Главная страница
Навигация по странице:

  • Парадокс — старание не стараться

  • Внешние и внутренние детерминанты

  • Поведение, приобретенное в процессе научения, и поведение, не связанное с научением

  • Сознательное или бессознательное поведение

  • просто так, ради чистого удовольствия

  • Интеллектуальная экспрессия

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница17 из 50
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   50
    частью этого состояния: глупость слабоумноG
    го, улыбка и пружинистая походка здорового человека, доброжелательное выраG
    жение лица доброго и любящего человека, красота красивого человека, неловкая поза, сниженный тонус и выражение отчаяния на лице подавленного человека,
    почерк, походка, жесты, улыбки, танцы и т. д. Все это бесцельные виды поведения.
    Они не предполагают цели или намерения. Они не продумываются тщательно ради того, чтобы обеспечить удовлетворение потребности
    1
    . Они носят эпифеномеG
    нологический характер.
    Парадокс — старание не стараться
    Хотя все вышесказанное представляется верным, перед нами встает одна проблеG
    ма, которая на первый взгляд выглядит парадоксом, а именно концепция мотиG
    вированного самовыражения. Более искушенная личность может стараться быть честной, изящной, доброй и даже безыскусственной. Те, кто прошел через психоG
    анализ, как и те, кто живет высшим уровнем мотивации, хорошо представляют себе,
    как это бывает.
    Несомненно, эта проблема является для них одной из самых основных. ПриняG
    тие себя и спонтанность даются без всякого труда (например, здоровым детям) и с огромным трудом (например, критически оценивающим себя и стремящимся улучшить себя взрослым, в особенности тем, кто страдал или страдает неврозами).
    Действительно, для некоторых это недостижимый результат; например, при некоG
    торых разновидностях неврозов индивид становится актером, который не имеет собственного Я в обычном смысле слова, заменяя его репертуаром ролей, которые он может играть.
    Мы можем взять два примера, простой и сложный, чтобы проиллюстрировать противоречия, связанные с мотивированной, целенаправленной спонтанностью,
    с даосистским согласием и освобождением. Лучший способ танцевать, по крайней мере для любителя, — быть спонтанным, расслабиться, автоматически откликатьG
    ся на музыкальный ритм и неосознанные желания партнера. Хорошие танцоры могут освободить себя, стать пассивным инструментом, подчиняющимся музыке и позволяющим ей управлять собой. Им не нужна ни воля, ни критика, ни указаG
    ния. Они могут стать пассивными в самом подлинном и практическом значении
    1
    Данное утверждение не связано ни с одним из конкретных тезисов, сформулированных в рамках теории мотивации. Оно применимо, например, к обыкновенному гедонизму; тогда можно перефраG
    зировать наше утверждение и сказать: копингGповедение несет ответственность за похвалу или поG
    рицание, вознаграждение или наказание; как правило, к экспрессивному поведению это не имеет отG
    ношения, по крайней мере, до тех пор, пока оно остается экспрессивным.

