Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
217 Веселость Любовная и сексуальная жизнь здоровых людей, несмотря на периодические пики сильнейшего экстаза, можно сравнить с играми детей и молодых животных. Эти отношения полны доброжелательности, игривости и веселья. Это не борьба за лиG дерство, а скорее наслаждение самим процессом, что не одно и то же. Уважение к другому человеку Все серьезные писатели, освещавшие тему идеальной, или здоровой, любви, подG черкивали важность развития индивидуальности каждого из партнеров, заинтереG сованность в личностном росте партнера, подлинное уважение к его уникальности. Это подтверждается наблюдениями за самоактуализирующимися индивидами, которым свойственна крайне редкая способность радоваться успехам партнера. Глубокое уважение к своим партнерам проявляется у них в самых разных формах. Уважение к другому человеку подразумевает признание его как независимой сущности и автономного индивида. Самоактуализирующиеся люди не склонны отвергать, контролировать или пренебрегать желаниями другого человека. Они признают его человеческое достоинство и без необходимости не станут его униG жать. Это относится не только к отношениям между взрослыми людьми, но также и к отношениям с детьми. Самоактуализирующиеся люди, как никто иной в нашей культуре, способны относиться к ребенку с подлинным уважением. Одним из удивительных аспектов уважительного отношения к представителям противоположного пола является видимость отсутствия всякого уважения. НаприG мер, многие из так называемых знаков уважения к дамам фактически представляG ют собой пережитки прошлого, когда ни о каком уважении не могло быть и речи. Возможно, некоторые и сейчас бессознательно воспринимают эти знаки как свиG детельство презрительного отношения к женщинам как существам низшего порядG ка. Такие закрепленные нормы поведения, как привычка вставать, когда в помещеG ние входит дама, предлагать ей стул, помогать одеваться, пропускать вперед, давать право первого выбора — все это исторически сформировалось из отношения к женG щинам, как к существам слабым, не способным о себе позаботиться, нуждающимG ся в защите и опеке. Как правило, уважающие себя женщины не склонны поощG рять такие знаки внимания, помятуя об их истинном значении. СамоактуализиG рующиеся мужчины, которым свойственно подлинное уважение и симпатия к женщинам как полноправным партнерам, полноценным людям, а не низшим предG ставителям человеческой расы, ведут себя в традиционном понимании чересчур свободно и невежливо. Любовь как самовознаграждение Тот факт, что любовь оказывает множество положительных эффектов, вовсе не означает, будто люди влюбляются с целью их достижения. Любовь, которую можG но наблюдать у самоактуализирующихся индивидов, — скорее спонтанное восхиG щение, своего рода благоговейный трепет, сродни тому, который мы испытываем 218 Часть III. Самоактуализация перед гениальной картиной. В психологической литературе ведется оживленная дискуссия на тему целей и вознаграждений, подкрепления и удовлетворения, к сожалению, в ущерб вопросам переживаний при достижения цели (в отличие от переживания обретения средств) или благоговения перед прекрасным, что само по себе является достаточным вознаграждением. Восхищение и любовь у наших подопечных в большинстве случаев не требует никаких наград, не преследует никаких целей, а переживается во всем богатстве красок, вполне определенно и конкретно, ради самой любви. Восхищение ничего не требует и ничего не получает, а потому бесцельно и беспоG лезно. Оно скорее пассивно, нежели активно, и приближается к простому восприG ятию в даосистском понимании. Человек, погруженный в благоговейное восприяG тие, ничего не добавляет к переживаниям, скорее, сами переживания меняют его. Такой человек смотрит на жизнь невинным взглядом, подобно ребенку, который не высказывает согласия или несогласия, одобрения или неодобрения, но который, восхищенный присущим самим переживанием, просто впускает его в себя, давая ему возможность оказывать свое действие. Это переживание сродни восторженной пассивности, с которой мы позволяем морским волнам качать нас; или же бескоG рыстному интересу и благоговению, с которыми мы наблюдаем медленно угасаюG щий закат. В действительности мы мало что можем добавить к этому закату. В этом смысле мы не проецируем себя на переживание и не пытаемся преобразовать его, как в тесте Роршаха. Закат не служит какимGлибо сигналом или признаком; мы не получаем вознаграждения за то, что им восхищаемся. Закат не имеет отношения к молоку, воде, пище или другим потребностям организма. Мы способны наслажG даться картиной, не испытывая стремления ею завладеть, или кустом роз, не жеG лая его оборвать, или прелестным ребенком, не собираясь его похитить, птицей, не имея намерения посадить ее в клетку; точно так же один человек может восхищатьG ся другим, ничего не отдавая и не получая. Безусловно, восхищение и трепет неотдеG лимы