Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
192 Часть III. Самоактуализация себя в хаосе, демонстрировать нерешительность, сомнения, неопределенность (все это время от времени крайне необходимо в науке, искусстве и обычной жизни). Таким образом, сомнения в сочетании с откладыванием принятия решения, столь неприятные для большинства людей, для некоторых могут знаменовать не психологический спад, а, наоборот, подъем. Принятие Огромное количество личных качеств, которые заметны на первый взгляд и предG ставляются нам разрозненными, на самом деле являются следствием единичной фундаментальной установки, в частности, отсутствия доминирующего чувства вины или сковывающего стыда, а также выраженной тревожности. Именно это отличает здоровых людей от больных неврозом: последние в любой момент могут быть охваG чены чувством вины, стыда или тревоги. Даже вполне нормальный представитель нашей культуры слишком часто ощущает вину, тревожится или стыдится в соверG шенно неподходящих ситуациях. Наши здоровые подопечные находят возможG ность принять себя и собственные проявления без досады и огорчений, иногда даже не слишком задумываясь над тем или иным вопросом. Они способны стоически принять свою человеческую природу со всеми ее недоG статками, несовершенствами и несоответствием идеалам, не ощущая при этом осоG бого беспокойства. Иногда может создаться ложное впечатление самодовольства. Однако более правильной представляется точка зрения, что они способны принять все изъяны, грехи и слабости, свойственные человеческой природе, так же спокойG но, как принимают природные явления. Никому ведь не приходит в голову жаловатьG ся на то, что вода мокрая, камни твердые, а деревья зеленые. Подобно тому как дети смотрят на мир широко открытыми, невинными глазами, без упреков и критики, проG сто наблюдая за происходящим, не требуя исполнения своих желаний, самоактуаG лизирующиеся люди относятся к проявлениям особенностей человеческой прироG ды в себе и окружающих. Это совсем не то же, что смирение, которое также свойG ственно нашим подопечным, особенно перед лицом болезни или смерти. То, о чем только что шла речь, может быть выражено и в другой форме; в частноG сти, самоактуализирующиеся люди видят реальность более четко: человеческая приG рода предстает перед ними такой, какая она есть, а не такой, какой они хотели бы ее видеть. Их глаза видят окружающую действительность, не прибегая к различного рода очкам, искажающим цвет или форму реальных объектов (Bergson, 1944). Первый и наиболее очевидный уровень принятия — это так называемый животG ный уровень. Самоактуализирующиеся люди — это, прежде всего, хорошие животG ные, радующиеся жизни без сожаления или стыда. У них неизменно хороший апG петит, здоровый сон, приносящая радость и удовлетворение сексуальная жизнь и они не испытывают чувства стыда за проявление физиологических влечений. Эти люди способны принимать себя не только на перечисленных выше сравнительно низких уровнях, но также и на всех остальных, в частности в аспектах, касающихG ся любви, принадлежности, уважения и самоуважения. Все это принимается без лишних сомнений как должное, поскольку самоактуализирующиеся люди склонG ны считаться с человеческой природой, не пытаясь ей противоречить. Это выраG Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья 193 жается в относительно редком проявлении отвращения и раздражения, свойственG ных обычным людям, особенно невротикам, в отношении пищи, запахов и выделеG ний тела, его физического функционирования. В тесной связи с принятием самого себя и окружающих находится 1) отсутствие склонности к оборонительной реакции, позерству и 2) неприятие этих искусственG ных приемов в других людях. Лицемерие, хитрость, притворство, бравада, наглость, игра, попытки произвести впечатление — все это практически несвойственно таG ким людям. В связи с тем, что самоактуализирующиеся люди спокойно уживаютG ся со своими недостатками, эти недостатки со временем начинают восприниматьG ся окружающими как некие нейтральные личностные особенности. Речь не идет о полном отсутствии чувства вины, стыда, печали, тревоги или оборонительной реакции; в данном случае нет места лишь ненужным или невроG тическим (не соответствующим реальной ситуации) проявлениям этих чувств. Животные (физиологические) процессы (занятия сексом, мочеиспускание, береG менность, менструация, старение и т. п.) являются частью реальности и поэтому безоговорочно принимаются. Здоровые люди могут ощущать вину (или стыд, тревогу, печаль, сожаление) по следующим поводам: 1) недостатки, которые можно исправить (например, лень, бездумное времяпрепровождение, потеря самообладания, причинение страданий другому человеку); 2) пережитки