Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
30 Предисловие ко второму изданию концов, оно представляло собой грандиозную авантюру, неотступное следование интуитивному убеждению, а затем и вызов, брошенный базовым канонам научноG го метода и философского критицизма. А ведь это, в конечном счете, были принG ципы, в которые сам я верил и которых сам придерживался, и я очень хорошо поG нимал, по какому тонкому льду я иду. Таким образом, мои изыскания проводились на фоне борьбы мнений и внутренних сомнений. В течение нескольких последних десятилетий было собрано достаточно подG тверждений (см. раздел «Библиография»), позволяющих забыть о сомнениях таG кого рода. Но я отдаю себе отчет в том, что эти базовые методологические и теореG тические проблемы все еще стоят перед нами. Проделанная работа — это только начало. Теперь мы готовы к куда более объективным, всеобщим и беспристрастG ным методам совместной работы по подбору самоактуализирующихся индивиG дов для изучения. Намечается работа в области кроссGкультурных исследований. Единственный путь получить действительно удовлетворительные доказательG ства — последовательное наблюдение за человеком, от колыбели и до могилы, по крайней мере, так это представляется мне. При этом совершенно необходимо обG следование всего населения, помимо изучения тех индивидов, которых выбирал я. Я не думаю, что мы сможем когдаGнибудь понять неискоренимые человеческие пороки, пока не исследуем «неисцелимые» грехи и слабости лучших представитеG лей человечества более глубоко, чем это делал я. Я убежден, что такие исследования внесут изменения в нашу философию наG уки, этики и ценностей, религии, труда, управления, межличностных отношений, общества и, возможно, в какиеGто иные аспекты нашей жизни. Кроме того, я думаю, что нас ждут великие перемены в области социальной и образовательной, как тольG ко мы сможем научить нашу молодежь отказаться от ее оторванного от жизни стремления к безупречности, от предъявляемых ей к людям, обществу, преподаG вателям, родителям, политикам, браку, друзьям, организациям и т. п. требований быть совершенными, поскольку таковыми они не являются и не могут являться, — а совершенство — принадлежность лишь преходящих мгновений пиковых пережиG ваний и совершенного слияния, и т. п. Такие упования, как нам уже известно даже при нашем несовершенном уровне знания, являются иллюзией, а следовательно, неизбежно и неумолимо порождают разочарование и сопровождающие его отвраG щение, гнев, депрессию и желание мести. Я считаю, что лозунг «Нирвана сию же минуту!» сам по себе один из основных источников зла. Если вы требуете соверG шенного лидера или совершенного общества, тем самым вы отказываетесь от выG бора между лучшим и худшим. Если несовершенное считать злом, тогда все преG вратится во зло, поскольку все несовершенно. Я глубоко верю также и в то, что великой перспективой этих исследований будет открытие столь желанного нам источника знаний о человеческой натуре. Здесь содержится система ценностей, заменитель религии, источник утоления стремлений к идеалу, нормативная филоG софия жизни, потребность в которой очевидно испытывают все люди, которой они жаждут и при отсутствии которой они становятся низкими и подлыми, заурядныG ми и пустыми. Психическое здоровье означает не только субъективное ощущение хорошего самочувствия, оно является правильным, подобающим и имеет реальные проявлеG Предисловие ко второму изданию 31 ния. В этом смысле оно «лучше», чем болезнь, и представляет собой явление более высокого уровня по сравнению с ней. И дело не только в том, что здоровье праG вильно и подобающе, а в том, что оно более прозрачно, способно принять во вниG мание больше фактов и высших истин. А недостаток здоровья — это не только отG вратительное самочувствие, но и род слепоты, когнитивной патологии, наряду с моральной и эмоциональной ущербностью. Кроме того, такое состояние уродует, наносит урон возможностям человека, снижая его способность действовать и доG биваться успеха. Здоровые люди существуют, несмотря на то что их не так много. Здоровье, проG демонстрировавшее, что оно в принципе возможно, со всеми своими достоинстваG ми — истиной, добротой, красотой и т. п. — достижимая реальность. Для тех, кто предпочитает быть зрячим, а не слепым, кто предпочитает хорошее самочувствие — плохому, цельность — ущербности, можно порекомендовать стремиться к психиG ческому здоровью. Вспомните историю о маленькой девочке, которая на вопрос, почему доброта лучше, чем зло, ответила: «Потому что она приятная». Думаю, что мы можем пойти дальше: подобный подход может проиллюстрировать, что жизнь в «хорошем обществе» (братские отношения, взаимопомощь, теория Y 1 ) «лучше», чем жизнь в обществе с законами джунглей (теория X, авторитарность, враждебG ность), как с точки зрения биологических, медицинских и ценных для выживаG ния признаков по Дарвину, так и с точки зрения ценностей, связанных с развиG тием, как субъективных, так и объективных. Это верно и по отношению к удачG ному браку, настоящей дружбе, хорошим родителям. Они не только «желанны» (предпочитаемы, необходимы), но и в определенном смысле также «желательны». Я сознаю, что такая трактовка вопроса может создать ощутимые проблемы для профессиональных философов, но я не сомневаюсь, что они с ними справятся. Свидетельства того, что прекрасные люди могут существовать и действительG но существуют, хотя их и очень немного, и состоят из плоти и крови — достаточно, чтобы