Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
204 Часть III. Самоактуализация стремления и склонность составлять планы — все это может стать поводом для шутки. Мне удалось понять это, когда я попал на выставку «кинетического искусG ства»: это весьма напоминало человеческую жизнь с ее суматохой, неразберихой, шумом и бесцельностью постоянного движения. Такая установка оказывает влияG ние и на профессиональную деятельность, отчасти превращая ее в игру, которая, несмотря на всю серьезность ситуации, может восприниматься легко. Креативность Это универсальная характеристика всех индивидов, за которыми велось наблюдеG ние и которые становились объектом исследования (см. главу 13 «Креативность у самоактуализирующихся людей»). Здесь нет исключений. Каждый из этих людей в той или иной форме демонстрирует творческие способности, изобретательность или оригинальность, причем эти проявления имеют индивидуальные особенности. Эти особенности более подробно рассматриваются далее в этой главе. Во всяком случае, это не имеет ничего общего с узко направленной креативностью моцартовG ского типа. Трудно отрицать, что так называемые гении проявляют способности, которые мы даже не в силах понять. Известно лишь то, что они особым образом одарены, но этот дар может никак не отражаться на их личности в целом, являясь, поGвидимому, унаследованным. Здесь мы не будем касаться таланта такого рода, поскольку он не зависит от психического здоровья или удовлетворения базовых потребностей. Креативность самоактуализирующихся индивидов скорее сродни наивной универсальной креативности маленьких детей. Складывается впечатлеG ние, что так проявляется одно из фундаментальных свойств человеческой прироG ды — потенциал, полученный нами при рождении. Большинство представителей человечества утрачивает его в процессе приобщения к культуре, но отдельным индивидам удается сохранить свежий взгляд на жизнь или же, утратив его, впоG следствии вновь обрести. Сантайана называет это второй наивностью, что, на наш, взгляд, является чрезвычайно удачным термином. Креативность наших подопечных не обязательно проявляется в привычной форме написания книг, создания музыкальных или художественных произведеG ний, а зачастую в весьма более скромной форме. ПоGвидимому, этот тип креативG ности как самовыражения здоровой личности проецируется на весь мир в целом и касается любого занятия. В этом смысле можно говорить о креативных сапожниG ках, плотниках или служащих. Что бы ни делал индивид, он все делает с соответG ствующим настроем, который заложен в его характере. Можно даже, подобно деG тям, творчески видеть. Это качество рассматривается отдельно с целью дискуссии, но в действительG ности оно неотделимо от всех обсуждавшихся ранее особенностей самоактуализиG рующихся индивидов. Когда мы говорим о креативности, то попросту описываем с другой точки зрения (с точки зрения последствий) и другими словами то, что ранее характеризовалось как свежесть взгляда, эффективность восприятия, глубиG на проникновения в суть вещей. Складывается впечатление, что эти люди видят лучше остальных. Именно поэтому они кажутся окружающим творцами. Кроме того, как мы уже убедились, самоактуализирующиеся люди менее ограG ничены, менее скованы, иначе говоря, менее окультурены. Если использовать Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья 205 позитивные термины, то они более спонтанны, естественны, человечны. Все это также способствует проявлению креативности. Исходя из результатов исследоваG ния детей, можно утверждать, что все люди изначально были достаточно спонтанG ными, причем гдеGто в глубине все они таковыми и остаются, однако приобретенG ные впоследствии поверхностные, но мощные ограничения и запреты сдержиG вают спонтанные побуждения, так что последние проявляются не очень часто. В отсутствие сдерживающих факторов можно было бы ожидать от всех людей проG явления сходной креативности (Anderson, 1959; Maslow, 1958). Сопротивление приобщению к культурным нормам Самоактуализирующиеся люди не очень хорошо приспособлены (в наивном пониG мании одобрения культуры и идентификации себя с культурой). Они без труда соблюдают целый ряд условностей, однако все в той или иной степени противятся приобщению к общепринятым нормам, сохраняя некоторую отстраненность от той культуры, в которую погружены. В связи с практически полным отсутствием данG ных о сопротивлении окультуриванию в литературе, посвященной взаимодейG ствию культуры и личности, а также потому, что, как справедливо указал Рисман (Riesman, 1950), этот вопрос крайне важен для американского общества, даже наши скудные данные представляют некоторый интерес. В целом, отношения этих здоровых людей с не слишком здоровой культурой можно отнести к разряду сложных; во всяком случае, можно выделить несколько их составляющих. 