от других процессов, которые связывают индивидов между собой; однако эти процессы представляют отнюдь не всю картину, хотя и являются ее частью. Вероятно, наиболее важное следствие этого наблюдения состоит в противореG чии большинству теорий любви, поскольку традиционно считается, что людей инстинктивно влечет друг к другу, а восхищение тут не при чем. Фрейд (Freud, 1930) говорит о подавленной сексуальности, Райк (Reik, 1957) пишет о подавленG ной силе, многие другие ученые ведут речь о неудовлетворенности собой, которая заставляет нас создавать проективные галлюцинации, нереального (приукрашенG ного) партнера. Вполне очевидно, что возникновение любви у здоровых людей напоминает то, как человек начинает любить великую музыку — он испытывает благоговейный трепет, переполняется ею, что, собственно, и приводит к любви. Тем более что в случае любви к человеку нет необходимости быть переполненным музыкой. В одG ной из своих лекций Хорни определила свободную от невротических наслоений любовь как отношение к другому человеку как к цели, а не средству для достижеG ния цели. Соответственно, в этом случае закономерной реакцией будет радость, восхищение, очарование, преклонение, но не стремление использовать. Святой Глава 12. Самоактуализирующиеся люди и любовь 219 Бернард сказал об этом так: «Любовь не нуждается в причине и не имеет границ; она есть собственный плод, собственное наслаждение. Я люблю, потому что любG лю; я люблю, чтобы любить» (Huxley, 1944). Альтруистическая любовь Подобные утверждения в изобилии встречаются в теологической литературе. ПоG пытки отделить божественную любовь от людской часто основывались на допущеG нии, что альтруистическая любовь и бескорыстное восхищение является сверхъG естественными способностями и человеку не свойственны. На это можно возразить следующим образом: представители человеческой расы в лучших своих проявлеG ниях в пору своего расцвета обладают многими качествами, которые ранее было принято считать прерогативой высших существ. По моему мнению, эти явления будут более понятны с учетом теоретических расG суждений, приведенных в предшествующих главах. Прежде всего, давайте вернемся к различиям между мотивацией к восполнению недостатков и мотивацией к росту. Я высказал предположение о том, что самоактуализирующиеся индивиды свободG ны от мотивации к удовлетворению своих потребностей в безопасности, принадлежG ности, любви, социальном статусе и самоуважении, поскольку все эти потребности уже удовлетворены. Зачем любимому и любящему человеку в когоGто влюбляться? Безусловно, у него нет на это причин, которыми руководствуются лишенные любви люди, стремящиеся удовлетворить эту свою насущную потребность. Самоактуализирующиеся люди не имеют серьезных неудовлетворенных поG требностей, поэтому перед ними открыта дорога к росту, созреванию, развитию, словом, к самореализации и актуализации своего индивидуального и видового потенциала. То, что делают эти люди, является результатом роста и не требует усиG лий. Они любят, потому что любовь свойственна им, по этой же причине они честG ны, добры и естественны; точно так же сильный человек силен без всякого своего желания, прекрасная роза испускает аромат помимо своей воли, кошка грациозна, а ребенок ведет себя естественно. Подобные явления так же слабо мотивированы, как и физический рост или психологическое созревание. В любви самоактуализирующихся индивидов нет напряжения и борьбы, столь характерных для любви обычных людей. Говоря философским языком, это аспект бытия и становления, это бескорыстная любовь к другому человеку просто за то, что он существует. Отчужденность и индивидуальность На первый взгляд мы сталкиваемся здесь с парадоксом: самоактуализирующиеся люди сохраняют выраженную индивидуальность, отчужденность и автономию, которые представляются несовместимыми с идентификацией с другим человеком и любовью к другому человеку, о которых мы говорили выше. Однако никакого парадокса в действительности не существует. Как мы уже убедились, склонность к отчужденности и потребность в идентификации и глубоким взаимоотношениям с другим человеком у здоровых людей вполне могут сосуществовать. На самом деле, 220 Часть III. Самоактуализация наши подопечные наиболее альтруистичны и способны на любовь людьми, одноG временно обладающими яркой индивидуальностью. Привычка считать эти качеG ства взаимоисключающими, распространенная в нашей культуре, поGвидимому ошибочна и требует коррекции. Эти качества не противоречат друг другу, во всяG ком случае, у самоактуализирующихся индивидов они мирно уживаются и дополG няют друг друга. Наши подопечные проявляют здоровый эгоизм, уважение к себе, отсутствие склонности к бессмысленным жертвам. В любовных отношениях наблюдается сочетание выраженной способности любить с уважением к себе и своему партнеру. Это проявляется в том, что наши подопечные не нуждаются друг в друге в общепринятом смысле этого слова, поG добно обычным