Главная страница
Навигация по странице:

  • Библиография трудов Абрахама Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

  • Предисловие к третьему изданию

  • Благодарности

  • Предисловие ко второму изданию

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница3 из 50
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
    Библиография и избранная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
    Гуманистическая и трансперсональная психология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
    Образование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
    Бизнес и менеджмент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
    Здравоохранение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
    Психология женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
    Синергетическое общество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
    Библиография трудов Абрахама Маслоу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
    Послесловие научного редактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
    Алфавитный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349

    Предисловие к третьему изданию
    «Мотивация и личность» — это оригинальные записи о проведенной работе, сдеG
    ланные одним из самых творческих психологов прошлого века. Книга представляG
    ет первоочередной интерес для всех, кто интересуется теориями Абрахама МасG
    лоу, о чем ясно свидетельствует растущее внимание авторов множества ведущих профессиональных журналов, в число которых среди прочих входят журналы по психологии, образованию, бизнесу и общественным наукам. Хотя первое издание этой книги было опубликовано в 1954 г., а второе — в 1970 г., ее влияние продолG
    жает усиливаться из года в год. С 1971 по 1976 г. на книгу «Мотивация и личность»
    сослались 489 раз, в среднем 97 раз в год. С 1976 по 1980 г., спустя более 20 лет после публикации первого издания, количество ссылок возросло до 791, в среднем более
    198 раз в год.
    Третье издание книги «Мотивация и личность» было переработано и исправG
    лено таким образом, чтобы показать творческий характер мышления Маслоу и подG
    черкнуть его наиболее значимые идеи. Мы изменили порядок глав, добавили ноG
    вые заголовки и подзаголовки в одной главе и убрали несколько разделов, содерG
    жащих устаревший материал. Глава 13 для этой книги новая. Она представляет собой текст лекции Маслоу, прочитанной в 1958 г. в Университете штата МичиG
    ган. Стремясь расширить понимание читателем исторического и интеллектуальноG
    го контекста книги, мы добавили к ней еще некоторые материалы: краткую биограG
    фию Маслоу, послесловие, дающее представление об ощутимом влиянии взглядов
    Маслоу на современную жизнь, введения к главам, сведения о ссылках и полную библиографию его трудов.
    Данное издание содержит четыре основные части: 1. Теория мотивации. 2. ПсиG
    хопатология и соответствие норме. 3. Самоактуализация. 4. Методология гуманиG
    тарных наук.
    Глава 1 «Введение в теорию мотивации» содержит гуманистическую критику традиционных бихевиористских теорий мотивации. Маслоу дает систематизироG
    ванный перечень недостатков традиционной теории мотивации. Он подчеркивает необходимость рассмотрения личности как единого целого, с учетом воздействия культуры, окружения, сложной мотивации, немотивированного поведения и здоG
    ровой мотивации. Таким образом, Маслоу закладывает фундамент для создания подлинно гуманистической теории мотивации.
    Глава 2 «Теория человеческой мотивации» является классическим представлеG
    нием созданной Маслоу иерархии потребностей. Маслоу с блеском и изяществом интегрирует бихевиористскую, фрейдистскую и гуманистическую философию.
    Иерархия потребностей стала парадигмой, широко используемой в бизнесе, рекG
    ламе и других областях применения психологии.
    Маслоу утверждает, что все человеческие потребности можно представить в виде иерархической структуры, начиная с физиологических потребностей —
    в воздухе, пище и воде. Затем идут четыре уровня психологических потребноG
    стей — в безопасности, любви, уважении и самоактуализации. Маслоу доказывает,

