Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание: а .а .а .а ..

  • Варианты организации работы. Задание

  • Нечаева методичка. Е с кие по я снения Н. В. Нечаева Н. В. Нечаева 2006 Издательство Учебная литература Методические пояснения к Азбуке, Тетрадям по чтению и Тетрадям по письму ббк 74. 268. 1Рус Н59 Данное методическое пособие


    Скачать 294.9 Kb.
    НазваниеЕ с кие по я снения Н. В. Нечаева Н. В. Нечаева 2006 Издательство Учебная литература Методические пояснения к Азбуке, Тетрадям по чтению и Тетрадям по письму ббк 74. 268. 1Рус Н59 Данное методическое пособие
    АнкорНечаева методичка.docx
    Дата19.09.2017
    Размер294.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНечаева методичка.docx
    ТипМетодическое пособие
    #8659
    страница7 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

    Задание: А. Инструкция к нему (представляется с паузами):

    "Предлагаю задание на победителя. Встаньте, распрямите пле_

    чи; положите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох

    (знак ); произнесите звук [а] как можно дольше (знак ). На пер_

    вых порах будьте сами себе дирижером: медленным движением

    свободной руки от плеча задайте скорость выдоха". Упражнение

    можно усложнить: снять дирижирование, предложить произнести

    заданный звук как можно дольше, громко, тихо, от громкого по_

    степенно переходя к тихому, от тихого _ к громкому; пропеть за_

    данным звуком какую_либо известную детям мелодию…

    Задание: а

    .

    а .

    а .

    а .

    . Инструкция: "Встаньте; распрямите плечи; по_

    ложите руку на брюшной пресс; сделайте глубокий вдох; на од_

    ном выдохе каждый кратко произнесите точное количество зву_

    ков". Дети в данном случае производят действие, сходное с чтени_

    ем слова из четырех букв. Усложнение задания заключается в уве_

    личении количества просматриваемых знаков, в ускорении их

    произнесения. Ученики сами выводят условия, при выполнении

    которых можно стать победителем: надо, быстро просматривая

    написанные буквы, назвать каждую из них без пропусков и добав_

    лений.

    Имейте в виду, что просматривание ряда знаков дети осуществ_

    ляют быстрее, чем их проговаривание. Поэтому практикуйте и

    другую организацию работы, например, так: вы быстро произно_

    сите ряд букв, то увеличивая, то уменьшая их количество. Дети,

    следя глазами, определяют правильность выполнениязадания.

    Еще вариант: весь класс хором озвучивает написанный ряд букв,

    ритм задает ведущий _ сильный ученик или вы, учитель.

    Закончить урок можно подбором названий рисунков на с. 12

    со звуком [у] к заданным схемам слов улица, уж.

    Для фонетического и звуко_буквенного анализа слов исполь_

    зуйте все богатство заданий, представленных в современной мето_

    дике. Главное, постарайтесь избежать однообразия в этом виде

    59

    деятельности, без которого не обходится ни один урок обучения

    грамоте.

    Те м ы следующего урока: рифма _ элемент стихотворения,

    буквы А, У _ слова, смысловые сочетания слов ("Чепуха"). Но ес_

    ли у вас достаточно организованный класс, то тема "рифма"

    может быть начата на предыдущем уроке.

    С. 14. Поясним задание "Чепуха". Ценность пиктограмм и полу_

    пиктограмм заключается в том, что ребенок их "читает" целым сло_

    вом, строго следуя количеству обозначенных в схеме слов. Вначале

    читает весь класс жужжащим чтением: У щенка сено. У мальчика ко_

    сточка (или кость). У коровы яичница. А у петуха?

    Так не бывает! Это чепуха! Значит, и последнее предложение

    тоже надо составить как чепуху. Пусть каждый простым каранда_

    шом нарисует свой вариант (например, может быть ромашка и

    мороженое). Затем ребята обсудят, у всех ли вышла чепуха.

    Следующее задание расширяет поле зрительного охвата, требу_

    ет скорости его выполнения и умения удерживать в памяти цель

    деятельности. Вы вызываете ученика и предлагаете ему быстро

    составить из слов данных предложений свою чепуху. Вариантов

    несколько, один из них: У щенка ромашка. У мальчика сено. У ко_

    ровы косточка. А у петуха? Сено и косточка.