1. Все эти люди вполне укладываются в общепринятые нормы по части выбоG ра одежды, языка общения, пищи, занятий. Вместе с тем они необычны тем, что явно не гонятся за модой и им недостает наглости и шика. Всем своим существом они показывают, что для них не имеет большого значения, какой дорогой двигаться к намеченной цели, что одни правила продвижения к цели так же хороши, как и любые другие, поэтому не стоит поднимать много шума вокруг того или иного нововведения, каким бы полезным оно не представG лялось. Здесь опять просматривается склонность этих людей без возражеG ний принимать все то, что не имеет для них большого значения или не моG жет быть изменено. Поскольку выбор обуви или прически, вежливость или манера поведения на вечеринке не слишком важны для наших подопечных, они реагируют на все это, просто пожимая плечами. Эти вопросы не имеют никакого отношения к морали. Однако поскольку терпеливое принятие безG вредных условностей не есть их горячее одобрение, степень готовности этих людей следовать общепринятым нормам не очень высока. В конце концов, если соблюдение условностей оказывается слишком утомительным или доG рогостоящим, поверхностная конвенциальность быстро улетучивается. 2. Едва ли когоGто из этих людей можно назвать бунтарем в обыденном смысле этого слова, по аналогии с подростками или лицами, настроенными на сверG жение существующего уклада. Самоактуализирующиеся люди не проявляG ют сиюминутного нетерпения, не выражают недовольства общественным устройством с намерением его преобразовать, хотя время от времени и выкаG 206 Часть III. Самоактуализация зывают негодование по поводу проявлений несправедливости. Лишь один из наших подопечных, который в молодые годы отличался необузданным нравом, был профсоюзным лидером, что в то время было небезопасно; в конце концов он признал бессмысленность своих усилий и отошел от дел. Со времеG нем он осознал необходимость постепенных социальных изменений (во всяG ком случае, в данную эпоху и в данной культуре) и обратился к обучению подрастающего поколения. Все остальные наши подопечные проявляли своG его рода спокойную, постоянную озабоченность улучшением общественной жизни, что, поGмоему, служит свидетельством признания постепенности культурных преобразований, необходимость которых не вызывает сомнеG ний. Это не отказ от борьбы. В ситуации, когда возможны быстрые радиG кальные изменения, этим людям не занимать отваги и решимости. Хотя они не относятся к радикально настроенным элементам в обществе в обычном смысле этого слова, я полагаю, что они легко могут ими стать. ВоGпервых, эти индивиды отличаются высоким интеллектом (не следует забывать, кем они были избраны), большинство из них имеют цель в жизни, связанную с улучG шением мира. ВоGвторых, они весьма реалистичны и не склонны к значительG ным, но бессмысленным жертвам. В решающий момент они вполне способны пожертвовать своей работой во имя радикальных общественных преобразоG ваний (например, антинацистское движение во Франции или Германии). Мне представляется, что эти люди не против борьбы вообще, они против бесG смысленной борьбы. Другое свойство этих людей — стремление радоватьG ся жизни и хорошо проводить время. Вряд ли подобное стремление может быть совместимо с вечным бунтарством. Более того, этим людям кажется, что это слишком значительная жертва, которая не может быть оправдана получаемыми в результате выгодами. Многие из них в юности имели опыт борьбы против общественного мнения, что в большинстве случаев закончиG лось разочарованием в возможности быстрых перемен. Эта группа людей, в конце концов, предпочла иную тактику: размеренные повседневные усиG лия по улучшению культуры, как правило, изнутри, без попыток все сломать и построить заново. 3. Внутреннее ощущение отстраненности от культуры не обязательно проявG ляется на сознательном уровне; прежде всего, оно заметно в дискуссиях на тему американской культуры в целом, в сопоставлении ее с другими кульG турами, а также в том, что самоактуализирующиеся индивиды легко могут обходиться без нее, поскольку не принадлежат ей полностью. Смешанные чувства одобрения и враждебности показывают, что из американской кульG туры ими было взято все хорошее, а все, по их мнению, дурное было отверG гнуто. Во всяком случае, эти люди взвешивают, анализируют, обдумывают и затем принимают самостоятельные решения. Этот подход, безусловно, отG личается от обычного пассивного усвоения этноцентрическими субъектами всего, что предлагает культура, как демонстрируют участники исследований, посвященных авторитарным личностям. Такой подход также отличается от полного отвержения всего, что есть в этой не самой плохой из культур Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья 207 (реально существующих, а не воображаемых, как в надписи на одном значG ке: «Нирвана сейчас!»). Отстраненность от культуры также проявляется в отстраненности от ее представителей, т. е. других людей, в любви к уединеG нию, о чем уже упоминалось, в слабо выраженном пристрастии ко всему знаG комому, привычному. 