Главная страница
Навигация по странице:

  • Познание и мышление

  • Клиническая психология

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница32 из 50
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   50
    ЧАСТЬ IV
    Методология
    гуманитарных наук

    ГЛАВА 14
    Вопросы новой психологии
    1
    Формулировка проблемы чаще всего го
    раздо важнее ее решения, которое может потребовать всего лишь математических или экспериментальных навыков. Чтобы поставить новые вопросы, открыть новые возможности, взглянуть на старые про
    блемы под новым углом зрения, требует
    ся творческое воображение; этим знаме
    нуется реальный прорыв в науке.
    Альберт Эйнштейн и Л. Инфельд.
    Эволюция физики, 1938
    В настоящее время мы можем говорить о том, что заложены основы новой филосо
    фии науки. Это позитивная ценностная концепция знания и познания, включаю
    щая как холистическое, так и атомистическое, как уникальное, так и повторяюще
    еся, как человеческое, личностное, так и механистическое, как изменчивое, так и стабильное, как трансцендентное, так и позитивистское. Эта глава представляет собой обзор вопросов, которые вытекают из этого нового подхода к психологии.
    Научение
    Как люди научаются быть мудрыми, зрелыми, добрыми, как они приобретают хо
    роший вкус, характер, изобретательность, умение приспособиться к новой ситуа
    ции, находить истину, распознавать добро, отличать прекрасное, гениальное, ина
    че говоря, как происходит внутреннее, а не внешнее научение?
    Научение вследствие уникальных переживаний, трагедий, семейных отношений,
    воспитания детей, успеха, триумфа, влюбленности, заболевания, смерти и т. п.
    Научение в результате боли, болезни, депрессии, трагедии, неудачи, старости,
    смерти.
    Многое из того, что считается ассоциативным научением, на самом деле явля
    ется внутренним научением и востребовано реальностью гораздо больше, нежели случайное и относительное.
    Что касается самоактуализирующихся людей, то повторение, преемственность,
    получение случайного вознаграждения становится для них все менее значимым.
    1
    Я включаю эту главу в книгу с минимальными поправками, потому что: 1) большинство тезисов остаются верными, а 2) студентам будет интересно узнать, какой прогресс был сделан за прошед
    шие 15 лет. [Примечание редактора американского издания: теперь, спустя 15 лет после того, как
    Маслоу сделал этот комментарий, некоторые из поставленных им вопросов стали отдельными на
    правлениями исследований, в то время как другие пока так и остаются без ответа.]

    Глава 14. Вопросы новой психологии
    233
    Повидимому, обычная реклама не оказывает на них соответствующего воздей
    ствия. На них мало влияют случайные ассоциации, престижные предложения, сно
    бистские призывы и простое, бессмысленное повторение. Вероятно, все это дает в их случае скорее негативный эффект, т. е. они скорее не купят рекламируемый то
    вар, чем купят.
    Почему же психология обучения больше озабочена средствами (в частности,
    наградами, степенями, дипломами), чем конечными целями (например, мудростью,
    пониманием, хорошим вкусом, умением здраво рассуждать)?
    Нам мало известно о приобретении эмоциональных установок, вкусов, предпоч
    тений. «Наука сердца» явно не в почете.
    Обучение на практике слишком часто заставляет детей приспосабливаться к нуждам взрослых. Более позитивно ориентированное обучение уделяет больше внимания росту и последующей самоактуализации ребенка. Что нам известно о том, как научить детей быть сильными, уважать себя, иметь собственное достоин
    ство, противиться эксплуатации, пропаганде и слепому приобщению к культурным нормам, моде?
    Нам мало известно о бесцельном, немотивированном научении, т. е. латентном научении, научении, основанном на внутреннем интересе.
    Восприятие
    Изучение восприятия по большей части ограничивается изучением ошибок, ис
    кажений, иллюзий и т. п. Вертхаймер назвал это исследованием психологической слепоты. Почему бы в это исследование не привнести вопросы интуиции, подсо
    знательного, бессознательного и предсознательного восприятия? Почему бы в рам
    ках восприятия не заняться изучением вопросов приобретения хорошего вкуса?
    Чувства прекрасного, истины, подлинности? А эстетическое восприятие? Почему одни люди воспринимают прекрасное, а другие — нет? В рамках изучения воспри
    ятия можно изучать конструктивную манипуляцию реальностью благодаря надеж
    дам, мечтам, воображению, изобретательности, организации и упорядочиванию.
    Немотивированное, бескорыстное, неэгоистичное восприятие. Признательность.
    Благоговение. Восхищение. Осознание.
    Существует множество исследований, посвященных стереотипам, но очень мало научных исследований свежей, конкретной реальности по Бергсону.
    Следует изучать свободно плавающее внимание, о котором говорил Фрейд.
    Какие факторы позволяют здоровым людям воспринимать реальность более эффективно, прогнозировать будущее более точно, легче воспринимать людей та
    кими, какие они есть; что позволяет радоваться неизведанному, неструктурирован
    ному, двусмысленному и загадочному?
    Почему желания и надежды здоровых людей практически не искажают их вос
    приятия?
    Чем более здоров человек, тем более взаимосвязаны эти способности. Это гово
    рит о целесообразности проведения комплексного исследования всех сенсорных модальностей, которые формируют синестезию, вместо изучения каждого чувства в отдельности. В целом, сенсорные системы взаимосвязаны с двигательными функ