    Наконец, можно прочитать и правильно.

    Через всю Азбуку и Тетради по чтению проходят задания "Так,

    да не так", по сути близкие к "Чепухе". Такого рода задания без

    всякого побуждения с вашей стороны вызывают высокую актив_

    ность детей. Могут ли петухи, куры и цыплята издавать такие зву_

    ки? (См. эту же страницу.) Кто и в каких случаях их произносит?

    Поднимитесь к самому верхнему заданию. Под рисунками на_

    писаны слова, в которых пропущены буквы, звуки которых нахо_

    дятся в сильной позиции. Это задание может выполнить любой

    нечитающий ребенок. Скорее всего, первое слово он "прочитает"

    как шарик, но проверка покажет, что написано знаков меньше,

    значит, догадается ребенок, _ здесь слово шар. Для нечитающего

    ученика безразлично, каким образом мы обозначаем неизвестные

    ему буквы. Но для нас с вами очень важно, чтобы именно буквы

    как можно чаще мелькали перед его глазами, чтобы звуки, кото_

    рые он произносит, называя нарисованный предмет, у него не_

    вольно соотносились с образом соответствующей буквы. Так,

    в словах шар, пожар, муха, комар он дважды соотнесет звук [м]

    с соответствующей буквой и трижды звук [р] _ с буквой Р. В тет_

    60

    ради "Я читаю?" на с. 7 нарисованы раки, рядом с рисунком на_

    писаны слова: руки, раки, реки. Задание: "Догадайся, где написано

    название этих животных. Подчеркни его". К этому времени дети

    знают всего лишь две буквы А, У. Чтобы выполнить задание, они

    должны медленно, неразрывно произнося слова: р_р_а_а_к_и_и,

    определить место знакомого звука и по нему догадаться, где на_

    писано это слово. Подобное задание в тетради и на с. 11. Увели_

    чивайте их количество, ведь за ними, кроме звуко_буквенного

    анализа, опережающего ознакомление с буквами, сообразительно_

    сти, _ радость чтения слов в тот период, когда ребенок еще не

    может читать. В плане звуко_буквенного анализа и процедуры

    сравнения подобные задания полезны и для читающих детей.

    С. 15. В Азбуке несколько страниц полностью посвящены сказ_

    кам _ с. 15, 33, 43, 58_59, кроме того, мы часто обращаемся к от_

    рывкам из сказок и к их героям в отдельных заданиях.

    К урокам, подобным фестивалю сказочных героев, следует го_

    товиться заранее. Их можно проводить как костюмированный

    урок "Театр".

    На таком уроке в ходе инсценирования отрывков из сказок и

    их рассказывания можно обсудить следующие вопросы: как дети

    понимают, что такое сказка; зачем люди стали придумывать сказ_

    ки; какие сказки у них любимые; каких героев они любят больше

    других; как надо рассказывать сказки. Сказки бывают авторские и

    народные, русские сказки и сказки других народов, старые и со_

    временные. Разные сказки мы невольно рассказываем и читаем

    по_разному. Почему? Голос меняется даже при чтении одной сказ_

    ки. Почему? Как следует использовать мимику, жесты, движения

    при чтении сказок? Используйте не только инсценирование и бе_

    седу, но и викторины,кроссворды, рисунки_загадки и т. д.

    С. 17. "Театр" _ "Антракт" _ "Театр".

    Основное назначение "Театра" _ освоение средств устного об_

    щения (социализация), опыт чтения, подготовка к выразительно_

    му чтению, через инсценирование литературных произведений

    показать их понимание. Таким образом, "Театр" в Азбуке полно_

    стью подчиняется учебным и воспитательным задачам. Он может

    предоставить детям возможность выступить в несвойственных для

    них ролях: лидерам _ в роли мышки или зайчика, а ведомым _

    в роли петуха или лисы.