психического нездоровья (предвзятость, ревG ность, зависть); 3) достаточно сильные привычки, относительно не связанные с осоG бенностями характера; 4) изъяны культуры или группы, с которыми эти люди себя идентифицируют. Общая формула гласит, что здоровым людям неприятны расG хождения между тем, что есть, и тем, что может или должно быть в идеале (Adler, 1939; Fromm, 1947; Horney, 1950). Спонтанность Самоактуализирующиеся люди склонны к спонтанному поведению, а их внутренG ние проявления, мысли и побуждения отличаются еще большей спонтанностью. Их поведение отличается простотой и естественностью, им чужды наигранность и попытки произвести эффект. Это не обязательно подразумевает постоянное преG небрежение общепринятыми нормами поведения. Если заняться подсчетом случаG ев, когда самоактуализирующиеся люди вели себя действительно необычно, таких ситуаций наберется немного. Нестандартность их поведения имеет внутренние причины и обусловлена спонтанными, естественными побуждениями и мыслями. Сознавая невозможность быть понятыми и принятыми окружающими, не имея намерений причинить комуGнибудь вред или вступать в спор по каждой мелочи, эти люди с доброжелательной усмешкой и королевским изяществом проходят чеG рез все церемонии и ритуалы. Так, мне довелось наблюдать, как один из этих люG дей с достоинством принял награду, которую ни во что не ставил и над которой потешался в частной обстановке, чтобы не обидеть тех, кто ее вручал. Таким образом, конвенциальность не является тяжелым бременем для самоакG туализирующихся людей; во всяком случае, соблюдение общепринятых норм крайG не редко может заставить их отказаться от выполнения задуманного дела, которое 194 Часть III. Самоактуализация они находят важным и нужным. Именно в эти моменты проявляется их необычG ное поведение, причем не в форме тривиального протеста против авторитетов или придания неоправданно большого значения малозначительному вопросу. Подобные внутренние установки проявляются и в те моменты, когда самоактуG ализирующийся человек поглощен делом, входящим в сферу его важнейших приG оритетов. Любые общепринятые правила поведения, которые он без труда соблюG дал, могут быть нарушены; складывается впечатление, что конвенциальность проG является произвольно, по заказу, и требует сознательных усилий. Наконец, такие люди легко отказываются от следования всяким условностям в компании себе подобных, когда в этом нет необходимости. Будучи вынуждены контролировать собственное поведение, наши подопечные предпочитают общество людей, в котором можно вести себя более свободно и раскованно и где не требуетG ся особых усилий, чтобы вести себя, как подобает. Следствием такой особенности является то, что самоактуализирующиеся люди имеют собственный этический кодекс, относительно автономный и индивидуальG ный, отличный от общепринятого. Случайный наблюдатель иногда может заподозG рить их в отсутствии всяких этических принципов, поскольку такие люди с легкоG стью нарушают не только общепринятые нормы поведения, но и законы, если того требует ситуация. Однако подобное мнение далеко от истины. Это высоконравG ственные люди, хотя их принципы сильно отличаются от общепринятых: как праG вило, среднестатистический человек ведет себя не столько этично, сколько конвенG циально (т. е. его поведение базируется на принятых в данном обществе принциG пах, которые он считает верными). Чуждые социальным условностям и распространенному в обществе ханжеству и лжи, самоактуализирующиеся люди иногда чувствуют себя чужестранцами, что проявляется и в их поведении. У читателя не должно сложиться впечатления, будто эти люди скрывают свои чувства. Иногда они ведут себя порывисто, движимые минутным раздражением от ригидности или непонятливости окружающих. Так, они вполне могут начать когоG либо поучать или же попытаться защитить жертву несправедливости; они бывают переполнены радостными чувствами, которые не в силах сдержать. В подобных ситуациях, по моим наблюдениям, такие люди не испытывают чувства вины, стыG да или тревоги по поводу производимого ими впечатления. ПоGвидимому, следоG вание общепринятым нормам обусловлено лишь тем, что в конкретной ситуации не затрагиваются важные для них интересы, а окружающие могут быть смущены или шокированы другим поведением. Умение постигать реальность, принимать ее и вести себя спонтанно, свойственG ное маленьким детям и животным, позволяет им прекрасно ориентироваться в собG ственных побуждениях, желаниях и субъективных реакциях (Fromm, 1947; Rand, 1943; Reik, 1948). Клиническое исследование этой способности со всей очевидноG стью подтверждает точку зрения Фромма (Fromm, 1941), что средние, так называG емые нормальные и хорошо приспособленные