Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
ЧАСТЬ I Теория мотивации ГЛАВА 1 Введение в теорию мотивации В этой главе представлены 17 положений, касающихся мотивации, которые должG на включать любая разумная теория мотивации. Истинность некоторых из этих положений настолько очевидна, что они могут показаться банальными. По моему мнению, необходимо вновь обратить на них внимание. Другие положения могут показаться менее приемлемыми и более спорными. Холистический подход Наше первое положение гласит, что личность представляет собой интегрироG ванное, организованное целое. Осознание этого подтвержденного опытом и теоG рией факта необходимо для того, чтобы было возможно разумное проведение экспериментов и создание разумной теории мотивации. Это положение несет в себе множество отдельных аспектов. Так, оно предполагает, что мотивирована скорее личность в целом, нежели отдельная ее часть. В подобающей теории нет такой данности, как потребность желудка или рта или потребность гениталий. Все это лишь потребности личности. В пище нуждается Джон Смит, а не желуG док Джона Смита. Более того, удовлетворение ощущает также личность в цеG лом, а не просто отдельная ее часть. Пища утоляет голод Джона Смита, а не гоG лод его желудка. Обращение с голодом как с функцией исключительно желудочноGкишечноG го тракта заставило экспериментаторов упустить из виду тот факт, что, когда индивид голоден, изменяются не только отправления желудочноGкишечного тракта, но и многие другие имеющиеся функции, возможно, даже большая их часть. Меняется восприятие (вкус пищи воспринимается более остро, чем в иное время). Меняются воспоминания (повышается вероятность воспоминаний о хоG рошей еде по сравнению с другими моментами). Изменяется ход его мыслей — человек склонен думать скорее о том, как раздобыть пищу, чем решать алгебраG ические задачи. Этот список можно продолжить в связи практически с любой способностью, возможностью или функцией, причем как физиологической, так и психической. Иными словами, когда человек голоден, он испытывает голод всем своим существом и отличается от той личности, которой является в друG гие моменты времени. Глава 1. Введение в теорию мотивации 47 Парадигма мотивационных состояний Выбор голода в качестве парадигмы для всех прочих мотивационных состояний является необоснованным и неразумным как с теоретической, так и с практичеG ской точки зрения. При более внимательном рассмотрении этого вопроса станет понятно, что потребность утолить голод представляет собой особый случай мотиG вации, по сравнению со случаями общего характера. Он является более обособленG ным (мы используем это слово в том значении, которое вкладывают в нее приверG женцы гештальтпсихологии и последователи Гольдштейна), чем другие виды моG тивации; более сложным, чем иные виды мотивации; наконец, он отличается от других видов мотивации еще и тем, что известна его соматическая основа, что неG обычно для мотивационного состояния. Каковы же более простые виды мотиваG ции? Мы легко обнаружим их, проанализировав события рядового дня. Желания, которые мелькают в нашем сознании, чаще всего связаны с одеждой, автомобиляG ми, дружелюбием, компанией, похвалой, престижем и тому подобным. Как правиG ло, желания такого рода называют вторичными или культурными влечениями и рассматривают их как желания иного порядка по сравнению с действительно «доG стойными» или основными влечениями, а именно физиологическими потребносG тями. В действительности они для нас куда важнее и куда более обычны. Поэтому в качестве образца вместо потребности утолить голод хорошо бы взять одно из этих влечений. Общепринятым было предположение о том, что все влечения будут функциоG нировать по образцу физиологических влечений. Пришло время честно признать, что это не так. Большинство влечений нельзя изолировать, нельзя определить их соматическую локализацию, нельзя определить также, являются ли они единственG ным процессом, который происходит в организме в данный момент. Типичное влеG чение, или потребность, или желание, скорее всего, никогда нельзя будет однозначG но отнести к конкретной, изолированной, локализованной соматической основе. Очевидно, что типичное желание в большей мере является потребностью личности в целом. Было бы гораздо лучше взять в качестве примера для исследования такое влечение, как, например, желание денег, а не простую потребность утолить голод, или же не отдельную частную цель, а более фундаментальное стремление, такое как желание любви. Однако, учитывая все имеющиеся на данный момент сведения, мы, скорее всего, никогда не сможем понять потребность в любви до конца, как бы много мы ни знали о потребности утолить голод. Эту мысль можно сформулироG вать и более определенно: при условии полного понимания потребности в любви мы сможем узнать больше и об общих видах человеческой мотивации (включая потребность в утолении голода), чем мы могли бы узнать благодаря скрупулезноG му изучению влечения утолить голод. В этой связи хорошо бы вспомнить критический анализ концепции простоты, к которому так часто обращаются приверженцы гештальтпсихологии. Влечение утолить голод, которое кажется простым, если сравнивать его с потребностью в любви, в конечном счете оказывается не таким простым (Goldstein, 1939). ВидиG мость простоты возникает при рассмотрении отдельных случаев, видов деятельности, 48 Часть I. Теория мотивации которые осуществляются относительно независимо в рамках целостного организG ма. Легко показать, что важный вид деятельности динамически взаимосвязан пракG тически со всем, что имеет значение для личности. Зачем же тогда брать вид деG ятельности, который в этом смысле совсем не является рядовым, деятельность, которая выбрана для особого рассмотрения лишь потому, что с ней проще иметь дело, используя привычный для нас (хотя не обязательно правильный) экспериG ментальный прием изоляции, упрощения или рассмотрения независимо от друG гих видов деятельности? Если мы стоим перед выбором, заниматься ли: 1) проG стыми в экспериментальном отношении проблемами, которые являются тривиальG ными или непродуктивными, или 2) экспериментальными проблемами, которые пугающе сложны, но при этом важны, то мы без колебаний должны выбрать поG следние. Средства и цели Если мы глубоко проанализируем рядовые желания, которые возникают у нас в повседневной жизни, мы обнаружим, что они имеют, по крайней мере, одну важG ную особенность: они обычно представляют собой скорее средства достижения целей, чем сами цели. Нам хочется иметь деньги, чтобы мы могли купить машину. В свою очередь нам хочется иметь машину, потому что машина есть у соседей, а нам хочется быть не хуже, чем они, т. е. таким образом мы сможем сохранить саG моуважение, а значит, добиться любви и уважения от окружающих. Обычно, когда сознательное желание подвергают анализу, выясняется, что мы можем заглянуть дальше и увидеть другие, более фундаментальные цели личности. Другими словаG ми, здесь мы имеем дело с ситуацией, сходной с ролью симптомов в психопатолоG гии. Симптомы важны не столько сами по себе, сколько благодаря тому, что они, в конечном счете, означают, т. е. каковы могут быть их первичные цели или следG ствия. Изучение симптомов самих по себе весьма важно, но изучение динамичеG ского значения симптомов важнее, поскольку оно более плодотворно — например, оно обеспечивает возможность психотерапии. Отдельные желания, которые мы пропускаем через свое сознание десятки раз на дню, сами по себе не так важны, как то, что они означают, куда они ведут, и что может обнаружить за ними более глуG бокий анализ. Отличительная черта такого более глубокого анализа состоит в том, что он приG водит, в конечном счете, к определенным целям или потребностям, за которыми мы уже ничего не обнаружим, т. е. к удовлетворению определенных потребностей, которые и представляют собой конечную цель и, поGвидимому, не нуждаются в дальнейшем подтверждении или демонстрации. У обычного человека эти потребG ности имеют характерную особенность — они не слишком часто проявляются неG посредственным образом, но зачастую являются концептуальными производными от разнообразных конкретных осознанных желаний. Другими словами, это ознаG чает, что изучение мотивации, в частности, должно представлять собой изучение первичных целей или желаний или потребностей человека. Глава 1. Введение в теорию мотивации 49 Неосознанная мотивация Приведенные данные еще раз подтверждают необходимость разумной теории моG тивации. Поскольку первичные цели человека не часто можно обнаружить непоG средственно в сознании, мы сразу сталкиваемся с проблемой неосознанной мотиG вации во всей ее полноте. При тщательном изучении сознательной мотивации в отG дельности упускается многое из того, что столь же важно или даже более важно, чем то, что выявляется в сознании. Психоанализ показывает, что взаимосвязь между сознательным желанием и первичной подсознательной целью, лежащей в его основе, далеко не всегда должна быть непосредственной. В действительности эта взаимосвязь может быть и негативной, как при формировании реакции. А знаG чит, мы можем заявить, что разумная теория мотивации не может позволить себе не принимать во внимание подсознательное. Общность человеческих желаний В наше время имеется достаточно антропологических доказательств, свидетельG ствующих о том, что фундаментальные или первичные желания всех людей разG личаются далеко не так сильно, как их осознанные повседневные желания. ОсновG ной причиной