любовникам. Они могут быть чрезвычайно близки, но при необG ходимости расстаются без всякого ущерба для себя. Они не связаны друг с другом, как звенья одной цепи. Складывается впечатление, что они наслаждаются общеG ством друг друга, однако готовы философски принять длительную разлуку или смерть. Несмотря на головокружительные любовные переживания, наши подопечG ные остаются собой, продолжают жить по своим законам. Если нам удастся экспериментально подтвердить это наблюдение, по всей вероG ятности, придется пересмотреть или, во всяком случае, расширить представления об идеальной или здоровой любви в нашей культуре. Традиционно под идеальной люG бовью понималось полное слияние двух Я с утратой границ между ними, т. е. скорее отказ от индивидуальности, чем ее усиление. В определенных аспектах это действиG тельно так, однако факты свидетельствуют об одновременном развитии индивидуG альности; при этом Я партнеров хотя и сливаются, но все же остаются самостоятельG ными и сильными, как раньше. Эти две тенденции, а именно выход за пределы индиG видуальности и одновременное ее укрепление, согласуются, а не противоречат друг другу. Более того, является очевидным, что важнейшей предпосылкой для выхода за пределы своего Я является развитая идентичность. ГЛАВА 13 Креативность у самоактуализирующихся людей 1 Впервые мне довелось изменить свои представления о креативности 15 лет назад, когда я занялся исследованием людей явно здоровых, высокоразвитых и зрелых, т. е. самоактуализирующихся. С тех пор мне часто приходилось корректировать свои взгляды, и, вероятно, это произойдет еще не раз. Вашему вниманию предлаG гается отчет о моих наблюдениях, который будет небезынтересен не только в силу затронутой в нем темы, но и благодаря тому, что параллельно менялись мои предG ставления о сущности и задачах психологии. Исходные концепции Мне пришлось отказаться от стереотипных представлений о том, что здоровье, геG ний, талант и продуктивность — тождественные понятия. Значительная доля наG ших подопечных, людей вполне здоровых и обладающих особой креативностью, о которой я скажу ниже, нельзя назвать продуктивными в обычном смысле этого слова. Нельзя также считать их гениями или людьми с выдающимися талантами. Среди них нет поэтов, композиторов, изобретателей, художников или известных ученых. Кроме того, как известно, многие из бесспорно гениальных представитеG лей человечества не могут считаться психологически здоровыми людьми, наприG мер Вагнер, Ван Гог или Байрон. Во всяком случае, среди них были как психичеG ски здоровые, так и неуравновешенные люди. Я довольно давно пришел к убеждеG нию, что выдающийся талант не определяется складом характера и психическим здоровьем индивида и что нам вообще мало известно о его происхождении. Так, музыкальная и математическая одаренность, поGвидимому, во многом определяютG ся наследственностью, их труднее развить в процессе обучения. Ясно, что здороG вье и специфическая одаренность — вещи независимые, возможно, лишь отчасти связанные между собой, а возможно, и вообще не связанные. На современном этаG пе следует признать, что психологии почти ничего не известно о специфических талантах, достигающих уровня гениальности. Я не стану углубляться в эту тему, 1 Четыре года назад после первой публикации работы Motivation and Personality Маслоу выступил с лекцией на симпозиуме, посвященном креативности, который финансировался Университетом штата Мичиган. Эта глава представляет собой неопубликованную лекцию, которая была прочитаG на в ИстGЛэнсинг, штат Мичиган, 28 февраля 1958 г. Подзаголовки добавлены для облегчения поG нимания изложенного материала. 222 Часть III. Самоактуализация поскольку мое внимание больше привлекает креативность совсем иного рода, коG торая распространена гораздо шире, присуща каждому человеку и соотносится с психическим здоровьем. Кроме того, оказалось, что я, подобно большинству люG дей, соотносил креативность с продуктивностью и бессознательно ограничивал креативность несколькими традиционными сферами человеческой деятельности. В частности, я полагал, что всякий художник, поэт, композитор живет творческой жизнью. Креативными в моем понимании могли быть ученыеGтеоретики, художG ники, изобретатели, писатели. И больше никто. В моем понимании креативность — прерогатива определенных профессий. Новые подходы Эти представления были полностью разрушены моими подопечными. Например, одна женщина, не получившая никакого образования и материально необеспеченG ная, не имела никаких общепринятых творческих достижений. В то же время она превосходно готовила, была замечательной матерью и женой, умело вела хозяйG ство. При минимуме затрат ее дом всегда выглядел великолепно. Она прекрасно умела принимать гостей. Ее блюда впору было подавать на стол коронованным особам. У нее был безупречный вкус по части выбора мебели и столовых прибоG ров. Чего бы ни касались ее руки, все обновлялось, поражало оригинальностью и