    234
    Часть IV. Методология гуманитарных наук циями организма. Эти взаимосвязи требуют дальнейшего изучения. Кроме того,
    необходимо исследовать объединяющее сознание, познание бытия, озарение, транс
    персональное восприятие, когнитивные аспекты мистических переживаний и пи
    ковых переживаний и т. п.
    Эмоции
    Позитивные эмоции (например, счастье, спокойствие, безмятежность, душевное равновесие, довольство, принятие) изучены недостаточно. Требуют изучения та
    кие эмоции, как сопереживание, сожаление, милосердие.
    Природа радости, веселья, игры, спорта недостаточно понята исследователями.
    Недостаточно изучены экстаз, душевный подъем, живость, возбуждение, весе
    лость, эйфория, благополучие, мистические переживания, смена убеждений в по
    литике и религии, эмоции, связанные с оргазмом; различия между борьбой, конф
    ликтом, разочарованием, печалью, тревогой, напряжением, чувством вины, стыда и т. д. в случае психических отклонений и у здоровых людей. На здорового челове
    ка все эти переживания могут оказывать положительное влияние.
    Организующий эффект и другие положительные эффекты эмоций в отличие от дезорганизующих эффектов практически не изучены. При каких обстоятельствах эмоции связаны с повышеннойспособностью к восприятию, научению, размыш
    лению?
    Более подробного изучения ждут эмоциональные аспекты познания, например эмоциональный подъем, которым сопровождается инсайт, успокаивающий эффект понимания, принятие и прощение в результате более глубокого понимания дурно
    го поведения; аффективная сторона любви и дружбы, приносимые ими удоволь
    ствие и удовлетворение.
    У здоровых людей когнитивные способности, воля и аффект скорее синергетич
    ны, чем антагонистичны. Необходимо выяснить, что лежит в основе этого явления,
    например, нет ли здесь какихлибо особенностей гипоталамомозговых связей?
    Следует установить, например, каким образом эмоциональная и волевая мобили
    зация способствует познавательному процессу, как познание и воля во взаимодей
    ствии влияют на проявление эмоций и т. д. Три этих аспекта психической жизни следует изучать во взаимосвязи, а не по отдельности.
    Незаслуженно забыты психологами люди, умеющие ценить жизнь и ее прояв
    ления. Простое удовольствие от еды, питья, курения, другие чувственные удоволь
    ствия должны обрести свое место в психологии.
    Какие влечения лежат в основе конструирования утопий? Надежда? Почему мы придумываем идеи рая, хорошей жизни, лучшего общества?
    Что такое восхищение? Благоговение? Удивление?
    Что есть вдохновение? Как вдохновить людей на великие свершения? Поста
    вить перед ними более высокие цели?
    Почему удовольствие проходит быстрее боли? Можно ли продлить чувство удо
    вольствия, удовлетворения, счастья? Как научиться ценить то, что имеешь, вместо того, чтобы воспринимать это как должное?

