Главная страница
Навигация по странице:

  • Групповая психотерапия

  • Хорошее общество Что такое хорошее общество

  • Психологически

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница23 из 50
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   50
    Повседневная жизнь в качестве психотерапии
    Поскольку мы расширили и обобщили определение основных целей психотерапии и тех конкретных лечебных средств, которые позволяют достичь их, мы, рассужG
    дая логически, взялись за разрушение стен, отгородивших психотерапию от друG
    гих видов отношений между людьми и от того, что происходит в самой жизни. Эти события и эти отношения в жизни обычных людей помогают им достичь целей, коG
    торые ставит перед собой профессиональная психотерапия и которые с полным основанием могут быть определены как психотерапевтические, несмотря на то что они имеют место не в стенах кабинета и не подразумевают участия психотерапевG
    таGпрофессионала. Это значит, что большая часть психотерапевтических исследоG
    ваний посвящена повседневным чудесам, которые совершают удачный брак, наG
    стоящая дружба, хорошие родители, подходящая работа, хорошие учителя и т. д.
    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что профессиональная психотераG
    пия должна в гораздо большей степени, чем она делала это раньше, ориентировать своих пациентов на подобные обладающие психотерапевтическим эффектом взаG
    имоотношения, как только пациент будет в состоянии принять их и поддержиG
    вать их.
    Разумеется, мы как профессионалы не должны бояться дать в руки любителя важные психотерапевтические инструменты: защиту, любовь и уважение по отноG
    шению к другим людям. Хотя это, безусловно, мощные инструменты, они не опасG
    ны. Вряд ктоGто причинит человеку вред тем, что любит и уважает его (за исклюG
    чением отдельных индивидов, страдающих неврозами, которые изначально нахоG
    дятся в сложном положении). Можно с полным основанием надеяться, что забота,
    любовь и уважение почти всегда будут благом и никогда не причинят вреда.

    Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми
    161
    Признание этого факта не только способствует глубокому убеждению, что в каждом хорошем человеке потенциально существует не осознающий себя психоG
    терапевт, но, кроме того, заставляет нас согласиться с тем, что к этому следует отG
    носиться с одобрением, поощрять это и обучать этому. По крайней мере, основам того, что называется непрофессиональной психотерапией, можно научить с детства любого человека. Одна из задач общественной психотерапии (по аналогии сопоG
    ставления общественного здравоохранения и частной медицины) — научить люG
    дей только изложенным здесь моментам, во всеуслышание рассказывать о них по радио и телевидению, сделать так, чтобы любой учитель, любой родитель, а в идеG
    але — любой человек имел возможность знать о них и применять их. Люди всегда искали помощи и совета у других, у тех, кого они любят и уважают. Почему же психологи, равно как и религиозные деятели, не могут легализовать этот историG
    ческий феномен, найти ему словесное выражение и помочь принять универсальG
    ный характер? Дайте людям ясно понять, что каждый раз, когда они угрожают,
    унижают или без нужды причиняют боль, стремятся подчинить или отвергнуть другого человека, они способствуют возникновению психопатологии, путь даже в малой степени. Дайте им осознать, что любой, кто добр, порядочен, готов прийти на помощь, демократичен в психологическом понимании этого слова, проявляет сердечность и теплоту, является психотерапевтическим фактором, пусть даже и не имеющим решающего значения.
    Самотерапия
    Одним из следствий представленной здесь теории является то, что самотерапия имеет одновременно бˆoльшие возможности и бˆoльшие недостатки, чем считалось до сих пор. Если все люди научатся понимать, чего им недостает, если они осознˆаG
    ют, свои фундаментальные желания и научатся в общих чертах определять симпG
    томы, которые свидетельствуют об отсутствии удовлетворения этих фундаменG
    тальных желаний, они смогут сознательно попытаться исправить существующее положение. Мы можем с полным основанием утверждать, что в соответствии с данG
    ной теорией у каждого человека есть гораздо больше возможностей, чем он предG
    полагает, для того чтобы избавить себя от множества проблем не слишком серьG
    езного характера, столь широко распространенных в нашем обществе. Любовь,
    безопасность, принадлежность и уважение со стороны окружающих являются практически панацеей в случае нарушений ситуативного характера и даже в слуG
    чае отдельных неострых отклонений в характере. Если индивид знает, что он заG
    служивает любви, уважения, самоуважения и т. д., он будет сознательно стремитьG
    ся к ним. Разумеется, любой согласится, что сознательное стремление в данном случае будет более эффективным, чем попытки бессознательно справиться со своG
    ими проблемами.
    Но наряду с надеждой, которую получает множество людей, и с расширением их возможностей в отношении психотерапии самих себя по сравнению с прежниG
    ми представлениями о них, остаются определенные проблемы, помочь в решении которых может только специалист. Прежде всего, при серьезных нарушениях или неврозе совершенно необходимо четкое понимание динамических факторов, приG
    ведших к возникновению, развитию и сохранению нарушения; только после анализа