великолепием. Мне пришлосьназвать ее креативной. Такие люди, как эта женщиG на, убедили меня в том, что первосортный суп лучше второсортной картины, а приG готовление пищи, воспитание детей или ведение домашнего хозяйства может быть креативным процессом, в то время как поэзия может не быть таковым. Другая моя подопечная посвятила себя тому, что можно назвать социальной работой в широком смысле слова, включая перевязку ран, помощь обездоленным, причем не только конкретными делами, но и в организационном плане. Одним из ее «созданий» стала организация, которая помогает большему числу людей, чем было бы по силам одной этой женщине. Еще один мой подопечный, врачGпсихиатр, «чистый» клиницист, никогда не написавший ни единой статьи, не создавший ни одной теории, с энтузиазмом отG носился к своей повседневной работе, помогая людям обрести себя. Этот человек обращался с каждым пациентом так, словно тот был единственным в мире; он не использовал профессионального жаргона, не демонстрировал ожиданий или предG рассудков, вел себя невинно и наивно, но с величайшей мудростью в духе даосизG ма. Каждый пациент был для него уникальным, его проблема была неповторима, поэтому и решение ее должно было быть весьма специфичным. Его величайшее профессиональное мастерство, в том числе при работе с особенно тяжелыми слуG чаями, подтверждает его «креативный» (не стереотипный или ортодоксальный) подход к своему делу. Другой человек позволил мне понять, что строительный бизнес также открывает возможности для творчества. От молодого спортсмена я узнал, что искусная подножка также может быть эстетичной и являться своего рода продуктом творчества, как, например, сонет. Иными словами, я научился употребG лять слово «креативный» (а также слово «эстетичный») не только применительG но к продуктам, но и к людям, занятиям, процессам и отношениям. Кроме того, Глава 13. Креативность у самоактуализирующихся людей 223 я стал использовать слово «креативный» для характеристики многих продуктов помимо общепринятых продуктов творчества типа поэм, теорий, романов, экспеG риментов или картин, которыми я ранее ограничивал употребление этого слова. Креативность самоактуализации Как следствие, я счел необходимым разграничить «креативность таланта» и «креG ативность самоактуализации», причем последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизG ни не только в великих и очевидных продуктах творчества, но также многочисленG ными другими способами, например в своеобразном чувстве юмора, склонности что=либо делать творчески, например преподавать, и т. д. Восприятие Зачастую оказывается, что существенной составляющей креативности самоактуаG лизации является особая восприимчивость, как у ребенка в сказке про голого коG роля. (Это противоречит оценке креативности по результатам деятельности.) Люди с такой восприимчивостью способны видеть новое, свежее, конкретное, специфичеG ское не менее хорошо, чем абстрактное или классифицированное. СоответственG но, они гораздо более живут в реальном мире природы, чем в условном мире конG цепций, ожиданий, абстракций, убеждений и стереотипов, который обычные люди склонны смешивать с реальным миром. Это свойство точно отражено в роджеровG ском выражении «открытость переживаниям». Самовыражение Все мои подопечные сравнительно спонтанны и экспрессивны. Они способны веG сти себя более естественно и раскованно; складывается впечатление, что они меньG ше склонны критиковать себя, поэтому держатся свободнее. Эта способность выG ражать свои мысли и побуждения, не опасаясь насмешек со стороны, весьма суG щественна для креативности самоактуализации. Роджерс охарактеризовал этот аспект психологического здоровья великолепным словосочетанием: «полноценно функG ционирующая личность». «Вторая наивность» Согласно другому наблюдению, креативность самоактуализирующихся людей во многом сродни креативности всехсчастливых и не испытывающих беспокойства детей. Она проявляется спонтанно, без всяких усилий, невинно, легко, без привязG ки к стереотипам и клише. И вновь складывается впечатление, что ее источником является «невинная» свобода восприятия и «невинная», ничем не ограниченная спонтанность и экспрессивность. Практически каждый ребенок воспринимает окружающую действительность более свободно, не ограничивая себя ожиданиями чегоGто конкретного. И почти каждый ребенок способен сочинить песенку или стиG хотворение, придумать танец или нарисовать картину, принять участие в незаплаG нированной, неподготовленной игре. 224 Часть III. Самоактуализация Мои подопечные креативны именно в таком понимании, т. е. они подобны деG тям. Чтобы избежать недоразумений, скажу, что это вовсе не дети (это взрослые люди в возрасте от 50 до 70 лет). Лучше сказать, что они сохранили или вновь обG рели как минимум два аспекта детскости; в частности, они «открыты переживаниG ям», т. е. не склонны навешивать ярлыки, а также спонтанны и экспрессивны. КоG нечно, это свойство выражено у них