4. По этим и другим причинам этих людей можно назвать автономными, поG скольку они руководствуются скорее собственными принципами и соображеG ниями, чем общественным мнением. В связи с этим такие люди не только и не столько американцы; они принадлежат к общечеловеческой культуре. ОшиG бочно утверждать, что они выше или ниже американской культуры; ведь они говорят на американском варианте английского языка, ведут себя поGамериG кански, имеют американские характеры и т. д. Вместе с тем, проводя сравнеG ние этой группы с группой гиперсоциализированных этноцентриков, нельзя не заметить, что самоактуализирующиеся индивиды — не просто представиG тели другой культуры, они в целом менее модифицированы и сформированы этой культурой. В таком случае можно говорить о континууме с диапазоном от относительного принятия культуры до относительной отстраненности от нее. Если эта гипотеза имеет под собой какуюGлибо основу, из нее вытекает как минимум еще одна: представители различных культур, наиболее далекие от них, не только отличаются менее сформированным национальным характеG ром, но и в известной мере обладают большим сходством друг с другом, нежеG ли с типичными представителями своей культуры. В заключение следует сказать, что мы нашли ответ на извечный вопрос о том, можно ли быть благополучным и здоровым человеком в несовершенном обществе. Да, это возможно, ведь удалось же сравнительно здоровым людям сформироватьG ся в условиях американской культуры. Они ухитряются сложным образом сочеG тать внутреннюю автономию с внешним принятием культурных норм, что стало возможным только благодаря тому, что сама культура относительно терпимо отG носится к индивидам, не желающим полностью с ней идентифицироваться. Безусловно, не может быть и речи об идеальном здоровье. Наше далекое от соG вершенства общество явно накладывает на своих членов целый ряд ограничений. В той степени, в которой они вынуждены хранить свои маленькие тайны, подавG ляя спонтанные побуждения, они препятствуют раскрытию собственного потенG циала. Поскольку лишь немногие индивиды могут сохранить здоровье в нашей культуре (как, вероятно, и в любойдругой), здоровые люди оказываются одиноG кими на свой лад и также не достигают высшей самоактуализации 1 Несовершенства Авторы романов, поэты и журналисты делают типичную ошибку, когда описываG ют хороших, добропорядочных людей: эти персонажи настолько совершенны, что напоминают карикатуру, поэтому никому и в голову не приходит им подражать. 1 Я выражаю благодарность доктору Тамаре Дембо за помощь в изучении этого вопроса. 208 Часть III. Самоактуализация Собственное желание совершенства, вина и стыд за свои недостатки проецируютG ся на окружающих, от которых обычные люди склонны требовать гораздо больше, чем дают сами. Поэтому учителя и министры представляются нам весьма скучныG ми людьми, не имеющими предосудительных желаний и слабостей. По моему убеждению, большинство романистов, пытавшихся описать хороших (душевно здоровых) людей, совершали подобную ошибку, превращая своих героев в мариG онеток, воплощая в них некие недостижимые идеалы, вместо того чтобы честно рассказать об их жизнелюбии или силе, граничащей с грубостью. Нашим подопечG ным свойственны многие человеческие слабости. Их также обременяют глупые, вредные, бессмысленные привычки. Они могут быть упрямыми, нудными, раздраG жительными. Они не свободны от поверхностного тщеславия, гордыни, пристрастG ного отношения к собственным творениям, семье, друзьям. Характерны для них и вспышки гнева. Время от времени наши подопечные способны на неожиданные проявления жеG стокости. Следует иметь в виду, что это очень сильные люди. Они вполне могут проG явить ледяную холодность, когда ситуация этого требует; обычные люди неспособG ны на такие проявления. Один из наших подопечных, узнав, что близкий друг его обманывает, тут же разорвал с ним отношения, причем впоследствии никаких приG знаков раскаяния у него не наблюдалось. Женщина, которая была замужем за неG любимым человеком, решившись на развод, проявила недюжинную настойчивость, граничащую с жестокостью. Некоторые из этих людей настолько быстро оправляG ются от утраты близкого человека, что кажутся окружающим бессердечными. Следует упомянуть еще