Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
Базовые потребности в теории инстинкта Все соображения, изложенные выше, заставляют нас выдвинуть предположение о том, что базовые потребности в определенном смысле и определенной степени определяются конституцией или наследственностью. Такую гипотезу нельзя обоG сновать в наши дни, поскольку необходимых приемов генетических и неврологиG ческих исследований пока не существует. На следующих страницах и в работе, приведенной в списке литературы (Maslow, 1965a), представлены имеющиеся данные и теоретические соображения, которые при данном порядке изложения могут служить подтверждениями гипотезы о том, что базовые потребности человека имеют подобный инстинктам характер. Инстинкты, свойственные только человеку Понимание теории инстинкта во всей полноте требует признания преемственноG сти человека по отношению к животному миру, а также признания существенных различий между человеком и прочими биологическими видами. Хотя верно то, что любой импульс или потребность, которые обнаружены как у человека, так и у всех прочих животных (например, питание или дыхание), тем самым подтверждают свой инстинктивный характер, однако это не опровергает возможность того, что некоторые из инстинктивных импульсов могут присутствовать только у людей. Шимпанзе, домашние голуби, семга и кошка имеют инстинкты, свойственные тольG ко их виду. Почему же человек не может иметь особенностей, которые присущи именно ему? 104 Часть I. Теория мотивации Фрустрация носит патогенетический характер Другим основанием для рассмотрения базовых потребностей как по своей прироG де подобных инстинкту является то, что фрустрация этих потребностей приводит к психопатологии, с этим согласны все клиницисты. Это не относится к потребноG стям страдающих неврозом, к привычкам, к пагубным пристрастиям или предпочG тениям. Если общество создает и прививает понятие обо всех ценностях, то почему преG небрежение только некоторыми из них приводит к патогенетическим последствиG ям? Мы приучаемся есть трижды в день, говорить спасибо, пользоваться вилкой и ложкой, стулом и столом. Мы вынуждены носить одежду и обувь, по ночам спать в кровати и говорить поGанглийски. Мы поедаем коров и овец, но не едим собак и кошек. Мы поддерживаем чистоту, стремимся получить повышение и жаждем деG нег. Но все эти устойчивые привычки могут быть безболезненно подавлены поодиG ночке или все вместе; временами это может даже привести к позитивному резульG тату. При определенных обстоятельствах, как, например, в походе на байдарках или путешествии с палатками, мы осознаем внешний характер этих привычек, расстаG ваясь с ними с вздохом облегчения. Но то же самое никогда нельзя сказать о любG ви, о безопасности или об уважении. Понятно, что вследствие этого базовые потребности получают особый психоG логический и биологический статус. У них есть некое отличие. Они должны быть удовлетворены, иначе мы заболеем. Удовлетворение носит здоровый характер Удовлетворение базовых потребностей ведет к последствиям, которые можно опреG делить как желательные, благоприятные, здоровые или ведущие к самоактуализаG ции. Слова желательные или благоприятные используются здесь скорее в биолоG гическом, чем в априорном смысле и определяются принятой дефиницией. Эти последствия заключаются в том, что здоровый организм сам склонен выбирать и стремиться к тем условиям, которые позволят ему сделать этот выбор. Эти психологические и соматические последствия уже были в общих чертах описаны в главе об удовлетворении базовых потребностей и не нуждаются в дальG нейшем обсуждении здесь; необходимо лишь указать, что в данном критерии нет ничего эзотерического или ненаучного. Под него легко подвести экспериментальG ную или технологическую базу, особенно если не забывать, что проблема не слишG ком отличается от выбора подходящего масла для автомашины. Одно масло лучG ше, чем другое, если с ним машина работает лучше. Общие клинические наблюдеG ния свидетельствуют о том, что организм, который не испытывает недостатка в безопасности, любви и уважении, работает лучше (т. е. более эффективно восприG нимает, более полно использует интеллект, чаще делает верные выводы, лучше усваивает пищу, меньше подвержен различным заболеваниям и т. д.). Побудительность Побудительность положительных раздражителей базовых потребностей отличает их от положительных раздражителей прочих потребностей. Сам организм, рукоG водствуясь своей природой, указывает на необходимый ряд положительных разG Глава 4. Пересмотр теории инстинкта 105 дражителей, для которых невозможно найти замену, как это может быть, скажем, при удовлетворении потребностей, связанных с привычками, или даже при удовG летворении многих потребностей людей, страдающих неврозами. Психотерапия Результаты психотерапии представляют для нас значительный интерес. ПоGвидиG мому, применительно ко всем основным типам психотерапии можно сказать, что в той степени, в которой психотерапия считается успешной, она благоприятствует, поощряет и усиливает то, что мы назвали базовыми инстинктивными потребноG стями, наряду с этим ослабляя или ликвидируя так называемые невротические