люди часто не имеют ни малейшего представления о том, кто они есть, чего они хотят и что думают. Подобные наблюдения привели к открытию принципиального различия межG ду самоактуализирующимися людьми и всеми остальными индивидами: например, Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья 195 мотивационная сфера самоактуализирующихся людей имеет не только количеG ственные, но и качественные особенности. Не исключено, что для них необходимо создать совершенно новую психологию мотивации, в частности речь идет о метаG мотивации или мотивации к личностному росту, а не к преодолению какихGлибо недостатков. Возможно, предстоит провести разграничительную линию между собственно жизнью и подготовкой к проживанию этой жизни. Общепринятая конG цепция мотивации, скорее всего, применима лишь к тем, кто не достиг самоактуаG лизации. Наши подопечные не борются в обычном смысле этого слова, они развиG ваются, стремятся достичь совершенства, более полно реализовать себя. МотиваG ция обычных людей — стремление к удовлетворению своих неудовлетворенных базовых потребностей. Самоактуализирующиеся люди не имеют неудовлетворенG ных базовых потребностей, но внутренние импульсы им всеGтаки свойственны. Они работают, борются, проявляют инициативу, хотя и не совсем в обычном смысG ле. Мотивацией для них является личностный рост, самовыражение, созревание и развитие, одним словом, самоактуализация. Могут ли эти самоактуализирующиеG ся люди быть более человечными, более близкими в биологическом смысле слова к типичным представителям своего вида? И как следует судить о типологии вида: по ущербным, недоразвитым его представителям или по прирученным, посаженG ным в клетку и обученным? Центрирование на проблеме Люди, о которых идет речь, как правило, сосредоточивают свое внимание на внешG них задачах. По современной терминологии, они скорее центрированы на проблеG ме, чем центрированы на Эго. Обычно они не представляют проблемы для самих себя и поэтому не слишком о себе заботятся (что заметно отличается от склонноG сти к интроспекции, присущей недостаточно уверенным в себе людям). СамоактуG ализирующиеся люди, как правило, выполняют некую миссию, имеют определенG ную цель жизни, решают какуюGлибо внешнюю задачу, что отнимает у них много сил и времени (Bühler & Massarik, 1969). Речь не обязательно идет о задаче, которую они сами себе поставили; это может быть проблема, разрешение которой они считают своим долгом, обязанностью. Поэтому целесообразно говорить о цели, которой человек должен, а не хочет доG стичь. Как правило, самоактуализирующиеся люди не преследуют личной выгоды, они стремятся принести пользу всему человечеству, своему народу или нескольG ким членам своей семьи. За некоторыми исключениями можно утверждать, что эти люди озабочены баG зовыми проблемами и вечными вопросами, которые принято называть этическиG ми или философскими. Такие люди существуют обычно в максимально широкой системе координат. Образно говоря, они никогда не приближаются к деревьям настолько, чтобы перестать видеть лес. Они работают с универсальными жизненG ными ценностями, ориентируясь на долговременные, а не сиюминутные интереG сы. В известном смысле всех их можно считать философами, хотя и самоучками. Само собой разумеется, что такие установки своеобразно проявляются во мноG жестве сфер повседневной жизни. Например, одно из неотъемлемых качеств самоG актуализирующихся людей (величие, нетривиальность, отсутствие мелочности) 196 Часть III. Самоактуализация можно обозначить одним общим термином. Широта взглядов, умение быть выше обыденных проблем, мыслить масштабно, так сказать sub specie aeterni (с точки зрения вечности), имеет, поGвидимому, решающее значение для межличностных и социальных взаимоотношений: благодаря этим качествам создается атмосфера спокойствия и веры в преодоление преходящих проблем, облегчающая жизнь не только самоактуализирующимся людям, но и их окружению. Склонность к уединению Все самоактуализизирующиеся люди, вне всякого сомнения, могли бы пребывать в одиночестве без всякого ущерба для себя и без ощущения дискомфорта. Более того, практически все они определенно любятуединение, во всяком случае, больG ше, чем обычные люди. Они легко могут оставаться вне «военных действий», ничуть не тревожась тем, что вызывает бурю эмоций у окружающих. Им не составляет никакого труда соG хранять спокойствие и невозмутимость, поэтому жизненные невзгоды и удары судьбы не вызывают у них реакций протеста, как у обычных людей. СамоактуалиG зирующиеся люди умеют сохранять достоинство и с честью выходят даже из саG мых сложных ситуаций. Возможно, это объясняется их склонностью самостоятельG но интерпретировать ситуацию, не полагаясь на мнение