Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
Выводы Как можно объяснить эти феномены? Мне кажется, что мы можем понять их лишь с помощью мотивационной межличностной теории. Очевидно, что необходимо сделать акцент не на том, что делается или говорится сознательно, а на том, что воспринимается или делается на подсознательном уровне. Психотерапевт во всех упомянутых случаях проявлял заинтересованность в пациентах, беспокоился о них и старался помочь им, тем самым доказывая своим пациентам, что они получили признание, по крайней мере, одного человека. Поскольку психотерапевт во всех случаях воспринимался как человек, который мудрее, старше, сильнее или здороG вее, пациенты могли ощущать себя более уверенными и защищенными, а значит, менее уязвимыми и менее тревожными. Готовность слушать, отсутствие осуждеG ния, поощрение откровенности, принятие и одобрение даже после ужасных откроG вений, мягкость и доброта позволяют пациенту почувствовать, что ктоGто поддерG живает его; кроме того, это помогает пациенту подсознательно понять, что его люG бят, защищают и уважают. Как уже отмечалось выше, все это важный компонент удовлетворения базовых потребностей. Очевидно, что, если мы добавим к знаменитым психотерапевтическим детермиG нантам (внушение, катарсис, инсайт, более современная бихевиоральная терапия и т. д.) удовлетворение базовых потребностей, которому теперь отводится гораздо Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми 155 более важная роль, мы сможем объяснить существенно больше, чем позволяли изG вестные перечисленные выше приемы. Встречаются феномены психотерапии, для которых такое удовлетворение может быть единственным объяснением — поGвиG димому, это менее серьезные случаи. Прочие случаи — более серьезные, которые в достаточной мере объяснимы при помощи более сложных терапевтических метоG дик, также могут быть поняты более глубоко, если в качестве детерминанта будет учитываться удовлетворение базовых потребностей, которое является непроизG вольным следствием добрых межличностных отношений. Добрые отношения между людьми Любой фундаментальный анализ межличностных отношений (например, дружбы, брака и т. д.) показывает что: 1) базовые потребности можно удовлетворить лишь в процессе межличностных контактов и 2) удовлетворение этих потребностей, т. е. обеспечение безопасности, любви, принадлежности, чувства собственной значимоG сти и самоуважения, и является именно тем основным лекарством, о котором мы уже говорили. В ходе анализа отношений между людьми мы неизбежно столкнемся с необхоG димостью, равно как и с возможностью, определить, чем отличаются добрые отноG шения от плохих. Весьма полезно провести такое разграничение на основе степеG ни удовлетворения базовых потребностей в результате данных отношений. ВзаG имоотношения — дружба, брак, отношения детей и родителей — в таком случае будут определяться как благоприятные с психологической точки зрения в той стеG пени, в которой они способствуют возникновению или повышают ощущения приG надлежности, безопасности, самоуважения (а в конечном счете, самоактуализаG ции), и как неблагоприятные, если они не приводят к подобным результатам. Такое удовлетворение нельзя получить от созерцания деревьев и гор и даже от общения с животными. Только другой человек может полноценно удовлетворить наши потребности в уважении, защите и любви, и только другим людям мы можем дать то же самое в полной мере. Это именно то, что дают друг другу хорошие друG зья, хорошие любовники, хорошие родители и дети, хорошие преподаватели и учеG ники. Это то самое удовлетворение, которое мы ищем в добрых отношениях любо= го рода. И именно это удовлетворение потребностей является необходимым услоG вием формирования хороших людей, что в свою очередь и является конечной (если не непосредственной) целью всей психотерапии. Выводы из нашей системы дефиниций таковы: 1) по своей основе психотераG пия не является уникальным видом взаимоотношений, поскольку некоторые ее качества обнаруживаются в «хороших» межчеловеческих отношениях любого рода, 2) если это так, данная сторона психотерапии подлежит более скрупулезноG му критическому разбору, чем это было принято до сих пор, при котором она будет рассматриваться как добрые или дурные межличностные отношения 1 . Как главные 1 Эти выводы легче принять, если на данный момент мы ограничимся менее тяжелыми пациентами, споG собными непосредственно воспринимать любовь и уважение (которые, по моему убеждению, составляG ют большинство в нашем обществе). Вопрос об удовлетворении потребностей тех, кто страдает невроG зами, и последствиях такого удовлетворения следует отложить ввиду его чрезвычайной сложности. 