в гораздо меньшей степени, чем у детей. Если дети изначально наивны, то мои подопечные обрели «вторую наивность», как опG ределил это качество Сантайана. Невинность их восприятия и экспрессивности сочетается с изощренностью ума. Во всяком случае, складывается впечатление, что мы имеем дело с фундаменG тальной особенностью, универсальной и наследуемой, с потенциалом, который имеется у всех или почти всех людей от рождения и который, как правило, утрачиG вается или подавляется по мере приобщения человека к культурным нормам. Влечение к неизведанному Мои подопечные отличаются от обычных людей еще одним своим качеством, коG торое способствует проявлению креативности. Самоактуализирующиеся люди сравнительно мало опасаются неизвестности, таинственности, загадочности; можG но сказать, что неизведанное притягивает их: они с удовольствием вступают на неG знакомую землю. Здесь я хотел бы процитировать одну свою запись: «Эти люди не склонны пренебрегать неизвестностью или отрицать ее, бежать от нее; у них также нет привычки убеждать себя в том, что все непознанное давно и хорошо известно и заниматься его структурированием. Они не испытывают пристрастия к знакомым, хорошо известным вещам, а их стремление к истине не имеет ничего общего с гиG пертрофированной потребностью в порядке, определенности и безопасности, как у описанных Гольдштейном пациентов с повреждениями мозга (Goldstein, 1939) или лиц, страдающих обсессивноGкомпульсивным неврозом. Здоровые люди вполG не способны, когда к тому располагает обстановка, хорошо чувствовать себя в хаоG се, демонстрировать нерешительность, сомнения, неопределенность (все это вреG мя от времени крайне необходимо в науке, искусстве и обычной жизни)». Таким образом, сомнения в сочетании с откладыванием принятия решения, столь неприятные для большинства людей, для некоторых могут знаменовать не психологический спад, а, наоборот, подъем. Разрешение противоречий В течение многих лет мне не удавалось объяснить одно мое наблюдение. Только теперь я пришел к определенным умозаключениям. Речь идет о так называемом разрешении противоречий у самоактуализирующихся людей. Говоря коротко, я стал иначе относиться ко многим противоречиям, которые у психологов принято считать само собой разумеющимися. Например, мне никак не удавалось решить, эгоистичны или альтруистичны мои подопечные. Обратите внимание, как естеG ственно прозвучал здесь союз «или». Очевидно, чем больше одного, тем меньше другого, и наоборот. Однако под напором фактов мне пришлось отказаться от ариG стотелевской логики. Мои подопечные были чрезвычайно эгоистичны в одном Глава 13. Креативность у самоактуализирующихся людей 225 смысле и не менее альтруистичны в другом. И эти два качества сосуществовали в них не как противоположности, а как разумное динамическое единство, наподобие того, что описывал Фромм в своей классической статье о любви к себе; это был здоровый эгоизм. Мои подопечные весьма искусно умудрились примирить эти противоположности, дав основание полагать, что противопоставление эгоизма и альтруизма само по себе — признак невысокого уровня развития личности. Кроме того, я наблюдал, как разрешались и другие противоречия: так, дихотомия познаG ние—воля превратилась в познание, «структурированное» волей; сходное изменеG ние претерпела дихотомия разум—интуиция. Долг, обязанность превратились в удовольствие. Границы между работой и игрой стали весьма расплывчатыми. МожG но ли противопоставлять альтруизму эгоистичный гедонизм, если альтруизм стал приносить удовлетворение? Наиболее зрелые из известных мне людей были в то же время чрезвычайно ребячливы. Людям с сильно развитым Я и яркой индивиG дуальностью могли быть также свойственны эгоGтрансцендентность и центрироG вание на проблеме. Нечто подобное делает в процессе своей работы художник. Он способен помеG стить рядом несовместимые краски, противоречивые формы, разного рода диссоG нансы и трансформировать их в единую картину. Нечто подобное делает и ученый, объединяя не согласующиеся между собой факты, после чего становится очевидG ным, что это звенья одной цепи. То же самое можно сказать о государственном деG ятеле, целителе, философе, родителе, любовнике или изобретателе. Все они выполG няют интегрирующую функцию, обладая способностью создать единство из разG розненных и противоположных явлений. Мы говорим о способности к интеграции, в том числе внутри самого человека, а также о способности интегрировать все, чем бы этот человек ни занимался. В той мере, в какой креативность является конструктивной, объединяющей и интегриG рующей, она зависит от внутренней интеграции человека. Отсутствие страха Пытаясь понять, в чем причина креативности моих подопечных, я пришел к вывоG ду, что многое связано с относительным отсутствием страха. Они определенно меньше приобщены к культурным нормам; а это значит, что они меньше боятся того, что скажут, чего потребуют или над чем будут смеяться окружающие. ИменG