    Несколько слов об организации "Театра". В каждом театре, и

    это дети должны знать, спектакль ставит режиссер. Именно он

    61

    в конечном счете решает, кто из актеров будет играть ту или иную

    роль. Вначале роль режиссера вы присваиваете себе, затем, по ме_

    ре накопления опыта театрализации вашими учениками, вы мо_

    жете назначать режиссера из их числа, он_то и будет назначать

    актеров. Интереснее, когда одну и ту же сценку покажут несколь_

    ко групп учеников (хотя бы две_три). Тогда можно обсудить пред_

    ставленные варианты, а значит, глубже понять разыгрываемую си_

    туацию, характеры героев.

    В "Театре" внизу с. 17 за взрослого читаете вы или читающий

    ученик, а весь класс дружно исполняет роль мальчика. Но воз_

    можны и любые другие варианты.

    В качестве антракта дается уже известное задание "Слепой ри_

    сунок", в котором дети видят и неизвестные им буквы И, Ы.

    В дальнейшем мы постоянно будем включать в подобные рисунки

    еще не изученные буквы для их непреднамеренного запоминания.

    Варианты организации работы.

    Задание: половина класса закрашивает ячейки только с буквой

    О, другая половина класса _ ячейки только с буквой Э. Убедитесь,

    что дети понимают, в какую половину класса они входят. При та_

    кой формулировке задание усложняется, так как нужно постоян_

    но помнить об ограничении. Вы формируете таким образом спо_

    собность удерживать цель деятельности в течение выполнения

    задания. Дома же дети раскрасят все оставшиеся ячейки. Как

    можно чаще пользуйтесь словом "только" при формулировании и

    других заданий.

    Слева от рисунка задание из серии тех, которые формируют

    предпосылки для правильного, быстрого чтения и способствуют

    опережающему непреднамеренномуизучению букв. В отдельный

    столбик выписаны большие уже известные буквы. Рядом в строч_

    ке среди похожих по графическому облику известных и неизвест_

    ных детям букв написаны соответствующие маленькие буквы. На_

    до, не называя букв, как можно быстрее просмотреть каждую

    строчку и подчеркнуть соответствующую маленькую букву _ дей_

    ствие, имитирующее чтение глазами. Задание на победителя. По

    мере выполнения дети поднимают руку. Вы отмечаете первых трех

    победителей. Дальше _ проверка. Все дети рядом с каждой строч_

    кой пишут количество обнаруженных букв. У самого быстрого

    оказалось в нижней строчке не три, а пять букв Э. Он не увидел

    разницы в начертании между буквой Э и еще не известной ему

    буквой З. Эта ошибка (как и другие) разбирается, устанавливается

    настоящий победитель. Затем ученики сами выводят условия пра_

    62

    вильного выполнения задания: надо просматривать буквы в

    строчках не только быстро, но обязательно подряд, без пропус_

    ков, слева направо и опять слева направо (как и в дыхательных

    упражнениях). Трудность в том, что при каждом переходе на но_

    вую строчку нужно быстро сменить установку на другую букву.

    В дальнейшем из букв отдельных строк можно составлять слова.

    С. 18. Чтение истории о лисе и зайце. Старайтесь, чтобы каж_

    дую пиктограмму, а затем и каждый текст вначале прочитал жуж_

    жащим чтением весь класс, затем можно переходить к индивиду_

    альному чтению: Лиса увидела зайца. Заяц убежал от лисы. Лиса

    плачет, а заяц смеется. У лисы горе, а у зайца радость. Обязатель_

    но обсудите варианты чтения, связывая их возможность или не_

    возможность со смыслом всего текста. Например, правильнее

    прочитать "Заяц убежал от лисы", так как в следующем предложе_

    нии говорится о том, что лиса плачет. А если он "бежит от лисы",

    то плакать ей еще рано.

    Следующее задание "Продолжи в том же порядке" на выявле_

    ние закономерности чередования элементов в данном ряду и их

    повторение, на опережающее ознакомление с буквами, на нахож_

    дение общего и особенного между данными буквами, на развитие

    системы: глаз _ рука (переписывание). Посмотрите подобные за_

    дания на с. 21, 35, 40 и др. и вы увидите, что они дают ребенку

    опыт такой аналитической деятельности, которыйпригодится ему

    и для запоминания графического облика букв, и при отгадывании

    буквенных ребусов на с. 7, 9, 25 в тетради "Я читаю?" и на с. 29,

    37 и др. в Азбуке.