дать нам мужество, надежду и силы для дальнейшей борьбы, веры в себя и в возможность собственного развития. А надежда на человеческую натуру, какой бы сдержанной она ни была, поможет нам на пути к братству и состраданию. Я решил не включать в книгу последнюю главу первого издания, «На пути к поG зитивной психологии», — то, что в 1954 г. было верно на 98 %, сегодня верно лишь на две трети. Сегодня позитивная психология, по крайней мере, существует, хотя и не очень широко распространена. Гуманистические направления в психологии, новые трансцендентальные направления в психологии, экзистенциальная, роджеG рианская, эмпирическая, холистическая, ценностная психология — все они сущеG ствуют и процветают, по крайней мере в Соединенных Штатах, хотя, к сожалению, не изучаются пока на большинстве психологических факультетов, вследствие чего заинтересованные студенты вынуждены специально разыскивать информацию по этим аспектам или же натыкаются на нее случайно. Читатель, который хотел бы получить представление о них, думаю, найдет подходящие сведения о людях, идеG ях и результатах исследований в различных книгах Мустакаса, Северина, БюдженG 1 Д. МакGГрегор выделяет «теорию x», представляющую традиционный подход к управлению, и «теоG рию y», разработанную им самим. — Прим. науч. ред. 32 Предисловие ко второму изданию таля, Сутича и Вича. За адресами соответствующих учебных заведений, журналов, обществ я рекомендую вам обратиться к «Эвпсихической сети», приложению к моей книге «К психологии Бытия»(Toward a Psychology of Being). Неутомимым аспирантам я порекомендовал бы все же последнюю главу 1Gго издаG ния, которое, скорей всего, есть в большинстве университетских библиотек. По тем же соображениям рекомендую также мою книгу «Психология науки»(Psychology of Science). Тем, кто намерен заняться этими вопросами всерьез и продолжать работу над ними, прекрасно подойдет книга Personal Knowledge, написанная Полани. Настоящее переработанное издание является примером все более решительноG го отказа от традиционной, свободной от ценностных установок науки или, точG нее, от тщетных усилий получить науку, свободную от ценностных установок. Это более открытое и более уверенное провозглашение науки поиском, стимулируеG мым ценностными установками, который ведется учеными, ориентированными на определенные ценности. И они, по моему убеждению, способны открыть подлинG ные важнейшие ценности, присущие всему человеческому роду, в самой природе человека. Некоторые воспримут сказанное как нападки на науку, которую они любят и почитают и к которой я отношусь точно так же. Признаю, что их опасения имеют достаточные основания. Многие, особенно те, кто работает в общественных науках, единственной мыслимой альтернативой науке, свободной от ценностной ориентаG ции, считают полный политический заказ (интерпретация, основанная на недостаG точной информированности) и рассматривают эти два пути как взаимоисключаюG щие. Тот, кто избирает один из них, по их мнению, отвергает другой. Такой дихотомический взгляд поверхностный и незрелый, что немедленно подG тверждается одним простым обстоятельством — даже если вы сражаетесь с врагом или занимаетесь политическими интригами, лучше начинать со сбора всей необG ходимой информации. Но оставляя в стороне эти обреченные на провал нелепости и обращаясь к этоG му очень серьезному вопросу на самом высоком из доступных нам уровне, я верю, что можно доказать, что надлежащий энтузиазм (стремление делать добро, помочь человечеству, сделать этот мир лучше) вполне совместим с научной объективноG стью и в действительности способствует созданию лучшей, более глубокой науки с куда более широкой сферой компетенции, чем та, которой она обладает сейчас, когда пытается сохранить нейтралитет по отношению к ценностям (оставляя неG ученым выносить о них суждения по своему произволу, не опираясь на факты). Этого можно достичь благодаря просто более широкому пониманию объективноG сти, которая включает не только «знания наблюдателя» (невмешательство, не вклюG ченное наблюдение, знание о чемGто, знание извне), но также знание, основанное на опыте, и то, что я назвал бы знаниемGлюбовью или даосистским знанием. Простая модель даосистской объективности проистекает из феноменологии бескорыстной любви и восхищения существом другого человека (БGлюбовь — Blove). Например, любовь к ребенку, другу, профессии или даже к «проблеме» или направлению в науке может быть столь совершенной и принимающей, что она перестает докучать и мешать; говоря иначе, объект любят таким, какой он есть, не стремясь изменить его или сделать лучше. Так, принимая целиком, можно люG Предисловие ко второму изданию 33 бить ребенка, давая ему возможность стать тем, кем ему назначено стать. Но — и это центральный момент моих рассуждений — точно так же можно любить исG тину. Можно любить ее настолько, чтобы доверять и ее становлению. Ведь можно любить ребенка, который еще не появился на свет, и, затаив дыхание, с великим счастьем узнать, каков же он, и полюбить его таким. Планы, которые априори строG ятся относительно ребенка, честолюбивые замыслы в связи с ним, уготованные для него роли, даже надежды на то, что он станет тем или иным, — все это не даосистG ский подход. Все это — притязания на то, чтобы ребенок стал таким, каким, по уже сложившемуся мнению родителей, он должен стать. Такой ребенок рождается в невидимой смирительной рубашке. Подобным образом можно любить и истину, которая должна