Главная страница
Навигация по странице:

  • Удовлетворение и здоровье

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница13 из 50
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   50
    84
    Часть I. Теория мотивации
    Представляется достаточно ясным, что поведенческие и субъективные изменеG
    ния, перечень которых приводится в главе 5, не могут быть истолкованы при поG
    мощи одних лишь законов ассоциативного научения. В действительности, более вероятно, что они играют лишь второстепенную роль. Если родитель часто целует ребенка, само влечение исчезает, и ребенок учится не желать поцелуев (Levy, 1944).
    Большинство современных авторов, пишущих о личности, чертах характера, устаG
    новках и вкусах, говорят о них как о комплексах привычек, приобретенных в соотG
    ветствии с законами ассоциативного научения, однако теперь представляется цеG
    лесообразным пересмотреть и скорректировать такое словоупотребление.
    Даже в более обоснованном смысле достижения инсайта и понимания (гешG
    тальтGнаучение) нельзя рассматривать черты характера как исключительно приG
    обретенные в процессе научения. Отличающийся большей широтой гештальтGподG
    ход к научению, отчасти изGза прохладного отношения его сторонников к открыG
    тиям психоанализа, все же слишком ограничен, делает рационалистический акцент на познании внутренней структуры внешнего мира. Нам необходима более сильG
    ная привязка к конативному и эмоциональному процессу, происходящему внутри личности, чем те, которые допускает ассоциативное научение или гештальтGнаучеG
    ние. (См. также работу Курта Левина — Lewin, 1935, которая, без сомнения, может помочь в решении этой проблемы.)
    Не пытаясь развернуть в данный момент подробную дискуссию, мы в порядке рабочей гипотезы предлагаем то, что можно обозначить как формирование харакG
    тера в процессе научения, или внутреннее научение, принимающее во внимание в первую очередь изменения в структуре характера, нежели в поведении. Его основG
    ные составляющие включают: 1) обучающее воздействие уникального (не повтоG
    ряющегося) и глубоко личного опыта, 2) эмоциональные изменения в результате повторяющегося опыта, 3) конативные изменения в результате опыта удовлетвоG
    ренияGфрустрации, 4) общие изменения установочного характера, связанные с ожиG
    даниями или даже касающиеся философских взглядов, которые являются резульG
    татом ранних переживаний определенного рода (Levy, 1938), и 5) избирательное определение организмом опыта, подлежащего усвоению.
    Данные соображения говорят в пользу более тесного сближения концепций научения и формирования характера до тех пор, пока, в конечном счете, по убежG
    дению автора, оно не начнет приносить свои плоды для психологов, позволяя опреG
    делить типичное парадигматическое научение как изменения в проявлении лич=
    ности, в формировании характера, что является шагом к самоактуализации и за ее пределы (Maslow, 1969a, b, c).
    Удовлетворение и формирование характера
    Определенные предварительные размышления говорят о том, что удовлетворение потребностей тесно связано с развитием некоторых, а возможно, и многих черт хаG
    рактера. Такое предположение представляет не более чем логическую противопоG
    ложность уже установленной несомненной связи между фрустрацией и патологией.
    Если так легко признать фрустрацию базовых потребностей как один из детерG
    минантов враждебности, так же легко признать противоположность фрустрации

    Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей
    85
    (т. е. удовлетворение базовых потребностей) в качестве априорного детерминанта противоположности враждебности (т. е. дружелюбия). И то и другое обоснованно соответствует данным психологии. Несмотря на отсутствие определенных теореG
    тических формулировок, практика психотерапии принимает нашу гипотезу, делая акцент на безусловную поддержку, одобрение, снисходительность, успокаивание,
    принятие, т. е. на первичное удовлетворение глубинных потребностей пациента в безопасности, любви, защите, уважении, ощущении своей значимости и т. д.
    В особенности это эффективно по отношению к детям, у которых жажда любви, неG
    зависимости, безопасности и т. п. часто излечивается без всяких проблем при поG
    мощи замещающей терапии или удовлетворения путем обеспечения их потребноG
    стей в любви, независимости или безопасности.
    Жаль, что объем экспериментального материала столь невелик. Несмотря на это, весьма впечатляющими оказываются, например, опыты Леви (Levy, 1934a, b,
    1937, 1938, 1944, 1951). В процессе этих экспериментов исследователи брали групG
    пу новорожденных животных (например, щенков) и обеспечивали либо утоление их потребности, например потребности в сосании груди, либо ее частичную фруG
    страцию.
    В ходе этих экспериментов изучалось клевание у птенцов, сосание груди у млаG
    денцев и другие виды деятельности различных животных. Во всех случаях было обнаружено, что потребность, которая полностью удовлетворена, ведет себя типичG
    ным образом, а затем, в зависимости от своей природы, или полностью исчезает
    (например, потребность в сосании груди), или поддерживается на соответствуюG
    щем невысоком оптимальном уровне всю жизнь (например, активность). Те жиG
    вотные, у которых потребность подвергалась фрустрации, обнаруживали различG
    ные феномены полупатологического характера, среди которых наиболее значимым для нас является сохранение данной потребности до того момента, когда ей полаG
    гается исчезнуть, причем проявление потребности носит чрезмерный характер.
    Значимость удовлетворения потребностей в детстве для формирования харакG
    тера взрослого человека подтверждается в первую очередь работой Леви, касаюG
    щейся любви (Levy, 1943, 1944). Представляется совершенно очевидным, что мноG
    жество характерных черт здорового взрослого человека являются позитивными последствиями удовлетворения потребности в любви в детстве, например способG
    ность признать независимость любимого человека, способность противостоять недостатку любви, способность любить, не отказываясь от автономии, и т. д.
    Чтобы сформулировать это теоретическое противопоставление как можно ясG
    нее и проще, можно сказать, что мать, которая надлежащим образом любит своего ребенка, снижает в нем (своими вознаграждениями, подкреплениями, повторениG
    ями, проявлениями и т. п.) интенсивность будущей потребности в любви, уменьG
    шает вероятность поисков ласки, готовит его к тому, что он не будет отчаянно цепG
    ляться за мать, и т. д. Нет лучшего способа научить ребенка повсюду искать любовь и страстно желать ее, чем частично лишить его любви (Levy, 1944). Это еще одно подтверждение принципа функциональной автономии, который заставил ОллпорG
    та скептически отнестись к современной теории научения.
    Все преподаватели психологии обращаются к теории формирования черт харакG
    тера как приобретенных в процессе научения, когда им приходится говорить и об

    86
    Часть I. Теория мотивации удовлетворении базовых потребностей у детей, и об экспериментах с возможностью свободного выбора. «Если вы берете дочку на руки, когда она просыпается, разве она не научится плакать, когда ей захочется, чтобы ее взяли на руки (ведь вы возG
    награждаете ее плач)?» «Если вы позволяете сыну есть, когда он хочет, разве вы не портите его?» «Если вы обращаете внимание на кривлянье дочки, разве она не наG
    учится кривляться, чтобы привлечь ваше внимание?» «Если вы уступаете своему сыну, разве не будет он всегда требовать, чтобы ему уступали?» На эти вопросы не могут ответить одни лишь теории научения; здесь понадобится привлечь также
    теорию удовлетворения и теорию функциональной автономии, чтобы картина имела целостный характер.
    Другим типом данных, доказывающих взаимосвязь удовлетворения потребноG
    стей и формирования характера, является непосредственно наблюдаемый клиниG
    ческий эффект удовлетворения. Такие данные может привести каждый человек,
    непосредственно работающий с людьми, и их, без сомнения, можно получить поG
    чти при любом терапевтическом контакте.
    Простейшим путем убедиться в этом можно, изучив непосредственные и немедG
    ленно проявляющиеся результаты удовлетворения базовых потребностей, начиная с самых сильных. Пока речь идет о физиологических потребностях, в рамках наG
    шей культуры мы не соотносим с чертами характера насыщение пищей или утолеG
    ние жажды, хотя в условиях иной культуры такая связь может иметь место. Даже на этом физиологическом уровне, однако, мы получаем некоторые пограничные случаи, связанные с нашим тезисом. Так, если бы мы говорили о потребностях в сне и отдыхе, мы могли бы говорить об их фрустрации и ее результатах (сонливости,
    усталости, недостатке энергии, медлительности, возможно лени, вялости и т. д.)
    и их удовлетворении (энергии, проворстве, живости и т. д.). Здесь мы видим непоG
    средственные последствия удовлетворения простой потребности, которые, если и не являются чертами характера, представляют определенный интерес для изучаюG
    щего личность. И поскольку мы еще не привыкли мыслить таким образом, то же самое можно повторить о потребности в сексе, т. е. об одержимости сексом и ее противоположности — удовлетворении сексуальных потребностей, для обозначеG
    ния которых на сегодняшний день мы еще не имеем подходящей терминологии.
    Когда мы говорим о потребности в безопасности, мы, по крайней мере, стоим на более твердой почве. Тревожность, страх, опасения, беспокойство, напряжение,
    нервозность и пугливость представляют собой последствия фрустрации потребноG
    сти в безопасности. То же самое клиническое наблюдение ясно говорит о соответG
    ствующих результатах удовлетворения (для которых, как обычно, нам не хватает соответствующей терминологии), таких как отсутствие тревожности, отсутствие нервозности, спокойное состояние, уверенность в будущем, уверенность в себе,
    чувство защищенности и т. д. Какими бы словами мы ни пользовались, имеется суG
    щественная разница между индивидом, который чувствует себя в безопасности, и тем, кто существует, как шпион в тылу врага.
    То же самое относится и к другим базовым эмоциональным потребностям —
    в принадлежности, любви, уважении и в самоуважении. Удовлетворение этих поG
    требностей обеспечивает возможность таких проявлений, как привязанность, уваG
    жение к себе, уверенность в себе и чувство защищенности.

    Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей
    87
    Если сделать еще шаг в сторону от этих непосредственных для психологии личG
    ности последствий удовлетворения потребностей, мы подойдем к таким общим чертам характера, как доброта, щедрость, отсутствие эгоизма, величие (как проG
    тивоположность мелочности), хладнокровие, безмятежность, счастье, довольство и т. п. Таковы, судя по всему, последствия последствий, побочные продукты общеG
    го удовлетворения потребностей, т. е. общего улучшения психологического состоG
    яния, достатка, избытка, изобилия.
    Само собой разумеется, научение, как в широком, так и в узком смысле, также играет важную роль в генезисе этих и иных черт характера. Имеющиеся на сегодня в нашем распоряжении данные не позволяют сказать, является ли оно более сильG
    ным определяющим фактором, поэтому такой вопрос обычно игнорируется как бесполезный. И все же последствия исключительного акцентирования внимания на том или ином моменте так разительно отличаются друг от друга, что мы должG
    ны, по меньшей мере, отдавать себе отчет в наличии этой проблемы. Можно ли восG
    питывать характер в классной комнате, являются ли книги, лекции, вопросы, отG
    веты, увещевания лучшими средствами для этого, могут ли проповеди и воскресG
    ные школы воспитать хороших людей, или, может быть, скорее хорошая жизнь создает хорошего человека, возможно, именно любовь, теплота, дружба, уважение и хорошее обращение с ребенком более важны для последующего формирования характера — вот альтернативы, представленные приверженцами двух теорий форG
    мирования характера и обучения.
    Удовлетворение и здоровье
    1
    Представим, что некто А в течение нескольких недель живет в полных опасностей джунглях и остается в живых только потому, что время от времени ему удается раздобыть пищу и воду. Некто B не только остается в живых, но имеет винтовку и укрытую от глаз пещеру с закрывающимся входом. Некто C имеет не только все перечисленное, но и двух помощников. Нeкто D имеет пищу, ружье, помощников,
    пещеру и, кроме того, лучшего друга. И наконец, некто F в тех же самых джунглях имеет все названное, и в дополнение к этому оно — пользующийся авторитетом предводитель группы людей. Ради краткости мы можем обозначить этих людей как оставшийся в живых, находящийся в безопасности, принадлежащий к группе, люG
    бимый и уважаемый.
    Но это не только последовательность растущего удовлетворения базовых поG
    требностей; это также последовательность все более высоких степеней психиче=
    ского здоровья
    2
    . Понятно, что при прочих равных условиях человек, который наG
    ходится в безопасности, принадлежит к группе и при этом любим, будет более здоровым (в соответствии с любой разумной дефиницией), чем тот, кто находится
    1
    Автор подразумевает «психическое здоровье». — Примеч. науч. ред.
    2
    Далее указывается, что тот же самый континуум все более высокой степени удовлетворения потребG
    ностей может использоваться также как базис для классификации личностей. Включая ступени или уровни зрелости или развития личности на пути к самоактуализации на протяжении всей жизни индивида, он намечает схему теории развития, приблизительно соответствующей и параллельной системе развития Фрейда и Эриксона (Erikson, 1959; Freud, 1920).

    88
    Часть I. Теория мотивации в безопасности и состоит в группе, но который отвергнут и не любим. И если, сверх того, человек завоевывает уважение и восхищение и вследствие этого обретает саG
    моуважение, то он или она будет еще более здоровым, самоактуализирующимся человеком в полном смысле слова.
    Несомненно, степень удовлетворения базовых потребностей связана с уровG
    нем психического здоровья. Не можем ли мы пойти дальше, утверждая, что полG
    ное удовлетворение базовых потребностей и идеальное здоровье это одно и то же?
    Теория удовлетворения, по меньшей мере, предполагает такую возможность (см. MasG
    low, 1969b). Хотя, разумеется, ответ на такой вопрос требует дальнейших исследоG
    ваний, уже сама формулировка предположения такого рода заставляет нас приG
    стальнее взглянуть на забытые данные и вновь ставит перед нами старые вопросы,
    так и не получившие ответа.
    Разумеется, мы должны согласиться с тем, что есть и иные пути к здоровью.
    И все же, когда мы определяем жизненный путь своих детей, у нас есть основания спросить: какова относительная частота здоровья при удовлетворении и какова эта частота при наличии фрустрации? Иначе говоря, как часто люди приходят к здоG
    ровью через аскетизм, через отречение от базовых потребностей, через дисциплиG
    ну и через закаливание в огне фрустрации, трагедии и несчастья?
    Данная теория также сталкивает нас с острой проблемой эгоизма: все ли поG
    требности в силу самого их факта являются эгоистическими и эгоцентрическиG
    ми? Действительно, самоактуализация, предельная потребность, определяется
    Гольдштейном в его книге как высокоиндивидуалистическая, и все же эмпириG
    ческое исследование весьма здоровых людей показывает, что они одновременно обладают чрезвычайным индивидуализмом и здоровым эгоизмом, с одной стороны,
    проявляя высшую степень сострадания и альтруизма — с другой (см. главу 11).
    Когда мы постулируем концепцию здоровья благодаря удовлетворению (или здоровья благодаря счастью), мы тем самым заявляем о том, что мы едины с такиG
    ми авторами, как Гольдштейн, Юнг, Адлер, Ангайл, Хорни, Фромм, Мэй, Бюлер,
    Роджерс, и многими другими, исходящими из позитивной тенденции развития организма, которая изнутри подталкивает его к дальнейшему совершенствованию.
    Ибо если мы предположим, что здоровый организм полностью удовлетворен в отношении базовых потребностей и, следовательно, свободен для самоактуализаG
    ции, мы тем самым предполагаем, что этот организм развивается скорее благодаря внутренней склонности к развитию, в бергсоновском смысле, нежели благодаря силам извне, в смысле бихевиористской теории о решающей роли окружающей среды в формировании личности. Организм, страдающий неврозом, — это оргаG
    низм, испытывающий дефицит удовлетворения базовых потребностей, а этому удовлетворению могут способствовать другие люди. Следовательно, такой оргаG
    низм более зависим от других людей и менее автономен и самостоятелен — в больG
    шей степени сформирован природой окружения, и в меньшей — своей собственG
    ной внутренней сущностью. Относительная независимость от окружения, которую обнаруживает здоровая личность, не лишена своего рода коммерческой стороны;
    это значит, что, когда окружение и личность приходят в соприкосновение, основG
    ными детерминантами являются цели личности и ее натура, а окружение представG

    Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей
    89
    ляет собой в первую очередь средства к достижению целей при самоактуализации личности. Это подлинная психологическая свобода (Riesman, 1950).
    Удовлетворение и патология
    За последние годы жизнь, безусловно, коеGчему научила нас в отношении патолоG
    гии материального (низшие потребности) изобилия, результатами которого являG
    ются скука, эгоизм, чувство элитарности или «заслуженного» превосходства, остаG
    новка в развитии, разрушение чувства общности. Очевидно, что жизнь ради одних лишь материальных или низших потребностей не может удовлетворять в течение сколькоGнибудь продолжительного времени.
    Но теперь мы сталкиваемся с новой возможностью патологии в результате псиG
    хологического изобилия; т. е. с негативными последствиями того, что человека саG
    мозабвенно любили и заботились о нем, поклонялись ему, восхищались им, руG
    коплескали ему и слушали, забыв о себе, или же того, что он занимал центральное место на сцене, имел преданных слуг, что все его сиюминутные желания выполняG
    лись, даже ценой чьегоGто самопожертвования или самоотречения.
    Действительно, мы пока просто не имеем достаточной информации об этих новых явлениях и, безусловно, не имеем о них четкого научного представления.
    Все, что у нас есть, — это догадки, общие клинические впечатления, постепенно крепнущее убеждение детских психологов и педагогов в том, что одного лишь удовлетворения базовых потребностей недостаточно, поскольку ребенку необхоG
    дим также некоторый опыт, требующий настойчивости, упорства, фрустрации, дисG
    циплины и определенных ограничений. Если выразить это иначе, удовлетворение базовых потребностей следует определять более осторожно, поскольку оно может легко превратиться в потворство, требующее самоотречения окружающих, полную вседозволенность, ограждение от любых проблем и паразитическое существование.
    Любовь и уважение к ребенку должны даже в мелочах соединяться с любовью и уважением к себе как к родителю и к взрослым в целом. Дети, безусловно, личноG
    сти, но они — личности, не имеющие опыта. Нужно считаться с тем, что во многих отношениях они могут поступать неразумно или глупо.
    Патология, представляющая собой результат удовлетворения, может отчасти оказаться тем, что можно назвать метапатологией, отсутствием ценностей, смысла и содержания жизни. Многие гуманисты и психологиGэкзистенциалисты убеждеG
    ны в том — хотя пока, без опоры на соответствующие данные, нельзя быть уверенG
    ным в этом полностью, — что удовлетворение всех базовых потребностей не решаG
    ет автоматически проблемы самоидентификации, нахождения системы ценностей,
    жизненного призвания, смысла жизни. По крайней мере для некоторых людей,
    в особенности молодежи, в жизни существуют отдельные и дополнительные по отG
    ношению к удовлетворению базовых потребностей задачи.
    В заключение мы упомянем еще раз тот не до конца осознанный факт, что челоG
    век, судя по всему, почти никогда не бывает постоянно удовлетворен и доволен,
    а также другой факт, тесно связанный с первым, а именно то, что люди склонны приG
    выкать к благам, которые имеют, забывать о них, считать их само собой разумеющиG

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   50


    написать администратору сайта