Главная страница
Навигация по странице:

  • Инсайт и удовлетворение потребностей

  • Подходы к соответствию норме и здоровью Слова нормальный и аномальный

  • Традиционные представления

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница24 из 50
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   50
    166
    Часть II. Психопатология и соответствие норме степени мы можем рассчитывать на доброе начало в человеке, оценивая присущие человеческой природе недостатки, которые нам известны? до какой степени мы можем рассчитывать на доброе начало в обществе ввиду тех проблем, которые свойственны природе самого общества?
    Мое личное мнение состоит в том, что совершенный человек невозможен, даже немыслим, но люди могут стать гораздо лучше, чем думает большинство. Что касаG
    ется совершенного общества, оно тоже кажется мне неосуществимой мечтой, в осоG
    бенности с учетом того очевидного обстоятельства, что практически невозможно создать совершенный брак, совершенную дружбу или отношения родитель—ребеG
    нок. Если паре, семье, группе так сложно достичь безукоризненной любви, наскольG
    ко труднее это для 200 миллионов? Для 3 миллиардов? И все же очевидно, что пара,
    группа, общество хотя и не могут быть совершенными, несомненно, могут соверG
    шенствоваться и могут быть как очень хорошими, так и чрезвычайно скверными.
    Кроме того, по моим ощущениям, нам достаточно много известно о совершенG
    ствовании пар, групп, обществ, чтобы понять, что вероятность быстрых перемен крайне мала. Совершенствование одногоGединственного человека может быть деG
    лом года психотерапевтической работы, и после этого основным результатом этоG
    го «совершенствования» является то, что оно позволяет этому человеку взяться за выполнение задачи длиною в жизнь, а именно самосовершенствования. МгновенG
    ная самоактуализация в великий момент превращения, инсайта или осознания
    действительно случается, но это происходит чрезвычайно редко, и рассчитывать на это не приходится. Психоаналитики долго учились не делать ставку только на инсайт, но уделять основное внимание проработке, длительным, медленным, боG
    лезненным усилиям, которые нужно приложить, чтобы достичь инсайта. На ВосG
    токе духовные наставники и учителя также подчеркивают, что совершенствование самого себя — это задача, которая ставится на всю жизнь. Эта идея постепенно доG
    ходит до сознания наиболее мыслящих и рассудительных лидеров психотерапевG
    тических групп, групп для встреч, групп личностного развития, эмоционального развития и им подобных, которые переживают сейчас болезненный момент расстаG
    вания с теорией «большого взрыва» (Big Bang theory) самоактуализации.
    Все выводы в данной сфере должны делаться исключительно на основе сопоG
    ставлений, как в следующих примерах. 1. Чем здоровее общество в целом, тем меньG
    ше в нем необходимости в индивидуальной психотерапии, поскольку больных индивидов в нем меньше. 2. Чем здоровее общество в целом, тем более вероятно,
    что больной человек может получить помощь или исцеление без вмешательства профессиональной психотерапии, т. е. при помощи позитивного жизненного опыG
    та. 3. Чем здоровее общество в целом, тем легче в нем психотерапевту излечить паG
    циента, поскольку повышается вероятность психотерапии пациента путем удовG
    летворения потребностей. 4. Чем здоровее общество в целом, тем проще будет леG
    чить при помощи инсайтGтерапии, поскольку будет достаточно способствующего этому позитивного жизненного опыта, добрых взаимоотношений и т. д., наряG
    ду с относительным отсутствием войн, безработицы, бедности и других патогенеG
    тических факторов социального характера. Безусловно, можно построить десятки подобных теорем, которые несложно доказать.

    Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми
    167
    Некоторые из таких формулировок, касающихся взаимосвязи болезни индивиG
    да, индивидуальной психотерапии и природы общества, необходимы, чтобы разG
    решить часто упоминаемый пессимистический парадокс: как может здоровье или улучшение здоровья быть возможным в больном обществе, которое само и стало причиной плохого состояния здоровья? Пессимизму, которым проникнута эта дилемма, можно противопоставить сам факт существования самоактуализируюG
    щихся людей и наличие психотерапии, доказывающей, что она возможна, сущеG
    ствуя в действительности. И в этом случае полезно выстроить теорию, каким об=
    разом это возможно, если только мы оставляем этот вопрос открытым для эмпиG
    рического исследования.
    Профессиональная психотерапия
    Методы
    По мере того как болезнь принимает все более серьезный характер, она все меньше поддается благотворному воздействию удовлетворения потребностей. В этом конG
    тинууме наступает момент, когда 1) уже нет ни стремления, ни желания к удовлеG
    творению базовых потребностей, и человек отказывается от него в пользу удовлетG
    ворения потребностей невротического характера и 2) даже когда такое удовлетвореG
    ние возможно, пациент не в состоянии воспользоваться им. Бесполезно предлагать ему любовь, поскольку он боится ее, не доверяет ей, неверно истолковывает ее и, в конечном счете, отказывается от нее.
    Именно в этот момент профессиональная (инсайтG)психотерапия становится не просто необходимой, но и незаменимой. Никакая другая терапия в этом случае не применима: ни внушение, ни катарсис, ни симптоматическое лечение, ни удовлеG
    творение потребностей. Следовательно, в этот момент мы входим, так сказать,
    в другую страну — в царство, где правят свои законы, сферу, в которой все принG
    ципы, обсуждавшиеся в этой главе до сих пор, неприменимы без их видоизменеG
    ния и уточнения.
    Отличие профессиональной психотерапии от непрофессиональной велико и весьма существенно. Развитие психологии в течение этого века, начиная с революG
    ционных открытий Фрейда, Адлера и др., превратили психотерапию из интуитивG
    ного искусства в сознательно применяемую науку. На сегодняшний день в ее расG
    поряжении есть такие инструменты, которые недоступны просто хорошему человеку, поскольку для их использования нужно обладать соответствующим инG
    теллектом и, кроме того, пройти надлежащую подготовку для использования этих новых приемов. Эти приемы искусственные, а не спонтанные или бессознательные.
    Им можно обучить методом, который до определенной степени независим от хаG
    рактера психотерапевта.
    Здесь мы намерены рассказать лишь о самых важных, самых революционных их этих методов: достижении пациентом инсайта, т. е. о ситуациях, когда его неG
    осознанные желания, импульсы, подавление и мысли (генетический анализ, анаG
    лиз характера, анализ сопротивления, анализ переноса) становятся доступными для него на сознательном уровне. Именно это средство дает профессиональному

    168
    Часть II. Психопатология и соответствие норме психотерапевту, который является одновременно и достойной личностью, громадG
    ное преимущество перед человеком, который просто является достойной личносG
    тью, но не владеет профессиональными приемами.
    Как достигается инсайт? На настоящий момент большая часть, если не вся техG
    ника его достижения не слишком далеко ушла от разработок Фрейда. Свободные ассоциации, интерпретация снов и интерпретация того, что стоит за повседневным поведением, — вот основные пути, которыми пользуется психотерапевт, помогая пациентам достичь сознательного инсайта. В его распоряжении имеются и некоG
    торые другие возможности, но они гораздо менее важны. Техники релаксации и различные техники, которые вызывают диссоциацию, а затем используют это, не столь важны, как так называемый фрейдистский метод, хотя они вполне могли бы применяться гораздо более широко, чем применяются сейчас.
    В определенных пределах эти методы может освоить каждый, кто обладает поG
    добающим уровнем интеллекта, кто готов пройти соответствующий курс обучения в психиатрическом или психоаналитическом институте, аспирантуре или ином учебном заведении. Разумеется, следует понимать, что эффективность применения этих методов разными людьми будет различной. Некоторые из лиц, изучающих инсайтGтерапию, поGвидимому, обладают более тонкой интуицией, чем другие.
    Можно также предположить, что человек, которого мы обозначили как достойную личность, будет применять эти методы куда более эффективно, чем психотерапевт,
    не являющийся такой личностью. Все институты психоанализа предъявляют опреG
    деленные требования личностного характера к своим студентам.
    Еще одно великое открытие, которое подарил нам Фрейд, — признание необG
    ходимости понимания психотерапевтом самого себя. Несмотря на то что необхоG
    димость такого инсайта для самого психотерапевта признана сторонниками псиG
    хоанализа, она до сих пор формально не признана психотерапевтами других наG
    правлений. Это ошибка. Из представленной здесь теории следует, что любой фактор, который способствует совершенствованию личности психотерапевта, тем самым делает его работу более успешной. Психоанализ или другая глубокая псиG
    хотерапия самого психотерапевта помогают ему добиться успеха. Если они и не всегда позволяют добиться излечения, они, по крайней мере, могут дать психотеG
    рапевту возможность понять, что ему угрожает, каковы основные точки конфликG
    та и фрустрации в нем самом. В результате, когда он будет общаться со своими пациентами, он сможет постараться ослабить их негативное действие и нейтраG
    лизовать его. Относясь к этим факторам сознательно, он может подчинить их своему интеллекту.
    Мы уже упоминали о том, что раньше структура характера психотерапевта имеG
    ла куда большее значение, чем теоретические взгляды, которых он придерживалG
    ся, или даже те методы, которые он сознательно применял. Но этот фактор играет все меньшую роль по мере того, как профессиональная психотерапия становится все более сложной. В целостном представлении о хорошем психотерапевте его хаG
    рактер постепенно отступает на задний план, поскольку подготовка, интеллект,
    методы и теории играют все большую роль; это будет продолжаться до тех пор, пока в один прекрасный день в будущем эти факторы не обретут первостепенное значеG
    ние. Мы превозносили методы психотерапии, которые применяла мудрая старуха,

    Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми
    169
    по той простой причине, что в прошлом не было других психотерапевтов, а кроме того, потому, что даже в настоящем и в будущем такие люди поGпрежнему будут играть важную роль в том, что мы определили как непрофессиональная психотеG
    рапия. Однако у людей больше нет необходимости путем подбрасывания монеты решать, идти ли им к священнику или к психоаналитику. Хороший квалифицироG
    ванный психотерапевт оставит далеко позади любителя, действующего по наитию.
    Мы можем надеяться, что в не слишком отдаленном будущем, особенно если общество будет совершенствоваться, профессиональный психотерапевт не будет заниматься подбадриванием, оказанием поддержки и удовлетворением прочих потребностей, поскольку это удовлетворение мы сможем получить от своих товаG
    рищейGнеспециалистов. К психотерапевту люди будут обращаться при заболеваG
    ниях, исцеление которых лежит за пределами простого удовлетворения потребноG
    стей или освобождения, но которые поддаются лишь профессиональным методам лечения, не используемым психотерапевтамGнеспециалистам.
    Парадоксально, но из предыдущих теорий можно сделать и совершенно протиG
    воположный вывод. Если относительно здоровые люди настолько более восприG
    имчивы к психотерапии, то, возможно, стоит уделить большую часть времени, заG
    трачиваемого на профессиональную психотерапию, наиболее здоровым, а не наиG
    менее здоровым людям на том разумном основании, что лучше усовершенствовать десять человек в год, чем одного, в особенности если эти несколько человек заниG
    мают должности, на которых они могут выступать в качестве непрофессиональных психотерапевтов (например, учителя, социальные работники, врачи). В определенG
    ной степени так и происходит. Значительная часть времени опытных психоаналиG
    тиков и специалистов в области экзистенциального анализа занята подготовкой,
    обучением и психоанализом молодых психотерапевтов. Широкое распространение получило и обучение психотерапевтами врачей, социальных работников, психолоG
    гов, медсестер, священников и учителей.
    Инсайт и удовлетворение потребностей
    Прежде чем закончить рассмотрение инсайтGтерапии, необходимо разрешить диG
    хотомию, которую, как предполагалось до сих пор, составляют инсайт и удовлеG
    творение потребностей. Чисто когнитивный или рационалистический инсайт (хоG
    лодное, бесстрастное знание) это одно; инсайт организма — нечто совсем другое.
    Полный инсайт, о котором иногда говорят фрейдисты, — это осознание того факG
    та, что одно лишь знание собственных симптомов, даже если к нему добавить поG
    нимание их происхождения, и осмысление динамической роли, которую они играG
    ют в существующей психической структуре, само по себе не имеет целительного характера. Его должен сопровождать эмоциональный опыт, повторное переживаG
    ние этого опыта, катарсис, реакция. Таким образом, полный инсайт — это не тольG
    ко когнитивный, но и эмоциональный опыт.
    До некоторой степени более точно утверждение, что подобный инсайт часто является опытом конативного характера, связанным с удовлетворением потребноG
    стей или фрустрацией, реальным ощущением того, что ты любим или отвергнут,
    находишься под защитой или ощущаешь презрение. Чувство, о котором говорят психоаналитики, в таком случае представляется реакцией на осознание человеком,