родиться, доверять ей и восхищаться, когда ее природа откроет себя. Можно верить в то, что незамутG ненная, неподдельная, непринужденная, появившаяся естественным путем истина будет прекраснее, чище, вернее, чем та же истина, которую мы вынудили соответG ствовать нашим ожиданиям, надеждам или планам или сиюминутным политическим нуждам. Истина тоже может родиться в «невидимой смирительной рубашке». Надлежащий энтузиазм может быть понят неправильно и может исказить буG дущую истину преждевременными притязаниями, и я боюсь, что некоторые учеG ные делают именно это, в попытках отказаться от науки ради политики. Но этот путь не является неизбежным для более даосистски настроенного ученого, котоG рый способен настолько любить истину, еще не появившуюся на свет, чтобы полаG гать, что она будет непревзойденной, и поэтому позволяет ей быть такой, именно в силу своего энтузиазма. Я глубоко верю в следующее: чем безупречнее истина и чем менее пагубное влиG яние оказали на нее доктринеры, у которых заранее есть свое мнение по всем вопG росам, тем благотворнее она для будущего человечества. Я верю, что миру куда нужнее истина будущего, чем политические убеждения, которых я придерживаюсь сегодня. Я больше верю в будущие знания, чем в те, которыми обладаю на сегодG няшний день. Это гуманистическиGнаучная трактовка слов: «не моя, но Твоя воля да свершитG ся». Моя тревога за человечество и надежды на него, моя готовность делать добро, мое желание мира и братства, мой надлежащий энтузиазм — все это, как мне каG жется, сослужит наилучшую службу, если я останусь смиренно открытым истине, объективным и бескорыстным в даосистском понимании отказа от вынесения преждевременного приговора истине или легкомысленных экспериментов с ней и если я буду и дальше верить в то, что чем больше я буду знать, тем полезнее я смогу стать. Как в этой книге, так и во многих более поздних публикациях я неоднократно высказывал предположение о том, что реализация действительного потенциала личности определяется присутствием удовлетворяющих основные потребности родителей и других людей, а также теми факторами, которые сегодня называют «экологическими», а также «здоровьем» культуры или его отсутствием, ситуациG ей в мире и т. д. Развитие в направлении самоактуализации и полного развития человеческих качеств становится возможным при наличии сложной иерархичеG 34 Предисловие ко второму изданию ской системы «надлежащих предпосылок». Эти физические, химические, биолоG гические, межличностные, культурные условия очень важны для личности; они удовлетворяют или не удовлетворяют ее основные и настоятельные потребности и «права», которые позволяют ей стать достаточно сильной, достаточно полноценG ной личностью, чтобы обрести власть над своей судьбой. При изучении этих условий мы сталкиваемся с одним огорчительным фактом: очень легко разрушить или подавить потенциал человека настолько, что полноценG ная личность покажется нам чемGто вроде чуда, таким неправдоподобным случаG ем, который повергает в трепет. Но при этом воодушевляет то, что самоактуализиG рующиеся люди тем не менее существуют, а следовательно, можно справиться со всеми испытаниями и выйти победителем. Здесь исследователь наверняка попадет под перекрестный огонь обвинений в отношении как межличностных связей, так и внутреннего состояния души, в том, что он излишне «оптимистичен» или «пессимистичен», в зависимости от того, на чем он сосредоточил свое внимание в настоящий момент. Помимо этого, его будут обвинять, с одной стороны, в том, что он сторонник теории о наследственном хаG рактере индивидуальных свойств личности, а с другой стороны, в том, что он стоG ронник решающей роли окружающей среды. Политические группировки непреG менно постараются наклеить на него тот или иной ярлык, в зависимости от содерG жания газетных заголовков на текущий момент. Ученый, безусловно, устоит перед всеми этими выпадами, стремлением к дихоG томии и желанием наклеить ярлык и будет продолжать мыслить на свойственном ему уровне и всецело отдавать себе отчет в том, как много факторов действуют одновременно. Он будет делать все возможное, чтобы принять во внимание все данные, группируя их с той четкостью, на которую он способен, исходя из собственG ных желаний, надежд и опасений. Теперь уже совершенно понятно, что эти проG блемы — что такое подобающая личность и что представляет собой хорошее общеG ство — несомненно находятся в сфере компетенции эмпирической науки и что у нас есть все основания надеяться на прогресс знания в этих направлениях. Эта книга в большей степени занимается первой проблемой — полноценной личностью, и лишь во вторую очередь второй проблемой — в каком обществе возG можно ее появление. Я очень много написал по этому вопросу после 1954 г., когда впервые появилась эта книга, но воздержался от попыток включить эти данные в исправленное издание. Вместо этого я отсылаю читателя к некоторым из моих работ по данному предмету, а также настаиваю на необходимости ознакомитьG ся с богатой литературой по исследованиям нормативной социальной психологии (называемой поGразному: организационным развитием, теорией организации, теоG рией управления и т. д.). Эти теории, описания отдельных случаев и исследований, по моему мнению, глубоки и основательны, и предлагают реальную альтернативу вариациям на тему теории марксизма, теорий демократии и авторитаризма и проG чим существующим разновидностям социальной философии. Я не перестаю удивG ляться, что психологи