    Основное назначение словесных ребусов _ звуко_буквенный

    анализ слов. Но кроме того, они расширяют словарь, способству_

    ют формированию грамотного письма, развивают сообразитель_

    ность. Убедитесь в этом, решив ребусы на с. 18: огород (у детей

    есть все основания правильно вписать все три буквы О), экран,

    опера.

    С. 19. "Такой_другой". Слова могут быть противоположными по

    значению: Мишка большой, а мышка маленькая. Карабас_Барабас

    злой, а Тортила добрая. Буратино веселый (смеется), а Пьеро гру_

    стный (плачет). Вернитесь к истории о лисе и зайце: лиса плачет,

    а заяц смеется. У лисы горе, а у зайца радость. Устно поиграйте в

    антонимы (без введения понятия). Теперь эта линия работы ста_

    новится постоянной.

    После чтения предложений дети отгадывают имена по их схе_

    мам: Буратино, Алиса, Артемон. Почему в этих схемах завышен

    63

    первый знак? Имена людей, клички животных пишутся с боль_

    шой буквы. Теперь надо вернуться к схемам предложений. Поче_

    му у некоторых слов тоже завышен левый край у линий? По той

    же причине.

    Итак, на четырех страницах дан материал на буквы О, Э. Вы

    можете распорядиться им и в том порядке, как он представлен, и

    в другом порядке. Для того чтобы избежать переутомления детей,

    мы советуем чередовать фронтальные и индивидуальные задания:

    после беседы, совместной деятельности, предложить самостоя_

    тельную работу, которую каждый выполняет или шепотом (напри_

    мер, чтение, решение ребусов), или молча (например, подчерки_

    вание соответствующей маленькой буквы, раскрашивание, про_

    должение ряда в том же порядке). Именно тогда, когда ребенок

    молча решает какую_либо задачу, активизируется внутренняя

    речь, которая лежит в основе речи письменной. А одной из важ_

    нейших особенностей первоклассника является то, что новую для

    него письменную речь он осваивает тогда, когда у него еще очень

    слабо развита речь внутренняя. Свои действия он еще часто со_

    провождает словами (эгоцентрическая речь). Понимая эту труд_

    ность, мы должны создать условия для развития всех форм речи:

    внутренней и внешней (устной и письменной).

    Теперь вы понимаете, что урок необязательно связан с матери_

    алом одной страницы. Он может комбинироваться из всех мате_

    риалов по изучаемым буквам, включать в себя возвраты к уже

    пройденным страницам, работу с форзацем, нахзацем, со схемами

    слов и предложений, ваше рассказывание, чтение сказок, стихов,

    рассказывание и чтение стихов детьми, материалы из Тетради

    по чтению _ все, что есть в комплекте и что вы накопили для на_

    иболее успешного обучения грамоте всех учеников вашего класса.

    С. 20_21. Буквы, обозначающие гласные звуки: ы, Ии. Твердые

    и мягкие согласные звуки. Сравнение стихотворных форм по рит_

    му.

    Работа с этими, как и с другими, страницами Азбуки будет

    строиться в соответствии с уровнем вашего класса. Предлагаем

    один из вариантов.

    Вначале можно послушать звук [ы] в названиях нарисованных

    в Азбуке предметов и в словах, которые назовут дети или вы _

    учитель. Наблюдение покажет, что никто не может назвать ни

    одного слова, где бы звук [ы] был в начале слова. После ознаком_

    ления с буквой Ы можно взять словарь С. И. Ожегова (или любой

    64

    другой, но обязательно толстый) и убедиться, что в нем нет слов

    на букву Ы. Это подтверждается и примером на форзаце: с буквой

    Ы дано слово сыры. Сравните с положением звука [и] в словах: иг_

    рушки, ирисы, нитки, Иван Царевич. Этот звук и его буква могут

    быть в любом месте в слове.

    Дальше можно перейти к работе со считалкой _ задание на

    формирование необходимых для чтения психофизиологических

    функций. (Считалка заранее написана вами на доске в том же ви_

    де, как и в Азбуке. Пока она скрыта от детей.) По виду деятельно_

    сти это задание похоже на соотнесение маленьких букв с задан_

    ными большими (см. с. 17). Оно формирует способность правиль_

    но (подряд без пропусков) и быстро просматривать целые строчки

    текстов. Вначале текст считалки читаете вы наизусть.

