Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
действительно существуют у всех нас, мы должны спроG сить: когда они появляются? При каких условиях? Обязательно ли они вызываG ют проблемы, как полагал Фрейд? Должны ли они быть в оппозиции по отношеG нию к реальности? Мотивация высших человеческих возможностей Бˆольшая часть доступных нам сведений о человеческой мотивации идет не от псиG хологов, а от психотерапевтов, которые лечат пациентов. Эти пациенты и представG ляют собой великий источник ошибок и полезных данных, хотя они явно составG ляют лишь небольшую часть населения. Мотивационная жизнь людей, страдающих неврозами, в принципе не должна использоваться как пример здоровой мотивации. Здоровье — это не просто отсутствие болезни и даже не ее противоположность. Глава 1. Введение в теорию мотивации 59 Любая заслуживающая внимания теория мотивации должна иметь дело с высшиG ми возможностями здоровой и сильной личности наряду с защитными маневрами искалеченного духа. Необходимо принять во внимание и истолковать то, что волG новало величайших и лучших представителей человечества. Мы никогда не достигнем такого понимания, исследуя лишь больных людей. Мы должны обратить внимание и на здоровых индивидов. Теоретики мотивации должны руководствоваться более позитивными ориентирами. ГЛАВА 2 Теория человеческой мотивации Эта глава представляет собой попытку сформулировать позитивную теорию моG тивации, которая удовлетворяет теоретическим требованиям, перечисленным в предыдущей главе, и в то же время согласуется с известными клиническими, экспериментальными и полученными в процессе наблюдений фактами. Однако боG лее непосредственное отношение глава имеет к клиническому опыту. Теория приG держивается традиции функциональной психологии Джеймса и Дьюи и принимаG ет холизм Вертхаймера, Гольдштейна и гештальтпсихологии, а также динамизм Фрейда, Фромма, Хорни, Райха, Юнга и Адлера. Такую интеграцию, или синтез, можно назвать холистическиGдинамической теорией. Иерархия базовых потребностей Физиологические потребности Потребности, которые обычно принимаются в качестве отправной точки для теоG рии мотивации, представляют собой так называемые физиологические влечения. Два направления исследований вызывают необходимость пересмотреть наши траG диционные представления об этих потребностях: первое — это развитие концепции гомеостаза, а второе — обнаружение того факта, что аппетит (склонность к выбору той или иной пищи) — достаточно адекватный показатель существующих потребG ностей организма или того, в чем испытывает недостаток тело. Гомеостаз объясняется автоматическими попытками тела поддержать постоянG ное, нормальное состояние кровотока. Кэннон (Cannon, 1932) описал этот процесс для: 1) содержания воды в крови, 2) содержания солей, 3) содержания сахара, 4) соG держания протеинов, 5) содержания жира, 6) содержания кальция, 7) содержания кислорода, 8) постоянного уровня водородных ионов (кислотного баланса) и 9) поG стоянной температуры крови. Безусловно, этот список можно продолжить, вклюG чив в него другие минералы, гормоны, витамины и т. д. Янг (Young, 1941, 1948) подвел итог работе по взаимосвязи аппетита и потребG ностей тела. Если в организме недостает какихGто химических элементов, индивид может обнаружить склонность (отклоняющимся от нормы образом) к специфичеG ским пищевым предпочтениям или острое желание поедать содержащую недостаG ющие элементы пищу. Глава 2. Теория человеческой мотивации 61 Поэтому представляется невозможным, а равным образом и бесполезным, соG ставлять какойGлибо перечень фундаментальных физиологических потребностей, поскольку можно насчитать их столько, сколько пожелаем, в зависимости от уровG ня конкретизации их описания. Мы не можем определить все физиологические потребности как гомеостатические. То, что сексуальное желание, потребность в сне, тренировка, материнское поведение у животных носят гомеостатический характер, пока не доказано. Более того, в этот список не войдут различные приятG ные ощущения, испытываемые при посредстве органов чувств (вкусовые ощущеG ния, запахи, щекотка, ласка), которые, по всей вероятности, являются физиологиG ческими и которые могут стать целью мотивированного поведения. Мы также не знаем, как можно объяснить тот факт, что организм одновременно проявляет склонG ность к вялости, лени и стремлению поменьше напрягаться, но наряду с этим исG пытывает потребность в активности, стимуляции и возбуждении. В предыдущей главе было отмечено, что физиологические влечения, или поG требности, следует рассматривать скорее как исключительные, нежели как типиG ческие, поскольку они могут существовать независимо и обособленно друг от друG га, от прочих мотиваций и от организма в