Главная страница
Навигация по странице:

  • Холистический подход к психологии 1Холистически Фундаментальная первооснова психологии

  • Холистическая методология

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница38 из 50
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   50
    Язык
    Язык служит, в основном, превосходным средством переживания и передачи но
    мотетической информации, иначе говоря, превосходным средством категоризации.
    С его помощью предпринимаются попытки определять и передавать уникальное и специфическое, однако в теоретической сфере он часто оказывается бессильным
    1
    Язык позволяет дать уникальному наименование, которое, в конце концов, не яв
    ляется даже описанием, не передает никакой информации, а служит лишь ярлы
    ком. Единственный способ постичь уникальное — это пережить его, причем само
    стоятельно. Даже название переживания может затруднить дальнейшее понима
    ние вызвавшего его явления.
    В той мере, в какой язык способствует категоризации переживаний, он служит своеобразной ширмой между реальностью и человеком. Иначе говоря, нам прихо
    дится платить за удобство его использования.
    Так обстоят дела с языком литературным, но ситуация еще больше усугубляет
    ся, когда язык утрачивает свою специфичность, превращаясь в набор штампов,
    1
    Поэзия является попыткой передать или хотя бы выразить уникальные переживания, которые боль
    шинству выразить не дано. Она представляет собой облечение в слова эмоциональных пережива
    ний, которые, по сути дела, бессловесны. Это попытка описать свежий, уникальный опыт при по
    мощи схематичных ярлыков, которые сами по себе не могут считаться свежими и уникальны
    ми. В столь безвыходной ситуации поэты могут лишь использовать знакомые слова, чтобы провести параллели, построить фразы, создать новые словосочетания, благодаря которым удается не столько описать само переживание, сколько затронуть нужную струну души читателя. Просто поразитель
    но, что это иногда удается.

    270
    Часть IV. Методология гуманитарных наук девизов, стереотипов, восклицаний и эпитетов. Такой язык часто становится сред
    ством избегания мыслей, притупления восприятия, замедления психического раз
    вития и оглупления человека. Язык приобретает «функцию сокрытия мысли, а не ее передачи».
    Следовательно, при использовании языка, а мы вынуждены это делать, следует учитывать его недостатки. Можно, например, предложить, чтобы ученые уважали поэтов. Ученым свойственно считать свой язык точным в отличие от языка других людей, но иногда язык поэтов, как это ни удивительно, если не более точен, то, во всяком случае, более верен. Случается, что он оказывается гораздо точнее. Напри
    мер, при наличии достаточного таланта можно сжато высказать то, что ученому профессору придется излагать на десяти страницах. Линкольну Стеффенсу при
    писывается следующая притча, которая может служить подтверждением этого факта (Baker, 1945, p. 222):
    «Мы с Сатаной, — начал Стеффенс, — прогуливались по Пятой авеню, когда вдруг у нас на глазах один мужчина остановился и прямо из воздуха подхватил клочок Ис
    тины, представьте себе, клочок трепещущей Истины прямо из воздуха.
    — Ты видел это? — спросил я Сатану. — Ты встревожен? Знаешь, ее достаточно, что
    бы тебя погубить.
    — Да, но я не испытываю тревоги и скажу почему. Сейчас это прекрасная живая вещь,
    но этот человек сначала придумает ей название, затем положит на полочку, а к тому времени она будет мертва. Если бы он подарил ей жизнь и смирился с этим, я бы погиб. Но сейчас я совершенно спокоен».
    Еще одно свойство языка, которое создает определенные проблемы, это ото
    рванность некоторых слов от времени и пространства. Слово «Англия» за период в 1000 лет никак не меняется, не растет, не развивается параллельно самой нации.
    А вместе с тем подобные слова — это все, что есть у нас для описания событий во времени и пространстве. Что означают слова: «Англия будет всегда»? Как говорит об этом Джонсон: «Движущийся палец реальности пишет быстрее, чем способен передать язык. Структура языка менее текуча, нежели структура реальности. По
    добно раскатам грома, доходящим до нас некоторое время спустя, когда сам гром уже отзвучал, реальность, о которой мы говорим, более не существует» (Johnson,
    1946, p. 146).
    Теория
    Теории, основанные на категориях, по большей части абстрактны, иначе говоря,
    они выделяют определенные свойства явления как более важные, или, во всяком случае, заслуживающие большего внимания. Таким образом, любой подобной те
    ории или, в данном случае, любой абстракции свойственно пренебрегать некото
    рыми свойствами явления или опускать часть истины. Изза этих принципов от
    вержения и селекции любая теория способна дать нам лишь неполную, односто
    роннюю картину мира. Вероятно, даже все теории в мире, будучи собраны вместе,
    не позволят понять ни какоето частное явление, ни мир в целом во всей его пол
    ноте. Субъективное богатство переживаний более свойственно художественным