    170
    Часть II. Психопатология и соответствие норме например, того, что отец действительно любил его, после пережитого им заново
    20Gлетнего опыта; ранее осознание этого факта подавлялось или было неадекватG
    ным. Другим примером может быть внезапное осознание женщиной того, что она ненавидела свою мать, хотя до сих пор она считала, что любила ее.
    Этот неисчерпаемый опыт, когнитивный, эмоциональный и конативный одноG
    временно, мы можем обозначить как инсайт организма. Но ведь до сих пор мы заG
    нимались изучением в первую очередь эмоционального опыта. В этом случае нам следует расширить границы объекта изучения, включая в него конативные элеменG
    ты; в конечном счете мы должны говорить о холистических эмоциях или эмоциях организма [в целом] и т. д. Это касается и конативного опыта, который также слеG
    дует расширить до опыта организма в целом. Последний шаг представляет собой осознание того, что не существует различий между инсайтом организма, эмоцияG
    ми организма и способностью организма к волевым проявлением, за исключением тех случаев, когда этот подход и первоначально существовавшие дихотомии расG
    сматриваются как артефакты чрезмерно атомистического подхода к предмету.

    ГЛАВА 10
    Подходы к соответствию
    норме и здоровью
    Слова нормальный и аномальный имеют такое множество значений, что стали практически бесполезными. Сегодня психологи и психиатры чаще всего заменяG
    ют эти слишком общие слова более специальными понятиями. Именно этим мы и займемся в этой главе.
    В целом попытки определить соответствие норме относятся или к сфере статиG
    стики, или к сфере культуры, или же к биологии и медицине. Однако все это лишь
    формальные определения, этакие парадные дефиниции, которые не подходят для повседневной жизни. Неформальное значение слова должно быть столь же опреG
    деленным, как значение любого специального термина. Большинство людей подG
    разумевают нечто свое, задавая вопрос что есть норма? Для большинства людей,
    даже для специалистов, в определенных аспектах это вопрос ценностного характеG
    ра; в действительности речь идет о том, что представляет для нас ценность, что, по нашему мнению, хорошо, а что плохо, о чем нам следует беспокоиться, за что мы ощущаем вину, а что считаем добродетелью. Я бы хотел рассмотреть название этой главы как в специальном, так и в разговорном смысле слова. По моему впечатлеG
    нию, многие профессионалы в данной сфере делают то же самое, хотя большую часть времени просто не осознают этого. Ведется много дискуссий о том, что ознаG
    чает соответствие норме, но очень мало о том, что оно означает в контексте, в норG
    мальном разговоре. В своей врачебной практике я всегда интерпретировал вопрос о соответствии норме и аномалии, прежде всего принимая во внимание контекст,
    в котором говорящий употребляет это слово. Когда мать спрашивает меня, нормаG
    лен ли ее ребенок, я воспринимаю это как вопрос о том, должна она беспокоиться о ребенке или нет, должна ли она прилагать дополнительные усилия, для того, чтобы определенным образом контролировать поведение ребенка, или не обращать внимаG
    ния и не волноваться. Когда люди после лекции задавали вопросы о соответствии норме и отклонениях от нормы, касающихся сексуального поведения, я относился к их вопросу так же, и смысл моих ответов состоял в следующем: «Да, это должно выG
    зывать беспокойство» или «Нет, об этом не следует беспокоиться».
    Думаю, настоящей причиной для вновь возникшего интереса к этой проблеме среди психоаналитиков, психиатров и психологов является сознание того, что это очень важный вопрос ценностного характера. Когда, например, Эрих Фромм говоG
    рит о соответствии норме, он употребляет данное понятие в связи с добродетелью,
    желательностью и ценностью. Так же поступало большинство авторов, касавшихся данной темы. Работа такого рода и теперь и в прошлом была откровенной попыткой

    172
    Часть II. Психопатология и соответствие норме выстроить психологию ценностей, которая могла бы служить практическим рукоG
    водством для обычного человека, и наряду с этим представлять собой систему ценG
    ностных ориентаций для преподавателей философии и других специалистов.
    Мы можем пойти еще дальше. Для многих психологов подобные усилия все в большей степени являются попыткой сделать то, что пытались и не сумели сделать различные религии, а именно дать людям представление о человеческой природе как таковой, о ее взаимоотношениях с другими людьми, с обществом в целом, с миром в целом, предложить систему ценностных ориентаций, с помощью которой они могли бы понять, когда должны сознавать свою вину и когда этой вины за ними нет. Таким образом, мы занимаемся тем, что представляет собой научную теорию нравственности. Мне бы очень хотелось, чтобы изложенное в этой главе восприG
    нималось именно таким образом.
    Традиционные представления
    Прежде чем мы перейдем к этой важной теме, давайте сначала обратимся к некоG
    торым не слишком удачным попыткам специалистов дать определение соответG
    ствия норме.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   50


    написать администратору сайта