    120
    Часть I. Теория мотивации этого слова, даже если они танцуют до полного изнеможения. Такая пассивная спонтанность или усердная раскованность могут дать возможность испытать веG
    личайшие жизненные наслаждения, это все равно что позволить прибою обрушиG
    ваться на берег или позволить заботиться о себе и ухаживать за собой, массировать,
    подстригать, заниматься любовью, подобно тому как мать пассивно дает своему ребенку сосать грудь, кусать ее и ползать по ней. Но танцевать так могут немноG
    гие. Большинство будет стараться, будет нуждаться в указаниях, следить за собой,
    стараться достичь цели и внимательно следить за ритмом музыки, сознательно подстраиваясь под него. С точки зрения наблюдателя они будут плохими танцораG
    ми и с субъективной точки зрения — тоже, поскольку они не могут наслаждаться танцем, как опытом, предполагающим самозабвенность и добровольный отказ от контроля; лишь в том случае, если они перестанут стараться и сумеют стать непоG
    средственными, у них есть шанс.
    Многие танцоры успешно танцуют и без обучения. И все же обучение может и здесь принести пользу. Но в этой ситуации оно должно быть принципиально друG
    гим, это должно быть обучение непринужденности и непосредственности, естеG
    ственности, непроизвольному поведению, свободному от критики и пассивному в даосистской манере. С этой целью нужно «научиться» сбрасывать зажимы, забыть о смущении, воле, контроле, культурных нормах и чувстве собственного достоинG
    ства. («Как только ты освобождаешься от всего показного, от всех стремлений и вожделений, тогда тобой движет лишь твое собственный импульс, и ты даже не сознаешь до конца, что ты движешься» — Лао Цзы.)
    Более сложные проблемы возникают при исследовании природы самоактуалиG
    зации. О тех людях, которые вышли на этот уровень мотивационного развития,
    можно сказать, что их действия и творения в значительной мере спонтанны, бесG
    хитростны, свободны, откровенны, неотредактированы и, следовательно, экспресG
    сивны (вслед за Азрани мы можем назвать это «Легким Состоянием»). Кроме того,
    качество их мотивации изменяется столь существенным образом и так отличается от обычных потребностей в безопасности, любви и уважении, что само название этих потребностей должно быть другим. (Для описания мотивации самоактуалиG
    зирующихся людей я предложил термин метапотребности.)
    Если желание любви называть потребностью, то напряжение, побуждающее к самоактуализации, следует называть другим термином, отличным от слова потреб
    ность, поскольку оно имеет множество отличительных особенностей. Одно из главных отличий, имеющее непосредственное отношение к нашей задаче, заклюG
    чается в том, что любовь, уважение и тому подобное могут рассматриваться как качества внешнего характера, которых недостает организму и в которых он, следоG
    вательно, нуждается. Самоактуализация не является отсутствием или дефицитом в этом смысле. Она не является чемGто внешним, в чем организм нуждается, чтобы быть здоровым, как, например, дерево нуждается в воде. Самоактуализация предG
    ставляет собой внутреннее развитие того, что уже есть в организме, или, точнее,
    того, что представляет собой организм. Точно так же как нашему дереву нужно пиG
    тание, солнце, вода, поступающие из окружающей среды, так человеку нужны беG
    зопасность, любовь и уважение, которые дает социальное окружение. Но как в перG
    вом, так и во втором случае именно здесьGто и начинается настоящее развитие личG

    Глава 6. Немотивированное поведение
    121
    ности. Всем деревьям нужен солнечный свет, и все люди нуждаются в любви, но,
    удовлетворив эти элементарные потребности, каждое дерево и каждый человек продолжают развиваться поGсвоему, в манере, присущей только ему, используя данные удовлетворенные универсальные потребности в своих собственных цеG
    лях. Одним словом, развитие продолжается скорее изнутри, нежели снаружи, и, как это ни парадоксально, высший мотив состоит в том, чтобы не иметь мотивов и не прилагать энергичных усилий для достижения цели, т. е. вести себя исключительG
    но экспрессивным образом. Или, другими словами, самоактуализация скорее моG
    тивирована потребностями развития, нежели нехваткой чегоGлибо. Это «вторая наивность», мудрая невинность, «Легкое Состояние».
    Можно попытаться пойти в направлении самоактуализации, решив менее важG
    ные мотивационные проблемы, которые являются ее предпосылками. Тем самым человек сознательно и целенаправленно стремится к спонтанности. Таким обраG
    зом, на высших уровнях развития человека разграничение копинга и экспрессии,
    как и множество других психологических дихотомий, разрешается и преодолеваG
    ется, и то, что требует усилий, ведет к освобождению от них
    1
    Внешние и внутренние детерминанты
    КопингGповедению свойственно быть в большей степени детерминированным факG
    торами, которые носят относительно внешний характер, по сравнению с экспресG
    сивным поведением. Чаще всего оно представляет собой функциональную реакG
    цию на чрезвычайную ситуацию, проблему или потребность, решение или удовлеG
    творение которых идет из физического и/или культурного мира. В конечном счете,
    как мы видели, это попытка компенсировать внутренний дефицит при помощи внешних положительных раздражителей.
    Экспрессивное поведение отличается от копингGповедения большей степенью детерминированности особенностями самой личности (см. ниже). Можно сказать,
    что копингGповедение в значительной мере представляет собой взаимодействие характера и непсихического мира, взаимную адаптацию того и другого; экспрессивG
    ное поведение, по сути, представляет эпифеномен, или побочный продукт, прироG
    ды структуры характера. В ней же можно обнаружить действие как законов фиG
    зического мира, так и внутренних особенностей самого характера; в последнем обнаруживается прежде всего действие психологических законов, определяемое особенностями личности. Иллюстрацией может служить сравнение предметноG
    изобразительного и абстрактного искусства.
    1
    Гордон Оллпорт справедливо подчеркивает, что «бытие» требует напряжения и активности, поG
    скольку предполагает приложение энергичных усилий для достижения цели. Выдвинутые им предG
    положения ведут нас скорее к противопоставлению приложения усилий для того, чтобы справитьG
    ся с дефицитом чегоGлибо, и приложения усилий для того, чтобы самореализоваться, нежели к протиG
    вопоставлению приложения энергичных усилий и бытия. Это замечание также помогает избавиться от слишком легко возникающего впечатления, что «бытие», немотивированные реакции и нецелеG
    направленная деятельность даются легче, требуют меньшего приложения энергии и сил, чем копингG
    поведение, решающее проблемы внешнего характера. То, что такая dolce far niente («сладостное безG
    делье») интерпретация самоактуализации вводит в заблуждение, можно легко проиллюстрировать на таких примерах мучительного развития личности, как Бетховен.