упоминают лишь некоторых известных в этой сфере деятеG лей. Во всяком случае, любой, кто пожелает серьезно подойти к теории самоакG туализации, должен столь же серьезно отнестись к этому новому направлению социальной психологии. Если бы я должен был выбрать одинGединственный журG Предисловие ко второму изданию 35 нал, чтобы порекомендовать его тому, кто хочет быть в курсе современного состоG яния этой области науки, я назвал бы Journal of Applied Behavioral Sciences, несмотG ря на его не относящееся к делу название. В заключение я хотел бы отметить, что эта книга — очередной шаг на пути к гуG манистической психологии или к тому, что получило название третьей силы. ГумаG нистическая психология, еще не сформировавшаяся с научной точки зрения, тем не менее уже открыла двери изучению всех тех психологических феноменов, котоG рые можно назвать трансцендентными или трансперсональными; это явления, изуG чению которых препятствовали философские ограничения, присущие бихевиоризG му и фрейдизму. В число таких феноменов я включаю не только высшие и более совершенные состояния сознания и личности, такие как трансцендентный материG ализм, верхние пределы Эго, готовые расчленить друг друга на элементарные часG тицы антагонистические позиции (atomisticsplittingdivisiveadversary attitudes), и т. д., но также и концепцию ценностей (вечных истин) как части Эго в более шиG роком смысле. В новом журнале Journal of Transpersonal Psychology уже появились публикации на эти темы. Теперь уже можно начинать размышлять о сверхчеловеческом, о психологии и философии, которые больше не ограничиваются только родом человеческим как таковым. Все это еще впереди. А Г М. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Влияние Абрахама Маслоу Роберт Фрэйгер Никому не удастся сделать разумный жизненный выбор, если он не осмелиG вается каждую минуту своей жизни приG слушиваться к себе, к собственному «Я». Абрахам Г. Маслоу The Farther Reaches of Human Nature, 1971 Введение Абрахам Маслоу был человеком, которому достало смелости для того, чтобы вниG мательно прислушиваться к самому себе и к своей непоколебимой вере в позитивG ный потенциал человеческого рода. Его называли пионером, провидцем, филосоG фом науки и оптимистом. Он был одним из передовых представителей гуманиG стической «третьей силы» в психологии, и книга «Мотивация и эмоция», впервые опубликованная в 1954 г., представляет поставленные им важные вопросы и ранG ние исследования в области психологии человека. Идеи, сформулированные в книG ге Motivation and Personality, составляют основу дела, которому Маслоу посвятил свою жизнь. Эта книга имела огромное влияние на формирование позитивного и целостного взгляда на человеческую природу. Она поGпрежнему остается уникальG ным в своем роде и революционным произведением, влияние которого непреходяG ще, о чем свидетельствуют современные тенденции развития психологии, просвеG щения, бизнеса и культуры. Во многих областях исследований все большее внимаG ние уделяется проблемам самоактуализации, ценностей, выбора и развитию более целостного представления о личности. Влияние Маслоу В юбилейном выпуске, посвященном 50Gй годовщине журнала Esquire, были поG мещены статьи о наиболее выдающихся американцах середины XX в. По мнению редакции журнала, Маслоу — один из наиболее влиятельных психологов, а также один из тех, кто внес самый значительный вклад в развитие современных взглядов на природу человека. Джордж Леонард сказал о нем: Он писал без мрачного великолепия Фрейда, или мудреного изящества Эрика ЭриксоG на, или элегантной четкости Б. Ф. Скиннера. Он не был блестящим оратором; в молоG дости он был так застенчив, что с трудом мог заставить себя выступить перед аудиG торией… Направление психологии, созданное им, не заняло господствующего полоG Влияние Абрахама Маслоу 37 жения в колледжах и университетах. Он умер в 1970 году, но его подробная биограG фия до сих пор не написана. И все же Абрахам Маслоу сделал для изменения представлений о человеческой приG роде и возможностях человека больше, чем любой другой американский психолог за последние полвека. Его влияние, как непосредственное, так и косвенное, продолжаG ет расти, в особенности в сферах, касающихся здоровья, просвещения, теории управG ления и личной и социальной судьбы миллионов американцев (Leonard, 1983, p. 326). Когда Маслоу начинал свою карьеру, в психологии существовало всего два авG торитетных направления: экспериментальный бихевиористский подход и клиниG ческий психоаналитический подход. Маслоу было недостаточно этих двух модеG лей. «В общем… я полагаю, будет справедливо сказать, что человеческая история представляет собой данные о том, каким образом подрывался авторитет человечеG ской натуры. Высшие возможности человеческой натуры практически всегда неG дооценивались» (1971, р. 7). В ходе своего духовного развития Маслоу стремился уравновесить эту недоG оценку новаторскими исследованиями возможностей человеческого развития и совершенствования. Он сыграл определяющую роль в появлении двух значительG ных новых течений в психологии: гуманистического и трансперсонального. Оба они исследуют человеческую природу во всей ее полноте, сложности и богатстве, не ограничивая поведения человека рамками механистической или патологичеG ской моделей. Основная заслуга Маслоу состояла в его умении формулировать важнейшие вопросы. Он поставил перед психологией вопросы, основные для каждого из нас: Что значить быть хорошим человеком? На