Главная страница
Навигация по странице:

  • Разрешение противоречий

  • Самоактуализирующиеся люди и любовь

  • Способность любить и быть любимым

  • Сексуальность

  • ЭгоJтрансцендентность

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница30 из 50
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   50
    210
    Часть III. Самоактуализация
    (вынуждающие нас делать выбор, в ходе которого и проявляются жизненные ценG
    ности) улетучиваются или разрешаются для самоактуализирующихся индивидов точно так же, как, например, споры о допустимости тех или иных танцев. Для них кажущаяся непримиримой борьба полов превращается в приятное, взаимовыгодG
    ное сотрудничество. Противоположные, на первый взгляд, интересы отцов и деG
    тей, в действительности оказываются вполне совместимы. Подобно половозG
    растным различиям, стираются различия в происхождении, классовой и кастовой принадлежности, политических пристрастиях, ролевые и религиозные различия.
    Как известно, осознание этих различий служит плодороднейшей почвой для проявлений тревоги, страха, враждебности, агрессии, ревности и чрезмерной бдительности. Однако эти различия уже не приводят к таким последствиям, поG
    скольку наши подопечные склонны проявлять интерес к различиям, а не опаG
    саться их.
    Если взять в качестве примера отношения преподавателя и студента, то надо сказать, что наши подопечные в роли преподавателей держались весьма уверенно и спокойно благодаря своеобразной интерпретации ситуации, в частности, как сиG
    туации приятного сотрудничества, а не борьбы авторитетов с неизбежным унижеG
    нием достоинства одной из сторон; искусственный авторитет уступал место естеG
    ственной простоте, которую трудно задеть; не было и намеков на попытки продеG
    монстрировать собственное превосходство, предстать перед студентами в качестве некоего оракула; отсутствовали типичные атрибуты стереотипного профессорскоG
    го поведения, взамен наблюдалась простота и человечность, как, скажем, у плотG
    ника или слесаря. Все это вместе взятое создавало в аудитории особую атмосферу,
    в которой не было места подозрительности, беспокойству, враждебности. ПодобG
    ным образом при исчезновении источника опасности исчезает и реакция на опасG
    ность в семейных и других межличностных отношениях.
    Принципы и жизненные ценности доведенного до отчаяния и психологически здорового человека различаются как минимум по нескольким параметрам. Эти люди имеют совершенно разное восприятие и интерпретацию физического мира,
    социального мира, личного психологического мира, структура и функционироG
    вание которого отчасти зависят от системы ценностей данного человека. Для люG
    дей, чьи базовые потребности не удовлетворены, мир представляется полным опасноG
    стей, своего рода джунглями, вражеской территорией, населенной 1) теми, кого можно подчинить, 2) теми, кто может подчинить их. В этой ситуации абсолютно необходима система жизненных ценностей, сходная с системой ценностей всех обитателей джунглей, у которых доминируют низшие потребности, в первую очеG
    редь потребность в безопасности и другие базовые потребности живых существ.
    Индивиды, базовые потребности которых удовлетворены, ведут себя совершенG
    но иначе. Принимая эти потребности и их удовлетворение как должное, они имеG
    ют возможность посвятить себя высшим устремлениям. Их жизненные ценности
    должны быть иными.
    Наиболее значимая составляющая системы жизненных ценностей самоактуализиG
    рующихся индивидов совершенно уникальна и отражает характер конкретного индиG
    вида. Это верно по определению, поскольку самоактуализация есть актуализация своG

    Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья
    211
    его Я, а одинаковых Я не существует. Есть лишь один Брамс, один Ренуар, один СпиG
    ноза. Наши подопечные, как мы уже убедились, имеют много общего между собой, и в то же время каждый из них — яркая индивидуальность, которую невозможно спутать ни с одной другой. Иначе говоря, между ними одновременно есть много сходства и различий. Их индивидуальность гораздо сильнее развита, чем у любой другой группы людей, однако они лучше социализированы и лучше идентифицированы с человечеG
    ством в целом по сравнению с обычными людьми. Они одновременно обладают тиG
    пичными качествами представителей своего вида, родственны им, но также являются носителями собственной уникальной индивидуальности.
    Разрешение противоречий
    На данном этапе мы, наконец, можем перейти к рассмотрению чрезвычайно важG
    ного теоретического положения, к которому мы пришли в результате исследоваG
    ния самоактуализирующихся индивидов. Уже несколько раз на протяжении этой главы, а также в других главах мы указывали на то, что так называемые полярносG
    ти или противоречия характерны лишь для не вполне здоровых людей. Что касаG
    ется здоровых индивидов, эти противоречия разрешаются, сходят на нет, а многие противоположности, которые считались несовместимыми, сливаются в единое целое (см. также Chenaut, 1969).
    Например, извечные противоречия между сердцем и головой, разумом и инG
    стинктом, познанием и волей, казалось, переставали существовать у здоровых люG
    дей, как только они становились аутентичными; внутренние противоречия исчеG
    зали, когда их слова и мысли начинали совпадать. Если говорить коротко, у этих людей желания полностью согласуются с доводами рассудка. Известное изречение святого Августина «Люби Бога и делай, что пожелаешь» можно сформулировать иначе: «Доверяй своим побуждениям и будешь здоров».
    Противоречие между эгоизмом и альтруизмом совершенно исчезает у здоровых людей, поскольку в принципе каждое действие одновременно является эгоистичным и альтруистичным. Наши подопечные отличаются одновременно высокой духовноG
    стью и чувственностью до такой степени, что сексуальное удовлетворение становитG
    ся для них проводником в мир духовного, мир «религиозного». Исполнение долга нельзя противопоставлять удовольствию, а работу — игре, если исполнение долга само по себе удовольствие, а работа — игра, если люди ищут удовольствия в выполG
    нении своих обязанностей и счастливы этим. Если наиболее социализированные индивиды одновременно обладают и самой яркой индивидуальностью, то какой смысл противопоставлять эти два качества? Если наиболее зрелые люди в то же вреG
    мя отличаются ребячливостью? А наиболее высокоморальные и этичные индивиды обладают самыми выраженными животными инстинктами?
    Подобные явления наблюдались и при изучении таких противоположностей,
    как доброта—жестокость, конкретность—абстрактность, личность—общество, адапG
    тация—дезадаптация, отстраненность от окружающих—идентификация с окружаG
    ющими, серьезность—веселость, качества Диониса—Аполлона, интроверсия—эксG
    траверсия, интенсивность—спорадичность, мужественность—женственность, вожG
    деление—любовь, эрос—агапэ. У этих индивидов Ид, Эго и Суперэго пребывают

    212
    Часть III. Самоактуализация в содружестве; они не противостоят друг другу, их интересы не противоречивы, как при неврозах. Сходным образом ведут себя когнитивная, импульсивная и эмоциоG
    нальная составляющие, пронизывая друг друга и являя собой единое целое. НизG
    шие и высшие потребности и интересы прекрасно согласуются, а тысячи серьезG
    ных философских противоречий, как выясняется, по своей сути не являются проG
    тиворечиями. Какой смысл выбирать между хорошей женщиной и плохой, словно это два несовместимых явления, если нам известно, что истинно здоровая женщиG
    на одновременно сочетает в себе то и другое?
    В этом, как и во многом другом, здоровые люди сильно отличаются от среднеG
    статистических, причем не только количественно, но и качественно, что дает нам основания предполагать существование двух типов психологии. В самом деле, изуG
    чение ущербных, слабо развитых представителей человеческого рода позволяет создать лишь ущербную психологию и ущербную философию. В то же время изуG
    чение самоактуализирующихся индивидов должно стать основой для более униG
    версальной науки психологии.