поG требности. В первую очередь для тех видов терапии, которые недвусмысленно претендуют на то, чтобы позволить личности быть тем, что она собой представляет в глубине души и по существу (например, терапия по Роджерсу, Юнгу или Хорни), это обG стоятельство немаловажно, поскольку оно предполагает, что личность имеет опреG деленную, присущую ей внутреннюю природу, а не создается психотерапевтом заново. Он лишь освобождает ее, чтобы она могла расти и развиваться в свойственG ной ей манере. Если инсайт и устранение подавления заставляют реакцию исчезG нуть, эта реакция может с полным основанием рассматриваться как чуждая, а не имеющая внутренний характер. Кроме того, как рассуждала Хорни (Horney, 1939), если освобождение от тревожности ведет к тому, что пациент становится более любящим и менее враждебным, не означает ли это, что любовь заложена в человеG ческой природе, а враждебность — нет? В принципе, здесь мы находим просто золотые россыпи данных для теории мотивации, самоактуализации, ценностей, научения, познания в целом, межличG ностных связей, аккультурации и деаккультурации и т. д. Поощрение инстинктов Подобная инстинктам природа базовых потребностей требует переоценки взаимоG связей между культурой и личностью, которая позволила бы принять во внимание высокую детерминирующую значимость внутренних факторов организма. Если личность сформировалась без учета данного положения, верно, что ничего плохоG го не случилось и никаких немедленных или явных патологических последствий не наступает. Однако безоговорочно признано, что патология все же появится, если не в явной, то в едва различимой форме, и если не сразу, то позднее. Не будет ошибG кой привести в качестве примера обычный невроз взрослого человека, который и является результатом такого преждевременного насилия над врожденными (хотя и слабыми) потребностями организма. Противодействие личности адаптации к культурным нормам в интересах ее целостности и сохранения ее внутренней природы представляет собой, или должG но представлять, важное направление исследований для психологических и общеG ственных наук. Личность, которая с готовностью уступает искажающим ее силам культуры (т. е. хорошо адаптированная личность), иногда бывает менее здорова, чем правонарушитель, преступник или страдающий неврозом человек, реакции которых могут показывать, что у них достанет мужества сопротивляться разрушеG нию психологического костяка. 106 Часть I. Теория мотивации Из того же соображения вытекает еще одно, которое на первый взгляд может показаться парадоксальным. Просвещение, цивилизация, разум, религия, закон, правительство воспринимаются большинством как силы, которые прежде всего ограничивают и подавляют инстинкты. Но если справедлива наша точка зрения, что скорее инстинктам следует бояться цивилизации, чем цивилизации бояться инстинктов; возможно, все должно быть как раз наоборот (если мы хотим, чтобы люди и общество стали лучше): может быть просвещение, закон, религия и т. д. должны охранять, лелеять и поощрять проявление и удовлетворение инстинкG тивных потребностей в безопасности, любви, самоуважении и самоактуализации, причем названные институты должны относиться к этому как к одной из своих функций. Разрешение противоречия Природа базовых потребностей, подобных инстинктам, помогает разрешить и преG одолеть многие философские противоречия, включая противоречия между биоG логией и культурой, между врожденным и приобретенным в процессе научения, субъективным и объективным, уникальным и универсальным. Это происходит, поскольку вскрывающая, занимающаяся поисками «Я» психотерапия и приемы личностного развития и «поиска души» прокладывают путь также к раскрытию объективной, биологической природы человека, его животному началу и видовым особенностям, т. е. к его Существу. Большинство психотерапевтов, какие бы школы они ни представляли, полагаG ют, что они вскрывают и освобождают более фундаментальный и подлинный, боG лее реальный пласт личности, по мере того как пробираются через невроз к сути или ядру, которое постоянно находилось на месте, но было покрыто, замаскироваG но, подавлено психопатическими поверхностными пластами. Это очень ярко поG казывает формулировка Хорни (Horney, 1950), когда она говорит о достижении Реального «Я», путь к которому лежит через псевдоGЯ. Высказывания, касающиеG ся самоактуализации, также подчеркивают момент проявления того, что в действиG тельности представляет собой личность в потенциале. Поиск Идентичности в знаG чительной мере предполагает не что иное, как «превращение в того, кем действиG тельно является человек» и как становление «полноценно функционирующего» человека или «человека в полном смысле слова», т. е. отличающегося от ряда ему подобных и являющегося самим собой (Grof, 1975). Несомненно, центральная задача здесь: осознать, что представляет собой челоG век с точки зрения биологии, темперамента и конституции как представитель опG ределенного вида. Это именно то, что пытаются сделать психоаналитики всех наG правлений — помочь человеку осознать свои потребности, импульсы, эмоции, желания и боль. Но это своего рода феноменология внутренней биологии, животG