    _ Кто знает, что это? В какой ситуации пользуются такими

    стихами?

    _ Какие считалки вы еще знаете?

    Понаблюдайте за особенностью ритма считалки. Теперь от_

    кройте считалку, написанную вами на доске, медленно читайте ее,

    показывая рукой направление чтения строк. Дети выучивают ее

    наизусть. Следите за четким проговариванием ими всех звуков.

    И только после работы с текстом вы предлагаете следующее

    задание:

    _ Откройте Азбуку. Возьмите простой карандаш. Считалка, ко_

    торую вы только что выучили, написана наверху страницы. Ка_

    рандаш поставьте на первую букву первого слова (показываете на

    доске). По моему сигналу, не читая, как можно быстрее просмот_

    рите все четыре строчки (еще раз показываете рукой, в каком на_

    правлении просматривать) и подчеркните все буквы Ы. Еще раз:

    быстро просмотреть строчки и подчеркнуть все буквы Ы. Задание

    на победителя. Начали.

    Далее проверка.

    _ Сколько букв подчеркнул победитель?

    _ Шесть.

    _ Сколько подчеркнул следующий за победителем?

    _ Семь.

    _ Какие есть еще варианты?

    _ Пять.

    _ Теперь просмотрите строчки спокойно, не торопясь. Пра_

    вильное количество _ 7 букв Ы. Победитель _ второй по скорости

    просматривания.

    65

    И в этом случае, как и в других подобных заданиях, ученики,

    сравнивая варианты способов его выполнения, самостоятельно

    выделяют наиболее эффективный из них: надо просматривать

    буквы в строчках не только быстро, но обязательно подряд, без

    перескакивания, слева направо и опять слева направо. Возьмите

    за правило: при работе с любым заданием анализировать, при ка_

    ком способе выполнения задания возникают ошибки, какое вы_

    полнение приводит к правильному и, в данном случае, _ быстро_

    му ответу. Эта система действий постепенно подводит школьни_

    ков к осознанию процесса учения.

    Затем в этой же считалке можно подчеркнуть и букву И. Рабо_

    та проводится аналогично. Подобные задания в будущем можно

    проводить на любых текстах.

    Задания, которые нацелены на скорость их выполнения (толь_

    ко что описанное, подчеркивание соответствующей маленькой

    буквы), мы советуем использовать только в классе, так как при

    домашнем выполнении их смысл сводится лишь к запоминанию

    букв.

    Мы уже дважды употребили в заданиях слово быстро. Но ведь

    в классе всегда может оказаться ребенок медлительный. Значит,

    он никогда не будет победителем? Подобные дети могли бы ком_

    пенсировать этот недостаток, выполняя роль экспертов. Подчер_

    кивайте их достоинство: умение глубоко, вдумчиво, основательно

    работать. А если они не обладают таким качеством, попытайтесь

    его сформировать. Один из способов _ роль члена жюри(вместе с

    вами) по оценке качества самого быстрого варианта выполнения

    задания.

    Теперь можно перейти к теме "Твердые и мягкие согласные

    звуки". Предложите сравнить, как звучат слова трынцы_брынцы и

    слова диги, диги, диги. Исследуйте функции звуков [ы], [и]: пред_

    ложите вставить пропущенные в словах буквы на основе анализа

    названия рисунков: кот _ кит, мышка _ мишка. Какими буквами

    различаются слова? (О_И, Ы_И) Какими звуками? [к]_[к,], [о]_[и];

    [м]_[м,], [ы]_[и]. Без букв пропущенных гласных слова выглядят

    одинаково. Как только вписали нужные буквы гласных, мы стали

    читать по_разному предыдущие одинаковые буквы согласных.

    Еще сравним: мал, мыл, мил. В первом и втором словах измени_

    лись гласные, но звук [м] мы произносим одинаково. А когда в

    третьем слове гласная изменилась на звук [и], изменилось и про_

    изношение звука [м] _ он стал мягким.

    66
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


    написать администратору сайта