    14
    Предисловие к третьему изданию что наши высшие потребности так же реальны и являются такой же неотъемлемой частью человеческой натуры, как и потребность в пище. Он старается избежать чрезмерного упрощения, свойственного как бихевиористскому, так и фрейдистG
    скому подходу.
    В главе 3 «Удовлетворение базовых потребностей» Маслоу исследует сущG
    ность предложенной иерархии потребностей. Он останавливается на удовлетвореG
    нии потребностей, его последствиях, его взаимосвязи с научением, формированиG
    ем характера, психическим здоровьем, патологией и множеством иных феноменов.
    В главе 4 «Пересмотр теории инстинкта» Маслоу пересматривает классическую психологическую теорию инстинкта. Эта теория использует биологическую конG
    цепцию инстинкта для объяснения поведения человека. Инстинктивисты видят корни любых составляющих поведения во врожденных инстинктах, в противопоG
    ложность бихевиористам, которые склонны истолковывать поведение с точки зреG
    ния научения.
    В этой главе Маслоу подытоживает основные проблемы инстинктивистского подхода. Он утверждает, что любой внимательный взгляд на поведение человека позволяет обнаружить смесь влияний наследственности и среды. Маслоу пишет,
    что человеческие потребности, безусловно, содержат инстинктивную составляюG
    щую, но в целом ее влияние незначительно. Потребности на инстинктивном уровG
    не не оказывают преобладающего влияния на нормальных, здоровых людей, а если эти потребности остаются неудовлетворенными, это не вызывает значительных нарушений.
    Фрейд придерживался мнения, что требования нашего Эго и нашей культуры неизбежно вступают в конфликт с нашими глубинными, по сути эгоистическими,
    инстинктами. Маслоу не соглашается с ним. Он доказывает, что по своей сути мы добры и готовы прийти на помощь, а культура скорее помогает нам реализовать себя, чем подавляет.
    В главе 5 «Иерархия потребностей» Маслоу обсуждает вопрос о различиях между высшими и низшими потребностями в соответствии с иерархией. Он докаG
    зывает, что высшие потребности сформировались на более позднем этапе развиG
    тия и что подобным образом они развиваются у каждого индивида. Высшие потребG
    ности менее насущны и их удовлетворение может быть отложено на более длительG
    ный срок. Удовлетворение высших потребностей доставляет большее счастье и способствует развитию личности. Кроме того, такое удовлетворение требует лучG
    ших внешних условий.
    Далее Маслоу исследует значение созданной им иерархии. Иерархия потребG
    ностей Маслоу — это одна из возможностей отдать должное богатству и сложноG
    сти высших функций человека, помещая в то же время поведение человека в едиG
    ный континуум с мотивацией и поведением всех живых организмов. Маслоу также определяет в общих чертах значение этой модели для философии, психотерапии,
    культуры и теологии.
    В главе 6 «Немотивированное поведение» Маслоу расширяет сферу традициG
    онных психологических интересов, исследуя экспрессивное и артистическое повеG
    дение. ПсихологиGбихевиористы, его современники, были склонны игнорировать все, кроме мотивированного поведения, сформировавшегося в процессе научения.

    Предисловие к третьему изданию
    15
    Экспрессивное поведение, включая пение, танец и игру, относительно спонтанно,
    нецеленаправленно и доставляет удовольствие само по себе. Такое поведение такG
    же заслуживает внимания со стороны психологии.
    Маслоу рассматривает два вида фрустрации потребностей в главе 7 «ПроисхожG
    дение патологии». Фрустрация, представляющая угрозу, приводит к появлению патологии. Фрустрация, не представляющая угрозы, не имеет таких последствий.
    Маслоу доказывает, что не всякая фрустрация представляет угрозу и что в дейG
    ствительности депривация может иметь как позитивное, так и негативное воздейG
    ствие. Маслоу останавливается также на конфликтах, представляющих и не предG
    ставляющих угрозы, доказывая и здесь, что некоторые типы конфликтов могут иметь позитивные последствия.
    В главе 8 «Является ли склонность к агрессивному поведению инстинктивG
    ной?» Маслоу доказывает, что склонность к агрессивности не является врожденG
    ной. Он рассматривает данные, полученные при исследовании поведения животных и детей, а также кроссGкультурного поведения, показывающие, что при наличии здоG
    рового, оказывающего поддержку окружения агрессивное поведение практически не проявляется. Он приводит аргументы в пользу того, что по отношению к проявлеG
    ниям агрессивности, как и по отношению к любому другому типу поведения, слеG
    дует принимать во внимание три фактора: структуру характера индивида, культурG
    ное давление и непосредственную ситуацию.
    Главу 9 «Психотерапия как добрые отношения между людьми» Маслоу начиG
    нает, устанавливая связь между психотерапией и традиционными концепциями экспериментальной психологии, такими как угроза, совершение поступка и удовG
    летворение потребности.
    Подтверждая центральную теоретическую роль удовлетворения потребности,
    Маслоу доказывает, что мы можем понять, каким образом различные терапевтиG
    ческие системы могут быть эффективными и каким образом относительно неподG
    готовленные психотерапевты могут добиться успеха. Он указывает на то, что наши базовые потребности могут быть удовлетворены только в рамках межличностного контакта. Речь идет об удовлетворении таких потребностей в иерархии Маслоу, как потребность в безопасности, ощущении принадлежности, любви и самоуважении.
    Маслоу утверждает, что добрые отношения между людьми, по сути, оказывают терапевтическое воздействие, и наоборот, успешная терапия строится на добрых отношениях между врачом и пациентом. Хорошим обществом для Маслоу являетG
    ся такое, в котором воспитываются и поощряются добрые отношения между людьG
    ми. Маслоу подчеркивает, что психотерапевтыGпрофессионалы никогда не утратят своей роли, они будут нужны, главным образом, тем людям, которые уже не стреG
    мятся удовлетворить свои базовые потребности и не могут воспользоваться возG
    можностью их удовлетворения, если она предоставляется. Для таких индивидов неG
    обходима профессиональная психотерапия, чтобы позволить им осознать их подсоG
    знательные мысли, желания, фрустрации и подавленные стремления.
    В главе 10 «Подходы к соответствию норме и здоровью» Маслоу говорит об основополагающей дефиниции психологической нормальности, рассматривая ее с точки зрения статистики, общепринятых норм и культуры, а также с точки зрения достаточной адаптации и отсутствия дисфункции. Он предлагает более