ного начала и видовых особенностей, раскрытие биологии через ее переживание, то, что можно назвать субъективной биологией, интроспективной биологией или биологией переживаний. Глава 4. Пересмотр теории инстинкта 107 Этот процесс приводит к субъективному открытию объективного, т. е. специG фических особенностей человеческого рода как биологического вида. Это означаG ет индивидуальное открытие общего и универсального, личное обнаружение объекG тивного и надличностного (и даже надчеловеческого). Одним словом, то, что поG добно инстинкту, может изучаться как с субъективной, так и с объективной точки зрения через «поиск души» и через более привычное внешнее наблюдение ученоG го. Биология — это наука не только объективная, она может быть и субъективной. Если перефразировать известное стихотворение Арчибальда Маклиша, можно сказать: Человек не намеревается: Человек существует. (A person doesn’t mean: A person is.) ГЛАВА 5 Иерархия потребностей Высшие и низшие потребности различаются по своим качествам, но их общность заключается в том, что, если мы говорим о фундаментальной природе человека, в перечень потребностей должны быть включены и те и другие. Они не отличаются от человеческой природы и не противостоят — они ее часть. Последствия этой точки зрения для психологической и философской теории имеют революционный характер. Большинство цивилизаций вместе с их теориями политики, просвещеG ния, религии и т. д. опирались на совершенно противоположный посыл. В общих чертах предполагалось, что биологическое начало и подобные инстинктам стороG ны человеческой натуры сводятся к физиологическим потребностям в пище, сексе и т. п. Высшие порывы к истине, любви и красоте расценивались как отличающиG еся по сути от названных животных потребностей. Более того, предполагалось, что эти интересы носят антагонистический взаимоисключающий характер и находятG ся в постоянной борьбе друг с другом. С этой точки зрения культура в целом со всеми ее инструментами рассматривалась как то, что стояло на стороне высших поG требностей и выступало против низших. Следовательно, она неминуемо является сдерживающим и подавляющим фактором, а в лучшем случае может рассматриG ваться как печальная необходимость. Различия между высшими и низшими потребностями Базовые потребности организованы в достаточно определенную иерархию, в осноG ве которой лежит принцип относительного доминирования. Так, потребность в беG зопасности сильнее, чем потребность в любви, поскольку она доминирует в оргаG низме, что получает наглядное подтверждение, если обе потребности не удовлетG ворены. В этом отношении физиологические потребности (которые в свою очередь представляют собой иерархическую структуру) сильнее потребностей в безопасG ности, которые сильнее потребностей в любви, которые, в свою очередь, сильнее, потребностей в уважении, которые сильнее той уникальной потребности, которую мы назвали потребностью в самоактуализации. Таков порядок, выбор или предпочтение. Но существует также порядок, опреG деляющий уровень потребностей от низших до высших в различных аспектах, коG торые перечислены ниже. Глава 5. Иерархия потребностей 109 1. Высшая потребность является более поздним образованием с филогене= тической или эволюционной точки зрения. Потребность в пище является для нас общей со всеми живыми существами, потребность в любви — общей (возможно) с высшими обезьянами, потребность в самоактуализации свойG ственна только нам. Чем выше уровень потребности, тем больше она харакG терна именно для человека. 2. Высшие потребности являются более поздними образованиями с онтоге= нетической точки зрения. Любой человек от рождения обнаруживает фиG зиологические потребности и, вероятно, в весьма неразвитой форме потребG ности в безопасности (например, он способен испугаться или встревожитьG ся, а при наличии достаточной упорядоченности и стабильности внешнего мира, которые свидетельствуют о том, что на этот мир можно положиться, более успешно развиваться). Лишь достигнув возраста нескольких месяцев, младенец проявляет первые признаки межличностных связей и селективной привязанности. Еще позднее мы можем заметить в нем определенное стремG ление к автономии, независимости, успеху, уважению и похвале, помимо стремления к безопасности и родительской любви. Что касается самоактуаG лизации, то даже Моцарту пришлось дожидаться возраста 3–4 лет. 3. Чем выше потребность, тем менее настоятельна она для нужд выживания, тем на более длительный срок может откладываться ее удовлетворение и тем легче она исчезает надолго. Возможность высших потребностей доG минировать и мобилизовать для своего осуществления автономные реакции и другие возможности организма меньше (например, более вероятно быть маниакально одержимым стремлением к безопасности, чем стремлением к уважению). Депривация высших потребностей не ведет к столь отчаянной реакции чрезвычайного характера, как та, что представляет собой результ депривации низших потребностей. Уважение является необязательной росG кошью, если сравнивать его с пищей или безопасностью. 