но это принятие глубин своего Я делает восприятие действительности незамутненG ным, а поведение спонтанным (менее подверженным контролю, менее запланироG ванным). Эти люди меньше опасаются собственных мыслей, даже грязных, глупых или безумных. Они меньше опасаются вызвать смех и неодобрение окружающих. Они могут позволить себе отдаться во власть эмоций. Обычные люди с невроG тическими проявлениями, напротив, окружены стеной страха, по большей части находящегося в них самих. Они строго контролируют свое поведение, подавляют чувства. Они недовольны глубинами своего Я и полагают, что окружающие приG держиваются того же мнения. В результате я пришел к выводу, что креативность моих подопечных — побочG ный продукт их цельности и интегрированности, что подразумевает самопринятие. 226 Часть III. Самоактуализация Война, происходящая между внутренней сущностью и сдерживающими и контроG лирующими ее силами внутри обычных людей, не характерна для цельных самоG актуализирующихся личностей. Как следствие, у них остается больше сил на радости жизни и проявление креативности. Они тратят меньше времени и энерG гии, чтобы защитить себя от себя самих. Пиковые переживания Одно из недавних исследований, посвященное «пиковым переживаниям», позвоG лило уточнить и обогатить ранее сделанные выводы. Я опросил многих людей (не только здоровых), чтобы выяснить, какие переживания в их жизни были наиболее захватывающими. Поначалу это была попытка создать единую теорию когнитивG ных изменений, которые описаны в специальной литературе, посвященной переG живаниям творчества, эстетическим переживаниям, любовным переживаниям, переживаниям инсайта, оргазма, мистическим переживаниям. Для всех этих явлеG ний я использовал один общий термин «пиковое переживание». По моему мнеG нию, все эти переживания сходным образом меняют человека и его мировосприяG тие. Я был поражен, обнаружив, что все эти изменения, поGвидимому, часто сопроG вождают уже описанную мной самоактуализацию или, во всяком случае, способствуют обретению человеком внутренней цельности. Так и оказалось. Однако, к сожалению, и в этом случае мне пришлось отказатьG ся от некоторых удобных и привычных убеждений. ВоGпервых, мне пришлось приG знать значимость конституциональных различий в духе Шелдона, о которой говоG рил также Чарльз Моррис. Разные типы людей испытывают пиковые переживания в разных ситуациях. Однако независимо от этого эти переживания описываются сходным образом. Уверяю вас, я был крайне удивлен, услышав от одной женщины описание родов примерно в тех же словах, в которых Буке говорил о космическом сознании, Хаксли обобщал мистические переживания во всех культурах и эпохах, Жизелин описывал творческий процесс, а Сузуки рассказывал о медитативных переживаниях дзэн. Я понял, что существует множество разных типов креативноG сти, так же как и типов здоровья и т. п. Вместе с тем основной вывод по этой теме состоит в том, что существенный аспект пиковых переживаний — внутренняя цельность личности, а следовательно, гармония между человеком и окружающим миром. В этих состояниях человек стаG новится цельным; противоположности и расхождения на время уходят; внутренG няя война приостанавливается, в ней нет победителей и побежденных. В таком соG стоянии человек гораздо сильнее открыт переживаниям, гораздо более спонтанен, он полноценно функционирует; все это, как мы уже знаем, — важнейшие особенG ности креативности, связанной с самоактуализацией. Одним из аспектов пиковых переживаний является полная, хотя и кратковременная утрата страха, тревоги, контроля, защиты, отказ от проволочек и сдерживания. Страх распада, страх попадания во власть инстинктов, страх смерти и болезни, страх следоG вания пагубным страстям исчезает или, по крайней мере, становится преодолимым. Это состояние также способствует обострению восприятия, ранее искаженного страG Глава 13. Креативность у самоактуализирующихся людей 227 хом. Можно подумать, что это восторг, наслаждение или самовыражение в чистом виде. Однако все это имеет место в действительности, поэтому мы можем говорить о слиянии фрейдистских «принципа удовольствия» и «принципа реальности». Отметим, что все эти страхи коренятся в глубинах нашего Я. ПоGвидимому, в процессе пиковых переживаний мы принимаем глубинные слои своего Я вместо того, чтобы опасаться их и пытаться контролировать. Однако не только мир, но и сам человек становится более цельным и внутренне соG гласованным. Иначе говоря, он становится самим собой, неповторимым и уникальG ным. Благодаря этому без всяких усилий проявляется его спонтанность и экспресG сивность. Все силы человека объединены и скоординированы лучше, чем обычно. Все удается ему с гораздо меньшими усилиями и напряжением. Практически полностью уходят сомнения и самокритика, взамен появляется спонтанность и скоординированG ность, организм функционирует так же эффективно, как у животного, более не разG дираемый внутренними конфликтами, колебаниями; огромный