    16
    Предисловие к третьему изданию позитивную дефиницию, опираясь на понятие абсолютного психического здоровья.
    Маслоу связывает психическое здоровье с процессом самоактуализации и с удовG
    летворением других свойственных человеку потребностей, составляющих его иерарG
    хию потребностей. Он размышляет и о том, каким образом окружение может наиG
    лучшим образом способствовать психическому здоровью индивида, предоставляя каждому широкие возможности выбора.
    В главе 11 «Самоактуализирующиеся люди: исследование психического здороG
    вья» Маслоу рассказывает о своем новаторском исследовании самоактуализации.
    Он в общих чертах описывает методы, использованные им при тестировании исG
    пытуемых. Большая часть главы посвящена подробному описанию качеств и отG
    личительных черт, общих для самоактуализирующихся испытуемых Маслоу. Эти характеристики включают: тонкое восприятие, спонтанность, отчужденность, неG
    зависимость, пиковые переживания, чувство юмора и креативность.
    Маслоу отмечает, что его испытуемые далеки от совершенства, и говорит об их недостатках. Кроме того, он говорит о роли ценностей в самоактуализации и решеG
    нии проблем дихотомии, приводящей к внутренним конфликтам у самоактуалиG
    зирующихся людей. Дихотомию такого рода представляют собой конфликты сердG
    ца и разума, эгоизма и его отсутствия, обязанностей и удовольствий.
    Важность изучения любви, в особенности любви здоровых людей, подчеркиваG
    ется в главе 12 «Самоактуализирующиеся люди и любовь». Здесь речь идет о взаG
    имосвязи секса и любви. Автор говорит о том, как любовь может позволить нам пеG
    реступить пределы своего Эго и встать на защиту независимости и чувства собG
    ственного достоинства любимого человека. Маслоу говорит и о вознаграждающей и альтруистической природе любви, свойственной ей изначально.
    В главе 13 «Креативность у самоактуализирующихся людей» Маслоу сравниG
    вает креативность художников, поэтов и других представителей «творческих проG
    фессий» с креативностью самоактуализации, которая берет начало непосредственG
    но в самой личности. Этот второй вид креативности проявляется как склонность делать все оригинально и творчески, будь то обучение, стряпня, занятия спортом или чтоGто иное.
    Креативным самоактуализирующимся людям свойственно видеть мир свежим взглядом, по сравнению с большинством они более спонтанны и экспрессивны.
    Поскольку они принимают себя, они более открыты для творчества. Маслоу назыG
    вает это «первичной креативностью», это озарение и вдохновение, которые составG
    ляют основу подлинного изобразительного искусства, музыки и т. д. Маслоу укаG
    зывает, что, несмотря на то что лишь немногие одаренные и подготовленные люди могут добиться настоящего творческого успеха, первичная креативность самоакG
    туализации — это основное проявление нашей человеческой сути.
    В главе 14 «Вопросы новой психологии» Маслоу ставит ряд вопросов, вытекаG
    ющих из его нового подхода к психологии. Круг этих вопросов включает новый подход к традиционным темам психологии: научению, восприятию, эмоциям, мотиG
    вации, интеллекту, когниции, клинической психологии, зоопсихологии, социальG
    ной психологии и теории личности.
    В главе 15 «Психологический подход к науке» Маслоу предлагает интерпретаG
    цию науки с точки зрения психологии. Ученые — это люди. Их поведение как учеG