этого является то, что две различные культуры могут предусматриG вать два совершенно разных способа удовлетворения конкретного желания, скажем потребности в самоуважении. В одном обществе человек испытывает уважение к себе, потому что он хороший охотник; в другом обществе потому, что он великий целитель, или отважный воин, или чрезвычайно хладнокровный человек и т. д. Если же мы задумаемся об основах этих желаний, то увидим, что желание одного человека быть хорошим охотником имеет те же движущие силы, что и желание другого быть хорошим целителем. А значит, мы можем утверждать, что было бы полезнее объединить эти два внешне различных желания в одну категорию, чем относить их к различным категориям на основании исключительно поведенческих различий. Очевидно, что сами по себе цели куда более универсальны, чем пути, которые избираются для их достижения, поскольку эти пути определяются особенG ностями культуры. Люди больше похожи друг на друга, чем это кажется на первый взгляд. Сложная мотивация Сознательное желание или мотивированное поведение могут послужить своего рода каналом, через который могут проявляться и иные намерения. Существует несколько способов продемонстрировать это. Например, хорошо известно, что сексуальное поведение и осознанные сексуальные желания могут быть чрезвыG чайно сложны с точки зрения лежащих в их основе подсознательных целей. Для одного индивида сексуальное желание может в действительности означать жеG лание убедить самого себя в своей мужественности. Для других индивидов в его основе может лежать желание произвести впечатление, потребность в близости, 50 Часть I. Теория мотивации дружеском отношении, безопасности, любви или во всем перечисленном в любом возможном сочетании. На сознательном уровне сексуальное желание всех наG званных индивидов может иметь одно и то же содержание, и, вероятно, все они будут заблуждаться, полагая, что они стремятся лишь к сексуальному удовлетG ворению. Но теперь мы знаем, что это не так, что пониманию данных индивидов поможет рассмотрение того, что лежит в основе их сексуального желания и поG ведения, а не того, как сами индивиды осознают это желание и поведение. (Это справедливо как для подготовительной стадии такого поведения, так и для стаG дии воплощения планов.) Другим моментом, подтверждающим ту же точку зрения, служит обнаружеG ние того, что один и тот же психопатологический симптом может одновременно представлять несколько различных и даже противоречивых желаний. ИстеричеG ский паралич руки может представлять одновременное воплощение желаний меG сти, жалости, любви и уважения. Если рассматривать сознательное желание, как в первом случае, или внешний симптом, как во втором примере, исключительно с точки зрения манеры поведения, то это значит, что мы произвольно отбросили возможность полного понимания поведения и мотивационного состояния индиG вида. Необходимо подчеркнуть, что для поступка или осознанного желания исG ключением, а не правилом является наличие всего одной мотивации. Мотивационные состояния В определенном смысле почти любое состояние организма, каким бы оно ни было, представляет собой также и мотивационное состояние. ПоGвидимому, современные концепции продолжают исходить из предположения, что мотивационное состояG ние представляет собой особое необыкновенное состояние, резко отличающееся от других событий в организме. Разумная теория мотивации, напротив, должна предG полагать, что мотивация — непрерывна, она не прекращается, она сложна и нестаG бильна и является почти универсальной характеристикой практически любого соG стояния организма. Задумайтесь, например, над тем, что мы имеем в виду, когда говорим, что челоG век чувствует себя отвергнутым. Статическая психология и поставит точку в конG це этого высказывания, и удовлетворится этим. Однако для динамической психоG логии то же самое высказывание будет косвенно выражать множество вещей, и тому найдется богатое эмпирическое подтверждение. Такое чувство оказывает влияние на весь организм, как в соматическом, так и в психическом аспекте. Более того, такое положение дел автоматически и неизбежно вызывает множество друG гих событий, таких как навязчивое желание вернуть расположение, защитные поG пытки разного рода, нарастание враждебности и т. д. Теперь понятно, что мы смоG жем объяснить состояние, описанное при помощи утверждения «Этот человек чувствует себя отвергнутым», лишь если добавим к нему еще многие и многие выG сказывания, касающиеся того, что происходит с этим человеком вследствие того, что он чувствует себя отвергнутым. Иными словами, ощущение отверженности представляет собой мотивационное состояние. Глава 1. Введение в теорию мотивации 51 Удовлетворение порождает новую