    ГЛАВА 12
    Самоактуализирующиеся
    люди и любовь
    Удивительно, как мало внимания уделяют эмпирические науки теме любви. ОсоG
    бенно странным представляется отсутствие интереса у психологов, хотя складыG
    вается впечатление, что такой интерес — их прямая обязанность. Не исключено,
    что это еще одно проявление качества, типичного для ученых: все они любят заниG
    маться тем, что у них получается, а не тем, чем следовало бы заняться. Этим они напоминают нерадивого кухонного работника, который какGто раз открыл все имевG
    шиеся в гостинице консервные банки только потому, что это у него получалось осо=
    бенно хорошо.
    Надо признаться, что я хорошо понимаю нежелание ученых заниматься данным вопросом теперь, когда сам предпринял некоторые усилия в этом направлении. Это весьма непростая задача для любого специалиста, особенно для ученого. СкладыG
    вается впечатление, что ты оказался на необитаемой земле, где все привычные техG
    ники традиционной психологии неприменимы.
    Наша задача проста: необходимо выяснить, что такое любовь, научиться ее создаG
    вать и прогнозировать, чтобы мир не погряз в злобе и вражде. Проект исследования,
    его материал и методы уже были описаны в предыдущей главе. Теперь перед нами стоит вопрос: чему эти люди могут научить нас в вопросах любви и секса?
    Открытость
    Теодор Райк (Reik, 1957) выделил одну из особенностей любви, назвав ее отсутG
    ствием тревоги. Эта характеристика с особой очевидностью проявляется у здороG
    вых индивидов. Речь идет о склонности ко все большей спонтанности, отказу от оборонительных реакций, проигрывания ролей, попыток захватить лидерство во взаимоотношениях. По мере своего развития отношения становятся более интимG
    ными и честными, партнеры достигают высот самовыражения, что само по себе случается нечасто. По отзывам самоактуализирующихся индивидов, с любимым человеком можно быть самим собой, вести себя естественно: «Я могу распустить волосы». Такая честность подразумевает свободную демонстрацию партнеру своG
    их ошибок, просчетов, физических и психологических недостатков.
    Одним из величайших наслаждений в здоровых отношениях с любимым чеG
    ловеком, по свидетельствам наших подопечных, является максимальная спонтанG
    ность, естественность, отказ от оборонительных реакций на воображаемую угрозу.

    214
    Часть III. Самоактуализация
    В подобных взаимоотношениях нет необходимости «держаться на уровне», произG
    водить впечатление, ощущать напряженность, следить за своими словами и поступG
    ками, подавлять и сдерживать свои чувства. Самоактуализирующиеся индивиды говорят о том, что могут оставаться самими собой, не ощущая никаких требований или ожиданий в отношении себя. Они чувствуют себя психологически (а также физически) обнаженными и в то же время любимыми и желанными, что дает им ощущение безопасности. Эти выводы подтверждаются большей свободой в выраG
    жении гнева и враждебности у наших подопечных, а также сниженной потребноG
    стью в общепринятом вежливом обращении друг с другом.
    Способность любить и быть любимым
    Наши подопечные любили и были любимы, а также любят и любимы в настоящее время. Практически для всех (за некоторыми исключениями) наблюдаемых подG
    твердился тот факт, что при прочих равных условиях психическое здоровье являG
    ется следствием любви, направленной на человека, а не ее отсутствия. Учитывая возможность аскетизма, а также положительного влияния некоторого разочароваG
    ния, можно утверждать, что удовлетворение базовых потребностей все же одна из важнейших предпосылок здоровья общества. Это касается не только того, чтобы быть любимым, но и того, чтобы любить самому.
    Самоактуализирующиеся индивиды и в настоящее время любят и любимы.
    По некоторым причинам лучше сказать, что у них есть силы любить и способность
    бытьлюбимыми. (Пусть комуGто это и покажется простым повторением предыдуG
    щего предложения.) Данный факт можно считать клинически доказанным, и ему есть множество подтверждений.
    Меннингер (Menninger, 1942) сделал весьма меткое замечание о том, что челоG
    веческие существа в действительности очень хотятлюбить друг друга, но просто не знают, как это делать. Это утверждение неверно в отношении здоровых людей.
    Во всяком случае, им известно, как надо любить, они могут это делать свободно и непринужденно, не вовлекая себя в конфликты, не обращая внимания на запреты и возможные опасности.
    Вместе с тем наши подопечные используют слово «любовь» осторожно и осмотG
    рительно. Они редко его произносят, умея точно отличать истинную любовь от симпатии и дружеского отношения. Любовь для них — сильное чувство, а не нечто бледное или скучное.
    Сексуальность
    Любовные отношения самоактуализирующихся индивидов позволяют узнать мноG
    го нового о роли секса. Это непростой вопрос; в нем переплетается много фактоG
    ров. Нельзя сказать, что я располагаю обширной информацией на эту тему. Такие данные трудно получить из частных бесед. В целом, однако, сексуальная жизнь наших подопечных имеет характерные особенности и может быть описана таким образом, что позволит сделать некоторые предположения о природе секса и приG
    роде самой любви.