    Глава 17. Формирование стереотипов как противоположность познания истины
    271
    и эмоционально чутким натурам, а не теоретикам и интеллектуалам. Не исключено,
    что так называемые мистические переживания представляют собой совершенное выражение такого рода полного понимания всех характеристик частного явления.
    Эти рассуждения помогают нам понять другую характеристику индивидуаль
    ных переживаний, а именно их конкретность. Наше представление о конкретно
    сти не следует смешивать с представлением Гольдштейна. Пациенты с поражением мозга действовали конкретно, но при этом не видели всех эмоционально насыщен
    ных характеристик объекта или переживания. Они видели и были способны видеть только характеристику, определяемую данным контекстом: например, бутылка вина была для них только бутылкой вина и ничем более, это не было ни оружие, ни украшение, ни огнетушитель. Если считать абстрагирование селективным внима
    нием, по тем или иным причинам направленным на некоторые из бесчисленных характеристик события, то пациенты Гольдштейна в некотором роде занимались абстрагированием.
    Имеются определенные различия между классификацией переживаний и их оценкой, между использованием их и наслаждением ими, между тем или иным способом их познания. Все авторы описаний мистических и религиозных пережи
    ваний, как и некоторые технические психологи, обращали на это внимание. Напри
    мер, О. Хаксли пишет: «По мере роста индивида его знания становятся более кон
    цептуальными и систематическими по форме, а их фактическое, утилитарное со
    держание значительно расширяется. Однако эти приобретения сопровождаются некоторым снижением качества сиюминутного понимания, притуплением и утра
    той интуиции» (Huxley, 1944, vii)
    1
    Вместе с тем наше взаимодействие с природой не ограничивается ее оценкой,
    наименее насущным, с биологической точки зрения, из всех подобных взаимодей
    ствий. Поэтому нет нужды полностью отказываться от теорий и абстракций изза таящихся в них опасностей. Преимуществ теории никто не отрицает, особенно с учетом необходимости общения и практического управления окружающей средой.
    Если бы в наши задачи входило давать рекомендации, мы бы сформулировали их так: обычные когнитивные процессы работника интеллектуального труда, учено
    го были бы эффективнее, если бы они помнили, что эти процессы не единственное орудие в руках исследователя. Существуют и другие, которые ранее было принято отдавать на откуп поэтам и художникам, поскольку люди не знали, что эти спосо
    бы познания дают доступ к той части реального мира, которая скрыта от увлечен
    ного абстрагированием интеллектуала.
    Кроме того, как мы увидим в главе 18, существует также и холистическое тео
    ретизирование, при котором предметы и явления не препарируются, не отделяют
    ся друг от друга, а рассматриваются в своем естественном виде, во взаимосвязях с целым, при этом находясь в нем.
    1
    Ссылки на мистицизм см. в работах: Aldous Huxley, The perennial philosophy, 1944, и William James,
    The varieties of religious experience, 1958.