целом, и во многих случаях можно обнаG ружить локализованную соматическую основу такого влечения. Это обобщение не настолько верно, как мы полагали ранее (исключениями являются усталость, поG требность в сне, материнская реакция), но оно поGпрежнему верно в отношении классических примеров голода, секса и жажды. Нужно еще раз отметить, что любая из физиологических потребностей и опреG деленное поведение, связанное с ними, служат каналами для разнообразных поG требностей иного рода. То есть человек, который считает, что он голоден, в действиG тельности может нуждаться в поддержке или доверии, а не в витаминах и протеиG нах. И наоборот, голод можно отчасти заглушить другими видами деятельности, например выпить воды или выкурить сигарету. Другими словами, как бы ни были изолированы данные физиологические потребности, эта изоляция не абсолютна. Без сомнения, физиологические потребности доминируют над всеми прочими. Более конкретно это означает, что основной мотивацией человека, которому в чрезG вычайной степени недостает самого важного в жизни, в первую очередь будут явG ляться физиологические потребности, чем любые другие. Человек, который нужG дается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. Если все потребности находятся в неудовлетворенном состоянии и, следоваG тельно, в организме начинают доминировать физиологические потребности, все остальные потребности могут попросту прекратить свое существование или быть отодвинутыми на задний план. Поэтому мы можем охарактеризовать состояние всего организма в целом, сказав лишь, что человек голоден, поскольку голод влаG деет сознанием почти безраздельно. Все силы начинают обслуживать удовлетвоG рение потребности в пище, и организация этих сил почти полностью определяется одной целью — утолением голода. Рецепторы и эффекторы, интеллект, память, привычки, — все в данный момент представляет собой инструменты для утоления голода. Возможности, которые нельзя задействовать для достижения данной цели, находятся в бездействующем состоянии или отодвигаются на задний план. ЖелаG 62 Часть I. Теория мотивации ние писать стихи, стремление приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание приобрести новую пару туфель в экстремальной ситуации забыG ваются или становятся второстепенными. Для человека, который до крайности, представляющей угрозу, нуждается в пище, нет других интересов, кроме еды. Он мечтает о еде, вспоминает о еде, думает о еде, все его переживания связаны только с едой, он воспринимает только еду и желает только еду. Более тонкие детерминанG ты, которые в нормальном состоянии переплетаются с физиологическими влечеG ниями, в том числе и при организации процесса питания, питья или сексуального поведения, теперь могут быть полностью подавлены, что позволяет нам говорить в данный момент (но только в данный момент) о чистом влечении к утолению голоG да и поведении, безоговорочно имеющим своей целью единственный объект, споG собный принести облегчение. Другая специфическая особенность человеческого организма состоит в том, что, в то время когда в человеке доминирует определенная потребность, меняется также вся его философия будущего. Для нашего хронически и до крайней степени голодG ного человека Утопия представляется всего лишь местом, где полно еды. Он или она начинают думать, что лишь при условии гарантированного наличия пищи до конца жизни он или она будут совершенно счастливы и никогда не пожелают ничего сверх того. Сама жизнь начинает рассматриваться с точки зрения пригодности в пищу. Все остальное отметается как не имеющее значения. Свобода, любовь, чувство товариG щества, уважение, философия — все это может быть отвергнуто как бесполезные безделушки, поскольку они не могут наполнить желудок. Про такого человека с полG ным основанием можно сказать, что он живет хлебом единым. По всей видимости, нельзя отрицать, что такие явления имеют место, но можно отрицать их всеобщий характер. Чрезвычайные обстоятельства, как можно судить уже по их названию, редки в нормально функционирующем мирном обществе. Этот трюизм порой забывается, для чего есть две основные причины. ВоGпервых, у крыс есть несколько видов мотивации не физиологического характера, а поскольG ку так много исследований мотивации проводилось именно с этими животными, легко перенести представления, касающиеся крыс, на человека. ВоGвторых, очень часто мы не понимаем, что сама культура — это инструмент адаптации и одной из ее основных функций является достижение того, чтобы чрезвычайные обстоятельства физиологического характера стали все менее распространенными. В Соединенных Штатах хроническое состояние крайнего голода на грани чрезвычайных обстояG тельств скорее редкое, чем общепринятое явление. Средний