Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
Зоопсихология В зоопсихологии акцент всегда делался на чувстве голода и жажды. Почему бы нам не заняться изучением высших потребностей? В действительности мы ничего не знаем о том, есть ли у белой крысы потребности, сходные с нашими высшими по требностями, например с потребностью в любви, красоте, понимании, социальном Глава 14. Вопросы новой психологии 239 статусе. Учитывая имеющиеся в распоряжении психологов техники исследования, мы этого так и не узнаем. Необходимо изучать психологию животного, доведен ного до отчаяния, например голодающей крысы, загнанной болью или электрошо ком в экстремальную ситуацию, настолько сложную, что даже люди нечасто ока зываются в подобной. (Подобные исследования проводились с обезьянами, в том числе с человекообразными.) Исследование понимания и инсайта должно занять подобающее место взамен исследования слепого ассоциативного научения, высокие уровни проявления ин теллекта надо исследовать наряду с низкими, более сложные проявления жизне деятельности наряду с менее сложными; максимальные возможности животных, к сожалению, пока вызывают меньший интерес, чем заурядные. После того как Хазбенд (Husband, 1929) продемонстрировал, что крыса может ориентироваться в лабиринте не хуже человека, следовало отказаться от лабирин та как от инструмента научения. Мы не сомневаемся в том, что человек обладает лучшими, чем у крысы способностями к научению. Любая техника, которая не может продемонстрировать этого, сродни измерению роста людей, которые стоят, согнувшись, в комнате с низким потолком. При этом мы измеряем высоту потол ка, а не людей. Лабиринт — своего рода низкий потолок, не позволяющий оценить способности испытуемых к мышлению и научению, даже если это крысы. Повидимому, изучение высших животных позволит нам больше узнать о пси хологии человека. Следует помнить, что работа с животными автоматически связана с исключе нием таких чисто человеческих свойств, как способность испытывать стыд, жерт венность, речь, любовь, чувство юмора, сознание, патриотизм, идеалы, симво лизм, поэтическое, художественное, музыкальное, научное, философское творче ство. Психология животных помогает нам понять только те человеческие качества, которые свойственны также человекообразным обезьянам. Бессмысленно с ее по мощью изучать те качества человека, которых нету животных или которыми жи вотные обладают в гораздо большей мере (например, способность к латентному научению). Социальная психология Социальная психология должна перерасти в нечто большее, чем изучение подра жания, предвзятости, ненависти, враждебности. Все это редко встречается у здо ровых людей. Возможные предметы исследования: теория демократии, анархии. Демократи ческие межличностные отношения. Демократический лидер. Власть при демокра тии и власть демократического лидера над демократами. Мотивации бескорыстно го лидера. Нежелание здоровых людей властвовать над другими людьми. Социальная психология чересчур озабочена концепцией власти у низших жи вотных. Конкуренция изучается с бˆольшим интересом, чем сотрудничество, альт руизм, дружеское расположение, бескорыстие. В современной социальной психологии практически не исследуется свобода и свободные люди. 240 Часть IV. Методология гуманитарных наук Как оздоровить культуру? Каковы положительные эффекты девиантности? Нам известно, что культура не может прогрессировать и совершенствоваться без девиан тов. Почему никто не занимается их изучением? Почему к ним принято относиться как к патологическим проявлениям? Почему нельзя признать их здоровыми? Братство и равенство заслуживают не меньшего внимания, чем классовое и ка стовое превосходство в социальной сфере. Почему бы не заняться изучением ре лигиозных братств? Союзов потребителей и производителей? Существующими и утопическими коммунами? Взаимоотношения между культурой и личностью обычно вызывают столь ин тенсивный интерес, словно культура является основной движущей силой, а ее преобразующая роль абсолютна. Однако более сильные и здоровые люди легко ей противостоят. Приобщение к нормам культуры оказывает воздействие далеко не на всех и только до известных пределов. Более важным представляется иссле дование свободы от окружения. При опросах населения социологи исходят из априорного принятия низких возможностей человека, например допущения, что мнение человека диктуется его привычками или