что способен человек? Что делает чеG ловека счастливым, творческим, удовлетворенным? Как определить, полностью ли реализовала себя личность, если мы не знаем, каковы ее потенциальные возможG ности? Как преодолеть незрелость и неуверенность детства и при каких условиях это можно сделать? Как создать всеобъемлющую модель человеческой натуры, с учетом нашего исключительного потенциала, не упустив из поля зрения неразумG ное начало и несовершенство, которые тоже есть в нас? Какова мотивация психоG логически здоровой личности? Является ли самоактуализирующаяся личность вернейшим представлением о том, что в действительности представляет собой человеческая натура? Это один из тех великих вопросов, на которые лишь глупцы и фантазеры осмеливаются давать одноG значные ответы. Самоактуализация, которую предлагает Маслоу, не просто психоG логический факт, но развитое представление о человеческой природе. В то время как другие остановились на эротизме, или силе интеграции личности, или реакции на стимул, представления Маслоу были связаны с гностической истиной и языческой радостью (Lowry, 1973, p. 50). Творческий характер вопросов, которые ставил Маслоу, поGпрежнему стимулиG рует стремление проникнуть в суть человеческой природы и способствует продолG жению исследований. Маслоу посвятил свою жизнь изучению людей, которых он считал психолоG гически здоровыми: «Несомненно, самоактуализирующиеся люди, те, кто достиг 38 Вступительное слово высокого уровня развития, здоровья и самореализации, могут научить нас столь многому, что иногда они кажутся людьми иной породы» (Maslow, 1968, p. 71). Он обнаружил, что люди, которые здоровы, действуют иначе, чем люди, котоG рым чегоGто недостает. Маслоу назвал этот новый подход «психология Бытия» (Beingpsychology). Он открыл, что фактором мотивации для самоактуализируюG щихся людей являются «ценности Бытия» (Beingvalues). Это ценности, которые здоровые люди вырабатывают для себя естественным образом и которые не навяG зываются религией или культурой. Маслоу утверждает, что «мы подошли к такоG му моменту нашей биологической истории, когда сами начинаем нести ответственG ность за свою эволюцию. Мы начинаем сами развивать себя. Эволюция означает отбор, следовательно, выбор и принятие решения, а значит, оценку» (1971, p. 11). Ценности, которые важны для самоактуализирующихся людей, включают истину, креативность, красоту, доброту, целостность, любовь к жизни, уникальность, спраG ведливость, непритязательность и самодостаточность. В процессе изучения человеческой натуры Маслоу пришел ко многим умозаG ключениям, включая следующие важнейшие идеи. 1. Людям свойственно стремиться к более высоким уровням здоровья, творчеG ства, самореализации. 2. Неврозы могут рассматриваться как блокировка стремления к самоактуалиG зации. 3. Постепенное развитие синергетического общества естественный и необхоG димый процесс. Это общество, в котором все индивидуумы могут достичь высокого уровня личного развития, не ограничивая свободу друг друга. 4. Эффективность бизнеса и личное развитие не являются несовместимыми. В действительности процесс самоактуализации приводит к повышению проG изводительности каждого индивида. В 1968 г. Маслоу высказал мнение о том, что революция в психологии, инициG атором которой он был, факт установленный. «Более того, это начало, которое найG дет применение, в первую очередь в сфере образования, промышленности, релиG гии, организации и управления, терапии и самоусовершенствовании…» (p. iii). И в самом деле, его работа — неотъемлемая часть основных направлений духовного развития этого столетия. Колин Уилсон в своей книге о Маслоу и современной псиG хологии пишет: Первая половина XX в. прошла под знаком реакции на эпоху романтизма. В биолоG гии господствовал закоснелый дарвинизм, в философии — различные виды позитиG визма и рационализма, в науке — детерминизм. Представление о последнем иллюстG рирует следующая идея: если бы мы могли создать гигантский компьютер и ввести в него все имеющиеся на сегодняшний день научные знания, этот компьютер мог бы определить будущее научных открытий. Первые психологи ограничивались попытками объяснить наши чувства и реакции с точки зрения механизма работы мозга, т. е. путем интерпретации механической картиG ны деятельности разума. Представления Фрейда были в целом более «богатыми и неG привычными», но они были глубоко пессимистическими взглядами на психическую Влияние Абрахама Маслоу 39 деятельность, которые Олдос Хаксли назвал «подвал с подвалом»… Маслоу был перG вым, кто приступил к созданию поистине всеобъемлющей психологии, которая, если так можно выразиться, простирается от подвала до чердака. Он принял клинические методы Фрейда, не принимая его философии… «Трансцендентные» побудительные моG тивы — эстетические, творческие, религиозные — являются такой же базовой и неотъемG лемой частью человеческой натуры, как стремление к лидерству или сексуальность. Если их универсальность менее очевидна, то это лишь потому, что немногие люди достигают того уровня, когда эти мотивы выступают на первый план. Достижения Маслоу грандиозны. Как все оригинальные мыслители, он открыл ноG вое видение мира (Wilson, 1972, p. 181–184). На протяжении всей своей жизни Маслоу был интеллектуальным первопроходG цем. Он все время шел по целине, заглядывая и в неведомые земли. Наряду с научG ными исследованиями он выдвигал интуитивные предположения и догадки. Он часто оставлял другим заниматься тщательным