    ГЛАВА 18
    Холистический подход
    к психологии
    1
    Холистически<динамический подход
    Фундаментальная первооснова психологии
    Трудно сказать, в чем заключается эта фундаментальная (не подлежащая упроще
    нию) первооснова, но гораздо проще определить, что к ней не относится. Предпри
    нималось множество попыток типа «ничто кроме», однако свести все к чемуто одному не удалось. Нам известно, что фундаментальная первооснова психологии не есть мышечное сокращение или рефлекс, элементарное ощущение, нейрон или даже фрагмент наблюдаемого поведения. Это гораздо более крупная единица, при
    чем все больше психологов приходят к мнению, что речь идет о чемто наподобие акта адаптации или совладания с проблемой, в который неизбежно включается сам организм, ситуация, конечная цель. В свете того, что было сказано о немотивиро
    ванных реакциях и экспрессии в чистом виде, даже такие представления выглядят ограниченными.
    Говоря коротко, мы приходим к парадоксальному заключению: фундаменталь
    ная первооснова психологии есть исходная сложность того, что психологи выбра
    1
    В главе представлен ряд теоретических выводов, сделанных на основании исследования роли само
    уважения и безопасности для организации человеческой личности. Эти исследования также отра
    жены в следующих публикациях:
    The authoritarian character structure, J. Social Psychol., 1943, 18, 401–411.
    A clinically derived test for measuring psychological securityinsecurity, J. Gen. Psychol., 1945, 33, 21–51
    (with E. Birsh, E. Stein, and I. Honigmann). Published by Consulting Psychologists Press, Palo Alto,
    Calif., 1952.
    Comments on Prof. McClelland’s paper. In M. R. Jones (ed.), Nebraska Symposium on Motivation, 1955,
    Lincoln: University of Nebraska Press, 1955.
    The dominance drive as a determiner of the social and sexual behavior of infrahuman primates, I, II, III,
    IV, J. Genet. Psychol., 1936, 48, 261–277; 278–309 (with S. Flanzbaum); 310–338; 1936, 49, 161–198.
    Dominancefeeling, behavior, and status, Psychol. Rev., 1937, 44, 404–429.
    Dominancefeeling, personality, and social behavior in women, J. Social Psychol., 1939, 10, 3–39.
    Dominancequality and social behavior in infrahuman primates, J. Social Psychol., 1940, 11, 313–324.
    The dynamics of psychological securityinsecurity, Character and Pers., 1942, 10, 331–344.
    Individual psychology and the social behavior of monkeys and apes, Int. J. Individ. Psychol., 1935, 1, 47–59.
    Liberal leadership and personality, Freedom, 1942, 2, 27–30.
    Some parallels between the dominance and sexual behavior of monkeys and the fantasies of patients in psychotherapy, J. Nervous Mental Disease, 1960, 131, 202–212 (with H. Rand and S. Newman).
    Selfesteem (dominancefeeling) and sexuality in women, J. Social Psychol., 1942, 16, 259–294.
    A test for dominancefeeling (selfesteem) in women, J. Social Psychol., 1940, 12, 255–270.