4. Существование на уровне высших потребностей предполагает более вы= сокую биологическую продуктивность, большую продолжительность жиз= ни, снижение заболеваемости, улучшение сна, аппетита и т. д. ИсследоваG тели психосоматики вновь и вновь подтверждают, что тревожность, страх, недостаток любви, угнетение и т. д. приводят как к нежелательным физичеG ским, так и к нежелательным психологическим последствиям. УдовлетвореG ние высших потребностей имеет значение как для сохранения жизни, так и для развития личности. 5. Высшие потребности субъективно являются менее насущными. Они меG нее ощутимы, менее очевидны; внушение, имитация, ошибочные убеждения или привычки могут заставить нас спутать их с другими потребностями. Способность распознать потребности человека (т. е. узнать, чего же он в дейG ствительности хочет) является значительным психологическим достижениG ем. Едва ли это утверждение верно в отношении высших потребностей. 6. Удовлетворение высших потребностей ведет к более желательным субъ= ективным последствиям, т. е. к более полному счастью, безмятежности 110 Часть I. Теория мотивации и богатству внутренней жизни. Удовлетворение потребности в безопасносG ти в лучшем случае способствует появлению ощущения облегчения и расG слабления. В любом случае оно не может привести к экстазу, вершинным переживаниям и счастливому исступлению удовлетворенной любви или таким последствиям, как безмятежность, понимание, благородство, и поG добным им. 7. Удовлетворение высших потребностей и стремление к нему ориентировано на здоровье и препятствует психопатологии. Доказательство этого утвержG дения представлено в главе 3. 8. Высшая потребность требует большего количества обязательных предпо= сылок. Это верно уже потому, что до появления высшей потребности должG ны быть удовлетворены доминирующие потребности. Так, для появления потребности в любви требуется осознание удовлетворения большего количеG ства потребностей, чем для проявления потребности в безопасности. В более обобщенном виде можно сказать, что жизнь на уровне высших потребностей становится более сложной. Обретение уважения и статуса предполагает учаG стие большего количества людей, более обширное место действия, более длиG тельное время, большее количество средств и промежуточных целей, больше второстепенных и предварительных шагов, чем поиск любви. То же самое в свою очередь можно сказать о последнем, сравнивая его со стремлением к безопасности. 9. Для появления высших потребностей требуются более благоприятные внешние условия. Чтобы дать людям возможность любить, а не просто удерG живать их от убийства друг друга, необходимы более благоприятные внешG ние условия (семейные, экономические, политические, образовательные и т. д.). Чтобы обеспечить возможность самоактуализации, требуются весьма блаG гоприятные условия. 10. Как правило, тот, у кого удовлетворены высшая и низшая потребности, придает большее значение удовлетворению высшей потребности. Такие люди ради удовлетворения высшей потребности готовы пожертвовать больG шим и, более того, легче переносят депривацию низших потребностей. Например, им будет проще вести аскетический образ жизни и устоять перед опасностью ради принципа, отказаться от денег и престижа ради самоактуаG лизации. Те, кто знает и то и другое, считают чувство собственного достоинG ства более высоким и более ценным субъективным опытом, чем наполненG ный желудок. 11. Чем выше уровень потребностей, тем шире круг идентификации любви, тем больше людей входит в этот круг и тем выше средний уровень иденти= фикации любви. Можно определить идентификацию любви как слияние инG дивидуальных иерархий потребностей, построенных на основе их доминиG рования, у двух или более людей. Два поGнастоящему любящих человека будут реагировать на потребности друг друга как на свои собственные. Потребность ближнего становится собственной потребностью. Глава 5. Иерархия потребностей 111 12. Удовлетворение высших потребностей и стремление к нему имеет благо= приятные гражданские и социальные последствия. В определенном смысG ле, чем выше потребность, тем менее эгоистичен ее характер. Голод — в выG сокой степени эгоцентрическая потребность; единственный путь утолить его — насытить самого себя. Но стремление к любви и уважению предполаG гает неизбежное участие других людей. Более того, оно предполагает удовG летворение потребностей этих людей. Те, кто достиг достаточного уровня базового удовлетворения, чтобы искать любви и уважения (а не пищи и беG зопасности), склонны к проявлению таких качеств, как преданность, дружеG любие, гражданская сознательность; эти люди становятся лучшими родитеG лями, мужьями, учителями, должностными лицами и т. д. 13. Удовлетворение высших потребностей ближе к самоактуализации, чем удовлетворение низших. Если мы принимаем теорию самоактуализации, то это утверждение становится очень важным для нас. Между прочим, это знаG чит, что среди людей, живущих потребностями высшего уровня, мы обнаруG жим большее количество и более высокую степень проявления качеств, приG сущих самоактуализирующимся людям. 