эгоизмом. Это действительно так, но только для 99 % нездоровой части популяции. Здоровые люди голосуют, или покупают товары, или приходят к выводам, хотя бы частично основываясь на логике, здравом смысле, справедли вости, реальности, даже когда это противоречит их собственным интересам, если понимать их узко и эгоистично. Почему исследователи традиционно пренебрегают тем фактом, что лидерство при демократии часто представляет собой возможность служить своему народу, а не властвовать над ним? Это тем более странно, что для Америки и других стран мира это явление было важной движущей силой. Не вызывает сомнения тот факт, что Джефферсон пришел к власти не ради власти и не из эгоистичных побужде ний, а потому что был готов выполнить работу, которую необходимо было сделать. Интерес в качестве предмета изучения представляет чувство долга, предан ность, обязательства перед обществом, ответственность, социальное сознание; хо роший гражданин, честный человек. Мы тратим столько времени на изучение пре ступников, почему бы, наконец, не заняться и этими вопросами? Мы мало знаем об участниках общественного движения, борцах за принципы, за справедливость, свободу, равенство, идеалистах. Не изучены и положительные эффекты предрассудков, непопулярности, де привации, фрустрации. Психологи прилагают слишком мало усилий для всесто роннего изучения патологических явлений, например таких, как предрассудки. Су ществуют, конечно, положительные последствия отвержения или остракизма. Это особенно ярко проявляется в тех случаях, когда культура явно больна. Остракизм со стороны такого рода культуры — благо для человека, хотя он и причиняет ему боль. Самоактуализирующиеся люди часто добровольно отстраняются от культу ры, которую не одобряют. Нам мало известно о святых, рыцарях, добродетельных людях, героях, беско рыстных лидерах, в отличие от тиранов, преступников и психопатов. Конвенциальность имеет свои хорошие стороны и положительные последствия. Большой интерес представляет изучение противоположной роли конвенциально Глава 14. Вопросы новой психологии 241 сти в хорошем и дурном обществе. Это касается и некоторых жизненных ценно стей среднего класса. В учебниках по психологии отводится слишком мало места доброте, щедрости, доброжелательности и милосердию. Мы редко говорим о либералах, подобных Франклину Рузвельту или Томасу Джефферсону, которые вопреки собственным материальным интересам отстаива ли справедливость. Хотя много написано об антисемитизме, расизме и ксенофобии, почемуто не принято говорить о филосемитизме, негрофилии и симпатии к побежденным. Это свидетельствует о том, что мы склонны концентрировать внимание скорее на враж дебности, чем на альтруизме или симпатии к обездоленным. Интерес в качестве предмета изучения представляет честность, чувство спра ведливости, заботы о других. Очень хотелось бы найти в учебниках по межличностным отношениям или по социальной психологии результаты исследований, посвященных любви, браку, дружбе и психотерапевтическим отношениям. В настоящее время, однако, к этим вопросам принято относиться несерьезно. Сопротивление желанию купить чтолибо на распродаже, противостояние рек ламе, пропаганде, мнению окружающих, сохранение автономии, сопротивление предложениям, подражанию, соображениям престижа весьма характерны для здо ровых людей и редко встречаются у обычных. Прикладная социальная психоло гия должна уделять больше внимания изучению признаков здоровья. Социальная психология должна стряхнуть с себя пережитки так называемого культурного релятивизма, перестать превозносить человеческую пассивность, по датливость и бесформенность и принижать автономию, личностный рост и созре вание внутренних сил. Ей пристало изучать активных людей, а не только рабов. Кому, как не психологам и социологам, разрабатывать эмпирические системы человеческих ценностей. Но эта задача порождает множество проблем. С точки зрения позитивного развития человеческого потенциала психология во время Второй мировой войны потерпела полную неудачу. Психологи свели науку к технологии, разрабатывая то, что давно известно. Опыт войны не привнес практи чески ничего нового. Этот означает, что психологи и другие ученые уподобились близоруким людям и обращали внимание лишь на победу в войне, а не на дости жение мира. Они свели войну к технологической игре, а не к борьбе жизненных ценностей, которой она в действительности была или, во