приток энергии поG зволяет ощутить себя виртуозом, способным легко справиться с любыми делами. В такие моменты возможности человека чрезвычайно велики, а впоследствии он неожиданно для себя может обнаружить, что обрел новые навыки, что обострилась его восприимчивость, возросла креативность. Все дается ему столь легко, что выG зывает лишь радость и смех. Ему удается сделать то, что ранее представлялось неG возможным. Говоря коротко, человек становится более цельным и единым, более уникальным, живым и спонтанным, он начинает более эффективно выражать себя; ему свойственG ны отвага и сила (ведь страхи и сомнения остались позади), эгоGтрансцендентность и бескорыстие. Поскольку практически все из опрошенных смогли припомнить подобные пеG реживания, я пришел к выводу, что многие люди, а возможно и большинство, споG собны к временной интеграции, даже самоактуализации, а следовательно, и к проG явлению связанной с ней креативности. (Конечно, не следует забывать о малом количестве опрошенных и случайном характере моей выборки.) Уровни креативности Классическая теория Фрейда не подходит для наших целей, к тому же имеющиеся у нас данные частично с ней не согласуются. В значительной мере эта теория представляет собой психологию Ид, занимавшуюся исследованием инстинкG тивных влечений и сопровождающих их процессов; основная диалектика Фрейда относится к взаимодействию влечений и механизмов защиты от них. Однако для понимания источников креативности (а также игры, любви, энтузиазма, юмора, воG ображения и фантазии) важны не столько подавленные влечения, сколько так наG зываемые первичные процессы, которые относятся скорее к познавательной, чем к волевой сфере. Переключив внимание на этот аспект глубинной психологии чеG ловека, мы начинаем видеть много сходства между психоаналитической ЭгоGпсиG хологией (Крис, Милнер, Эренцвейг), юнгианской психологией и американской психологией развития и ЯGконцепцией. 228 Часть III. Самоактуализация Нормальная адаптация среднестатистического здравомыслящего человека предG полагает последовательный отказ от глубин человеческой природы, как на когнитивG ном, так и на конативном уровне. Чтобы хорошо приспособиться к реальному миру, личность должна быть расщеплена. Это означает, что человек должен повернуться спиной к части самого себя, чтобы избежать опасности. Однако, сделав это, он мноG го потеряет, поскольку эти глубины — источник радости, способности играть, люG бить, смеяться и, что наиболее важно для нас, быть креативным. Защищая себя от того ада, который находится в нем самом, человек закрывает себе путь на небеса. В крайней форме проявления мы сталкиваемся с синдромом навязчивых состояG ний; человек становится напряженным, ригидным, настороженным, теряет способG ность играть, любить, делать глупости, проявлять ребячливость и доверчивость. Его воображение, интуиция, эмоциональность сильно искажаются. Первичный уровень Цели психоанализа как психотерапии заключаются в интеграции личности. ПсиG хоанализ ориентируется на исцеление путем инсайта, в результате чего подавленG ные влечения достигнут сознания или предсознания. Основываясь на результатах изучения глубинных источников креативности, мы и здесь можем отметить некоG торые изменения. Наше отношение к первичным процессам несколько отличается от отношения к неприемлемым желаниям. Наиболее важное отличие, как мне каG жется, состоит в том, что первичные процессы куда менее опасны, чем запретные влечения. Чаще всего они не вытесняются и не подвергаются цензуре, а просто заG бываются, как это показал Шехтель (Schachtel, 1959), или же подавляются какимG то иным способом: необходимость адаптации к суровой реальности требует отнюдь не поэтичности или игры, а целенаправленных прагматичных усилий. Иначе говоG ря, в обществе изобилия сопротивление первичным мыслительным процессам гоG раздо слабее. Как мне кажется, процессы обучения, которые мало влияют на выG теснение влечений, помогают принять и интегрировать первичные процессы в соG знательную и предсознательную жизнь. В принципе, обучение живописи, поэзии, танцу позволяет многого достичь в этом направлении. Большую роль играет такG же обучение в динамической психологии; например, в своей работе «Клиническое интервью» Дейч и Мэрфи (Deutch & Murphy, 1967) также оперируют понятиями первичных процессов. Удивительная книга Марион Милнер «Об отсутствии споG собности к рисованию» (Milner, 1967) прекрасно подтверждает мою мысль. Тип креативности, о котором идет речь, — своего рода импровизация, подобная джазу или детским рисункам, а вовсе не целенаправленная работа или процесс создания «выдающегося» произведения искусства. Вторичный уровень ВоGпервых, выдающиеся достижения прежде всего предполагают выдающийся талант, который, как выяснилось, никак не связан с моей концепцией. ВоGвторых, выдающиеся достижения предполагают не только озарение, вдохновение, пиковые переживания, но также и тяжелый труд, длительное