    Глава 18. Холистический подход к психологии
    273
    ли в качестве предмета изучения и анализа с выделением фундаментальных еди
    ниц. Вообще говоря, концепция фундаментальной первоосновы — особая концеп
    ция, поскольку она указывает скорее на сложное, чем на простое, скорее на целое,
    чем на его часть.
    Размышляя над этим парадоксом, мы быстро приходим к пониманию, что по
    иск фундаментальной первоосновы сам по себе служит отражением общего миро
    воззрения, научной философии, которая поддерживает концепцию атомистиче
    ского мира, согласно которой сложные вещи строятся из простых элементов. Пер
    воочередная задача ученого — приверженца этой концепции: свести так называемое сложное к так называемому простому. С этой целью применяется анализ, прово
    дится разделение объекта или явления на все более мелкие составляющие, до тех пор пока не удается найти неделимый элемент. Такой подход хорошо зарекомен
    довал себя в других науках, во всяком случае на определенном этапе. В психоло
    гии он неприменим.
    Этот вывод демонстрирует исключительно теоретическую природу самого ре
    дуцирующего подхода. Важно иметь в виду, что этот подход не является неотъем
    лемой частью науки как таковой. Он попросту отражает механистические пред
    ставления о мире, которые в настоящее время надо признать устаревшими. Крити
    ка редуцирующего подхода ни в коей мере не направлена на науку в целом, а лишь на одну из возможных установок в отношении науки. Вместе с тем проблема, о кото
    рой мы начали говорить, так и не решена; давайте сформулируем ее иначе. Вместо того чтобы задаваться вопросом о фундаментальной первооснове психологии,
    постараемся выяснить: что является предметом психологического исследования?
    Какова природа психологических данных и как можно их изучать?
    Холистическая методология
    Можно ли изучать индивидов иным образом, не «разделяя» их на простейшие «со
    ставляющие»? Это не такая уж сложная проблема, как может показаться некото
    рым противникам упрощения, редукции.
    Важно понимать, что наша критика касается не анализа в целом, а определен
    ного его вида, который мы называем редуцирующим. Вовсе не обязательно отри
    цать значимость аналитических концепций, которые помогают ученым работать более эффективно и надежно.
    Если мы намерены изучать, например, природу заикания, дрожи или покрасне
    ния, то становится очевидным, что изучать эти явления можно двумя способами.
    С одной стороны, можно представить себе это поведение как изолированный, са
    мостоятельный феномен, который может быть понят сам из себя. С другой сторо
    ны, можно изучать его как одно из проявлений всего организма и попытаться вы
    явить его взаимосвязи с организмом и другими его проявлениями. Различия между этими подходами станут яснее, если провести аналогию с изучением такого орга
    на, как желудок: 1) можно сделать вскрытие, вынуть желудок и положить его на лабораторный стол или 2) можно изучить функционирование желудка в живом организме. Как могли убедиться анатомы, результаты, полученные этими двумя способами, сильно различаются. Во втором случае удается получить более полезные и ценные результаты, чем в первом. Конечно, современные анатомы не отказывают

    274
    Часть IV. Методология гуманитарных наук ся полностью от вскрытий и изучения изолированных органов. Такие техники используются довольно широко, однако полученные результаты можно оценить лишь в сравнении с функционированием живого организма. Сейчас ни у кого не вызывает сомнений, что организм — не набор отдельных органов, что структура органов в трупе иная, чем в живом организме. Одним словом, анатомы делают все то, что делали и прежде, однако 1) установки у них другие и 2) они используют новые техники в дополнение к традиционным.
    Исследование личности может также проводиться двумя способами. Можно изучать личность как самостоятельное образование или как часть целого. Первый подход назовем редукционноаналитическим, а второй холистическианалитиче
    ским. На практике одной из важнейших особенностей холистического анализа лич
    ности является предварительное изучение или понимание всего организма в целом,
    с последующим изучением той роли, которую интересующая нас часть целого иг
    рает в организации и динамике всего организма.
    Холистическидинамический подход используется в двух сериях исследований,
    результаты которых приведены в данной главе (исследования синдрома самоува
    жения и синдрома безопасности). В действительности эти исследования посвяще
    ны не самоуважению и безопасности как таковым, а значению самоуважения или безопасности для личности в целом. В методологическом аспекте это означает, что автор счел необходимым исследовать каждого субъекта как целостного, функци
    онирующего, адаптирующегося индивида, прежде чем приступать к выяснению роли самоуважения для данного субъекта. Таким образом, перед тем как задавать
    ся специфическими вопросами о самоуважении, были изучены взаимоотношения субъекта с семьей, особенности субкультуры, к которой он принадлежал, общий стиль адаптации к основным жизненным проблемам, надежды на будущее, идеа
    лы, разочарования и конфликты. Эта процедура продолжалась до тех пор, пока автор не приходил к выводу, что ему удалось понять субъекта, насколько это было возможно при помощи имевшихся в распоряжении простых техник. Только после этого считалось, что можно переходить к изучению актуального психологического смысла самооценки отдельных элементов поведения.
    Можно на конкретном примере доказать необходимость такого фонового иссле
    дования личности с целью адекватной интерпретации специфического поведения.
    В целом люди с низкой самооценкой больше склонны к религиозности, чем люди с высоким самоуважением, хотя, несомненно, детерминантов религиозности вели
    кое множество. Чтобы выяснить, является ли религиозное чувство у данного ин
    дивида отражением его потребности на когото опереться, надо получить сведения о религиозном образовании, различных внешних факторах, которые могли подтал
    кивать данного индивида к религии или отталкивать от нее, о глубине религиозно
    го чувства, его искренности. Короче говоря, надо установить, что для данного чело
    века как индивида значит религия. Оказывается, людей, которые регулярно посеща
    ют церковь, можно причислить к менее религиозным по следующим соображениям:
    1) они могут ходить туда, чтобы избежать социальной изоляции, 2) они хотят уго
    дить своим родителям, 3) религия представляет для них не покорность, а возмож
    ность властвовать над другими, 4) благодаря ей они оказываются в группе избран
    ных, 5) они исходят из следующего соображения: раз это хорошо для невежествен