мотивацию Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только удовG летворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно удовлеG творено, на передний план выступает третье и т. д. Отличительной чертой человеG ка на протяжении всей его жизни является то, что он беспрерывно чегоGто желает. Здесь мы лицом к лицу сталкиваемся с необходимостью изучения взаимосвязей между всеми мотивациями, при этом нам придется отказаться от изолированного рассмотрения мотивационных единиц, если мы действительно стремимся прийти к более широкому пониманию этого феномена. Появление влечения или желания, действия, которые оно вызывает, и удовлетворение, которое наступает после доG стижения цели, — все это вместе взятое дает нам лишь искусственный, изолироG ванный, обособленный пример, в отрыве от целостного комплекса, который предG ставляет собой мотивационный блок. Само появление потребности практически всегда зависит от состояния удовлетворенности или неудовлетворенности всех проG чих мотиваций, которые имеются в организме в целом, т. е. от факта, что такиеGто достаточно интенсивные желания достигли состояния относительного удовлетвоG рения. Само по себе наличие потребности уже свидетельствует о факте удовлетвоG рения иных потребностей. У нас никогда не возникнет желания сочинять музыку, или выстраивать математические системы, или заниматься украшением своего жиG лища, или нарядно одеваться, если большую часть времени наш желудок пуст, или же мы все время умираем от жажды, или если нам угрожает приближение катастG рофы, или если все нас ненавидят. Таким образом, мы имеем два важных обстояG тельства: 1) человек никогда не бывает удовлетворен, разве что относительно или частично, и 2) потребности, поGвидимому, организованы сообразно своего рода иерархии или степени доминирования. Невозможность составить список влечений Нам следует раз и навсегда отказаться от попыток составить атомистические списG ки влечений или потребностей. Такие списки являются ошибкой с теоретической точки зрения, и тому есть несколько причин. Прежде всего, они подразумевают единообразие различных влечений, собранных в них, равенство их по силе и возG можности появления. Это неверно, поскольку возможность появления любого отG дельного желания в сознании зависит от состояния удовлетворенности или неудовG летворенности других сильных желаний. Между вероятностью появления отдельG ных желаний различного рода существует огромная разница. ВоGвторых, составление таких списков косвенно предполагает изолированность каждого из этих желаний от всех остальных. Разумеется, подобной изоляции не существует. ВGтретьих, поскольку составление такого списка влечений обычно осуществляG ется на основании поведения, при этом упускается из виду практически все, что нам известно относительно динамической природы влечений, например то, что их сознательная и подсознательная стороны могут различаться между собой и что 52 Часть I. Теория мотивации отдельное желание может представлять собой канал, посредством которого выраG жаются несколько других желаний. Составление такого списка — нелепое занятие еще и потому, что совокупность влечений не имеет ничего общего с арифметической суммой отдельных разрозненG ных членов. Они организованы, скорее, иерархически в соответствии с уровнем конкретизации. А это означает, что совокупность влечений, которые выбираются для внесения в список, зависит исключительно от выбранной для их исследования степени конкретизации. Истинная картина представляет собой не множество леG жащих рядом кубиков, но, скорее, комплект коробочек, из которых одна может соG держать в себе 3 другие, а каждая из этих трех вмещать по 10 прочих, а в каждой из этих 10 будет еще по 50 и т. д. Другой аналогией может служить гистологический срез при разной степени увеличения. Таким образом, мы можем говорить о потребG ности в удовлетворении или в уравновешивании, или, более конкретно, о потребG ности утолить голод, или, еще более конкретно, о потребности наполнить желудок, или, еще конкретнее, о потребности в протеинах, или же о потребности в конкретG ном протеине и т. д. Огромное количество списков, которые имеются у нас на сеG годняшний день, включают в себя потребности с различной степенью конкретизаG ции. Наличие такой неразберихи позволяет понять, почему некоторые списки вклюG чают триGчетыре потребности, а другие содержат сотни. При желании мы могли бы составить список влечений, который содержал бы от одного влечения до миллиG она, исключительно в зависимости от уровня конкретизации объекта исследоваG ния. Более того, нужно признать, что, если мы попробуем обсудить фундаментальG ные желания, мы должны будем четко осознать, что они являются комплексами желаний, фундаментальными категориями или |