    122
    Часть I. Теория мотивации
    Отсюда следует несколько выводов: 1) безусловно, что если мы стремимся узнать больше о структуре характера, лучший тип поведения для изучения — это экспрессивное поведение, а не копингGповедение. Это подтверждается достаточно обширным на сегодняшний день опытом проведения проективных (экспрессивG
    ных) тестов; 2) ссылаясь на неутихающие споры о том, что такое психология и каG
    ков лучший подход к изучению психики, мы считаем очевидным, что адаптационG
    ное, целенаправленное, мотивированное копингGповедение — не единственный вид поведения; 3) сделанное нами разграничение может иметь некоторое отношеG
    ние к вопросу о наличии или отсутствии общих для психологии и других наук заG
    кономерностей. В принципе, изучение внешнего мира должно помочь нам понять копингGповедение, но, скорее всего, не экспрессивное поведение. Последнее предG
    ставляется в большей степени носящим чисто психологический характер; вероятG
    но, оно имеет свои законы и правила, а следовательно, подлежит непосредственноG
    му изучению, а не изучению при помощи физических и естественных наук.
    Поведение, приобретенное в процессе научения,
    и поведение, не связанное с научением
    Для идеального копингGповедения характерно приобретение в процессе научения,
    в то время как идеальное экспрессивное поведение не имеет отношения к научеG
    нию. Нам не нужно учиться, как чувствовать себя беспомощными, или выглядеть здоровыми, или вести себя глупо, или выходить из себя, однако для того, чтобы делать книжные полки, кататься на велосипеде или одеваться, мы, как правило,
    прибегаем к научению. Это противопоставление четко проявляется в детерминанG
    тах реакции для тестов достижений, с одной стороны, и для проективных тестов
    Роршаха — с другой. К тому же копингGповедение имеет тенденцию к исчезновеG
    нию при отсутствии вознаграждения; экспрессия же часто носит устойчивый хаG
    рактер без вознаграждения или поощрения. Один из типов поведения представляG
    ет собой стремление к удовлетворению; другой не является таковым.
    Возможность контроля
    Характерная ориентация на внешние или внутренние детерминанты проявляется также в различной восприимчивости к сознательному и подсознательному контG
    ролю (торможению, подавлению, сдерживанию). Спонтанной экспрессией очень трудно управлять, ее тяжело изменить, утаить или каким бы то ни было образом повлиять на нее. Ведь контроль и экспрессия несовместимы по определению. Это верно даже по отношению к мотивированному самовыражению, о котором говоG
    рилось выше, поскольку оно представляет собой результат определенной совокупG
    ности усилий, прилагаемых для того, чтобы научиться не контролировать себя.
    Управлять почерком, танцем, пением, манерой речи или эмоциональными реG
    акциями можно разве что очень непродолжительное время. Контролировать или критически оценивать чьиGлибо реакции постоянно невозможно. Раньше или позG
    же в состоянии утомления, рассеянности, невнимательности контроль ослабевает,
    и верх берут более глубокие, менее сознательные, более автоматические, более свойственные данной личности детерминанты (Allport, 1961). Экспрессия не явG
    ляется произвольным поведением в полном смысле этого слова. Другим аспектом