    Глава 12. Самоактуализирующиеся люди и любовь
    215
    Прежде всего, надо сказать, что для здоровых людей любовь и секс тесно взаиG
    мосвязаны. Хотя не возникает никакого сомнения в самостоятельности этих двух явлений (Reik, 1957; Suttie, 1935), а у меня нет намерения их объединять, нужно еще раз повторить, что в жизни здоровых людей они неразрывно связаны. Можно также сказать, что в жизни наших подопечных практически невозможно отделить секс от любви. Самоактуализирующиеся мужчины и женщины в целом не стремятG
    ся к сексу ради секса и не испытывают удовлетворения только от него. По моим наблюдениям, они скорее откажутся от секса вообще, чем станут заниматься им,
    не испытывая сильного чувства к партнеру. Во всяком случае, у меня имеется цеG
    лый ряд примеров, когда люди на какоеGто время отказывались от секса, если не испытывали к потенциальному партнеру чувства любви или привязанности.
    Для самоактуализирующихся индивидов оргазм одновременно более важен и менее важен, чем для обычных людей. Зачастую это чрезвычайно глубокое, почти мистическое переживание, хотя эти люди гораздо более терпимы к отсутствию секG
    суальных отношений. Здесь нет никакого противоречия, это вытекает из динамиG
    ческой теории мотивации. Любовь относится к высшим потребностям, поэтому оттесняет на второй план удовлетворение низших потребностей; удовлетворение высшей потребности приносит более сильное наслаждение.
    Секс приносит самоактуализирующимся людям гораздо больше радости, хотя он не играет центральной роли в жизненной философии. Это источник удовольG
    ствия, который воспринимается как должное, столь же важный, как пища или вода;
    удовлетворение сексуальных потребностей есть нечто само собой разумеющееся.
    Мне кажется, что такое отношение к сексу объясняет вышеупомянутое противоG
    речие: самоактуализирующиеся индивиды получают от него больше удовольствия,
    чем обычные люди, но в то же время секс не играет столь важной роли в их жизни.
    Необходимо подчеркнуть, что в силу этого сложного отношения к сексу оргазм иногда может вызвать мистические переживания, хотя и не обязательно. Таким образом, наслаждение, которое получают самоактуализирующиеся индивиды от секса, может сильно варьировать по интенсивности. Во всяком случае, оно не имеG
    ет ничего общего с романтическим отношением к любви как к божественному дару,
    окутанному покровом тайны. Любовь и занятия сексом чаще приносят тонкое наG
    слаждение, сопровождаются игрой и весельем, вместо того чтобы быть серьезным занятием или даже исполнением супружеского долга. Эти люди далеко не всегда живут на максимуме своих возможностей. Как правило, они наслаждаются сексом как источником приятных, возбуждающих ощущений, не проникая в глубины экG
    статических переживаний.
    Самоактуализирующиеся индивиды в среднем гораздо легче признают факт своG
    его физического влечения к другим людям. По моим наблюдениям, они свободно общаются с представителями противоположного пола, время от времени мирясь с возникающим физическим влечением; вместе с тем эти люди гораздо реже, чем осG
    тальные, предпринимают какиеGлибо действия для удовлетворения этого влечения.
    Другой особенностью сексуальности здоровых людей, как мне представляется,
    является отсутствие у них склонности четко регламентировать ролевое поведение в зависимости от пола. Таким образом, женщина не обязательно должна быть пассивG
    ной, а мужчина активным, причем не только в любви и сексе, но и в других сферах