14. Удовлетворение высших потребностей и стремление к нему ведет к более выраженному, устойчивому и подлинному индивидуализму. Может покаG заться, что это высказывание противоречит предыдущему утверждению о том, что жизнь на уровне высших потребностей предполагает расширение идентификации любви, т. е. более глубокую социализацию. Однако, как бы это ни выглядело с логической точки зрения, этот факт является эмпиричеG ской реальностью. Люди, живущие на уровне самоактуализации, одновременG но испытывают глубочайшую любовь к человечеству и достигают высшего уровня уникального своеобразия. Это полностью соответствует убеждению Фромма в том, что любовь к себе (или, лучше сказать, чувство собственного достоинства) носит синергетический, а не антагонистический характер в отношении любви к другим. Его размышления об индивидуальности, спонG танности и автоматизации тоже уместны здесь (Fromm, 1941). 15. Чем выше уровень потребностей, тем менее болезненна и более результа= тивна психотерапия: на уровне низших потребностей она едва ли может быть полезна. Голод нельзя утолить психотерапевтическими приемами. 16. Низшие потребности носят куда более локализованный, осязаемый и огра= ниченный характер, чем высшие потребности. Голод и жажда имеют горазG до более явные физические проявления, чем любовь, которая в свою очередь более выражена, чем уважение. Кроме того, положительные раздражители низших потребностей куда более осязаемы и обозримы по сравнению с теми, которые ведут к удовлетворению высших потребностей. К тому же они ноG сят более ограниченный характер в том смысле, что для удовлетворения таG кой потребности требуется меньшее количество положительных раздражиG телей. Можно съесть ограниченное количество пищи, в то время как любовь, уважение, удовлетворение когнитивных стремлений практически не предG полагают пресыщения. 112 Часть I. Теория мотивации Выводы, сделанные на основании иерархии потребностей Признание высших потребностей подобными инстинктам и имеющими биологиG ческий характер в той же мере, как и потребность в пище, позволяет сделать мноG жество умозаключений; некоторые из них приведены ниже. 1. Возможно, наиболее важным является осознание того, что противоречие когнитивного и конативного носит надуманный характер и подлежит разреG шению. Потребности в знании, понимании, в жизненной философии, в теоG ретическом представлении о связях с внешним миром, в системе ценностей сами по себе представляют конативную или импульсивную сторону нашей примитивной животной натуры (мы — животные особого рода). Поскольку нам известно, что наши потребности действуют не вслепую, что они видоизG меняются культурой, реальностью, возможностью, следовательно, познание играет существенную роль в их развитии. Джон Дьюи заявил, что само суG ществование и определенность потребности зависит от познания реальноG сти, возможности или невозможности ее удовлетворения. 2. У нас появляется возможность увидеть в новом свете множество старых фиG лософских проблем. Некоторые из них, возможно, покажутся надуманными, поскольку они появились в результате неправильного представления о моG тивационной жизни человека. Круг таких проблем включает, к примеру, четG кое разграничение между эгоизмом и его отсутствием. Если наши подобные инстинктам стремления, скажем, к любви, достигают цели, мы можем полуG чать большее «эгоистическое» удовольствие от наблюдения за тем, как наши дети едят чтоGнибудь вкусненькое, чем если бы мы ели сами. Так как же нам отделить «эгоистическое» от «бескорыстного» и в чем различие между ними? Являются ли те люди, которые рискуют жизнью во имя истины, менее эгоиG стичными, чем те, которые рискуют жизнью во имя пищи, если потребность в истине носит столь же животный характер, как и потребность в пище? Очевидно, что переработке подлежит и гедонистическая теория, если животG ное наслаждение, эгоистическое наслаждение, личное наслаждение могут в равной мере быть производными удовлетворения потребностей в пище, секG се, истине, красоте, любви или уважении. Это означает, что гедонизм высG ших потребностей может сохраняться, в то время как гедонизм низших поG требностей уходит. РомантическиGклассическая оппозиция, противопоG ставление Диониса Аполлону, безусловно, может быть переосмыслена. По крайней мере, в некоторых формах она опиралась на все ту же неоправданG ную дихотомию низших потребностей как животных потребностей и высG ших потребностей как не являющихся животными или противостоящих животным. Вместе с тем требуется основательный пересмотр концепций рационального и иррационального, противопоставления рационального и импульсивного и общего представления о разумной жизни как оппозиции инстинктивной жизни. Глава 5. Иерархия потребностей 113 3. Философ, который занимается теорией морали, может многому научитьG ся, занимаясь исследованием мотивационной жизни. Если наши благородG нейшие порывы рассматриваются не как мартингалы 1 на лошадях, но как сами лошади, и если наши животные потребности имеют ту же природу, что и наши высшие потребности, как может сохраняться столь острая их дихоG томия? Как можем мы продолжать считать, что источники их происхождеG ния различны? Кроме того, если мы ясно и во всей полноте сознаем, что эти благородные и добрые порывы возникают и приобретают первоочередG ное значение в результате предварительного удовлетворения более насущG ных животных потребностей, нам следует говорить не только о самоконтG роле, сдерживании, дисциплине и т. д., но чаще вспоминать о спонтанноG сти, удовлетворении и самоопределении. Похоже, что не существует такого острого, как нам казалось, противоречия между суровым велением долга и радостным призывом к наслаждению. При существовании на высшем уровG не (Бытие), долг — наслаждение, работа любима и не существует различия между отдыхом и трудом. 