156 Часть II. Психопатология и соответствие норме ценности подлинной дружбы могут быть совершенно неосознанными, что ничуть не умаляет их значения, так и в отношениях, которые складываются в процессе терапии, те же самые ее стороны могут не осознаваться, что ничуть не уменьшает их влияние. Этот вывод не противоречит тому несомненному факту, что полное понимание этих сторон психотерапии наряду с их сознательным использованием существенно повышает их значение. Дружба: умение любить и быть любимым Взяв добрые дружеские отношения (будь то отношения между мужем и женой, родителем и ребенком или просто двумя людьми) в качестве парадигмы благоприG ятных межличностных отношений и анализируя их чуть более подробно, мы обG наруживаем, что они обеспечивают гораздо больше видов удовлетворения, чем те, о которых мы говорили. Взаимная искренность, доверие, откровенность, отсутG ствие оборонительного поведения могут рассматриваться как представляющие доG полнительную ценность, связанную с экспрессивным очистительным освобождеG нием (см. главу 6). Крепкая дружба допускает также здоровую долю пассивности, релаксации, ребячливости и легкомыслия, поскольку при отсутствии опасности, если нас любят и уважают такими, каковы мы на самом деле, а не какими мы хотим казаться, мы можем быть самими собой, быть слабыми, когда чувствуем слабость, нуждающимися в защите, когда чтоGто смущает нас, ребячливыми, когда стремимG ся забыть о своих взрослых обязанностях. Более того, действительно теплые взаиG моотношения позитивно сказываются на инсайте даже в его фрейдистском значеG нии, поскольку хороший друг или супруг чувствует себя достаточно свободно, чтобы представить на наше рассмотрение соответствующую аналитическую инG терпретацию. Мы еще недостаточно говорили о том, что можно в широком смысле определить как обучающее значение добрых отношений между людьми. Мы стремимся не только находиться в безопасности и быть любимыми, но и больше знать, иметь возможность дать волю своему любопытству, разорвать каждую упаковку и отG крыть каждую дверь. Кроме того, нам приходится считаться и со своими философG скими стремлениями структурировать мир, понять его как можно глубже и осоG знать его смысл. Хотя дружба или отношения родитель—ребенок могут многое сдеG лать в этом направлении, удовлетворение потребностей такого рода достигается или должно достигаться до определенной степени при благоприятных психотераG певтических отношениях. И наконец, следует упомянуть об очевидном (и поэтому забытом) обстоятельG стве, а именно о том, что любить и быть любимым 1 — великий источник наслаждеG ния. Открытое стремление к любви подавляется нашей культурой так же сурово, как сексуальные и враждебные импульсы — а может быть, даже более строго (SutG tie, 1935). Открытое проявление любви допускается в чрезвычайно ограниченном 1 Нас в особенности поразила необъяснимая несуразица в литературе по психологии ребенка. «РебеG нок должен быть любим», «Ребенок стремится хорошо себя вести, чтобы родители его любили» и дальше с той же вескостью, «Ребенок должен любить», «Ребенок стремится хорошо себя вести, поG тому что он любит своих родителей» и т. п. Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми 157 круге взаимоотношений, возможно, всего лишь в трех типах — в отношениях роG дитель—ребенок, отношениях внуки—дедушки и бабушки и отношениях супругов и влюбленных, — и даже в этих случаях мы знаем, как легко эти отношения ущемG ляются и смешиваются с сознанием вины, оборонительной позицией, игрой и борьG бой за лидерство. Недостаточно внимания уделяется тому факту, что психотерапевтические отG ношения допускают и даже поощряют открытое вербальное выражение импульсов любви и нежности. Только здесь (как и в различных группах «личностного развиG тия») это считается чемGто само собой разумеющимся и естественным, и только здесь эти импульсы сознательно очищаются от нездоровых примесей и, очищенG ные, наилучшим образом выполняют свое предназначение. Такие факты явно свиG детельствуют о необходимости переоценки фрейдистских концепций переноса и контрпереноса. Эти концепции сформировались при изучении болезни, и они слишком ограниченны, чтобы их можно было применять к здоровым людям. Они должны быть расширены: здоровое должно учитываться наряду с болезненным, а рациональное наряду с иррациональным. Взаимоотношения: непременное условие для психотерапии Можно выделить, по меньшей мере, три основных типа взаимоотношений между людьми: доминирование—подчинение, равенство и невмешательство или равнодуG шие. Они обнаруживаются в различных сферах, включая взаимоотношения врача и пациента. Психотерапевт может рассматривать себя как активного, принимающего решеG ния, управляющего босса своего пациента, может относиться к пациенту как к партG неру, вместе с которым он решает общую задачу, а может превратиться в холодное, бесстрастное зеркало для пациента, не вмешиваясь, не стремясь к близости и соG храняя беспристрастность. Отношения последнего типа рекомендовал Фрейд, но в действительности чаще встречаются две другие разновидности отношений, хотя официально возникновение любых нормальных чувств по отношению к объекту психоанализа определяется как контрперенос, т. е. нечто нездоровое и иррациоG нальное. Если взаимоотношения психотерапевта и пациента являются путем, при помоG щи которого пациент получает необходимое лекарство — так же как вода является для рыбы путем достижения всех необходимых ей объектов, — они должны расG сматриваться не сами по себе, но в свете того, какой путь для пациента оптимален. Нам следует воздержаться от предпочтения лишь одного из возможных путей и отказа от других. Нет оснований, по которым нельзя включить в арсенал хорошего психотерапевта все три типа взаимоотношений, так же как и другие, которые, возG можно, еще предстоит открыть. Несмотря на то что из вышеизложенного следует, что обычный пациент чувG ствует себя наилучшим образом при теплом, дружелюбном, демократическом отG ношении к нему со стороны психотерапевта, существует достаточно много людей, для которых такая атмосфера не самая лучшая; следовательно, мы не можем устаG новить единые правила для всех. В особенности это касается более серьезных больG ных, страдающих устойчивыми хроническими неврозами. 158 Часть II. Психопатология и соответствие норме Личности более авторитарного склада могут отождествлять сердечность со слаG бостью, и не следует допускать презрения к психотерапевту с их стороны. Строгий контроль и установление очень четких пределов дозволенного может пойти такоG му пациенту только на пользу. Это особо подчеркивал Ранкеанс, говоря о граниG цах в отношениях с психотерапевтом. Другие пациенты, которые научены относиться к любви как к западне или лоG вушке, будут испуганно реагировать на любые отношения, кроме нейтрального. Люди с глубоким сознанием вины могут требовать наказания. Опрометчивые и склонные к саморазрушению могут нуждаться в позитивных приказах, которые удержат их от причинения себе непоправимого вреда. Но во всех без исключения случаях психотерапевт должен всецело отдавать себе отчет в своих отношениях с пациентами. Разумеется, возможно, они спонтанG но будут складываться тем, а не иным образом в зависимости от индивидуальных особенностей врача и пациента, но в любом случае психотерапевт должен быть в состоянии контролировать себя, когда речь идет о благе пациента. В любом случае, если взаимоотношения складываются не лучшим образом, объективно или с точки зрения пациента, весьма сомнительно, чтобы психотераG пия возымела значительный эффект. В основном потому, что такие отношения вряд ли начнут работать или просто достаточно быстро прекратятся. Но даже если паG циент останется рядом с тем, кто вызывает у него сильное неприятие, возмущение или дискомфорт, скорее всего, бˆольшая часть времени уйдет на самозащиту и выG зывающее поведение, поскольку основной целью пациента будет доставить неудоG вольствие психотерапевту. Подводя итог, можно сказать, что само по себе формирование удовлетвориG тельных взаимоотношений не самоцель, но средство достижения цели, оно должG но расцениваться как необходимое или весьма желательное предварительное услоG вие для психотерапии, поскольку обычно хорошие взаимоотношения — лучшее средство донесения основных психологических лекарств, в которых нуждаются все люди. Психотерапия: обучение в процессе взаимоотношений Такой подход предполагает и другие интересные обстоятельства. Если психотераG пия, в конечном счете, состоит в том, чтобы компенсировать больному те моменG ты, которых ему недостает в отношениях с другими людьми, это означает, что можG но определить нездорового, с точки зрения психологии, человека как того, кто ниG когда в достаточном количестве не имел добрых отношений с другими людьми. Это не противоречит нашему определению больного, данному ранее, в котором утверG ждалось, что болен тот, кто не получает достаточного количества любви, уважения и т. д., поскольку удовлетворить такие потребности можно лишь с помощью друG гих людей. Хотя эти дефиниции, представленные таким образом, могут показатьG ся тавтологическими, они имеют различную ориентацию и обращают наше внимаG ние на разные аспекты психотерапии. Одним из следствий второй дефиниции заболевания является то, что она позвоG ляет увидеть отношения в процессе психотерапии в новом свете. Большинство, в том числе и сами психотерапевты, рассматривают эти отношения как крайнюю меру, Глава 9. Психотерапия как добрые отношения между людьми 159 последнее спасательное средство, и поскольку в них вступают главным образом больG ные люди, они сами по себе воспринимаются как странная, аномальная, нездоровая, необычная, печальная необходимость, чтоGто вроде хирургической операции. Разумеется, не с таким настроением люди вступают в иные, носящие благотворG ный характер взаимоотношения, такие как брак, дружба или партнерские отношеG ния. Но, по меньшей мере, в теории, психотерапия столь же близка к дружбе, сколь и к хирургии. Следовательно, нужно рассматривать ее как здоровые, желанные отношения, в определенной степени как один из видов идеальных взаимоотношеG ний между людьми. Теоретически нужно стремиться к таким отношениям и гореть желанием вступить в них. Это то, что должно было бы вытекать из вышеизложенG ных соображений. Однако нам известно, что в реальности подобные отношения встречаются не так уж часто. Это противоречие не объясняется в полной мере поG требностью страдающих неврозами держаться за свою болезнь. Должно быть, оно объясняется также неправильным пониманием фундаментальной сущности отноG шений в ходе психотерапии, не только со стороны пациента, но и со стороны мноG гих психотерапевтов. Мы обнаружили, что потенциальные пациенты выражают большую готовность к психотерапии, когда им объясняют то, что мы изложили выше, чем когда объяснение носит более традиционный характер. Другим следствием определения психотерапии с точки зрения ее межличностG ного характера является то, что нам представляется возможность определить один из ее аспектов как обучение приемам установления добрых отношений с другими людьми (то, что больной, хронически страдающий неврозом, не в состоянии сдеG лать без посторонней помощи), убеждение пациента в том, что такие отношения возможны, и демонстрацию того, насколько они могут быть приятны и плодотворG ны. В результате появляется надежда на то, что пациент сможет самостоятельно сформировать глубокие добрые дружеские отношения с другими людьми, примеG нив навыки, приобретенные в процессе обучения. И тогда, вероятно, он сумеет получить все необходимые психологические средства исцеления, как получает их большинство из нас от своих друзей, детей, жен или мужей и коллег. С этой точки зрения психотерапию можно определить как процесс подготовки пациентов к саG мостоятельному созданию добрых отношений с другими людьми, к которым все стремятся и в процессе которых относительно здоровые люди получают множество психологических лекарств, в которых они нуждаются. Из вышесказанного можно сделать еще один вывод: в идеале пациент и психоG терапевт должны выбирать друг друга, и этот выбор должен осуществляться не только на основании репутации, стоимости лечения, уровня профессиональной подготовки, навыков и т. п., но также на основе элементарного человеческого расG положения друг к другу. Этот тезис можно легко обосновать логически, поскольку подобный выбор должен по крайней мере сократить время, необходимое для лечеG ния, облегчить его ход как для пациента, так и для врача, обеспечить возможность оптимального подхода для полного излечения и сделать процесс лечения в целом более полезным для обоих. Прочие соображения, связанные с тем же аспектом, своG дятся к тому, что в идеальном случае происхождение, уровень интеллекта, опыт, религиозные и политические убеждения, система ценностей и т. д. врача и пациенG та должны быть как можно более близкими. 160 Часть II. Психопатология и соответствие норме Теперь становится очевидным, что личность и характер психотерапевта если и не являются определяющими, то, по крайней мере, представляют собой ключевые факторы. Психотерапевт должен быть личностью, которая может без труда создать благоприятные взаимоотношения, способные оказать психотерапевтический эфG фект. Более того, он должен уметь сделать это, контактируя с различными типами людей или даже с любым человеком. Он должен быть сердечным и благожелательG ным, а также в достаточной степени уверенным в себе, чтобы с уважением отноG ситься к другим людям. Он должен быть демократичным по натуре, в психологиG ческом смысле этого слова, поскольку, глядя на другого человека, он должен исG пытывать к нему уважение на основании того, что он человек, который поGсвоему уникален. Одним словом, психотерапевт должен быть уверен в себе с эмоциональG ной точки зрения и должен обладать здоровым самоуважением. Кроме того, его собственная жизнь, в идеале, должна складываться удачно до такой степени, чтоG бы он не был поглощен собственными проблемами. Он должен состоять в счастG ливом браке, у него не должно быть финансовых проблем, он должен иметь хороG ших друзей, любить жизнь и уметь приятно проводить время. И наконец, все это означает, что мы можем вновь вернуться к преждевременно закрытому (психоаналитиками) вопросу о продолжающихся социальных контакG тах между психотерапевтом и пациентом после формального завершения психоG терапевтических сессий или даже одновременно с ними. |