об одном моменте, который касается преимущественG ного интереса наших подопечных к внешнему миру. Поглощенные своими заняG тиями, в состоянии повышенной концентрации на какомGлибо явлении или воG просе, они могут стать рассеянными, утратить чувство юмора или позабыть об обычG ной вежливости. В подобных обстоятельствах они явно демонстрируют внутреннее отсутствие интереса к пустой болтовне, светским сплетням и т. п.; их действия и слова могут шокировать окружающих. О других нежелательных (во всяком слуG чае, с точки зрения окружающих) последствиях отстраненности шла речь выше. Даже природная доброта этих людей может привести к совершению ошибок, например женитьбе из жалости, сближении с психически неуравновешенными людьми, занудами или неудачниками с последующим раскаянием. Иногда подобG ные личности позволяют чересчур настойчивым людям добиваться своего, дают больше, чем могут, поощряя нахлебников и психопатов. Наконец, я уже говорил о том, что эти люди отнюдь не свободны от чувства вины, тревоги, печали, самообвинений, внутренней борьбы. Тот факт, что источG ники всего этого не имеют невротической природы, мало волнует наших современG ников (включая большинство психологов), которые склонны, на этом основании, считать их нездоровыми. На примере самоактуализирующихся индивидов я усвоил одну простую истиG ну. Совершенных людей не существует! Можно найти добропорядочных людей, очень хороших, почти великих. В мире существуют творцы, пророки, мудрецы, святые, подвижники. Это дает нам право верить в будущее, пусть даже эти люди Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья 209 встречаются крайне редко, в единичных экземплярах. И вместе с тем даже эти люди иногда могут быть нудными, эгоистичными, гневливыми, раздражительными или подавленными. Чтобы избежать разочарований в представителях человеческой расы, следует, прежде всего, избавиться от иллюзий на этот счет. Ценности Система жизненных ценностей самоактуализирующихся людей основывается на их философском принятии себя, человеческой природы, социальной жизни в цеG лом, а также природы и физической реальности. Благодаря этому принятию форG мируются ценностные ориентации индивидов в повседневной жизни. Учитывая связь жизненных ценностей с характерологической особенностью принятия, можG но судить о том, что нравится и не нравится нашим подопечным, вызывает их проG тест и одобрение, радует и огорчает. Все без исключения самоактуализирующиеся индивиды автоматически «снабG жаются» прочной основой для формирования жизненных ценностей благодаря своей внутренней динамике (во всяком случае, именно в этом аспекте наблюдаетG ся поразительное сходство между наиболее полно реализовавшими себя людьми независимо от их культурной принадлежности). Однако это еще не все: та же внутG ренняя динамика ответственна за ряд других универсальных особенностей таких индивидов, в частности, 1) налаженное взаимодействие с реальностью, 2) ощущеG ние родства с другими людьми, 3) удовлетворенность базовых потребностей, чему сопутствуют и другие обстоятельства, например материальное благополуG чие, 4) специфическое отношение к целям и средствам и т. д. (см. выше). Одним из наиболее важных последствий подобного отношения к окружающей действительности, а также ее оценки является снижение остроты или полное отG сутствие конфликтов, борьбы, неопределенности во многих сферах жизни. ПоGвиG димому, так называемая нравственность в значительной мере обусловлена неудовG летворенностью и неприятием окружающей действительности. Многие проблемы кажутся беспочвенными и теряют значимость в атмосфере всеобъемлющего приG нятия. И дело здесь не столько в том, что, ясно увидев проблему, легче ее разреG шить, а в том, что проблема эта никогда не была действительно значимой, а являG лась результатом восприятия окружающей действительности больным человеком. Примером таких проблем может служить пристрастие к карточным играм, танцам, коротким юбкам, привычка ходить с непокрытой головой (в одних культовых завеG дениях) или носить головной убор (в других), употребление алкоголя, предпочтеG ние того или иного мяса, в том числе в зависимости от календарного периода. При этом снижается значимость не только всех этих тривиальных условностей; процесс идет глубже, затрагивая гораздо более важные аспекты, в том числе гендерные отG ношения, представления о структуре и функциях организма и даже представления о смерти. Если попытаться обобщить результаты этого открытия, может сложиться впечатление, что значительная часть так называемых морали, этики и жизненG ных ценностей в действительности есть побочный продукт всепроникающей психопатологии большинства. Многие конфликты, разочарования и опасности |