4. Наша концепция культуры и отношения к ней людей требует изменения в сторону «синергизма», как называла это Рут Бенедикт (Benedict, 1970). Культура может работать на удовлетворение базовых потребностей (Maslow, 1967, 1969b), а не подавлять их. Кроме того, она создана не только для поG требностей людей, но и посредством их. Дихотомия культурыGличности нуждается в пересмотре. Не следует делать акцент исключительно на их анG тагонизме, учитывая также возможное сотрудничество и синергизм. 5. Признание того, что лучшие стремления человека в значительной мере ноG сят врожденный, а не случайный или относительный характер, имеет непреG ходящее значение для теории ценностей. Это, с одной стороны, означает, что больше нет необходимости или потребности определять ценности логичеG ским путем или идти за авторитетами или откровениями. Очевидно, что все, что от нас требуется, — это наблюдать и исследовать. Человеческая природа содержит внутри себя ответ на вопросы: Как я могу быть хорошим? Как я могу быть счастливым? Как я могу быть полезным? Организм подскажет нам, что ему нужно (а значит, и что для него ценно), заболевая, когда его лишают того, что представляет для него ценность, и развиваясь, когда его потребности удовлетворены. 6. Изучение этих базовых потребностей показало, что, хотя их природа в знаG чительной мере подобна инстинктам, во многих аспектах они отличаются от инстинктов, которые известны нам у низших животных. Наиболее сущеG ственным из этих отличий является неожиданное открытие, которое нахоG дится в противоречии с устоявшимся мнением о том, что инстинкты сильG ны, нежелательны и неизменны, и свидетельствует о том, что наши базовые 1 Мартингалы — дополнительный повод, не позволяющий лошади задирать голову во время движеG ния. — Примеч. перев. 114 Часть I. Теория мотивации потребности, хотя и подобны инстинктам, являются слабыми. Осознать свои желания, понять, что мы действительно хотим и нуждаемся в любви, уважеG нии, знаниях, философии, самоактуализации и т. д., — все это психологичеG ское достижение, требующее труда. Более того, чем выше уровень потребноG стей, тем легче они видоизменяются и подавляются. И наконец, они не дурG ные, но нейтральные или позитивные. Мы сталкиваемся с парадоксом, что наши человеческие инстинкты или то, что от них осталось, так слабы, что требуют защиты от культуры, от образования, от научения — одним словом, от губительного влияния окружающей среды. 7. Наше понимание целей психотерапии (образования, воспитания детей, форG мирования подобающего характера в общем и целом) должно претерпеть значительные изменения. Многие продолжают считать, что все эти инстиG туты призваны обеспечить подавление и регулирование внутренних импульG сов. Дисциплина, контроль, подавление — вот лозунги такого режима. Но если терапия предполагает устранить контролирующие и подавляющие факG торы, тогда новыми ключевыми словами должны стать спонтанность, освоG бождение, естественность, принятие своего Я, осознание своих стремлений, удовлетворение, самоопределение. Если наши внутренние импульсы преG красны, а не отвратительны, то мы, безусловно, должны стремиться к их осG вобождению и наиболее полному проявлению, а не надевать на них смириG тельную рубашку. 8. Если инстинкты могут быть слабыми и если высшие потребности рассматG риваются как подобные по своей сути инстинктам, а культура рассматриваG ется как более, а не менее мощная сила, чем стремления, подобные инстинкG там, и если базовые потребности оказываются благом, а не злом, то это ознаG чает, что совершенствование человеческой природы может осуществляться благодаря поощрению подобных инстинктам склонностей, наряду с фактоG рами, способствующими социальным улучшениям. Действительно, центG ральным моментом совершенствования культуры нам кажется предоставлеG ние нашим внутренним биологическим склонностям шанса на реализацию. 9. Открытие того, что существование на уровне высших потребностей может иногда стать относительно независимым от удовлетворения низших потребG ностей (и даже при чрезвычайных обстоятельствах от удовлетворения высG ших потребностей), может дать нам ключ к решению старой теологической дилеммы. Теологи всегда считали необходимыми попытки примирить в оргаG низме человека плоть и дух, ангела и дьявола, высшее и низшее, но ни один из них так и не нашел сколькоGнибудь приемлемого решения. ФункциональG ная автономия существования на уровне высших потребностей частично дает ответ на этот вопрос. Высшее может проявиться лишь на основе низшеG го, но, в конечном счете, упрочившись, может стать относительно независиG мым от низшего (Allport, 1955). 