    Предисловие к третьему изданию
    17
    ных строится в соответствии с психологическими принципами. Оно определяG
    ется той ролью, которую играют в науке ценности, человеческие страхи, надежG
    ды и мечты. Маслоу подчеркивает, что науки — это не единственный путь к истиG
    не. К традиционному научному взгляду он советует добавить взгляды поэтов,
    философов, мечтателей и др. Здоровый, счастливый, всесторонне образованный человек будет лучшим ученым с более творческим подходом.
    В главе 16 «Центрирование на средствах как противоположность центрироваG
    ния на целях» Маслоу говорит о том, что многие из проблем науки, в особенности психологии, проистекают из того, что слишком большое внимание уделяется средG
    ствам. Сосредоточение на средствах ведет к тому, что основное значение придаетG
    ся инструментарию, аппаратуре и технике научных исследований. Результатом является методологически безупречное исследование, не открывающее ничего нового. Определяющее значение средств ведет к формированию научной ортодокG
    сии, душит оригинальность и ограничивает круг вопросов, которые может изучать наука.
    В главе 17 «Формирование стереотипов как противоположность познания истиG
    ны» Маслоу определяет отличительные черты двух типов мышления и доказываG
    ет, что большая часть того, что слывет мышлением, всего лишь второсортная склонG
    ность к распределению по категориям. Он подчеркивает, как важно уделять перG
    воочередное внимание новому опыту. Для Маслоу создание стереотипов — один из примеров слепого распределения по категориям; другой пример — привычка.
    Несмотря на то что определенная стабильность полезна и необходима, чрезмерное увлечение категоризацией приводит к консерватизму и неспособности осмыслить настоящее. Новые проблемы попросту игнорируются или решаются при помощи не соответствующей им техники и подходов.
    В главе 18 «Холистический подход к психологии» Маслоу говорит о том, что сложное поведение человека не сводится к совокупности простых составляющих.
    Даже при изучении отдельных проявлений личности Маслоу настойчиво утвержG
    дает, что мы изучаем часть целого, а не обособленную сущность. Маслоу вводит конG
    цепцию «личностного синдрома» — структурированного, организованного комплекG
    са разнообразных составляющих, и подробно рассматривает различные стороны этого подхода.
    Мы искренне верим, что эта книга доставит вам такое же удовольствие, какое получили мы, готовя ее к печати. Абрахам Маслоу вызывает наше восхищение и как человек, и как мыслитель. Если его взгляды на психологию и потенциал челоG
    века заденут вас за живое и заставят задуматься о поднятых им проблемах, значит,
    автор и издатели книги достигли своей цели.
    Роберт Фрэйгер

    Благодарности
    Издатели выражают благодарность за поддержку Берте Маслоу и Джорджу МидG
    дендофу, благодаря которому появилось это издание.
    Рут Кокс выражает благодарность Синтии МакGРейнольдс, Джиму ФэйдимаG
    ну, Бобу Фрэйгеру и группе аспирантов, работавших в Калифорнийском институG
    те трансперсональной психологии в 1984 г., за их критические замечания, касаюG
    щиеся более ранних вариантов проекта. Благодарности заслуживают также Майлс
    Вич за его помощь, Милтон Чен и Пол Кокс за советы по изданию книги.

    Предисловие ко второму изданию
    1
    В этом пересмотренном и исправленном издании я попытался учесть основные уроG
    ки, которые преподнесли мне последние шестнадцать лет. Эти уроки очень важны для меня. Я считаю, что книга претерпела значительные изменения: несмотря на то что мне пришлось переребатать незначительное количество материала, основной дух книги изменился существенным образом, на чем я подробнее остановлюсь ниже.
    Книга, опубликованная в 1954 г., в значительной мере представляла собой поG
    пытку опереться на классическую психологию, а не стремление отвергнуть ее, чтоG
    бы создать конкурирующую теорию. Книга была попыткой расширить наше предG
    ставление о человеческой личности посредством изучения «высших» уровней чеG
    ловеческой природы. (Первоначально я планировал дать книге название Higher
    Ceilings for Human Nature, «Высшие пределы человеческой природы».) Если бы я должен был сформулировать основную мысль этой книги в одной фразе, я бы скаG
    зал, что в
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50


    написать администратору сайта