    Глава 14. Вопросы новой психологии
    235
    Мотивация
    Необходимо изучить родительские инстинкты: почему мы любим наших детей,
    почему люди вообще хотят иметь детей, почему они приносят ради них такие жерт
    вы? Почему жертва в глазах окружающих не представляется жертвой родителям?
    Почему маленькие дети такие милые?
    Возможные предметы исследования: справедливость, равенство, свобода, стрем
    ление к свободе и справедливости. Почему люди готовы бороться за свободу, отда
    вая за нее свою жизнь? Почему без всякой корысти для себя люди приходят на помощь обездоленным, несправедливо обиженным и несчастным?
    Человеческие существа в некоторой степени стремятся к своим целям, а не руко
    водствуются слепыми влечениями и инстинктами. Последнее, конечно, тоже имеет место, но далеко не всегда. В действительности обе эти тенденции сосуществуют.
    До сих пор мы изучали лишь патологические эффекты фрустрации, пренебре
    гая ее оздоровляющим действием.
    Гомеостаз, равновесие, адаптация, самосохранение, защита и приспособление —
    концепции негативные, которые следовало бы дополнить позитивными. «Все, по
    видимому, направлено на сохранение жизни и мало что на то, чтобы сделать ее сто
    ящей». Пуанкаре утверждал, что его задача не столько в том, чтобы заработать себе на хлеб, сколько в том, чтобы этот хлеб ему не надоел. Если мы дадим определение функциональной психологии как науки о пользе с точки зрения самосохранения, то по аналогии с этим определением метапсихология должна быть охарактеризована как наука, изучающая пользу с точки зрения самосовершенствования.
    Пренебрежение высшими потребностями и различиями между высшими и низ
    шими потребностями обрекает людей на разочарование, при котором желания не прекращаются, даже когда потребность удовлетворена. У здорового человека удов
    летворение потребности также не ведет к исчезновению желаний; однако после удовлетворения потребности проходит определенный период времени, проведен
    ный в состоянии благодушия, а затем возникают более высокие потребности с бо
    лее высоким уровнем фрустрации, которые человек стремится удовлетворить с той же силой.
    Следует изучать аппетиты, предпочтения и вкусы, а также животные инстинк
    ты, например сильный голод.
    Внимания исследователя заслуживает стремление к совершенству, истине,
    справедливости (можно ли отождествить его с желанием расправить смятую фо
    тографию? Или выполнить несделанное задание? Или с настойчивыми попытка
    ми решить нерешенную проблему?), утопизм, стремление улучшить внешний мир,
    искоренить все ошибки.
    Следует учесть недостаточное внимание к познавательным потребностям, на
    пример со стороны Фрейда (Aronoff, 1962), а также психологовтеоретиков.
    Предметом изучения может стать конативная сторона эстетики, эстетические потребности.
    Мы недостаточно хорошо понимаем мотивацию жертвы, героя, патриота, бес
    корыстного человека. Фрейдистское ничегокроме (nothingbut), попытки свести все сложные проявления личности к чемуто одному не позволяют понять поведе
    ние здоровых людей.

