Главная страница
Навигация по странице:

  • Свежесть восприятия

  • Пиковые переживания

  • Человеческое родство

  • Скромность и уважение к окружающим

  • Межличностные отношения

  • Средства и цели

  • Чувство юмора

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница28 из 50
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   50
    нуждаютсяв других людях, поG
    скольку удовлетворение большинства их потребностей (в любви, безопасности,
    уважении, принадлежности) обеспечивается только извне. Однако индивиды, моG
    тивированные к личностному росту, в действительности часто видят в окружаюG
    щих лишь помеху. Удовлетворение и счастье для них более не являются социG
    альными категориями, они заключены в них самих. Самоактуализирующиеся люди обретают достаточную силу и независимость от расположения окружающих, в том

    198
    Часть III. Самоактуализация числе и от их симпатии. Награды, общественное положение, почести, популярG
    ность, престиж и любовь, которые они могут получить, с неизбежностью становятG
    ся менее важными, чем внутренний рост и развитие (Huxley, 1944; Northrop, 1947;
    Rand, 1943; Rogers, 1961). Необходимо помнить о том, что лучший способ (хотя и не единственный) обрести относительную независимость от любви и уважения —
    в достаточной мере испытать эти самые любовь и уважение в прошлом.
    Свежесть восприятия
    Самоактуализирующиеся люди имеют достойную восхищения способность снова и снова свежо и наивно переживать простые радости жизни, принимать как чудо то, что для других стало обыденным и привычным. Эту способность К. Уилсон назвал радостью новизны (C. Wilson, 1969). Самоактуализирующийся человек любуется каждым восходом или закатом солнца, как в первый раз, любой цветок для него захватывающе прекрасен, даже если до этого ему довелось видеть велиG
    кое множество других цветов. Каждый ребенок воспринимается как венец твореG
    нья, сколько бы детей он ни встретил ранее. Самоактуализирующийся человек доволен своим браком спустя 30 лет и не перестает восхищаться прелестью своей жены, даже если ей уже за 60. Таким людям повседневная работа, рутинные дела представляются интересными и даже захватывающими. Столь интенсивные чувG
    ства появляются далеко не всегда; они возникают совершенно неожиданно, в саG
    мые, казалось бы, неподходящие моменты. Десять раз преодолев реку на пароме,
    на одиннадцатый человек бывает охвачен теми же переживаниями и волнением,
    которые посетили его в первый раз (Eastman, 1928).
    Наблюдаются некоторые различия в выборе объектов восхищения. Некоторые из наших подопечных устремляются на природу. Для других это в основном общеG
    ние с детьми. Есть и такие, кто посвящает свободное время классической музыке.
    Однако со всей определенностью можно утверждать, что самоактуализирующиеG
    ся люди черпают силу и вдохновение из базовых жизненных переживаний. Во всяG
    ком случае, ни один из них не приходит в экстаз от посещения ночного клуба, поG
    лучения кучи денег или хорошей вечеринки.
    Справедливости ради стоит отметить, что для некоторых наших подопечных сексуальное удовлетворение, в частности переживание оргазма, представляет неG
    что большее, чем просто удовольствие; оно служит источником силы, которую друG
    гие находят в музыке или природе. Об этом пойдет речь ниже, в разделе о мистиG
    ческих переживаниях.
    Не исключено, что богатство субъективных переживаний связано с точным и свежим восприятием реальности. Видимо, то, что мы называем банальностью пеG
    реживаний, обусловлено навешиванием ярлыков на те или иные аспекты нашего опыта, что лишает эти переживания остроты, в результате чего они перестают быть захватывающими, полезными, таящими угрозу, так или иначе затрагивающими наше Я (Bergson, 1944).
    Я также имел возможность убедиться, что привычка к тому, что имеешь, — один из важнейших источников всех зол, трагедий и страданий человечества. Мы мало ценим то, что воспринимаем как должное, и без особых сожалений и переживаний готовы обменять право первородства на чечевичную похлебку. К несчастью, наиG

    Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья
    199
    более близкие нам люди — жены, мужья, дети, друзья, гораздо меньше занимают наше внимание, когда находятся рядом с нами; ценить их мы начинаем лишь после того, как теряем. То же самое можно сказать и о физическом здоровье, политичеG
    ских свободах, материальном благополучии: истинная ценность всего этого поG
    стигается лишь после утраты.
    Исследования, посвященные гигиеническим факторам в промышленности (HerzG
    berg, 1966), работе биржи в СентGНео (Wilson, 1967, 1969), мое собственное изучеG
    ние «маленьких скандалов, больших скандалов и метаскандалов» (Maslow, 1965b)
    доказывают, что можно существенно облегчить себе жизнь, если воспринимать имеющиеся блага, как это делают самоактуализирующиеся люди, т. е. с восхищеG
    нием и благодарностью судьбе.
    Пиковые переживания
    Эти субъективные переживания также называются мистическими; они были преG
    красно описаны Уильямом Джеймсом (W. James, 1958) как весьма характерные для самоактуализирующихся людей, хотя далеко не для всех из них. Сильные эмоции,
    о которых шла речь в предыдущем разделе, иногда становятся настолько всеохваG
    тывающими, хаотичными, что с полным правом могут быть названы мистическиG
    ми переживаниями. Мое внимание к этой теме привлекли рассказы некоторых наших подопечных, которые описывали переживания сексуального оргазма в смутG
    но знакомых терминах, которые, как я впоследствии узнал, использовали различные писатели, чтобы охарактеризовать то, что ониназывали мистическими переживаниG
    ями. Это были те же ощущения открывшихся глазу необъятных горизонтов, всемоG
    гущества в сочетании с беспомощностью, чувство экстаза и благоговейного трепеG
    та, утрата ориентации во времени и пространстве и, наконец, убежденность в том,
    что произошло нечто важное и значимое. Благодаря этим переживаниям человек менялся, становился сильнее, что было заметно даже в повседневной жизни.
    Чрезвычайно важно отделить эти переживания от всякого рода теологических и сверхъестественных, хотя на протяжении тысячелетий они были взаимосвязаны.
    Поскольку эти переживания возникают вполне естественным путем, т. е. находятG
    ся в сфере науки, я называю их пиковыми переживаниями.
    Наши подопечные продемонстрировали, что подобные переживания могут проG
    являться с разной степенью интенсивности. В теологической литературе высказыG
    вается мнение, что мистические переживания качественно отличаются от всех осG
    тальных. Лишенные ореола сверхъестественности, эти переживания могут быть изучены как естественный феномен, т. е. помещены в континуум от интенсивных до слабых. Оказывается, что слабые мистические переживания бывают у многих,
    даже у большинства индивидов, но только избранные испытывают их часто, пракG
    тически каждый день.
    ПоGвидимому, острые мистические, или пиковые, переживания представляют собой любые значительно усиленные переживания, в которых присутствует утраG
    та или трансцендентность своего Я, например сосредоточение на решении какойG
    либо проблемы, сильная концентрация внимания, интенсивные чувственные пеG
    реживания, сильнейшее, самозабвенное наслаждение музыкой или другими проG
    изведениями искусства.