американский гражG данин ощущает аппетит, а не голод, говоря: «Я голоден». Он может испытать наG стоящий голод на грани жизни и смерти лишь случайно и не более чем несколько раз на протяжении всей жизни. Безусловно, отличным способом скрыть высшую мотивацию и получить искаG женный взгляд на человеческие возможности и природу человека будет заставить организм быть до крайности и постоянно голодным или испытывающим жажду. Любой, кто пытается представить чрезвычайные обстоятельства как типичную картину и кто оценивает цели и желания человечества по поведению отдельных индивидов в чрезвычайных условиях физиологической депривации, просто не замеG чает многих вещей. Верно, что люди живут хлебом единым — когда они не имеют Глава 2. Теория человеческой мотивации 63 хлеба. Но что происходит с их желаниями, когда хлеба предостаточно, а желудки постоянно полны? Динамика иерархии потребностей Когда у человека появляются другие (и высшие) потребности, именно они скоG рее доминируют в организме, нежели физиологические стремления. И когда эти потребности удовлетворены, вновь появляются новые (и еще более высокие) поG требности, и т. д. Вот что мы имеем в виду, говоря о том, что базовые человеческие потребности организованы иерархически в соответствии с относительным преобG ладанием. Один из главных выводов из сказанного состоит в том, что удовлетворение стаG новится столь же важным понятием в мотивационной теории, как и депривация, поскольку оно освобождает организм от господства относительно более физиолоG гической потребности, давая таким образом возможность появлению других, боG лее социальных целей. Физиологические потребности вместе с их частными целяG ми, находясь в постоянно удовлетворенном состоянии, перестают существовать в качестве активных детерминант или организующих поведение факторов. Теперь они существуют лишь потенциальным образом, т. е. могут возникнуть вновь и наG чать доминировать в организме, если чтоGто помешает их удовлетворению. Но удовлетворенное желание перестает быть желанием. В организме доминируют неG удовлетворенные потребности, которые и определяют поведение. Если голод утолен, то он утрачивает свое значение для текущей динамики личности. Это утверждение до некоторой степени может рассматриваться как гипотеза, которую еще предстоит обсудить более подробно; ее центральным положением будет следующее: те личности, у которых определенные потребности всегда были удовлетворены, наилучшим образом подготовлены к тому, чтобы вынести деприG вацию этих потребностей в будущем, и кроме того, те, кто испытывал лишения в прошлом, обнаруживают иную реакцию на удовлетворение, нежели те, кто никоG гда не нуждался. Потребности в безопасности Если физиологические потребности относительно удовлетворены, появляется ноG вая группа потребностей, которые мы можем с некоторым приближением отнести к категории потребностей в безопасности (защищенности; стабильности; зависиG мости; защите; отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребности в структуре, порядG ке, законе и ограничениях; силе покровителя и т. д.). Все, что было сказано о физиоG логических потребностях, верно, хотя и в меньшей степени, и по отношению к этим желаниям. Организм может равным образом быть целиком захвачен ими. Они могут быть факторами, почти исключительно организующими поведение, мобиG лизующими на службу себе все силы организма, и в этом случае мы с полным осG нованием можем определить организм в целом как механизм, стремящийся к беG зопасности. Мы вновь можем сказать о рецепторах, об эффекторах, об интеллекте и других возможностях, что они служат в первую очередь инструментами поиска безопасности. Вновь, как и в случае с голодным человеком, мы находим, что домиG нирующая цель — это определяющий фактор не только для видения мира и филоG 64 Часть I. Теория мотивации софии в настоящий момент, но и философии будущего и философии ценностей. Практически все становится менее важным, чем безопасность и защита (даже иноG гда физиологические потребности, которые, будучи удовлетворенными, теперь неG дооцениваются). Человека в таком состоянии, если оно приобретает действительG но крайнюю и хроническую форму, можно определить как индивида, живущего только ради безопасности. Однако здоровые и счастливые взрослые люди в нашей культуре большей часG тью удовлетворили свои потребности в безопасности. Мирное, живущее спокойG ной жизнью, стабильное хорошее общество, как правило, дает своим членам возG можность чувствовать себя в достаточной безопасности от диких животных, переG падов температуры, преступных посягательств, убийств, хаоса, деспотизма и т. д. Следовательно, вполне реально, что они не имеют больше никаких потребностей в безопасности в качестве