10. В дополнение к ценности выживания по Дарвину мы можем теперь постуG лировать также «ценности развития». Благо заключается не только в том, Глава 5. Иерархия потребностей 115 чтобы выжить, но благом (предпочтительным, необходимым для организма) для личности является также развитие по пути более полного проявления всего, что свойственно человеку, в направлении реализации своих потенциG альных возможностей, большего счастья, безмятежности, вершинных переG живаний, трансцендентности, более богатого и адекватного познания реальG ности и т. д. Нам не нужно больше ориентироваться исключительно на жизG неспособность и выживание как на решающий аргумент в пользу того, что бедность, война, гнет, жестокость — зло, а не благо. Мы можем считать их злом, поскольку они ухудшают качество жизни, приводят к деградации личG ности, сознания, здравого смысла. ГЛАВА 6 Немотивированное поведение В этой главе мы продолжим поиск пригодного для научного применения подхода к различению стремлений (действия, копинг, достижение, попытки, целеустремG ленность) и внутреннего становления (существование, самовыражение, развитие, самоактуализация). Это разграничение, безусловно, знакомо восточным культурам и религиям, таким как даосизм, а в нашей культуре оно известно определенному кругу философов, теологов, специалистов в области эстетики, тем, кто интересуG ется мистицизмом; более широко оно известно в среде психологов гуманистичеG ского и экзистенциального направления и им подобных. Западная культура в целом опирается на иудеоGхристианскую теологию. В СоG единенных Штатах, в частности, господствует пуританский и прагматический дух, который делает акцент на труде, борьбе, стремлении, воздержании и серьезG ности и, прежде всего, на достижении цели 1 . Подобно любому другому социальG ному институту, наука в целом и психология в частности не свободны от влияG ния климата и атмосферы, определяемых культурой. Американская психология вследствие этого сверхпрагматическая, чрезвычайная пуританская и до крайноG сти целеустремленная. Это видно не только по результатам ее исследований и декларируемым целям, но и по ее лакунам, по тому, чем она пренебрегает. Ни в одном учебнике нет главы, посвященной веселью и удовольствию, досугу или меG дитации, праздности и безделью, нецелеустремленной, бесполезной деятельноG сти, эстетическому созиданию или опыту или немотивированной деятельности. Таким образом, американская психология всецело поглощена лишь одной полоG 1 «Свободные ассоциации, обилие образов, сложные сны, произвольные исследования играют в разG витии человека роль, которую невозможно объяснить ни в плане происхождения, ни с точки зрения выгоды или потенциальной полезности. В механистической культуре, подобной нашей, эти важные виды деятельности недооценивались или не принимались во внимание… «Когда мы избавляемся от предубеждений механицизма, нам следует понять, что “избыточное” не менее важно для развития человека, чем целесообразное: что красота, например, играет в эволюции не меньшую роль, чем польза, и ее нельзя трактовать, как стремился Дарвин, как всего лишь пракG тическое приспособление для ухаживания или оплодотворения. Говоря коротко, можно познавать природу с мифологической точки зрения, как поэта, работающего с метафорами и рифмами, но можG но воспринимать ее и как искусного механика, который пытается сэкономить материал, свести конG цы с концами и выполнить свою работу как можно лучше и с меньшими затратами. МеханистичеG ская интерпретация не менее субъективна, чем поэтическая; и в определенной степени полезны и та и другая» (Mumford, 1951, p. 35). Глава 6. Немотивированное поведение 117 виной жизни, предав другую, возможно, более важную половину, полному забG вению! С точки зрения ценностей, этот подход можно определить как первоочередную занятость средствами и полное невнимание к целям. Такая философия потенциальG но присутствует практически во всей американской психологии (включая ортодокG сальный и ревизионистский психоанализ), пренебрегающей сутью деятельности и вершинными переживаниями (при которых ничего не создается), уделяя первоочеG редное внимание деятельности, включающей преодоление, изменение, которая ноG сит результативный или целеустремленный характер и в результате которой делаG ется нечто полезное. Кульминацию такой философии в недвусмысленной форме можно найти в Theory of Valuation Джона Дьюи (Dewey, 1939), в которой возможG ность целей, в сущности, отрицается; они сами являются лишь средствами для друG гих средств, которые в свою очередь нужны другим средствам… и т. д. (хотя в других своих работах этот ученый признает существование целей). Поскольку современная психология в высшей степени прагматична, она отвоG рачивается от направлений, на которые следовало бы обратить первоочередное внимание. Общеизвестно, что, будучи поглощенной практическими результатами, приемами и средствами, она мало что может сказать, к примеру, о красоте, искусG стве, развлечении, игре, чуде, благоговении, радости, любви, счастье и прочих «бесG полезных» реакциях и вершинных переживаниях. Следовательно, она не может помочь или может, но очень незначительно, художнику, музыканту, поэту, прозаG