окружающих. Их самообG ладание иногда воспринимается другими людьми как суровость и отчужденность. Умение отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны тесно связано с некоторыми другими качествами. Во всяком случае, таких людей можно считать более объективными (во всехсмыслах этого слова) по сравнению с обычными людьми. Мы имели возможность убедиться в том, что эти люди скорее центрироG ваны на проблеме, чем на Эго. Это качество присуще им даже в тех ситуациях, когда проблемы касаются их самих, их желаний, мотивов, надежд и чаяний. СоG ответственно, их способность к концентрации значительно превосходит таковую обычных людей. Побочным эффектом такой концентрации является всем известG ная рассеянность, забывчивость, невнимательность к окружающей обстановке. В качестве примеров можно назвать крепкий сон, хороший аппетит, способность улыбаться и даже смеяться в периоды тревог и волнений. В социальных взаимоотношениях с другими людьми отстраненность, однако, создает известные проблемы. «Нормальные» люди интерпретируют это качество как холодность, снобизм, отсутствие дружеского расположения и даже враждебG ность. В отличие от этого дружеские отношения обычно характеризуются большей близостью, взаимозависимостью, теплотой, потребностью в одобрении и поддерG жке. Действительно, самоактуализирующиеся люди не испытывают нужды в окруG жающих в обычном смысле этого слова. Однако переживания разлуки и потребG ность в дружеском общении — обычные составляющие дружбы, поэтому такая отG страненность, как правило, с трудом принимается окружающими. Составляющими автономии являются способность принимать самостоятельG ные решения, ответственность, самодисциплина, склонность действовать самостоG ятельно, а не быть орудием в чужих руках, сила, а не слабость. Наши подопечные сами строили свою жизнь, принимали решения и несли за них ответственность. Это малозаметное, но крайне важное качество. Они научили меня видеть слабость и Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья 197 ущербность в том, что я ранее считал совершенно нормальным и присущим челоG веческой природе: в частности, в том, что многие люди не принимают самостоятельG ных решений, а полагаются на мнение окружающих, рекламодателей, продавцов, родителей, журналистов. Это скорее марионетки, чем самостоятельные, ответG ственные взрослые люди. Неудивительно, что они часто ощущают себя беспоG мощными и зависимыми, легко становятся жертвами мошенничества. Что ознаG чает подобная безответственность в сфере политики и экономики, ясно всем — это катастрофа. Демократическое общество со свободой выбора должно состоять из саG мостоятельных людей, принимающих решения и несущих за них ответственность. Широкомасштабные эксперименты (Asch, 1956; McClelland, 1961, 1964; McClelG land & Winter, 1969) позволили установить, что люди, самостоятельно принимаюG щие решения, составляют от 5 до 30 % нашей популяции, большинство из предстаG вителей которой полностью зависят от обстоятельств. Среди наших подопечных 100 % самостоятельных людей В заключение мы выскажем одно соображение, которое, скорее всего, будет неприятно многим теологам, философам и ученым: самоактуализирующиеся инG дивиды имеют большую свободу воли и менее зависимы, нежели обычные люди. Однако следует дать более точное определение терминам свобода волии зависи= мость, поскольку в данном исследовании это скорее эмпирические реалии. Более того, это количественные переменные, а не ярлыки типа «да—нет». Автономия Одна из характерных особенностей самоактуализирующихся людей, которая отG части вытекает из вышеперечисленных качеств, — относительная независимость от физического и социального окружения. В связи с приоритетом мотивации к личG ностному росту, а не к устранению недостатков, эти люди не нуждаются для удовG летворения своих потребностей во внешнем окружении, например в других людях, предметах культуры. Их рост и личностное развитие преимущественно зависят от собственного потенциала и скрытых ресурсов. Точно так же как дереву необходиG мы вода и солнечный свет, большинство людей нуждаются в любви, безопасности и удовлетворении своих базовых потребностей, что может осуществиться тольG ко при поддержке извне. Если все эти условия были соблюдены, т. е. внутренние потребности получили удовлетворение извне, то возникает проблема личностноG го развития, т. е. самоактуализации. Такая независимость от окружения ведет к относительной устойчивости к удаG рам судьбы, лишениям, крушению надежд. Эти люди обладают способностью соG хранять спокойствие в обстоятельствах, которые привели бы обычных людей к гибели; это качество также получило название самодостаточности. Люди с мотивацией к устранению недостатков |