    200
    Часть III. Самоактуализация
    За время, прошедшее с начала исследования в 1935 г., я стал уделять гораздо больше внимания различиям между людьми, испытывающими и не испытываюG
    щими пиковые переживания. Скорее всего, речь идет о количественных различиG
    ях, но и они чрезвычайно важны. Эта тема подробно рассматривается в одной из моих работ (Maslow, 1969b). Если говорить коротко, самоактуализирующиеся люди,
    не испытывающие пиковых переживаний, отличаются практичностью и эффективG
    но функционируют в реальном мире. Те же, кто испытывает пиковые переживаG
    ния, также существуют в сфере бытия; их удел поэзия, эстетика, символы, трансценG
    дентность, «религия» мистического, личностного толка, запредельные переживания.
    По моему мнению, это одна из важнейших характерологических особенностей, прежG
    де всего оказывающая влияние на социальную жизнь. Складывается впечатление,
    что «здоровые» самоактуализирующиеся люди без пиковых переживаний склонG
    ны посвящать себя улучшению социального мира: это политики, реформаторы,
    общественные деятели. В то же время те, кто испытывает трансцендентные пикоG
    вые переживания, тяготеют к поэзии, музыке, философии и религии.
    Человеческое родство
    Самоактуализирующиеся люди испытывают глубокое чувство причастности, симG
    патии и приязни к человечеству в целом. Они ощущают родство и взаимосвязь с окружающими, словно все люди — члены одной семьи. Как известно, приязненное отношение к кровным братьям и сестрам сохраняется даже в случае проявления ими слабости, отвратительных черт характера, глупости. Во всяком случае, им проG
    щается гораздо больше, чем посторонним людям. Поэтому самоактуализирующиG
    еся люди испытывают искреннее желание принести пользу всему человечеству.
    При отсутствии широкого кругозора и при малой продолжительности наблюG
    дения можно не заметить этого чувства единения с человечеством. В конце конG
    цов, самоактуализирующиеся люди сильно отличаются от других по образу мысG
    лей, побуждениям, поведенческим особенностям и эмоциональным проявлениG
    ям. В ряде случаев они напоминают чужестранцев. Немногие могут утверждать,
    что хорошо понимают их, несмотря на всю к ним симпатию. СамоактуализируюG
    щиеся люди часто печалятся, выходят из себя, встречаясь с обычными человечеG
    скими слабостями; даже не очень значительные происшествия могут стать для них настоящей трагедией. Несмотря на всю свою отстраненность, они ощущают неразG
    рывную связь, кровное родство с окружающими их людьми, они испытывают сниG
    сходительность или, во всяком случае, знают, что лучше других справляются со многими вещами, они видят то, что ускользает от окружающих, и понимают скрыG
    тую от большинства истину.
    Скромность и уважение к окружающим
    Все наши подопечные без исключения могут считаться приверженцами демократии в наиболее глубоком смысле этого слова. Я утверждаю это на основании предшествуG
    ющего анализа структуры характера авторитарной (Maslow, 1943) и демократичеG
    ской личности, который слишком обширен, чтобы приводить его здесь подробно;
    я счел возможным лишь кратко описать основные результаты своих наблюдений.

    Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья
    201
    Самоактуализирующиеся люди имеют все явные, или поверхностные, признаки демократического склада ума. Они готовы проявить дружеское расположение к любому человеку независимо от социального класса, политических убеждений,
    расы или цвета кожи, если человек близок им по духу. Иногда даже создается впеG
    чатление, что все эти особенности им попросту безразличны, хотя обычные люди уделяют им значительное внимание.
    Демократичность самоактуализирующихся людей этим не ограничивается. Так,
    они готовы учиться у каждого, кто способен их чемуGто научить, независимо от других особенностей этого человека. В таких отношениях обучения самоактуалиG
    зирующиеся люди не заботятся о соображениях престижа и внешних признаках своего социального статуса. Можно утверждать, что наши подопечные обладают таким качеством, как своеобразная скромность. Всем им отлично известно, сколь скудны их познания по сравнению с тем, что может быть познано и что постигли
    окружающие. Благодаря этому самоактуализирующиеся люди без позерства могут искренне восхищаться и с готовностью учиться у тех, кто обладает знаниями или навыками, отсутствующими у них самих. Любой мастер своего дела, будь то артист или плотник, в их глазах всегда достоин уважения.
    Необходимо точно различать демократичность и неразборчивость во вкусах,
    стремление уравнять всех людей. Самоактуализирующиеся индивиды сами по себе принадлежат к элите человеческой расы и друзей себе выбирают среди себе подобG
    ных, однако избранность эта не имеет ничего общего с происхождением, расой,
    именем, семьей, возрастом, славой или властью; здесь имеет значение характер,
    способности и талант.
    Кроме того, имеется и еще одна тенденция, которая чрезвычайно важна, но коG
    торую трудно уловить: это уважение к любому человеку только за то, что он приG
    надлежит к человеческому роду. Даже в общении с негодяями и мерзавцами наши подопечные не переходят некоей границы, за которой начинается унижение челоG
    веческого достоинства. Однако при этом они руководствуются собственными, доG
    вольно точными представлениями о добре и зле, хорошем и дурном. Они скорее вступят в схватку со злом, станут противодействовать недобрым людям, дурным поступкам, нежели станут уклоняться от этого. Самоактуализирующиеся люди испытывают гораздо меньше сомнений при необходимости выразить свой гнев, чем обычные люди.
    Межличностные отношения
    Для самоактуализирующихся индивидов характерны более глубокие межличностG
    ные отношения, чем для большинства других взрослых людей (но не обязательно более глубокие, чем отношения детей). Они готовы проявить больше любви, поG
    нимания, участия, чем считают для себя возможным другие люди. Имеются также и другие специфические особенности таких отношений. Прежде всего, по моим наблюдениям, другие участники этих отношений в целом гораздо здоровее и блиG
    же, иногда весьма значительно, к самоактуализации, чем среднестатистические индивиды. Таким образом, можно говорить о высокой избирательности в общении,
    учитывая крайне низкую распространенность таких людей в популяции.

    202
    Часть III. Самоактуализация
    Одно из следствий этого и некоторых других явлений — то, что самоактуалиG
    зирующиеся люди имеют особенно тесные взаимоотношения с узким кругом лиц.
    У них мало друзей. Лишь к немногим они относятся с искренней любовью. ОтчасG
    ти это объясняется тем, что близкие отношения отнимают много времени. ПреданG
    ность — не минутное дело. Один из моих знакомых выразил это такими словами:
    «У меня нет времени на большое число друзей. Да и вряд ли у кого оно есть, когда речь идет о настоящих друзьях». Такая избирательность в близких отношениях сочетается с человеческой теплотой, доброжелательностью, симпатией и дружелюG
    бием ко всем окружающим. Наши подопечные склонны к проявлению доброты или, по меньшей мере, толерантности практически ко всем людям без исключения.
    Особенное расположение они чувствуют к детям, которые не оставляют их равноG
    душными. Таким образом, можно говорить о специфическом чувстве любви или как минимум сочувствия ко всем представителям человеческой расы.
    Вместе с тем нельзя назвать эту любовь неразборчивой. СамоактуализирующиG
    еся индивиды могут легко осадить тех, кто этого заслуживает, особенно наглецов,
    лгунов, излишне самодовольных людей. Однако при общении с глазу на глаз даже с этими людьми не обязательно проявится заслуженно пренебрежительное к ним отношение. Вот одно из возможных объяснений: «Большинство людей не добиваG
    ется того, чего моглибы добиться. Они совершают все мыслимые и немыслимые ошибки, просчеты и в конце концов ввергают себя в несчастья, недоумевая, почеG
    му это произошло, ведь намерения у них были добрые. Люди обычно платят за дурное поведение собственными страданиями. Они достойны сожаления, а не осуждения».
    Говоря коротко, враждебные реакции на окружающих 1) заслужены ими и 2) имеG
    ют своей целью помочь тому, кто вызывает негодование, или другому человеку.
    Таким образом, в соответствии с классификацией Фромма, враждебность являетG
    ся скорее реактивной или ситуационной, а не характерологической особенностью этих людей.
    Этика
    По моим наблюдениям, ни один из самоактуализирующихся индивидов не испыG
    тывал сомнений при необходимости различить хорошее и дурное в повседневной жизни. Независимо от того, удавалось ли им описать происходящее словами, им не были свойственны внутренние конфликты или непоследовательное поведение при возникновении этических проблем, что столь характерно для обычных людей.
    Можно также сказать, что эти индивиды имеют определенные моральные стандарG
    ты, строгий этический кодекс и поступают в соответствии с ним, не нарушая его принципов. Само собой разумеется, что их представления о добре и зле могут заG
    метно отличаться от общепринятых.
    Это же качество, но другими словами описал доктор Дэвид Леви, который отG
    метил, что еще несколько веков назад таких людей, творящих угодные Богу дела,
    называли благочестивыми. В наше время если ктоGто признается, что верит в Бога,
    то описывает своего Бога как некую метафизическую концепцию, а не как реальG
    ный персонаж. Если говорить о религии исключительно в социальноGповеденчеG

    Глава 11. Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья
    203
    ском аспекте, все самоактуализирующиеся люди религиозны, включая атеистов.
    Однако, подчеркивая сверхъестественный компонент и ортодоксальность религии
    (наиболее употребительное значение данного термина), мы приходим к совершенG
    но противоположному выводу: мало кого из них можно считать религиозным.
    Средства и цели
    Самоактуализирующиеся люди, как правило, ведут себя так, словно четко различаG
    ют средства и цели. Можно утверждать, что они гораздо больше внимания уделяют целям, при этом средства этим целям явно подчинены. Такой вывод, однако, выгляG
    дит слишком упрощенно. Наши подопечные усложняют ситуацию, рассматривая в качестве целей многие свои дела и переживания, которые для других людей служат лишь средствами. Таким образом, самоактуализирующиеся люди склонны ценить сам процесс пути к достижению цели, они точно так же радуются прибытию на проG
    межуточную станцию, как и в пункт назначения. Время от времени им удается преG
    вратить обычное занятие в нечто захватывающее, в игру или танец. Вертхаймер отG
    мечал, что большинство детей обладают выраженными творческими способностями;
    что им ничего не стоит превратить скучное, рутинное дело (например, перемещение книг с полки на полку) в сложную и захватывающую игру, выполняя работу в опреG
    деленном ритме или в определенной последовательности.
    Чувство юмора
    В самом начале своих наблюдений я отметил одно общее для всех наших подопечG
    ных качество — своеобразное чувство юмора. Они не смеются над тем, что кажется смешным другим людям. Так, им не нравятся жестокие шутки (когда смешат, приG
    чиняя комуGнибудь вред), шутки, построенные на превосходстве одного человека над другим, а также непристойные шутки. Им больше нравится так называемый философский юмор. Его также можно назвать реалистичным, поскольку речь идет о вышучивании человечества в целом, в частности людской глупости, попыток возвеличиться, неверного представления о своем месте во Вселенной. Это своего рода подшучивание над собой, не имеющее, однако, ничего общего с мазохизмом или клоунадой. Ярким примером может служить юмор Линкольна, которому не свойственно было шутить в обидной для других манере; кроме того, в большинстве его шуток помимо намерения рассмешить слушателей содержалась некая мораль.
    Юмор выполнял обучающую функцию, подобно пословицам и сказкам.
    Если говорить о количественной стороне, то самоактуализирующиеся люди шутят реже, чем популяция в целом. Подтрунивание, розыгрыши, остроумные реплики, каG
    ламбуры гораздо менее характерны для них, чем философские шутки, наводящие на размышления и вызывающие скорее улыбку, чем громкий смех. Кроме того, их шутки обычно связаны с ситуацией, а не привнесены извне, они скорее спонтанны, чем зараG
    нее подготовлены, поэтому их часто бывает трудно повторить или пересказать. НеудиG
    вительно, что обычные люди, привыкшие к сборникам анекдотов и безудержному веG
    селью, склонны считать наших подопечных чересчур строгими и серьезными.
    Подобный юмор может распространяться на множество сфер; конкретная сиG
    туация, человеческая гордость, серьезность, занятость, суета, амбиции, горячие

    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   50


    написать администратору сайта