    162
    Часть II. Психопатология и соответствие норме этих факторов можно предпринимать какиеGлибо действия по отношению к пациG
    енту, кроме простого улучшения его состояния. Именно в таких случаях должны быть использованы все средства, которые применяются для достижения сознательG
    ного инсайта, инструменты, которым пока нет замены и которые на сегодняшний день могут использовать только получившие профессиональную подготовку псиG
    хотерапевты. Если случай признается серьезным, помощь, оказанная непрофессиG
    оналом или мудрой старушкой, в девяти из десяти случаев оказывается совершенG
    но бесполезной, поскольку речь идет о необходимости продолжительного лечения.
    Таковы пределы использования самотерапии
    1
    Групповая психотерапия
    Наш подход к психотерапии предполагает глубокое уважение к ней, а также разG
    ного рода групповым встречам для обсуждения общих проблем и т. п. Мы столько раз подчеркивали тот факт, что психотерапия и развитие личности представляG
    ют собой межличностные отношения, что нам априори известно, что расширение круга таких взаимоотношений и превращение их из двусторонних в групповые может помочь извлечь из них значительную пользу. При обычной психотерапии можно получить представление об идеальном обществе, которое состоит из двух лиц, а при групповой терапии можно увидеть идеальное общество, в которое вхоG
    дят десять человек. У нас уже есть достаточная мотивация для экспериментов с групповой психотерапией; в первую очередь, это экономия времени и денег и увеG
    личение количества пациентов, получающих возможность воспользоваться псиG
    хотерапией. Кроме того, теперь у нас есть эмпирические данные, которые покаG
    зывают, что групповая психотерапия и групповые встречи для обсуждения разG
    ного рода проблем могут привести к результатам, которых не позволяет добиться индивидуальная психотерапия. Мы уже знаем, что очень легко избавиться от ощуG
    щения своей непохожести на других, сознания изолированности, чувства вины и греха, когда пациенты обнаруживают, что другие члены группы имеют аналогичG
    ные проблемы, что их цели, конфликты, удовлетворенность и неудовлетворенG
    ность, их скрытые стремления и мысли, оказывается, почти универсальны для обG
    щества в целом. Это снижает патогенетическое воздействие скрытых конфликG
    тов и импульсов.
    Еще одна надежда, возлагаемая на групповую психотерапию, также вынесена из практической деятельности. При индивидуальной психотерапии пациенты учатся строить добрые отношения с людьми, контактируя лишь с одним человеG
    ком — психотерапевтом. Предполагается, что затем они смогут перенести эту споG
    1
    С тех пор как эти строки были написаны впервые, появились интересные книги по самоанализу,
    написанные Хорни (Horney, 1942) и Фарроу (Farrow, 1942). Они считают, что индивид собственG
    ными силами может добиться определенного рода — хотя и не во всей полноте — инсайта, который достигается с помощью профессиональных психоаналитиков. Большинство психоаналитиков не отрицают этого, хотя осуществление этого маловероятно, поскольку оно требует от пациента чрезG
    вычайной целеустремленности, терпения, смелости и упорства. Нечто подобное верно, как мне каG
    жется, в отношении многих книг о личностном развитии. Они, безусловно, могут принести пользу,
    но не приходится рассчитывать на значительные перемены, которые могут произойти без помощи специалиста, гуру, лидера и т. п.

    Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми
    163
    собность в сферу своей социальной жизни. Это удается им часто, но не всегда. При групповой психотерапии они не только учатся формированию позитивных отноG
    шений с одним человеком, но под наблюдением психотерапевта применяют приG
    обретенный навык на практике, контактируя с группой. В целом результаты эксG
    периментов, доступные на сегодняшний день, хотя и не являются ошеломляющиG
    ми, тем не менее обнадеживают.
    Руководствуясь именно этими эмпирическими данными, а также теоретичеG
    скими выводами, нам следует стимулировать исследования в области групповой психотерапии не только потому, что она является многообещающим направлениG
    ем профессиональной психотерапии, но также и потому, что она, несомненно, моG
    жет многому научить нас в отношении общей психологической теории и даже в отношении социальной теории в широком понимании.
    То же самое относится к групповым встречам для обсуждения различных проG
    блем, группам тренинга сенситивности и всем остальным видам групп, которые на сегодняшний день обозначаются как группы развития личности, семинары или мастерские по эмоциональному развитию. Хотя они отличаются друг от друга теG
    рапевтическими методиками, можно сказать, что они имеют общие для всех псиG
    хотерапевтов стратегические цели, а именно ориентируются на самоактуализаG
    цию, полноценное развитие человека, всестороннее использование его природных и индивидуальных потенциальных возможностей и т. д. Подобно любой разновидG
    ности психотерапии, они могут творить чудеса, когда ими руководят компетентG
    ные люди. Вместе с тем у нас есть и достаточно свидетельств того, что эти методиG
    ки могут быть бесполезными и даже вредными, если осуществляются под неумеG
    лым руководством. Следовательно, необходимо проводить больше исследований.
    Этот вывод, конечно же, не является неожиданностью, поскольку он так же актуаG
    лен и для хирургов, и для всех прочих специалистов. Мы ведь тоже не смогли реG
    шить проблему, как непрофессионал или любитель может выбрать компетентного психотерапевта (терапевта, дантиста, гуру, наставника или учителя) и не попасть к некомпетентному.
    Хорошее общество
    Что такое хорошее общество?
    Параллельно с дефинициями благоприятных взаимоотношений, обсуждавшимиG
    ся ранее, мы можем также рассмотреть явно востребованную дефиницию хорошеG
    го общества, т. е. общества, которое обеспечивает своим членам максимальные возG
    можности для того, чтобы стать здоровыми и самоактуализирующимися людьми.
    Это в свою очередь означает, что институты такого общества организованы так, чтоG
    бы благоприятствовать, способствовать, поощрять и обеспечивать максимум взаиG
    моотношений позитивного характера и минимум плохих отношений между людьG
    ми. Из предыдущих дефиниций и тезисов естественным образом вытекает то, что хорошее общество является синонимом психологически здорового общества, в то время как скверное общество является синонимом психологически больного общеG

    164
    Часть II. Психопатология и соответствие норме ства, что, в свою очередь, означает соответственно удовлетворение базовых потребG
    ностей или наличие препятствий для такого удовлетворения (т. е. недостаток любG
    ви, сердечности, защиты, уважения, доверия, истины и избыток враждебности,
    унижений, страха, презрения и подавления).
    Следует подчеркнуть, что давление со стороны общества и его институтов моG
    жет способствовать психотерапевтическим или патогенетическим последствиG
    ям (создавая для них благоприятные условия, делая их более выгодными, вероG
    ятными, позволяя получить от них как первичные, так и вторичные преимущеG
    ства). Оно не принимает фатального или неизбежного характера. Нам достаточно известно о масштабах личности как в простых, так и в сложных обществах, чтоG
    бы, с одной стороны, уважать гибкость и пластичность человеческой натуры, а с другой стороны, необычайную устойчивость уже сформировавшегося характера у исключительных личностей, что позволяет им противостоять и даже презирать давление со стороны общества (см. главу 11). Антрополог всегда сумеет найти в жестоком обществе одного сердечного человека и одного борца в пассивном обG
    ществе. На сегодня мы знаем достаточно, чтобы не обвинять, подобно Руссо, во
    всех несчастьях человечества социальные структуры, и не надеемся на то, что можG
    но сделать всех людей счастливыми, здоровыми и мудрыми путем одних лишь соG
    циальных улучшений.
    Если говорить о нашем обществе, мы можем взглянуть на него с различных тоG
    чек зрения, каждая из которых полезна в определенном аспекте. Например, можно вывести некие средние характеристики для нашего или любого другого общества и определить его как достаточно больное, тяжело больное и т. д. Для нас, однако,
    более плодотворным будет оценить и сопоставить факторы, благоприятствующие болезням и благоприятствующие здоровью. В нашем обществе явно имеет место неустойчивое равновесие, при котором положение попеременно определяется то одной, то другой группой факторов. Ничто не мешает оценивать эти факторы и экспериментировать с ними.
    Оставляя общие соображения и переходя к личностноGпсихологическим, мы в первую очередь сталкиваемся с фактом субъективной интерпретации культуры.
    С этой точки зрения, мы можем с полным основанием сказать о людях, страдающих неврозом, что для нихобщество больно, поскольку они видят в нем преимущеG
    ственно опасность, угрозу, нападение, эгоизм, унижение и холодность. Понятно,
    что их соседи, глядя на ту же культуру и тех же людей, могут считать это общество здоровым. Психологическиэти умозаключения не противоречат друг другу. Так,
    любой серьезно больной человек субъективно живет в больном обществе. Вывод из этого утверждения в совокупности с предшествующим обсуждением вопроса о психотерапевтических взаимоотношениях состоит в том, что психотерапию можG
    но определить как попытку создания хорошего общества в миниатюре. Та же саG
    мая формулировка применима в том случае, если общество больно с точки зрения большинства его членов. При этом нам следует остерегаться излишнего субъектиG
    визма. Общество, которое для больного пациента является больным, является дурG
    ным и в более объективном смысле (даже для здоровых людей) уже только потоG
    му, что оно производит людей, страдающих неврозами.

    Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми
    165
    Как общество влияет на природу человека?
    Теоретически психотерапия в социальном плане представляет собой противодейG
    ствие основным формам давления и тенденциям больного общества. В более обобG
    щенном виде, независимо от того, какова степень здоровья или болезни общества,
    психотерапия борется с теми факторами, которые вызывают болезнь в обществе или в индивидуальном масштабе. Она пытается, так сказать, изменить ход собыG
    тий, вести подрывную работу изнутри, быть революционной или радикальной в изначальном этимологическом смысле. А значит, все психотерапевты воюют или должны сражаться с психопатогенетическими факторами своего общества, и если эти факторы являются фундаментальными и основными для данного общества, то психотерапевты сражаются и с самим обществом.
    Не вызывает сомнений тот факт, что, если бы психотерапию можно было приG
    менять в гораздо более широком масштабе, т. е. если бы вместо того, чтобы заниG
    маться несколькими десятками пациентов в год, психотерапевт мог иметь дело с миллионом пациентов, тогда это незначительное по силе противодействие прироG
    де нашего общества можно было бы заметить невооруженным глазом. В том, что это бы изменило общество, не может быть никаких сомнений. Прежде всего, челоG
    веческие отношения стали бы приобретать иной характер, в частности в таких проG
    явлениях, как гостеприимство, щедрость, дружелюбие и т. п.; а когда достаточное количество людей становится более щедрыми, более гостеприимными, более серG
    дечными, более общительными, это вызывает юридические, политические, эконоG
    мические и социологические изменения (Murford, 1951). Возможно, быстрое расG
    пространение групповой психотерапии, разного рода групповых встреч для обсужG
    дения общих проблем и групп «личностного развития» может оказать ощутимое воздействие на общество.
    Нам кажется, что никакое общество, даже хорошее, не может полностью исклюG
    чить болезнь. Если не существует угрозы, исходящей от людей, она всегда может возникнуть со стороны природы, смерти, фрустрации, болезни, даже стать следG
    ствием того простого обстоятельства, что, хотя сосуществование в обществе и дает нам определенные преимущества, оно заставляет нас видоизменять форму удовG
    летворения своих желаний. Мы не должны забывать и о том, что сама человечеG
    ская природа может быть источником зла, если и не по причине врожденного поG
    рока, то изGза невежества, глупости, страха, неспособности найти общий язык, неG
    ловкости и т. д. (см. главу 8).
    Речь в данном случае идет о невероятно сложном комплексе взаимосвязей,
    который очень легко может быть неправильно понят или изложен таким языком,
    который может привести к непониманию. Я постараюсь уберечь от этого моего читателя, не пускаясь в длинные рассуждения и отослав его к работе, которую я подготовил для своих студентов на семинаре по социальной психологии Утопии
    (1968b). Она делает акцент на эмпирическом, достижимом в действительности
    (а не на недосягаемых фантазиях), и уделяет внимание скорее степени проявления того или иного свойства, чем формулировкам типа или/или. Задача определяется следующими вопросами: насколько хорошее общество допускает человеческая природа? насколько хорошую человеческую природу допускает общество? до какой

    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   50


    написать администратору сайта