обучение, самокритику, стремG ление к совершенству. Иными словами, на смену спонтанности приходит произвольG Глава 13. Креативность у самоактуализирующихся людей 229 ность; на смену полному принятию приходит критика; на смену интуиции прихоG дит тщательное обдумывание; на смену смелости приходит осторожность; на смеG ну фантазии и воображению приходит испытание реальностью. У человека возG никают вопросы: «Хорошо ли это?», «Поймут ли меня? Достаточно ли устойчива эта структура? Насколько это логично? Как это проявится в жизни? Смогу ли я это доказать?» Далее следуют сравнения, суждения, оценки, хладнокровные размышления, отборы, отказы. Если можно так выразиться, вторичные процессы теперь начинают преобладать над первичными, Аполлон побеждает Диониса, мужское начало перевешивает женG ское. Вынужденная пассивность и восприимчивость вдохновения или пикового переживания уступают место активности, контролю и упорному труду. Пиковое переживание охватывает человека; однако сам человек создает великое творение. Можно сказать, что женский этап развития сменяется мужским. Строго говоря, я ограничился исследованием только первого этапа, который представлял собой спонтанное самовыражение цельного человека или преходящее объединение всех его разрозненных частей. Этот этап возможен только в том слуG чае, если человеку доступны глубины его существа, если он не испытывает страха перед своими первичными мыслительными процессами. Интегрированная креативность Я буду называть первичной креативностью то, что вытекает из первичного процесG са и связано с ним в большей мере, чем со вторичными процессами. Креативность, основанную преимущественно на вторичных процессах, я буду называть вторичG ной креативностью. Благодаря этому вторичному типу в мире произведено мноG жество сооружений и изделий: мосты, дома, новые автомобили; даже многие научные эксперименты и литературные труды в значительной мере построены на разработке идей других людей. Здесь имеют место различия того же порядка, что различия межG ду первопроходцем и поселенцем. Ту креативность, которая использует оба типа процессов в правильной последовательности, я буду называть «интегрированной креативностью». Благодаря интегрированной креативности появляются великие произведения искусства, философии и науки. Главный вывод из всего сказанного, на мой взгляд, заключается в том, что необG ходимо подчеркнуть роль интеграции (или внутренней цельности, единства) в теG ории креативности. Разрешение дихотомии, ее перерастание в единство способG ствует ликвидации внутреннего раскола в человеке и делает его цельным. ИзGза этих внутренних расколов возникает своего рода война, когда отдельные части человека противостоят друг другу. В любом случае, если речь идет о креативности, связанной с самоактуализацией, то она больше связана с объединением первичных и вторичных процессов, нежели с проработкой вытесненных влечений. Вполне вероятно, однако, что защитные механизмы, направленные против запретных жеG ланий и влечений, также подавляют первичные процессы, без разбора изолируя от сознания внутренние глубины. Вместе с тем подобная неразборчивость в принциG пе ничем не обусловлена. 230 Часть III. Самоактуализация Креативность и самоактуализация Подводя итоги, следует отметить, что связанная с самоактуализацией креативность затрагивает скорее саму личность, нежели ее достижения, т. е. эти достижения вторичны по отношению к самоактуализирующейся личности. Необходимо укаG зать на характерологические свойства, в частности смелость, свободу, спонтанG ность, цельность, принятие себя, ясность ума, которые делают принципиально возможной генерализованную креативность, затрагивающую все сферы жизни и проявляющуюся в креативной личности, креативных установках или креативном функционировании. Надо отметить экспрессивную или бытийную сущность этой связанной с самоактуализацией креативности (в отличие от креативности, связанG ной с решением проблем или производством продуктов). Креативность самоактуG ализации подобна радиоактивности, она пронизывает всю жизнь индивида, незаG висимо от проблем, подобно тому, как доброжелательный человек излучает приG ветливость без всякого умысла, не осознавая этого. Такая креативность подобна солнечному свету; она распространяется на все то, что может расти и растет, но ее часть расходуется на камни и другие предметы, которые не способны к росту. Подводя итоги, я должен признать, что предпринял попытку разрушить общеG принятые концепции креативности, не предложив взамен стройной выверенной теории. Креативность самоактуализации с трудом поддается определению, потоG му что иногда ее синонимом представляется здоровье, как, например, полагает Мустакас. Поскольку самоактуализация или здоровье должны быть определены как переход к высшим проявлениям человечности или как бытие личности, станоG вится очевидным, что креативность самоактуализации — важнейший аспект подG линной человечности. |