ику, специалисту в области гуманитарных наук, знатоку искусства, аксиологу, теG ологу или иной личности, ориентированной на пиковые переживания или удовольG ствие. Психологию можно обвинить в том, что она предлагает недостаточно той современной личности, которая в первую очередь нуждается в натуралистических или гуманистических целях или системе ценностей. Различие между экспрессивными (бесполезными) и копингGсоставляющими (полезными, адаптивными, функциональными, целеустремленными) поведения до сих пор не использовалось должным образом в качестве основы психологии ценG ностей 1 . Изучая и применяя разграничение экспрессивного поведения и копингG поведения, которое одновременно является разграничением «бесполезного» и «поG лезного» поведения, — мы можем расширить сферу компетенции психологии в этом направлении. Первая часть этой главы рассматривает различия между экспрессивным повеG дением и копингGповедением. В последней ее части анализируются примеры повеG дения, носящего скорее экспрессивный, чем копингGхарактер, и которое может счиG таться немотивированным поведением. 1 Здесь мы должны быть осторожны, избегая острого противоречия в духе «илиGили». Большинство действий, составляющих поведение, содержат как экспрессивный, так и копингGкомпонент; наприG мер, ходьба является как целью, так и манерой. И все же мы не хотим полностью исключать, как делают это Оллпорт и Вернон (Allport, Vernon, 1933), теоретическую возможность действий чисто экспрессивного характера, таких как бесцельная прогулка вместо ходьбы; способность заливаться краской; грациозность; плохая осанка; свист; детский ликующий смех; не связанные с коммуникаG цией занятия искусством, которые проводятся в уединении; самоактуализация в чистом виде и т. д. 118 Часть I. Теория мотивации Копинг в сравнении с экспрессией Ниже приводится краткое описание различий между копингGповедением и эксG прессивным поведением. Целенаправленное или бесцельное. КопингGповедение по определению являG ется целенаправленным и мотивированным; экспрессия часто бывает немотивироG ванной. Парадокс — старание не стараться. КопингGповедение предполагает, что предG принимаются усилия; экспрессия же не предполагает усилий. Экспрессия, связанG ная с искусством, разумеется, представляет собой промежуточный случай, поG скольку человек учится быть спонтанным и способным к экспрессии (если ему это удается). Человек может стараться расслабиться. Внешние и внутренние детерминанты. Копинг в большей степени детерминиG рован переменными внешнего характера, которые определяются культурой и окруG жающей средой; экспрессия в значительной степени детерминирована состояниG ем организма. Следствием этого является куда более высокая степень корреляции экспрессии с глубинной структурой характера. Так называемые проективные тесG ты можно более точно обозначить как экспрессивные тесты. Приобретенное в процессе научения или не связанное с ним. Копинг в больG шинстве случаев является результатом научения; экспрессия чаще всего не связаG на с научением, она проявляется в результате освобождения, если на ее пути нет препятствий. Возможность контроля. Копинг более управляем (подавляется, сдерживается, вытесняется усвоением культурных норм); экспрессия чаще бывает неконтролиG руемой, а порой принимает неудержимый характер. Воздействие на окружающую среду. Копинг обычно предполагает внесение изменений в окружающую среду и часто производит такие изменения; экспрессия не предполагает никаких определенных действий. Если она и вызывает изменения окружающей среды, это происходит непреднамеренно. Средства и цели. КопингGповедение предполагает использование определенG ных средств, а его цель — удовлетворение потребности или уменьшение угрозы. Экспрессия часто является самоцелью. Сознательное и бессознательное. Для копингGсоставляющей типичен сознаG тельный характер (хотя копинг может стать бессознательным); экспрессия чаще является бессознательной. Целенаправленное и бесцельное поведение КопингGповедение всегда предполагает в качестве детерминантов влечения, поG требности, цели, функции, намерения и замыслы. Оно возникает, когда нужно чтоG то предпринять, например пойти в определенное место, купить еду, отправить письмо, соорудить книжные полки или выполнить работу, за которую нам платят. Сам термин копинг (Maslow and Mittelman, 1951) предполагает попытку решить проблему или, по меньшей мере, заняться ею. Следовательно, такое поведение предполагает связь с чемGто вне себя; оно не является автономным. Эта связь моG жет иметь отношение к безотлагательной или базовой потребности, к средствам Глава 6. Немотивированное поведение 119 или к целям, к поведению, вызванному фрустрацией, или же к целенаправленноG му поведению. Экспрессивное поведение в том виде, в котором оно до сих пор рассматривалось психологами, как правило, немотивировано, хотя, разумеется, детерминировано. (Таким образом, хотя экспрессивное поведение имеет множество детерминантов, удовлетворение потребностей не обязательно находится в их числе.) Оно лишь отражает, воспроизводит, выражает определенное состояние организма. В действиG тельности, чаще всего оно является |