    236
    Часть IV. Методология гуманитарных наук
    Интерес представляет также психология истины и лжи, этики и морали, психо
    логия науки, ученого, знания, поиска знаний, влечений, стоящих за поиском зна
    ний, философское влечение, оценка, созерцание, медитация.
    Секс обычно обсуждается в таком тоне, словно это чума. Повышенное внима
    ние к связанным с ним опасностям мешает нам видеть, что это, прежде всего, весь
    ма приятное занятие, к тому же обладающее терапевтическим и обучающим потен
    циалом.
    Интеллект
    Должны ли мы стремиться дать определение интеллекта в соответствии с его ре
    альными проявлениями или с нашими представлениями о том, каким он должен быть? Коэффициент интеллекта (IQ) не имеет ничего общего с мудростью; это тех
    нологическая концепция в чистом виде. Например, у Геринга был высокий коэф
    фициент интеллекта, но в обычном понимании это был глупый и порочный чело
    век. Вряд ли концепция высокого коэффициента интеллекта сама по себе может быть вредной. Проблема состоит в том, что психология, которая ограничивает себя рамками концепции IQ, в результате пренебрегает гораздо более важными явлени
    ями, такими как мудрость, знания, инсайт, понимание, здравый смысл, рассуди
    тельность. Конечно, с технологической точки зрения IQ выглядит более предпоч
    тительно, но гуманистов эта концепция крайне раздражает.
    Какие факторы положительно влияют на IQ, т. е. на интеллект, здравый смысл,
    рассудительность? Мы много знаем о том, что плохо сказывается на этих качествах,
    но почти ничего о том, что оказывает на них положительное воздействие. Возмож
    но, нам удастся разработать психотерапию для повышения интеллекта.
    Интерес представляет и возможность разработки организменной концепции интеллекта.
    Необходимо также найти ответ на вопрос: в какой мере тесты по определению коэффициента интеллекта связаны со спецификой конкретной культуры?
    Познание и мышление
    Интерес для исследователя представляют многие аспекты. Изменение мнения.
    Изменение взглядов. Психоаналитический инсайт. Неожиданное понимание. Вос
    приятие принципа. Озарение. Медитация. Бодрствование. Мудрость.
    Какова взаимосвязь между хорошим вкусом, высокой моралью, добротой и т. п.?
    Важно изучить также характерологические и терапевтические эффекты полно
    го знания.
    Достойное место в психологии должны занять исследования креативности и продуктивности. Что касается мышления, то следует уделять больше внимания исследованию новаторских подходов, изобретательности, высказыванию новых идей, а не поиску решений стереотипных задач, чем обычно занимаются психоло
    ги при изучении мыслительной деятельности. Поскольку мышление на высшем своем уровне креативно, есть смысл изучать его именно на этом уровне.
    Должна быть создана психология науки и ученых, философии и философов.

    Глава 14. Вопросы новой психологии
    237
    Мышление у наиболее здоровых людей — если они также отличаются достаточ
    ным интеллектом — стимулируется не только насущной проблемой или какого
    либо рода беспокойством, прекращаясь с разрешением проблемы. Оно включает
    ся спонтанно, принося радость и удовольствие, часто автоматически, так же как,
    например, печень вырабатывает желчь. Такие люди испытывают удовольствие от
    того, что являются мыслящими существами, им нет необходимости заставлять себя обдумывать чтолибо.
    Мышление далеко не всегда четко направлено, организовано и мотивировано.
    Фантазия, сновидение, символизм, бессознательное мышление, младенческое,
    эмоциональное мышление, психоаналитические свободные ассоциации — все эти виды мышления продуктивны посвоему. Здоровые люди часто приходят к выво
    дам и принимают решения при помощи этих техник, которые традиционно счита
    ются противоположностью рациональности, хотя в действительности весьма ус
    пешно сочетаются с ней.
    Возможные предметы исследования: концепция объективности. Бескорыстие.
    Пассивная реакция на природу реальности без привнесения в нее элементов лично
    сти или своего Я. Познание, центрированное на проблеме, а не на собственном Я.
    Даосистская объективность, объективность любящего и объективность наблюдателя.
    Клиническая психология
    В целом надо рассматривать как психопатологию любую неспособность достичь самоактуализации. Средний или нормальный человек, как правило, больше напо
    минает психически больного, хотя его состояние не столь тяжелое.
    Цели и задачи психотерапии должны быть сформулированы в позитивном клю
    че. (Это, конечно же, касается и задач обучения, семьи, медицины, религии и фи
    лософии.) Надо подчеркнуть терапевтическую значимость положительных жиз
    ненных переживаний, например семейных отношений, дружбы, материального до
    статка.
    Клиническая психология — это не анормальная психология. Клиническая пси
    хология может заниматься изучением вполне здоровых и счастливых индивидов.
    Клиническая психология изучает здоровье наравне с болезнью, сильных, смелых и добрых людей наравне со слабыми, трусливыми и жестокими.
    Анормальная психология не должна ограничиваться исследованием шизофре
    нии, но также рассматривать такие проявления, как цинизм, авторитаризм, анге
    дония, утрата жизненных ценностей, предвзятость, ненависть, жадность, эгоизм и т. п. Это серьезные заболевания с точки зрения их общественной значимости.
    Старческая деменция, маниакальнодепрессивный психоз, обсессивнокомпуль
    сивный невроз и подобные патологии — заболевания тяжелые с технологической
    точки зрения, т. е. в том смысле, что они ограничивают функционирование инди
    вида. Но как все было бы просто, если бы Гитлер, Муссолини или Сталин были явными шизофрениками. Нам следует изучать с позиций позитивной и ориенти
    рованной на ценности психологии все те факторы, которые делают людей дурны
    ми или ограниченными в смысле общественной значимости. Цинизм, безусловно,
    гораздо более важная социальная проблема, чем, например, депрессия.