    Глава 18. Холистический подход к психологии
    275
    ных людей, им надо подыграть, или… и т. д. Возможно, сам по себе человек совсем не религиозен, а его поведение обманчиво. Надо точно установить, что для данно
    го индивида значит религия, и только потом выяснять ее роль для личности. Посе
    щение церкви может иметь совершенно разные причины и, следовательно, прак
    тически ничего не значить для нас.
    Приведем еще более впечатляющий пример политикоэкономического радика
    лизма, когда одинаковое поведение с психологической точки зрения означает про
    тивоположные вещи. Если вырвать его из контекста, т. е. изучать непосредственно само поведение, мы получаем противоречивые результаты, касающиеся чувства безопасности. Одни радикалы чувствуют себя в совершенной безопасности, в то время как другие — крайне небезопасно. Вместе с тем, изучая такое явление, как радикализм, во всей его полноте, нетрудно заметить, что некоторые становятся ра
    дикалами в результате разочарований, потому что не имеют всего того, что есть у других людей. Тщательное исследование таких индивидов часто говорит о том, что они крайне враждебно настроены по отношению к человечеству в целом, порой сознательно, а порой бессознательно. О них принято говорить, будто они воспри
    нимают свои личные трудности, как мировой кризис.
    Однако существуют и радикалы другого типа, которые сильно отличаются от первых, хотя они голосуют на выборах, ведут себя и разговаривают в той же мане
    ре. Для этих людей радикализм значит совсем иное, часто прямо противополож
    ное, включая и их мотивацию. Это счастливые, уверенные в себе люди с выражен
    ным чувством безопасности, просто они исполнены стремления облегчить жизнь обездоленным, восстановить справедливость, хотя лично их все это не касается.
    Такие люди выражают свои стремления множеством способов: в виде филантро
    пии, религиозного рвения, терпеливых разъяснений или радикальной политиче
    ской деятельности. Их политические убеждения практически не зависят от их до
    хода, личного благополучия и т. п.
    Иными словами, радикализм является формой самовыражения, в основе кото
    рого могут лежать совершенно разные мотивации, разные структуры характера.
    У одного человека он возникает изза ненависти к своим собратьям, а у другого,
    напротив, изза любви к ним. Если изучать радикализм сам по себе, как явление,
    вряд ли удастся прийти к такому выводу
    1
    Здесь мы отстаиваем подход скорее холистический, чем атомистический, функ
    циональный, а не таксономический, динамический, а не статический, целеустрем
    ленный, а не механический. По моему мнению, тем, кто мыслит динамически, го
    раздо проще мыслить также и холистически, целеустремленно и т. д. Этот подход мы назовем холистическидинамическим, он также может быть назван организмен
    ным, если следовать Гольдштейну (Goldstein, 1939, 1940).
    1
    Довольно распространенная холистическая техника (которую обычно так не называют) — это тех
    ника итерации, которая используется при тестировании личности. Мне также пришлось восполь
    зоваться этой техникой в своих исследованиях личностных синдромов. Начиная с нечеткого опреде
    ления явления в целом, мы анализировали его структуру, выделяли части и составляющие. В про
    цессе анализа обнаруживались несоответствия с оригинальной концепцией целого. Определение целого уточнялось, перефразировалось и подвергалось дальнейшему анализу. В результате удава
    лось еще более точно определить целое, и т. д.

    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   50


    написать администратору сайта