анализом и проверкой его теорий. Проблемы, поставленные Маслоу, поGпрежнему ждут своего решения. Краткая биография Абрахам Г. Маслоу родился 1 апреля 1908 г. в Бруклине, в НьюGЙорке. Его родиG тели были еврейскими иммигрантами из России. Отец, который еще молодым приехал в Соединенные Штаты из России, по профессии был бочаром. После того как он устроился на новом месте, он написал своей кузине в Россию, предложив ей приехать в Соединенные Штаты и выйти за него замуж. Она согласилась. Маслоу был старшим из семерых детей. Он был чрезвычайно застенчивым, неG вротическим молодым человеком, подавленным, очень несчастным, ненавидящим себя и одиноким. Учитывая мое детство, остается лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. ЧтоGто вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей. И мать, и отец были необразованными людьми. Отец хотел, чтобы я стал адвокатом… В течение двух недель я ходил в юридическую школу. Потом однажды вечером я приG шел домой к моему бедному отцу… и сказал ему, что не смогу стать адвокатом. «Что ж, сынок, — сказал он. — Чего же ты хочешь?» Я сказал ему, что хочу учиться — изучать все. Он был необразованным человеком и не мог понять моей страсти к учеG бе, но он был хорошим человеком (Maslow, in Hall, 1968, p. 37). Любовь Маслоу к учебе в сочетании с его мощным и неопытным интеллектом сделала его блестящим студентом. (Годы спустя его коэффициент интеллекта оцеG нивался в 195 баллов, что было вторым по уровню результатом на то время). МасG лоу исследовал богатую культурную жизнь НьюGЙорка и влюбился в классичеG скую музыку и театр. Дважды в неделю он ходил на концерты в КарнегиGхолл, а чтобы попасть в театр, даже торговал арахисом. Маслоу был серьезно влюблен в свою кузину Берту. В 19 лет он набрался смеG лости и поцеловал ее. Он был изумлен и восхищен тем, что она не отвергла его. 40 Вступительное слово Ответное признание со стороны Берты и ее любовь очень помогли Маслоу упроG чить веру в себя. Год спустя они поженились. В 1928 г. Маслоу перевелся в Университет штата Висконсин, где специализиG ровался в области психологии. Здесь он получил основательную подготовку в обG ласти экспериментальных исследований у лучших в стране специалистов по эксG периментальной психологии. Гарри Харлоу, знаменитый исследователь приматов, стал научным руководителем Маслоу. Харлоу был первым из ряда выдающихся ученых, обративших внимание на этого талантливого застенчивого молодого чеG ловека, которые учили, поддерживали, подкармливали его и помогали ему найти работу. Первым местом работы Маслоу после получения докторской степени была должность ассистентаGисследователя выдающегося бихевиориста Эдварда ТорнG дайка. Потенциал бихевиоризма, воплощением которого была оптимистическая вера Джона Б. Уотсона в то, что научная психология может послужить для воспиG тания из любого человека кого угодно — «доктора, адвоката или индейского вожG дя», произвел впечатление на Маслоу. Однако в конце концов Маслоу осознал ограниченность строго бихевиористского подхода к жизни. Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но ее роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть ее и снять ее как лабораторный халат… Она не создает представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создает ориG ентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств. Но поведение человека иногда может представлять собой защиту, способ скрыть свои мысли и мотивы, так же как язык может служить для того, чтобы скрывать мысли и препятствовать коммуникации. Если дома вы будете обращаться со своими детьми так же, как вы обращаетесь с лаG бораторными животными, ваша жена выцарапает вам глаза. Моя жена сурово предоG стерегала меня против экспериментов на ее детях (Maslow, in Lowry, 1979, том II, p. 1059–1060). Маслоу верил и в то, что фрейдистская теория внесла крупнейший вклад в поG нимание человека, в первую очередь в освещении ведущей роли сексуальности в поведении человека. В Колумбийском университете он вызвал полемику, проводя среди сотрудниц университета опросы, касающиеся их сексуальной жизни. Это было в 1936 г., когда исследование сексуальности было неслыханным делом. ВозG можно, именно Маслоу вдохновил Кинси на его работу, которая началась два года спустя. Маслоу обнаружил, что сексуальная активность связана со «стремлением к доминированию», чертой, изучением которой он занимался в лаборатории приG матов Харлоу. Маслоу получил должность профессора в Бруклинском колледже и преподаG вал там в течение 14 лет. Он зажигал своих студентов собственной любовью к знаG ниям и энтузиазмом в отношении к психологии. Многие студенты Бруклинского колледжа были из семей иммигрантов и в совершенно новой для них обстановке высшего учебного заведения чувствовали себя неловко. Маслоу был одним из неG многих преподавателей, которых это беспокоило. Студенты были глубоко благоG Влияние Абрахама Маслоу 41 дарны ему за нежную заботу. Маслоу был одним из самых популярных преподаваG телей; он был известен как «Фрэнк Синатра Бруклинского колледжа». НьюGЙорк был в то время одним из мировых интеллектуальных центров, он стал родным домом для многих блестящих европейских ученых, бежавших от преG следований нацистов. В числе наставников Маслоу в Новой школе социальных исследований в НьюGЙорке были Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни и Маргарет Мид. Два других великих ученых стали не только учителями, но и близG кими друзьями Маслоу: это были антрополог Рут Бенедикт и основатель гештальтG психологии Макс Вертхаймер. Маслоу до глубины души был восхищен Бенедикт и Вертхаймером. Они были не только блестящими, творческими, плодотворно работающими учеными, но и заботливыми, сердечными, зрелыми людьми. Он начал делать записи о них, стараG ясь понять, что сделало их такими удивительными людьми и блестящими ученыG ми. Маслоу сопоставлял Бенедикт и Вертхаймера с Гитлером — как примеры лучG шего и худшего в человечестве. Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинаG лись не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыG ми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отлиG чаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут БенеG дикт и Макс Вертхаймер. Они были моими учителями с тех пор, как со степенью доктора философии я прибыл с Запада в НьюGЙорк, и они были самыми замечательG ными людьми. Казалось, что они не просто люди, а нечто большее. Мои исследоваG ния начались как донаучная деятельность. Я делал записи и заметки о Максе ВертG хаймере и о Рут Бенедикт. Когда я пытался понять их, думать о них, писать о них в дневнике и делать заметки, в один прекрасный момент я понял, что два этих человеG ка имеют нечто общее. Я говорю о типе личности, а не об индивидуальных чертах, которые несравнимы между собой. Это было совершенно потрясающе. Я пытался обнаружить тот же тип личности в другом месте, и находил его в другом месте, одну личность за другой (Maslow, 1971, p. 41). В начале Второй мировой войны Маслоу был до слез растроган патриотическим парадом. Он решил оставить свою работу в области экспериментальных исследоG ваний, чтобы попытаться понять с точки зрения психологии причины ненависти, предубеждений и войны. Когда я смотрел на это, по моему лицу бежали слезы. Я почувствовал, что мы не поняG ли — ни Гитлера, ни немцев, ни Сталина, ни коммунистов. Мы не поняли никого из них. Я сознавал, что, если бы мы могли понять их, мы могли бы достичь результата… Я был слишком стар, чтобы пойти в армию. Именно в этот момент я осознал, что остаG ток своих дней я должен посвятить поискам психологии, которая будет служить миру… Я хотел доказать, что люди способны на нечто большее, чем ненависть и предубежG дения. Я хотел заставить науку обратиться к проблемам, которыми занимаются не ученые — к религии, поэзии, ценностям, философии, искусству. Я начал эту работу, пытаясь понять великих людей, лучших представителей человеG чества (Maslow, in Hall, 1968, p. 54–55). 42 Вступительное слово В 1951 г. Маслоу в конце концов оставил Бруклинский колледж, чтобы переG браться в недавно созданный университет Брандейса. Он стал первым деканом психологического факультета и был глубоко предан делу становления и развития университета. Маслоу прекратил работать там в 1969 г., за год до смерти. В течеG ние этого периода он прорабатывал свои идеи, продолжая двигаться к всеобъемG лющей теории природы человека. В 1962 г. совместно с группой видных коллег, в которую входили Ролло Мэй и Карл Роджерс, он содействовал основанию АссоG циации гуманистической психологии. Продолжая исследовать новые области чеG ловеческих возможностей, Маслоу также способствовал созданию Journal of Trans personal Psychology. Он писал об этих двух направлениях в психологии: Должен признать, что я пришел к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психоG логии — революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, т. е. переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед. Эта Третья психология является одной из граней… новой жизненной философии, новой концепции человека, началом нового века в работе… Должен также сказать, что я считаю Гуманистическую третью силу в психологии промежуточным этапом, подготовкой к еще более «высокой» по уровню Четвертой психологии, трансперсональной, сверхчеловеческой, в центре внимания которой будут находиться скорее космические, чем человеческие потребности и интересы (Maslow, 1968, p. iii–iv). Маслоу заинтересовался также миром бизнеса. Летом 1962 г. он начинает рабоG тать в качестве приглашенного специалиста в НонGЛинеар Системз, передовой калифорнийской компании в сфере высоких технологий. Маслоу обнаружил, что его теории актуальны для управления бизнесом и что в промышленности можно найти много самоактуализирующихся людей. Он обнаружил, что многие из тех, кто достиг успеха в бизнесе, используют тот же позитивный подход к природе человека, в защиту которого он выступал в псиG хологии. Он был рад увидеть, что руководители, которые относятся к своим подG чиненным с доверием и уважением, способствуют созданию более благоприятG ной, продуктивной и творческой рабочей обстановки. Абстрактные теории МасG лоу получили проверку и практическое подтверждение в условиях рыночной экономики. Меня вновь и вновь спрашивают, что привело меня в НонGЛинеар Системз… Одним из факторов было постепенное осознание того, что мои теории, главным образом теG ория мотивации, используются и проходят апробацию в первую очередь в условиях промышленной лаборатории, а не экспериментальной. Я чувствовал себя виноватым в том, что не мог себе представить, как можно проверить теорию мотивации и теоG рию самоактуализации в лаборатории. Они избавили меня от чувства вины и навсеG гда выпустили меня из лаборатории на свободу. Да и как могло быть иначе! НонGЛиG неар Системз сама по себе — это огромная лаборатория и поле для масштабных эксG периментов. Я отказался от упрощенного представления о том, что психология