всяком случае, должна была быть. В самой психологии не было ничего такого, что могло бы предотвра тить эту ошибку. Не было философии, которая помогла бы отличить науку от тех нологии, не было теории ценностей, которая позволила бы лучше понять демокра тически настроенных людей, суть происходившей борьбы и ее ключевые моменты. Психологи увлеклись вопросами о средствах вместо того, чтобы задаться вопроса ми о целях, а их разработки могли быть с равным успехом использованы как наци стами, так и демократами. Все их усилия нисколько не помогли предотвратить уси ление авторитарных тенденций даже в США. Социальные институты, да и собственно культура, обычно воспринимаются как формирующая, подталкивающая, подавляющая сила, а не вознаграждающая, 242 Часть IV. Методология гуманитарных наук воспитательная и приносящая счастье. «Что такое культура, набор проблем или на бор возможностей?» (A. Meiklejohn). Концепция формирующей культуры являет ся, вероятно, следствием чересчур тесного взаимодействия с патологическими слу чаями. Более тесное знакомство со здоровыми субъектами позволит представить себе культуру как источник наслаждения. Личность Концепция хорошо адаптированной личности или хорошей адаптации служит сво его рода «низким потолком» для возможностей развития и роста. Корова, раб, ро бот также могут быть хорошо адаптированы. Суперэго ребенка обычно понимается как интроекция страха, наказания, утра ты любви, заброшенности и т. д. Исследование детей и взрослых, которые спокой ны, уверены в себе, любимы и уважаемы, свидетельствует о возможности существо вания внутреннего сознания, построенного на идентификации себя с любимым объектом, стремлении доставить удовольствие, сделать других счастливыми, а так же на истине, логике, справедливости, праве и долге. Поведение здорового индивида гораздо меньше подвержено влиянию страха, тревоги, чувства вины, стыда и больше определяется стремлением к истине, логи ке, справедливости, реальности, красоте, правоте и т. п. Почему не существует научных трудов, посвященных бескорыстию? Отсут ствию зависти? Силе воли? Силе характера? Оптимизму? Дружелюбию? Реализ му? Трансцендентности Я? Смелости, отваге? Отсутствию ревности? Искренно сти? Терпению? Лояльности? Надежности? Ответственности? Безусловно, наиболее перспективной темой в позитивной психологии представ ляется исследование психического здоровья (и других видов здоровья, например эстетического здоровья, ценностного здоровья, физического здоровья и т. д.). Однако позитивная психология также должна изучать хорошего человека, челове ка спокойного и уверенного в себе, с демократическими взглядами, счастливого, невозмутимого, миролюбивого, сопереживающего, щедрого, доброго, созидающе го, святого, героического, сильного, гениального, а также других лучших предста вителей человечества. Что способствует развитию таких социально желательных качеств, как добро та, общественное сознание, готовность помочь, добрососедство, терпимость, дру желюбие, стремление к справедливости, справедливый гнев? В нашем распоряжении имеется богатый словарь психопатологических терми нов и весьма скромный для характеристики здоровья и трансцендентности. Депривация и фрустрация могут оказывать и благоприятный эффект. Необхо димо провести исследование справедливых и несправедливых наказаний, а также изучить самодисциплину, которая появляется в результате прямого взаимодей ствия с реальностью, знакомства с ней и наличия обратной связи. Весьма важным представляется изучение индивидуальности и уникальности (а не индивидуальных различий в классическом понимании). Необходимо создать специальную науку о личности. Глава 14. Вопросы новой психологии 243 Почему люди отличаются друг от друга, вместо того чтобы походить друг на друга (под влиянием культуры, приобщения к культурным нормам)? Что такое увлеченность? Откуда берутся люди, преданные своему делу, кото рые идентифицируют себя с эготрансцендентной причиной или миссией? Наилучший предмет изучения — довольная, счастливая, спокойная, невозму тимая, миролюбивая личность. Вкусы, ценности, установки и выбор самоактуализирующихся людей в значи тельной мере имеют внутреннюю, определенную реальностью основу, а не относи тельную и внешнюю. Отсюда их стремление к истине, а не лжи, прекрасному, а не уродливому. Эти люди живут в системе стабильных ценностей, а не в населенном роботами мире с полным отсутствием ценностей (в котором имеются только мода, мнение окружающих, подражание, престиж). Уровень фрустрации и фрустрационная толерантность могут быть очень ярко выражены у самоактуализирующихся людей. То же самое можно сказать об уров не чувства вины, стыда, конфликта. Отношения детей с родителями обычно изучаются так, как будто они неизбеж но представляют собой набор проблем, всего лишь шанс наделать ошибок. Эти отношения прежде всего являются источником удовольствия, хорошей возможно стью получить наслаждение. Это утверждение верно даже в отношении подрост ков, которых слишком часто называют божьим наказанием. ГЛАВА 15 Психологический подход к науке Психологическая интерпретация науки начинается с четкого понимания того фак та, что наука есть творение человеческого разума, а не автономное образование с присущими ему внутренними закономерностями. Корни науки лежат в челове ческих мотивах, ее цели — цели человека, она создана, обновляется и поддержива ется человеческими усилиями. Ее законы, организация и формулировки вытека ют не только из исследуемой с ее помощью реальности, но также из природы чело века, который проводит это исследование. Психолог, особенно если он обладает клиническим опытом, вполне естественно и спонтанно подходит к любой конкрет ной теме, затрагивающей людей, обращаясь при этом к самим людям, а не к созда ваемым ими абстракциям, к ученым, а не только к науке как таковой. Ошибочные попытки доказать неправомерность такого подхода, стремление сделать науку полностью автономной и саморегулирующейся, считать ее беско рыстной игрой с внутренними правилами, подобно шахматам, должны быть отвер гнуты психологом как не соответствующие реальности. В этой главе мы бы хотели остановиться на некоторых важнейших следствиях того факта, что наука является первым из всех творений человека и ее целесооб разно изучать с психологической точки зрения. Исследование ученого Исследование ученого, очевидно, является основным и даже обязательным аспек том исследования науки. Поскольку наука как явление отчасти представляет собой увеличенную проекцию некоторых аспектов человеческой природы, любое продви жение в направлении изучения человеческой природы автоматически сказывается на науке. Например, на всякую науку и на всякую теорию в рамках науки оказыва ет влияние углубление наших знаний о 1) природе ошибок и объективности, 2) при роде процесса абстрагирования, 3) природе креативности, 4) природе приобщения к культурным нормам и сопротивления ученого этому приобщению, 5) искажении восприятия за счет желаний, надежд, тревог, ожиданий, 6) природе роли или ста туса ученого, 7) антиинтеллектуальных тенденциях в нашей культуре, 8) природе убеждений, вере, уверенности и т. д. Глава 15. Психологический подход к науке 245 Наука и человеческие ценности Наука основана на человеческих ценностях и сама является системой ценностей (Bronowski, 1956). Человеческие эмоциональные, когнитивные, экспрессивные и эстетические потребности служат источником науки, ставят перед ней цели. Удо влетворение этих потребностей и является «ценностью». Это касается и любви к безопасности, и любви к истине или определенности. Эстетическое удовлетворе ние потребностей в краткости изложения, элегантности, простоте, точности, акку ратности представляет собой ценности для математика и ученого, а также худож ника или философа. Это утверждение несколько не согласуется с тем фактом, что мы как ученые разделяем и, вероятно, всегда будем разделять ценности нашей культуры, хотя бы в известной мере — например, честность, гуманность, уважение к личности, благо общества, демократическое уважение права людей принимать собственные, пусть даже ошибочные, решения, сохранение жизни и здоровья, избавление от боли, до верие, если человек его заслуживает, благородство и т. п. Очевидно, что таким выражениям, как «объективность» и «беспристрастное на блюдение», следует дать более точное определение. Словосочетание «исключитель ные ценности» изначально обозначало исключение теологических и других автори тарных влияний, которые могли исказить факты. Такое исключение в наше время не менее важно, чем в эпоху Возрождения, поскольку нам попрежнему хочется опе рировать фактами, максимально близкими к реальности. Если религиозная система в современном мире более не представляет значимой угрозы для науки, существуют прочные политические и экономические догмы, которые не менее опасны. |