Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
либо все в человеке определяется инстинктом, наследственностью, биологической судьбой, либо же все зависит от окружающей среды, социальных факторов, научения. СтаG рая полемика о наследственном и приобретенном под влиянием окружающей среG ды еще жива, хотя время ее прошло. Очевидно, что детерминанты деструктивного поведения многообразны. Совершенно очевидно, что в число этих детерминантов мы должны включить культуру, научение, окружающую среду. Менее очевидно, но все же весьма вероятно, что биологические детерминанты также играют сущеG ственную роль, несмотря на то что мы не можем с уверенностью сказать, какова она. Как минимум мы должны принять тот факт, что склонность к насилию — неизбежG ная часть человеческой сущности, лишь тогда, когда базовые потребности обречеG ны на периодическую фрустрацию, и мы знаем, что люди устроены таким образом, что насилие, гнев и месть — достаточно распространенные последствия такой фруG страции. В конечном счете, нет необходимости делать выбор между всемогущими инG стинктами и всемогущей культурой. Точка зрения, представленная в этой главе, преодолевает данную дихотомию и делает ее ненужной. Наследственность или 148 Часть II. Психопатология и соответствие норме иного рода биологическая детерминация не является определяющей; вопрос заG ключается лишь в степени ее влияния. Подавляющее количество данных, касаюG щихся людей, показывает, что существуют биологические и наследственные детерG минанты, но у большинства индивидов они достаточно слабы и легко подавляютG ся культурными факторами в процессе научения. Они не только слабы, но носят дезинтегрированный, остаточный характер и не представляют собой целостные, заG конченные инстинкты, которые обнаруживаются у низших животных. Люди не имеют инстинктов, но им на самом деле присущи остатки инстинктов, потребноG сти, подобные инстинктам, врожденные способности и потенциальные возможноG сти. Кроме того, клинический опыт и опыт изучения личности подтверждает, что эти слабые склонности, подобные инстинктам, являются благом, что они желаG тельны и здоровы по своей сути, а не злы и пагубны, что попытки спасти их от уничтожения осуществимы и оправданы, и это, несомненно, основная функция любой достойной культуры. ГЛАВА 9 Психотерапия как добрые отношения между людьми Удивительно, что психологиGэкспериментаторы не обращаются к изучению псиG хотерапии как к нетронутым золотым россыпям. В результате успешной психотеG рапии люди иначе воспринимают действительность, иначе мыслят, иначе обучаG ются. Изменяются их мотивы и их эмоции. Это лучшая методика, которая когдаG либо существовала, для того чтобы сравнить предстающую без прикрас в своей глубинной сути натуру человека с внешними проявлениями его личности. ИзмеG няются межличностные связи и отношение к обществу. Характер (или личность) меняется как внешне, так и по сути. Существуют даже свидетельства того, что изG меняется внешность, улучшается психологическое здоровье и т. д. В некоторых случаях даже повышается коэффициент интеллекта. И все же термин психотера= пия не представлен даже в предметных указателях большей части книг по научеG нию, перцепции, мышлению, мотивации, социальной психологии, физиологичеG ской психологии и т. п. У нас нет никакого сомнения в том, что теория научения, говоря без преувелиG чений, извлекла бы немалую пользу из изучения воздействия научения на такие обладающие терапевтическим эффектом факторы, как брак, дружба, свободные ассоциации, анализ резистентности, успех на работе, не говоря уже о трагедии, травме, конфликте и страдании. Другой не менее важный круг нерешенных проблем встает при рассмотрении психотерапевтических отношений как одного из примеров социальных или межG личностных отношений, т. е. как раздела социальной психологии. В настоящий момент мы можем описать, по меньшей мере, три типа отношений, которые могут сложиться между пациентом и психотерапевтом: авторитарный, демократический и принцип невмешательства, причем каждый из них поGсвоему хорош. Но в точноG сти такие же три типа взаимоотношений можно обнаружить при изучении взаиG моотношений между членами детских клубов, методов гипноза, различных полиG тических теорий, отношений матери и ребенка (Maslow, 1957) и различных социG альных структур человекообразных приматов (Maslow, 1940a). Любое тщательное исследование целей и намерений психотерапии должно очень быстро обнаружить несовершенство современной теории личности, постаG вить под сомнение фундаментальную научную ортодоксию, которая утверждает, что ценностям в науке нет места, обнажить недостатки медицинских представлеG ний о здоровье, болезни, терапии и излечении и ясно