    238
    Часть IV. Методология гуманитарных наук
    Мы потратили много сил на изучение преступности; почему бы теперь не за
    няться изучением законопослушного поведения, филантропии, идентификации с обществом, социального сознания?
    Помимо изучения благоприятных эффектов положительных жизненных пе
    реживаний, таких как заключение брака, успех, воспитание детей, влюбленность,
    образование и т. д., следует обратить внимание на негативные переживания, в част
    ности на трагедии, а также на болезни, лишения, фрустрацию, конфликты и т. п.
    Здоровые люди умеют извлекать пользу даже из таких переживаний.
    Предметом исследования могут стать проявления интереса (в отличие от ску
    ки). Интерес представляет изучение людей с ярко выраженной жизненной силой,
    желанием жить, способностью сопротивляться смерти.
    Современные знания о динамике личности, здоровье, адаптации основаны по
    чти исключительно на исследованиях больных людей. Исследование здоровых людей не только помогло бы восполнить существующий пробел и получить инфор
    мацию о психическом здоровье, но и позволило бы лучше понять природу невроза,
    психоза, психопатии и психопатологии в целом.
    Клиническое исследование способностей, навыков, мастерства. Призвание,
    миссия.
    Клиническое исследование проявлений гениальности и таланта. Мы тратим гораздо больше сил и средств на изучение слабоумных, чем людей с высоким ин
    теллектом.
    Теория фрустрации обычно воспринимается как хороший пример ущербной психологии. Слишком много теорий воспитания детей рассматривают ребенка в типично фрейдистском духе, как абсолютно консервативное создание, цепляюще
    еся за достигнутое, у которого отсутствует стремление приспосабливаться к новым условиям, расти и развиваться.
    На современном этапе развития психологии психодиагностические техники рассчитаны на выявление патологии, а не здоровья. У нас отсутствуют норматив
    ные показатели для оценки креативности, силы человеческого Я, здоровья лично
    сти, самоактуализации, сопротивления болезни по тесту Роршаха, ТАТ или MMPI.
    Большинство анкет основано на модели Вудворта: в них перечислены симптомы заболеваний, при этом хорошим показателем (т. е. признаком здоровья) считается отсутствие положительных ответов.
    Поскольку психотерапия оказывает положительное влияние на людей, мы мно
    гое теряем, не прибегая к изучению личности пациента после завершения психо
    терапии.
    Интерес представляет также исследование индивидов, склонных и не склонных к пиковым переживаниям.
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   50


    написать администратору сайта