    216
    Часть III. Самоактуализация жизни. Все эти люди настолько уверены в своей мужественности или женственноG
    сти, что без труда перенимают некоторые ролевые аспекты поведения противопоG
    ложного пола. Они могут быть как активными, так и пассивными любовниками:
    целуют сами и позволяют целовать себя, занимают верхнюю или нижнюю позиG
    цию во время полового акта, берут инициативу в свои руки и принимают любовь партнера, шутят сами и позволяют шутить над собой — все это наблюдается у предG
    ставителей обоих полов. По свидетельствам этих людей, они поGразному ведут себя в разные моменты. Самоактуализирующиеся индивиды испытывают удовольствие от разнообразных проявлений любви, не ограничиваясь исключительно активной или пассивной позицией.
    Это согласуется с утверждением о том, что эротическая любовь и любовьGагаG
    пэ, будучи по своей сути совершенно разными проявлениями любви, у наиболее высокоразвитых людей сливаются воедино. Согласно представлениям Д’Арси, суG
    ществует два вида любви: любовь мужская и женская, любовь активная и пассивG
    ная, сосредоточенная на себе или на партнере; в обществе сложилось впечатление,
    что эти виды любви представляют собой полные противоположности. Вместе с тем у здоровых людей эти два вида любви присутствуют одновременно. Извечное проG
    тиворечие разрешено, индивид одновременно может быть активным и пассивным,
    эгоистичным и альтруистичным, мужественным и женственным, сосредоточенным на себе и на партнере.
    ЭгоJтрансцендентность
    Одним из важных аспектов здоровых любовных отношений является так называG
    емая идентификация потребностей, или создание единой иерархии базовых поG
    требностей обоих партнеров. В результате каждый ощущает потребности партнеG
    ра как свои собственные, одновременно воспринимая собственные потребности как отчасти принадлежащие другому человеку. «Я» каждого из партнеров распростраG
    няется уже на двух людей, которые в психологическом смысле становятся единым целым, единой личностью, одним Я.
    В ходе исторических дискуссий о любовных отношениях, альтруизме, патриоG
    тизме и т. п. не раз заходила речь о трансцендентности Эго. Современные вариаG
    ции на эту тему уже на техническом уровне представлены в книге Ангайла (Angyal,
    1965), где обсуждаются различные примеры склонности к гомономии, которая противопоставляется тенденции к автономии, независимости, индивидуальности.
    Накапливается все больше клинических и исторических данных, подтверждающих правоту Ангайла, говорившего о необходимости учитывать в систематической псиG
    хологии возможность выхода всех этих тенденций за рамки Я. Более того, представG
    ляется очевидным, что эта потребность выхода за пределы Я сродни потребности в витаминах и минеральных веществах. Иначе говоря, если эта потребность не удовG
    летворена, у человека в той или иной форме развивается болезнь. Надо отметить,
    что здоровые любовные отношения приносят наибольшее удовлетворение и предG
    ставляют собой наиболее яркий пример эгоGтрансцендентности (см. также Harper,
    1966; Maslow, 1967).

    Глава 12. Самоактуализирующиеся люди и любовь
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   50


    написать администратору сайта