активных мотиваторов. Так же как сытый человек не чувG ствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы. Если мы пожелаем рассмотреть эти потребности в непосредственном и явном виде, нам придется обратиться к людям, страдающим неврозом, или к тем, чье состояние приближается к неврозу, или же к людям, обездоленным в экономическом и социG альном плане, или к ситуации социального хаоса, революции или крушения власG ти. В обстановке, лишенной таких крайностей, мы можем обнаружить проявления потребностей в безопасности только в редких случаях: например, стремление поG лучить постоянное место работы с гарантированной защитой, желание иметь сбеG регательный счет, потребность в различных видах страхования (медицинском, зуG боврачебном, на случай безработицы, нетрудоспособности, старости). В качестве других, более общих аспектов стремления к безопасности и стабильG ности в мире можно рассматривать общераспространенное предпочтение знакомых вещей незнакомым (Maslow, 1937) или известного неизвестному. Стремление иметь религию или мировую философию, которая организует вселенную и людей в опреG деленного рода логически связанное содержательное целое, также отчасти мотивиG ровано поиском безопасности. Сюда же мы можем отнести науку и философию в целом, как отчасти мотивированные потребностями в безопасности (далее мы увиG дим, что усилия науки, философии и религии имеют также и иные мотивации). В ином отношении потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезG вычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества, невроз, повреждение мозга, крушение власти или устойчиво неблагоприятные ситуации. Некоторые страдающие невроG зами взрослые в нашем обществе во многих аспектах подобны неуверенным в себе детям в их стремлении к безопасности. Они реагируют на зачастую неведомые псиG хологические опасности мира, который воспринимается как враждебный, подавляG ющий и угрожающий. Такие люди ведут себя так, как будто неумолимо надвигается великая катастрофа — их реакции, как правило, подобны реакции на чрезвычайные обстоятельства. Их потребности в безопасности часто находят конкретное выражение в поиске защитника, или более сильной личности, или системы, на которых они могли бы положиться. Можно сказать, что их детская реакция на страхи и угрозы наполненного опасностями мира ушла в подполье и, не тронутая взрослением Глава 2. Теория человеческой мотивации 65 и научением, поGпрежнему готова откликнуться на любой стимул, вызывающий детское чувство опасности. Хорни (Horny, 1937), в частности, удачно написала о «базальной тревоге». Невроз, при котором поиск безопасности обретает наиболее выраженные форG мы, — это обсессивноGкомпульсивный невроз 1 . Страдающие обсессивным невроG зом неистово стремятся упорядочить и стабилизировать мир, так чтобы в нем не возникало неуправляемых, неожиданных или незнакомых опасностей. Они связыG вают себя различного рода ритуалами, правилами и догмами, так чтобы любая слуG чайность была предусмотрена и чтобы не возникло новых непредвиденных обстояG тельств. Они ухитряются поддерживать свое равновесие, избегая всего незнакомоG го и чужого и поддерживая свой ограниченный мир в таком четком, аккуратном и регламентированном состоянии, что на все в этом мире можно положиться. Они пытаются организовать мир таким образом, что никакая неожиданность (опасG ность) не может произойти. Если же не по их вине чтоGто неожиданное все же слуG чается, они впадают в панику, как будто это неожиданное происшествие представG ляет собой серьезную опасность. То, что у здорового человека проявляется лишь как не слишком устойчивое предпочтение (например, предпочтение знакомого), становится в аномальных случаях настоятельной потребностью на грани жизни и смерти. Здоровый вкус к неизведанному и незнакомому у рядового больного, страG дающего неврозом, отсутствует или сводится к минимуму. Потребности в безопасности могут стать весьма настоятельными всякий раз, когда на социальной сцене возникает реальная угроза закону, порядку, властям общества. Для большинства людей существует угроза, что хаос или нигилизм споG собны привести к регрессии от высших потребностей к более насущным потребG ностям в безопасности. Достаточно распространенной, почти предсказуемой реG акцией является спокойное одобрение, которым встречают диктатуру или военG ный режим. Это общее свойство всех людей, включая здоровых, поскольку они тоже склонны реагировать на опасность реалистической регрессией до уровня поG требностей в безопасности и готовности защищаться. Но главным образом это верно для людей, которые в отношении безопасности существуют на грани жизG ни и смерти. Их особенно тревожат угрозы власти, законности и представителям закона. |