управления явG ляется лишь применением теоретической психологии. Теоретическая психология Влияние Абрахама Маслоу 43 могла бы многому научиться, исследуя настоящий, реальный процесс труда, а не наG оборот. Психологию жизни следует проверять в лаборатории, которую предоставляG ет жизнь. Химическая лаборатория и эксперименты с пробирками — худший из подG ходов к исследованию человеческой жизни (Maslow, in Lowry, 1979, том I, p. 191). В то лето в Калифорнии Маслоу открыл еще одну новую для него сторону жизG ни. Он и Берта ехали вдоль калифорнийского побережья, направляясь на отдых. Они продвигались куда медленнее, чем планировали. Уже в темноте они подъехаG ли ближе к чемуGто, что показалось им похожим на мотель. В старом доме они обG наружили группу людей, которые читали новую книгу Маслоу Toward a Psychology of Being. Чету Маслоу убедили присоединиться к Эсаленовскому институту. Вскоре долG жен был открыться первый в мире центр развития. Майкл Мерфи, один из соучреG дителей, только что прочел новую книгу Маслоу и, преисполнившись энтузиазма, купил по экземпляру книги для всех сотрудников Эсаленовского института. ВскоG ре Маслоу и Мерфи стали друзьями, и идеи Маслоу оказали определяющее влияG ние на Эсаленовский институт и на все направление психологии по изучению поG тенциала человека. Маслоу был слишком глубоким мыслителем, чтобы принять новые для себя представления об определяющей роли исключительно чувств и опыта в отношеG нии человеческих возможностей. Спустя два года после основания Эсаленовского института он провел там свой первый семинар. Институт завоевал репутацию пеG редового центра, предназначенного для проведения встреч со свободным и откроG венным обменом мнениями, а также других форм напряженной и эмоционально насыщенной совместной работы. Маслоу проводил свое свободное время соверG шенно иначе, в основном предаваясь чисто интеллектуальным занятиям. НекотоG рые сотрудники Эсаленовского института, интересовавшиеся его идеями, приниG мали участие в проводимых им беседах и дискуссиях. В ходе первой вечерней дискуссии, проводимой Маслоу, Фрицу Перлзу, осноG воположнику гештальтGтерапии и enfant terrible Эсаленовского института, стало скучно от недостатка эмоционального напряжения. Медленно приближаясь к приG влекательной женщине в противоположном от него углу аудитории, он начал моG нотонно повторять: «Ты — моя мать; я хочу к своей матери; ты моя мать». Вечернее заседание было сорвано. Расстроенный и оскорбленный, Маслоу покинул аудитоG рию. Характерно, что эту ночь он провел, закрывшись в своем домике и размышG ляя о некоторых отличиях его собственного подхода от той направленности в перG вую очередь на опыт, которая превалировала в Эсаленовском институте. В ту же ночь он набросал план знаменитой статьи о противопоставлении сдержанности Аполлона и импульсивности Диониса. Несмотря на неоднозначность и революционность работы Маслоу, в 1967 г. он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Коллеги Маслоу признали его влияние, несмотря на то что его теоретическое и методолоG гическое новаторство вызывало их возражения. В 1968 г. Маслоу получил грант, который позволил ему посвятить последние годы писательскому труду. Он оставил университет Брандейса и перебрался в КаG лифорнию, где скончался в 1970 г. от сердечного приступа. 44 Вступительное слово Ниже приводится выдержка из его последней записи в дневнике, сделанной 7 мая 1970 г. КтоGто спросил меня… Как робкий юноша превратился в «бесстрашного» (на вид) лидера и оратора? Как случилось, что я стремился к откровенности, придерживался непопулярных взглядов, в то время как большинство вело себя иначе? Моим первым порывом было ответить: «Интеллектуальное развитие — всего лишь реалистический взгляд на вещи», но я удержался от такого ответа, потому что в отрыве от остального он был бы неправильным. «Добрая воля, сострадание и интеллектуальное развиG тие» — ответил я в конце концов. Кажется, я добавил еще, что многому научился у моих самоактуализирующихся испытуемых, и у их образа жизни, и у их метамотиваG ции, которые теперь стали и моими. Поэтому я бурно реагирую на несправедливость, на подлость, на ложь, на искажение истины, на ненависть и жестокость, на упрощенG ческие ответы… Поэтому чувствую себя не заслуживающим уважения и испытываю чувство вины и стыда за свое малодушие, когда я недостаточно прям и откровенен. Поэтому, в определенном смысле, мне приходится быть таким. То, что нужно молодежи и мыслящим людям — как и всем остальным — это моральG ная цель, научная система ценностей, и образ жизни, и гуманистическая политика, наряду с теорией, фактами и т. д., изложенными четко и разумно… А значит, я вновь говорю себе: за работу! (Lowry, 1979, том II, p. 1309). Литература Hall M. H. (1968). A conversation with Abraham H. Maslow. Psychology Today, 35– 37, 54–57. International Study Project. (1972). Abraham H. Maslow: A memorial volume. Monterey, CA: Brooks/Cole. Leonard G. (1983, December). Abraham Maslow and the new self. Esquire, 326–336. Lowry R. (1973). A. H. Maslow: An intellectual portrait. Monterey, CA: Brooks/Cole. Lowry R. (Ed.). (1979). The journals of Abraham Maslow (2 vols.). Monterey, CA: Brooks/ Cole. Maslow A. (1968). Toward a Psychology of Being (2nd ed.). New York: Van Nostrand. Maslow A. (1971). The farther reaches of human nature. New York: Viking Press. Wilson C. (1972). New pathways in psychology: Maslow and the postFreudian revolution. New York: Mentor. |