показать, что нашей культуре 150 Часть II. Психопатология и соответствие норме поGпрежнему недостает годной к употреблению системы ценностей. НеудивительG но, что люди боятся этой проблемы. Можно привести много других примеров того, что психотерапия является важной отраслью общей психологии. Мы можем сказать, что психотерапия может осуществляться семью основныG ми путями: 1) при помощи экспрессии (совершение поступка, освобождение, каG тарсис); 2) путем удовлетворения базовых потребностей (оказание поддержки, ободрение, защита, любовь, уважение); 3) посредством устранения угрозы (защиG та, благоприятные социальные, политические и экономические условия); 4) путем инсайта, более совершенного знания и понимания; 5) с помощью внушения или авторитета; 6) путем непосредственной борьбы с симптомами, как это делается при бихевиориальной терапии; и 7) при помощи позитивной самоактуализации, индиG видуализации или развития. Этот перечень также представляет приемлемые с соG циальной и культурной точки зрения пути изменения личности. Мы особенно заинтересованы в том, чтобы рассмотреть некоторые виды межличG ностных отношений в свете данных психотерапии и теории мотивации, представленG ной в этой книге. Подобное рассмотрение покажет, что удовлетворение базовых поG требностей — важный (возможно, самый важный) шаг на пути к конечной позитивG ной цели любой психотерапии, а именно к самоактуализации. Также надлежит отметить, что базовые потребности можно удовлетворить главG ным образом с помощью других людей и что, следовательно, психотерапия должG на осуществляться главным образом на межличностной основе. Группы базовых потребностей, удовлетворение которых представляет основной метод лечения (наG пример, безопасность, принадлежность, любовь и уважение), могут быть удовлеG творены лишь при помощи других людей. Я могу сразу сказать, что мой опыт ограничивается непродолжительными виG дами психотерапии. Те, кто имеет опыт работы прежде всего с психотерапией при помощи психоанализа (более глубокой), склоняются к выводу, что основное лекарG ство представляет собой не удовлетворение потребностей, а инсайт. Это действиG тельно так, поскольку серьезно больные люди не в состоянии принять или полоG жительно отреагировать на удовлетворение базовых потребностей, пока они не расстанутся с инфантильной интерпретацией собственного Я и других людей и не обретут способность адекватного восприятия своей личности и межличностных отношений в соответствии с реальностью. Мы могли бы обсудить этот вопрос, если бы пожелали, подчеркивая, что цель психотерапии при помощи инсайта — обеспечить возможность благоприятных межличностных отношений и удовлетворения потребностей, которое им сопутG ствует. Мы знаем, что инсайт эффективен лишь потому, что происходят названные изменения в мотивации. Однако установление предварительного разграничения между более простой, менее продолжительной, основанной на удовлетворении потребностей психотерапией и более глубокой, более продолжительной и трудоG емкой психотерапии на основе инсайта представляет большую эвристическую ценG ность. Как мы увидим, удовлетворение потребностей возможно во многих нефорG мальных ситуациях, таких как брак, дружба, сотрудничество или обучение. В теоG ретическом плане это открывает дорогу к более широкому использованию навыков Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми 151 многими непрофессиональными психотерапевтами. В настоящее время психотеG рапия при помощи инсайта, несомненно, является вопросом техники и требует длительного обучения. Детальный анализ теоретических последствий дихотомии непрофессиональной психотерапии и профессиональной психотерапии принесет нам пользу во многих аспектах. Необходимо также сказать, что, хотя более глубокая терапия при помощи инG сайта включает дополнительные элементы, мы сможем наилучшим образом понять их, если изберем в качестве отправной точки для исследования наличие помех для базовых потребностей и их удовлетворение. Этот подход прямо противоположен существующей в настоящее время практике обращаться за истолкованием к тому или иному виду психоанализа (или иному виду инсайтGтерапии) в процессе проG ведения менее продолжительных видов психотерапии. Одним из побочных эффекG тов такого подхода является то, что изучение психотерапии и развития личности воспринимается как изолированная сфера психологической теории, более или меG нее самодостаточная и управляемая автохтонными 1 законами, которые действуют лишь в пределах данной сферы. В этой главе открыто отвергаются подобные взгляG ды и исходя из того, что в психотерапии нет законов, действие которых ограничиG вается данным специальным случаем. Причиной почему, что мы вели себя