    Глава 6. Немотивированное поведение
    123
    этого противопоставления является отсутствие усилий, свойственное экспрессии.
    Копинг в принципе требует приложения усилий. (Еще раз подчеркиваем, что хуG
    дожник — это особый случай.)
    Здесь необходимо предупредить некоторые заблуждения. Легко может возникG
    нуть ошибочное впечатление, что спонтанность и экспрессивность следует всегда воспринимать как нечто позитивное, а любой контроль как неприятный и нежелаG
    тельный момент. Это не так. Безусловно, чаще всего экспрессивность вызывает более приятные ощущения, доставляет больше удовольствия, носит более искренG
    ний характер, не требует напряжения и так далее, по сравнению с самоконтролем,
    и с этой точки зрения благоприятна как для самой личности, так и для межличноG
    стных связей, как показал, например, Жерар (Jourard, 1968). И все же в определенG
    ных целях самоконтроль, или торможение, или определенные их моменты носят весьма желательный и здоровый характер, не говоря уже об их необходимости,
    когда приходится иметь дело с внешним миром. Необходимость контроля не ознаG
    чает фрустрации или отказа от удовлетворения базовых потребностей. То, что я назвал «сдержанностью Аполлона», не призывает поставить под вопрос удовлеG
    творение потребностей; скорее, это возможность получить от их удовлетворения еще большее наслаждение благодаря разумной отсрочке этого удовлетворения
    (как в сексе), благодаря грации (как в танце или плавании), благодаря более эстеG
    тичному процессу (как при приеме пищи или напитков), благодаря использованию особого стиля (как в сонетах), благодаря церемониалу, ритуалу, возданию почесG
    тей, благодаря совершенствованию действия, а не просто его совершению.
    И еще один важный момент — то, что нужно повторить еще и еще раз: здоровая личность не только экспрессивна. Она должна быть способна к экспрессии, когда она того пожелает. Она должна быть способна освободить себя. Она должна быть в состоянии забыть о контроле, торможении, защите, когда она полагает, что это следует сделать. Но равным образом она должна быть способна контролировать себя, откладывать то, что приносит наслаждение, быть вежливой, не причинять боли, держать язык за зубами и управлять своими импульсами. Она должна уметь быть Аполлоном или Дионисом, стоиком или эпикурейцем, вести себя экспрессивG
    но или прибегать к копингGповедению, контролировать себя и вести себя неприG
    нужденно, быть откровенной и скрытной, способной получать удовольствие и отG
    казываться от него, думать о будущем и о настоящем. Здоровые или самоактуалиG
    зирующиеся люди весьма разносторонни; они утратили куда меньше способностей,
    чем средний человек. У них в запасе больший арсенал реакций и поступков, вклюG
    чающих все, на что способен человек; таким образом, они обладают всеми человеG
    ческими возможностями.
    Воздействие на окружающую среду
    Типичное копингGповедение возникает как попытка изменить мир и, как правило,
    именно этим и занимается с переменным успехом. Экспрессивное же поведение часто не оказывает никакого воздействия на окружающую среду. А если такое возG
    действие и имеет место, оно не носит заранее запланированного, волевого или цеG
    ленаправленного характера; оно является непреднамеренным.

    124
    Часть I. Теория мотивации
    В качестве примера можно взять человека, ведущего беседу. Беседа имеет опреG
    деленную цель; например, данный человек продавец, стремящийся получить заказ,
    и беседа сознательно и открыто ведется именно по этой причине. Но его манера общения может носить неосознанно враждебный, высокомерный или презрительG
    ный характер, что, возможно, приведет к потере заказа. Таким образом, экспресG
    сивные аспекты поведения могут оказывать воздействие на окружающую среду,
    но следует отметить, что говорящий в данном случае не желал этого воздействия,
    не старался вести себя презрительно или враждебно и даже не сознавал, что проG
    изводит такое впечатление. Воздействие экспрессивного поведения на окружаюG
    щую среду, когда оно имеет место, немотивировано, нецеленаправлено и эпифеноG
    менологично.
    Средства и цели
    КопингGповедение всегда инструментально, оно всегда представляет собой средG
    ство достижения мотивированной цели. И наоборот, любое поведение, для котоG
    рого характерны средство и цель (с единственным исключением, оговоренном выше, когда происходит добровольный отказ от копинга), является копингGповеG
    дением.
    С другой стороны, различные формы экспрессивного поведения либо не имеют никакого отношения ни к целям, ни к средствам (например, почерк), либо такое поведение является самоцелью (например, пение, прогулка, живопись или импроG
    визации на фортепьяно)
    1
    Сознательное или бессознательное поведение
    Экспрессия в чистом виде представляет собой бессознательное или, по меньшей мере, не вполне сознательное поведение. Как правило, мы не знаем, какова наша походка, манера держаться, улыбаться или смеяться. Разумеется, мы можем узнать это при помощи киносъемки, фотографии, карикатур или имитации. Но это скоG
    рее исключительное или не характерное явление. Экспрессивные действия, соверG
    шаемые сознательно — выбор одежды, обстановки, прически, — рассматриваются как особые, неординарные или промежуточные случаи. Свойством же копингGпоG
    ведения является его всецело сознательный характер. Когда оно бессознательно,
    оно может рассматриваться как исключительное или необычное.
    Экспрессивное поведение
    Экспрессия в отличие от мотивированного и целенаправленного копинга должна быть определена как относительно немотивированное и нецеленаправленное поG
    ведение. Есть множество примеров относительно немотивированного поведения,
    1
    В нашей чрезвычайно прагматической культуре инструментальный дух берет верх даже над вершинG
    ными переживаниями: любовь («вполне нормальное занятие»), спорт («способствует пищевареG
    нию»), («расслабление улучшает сон»), великолепная погода («неплохо для бизнеса»), чтение («мне не следует отставать»), нежность («Вы хотите, чтобы ваш ребенок был невротиком?»), сердечность
    («отпускай хлеб свой по водам…»), наука («Оборона страны!»), искусство («оно благотворно повлиG
    яло на стиль американской рекламы»), доброта («если не вы, то они стянут это серебро»).

    Глава 6. Немотивированное поведение
    125
    и нам предстоит вкратце обсудить некоторые из них. Следует заметить, что почти все они игнорировались психологией: это отличная иллюстрация того, как наука со слишком ограниченным взглядом на жизнь порождает ограниченный мир. Для плотника, который является только плотником, весь мир сделан из дерева.
    Бытие
    Экспрессивное поведение обычно появляется тогда, когда люди становятся сами собой, раскрываются, развиваются и созревают, никуда не движутся (в смысле подъема по социальной лестнице), не прилагают энергичных усилий к достижеG
    нию чегоGлибо, т. е. не делают напряженных попыток изменить положение дел,
    по отношению к текущему моменту
    1
    . В качестве плацдарма для размышлений о бытии как таковом может послужить концепция ожидания. Кошка, которая греG
    ется на солнце, ожидает не больше, чем дерево. Ожидание предполагает потерянG
    ное, недооцененное время, которое прошло для организма впустую и представG
    ляет собой побочный продукт чрезмерно ориентированного на средства отношеG
    ния к жизни. Чаще всего это бессмысленная, неэффективная и расточительная реакция, поскольку 1) нетерпение, как правило, не является благом, в том числе с точки зрения эффективности, и 2) даже ориентированные на средства переG
    живания и поведение могут доставлять удовольствие, наслаждение и быть ценныG
    ми по своей сути, не требуя так сказать, дополнительных расходов. Путешествие —
    отличный пример того, как некоторый отрезок времени может или вызывать выG
    сочайшее наслаждение как наивысшее переживание, или быть потерянным впустую. Другой пример — образование. То же можно сказать в целом и о межG
    личностных отношениях.
    С этим связана определенная инверсия представления о потерянном времени.
    Ориентированный на практическую пользу, удовлетворение своих потребностей,
    целеустремленный человек считает потерянным время, не использованное для достижения цели. Несмотря на то что такое отношение вполне оправданно, мы можем сказать, что в не меньшей степени оправдано и иное отношение, при котоG
    ром считают потраченным впустую время, не принесшее с собой никаких пиковых переживаний, т. е. наслаждения. «Если вы наслаждаетесь, теряя время, значит оно не потеряно даром». «Некоторые вещи кажутся необходимыми, но ониGто и есть самые главные».
    Отличной иллюстрацией того, как наша культура не позволяет непосредственG
    но подойти к наивысшим переживаниям, являются прогулки, походы на байдарG
    ках, игра в гольф и т. п. Обычно такого рода деятельность превозносят за то, что она позволяет людям побыть на открытом воздухе, ближе к природе, на солнышке или в живописных местах. По существу, все это случаи, в которых то, что должно было вылиться в немотивированную деятельность и наивысшие переживания, стаG
    вится в рамки целенаправленного и направленного на достижения результата поG
    ведения, предназначенного для успокоения западной совести.
    1
    Глава 11 «Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здоровья» документирует это наблюдение и развивает его.

    126
    Часть I. Теория мотивации
    Искусство
    Создание произведений искусства может быть относительно мотивированным
    (когда оно стремится к коммуникации, к пробуждению эмоций, к тому, чтобы поG
    казать чтоGто другому человеку и определенным образом воздействовать на него)
    или относительно немотивированным (когда оно носит в первую очередь экспресG
    сивный, а не коммуникативный характер, скорее глубоко личный, чем межличноG
    стный). Тот факт, что экспрессия может оказывать непредвиденное воздействие межличностного характера, не относится к делу.
    Однако напрямую относится к делу вопрос: существует ли потребность в эксG
    прессии? Если это так, то эстетическая экспрессия, а также феномены очищения и освобождения столь же мотивированы, как поиск пищи или любви. В связи с разG
    личными вопросами в предыдущих главах мы отмечали, что, по нашему мнению,
    вскоре появятся данные, которые заставят нас признать существование потребности выражать через действие любые импульсы, возникающие в организме. То, что это приведет к парадоксам, явствует из того факта, что любая потребность или любая
    способность представляет собой импульс и, следовательно, ищет выражения. СлеG
    дует ли определить это как отдельную потребность или импульс, или, скорее, следуG
    ет расценивать это как универсальную характеристику любого импульса?
    Здесь у нас нет необходимости выбирать ту или иную из названных альтернаG
    тив, поскольку наша единственная цель показать, что все они упускались из виду.
    Какая бы из них ни оказалась наиболее полезной, она заставит признать: 1) катеG
    горию отсутствия мотивации или 2) необходимость коренной реконструкции всей теории мотивации.
    Для современного человека не менее важен и вопрос об эстетическом опыте. Это столь богатый и ценный опыт для такого множества людей, что они просто сочтут неприемлемой или посмеются над любой психологической теорией, которая отверG
    гает или упускает его из виду, безотносительно того, какие научные обоснования могут быть причиной для такого пренебрежения. Наука должна принимать во вниG
    мание реальность в целом, а не только ее обедненные и обескровленные фрагменG
    ты. То обстоятельство, что эстетическая реакция бесполезна и не имеет целенаG
    правленного характера и что мы ничего не знаем о ее мотивациях, если они вообще
    существуют в принятом смысле, свидетельствует лишь о бедности нашей официG
    альной психологии.
    Даже эстетическое восприятие, если говорить о когнитивном аспекте, может рассматриваться как относительно немотивированное по сравнению с обычными типами познания
    1
    . Даосистское бесстрастное восприятие разносторонности феноG
    мена (с особым вниманием не к пользе, но к способности вызвать наивысшие пеG
    реживания) — одна из особенностей эстетического восприятия
    2 1
    В главе 17 «Формирование стереотипа или познание истины» мы видим, что восприятие опредеG
    ленной категории в лучшем случае частично; оно не является всесторонним исследованием всех признаков объекта, как и классификация, осуществляемаяся на базе тех нескольких признаков, коG
    торые имеют для нас значение, соответствуют нашим интересам и удовлетворяют потребности или угрожают их удовлетворению.
    2
    «Мозг служит для того, чтобы делать выбор: он активизирует необходимые воспоминания и хранит в глубинных слоях сознания те, которые бесполезны. То же можно сказать и о восприятии. ЯвляG

    Глава 6. Немотивированное поведение
    127
    Оценка
    Не только эстетическое переживание, но и многие другие его виды также пассивG
    но воспринимаются организмом и доставляют ему удовольствие. Удовольствие как таковое едва ли можно назвать мотивированным; но как бы то ни было, оно являG
    ется завершением или целью мотивированной деятельности, эпифеноменом удовG
    летворения потребности.
    Мистический опыт, опыт благоговения, восторга, изумления, таинственности и восхищения — все это обладающие субъективной ценностью переживания одноG
    го и того же пассивного эстетического рода, переживания, которые прокладывают себе путь в организме, затопляя его, как делает это музыка. Они тоже являются наивысшими переживаниями, однако скорее самоцелью, чем переживаниями инG
    струментального характера, поскольку ничуть не меняют внешний мир. Это выG
    сказывание верно и в отношении досуга, если он определяется надлежащим обраG
    зом (Pieper, 1964).
    Возможно, здесь уместно упомянуть о двух видах такого удовольствия: 1) функG
    ционального удовольствия и 2) удовольствия от самой жизни (биологическое удоG
    вольствие, переживание радости жизни). Эти проявления можно в первую очередь наблюдать у ребенка, который вновь и вновь повторяет только что приобретенное умение делать чтоGто просто от восторга, который сопровождает его успех при выполнении определенной функции. Хорошим примером могут быть танцы. Что же касается элементарного наслаждения жизнью, то любой больной, страдающий расстройством пищеварения, или испытывающий тошноту человек может подG
    твердить реальность этого первичного биологического наслаждения (ощущения радости жизни), которое является непроизвольным, непрошеным, немотивированG
    ным побочным продуктом восприятия себя живым и здоровым.
    Игра
    Игра может представлять собой как копинг, так и экспрессивное поведение, что в наши дни совершенно ясно из литературы об игровой терапии и игровой диагноG
    стике. ПоGвидимому, существует вероятность того, что этот общий вывод заменит собой разнообразные функциональные, целевые и мотивационные теории игры,
    ясь вспомогательным по отношению к действию, оно изолирует как целое ту часть реальности,
    которая нас интересует; оно показывает нам не столько сами предметы, сколько пользу, кото=
    рую мы можем из них извлечь. Оно классифицирует, заблаговременно прикрепляет ярлыки; нам уже достаточно одного взгляд на объект, чтобы определить, к какой категории он принадлежит. Но время от времени по счастливой случайности появляются люди, чьи чувства и чье сознание не так тесно связаны с жизнью. Природа забыла связать их способность к восприятию с их способностью
    к действию. Когда они смотрят на чтоGлибо, они воспринимают это ради самого объекта, а не ради
    самих себя. Они не познают с оглядкой на действие; они познают, чтобы познавать просто так,
    ради чистого удовольствия. Что касается определенной стороны их натуры, идет ли речь об их соG
    знании или об одном из чувств, они от рождения обособленны; и в зависимости от того, относится ли эта обособленность к определенному чувству или к сознанию, из них получаются художники или скульпторы, музыканты или поэты. Поэтому в различных произведениях искусства мы находим куда более непосредственное видение реальности; и поскольку художник менее настойчиво стреG
    мится утилизировать свое восприятие, он познает великое множество вещей» (Bergson, 1944,
    р. 162–163).

    128
    Часть I. Теория мотивации предлагавшиеся в прошлом. Поскольку ничто не мешает нам использовать дихоG
    томию копингаGэкспрессии применительно к животным, мы можем ожидать более практических и реалистических интерпретаций игры у животных. Все, что от нас требуется, чтобы приступить к исследованиям этой новой сферы, это признать возможность того, что игра может быть бесцельной и немотивированной, являтьG
    ся феноменом, связанным скорее с бытием, чем с энергичным стремлением к цели,
    самой целью, а не средством. Вероятно, то же самое можно сказать о смехе, весеG
    лье, развлечении, радости, экстазе, эйфории и т. д.
    Интеллектуальная экспрессия
    Интеллектуальная экспрессия — идеология, философия, теология, когниция и т. д. —
    это еще одна сфера, которая не поддается средствам официальной психологии. Мы полагаем, что причиной этого отчасти может служить то, что мышление в целом со времен Дарвина и Дьюи автоматически рассматривается как решение проблем,
    т. е. как функциональное и мотивированное. Однако при благоприятных условиG
    ях жизни, в которых находится здоровый человек, мышление, подобно познанию,
    может быть спонтанным и пассивным восприятием или созиданием, немотивироG
    ванной, не требующей усилий счастливой экспрессией природы и существования организма, когда событиям скорее позволяют произойти, чем заставляют их сдеG
    лать это, так же как это происходит, например, с благоуханием цветка или с яблоG
    ками на дереве.

    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   50


    написать администратору сайта