманитарную. События последних лет показывают, что проблемы человечества с развитием техники не разрешились, а, напротив, стали острее, глуб­же. «Я улетал с Земли — как дитя технического прогрес­са, а возвратился на Землю — гуманистом», — сказал аме­риканский астронавт Э. Митчелл (Советская Россия. — 1987.—10 сент.). Делаю все возможное, чтобы, не улетая, мы поняли это.

    Приемлю в конце концов обе ветки. Та и другая сим­волизируют (дерево-то одно!) два взаимосвязанных прогресса: технический и


    нравственный. Не так уж они и далеки друг от друга. Более того — соприкасаются: на моей есть станция «Электросила», а на той, что слева, технической, — «Пушкинская». Кстати, перед самым «Тех­нологическим институтом», где всегда выхожу, независи­мо по какой ветке еду. Обе работают на «Технологичес­кий институт». Тем не менее выбрать нужно — свою.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта