Главная страница
Навигация по странице:

  • С. 15.

  • Мыла

  • С. 24.

  • С. 39 Азбуки.

  • Нечаева методичка. Е с кие по я снения Н. В. Нечаева Н. В. Нечаева 2006 Издательство Учебная литература Методические пояснения к Азбуке, Тетрадям по чтению и Тетрадям по письму ббк 74. 268. 1Рус Н59 Данное методическое пособие


    Скачать 294.9 Kb.
    НазваниеЕ с кие по я снения Н. В. Нечаева Н. В. Нечаева 2006 Издательство Учебная литература Методические пояснения к Азбуке, Тетрадям по чтению и Тетрадям по письму ббк 74. 268. 1Рус Н59 Данное методическое пособие
    АнкорНечаева методичка.docx
    Дата19.09.2017
    Размер294.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНечаева методичка.docx
    ТипМетодическое пособие
    #8659
    страница10 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    С. 33. "Так, да не так". Соедини "тропинками" парные рисунки.

    Дети самостоятельно должны увидеть, что сказки поменялись

    своими персонажами, действующими лицами (введите эти поня_

    тия) и неживыми предметами. Проведите урок как праздник че_

    пухи, путаницы, на котором бы первоклассники насладились сво_

    ими знаниями. При составлении сценария занятия на интересные

    мысли вас могут натолкнуть К. Чуковский, Э. Успенский, народ_

    ное творчество, посмотрите материалы в конце Азбуки, в третьей

    Тетради по чтению "Я читаю!".

    С. 34. Звук [й], буква Й.

    Достаточно раннее введение звука [й] подготовит детей к рабо_

    те с йотированными гласными буквами. Сейчас задача заключает_

    ся только в том, чтобы они научились слышать этот звук и убеди_

    лись, что он согласный. Это хорошо слышно при сравнении этого

    звука с гласными звуками в междометиях: ай, ой, эй, во втором

    названии буквы Й _ ий: после свободного произнесения гласного

    горло сжимается и воздух проходит с трудом.

    При подготовке урока используйте материал на с. 23 Тетради

    по чтению.

    Мы пока не говорим, что звук [й] всегда мягкий звук, по не_

    скольким основаниям. Во_первых, это еще очень трудно услы_

    шать, так как звук [й], который обозначается буквой Й, всегда бу_

    дет находиться после гласного: май, лайка, умный. Следующее ос_

    нование вытекает из предыдущего: мягкость звука [й] в данном

    случае никак не влияет на произношение других звуков в слове, и

    умолчание этой характеристики никак не отразится на научности

    обучения. То, что согласный звук [й] всегда мягкий, проявится

    при изучении двузвучных букв Е, Ё, Ю, Я в позиции после соглас_

    ного: мял, карета (с. 77).

    С. 35. Роль фонемы в образовании слов, слова одинаковые по

    произношению и написанию, но различные по значению:

    Мои шары (руки, игрушки, предметы). Мой шар (автомобиль, шам_

    пунь). Мой руки (машину)!

    Следующее задание "Найди и подчеркни выделенные слова"

    формирует внимательное правильное чтение, предупреждает так

    называемое угадывающее чтение.

    Далее разговор о многозначности слов: трубка для курения и

    телефонная трубка, колесо от телеги и гимнастическая фигура, гу_

    сеница _ животное и гусеница у трактора или танка и т. д. Почему

    эти предметы одинаково называются, что между ними общего?

    81

    Каждый сектор крыла бабочки дети соединят с ее талией, тем са_

    мым установят пары предметов и завершат рисунок.

    Задание "Так, да не так" формирует внимательное чтение, воз_

    вращает к наблюдению категории рода. Можно в первом столбике

    словосочетаний зачеркнуть неправильно написанные окончания,

    устно сказать правильный вариант. Во втором столбике дети могут

    самостоятельно исправить ошибки, дописав нужные буквы.

    С. 36. В одном задании столкнулись значения противительного

    союза а и соединительного союза и: Солнце горячее, а снег холод_

    ный. (Признаки должны быть сопоставимыми. Нельзя сказать:

    солнце круглое, а снег холодный. В этом трудность задания для пер_

    воклассников.) Солнце светит (яркое), и лампа светит (яркая).

    Малина сладкая (красная, ягода), и клубника сладкая (красная, яго_

    да). Малина сладкая (красная), а лимон кислый (желтый).

    Устно можно поиграть в антонимы. Дети встают, вы называете

    какой_то признак, например, веселый, класс мимикой показывает

    значение этого слова и называетслово, противоположное по

    смыслу, грустный, и демонстрирует значение этого слова. Учи_

    т е л ь : "высокий" (дети вытягиваются или рукой показывают высо_

    кий рост, или придумывают еще какой_то способ), класс произно_

    сит "низкий" и каждый по_своему показывает, что это значит. На_

    бор антонимов определяется уровнем детей. Возможные пары:

    толстый _ тонкий, широкий _ узкий, твердый _ мягкий, гладкий _

    шершавый, легкий _ тяжелый, старый _ новый, маленький _ боль_

    шой…

    К тексту дается задание найти предложение по схеме. Оно тре_

    бует особого внимания, так как текст разбит рисунками, третье

    предложение состоит из двух частей. Подходит только четвертое

    предложение. По количеству слов подошло бы и пятое, но там

    есть знак тире, которого нет в схеме.

    Кроссворд: 1. Молнии. 2. Рама. 3. Орлы. 4. Луна. 5. Нули.

    При решении кроссворда ребенок узнает нарисованный предмет и

    подбирает его название в соответствии с количеством обозначен_

    ных букв. Так, надо догадаться методом подбора, что за номером

    первым скрывается название молнии, но не гроза. Все остальные

    слова завязаны на это слово, значит, номер второй _ слово рама,

    но не окно, а номер четвертый _ луна. Определенную трудность

    составляет то, что читать слова приходится не только слева на_

    право, но и сверху вниз, кроме того, общие буквы в словах затем_

    няют границы каждого слова.

    82

    С. 37. Основная тема этой страницы: звуковой анализ, звуки

    гласные и согласные, ударные и безударные гласные. Новые по_

    нятия "сильная" и "слабая" позиция звуков. Все эти сведения не_

    обходимы для следующей новой темы "Слог".

    Шарада _ это загадка, построенная на загадывании слова по

    частям или, как в данном случае, по буквам и значению. Таким

    образом, отгадывание шарады возможно лишь при фонетическом

    анализе слов. Отгадки: чайка, лайка, майка, зайка, гайка. Имеет

    смысл поработать со схемами этих слов, чтобы услышать не толь_

    ко различия первых звуков, но и еще раз послушать звук [й].

    Проверочная работа. Даны все изученные буквы, надо их

    распределить на две группы: буквы гласных и буквы согласных.

    Затем обсудите все полученные варианты.

    Чтение столбиков слов. Учитель: "Что вы можете сказать

    об этих словах?" Дети: "Есть слова в единственном и во множест_

    венном числе; слова одинаковые по произношению, но разные

    по значению: имена людей _ женские и мужские и названия не_

    живых предметов". Затем вы читаете слово нора по орфоэпичес_

    ким нормам, дети смотрят на написанное в Азбуке слово и под_

    черкивают букву О, которая в безударной позиции изменила свой

    звук. В безударной позиции почти все гласные звуки меняют свое

    звучание. При письме непонятно, какую же букву писать. Это

    опасное место. Начиная с этого момента, задание на выделение

    букв, которые меняют свой звук при чтении, нужно проводить

    постоянно. И только когда дети научатся читать бегло с соблюде_

    нием орфоэпических норм, все задание выполняется ими само_

    стоятельно. Так постепенно дети приблизятся к чтению по орфо_

    эпическим нормам. Они научатся произносить безударную глас_

    ную так, как это принято, с ее изменением (редукцией). Для это_

    го необходимо научиться видеть мены звуков и отмечать их.

    Обратная процедура: передачу звуков (фонем) буквами опреде_

    ляет орфография. Она устанавливает правила передачи речи на

    письме. Понятия "сильная позиция" и "слабая позиция" звуков

    относятся к ведущему принципу русской орфографии _ фонема_

    тическому, который обеспечивает единообразное написание зна_

    чащих частей слова. Например, корень _вод_ пишется одинаково

    в словах вода, водовоз, подводный. Общее правило: пиши букву

    для звука по его варианту в сильной позиции. Для обозначения

    на письме звука, стоящего в слабой позиции, надо искать силь_

    ную позицию, но в пределах той же значимой части. Но чтобы

    проверять, надо засомневаться, надо узнать опасное место.

    83

    В первом классе ученики знакомятся с орфограммами, кото_

    рые не подчиняются принципу сильной позиции. Они узнают

    о правописании гласных после шипящих, об отсутствии Ь в соче_

    таниях Ч, Щ с согласными, о написании большой буквы для вы_

    деления начала предложения и для выделения имен собственных,

    о раздельном написании слов, о правилах переноса, о знаках в

    конце предложения, о правилах, относящихся к русской графике

    (например, обозначение мягкости согласных звуков). Однако,

    учитывая широкий диапазон и частотность орфограмм, подчиня_

    ющихся фонематическому принципу письма, в первомклассе за_

    кладывается база для их усвоения в следующих классах.

    В период обучения грамоте важно заложить условия для созна_

    тельного и успешного использования во 2 классе фонематическо_

    го принципа письма, который, еще раз напомним, обеспечивает

    единообразное написание значащих частей слова. Значит, ученик

    должен не только различать слабые и сильные позиции звуков, но

    и определять, в какой части слова находится сомнительный для

    написания звук. И здесь у учеников начальных классов возникают

    существенные трудности. Одна из причин _ их бедный словарь,

    который не позволяет быстро определить морфему путем сопос_

    тавления родственных слов. Другая причина _ в самой процедуре

    переключения от одного слова к другому, в поиске родственных

    слов, в одновременном сопоставлении частей найденных родст_

    венных слов.

    На устранение первой причины направлена вся работа по раз_

    витию речи, по расширению кругозора учащихся и опыта речево_

    го общения. Но эта работа довольно растяжима во времени.

    Для преодоления второй трудности могут служить наблюдения

    гнезд родственных слов и их сопоставление, а также любое экспе_

    риментирование со словом, которое к тому же способствует и

    расширению словаря:

    _ угадай слово по начальному слогу: про_гулка, про_мокашка,

    про_смотреть и т. д. (но не подходит слово пройдоха, так как на_

    чальный слог здесь прой_);

    _ в заданном слове переставь буквы и прочитай новое слово:

    колос _ сокол; более сложный вариант: какие слова можно соста_

    вить из букв слова игрушка;

    _ добавь (или исключи, замени) одну букву, чтобы получилось

    новое слово (горсть _ гость, слон _ сон; роза _ гроза, дар _ удар;

    корж _ морж, киска _ миска);

    84

    _ продолжи ряд слов, используя последний слог предыдущего

    слова: рыба _ баран _ ранка _ калоши и т. д.;

    _ отгадай ребус;

    _ составь из данных букв, например, О С А П Р К, как можно

    больше слов; буквы можно использовать выборочно, можно их

    повторять. В начальном варианте буквы написаны в беспорядке

    на доске. Помощь первая _ ученик использует в работе буквы из

    разрезной азбуки и составляет слова методом проб и ошибок; по_

    мощь вторая _ учитель на парте ученика из букв разрезной азбуки

    составляет одно слово; помощь третья _ учитель показывает уче_

    нику, как можно составить второе, третье... слова.

    Чрезвычайно широкие возможности для работы со словами

    предоставляет решение учениками кроссвордов. При их выполне_

    нии ребенок устанавливает явление или предмет по их описанию;

    соотносит отгаданный предмет или явление со словом; для пра_

    вильного решения кроссворда ученик должен ориентироваться

    в пространстве (горизонталь, вертикаль) и количестве (соотноше_

    ние звуков и букв). Содержание кроссворда может быть направле_

    но на запоминание трудных букв, понятий, может быть нацелено

    на усвоение определенного орфографического правила или сло_

    варных слов.

    Для осознания первоклассниками значимых частей слов важно

    внимание начинающего читателя направлять на смысловые эле_

    менты речи. Например, дети размышляют, почему так назвали под_

    осиновик, подберезовик, опенок; Айболита, Незнайку, Дюймовочку,

    Мойдодыра. Опираясь на значение слова, выбирают его написа_

    ние: Марина пошла на ____ (прут, пруд). Выступал индийский ____

    (маг, мак) (с. 60). Постепенно накапливаемые знания и наблюде_

    ния, связанные с составом слова, помогут преодолеть те труднос_

    ти, которые ученики неизбежно испытывают при концентриро_

    ванном изучении этой темы во 2 классе.

    Следующее задание на с. 37 на различение интонации: паниче_

    ской, взывающей к помощи, плачущей при чтении левого столби_

    ка и радостной, восторженной, романтической при чтении право_

    го столбика. И опять мы вслушиваемся в оттенки голоса, пытаем_

    ся передать их.

    С. 38. Слог. Эту тему можно начать, вернувшись к заданию

    на с. 37: подчеркни такую же, но маленькую букву. Букв в каждой

    строчке дано много _ из них можно составлять слова. Предложи_

    те детям составить слова из букв первой строчки. У них ничего

    85

    не получится. Почему? Ведь здесь пять неповторяющихся букв!

    Возникает коллизия. Начинает без вашего стимулирования актив_

    но работать мысль. Но если все же первоклассники не понимают

    ситуацию, обратитесь к третьей строчке. Почему из этих букв они

    смогли составить слова? Так они подойдут к выводу, что слова не

    могут состоять из одних согласных букв, кроме слов_помощни_

    ков: в, к, с. В словах обязательно должны быть гласные.

    На семинаре начинающих учителей_занковцев мы до разбора

    описанной ситуации задали вопрос, из букв какой строчки они

    бы предложили детям составлять слова. Учителя ответили едино_

    душно: с любой, кроме первой, так как в первой строчке нет глас_

    ных. Кто решил проблему? Кто продвигался в развитии, кто учил_

    ся быстро ориентироваться в задании? На все вопросы ответ

    один: учитель. Но если вас заботит развитие детей, то методы

    обучения, система вопросов должны стимулировать их поисковую

    деятельность. Специально придумывайте "нерешаемые" задачи, не

    торопитесь с подсказывающими вопросами. Дети должны проана_

    лизировать предложенную учебную задачу и сделать вывод, поче_

    му ее нельзя решить, что надо сделать, чтобы она стала решаемой.

    Открытие сделано, теперь можно переходить к с. 38. Наблюде_

    ния показывают, что учителя достаточно хорошо владеют звуко_

    вым составом слова и путаются при определении слогового его

    состава. Истоки этого явления стали ясны после анализа действу_

    ющих сейчас учебников и методических пособий. Попробуем рас_

    крыть этот вопрос.

    Опираясь на то, что слог _ это естественная артикуляционная

    единица, многие учителя для разделения слова на слоги предлага_

    ют детям "позвать" слово: "Вы находитесь в лесу, позовите ваших

    друзей: Ю_ра! Ма_ша! А теперь "позовите" слова: сосна, сказка,

    Андрей. Здесь при стечении согласных начинается путаница, кото_

    рая вполне обоснованна. В академическом издании грамматики

    русского языка излагаются восемь положений слогоделения слов,

    сопровождающиеся постоянными оговорками условности предла_

    гаемого деления. Л. В. Щерба, автор раздела "Фонетика" упомяну_

    того издания, пишет: "Деление на отрезки_слоги обусловлено по_

    следовательными усилениями и ослаблениями в произношении

    звукового ряда... Вследствие того, что в русском языке эти разли_

    чия обычно не имеют семантического значения, эти ослабления

    и усиления речевого потока иногда трудно уловить и осознать.

    Вообще же в русском языке речевой поток довольно свободно де_

    86

    лим на слоги..."1. И у разных ученых_лингвистов вы найдете раз_

    ные варианты деления на слоги: со_сна, сос_на, ска_зка, сказ_ка,

    Анд_рей, Ан_дрей.

    Но когда определенная наука предстает в видеучебного пред_

    мета, она неизбежно трансформируется. Трансформация эта

    должна быть мотивированной. Так, в вузовских учебниках совре_

    менного русского литературного языка мы видим уже определен_

    ное единодушие в слогоделении (см. учебники авторов И. С. Вал_

    гиной, Д. Э. Розенталя и др.; А. Н. Гвоздева; Д. Э. Розенталя;

    П. А. Леканта и др.). Все авторы отмечают, что существуют разные

    правила слогоделения. Предлагаемый ими вариант обосновывает_

    ся законом восходящей звучности, которому подчиняется строе_

    ние слога в русском языке. Это значит, что звуки, если их не_

    сколько в слоге, располагаются от менее звучного к более звучно_

    му. Наиболее звучными являются гласные и сонорные согласные

    (Й, Л, М, Н, Р). Не может заканчиваться слог на шумные соглас_

    ные. Но слогообразующим может быть только гласный. Этот ос_

    новной принцип дает возможность легко ориентироваться в раз_

    личных вариантах деления на слоги слов со стечением согласных.

    При стечении шумных согласных они все отходят к последующе_

    му слогу: ска_зка, ру_чка, по_е_здка. Если в группе согласных со_

    норный идет впереди, он отходит к предыдущему слогу: лам_па,

    пол_ка, пар_та. Но если сонорный в группе согласных идет после

    шумного, то все согласные отходят к последующему слогу: ка_пля,

    ро_сла, ко_вры, на_встре_чу, за_скре_блись. Таким образом, харак_

    терным для русского языка является открытый слог. В середине

    слова встречаются закрытые слоги, оканчивающиеся на сонорный

    согласный (слу_чай_но), закрытые слоги, оканчивающиеся шум_

    ным согласным, обычно находятся в конце слова (у_че_ник). Эти

    сведения о слоге приведены для учителя. Для учеников вполне

    достаточным станет способ слогоделения "позови слово" и знание

    того, что слог образует только гласный как наиболее звучный

    звук.

    Знание слогоделения необходимо ученику для восприятия рит_

    ма стихотворения и для правильного переноса. Причем прямо

    опираться на слог при переносе слова можно только в случае от_

    крытого слога, состоящего более чем из одного звука, или в слу_

    87

    1Щерба Л. В. Грамматика русского языка. Т. 1. _ М.: АН СССР. _

    С. 69_70.

    чае закрытого слога, оканчивающегося на сонорный. Далее следу_

    ют исключения из правила:

    нельзя переносить или оставлять на строке слог,состоящий

    из одного звука или из одной буквы (яго_да, ого_род);

    буквы Ъ, Ь, Й нельзя отрывать от предшествующих букв

    (строй_ка, силь_ный, подъ_ем);

    нельзя отрывать одну букву от корня или приставки (при_

    слать, под_готовить).

    Последнее ограничение будет введено во втором классе после

    ознакомления с составом слова. В правилах переноса допускаются

    колебания, особенно часто это наблюдается при стечении соглас_

    ных в корне. Допустимы переносы: се_стра, сес_тра, сест_ра.

    Тетрадь по чтению "Я читаю?" (4 часа)

    С. 12. Буквы Лл, Мм, Нн, Рр и их звуки. За написанными бук_

    вами спрятались лиса, Микки_Маус, Незнайка, русалка.

    Все задания на с. 13 _ это варианты упражнений на звуко_бук_

    венный анализ. Первое и последнее задания требуют очень вни_

    мательного вслушивания в слова, а среднее _ тщательного зри_

    тельного анализа, который сопровождается движением руки с ка_

    рандашом по кривой линии. Подобные задания дети могут со_

    ставлять дома, чтобы потом предложить классу или обменяться

    с соседом по парте.

    С. 15. Решение ребусов: Аркаша, Любочка, Ирочка, Мирон.

    С. 16. Театральная страница. Вполне уместна на уроке после оз_

    накомления со знаками в конце предложения. Может быть объе_

    динена со с. 33 "Так, да не так", может быть использована само_

    стоятельно.

    В костюмерной. По деталям костюма и реквизиту надо опреде_

    лить, что в этом театре играют спектакли: "Красная Шапочка", "Зо_

    лушка", "Золотой ключик", "Кот в сапогах", "Малыш и Карлсон".

    В слепом рисунке спрятались Волк и Красная Шапочка, пер_

    сонажи сказки "Красная Шапочка".

    С. 17. Чтение слов, в которых есть незнакомые буквы. Пра_

    вильность обеспечивается рисунками и соотнесением звуков про_

    износимого слова с местом знакомых букв и общим количеством

    букв в слове.

    С. 18. Весьма сложный рисунок с большим количеством спря_

    танных объектов. Найти их можно только при тщательном после_

    довательном анализе рисунков, что требует определенных волевых

    88

    усилий, пространственной ориентировки и воображения. Помо_

    жет раскраска рисунка.

    Следующая трудность _ сказать, где находится каждый объект:

    Ира и Лина в палатке, Рома в середине рисунка рыбачит, у Нины

    видна только головка, она стоит в кустах в ближайшем левом углу.

    Мирон _ альпинист, лезетпо первой горе, искать в середине левой

    стороны над Ниной. Луна среди облаков между предпоследней и по_

    следней горой. Лимон на дереве в ближайшем правом углу. Малина _

    в корзине, молоко в блюдце за палаткой, две головы орлов среди ли_

    ствы в середине правого высокого дерева, грозовую молнию ищите

    среди туч недалеко от гор, другая молния закрывает вход в палат_

    ку. Слова могут быть и другими, главное, чтобы слушатель понял

    местонахождение названного объекта. Подобная работа принесет

    пользу только в том случае, если она будет организована живо,

    как соревнование команд, когда первенство устанавливают экс_

    перты вашего класса.

    Игра "лишнее слово" очень удобна для многократного перечи_

    тывания слов и для анализа слов с грамматической, знаковой или

    смысловой стороны. Вначале ученики самостоятельно должны ус_

    тановить правила игры. В первой строчке зачеркнуто как "лишнее"

    слово Ира. Почему? Оно называет имя человека, а другие слова

    называют неживые предметы. Во второй строчке "лишнее" имя

    мальчика, два других имени называют девочек. Игра разгадана.

    Значит, в третьей строчке "лишним" является имя девочки Нина.

    С. 19. Выставка "Цветы". Среди незнакомых букв появляется

    мягкий знак. На непреднамеренном уровне при сравнении произ_

    ношения нарисованного предмета с его написанием дети начина_

    ют осознавать роль мягкого знака в слове. Также опережающе

    первоклассники осваивают чтение йотированных гласных букв

    в разных позициях. Если неправильно их произнести, то не полу_

    чится слова, которое называет нарисованный предмет.

    С. 20. Широкими возможностями для развития детей обладает

    рисунок _ узнавание спортсменов по их атрибутам. Самостоя_

    тельно подписывая имена, они должны увидеть различие между

    коньками и ботинками фигуристов и конькобежцев и различить

    девочек и мальчиков. А потом, если вы сумели разбудить спор_

    тивный азарт, они четко и быстро скажут, где нарисован каждый

    спортсмен.

    Здесь же можно поговорить о том, что у разных народов _ раз_

    ные имена. Иногда по имени можно догадаться о национальности

    человека: Ли, Сэм, Жан, Иван, Генрих.

    89

    С. 22. Язык жестов. Данные сюжеты можно включить в любой

    урок как самостоятельный эпизод или какчасть урока, посвящен_

    ного культуре общения.

    Озвучивание персонажей рисунков учит детей правильно "счи_

    тывать" движения, мимику, жесты. Этот прием можно в дальней_

    шем использовать при рассматривании сюжетных полотен изоб_

    разительного искусства. Например, картина Решетникова "Опять

    двойка". После ее молчаливого рассматривания предложите детям

    оживить картину: как и что будет говорить каждый ее персонаж.

    С. 23. Многократное перечитывание слов при наблюдении ло_

    гического ударения в вопросительном предложении. С особой си_

    лой мы произносим не только ударный гласный звук в слове, но и

    целое слово в предложении. Зависит это от мысли, которую мы

    хотим сказать. Если детям трудно интонировать логическое ударе_

    ние, то предложите им угадать, какое по счету предложение вы

    читаете:

    Учитель: Мыла Нина лимон?

    Ученик: Третье предложение.

    Уч и т е л ь : Как вы ответите на этот вопрос?

    Ученики: Да, мыла. Нет, не мыла.

    Учитель: Нина мыла лимон?

    Ученик: Второе предложение.

    Ученики: Да, Нина. Нет, не Нина, а мама.

    Учитель: Почему разные ответы?

    Ученик: Потому что разные вопросы.

    За этим угадыванием и перечитывание, и слышание вашей ин_

    тонации.

    Поиграйте устно с любым предложением, меняя логическое

    ударение без изменения порядка слов.

    С. 24. Решение ребусов: домино, марка, грозди.

    С. 25. Новое задание: доскажи слово в чистоговорке. Опирает_

    ся на слышание рифмы. Стимулируйте придумывание детьми чи_

    стоговорок. Как показывает опыт, это вполне доступное для них

    занятие. Дома чистоговорки запишут родители. Сочинять их мож_

    но, начиная не только с первой строчки, но и со второй. В таком

    случае набор слогов в первой строчке учитывает ритм и рифму

    уже придуманной второй строчки.

    С. 26. По следам и по отдельным буквам в словах дети вместе

    со следопытом расшифруют следы вороны, воробья, кошки,

    клоуна (руки), машины, человека, трактора и медведя.

    Решение ребусов: машина, носок, муха.

    90

    С. 27. Продолжаем знакомиться с многозначностью слов, узна_

    ем о многозначности глаголов: Иван гладит брюки. Иван гладит

    кошку. Римма читает книгу. Римма читает следы. Что общего в

    значении этих слов? Мы и дальше будем продолжать наблюдать

    явление многозначности слов. Приглядитесь, когда можно начи_

    нать разговор о различении прямого и переносного значения слов

    в вашем классе.

    "Найди слово". Как и во всех других играх со словами, перво_

    классники должны самостоятельно проанализировать два приме_

    ра, установить правило игры (зачеркиваются повторяющиеся бук_

    вы), использовать его в третьем примере.

    С. 30. На первой корзине написаны слова в единственном чис_

    ле, надо дописать слово мыло. На второй _ слова во множествен_

    ном числе, надо дописать слово лимон.

    На последней странице нарисовано чудо_дерево, на котором

    растут буквы. Из них можно составить множество слов и даже по_

    говорку "Век живи, век учись". Это дерево может расшифровываться

    постепенно по мере узнавания детьми букв, формирования навыка

    чтения и развития аналитико_синтетических возможностей.

    Третий этап

    Азбука (с. 39_53). Тетрадь "Я читаю."

    Новый этап обучения можно начать торжественно с новой Те_

    тради по чтению, которая спокойно и уверенно называется

    "Я читаю." Полистав эту книжку, первоклассники увидят, как ка_

    чественно она отличается от того, чем они занимались на первом

    этапе обучения грамоте: теперь рядом с яркими картинками до_

    стойное место заняли тексты.

    На первом этапе дети познакомились с миром знаков, в кото_

    ром живет современный человек. Книжка "Я читаю" открывается

    разворотом о том, как передавали сообщения в давние времена и

    сейчас. Как передают письменную речь, а как устную? Какие спо_

    собы еще известны детям? Как сохраняется устная и письменная

    речь? Как мы узнаем о давних временах? Что значит "устное на_

    родное творчество"? Вслушайтесь в слова гонец, странник, сказоч_

    ник; письмо, писатель, записка. Что они означают?

    Закончить праздник можно, еще раз пролистав начало книжки

    "Я читаю." и выполнив задания по выбору детей. Или можно пе_

    рейти к веселой с. 41 Азбуки.

    91

    Основная тема этого периода обучения: звонкие согласные

    звуки (пока без введения понятия) и буквы, их обозначающие.

    Вначале слушаем звонкие парные согласные только в сильной по_

    зиции. Расхождение произношения и написания звонких соглас_

    ных в конце слов начинаем наблюдать со с. 47. Понятия звонкие_

    глухие согласные вводится на с. 68, после накопления достаточно_

    го опыта различий в их звучании. Доэтой страницы анализируем

    согласные по признаку мягкости_твердости. Лишь на с. 70 впер_

    вые начинаем говорить о таблице букв. Но она не дается в гото_

    вом виде, ученики создают ее сами, анализируя звуки букв. До_

    полняется эта таблица парными гласными буквами на с. 77 и не_

    парными глухими звуками на с. 98.

    Еще раз подчеркиваем, мы говорим именно о самостоятельном

    составлении таблицы учениками. Эта процедура необходима для

    осознания ими групп звуков русского языка, а не для того чтобы,

    взглянув в таблицу, дать характеристику звуку. Звуки речи анали_

    зируются только на слух, а не "на взгляд". Но если ваши дети уже

    знают все буквы и могут читать простые слова, то понятие звон_

    кие_глухие согласные звуки можно ввести на с. 54, когда дети по_

    наблюдают в сильной и слабой позициях и глухие, и звонкие со_

    гласные.

    С. 39 Азбуки. Введение букв Бб, Вв, как и всех последующих

    букв, не составит труда, так как они уже известны детям. На этом

    этапе попробуйте усложнить фонетический анализ названий ри_

    сунков: одна часть класса подбирает со звуком [б] или [б,] назва_

    ния одушевленных предметов, другая часть класса _ неодушев_

    ленных предметов; одна часть класса подбирает с этими звуками

    названия женского рода, другая часть _ названия мужского рода;

    одна группа подбирает слова со звуком [б], другая _ со звуком

    [б,]; дети подбирают слова под заданные схемы…

    Чтение слов можно сопроводить следующим заданием: какими

    буквами отличается каждое следующее слово от предыдущего, ка_

    кими звуками?

    Решение ребусов: вол, ворона, Вова, вилы. Что вы можете ска_

    зать об этих словах? Они все начинаются на букву В, все обозна_

    чают предметы, их можно разделить на две группы _ названия,

    обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, мож_

    но назвать "лишнее" слово _ имя мальчика Вова, среди слов есть

    односложное (вол), двусложные (вода, Вова, вилы) и трехсложное

    (ворона).

    92

    Если дети назвали не все аспекты анализа слов, то не торопи_

    тесь задавать более дробные вопросы. Сейчас они показали пре_

    дел своих возможностей. Переходите к другим заданиям, отметив

    для себя, какие ответы они дали. А через некоторое время верни_

    тесь к этому заданию, предложив тот же самый вопрос. Практи_

    куйте такие возвраты к пройденным страницам, они ощутимо по_

    казывают детям их продвижение, формируют мотивы учебной де_

    ятельности, развивают их волевые качества. И вы, конечно, не за_

    будете выразить восторг по поводу достижений ваших учеников.

    С. 40. Впервые появляется загадка. Она представлена в двух ва_

    риантах: Я весь покрыт иголками _ колкими, колкими. Я вся покры_

    та колкими зелеными иголками. Ниже _ рисунки елки, ежа, щетки

    для волос, кактуса. Вначале вы или читающий ребенок прочитае_

    те только первую загадку. Дети могут, не обратив внимания на

    указание рода слова_отгадки (весь), назвать нарисованные ниже и

    елку, и ежа, и щетку, и кактус. Не торопитесь с подсказывающими

    вопросами. Не останавливаясь на ошибке, переходите ко второму

    варианту загадки. При сравнении двух вариантов признаки отга_

    дываемого предмета выступают более ярко: это предмет женского

    рода, колючий с зелеными иголками. Подходит только елка или

    сосна. Теперь вернитесь к первой загадке. Дети сами перепрове_

    рят свои ответы и исправят ошибки, если они были. Как же нуж_

    но отгадывать загадки? Надо учитывать все названные признаки

    отгадываемого предмета.

    Мы описали общий подход к работе с загадками. Важно по_

    нять, что отгадка не припоминается, а подбирается путем анализа

    каждого слова загадки и выделения опорных признаков. Обра_

    щайтесь к ним почаще. Это замечательное логическое упражне_

    ние, при выполнении которого дифференцируются несуществен_

    ные и существенные признаки загаданного предмета, осмыслива_

    ются грамматические формы слов, активизируется смекалка, во_

    ображение. И вы уже сами поняли, каковы возможности загадки

    для непреднамеренного перечитывания.

    В тетради "Я читаю." на с. 23 обнажается технология отгадыва_

    ния загадок. Дети могут наблюдать, как меняется отгадка в связи

    с добавлением признаков:

    Учитель: Он охотник. Кто это?

    Ученики: Человек, кот, орел, тигр, любое хищное животное

    мужского рода.

    Учитель: Серый охотник. А это кто? (Выбор суживается.)

    Ученики: Волк, кот, орел.

    93

    Учитель: Серый охотник домашний, пушистый. Так кто же

    это?

    Ученик: Только кот.

    Подобные задания дети могут придумывать сами.

    Приведем еще одну апробированную на практике пару загадок.

    Кто заливисто поет, утромспать не дает? Он заливисто поет,

    утром спать не дает. При подборе отгадки в первом случае надо

    обратить внимание на слово кто, предполагающее только оду_

    шевленный предмет, во втором случае _ на слово он, предполага_

    ющее только мужской род.

    В книжке "Я читаю!" с. 12_15 полностью посвящены загадкам и

    методам их составления.

    Загадки, как и пословицы, дошли до нас из глубокой древнос_

    ти. Они связаны с тайной условной речью первобытных племен.

    Древние люди считали, что вся окружающая их природа и живые

    существа понимают человеческую речь. Они придумали иносказа_

    тельную речь, чтобы животное, на которое они собирались охо_

    титься, не поняло их замысла. Всякий человек, живший в таком

    первобытном коллективе, должен был уметь пользоваться тайной

    речью.

    Многие сказки свидетельствуют о том, что с помощью загадок

    проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя.

    Почти до нашего времени в свадебном обряде сохранились сцены

    с загадыванием загадок или замысловатыми вопросами. В более

    поздние времена загадки превратились в средство воспитания и

    развлечения. Загадки, говоря о предмете, заставляют задуматься,

    откуда он взялся, из чего и как сделан, для чего и каков он, на

    что похож. Поиски отгадок развивают догадливость, сообрази_

    тельность, приводят человека к пониманию связей одних предме_

    тов с другими и осознанию единства окружающего мира.

    В загадках простыми словами достигается зримость и осязае_

    мость изображаемых предметов, они обладают метким, кратким и

    образным языком. Ценен для нас в загадке ее поэтически светлый

    взгляд на обычные, будничные предметы и явления. И еще. Дети,

    не думая об этом, многократно перечитывают текст, внимательно

    анализируют его содержание.

    В предложениях на с. 41 дети читают слова со стечением со_

    гласных, выясняют, в каких предложениях выражена реальная

    мысль, а в каких _ чепуха. При рисовании по буквам в алфавит_

    ном порядке они доходят уже до буквы У. Особого внимания,

    многократного спокойного перечитывания требует задание: "Ис_

    94

    правь опечатки". Все предложения должны соответствовать образ_

    цу: Бараны били в барабаны.

    На этой же странице начинается докучная сказочка о щуке и

    вобле. Онаразрастается на с. 51, 69, 85 и 104 по мере появления

    новых букв.

    Докучные сказочки начинаются обыкновенно предваритель_

    ным обманом ребенка. Рассказчик настраивает его на долгую, хо_

    рошую сказку. Ребенок устраивается поудобнее, весь превращает_

    ся в слух, а ему говорят: Жил_был царь Ватута, И вся сказка ту_

    та. Другой вариант: В некотором царстве, В некотором государст_

    ве Жил_был царь бо_га_а_а_тый: У него был двор, На дворе стоял

    кол, На колу_то висело мочало. Не сказать ли с начала? Всем изве_

    стен вариант сказочки о попе и его собаке.

    В тексте о щуке и вобле мы использовали тот же прием. Ребе_

    нок ждет, когда же наступят интересные события, читает еще од_

    но, уже четвертое продолжение на с. 104, а его отправляют опять

    к началу истории _ круг замкнулся. Текст оказался докучным.

    Материал на с. 42_43 можно использовать отдельными задания_

    ми на разных уроках. Но можно провести урок, посвященный

    праздникам. По каким случаям бывают праздники, балы? Как к

    ним готовятся? На какие праздники дарят подарки? Какие могут

    быть подарки? Как их надо дарить? Если вы на дне рождения, ка_

    кие песни вы будете петь, какие танцы исполнять, какие стихи

    читать, какие будете загадывать загадки, в какие игры играть?

    Здесь и может быть использован материал по сказкам и "Театр".

    На третьем этапе продолжите темы: сказки народные и автор_

    ские, русские и зарубежные. Фантазируйте с детьми: изменяйте

    сказочную ситуацию и характеры героев. Сравнивайте тексты ху_

    дожественные и нехудожественные (научные, научно_популяр_

    ные), например, сказку о животных со статьями о них в словаре.

    Учите определять действующих лиц (персонажей), автора. Учите

    понимать текст: определять тему, отвечать на вопросы, придумы_

    вать заголовки, инсценировать, рисовать. В этих целях используй_

    те и Азбуку, и книжку "Я читаю.".

    С. 45. Анализ столбиков слов показывает, что в первом ряду

    написаны слова в единственном числе, во втором ряду _ во мно_

    жественном. Пропущено единственное число слова вилы, у кото_

    рого нет множественного числа. Вы называете слова ножницы,

    брюки _ вот они, чудеса русского языка. Теперь показываете на

    свои наручные часы: часы, но слово час _ это не единственное

    число слова часы, а совершенно другое слово.

    95

    Обратите _____внимание, в данном задании коллизия заключена в

    процессе решения задачи. Дети уже на третьем столбике слов по_

    нимают, что должны дополнить единственное число последнего

    слова. Все просто. И вдруг читают: вилы. Происходит столкнове_

    ние ожидаемого выполнения задания с реальным. Начинает ин_

    тенсивно работать мысль.

    Новый прием для перечитывания текста _ вопрос, как звали

    хозяина дога: Володя, Вова, Владимир. Это одно и то же имя.

    В нижнем задании дети самостоятельно устанавливают логику со_

    ставления пар слов, устно восстанавливают недостающие: Ира _

    Ирина, Галя _ Галина, Лара _ Лариса, Гриша _ Григорий.

    Разговор об именах может перерасти в праздник семьи и дру_

    зей, который завершается общей фотографией. Дополнительным

    материалом может послужить, например, с. 9 книжки "Я читаю".

    На с. 45 есть также материал для обсуждения, почему слова

    Бобик, Мурр и прочие написаны с большой буквы, а слово дог _

    с маленькой? Можно вернуться на с. 22 к заданию "Герои_живот_

    ные".

    Используйте клички животных и имена людей для деления их

    на слоги: позовите их. А зачем нужны имена людям и животным?

    Обратитесь к закличкам в начале страницы. К кому или к чему

    они обращены? Почему же там имя написано с маленькой буквы?

    С. 46. Как зовут попугая? Наблюдение, как один звук (место

    его буквы отмечено желтым цветом) меняет значение слова: роза,

    лоза, ложа, лыжа, лужа, лупа, лапа, лама, рама, попугая зовут Ро_

    ма. После того как дети пройдут по всему колесу, спросите, нель_

    зя ли было проще узнать имя попугая. Конечно, можно! Мы ви_

    дим, что перед попугаем нарисована рама, меняем второй звук,

    получается Рома. Аналогичны, но даны в более усложненном ва_

    рианте без опоры на рисунок, задания на с. 56 и с. 83. Как из сло_

    ва маска сделать слово маска: миска, киска, каска, ласка, лайка,

    майка, но не зайка, так как следующее слово маска. Галерея "Я и

    мои друзья": Поля, Толя (Коля _ тупиковый вариант), Тоня, Таня,

    Маня, Ваня, Вася, Валя, Галя.

    Когда первоклассники читают текст о попугае и кошке, они

    иногда спрашивают, а почему попугай закричал: "Воры! Воры! Го_

    рим!". А что вообще могут говорить попугаи? Какого человека

    сравнивают с попугаем?

    С. 47. Задание "Найди пары". Продолжение разговора о много_

    значности слов. Дети самостоятельно анализируют рисунки, слова и

    приходят к выводу, что некоторые предметы называются одинаково:

    96

    камера хранения и камера мяча, лодочки на реке и лодочки туфли,

    касса букв и касса в магазине, кошки животные и кошки для лазания

    по столбам. Есть ли что_то общее между парами предметов?

    Предложите детям придумать предложения со словом прут.

    Наверняка будут варианты, например: Мальчик взял прут и ото_

    гнал гусей. Перед нами был красивый большой пруд. Каковы особен_

    ности этих слов? Они одинаково звучат, но пишутся по_разному и

    имеют совершенно разное значение. Как догадаться, что они пи_

    шутся по_разному? Ответить ученики смогут, прочитав столбики

    пар слов и сравнив их графический и фонетический образ слов.

    Вернитесь к понятиям "сильная и слабая позиция звука". В дан_

    ных парах в первых словах написаны буквы, не соответствующие

    конечному согласному звуку: дуб, удав, дог, город. Но если звуки

    [б], [в], [г], [д] оказываются перед гласными, то их произношение

    соответствует написанной букве. И еще одно наблюдение: у слов

    бывает общая часть и пишется она одинаково, как бы ни меня_

    лось ее произношение.

    Продолжить это наблюдение можно на с. 48. В сильной и сла_

    бой позиции могут быть и согласные и гласные звуки: нога _ но_

    ги, борода _ бороды _ бородка, рога _ рог. Напишите эти слова на

    доске, поставьте ударение, выделите общие части, подчеркните

    случаи расхождения между написанием и произношением.

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта