Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
Потребности в любви и принадлежности Если физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены в достаточной мере, появляются потребности в любви, привязанности и принадG лежности, и весь цикл, описанный выше, повторяется на новой основе. ПотребноG сти в любви предполагают как потребность давать, так и потребность получать любовь. Когда эти потребности не удовлетворены, личность остро переживает отсутствие друзей, партнера или детей. Такая личность будет жадно стремиться заG вязать отношения с людьми вообще — ради места в группе или семье — и будет 1 Не все индивиды, страдающие неврозами, ощущают недостаток безопасности. Причиной невроза могут быть проблемы с потребностями в любви и уважении у личности, которая чувствует себя в безопасности. 66 Часть I. Теория мотивации всеми силами стремиться к достижению этой цели. Обретение такого места будет для нее важнее всего на свете, и она или он могут даже забыть, что когдаGто, когда на первом плане был голод, любовь казалась нереальной, ненужной и неважной. Теперь же острая боль от одиночества, остракизма, неприятия, недружелюбия и неприкаянности превосходит все остальное. У нас есть совсем немного научных сведений о потребности в принадлежности, хотя эта тема широко распространена в романах, автобиографиях, поэмах, пьесах, а также новейшей литературе по социологии. Отсюда нам, в общем, известно, каG кое губительное влияние оказывают на детей слишком частые переезды; дезориG ентация; общее отсутствие стабильности, форсируемое индустриализацией; отсутG ствие корней или презрение по отношению к корням, к происхождению, к группе; оторванность от дома и семьи, друзей и соседей; статус временного жильца или вновь прибывшего, а не коренного жителя. Мы поGпрежнему недооцениваем огромG ную важность добрососедских отношений на общей территории, в клане, с людьми одного «сорта», класса, компании, среди коллег. Мы большей частью забыли наши животные стремления сбиться в стаю, держаться вместе, объединиться, быть часG тью группы 1 Я уверен, что значительное и резкое увеличение количества групп социальноG психологического тренинга, групп развития личности, сообществ, объединенных различными целями, возможно, отчасти мотивировано этой неутоленной жаждой контакта, близости и принадлежности. Такие социальные феномены могут быть результатом стремления справиться с растущими ощущениями отчуждения, хоG лодности и одиночества, которые усугубляются растущей мобильностью, разрушеG нием традиционных форм общности людей, разрушением семей, проблемой отцов и детей и устойчивым характером урбанизации. По моему глубокому впечатлению, некоторая часть групп молодых бунтовщиков, — я не знаю, какая именно, — мотиG вирована насущной потребностью в чувстве общности, в контакте, в подлинном единстве душ перед лицом общего врага, любого врага, который становится приG чиной образования группы с дружескими отношениями, просто представляя собой внешнюю угрозу. То же самое наблюдается в группах солдат, которых общая внешG няя угроза заставила оказаться в обстановке неожиданного братства и близости и которые могут впоследствии пронести эту близость через всю жизнь. Любое общеG ство с благоприятными условиями должно удовлетворять эту потребность тем или иным путем, если оно хочет выжить и остаться здоровым. В нашем обществе помехи на пути удовлетворения этих нужд, наиболее частая причина случаев неспособности адаптироваться к окружающей обстановке и боG лее тяжелых патологий. Любовь и привязанность, а также сексуальность как их возможное выражение, как правило, воспринимаются неоднозначно и по традиции связываются множеством ограничений и запретов. Практически все теоретики психопатологии подчеркивали наличие препятствий к удовлетворению потребности 1 Работа Ардри Territorial Imperative (Ardrey,1966) помогает осознать это. Именно ее безрассудность и опрометчивость помогли мне, поскольку подчеркивали как ключевой момент то, к чему я обраG щался лишь мимоходом, и заставили меня серьезно задуматься об этом вопросе. Возможно, сходG ное воздействие эта работа окажет и на других читателей. Глава 2. Теория человеческой мотивации 67 в любви как основу неспособности к адаптации. Поэтому изучению этой потребG ности посвящено множество клинических исследований, и, возможно, мы знаем о ней больше, чем о любых других потребностях, за исключением физиологических. Работа Сутти (Suttie, 1935) представляет собой блестящий анализ нашего «табу на нежность». Здесь необходимо подчеркнуть один момент, а именно то, что любовь не синоG ним секса. Секс можно изучать как чисто физиологическую потребность, хотя обычным порядком сексуальное поведение человека определяется множеством факторов. То есть, его определяют не только сексуальные, но и другие потребноG сти, главные из них — это потребности в любви и привязанности. Не следует такG же упускать тот факт, что потребности в любви включают как потребность быть объектом любви, так и потребность любить. Потребности в уважении Все люди в нашем обществе (с редкими патологическими исключениями) имеют потребность в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуваG жении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. СледоG вательно, эти потребности можно отнести к одному из двух подклассов. К первому из них относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость и свобода 1 . Ко второму мы отнесем то, что можно назвать желанием хорошей репутации или престижа (опреG деляя их как уважение или оценку со стороны других людей), а также статус, изG вестность и славу, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательность. Эти потребности были в общем и в целом выделены Альфредом Адлером и его последователями и были в общем и в целом проигнорированы Фрейдом. Сегодня все большее и большее распростраG нение получает признание их чрезвычайной важности как со стороны психоанаG литиков, так и клинических психологов. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе, своей ценности, силы, способностей и адекватности, ощущение своей полезG ности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности. Эти чувG ства, в свою очередь, дают начало подавленности или иным компенсаторным или невротическим склонностям. Из теологических дискуссий о спеси и гордыне, теорий Фромма о восприятии неправды о себе, работ Роджерса с личностью, эссе в духе Эйн Рэнд (Ayn Rand 1943), как и из других источников, мы узнаем все больше и больше об опасности 1 Мы не знаем, носит ли это конкретное желание универсальный характер. Ключевой вопрос, особенG но важный на сегодняшний день, таков: неизбежно ли будет порабощенный, подчиненный чужому господству человек чувствовать себя неудовлетворенным и стремиться к бунту? На основании обG щеизвестных клинических данных мы можем предположить, что люди, которые познали истинную свободу (не ту, изGза которой пришлось поступиться безопасностью и защищенностью, но ту, котоG рая опирается на соответствующие безопасность и защищенность), не согласятся добровольно и беспрепятственно расстаться с ней. Но мы не можем быть уверены, что это справедливо и по отноG шению к тем, кто рожден в рабстве. См. дискуссию по этой проблеме у Фромма (Fromm, 1941). 68 Часть I. Теория мотивации формирования самооценки на основе мнения других людей, а не с учетом реальG ных способностей личности, ее компетентности и соответствия выполняемой заG даче. Наиболее стабильное, а следовательно, наиболее здоровое чувство самоуваG жения базируется на заслуженном уважении со стороны окружающих, а не на поG казной славе и известности или неоправданной лести. И здесь полезно отличать действительные компетентность и достижения, в основе которых лежит исключиG тельно сила воли, целеустремленность и ответственность, от того, что дается естеG ственным путем, без всякого труда, одними врожденными качествами, конституG цией, биологической судьбой, или, как выразила это Хорни, от Подлинного Я, а не от идеализированного псевдоGЯ (1950). Потребность в самоактуализации Даже если все названные потребности удовлетворены, часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты — сочинять стихи, чтобы остаG ваться в согласии с собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией (см. главы 11, 12 и 13, где дается более детальное описание). Этот термин, введенный Куртом Гольдштейном (Goldstein, 1939), используетG ся в этой книге в более специфическом и узком смысле. Он относится к желанию людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них залоG жено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в больG шей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен. Конкретное воплощение, которое принимают эти потребности, разумеется, отG личается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного инG дивида эти потребности могут воплотиться в желании быть непревзойденным роG дителем, у другого — проявить себя в спорте, у когоGто еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве 1 . На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуаG лизации является то, что их появление обычно опирается на некоторую предвариG тельную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении. Предпосылки удовлетворения базовых потребностей Существуют определенные условия, представляющие непосредственные и необG ходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылG ки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает друG 1 Разумеется, креативное поведение подобно любому другому поведению, определяемому множеством детерминант. Можно заметить, удовлетворен или нет, счастлив или несчастен, голоден или сыт творG ческий по натуре человек. Также понятно, что творческая деятельность может носить компенсаторный или улучшающий характер или иметь исключительно экономические цели. В любом случае в динамиG ческом плане следует отделять явное поведение как таковое от различных его целей и видов мотивации. Глава 2. Теория человеческой мотивации 69 гим, свобода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к информаG ции, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе, являются примерами предварительных условий для удовлетворения баG зовых потребностей. Эти условия не самоцель, но они близки к цели, поскольку очень тесно связаны с базовыми потребностями, которые и представляют собой сами цели. Угроза этим свободам вызывает реакцию чрезвычайного характера, как если бы существовала непосредственная угроза самим базовым потребностям. Человек склонен защищать эти условия, поскольку без них удовлетворение базоG вых потребностей делается невозможным или, по крайней мере, находится под серьезной угрозой. Если мы вспомним, что когнитивные способности (перцептивные, интеллектуG альные, относящиеся к научению) это комплекс адаптивных инструментов, в числе функций которых и удовлетворение наших базовых потребностей, то станет понятG но, что любая угроза им, любая депривация или блокирование возможности их свободного использования также могут восприниматься как угрожающие косвенG ным путем самим базовым потребностям. Такое утверждение частично решает общую проблему стремления к знаниям, истине, мудрости и вечного желания расG крыть тайны вселенной. Секретность, цензура, обман и блокирование коммуникаG ции угрожает всем базовым потребностям. Базовые когнитивные потребности Желания знать и понимать Мы не много знаем о когнитивных импульсах, их динамике или их патологии поG тому что они не важны в клинике и, несомненно, не имеют значения для клиники, в которой господствует традиционное для медицины стремление избавить от боG лезни. Кричащие, волнующие и таинственные симптомы классических неврозов здесь отсутствуют. Когнитивная психопатология слаба, едва различима, ее легко не заметить или спутать с нормой. Она не привлекает внимания. Следствием этого является то, что у великих создателей психотерапии и психодинамики (Фрейда, Адлера, Юнга и др.) мы не обнаруживаем ничего на данную тему. Шильдер — единственный из известных мне крупных психоаналитиков, в чьих работах любознательность и процесс познания рассматриваются динамически 1 До сих пор мы упоминали когнитивные потребности только как нечто преходящее. Приобретение знаний и систематизация вселенной рассматривались частично как прием достижения состояния базовой безопасности в мире или как проявление самоактуализации для мыслящего человека. Свобода получения информации 1 «Как бы то ни было, люди испытывают неподдельный интерес к миру, к действию и к эксперименG тированию. Они получают глубокое удовлетворение, когда они вторгаются в мир. Они не восприG нимают реальность как угрозу существованию. Организмы, и в особенности человеческие организG мы, испытывают подлинное ощущение защищенности и безопасности в этом мире. Угроза исходит лишь от конкретных ситуаций и лишений. И даже тогда дискомфорт и опасность воспринимаются как нечто преходящее, что в конечном счете приведет к новому ощущению безопасности и защищенG ности при контактах с миром» (Schilder, 1942). 70 Часть I. Теория мотивации и свобода выражения оговаривались как необходимые предпосылки удовлетвореG ния базовых потребностей. Как бы ни были полезны эти формулировки, они не дают определенных ответов на вопросы, какую роль в мотивации играют любознаG тельность, научение, философствование, экспериментирование и т. д. В лучшем случае они дают лишь частичные ответы на эти вопросы. Помимо названных негативных детерминант для приобретения знаний (тревога, страх) существуют разумные основания для постулирования позитивных по сущеG ству импульсов удовлетворения любознательности, приобретения знаний, поисков объяснения и понимания (Maslow, 1968). 1. Нечто подобное человеческой любознательности можно наблюдать и у высG ших животных. Обезьяна разбирает предметы, тычет пальцем в отверстия, занимается исследованиями в ситуациях, не связанных с голодом, страхом, сексом, отдыхом и т. п. Достаточное количество доказательств этого, полуG ченных надлежащим экспериментальным путем, дают эксперименты ХарG лоу (Harlow, 1950). 2. История человечества дает достаточное количество примеров того, как люди занимаются сбором данных и построением гипотез перед лицом величайшей опасности, даже под угрозой смерти. Незаметным Галилеям нет числа. 3. Изучение психологически здоровых людей показывает, что их характерная черта — это влечение к таинственному, неизведанному, хаотическому, неупоG рядоченному и необъяснимому. Все это, поGвидимому, привлекательно по своей сути; сферы интересны сами по себе. Эту реакцию можно сравнить со скукой — реакцией на хорошо знакомое. 4. Возможно, уместна экстраполяция из области психопатологии. Страдающие обсессивным неврозом обнаруживают (в условиях клинического наблюдеG ния) навязчивую и тревожную склонность цепляться за знакомое и страх неG знакомого, неупорядоченного, неожиданного, неприрученного. С другой стоG роны, есть ряд феноменов, которые приводят к обратным реакциям. Среди них неестественное стремление к нарушению принятых норм, постоянный бунт против какой бы то ни было власти и желание шокировать и поражать; все перечисленные явления наблюдаются у отдельных индивидов, страдаюG щих неврозами, а также у лиц, находящихся в процессе деаккультурации. 5. Скорее всего, при подавлении когнитивных потребностей имеют место псиG хопатологические последствия (Maslow, 1967, 1968с). Мне представляется уместным привести следующие наблюдения: я был свидетелем нескольких случаев, в которых было очевидным, что патология (скука, потеря вкуса к жизни, отвращение к себе, угнетенное состояние функций организма, устойчивое нарушение работы интеллекта и вкусов, и т. д.) 1 была вызвана тем, что интеллектуально развитые люди проводили бессмысленную жизнь на бессмысленной работе. У меня был, по крайней мере, один случай, когда соответствующая когнитивная терапия (возобновление учебы без отрыва от 1 Этот синдром очень близок к тому, что Рибо (Ribot, 1896), а позднее Майерсон (Myerson, 1925) определили как ангедонию, однако его появление они объясняли иными причинами. Глава 2. Теория человеческой мотивации 71 производства, получение места, которое требовало большего напряжения инG теллекта, инсайт) устранила эти симптомы. Я видел множество женщин, инG теллектуально развитых, преуспевающих и при этом не работающих, у котоG рых постепенно развивались те же самые симптомы интеллектуальной опуG стошенности. У тех, кто последовал рекомендации занять себя чемGнибудь достойным, улучшение или излечение наступали достаточно часто, чтобы убедить меня в реальности существования когнитивных потребностей. В тех странах, где был отрезан доступ к новостям, информации, фактам или где официальные теории находились в глубоком противоречии с действительG ностью, по меньшей мере, некоторые люди реагировали на это циничным отношением ко всему, утратой веры во все ценности, подозрениями даже в отношении очевидного, разрушением обычных межличностных связей, утратой надежды, были морально сломлены и т. д. Реакция других была боG лее пассивной и характеризовалась отупением, покорностью, утратой споG собности мыслить, приспособлением и утратой инициативности. 6. Потребности знать и понимать проявляются уже в конце младенческого пеG риода и в детстве, возможно даже сильнее, чем во взрослом состоянии. БоG лее того, судя по всему, они возникают стихийно, скорее в результате разG вития, нежели научения. Детей не нужно учить быть любопытными. Но, приучая их к существующему порядку вещей, |