так, как будто они существуют, было не только то обстоятельство, что большинство проG фессиональных психотерапевтов получало скорее медицинскую, чем психологиG ческую подготовку, но также и странное невнимание психологовGэкспериментатоG ров к тому, как отражаются на их собственном представлении о природе человека феномены, связанные с психотерапией. Говоря коротко, мы можем утверждать, что психотерапия в первую очередь должна основываться на разумной общей теории психологии и что теория психологии должна быть расширена, так чтобы соответG ствовать данной задаче. Поэтому в первую очередь мы займемся более простыми феноменами, связанными с психотерапией, а проблемы инсайта рассмотрим во второй половине этой главы. Психотерапия и удовлетворение потребностей Нам известно множество фактов, которые в совокупности делают невозможной теорию психотерапии, которая 1) является чисто когнитивной или 2) носит абсоG лютно беспристрастный характер, но тем не менее эти факты совместимы с теориG ей удовлетворения потребностей и с межличностным подходом к психотерапии и развитию. Шаманское исцеление Психотерапия существует столько же времени, сколько существует общество. Шаман, лекарь, знахарь, самая мудрая старуха в общине, священник, гуру, а в неG давнем прошлом врач в определенных случаях использовали то, что сегодня 1 Автохтонные законы — сформированные и действующие только в данном месте, в данных услоG виях. — Примеч. науч. ред. 152 Часть II. Психопатология и соответствие норме называется психотерапией. Без сомнения, крупные религиозные лидеры и органиG зации также могут рассматриваться как излечивавшие таким образом не только случаи явной, бросающейся в глаза психопатологии, но и более тонкие разновидноG сти психических отклонений и нарушения душевного равновесия. Различные объяснения этих достижений не имеют друг с другом ничего общего, и, как мы полагаем, их не следует принимать всерьез. Мы должны признать факт, что, хотя такие чудеса и могли совершаться, те, кто их совершал, не знали, как и почему они могут сделать это. Отсутствие связи между теорией и результатами Расхождение между теорией и практикой существует и сегодня. Различные школы психотерапии спорят друг с другом, причем иногда весьма резко. Тем не менее псиG холог, занимающийся клинической работой в течение достаточно продолжительноG го времени, в ходе своей деятельности встретит пациентов, излеченных представиG телями каждой из этих философских школ. Эти пациенты становятся благодарныG ми и верными сторонниками того или иного теоретического направления. Но так же легко можно найти примеры того, как приверженцы той или иной школы терпели неудачу. Кроме того, я встречал пациентов, которых излечивали целители или псиG хиатры, которые, насколько мне известно, никогда не обучались ничему, что можно было бы назвать психотерапией (не говоря уже о школьных учителях, священниках, медицинских сестрах, дантистах, социальных работниках и пр.). Разумеется, мы вправе критиковать различные теоретические школы с эмпиG рической и научной точек зрения и выстроить приблизительную иерархию их отG носительной эффективности. И мы можем надеяться, что в будущем нам удастся собрать соответствующую статистику, чтобы показать, что теоретическая подгоG товка одного рода дает более высокий процент излечения или развития, чем друG гая, хотя первая тоже не всегда приводит к успеху. В настоящий момент, однако, мы должны признать то обстоятельство, что реG зультаты психотерапии до определенной степени не зависят от теории или достиG гаются вообще без всякой теории. Хорошие результаты достигаются различными методами Даже в пределах одной философской школы, например классического фрейдистсG кого психоанализа, хорошо известно, что один психоаналитик отличается от друG гого, причем не только в отношении квалификации в обычном смысле этого слова, но и в отношении эффективности лечения. Есть блестящие психоаналитики, коG торые внесли значительный вклад в теорию и преподавание и заслуженно считаG ются знатоками, у которых нет отбоя от студентов, стремящихся на их лекции и практические занятия, и которые при этом очень часто терпят крах при лечении пациентов. Есть и другие, которые никогда не писали статей и не сделали почти никаких открытий, но которым в большинстве случаев удается излечить своих пациентов. Разумеется, существует определенный уровень позитивной корреляG ции между блестящими научными достижениями и успешным лечением пациенG тов, и все же исключения требуют объяснения. Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми 153 Личность психотерапевта В истории есть несколько широко известных случаев, когда основатели школ псиG хотерапевтической мысли, будучи чрезвычайно талантливыми психотерапевтами, практически всегда терпели неудачу, пытаясь передать это умение своим студенG там. Если бы дело было в одной лишь теории, содержании или сумме знаний и если бы личность врача не имела никакого значения, то обладающие достаточным инG теллектом и прилежанием студенты, в конце концов, достигли бы уровня своего учителя или даже превзошли бы его. Улучшение без «психотерапии» Достаточно часто любой врач сталкивается с ситуацией, когда, встретившись с паG циентом всего один раз и обсудив ряд деталей внешнего характера (например, меG тодику лечения, время проведения сеансов психотерапии), во время второго поG сещения он наблюдает улучшения в состоянии больного или тот сам рассказывает о них. То, что было сказано или сделано, никоим образом не может объяснить доG стигнутый результат. Иногда терапевтический эффект возникает даже если психоG терапевт не проронил ни слова. КакGто раз ко мне пришла студентка, которая хотеG ла, чтобы я дал ей совет личного характера. По истечении часа, в течение которого она говорила, а я не сказал ни единого слова, она сама справилась со своей проблеG мой, горячо поблагодарила меня за совет и ушла. Психотерапевтический эффект жизненного опыта В не очень запущенных и не слишком серьезных случаях жизненный опыт фундаG ментального характера может иметь психотерапевтическое воздействие в полном смысле слова. Удачный брак, успех на работе, теплые дружеские отношения, рожG дение детей, столкновение с чрезвычайной ситуацией и преодоление трудностей, — мне приходилось наблюдать, как все это ведет к глубоким изменениям в характеG ре, избавлению от патологических симптомов и т. д. без помощи профессиональG ного психотерапевта. Собственно говоря, это подтверждает тезис о том, что благоG приятные жизненные обстоятельства входят в число основных терапевтических факторов и что перед профессиональной психотерапией часто стоит задача лишь предоставить индивиду возможность воспользоваться ими. Многие психоаналиG тики наблюдали, как их пациенты демонстрировали улучшение состояния после перерывов в сеансах психоанализа, а также после того, как сеансы прекращались. Успешное лечение неподготовленными психотерапевтами Возможно, одной из самых сложных проблем является та необычная ситуация, существующая на сегодняшний день, в которой огромное множество пациентов лечат или, по крайней мере, ведут люди, которые никогда не обучались психотераG пии или имеют недостаточную подготовку. Обучение подавляющего большинства аспирантов в области психологии в 1920Gе и 1930Gе гг. было достаточно узким и неG эффективным и остается таковым до сих пор, хотя и в меньшей степени. СтуденG ты, пришедшие в психологию, потому что они любили людей и хотели понять их и помочь им, оказывались в странной, подобной религиозным обрядам атмосфере, 154 Часть II. Психопатология и соответствие норме в которой большая часть времени уделялась изучению феноменов ощущений, поG следствий условных рефлексов, бессмысленных слогов и странствования белых крыс по лабиринтам. Это сопровождалось более насущным, но тем не менее ограG ниченным и наивным с философской точки зрения обучением экспериментальным и статистическим методам. И все же для неспециалиста психолог оставался психологом, т. е. человеком, которому можно задавать вопросы о важнейших жизненных проблемах, професG сионалом, который должен знать, отчего случаются разводы, откуда берется ненаG висть или почему люди страдают психическими заболеваниями. Часто психологам приходилось стараться изо всех сил, чтобы ответить на эти вопросы. Особенно трудной была работа в небольших городах и населенных пунктах, жители которых в глаза не видели психиатра и никогда не слышали про психоанализ. ЕдинственG ной альтернативой психологу была любимая тетушка, семейный врач или священG ник. Это давало неподготовленным психологам определенную возможность успоG коить свою нечистую совесть. К тому же это позволяло им оставить попытки поG лучить необходимую подготовку. Необходимо отметить, что эти неуклюжие попытки помочь людям очень часто оказывались успешными, к полнейшему изумлению самих молодых психологов. Они были в достаточной мере подготовлены к неудачам, которые, разумеется, имеG ли место довольно часто, но как можно было объяснить успешные результаты, на которые они даже не смели надеяться? Такие явления не так часто наблюдаются у профессионального психотерапевG та, как у дилетанта. Без сомнения, некоторые психиатры просто не могут поверить в сообщения о таких случаях. Но все это можно без труда проверить и подтвердить, поскольку такие случаи общеизвестны среди психотерапевтов и социальных работG ников, не говоря уже о священниках, учителях и врачах. |