Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность теории удовлетворения

  • Установки, интересы, вкусы и ценности

  • Классификация типов личности

  • Автономия высших потребностей

  • Пересмотр теории инстинкта Важность пересмотра теории

  • Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362


    Скачать 3.14 Mb.
    НазваниеЕго распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
    Дата15.05.2022
    Размер3.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmotivation_and_personality.pdf
    ТипЛекция
    #530778
    страница14 из 50
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   50
    90
    Часть I. Теория мотивации мися и переставать ценить их. Для многих людей даже высочайшие наслаждения могут утратить свою свежесть и потерять новизну (Wilson, 1969), и для них может стать необходимым пережить потерю этих благ, чтобы начать вновь ценить их.
    Сущность теории удовлетворения
    Далее следует краткий перечень нескольких наиболее важных гипотез, которые включает теория удовлетворения. Другие перечислены в следующем разделе.
    Психотерапия
    Скорее всего, можно высказаться в поддержку точки зрения о том, что удовлетвореG
    ние базовых потребностей имеет первостепенное значение в динамике фактического излечения или улучшения. Разумеется, при этом нужно признать как минимум что это один из факторов, который обладает чрезвычайно высокой значимостью и котоG
    рый до сих пор упускался из виду. Этот тезис будет более полно раскрыт в главе 9.
    Установки, интересы, вкусы и ценности
    Приводилось несколько примеров того, каким образом удовлетворение или фруG
    страция потребностей влияют на интересы (см. также Maier, 1949). Вероятно, можG
    но пойти гораздо дальше, в конечном итоге включая обязательное рассмотрение морали, ценностей и этики в той мере, в которой они выходят за рамки правил поG
    ведения в обществе, манер, народных обычаев и другой местной социальной специфики. В настоящее время принято относиться к установкам, вкусам, интереG
    сам и даже ценностям любого рода так, как будто они не имеют иных детерминанG
    тов, кроме местного культурного ассоциативного научения, т. е. как будто они опреG
    деляются исключительно произвольно действующими факторами окружающей среды. Но мы уже видели, что нужно учитывать и внутреннюю необходимость,
    и влияние удовлетворения потребностей организма.
    Классификация типов личности
    Если мы воспринимаем удовлетворение иерархии базовых эмоциональных потребG
    ностей как прямолинейный континуум, мы вооружены полезным (хотя и несоверG
    шенным) инструментом классификации типов личности. Если большинство люG
    дей имеют сходные потребности организма, любого человека можно сравнить с другим человеком в отношении степени удовлетворения этих потребностей. Это холистический или организменный подход, поскольку он классифицирует личноG
    сти в целом в пределах единого континуума, а не отдельные стороны или аспекты личности во множестве несвязанных континуумов.
    Скука и интерес
    Что, если не избыточное удовлетворение, представляет собой скука? И все же даже здесь мы можем найти нерешенные и незамеченные проблемы. Почему поG
    вторяющийся контакт с живописью А, другом А, музыкой А вызывает скуку, в то время как то же самое количество соприкосновений с живописью Б, другом Б, муG
    зыкой Б вызывает все больший интерес и доставляет все большее удовольствие?

    Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей
    91
    Счастье, радость, довольство, восторг и экстаз
    Какую роль играет удовлетворение потребностей в формировании этих положиG
    тельных эмоций? Те, кто изучает эмоции, слишком долго ограничивались изучеG
    нием эмоциональных воздействий фрустрации.
    Социальные последствия
    В следующем разделе перечислены разнообразные пути, которыми удовлетвореG
    ние, поGвидимому, оказывает положительное социальное воздействие. В качестве тезиса для дальнейших исследований выдвигается предположение, что удовлетвоG
    рение базовых потребностей личности (при прочих равных обстоятельствах, не принимая во внимание отдельные приводящие в замешательство исключения и оставляя на данный момент в стороне положительное воздействие депривации и дисциплины) совершенствует личность не только в отношении структуры харакG
    тера, но также как гражданина в национальном или международном масштабе и в личных взаимоотношениях. Возможные последствия этого для политической, экоG
    номической, просветительской, исторической и социологической теорий значиG
    тельны и очевидны (Aronoff, 1967; Davies, 1963; Myerson, 1925; Wootton, 1967).
    Уровень фрустрации
    Хотя это и может показаться парадоксальным, в определенном смысле удовлетвоG
    рение потребностей — определяющий фактор фрустрации потребностей. Это так,
    поскольку высшие потребности не проявят себя на сознательном уровне, пока не будут удовлетворены низшие, более сильные потребности. В известном смысле,
    пока они не существуют сознательно, ощущения фрустрации возникнуть не может.
    Человека, перед которым стоит задача остаться в живых, не слишком заботят высG
    шие жизненные проблемы, изучение геометрии, избирательное право, гражданские чувства, уважение; в первую очередь он озабочен более насущными вещами. ТреG
    буется определенный уровень удовлетворения низших потребностей, чтобы подG
    нять индивида до того уровня цивилизованности, на котором он почувствует фруG
    страцию в отношении более масштабных личных, социальных и интеллектуG
    альных проблем.
    Следствием этого мы можем считать то, что, хотя большинство людей обречено желать того, чего они не имеют, все же есть смысл потрудиться ради более высокоG
    го уровня удовлетворения потребностей всех людей. Таким образом, мы учимся,
    с одной стороны, не ожидать чуда от отдельной социальной реформы (например,
    избирательных прав для женщин, бесплатного образования, тайного голосования,
    профсоюзного движения, улучшения жилищных условий, прямых выборов); вмеG
    сте с тем нельзя недооценивать наличие постепенного продвижения вперед.
    Если человек чувствует себя подавленным или встревоженным, для общества лучше, чтобы он беспокоился о завершении войны, нежели о том, что ему холодG
    но или голодно. Понятно, что повышение уровня фрустрации (если можно говоG
    рить о высшей и низшей фрустрации) имеет последствия не только личностноG
    го, но и социального характера. Примерно то же самое можно сказать об уровне вины или стыда.

    92
    Часть I. Теория мотивации
    Случайное, бесцельное поведение
    и поведение с целью развлечения
    Издавна отмеченный философами, художниками и поэтами, этот вид поведения странным образом упускался из виду психологами. Возможно, причиной тому была распространенная догма о том, что любое поведение мотивировано. Не собиG
    раясь в данный момент опровергать это (по мнению автора) заблуждение, можно отметить не подлежащий сомнению факт, что непосредственно после насыщения организм позволяет себе забыть о давлении, напряжении, нуждах и потребностях,
    чтобы бездельничать, предаваться праздности, расслабляться, заниматься пустяG
    ками, быть в покое, наслаждаться солнцем, украшать, чистить горшки и кастрюли,
    играть и развлекаться, наблюдать за незначительными вещами, быть легкомыG
    сленным и бесцельным, научиться чемуGнибудь между прочим, просто так; одним словом, чтобы быть (относительно) немотивированным. Удовлетворение потребG
    ностей дает возможность появления немотивированного поведения (см. главу 6,
    где этот вопрос обсуждается более подробно).
    Автономия высших потребностей
    Хотя в общем верно, что мы поднимаемся на уровень высших потребностей поG
    сле удовлетворения низших, все же можно наблюдать следующий феномен: если уровень этих высших потребностей достигнут, а с ним и соответствующие ему ценности и предпочтения, эти потребности могут приобрести автономный харакG
    тер и перестать зависеть от удовлетворения низших потребностей. В этом случае человек может даже презирать и отвергать необходимость удовлетворения низG
    ших потребностей, которое обеспечивает возможность «высшей жизни»; примерG
    но в том же духе богатство в третьем поколении начинает стыдиться богатства первого поколения, а образованные дети иммигрантов стыдятся своих неотесанG
    ных родителей.
    Влияние удовлетворения
    Далее следует неполный перечень феноменов, определяющим фактором котоG
    рых является по большей части удовлетворение базовых потребностей.
    A. КонативноGэмоциональные.
    1. Ощущения физического насыщения и пресыщения по отношению к пище,
    сексу, сну и т. д. и, как побочные результаты этого, благополучие, здороG
    вье, энергия, эйфория, физическое удовлетворение.
    2. Ощущения безопасности, мира, защищенности, отсутствия опасности и угрозы.
    3. Ощущения принадлежности, включенности в группу, отождествление себя с целями и победами группы, принятия группой и обретения места, чувG
    ства дома.
    4. Ощущение того, что любишь и любим, восприятие себя как объекта, доG
    стойного любви, чувство приобщенности к любви.

    Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей
    93
    5. Сознание уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства,
    самоуважение, уверенность, вера в себя; осознание своих способностей,
    успеха, компетентности, собственной силы, независимости, способности повести за собой, чувство, что ты достоин уважения.
    6. Ощущения самоактуализации, полноты, самореализации, все более полG
    ного и плодотворного раскрытия ресурсов личности и ее потенциальных возможностей с последующими ощущениями развития, зрелости, здороG
    вья и автономии.
    7. Удовлетворенная любознательность, ощущение научения и приобретеG
    ния все большего количества знаний.
    8. Утоленная жажда познания, все более высокий уровень философского удовлетворения; движение по пути ко все более и более широкой, содерG
    жательной и единой философии или религии; глубокое осознание всеобG
    щих взаимных связей; благоговение; преданность ценностям.
    9. Утоленная потребность в прекрасном; глубокое волнение, эмоциональG
    ное потрясение, восторг, экстаз, ощущение гармонии, соразмерности,
    справедливости и совершенства.
    10. Появление высших потребностей.
    11. Временная или продолжительная зависимость и независимость от разноG
    го рода положительных раздражителей; растущая независимость и преG
    небрежение по отношению к низшим потребностям и низшим положиG
    тельным раздражителям.
    12. Ощущения аппетита и отвращения.
    13. Скука и интерес.
    14. Совершенствование системы ценностей; утонченность вкуса; избираG
    тельность.
    15. Большие возможности и большая интенсивность приятного возбуждения,
    счастья, радости, восторга, удовлетворения, спокойствия, безмятежности,
    ликования; более богатая и более позитивная эмоциональная жизнь.
    16. Более частые моменты экстаза, наивысших переживаний, ощущение оргазG
    ма, восторга и мистических переживаний.
    17. Изменение уровня стремлений.
    18. Изменения уровня фрустрации.
    19. Движение к метамотивации и ценностям бытия (Maslow, 1964a).
    Б. Когнитивные.
    1. Более обостренное, более проницательное, более реалистическое познаG
    ние; более адекватное восприятие реальности.
    2. Совершенствование интуитивных способностей; большая способность к предвидению.
    3. Мистические переживания с озарениями и инсайтами.

    94
    Часть I. Теория мотивации
    4. Большее сосредоточение на проблемах и реальных целях; меньшие проG
    екции и сосредоточение на себе; когниция надличностного и надчеловеG
    ческого характера.
    5. Совершенствование мировоззрения и философии (которые становятся более точными, реалистичными, менее деструктивными в отношении себя и остальных, приобретают более всеобъемлющий, интегрированный, хоG
    листический и т. п. характер).
    6. Большая креативность, увеличение роли искусства, поэзии, музыки, знаG
    ний, науки.
    7. Меньше негибкого, бездумного консерватизма; меньшая склонность к стереотипам, меньшая категоричность (см. главу 17); более тонкое восG
    приятие личной уникальности, безотносительно к свойственной людям категоричности и стремлению навешивать ярлыки; меньше противореG
    чивости.
    8. Многие фундаментальные, глубинные установки (демократичность,
    уважение ко всем людям, привязанность к другим, любовь и уважение к людям разного возраста, пола, расовой принадлежности).
    9. Более низкий уровень предпочтений привычного и потребностей в нем,
    в особенности в отношении значимых вопросов, меньше страха перед неG
    изведанным и чужим.
    10. Большая вероятность непреднамеренного или латентного научения.
    11. Меньшая потребность в простом; большее удовольствие от сложного.
    В. Черты характера.
    1. Большая невозмутимость, самообладание, безмятежность, спокойствие духа (противоположность напряжения, нервозности, подавленности,
    ощущения своего ничтожества).
    2. Доброта, сердечность, сострадание, отсутствие эгоизма (противоположG
    ность бессердечия).
    3. Разумная щедрость.
    4. Величие (противоположность мелочности, низости, посредственности).
    5. Уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоуважение,
    уверенность, вера в себя.
    6. Ощущение безопасности, умиротворенности, отсутствия опасности.
    7. Дружелюбие (противоположность враждебности).
    8. Большая устойчивость к фрустрации.
    9. Терпимость, интерес и одобрение по отношению к индивидуальным осоG
    бенностям людей и, следовательно, отсутствие предубеждений и общей враждебности (но не утрата здравого смысла); более глубокое ощущение духовной общности людей, товарищества, братской любви, уважения к людям.
    10. Больше смелости; меньше страха.

    Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей
    95
    11. Психологическое здоровье и все сопутствующие ему побочные результаG
    ты; состояние, исключающее неврозы, психопатологию личности и, возG
    можно, психозы.
    12. Большая демократичность (лишенное страха реалистическое уважение к тем, кто его заслуживает).
    13. Релаксация; меньшее напряжение.
    14. Большая искренность, честность, прямота; меньше лицемерия и фальши.
    15. Более сильная воля; большее удовлетворение, приносимое ответственноG
    стью.
    Г. Межличностные.
    1. Лучший гражданин, сосед, родитель, друг, возлюбленный.
    2. Зрелость и непредубежденность в отношении политики, экономики, реG
    лигии, образования.
    3. Уважение к детям, работающим по найму, национальным меньшинствам и другим социально слабым группам.
    4. Большая демократичность, меньший авторитаризм.
    5. Меньше необоснованной враждебности и больше дружелюбия, больше интереса к другим людям, способность легко солидаризироваться с друG
    гими людьми.
    6. Более глубокое понимание людей, способность к более удачному выбоG
    ру, например выбору друзей, любимых, лидеров.
    7. Более приятный, более привлекательный, более притягательный человек.
    8. Лучший психотерапевт.
    Д. Разное.
    1. Иное представление о рае, аде, утопии, хорошей жизни, успехе, неудаче и т. п.
    2. Приближение к высшим ценностям; к высшим проявлениям «духовной жизни».
    3. Изменения всех форм экспрессивного поведения (например, улыбки, смеG
    ха, выражения лица, манеры держаться, походки, почерка); тенденция к более экспрессивному поведению и уменьшению доли копингGповедения.
    4. Изменения в состояниях активности, усталости, сна, покоя, отдыха, наG
    стороженности.
    5. Оптимизм, интерес к будущему (оппозиция утраты боевого духа, апатии,
    полной потери интереса к жизни).
    6. Изменения в мечтах, фантазиях, воспоминаниях детства (Allport, 1959).
    7. Изменения принципов поведения, этики, ценностей (основанные на осоG
    бенностях характера).
    8. Образ жизни, предполагающий отстраненность от проблем победGпораG
    жений, соперничества, игры без выигрыша.

    ГЛАВА 4
    Пересмотр теории инстинкта
    Важность пересмотра теории
    Теории базовых потребностей, в общих чертах изложенные в предыдущих главах,
    настоятельно требуют пересмотра теории инстинкта, который необходим уже тольG
    ко потому, что существует необходимость разграничения более и менее базового,
    более и менее здорового, более и менее естественного.
    Кроме того, имеется значительное количество прочих теоретических, клиничеG
    ских и экспериментальных соображений, указывающих на желательность переG
    оценки теории инстинкта, а возможно, даже ее воссоздания в том или ином виде.
    Все эти соображения содержат определенный скептицизм по отношению к нынешG
    нему акценту психологов, социологов и антропологов на пластичность человека,
    его гибкость и способность к адаптации и на его способности к научению. Люди представляются нам куда более автономными и саморегулирующимися, чем позвоG
    ляет им психологическая теория нашего времени.
    Современные исследователи убежденно высказываются в пользу того, что оргаG
    низм заслуживает доверия и гораздо больше способен к самозащите и к саморегуG
    ляции, чем принято считать (Cannon, 1932; Goldstein, 1939; Levy, 1951; Rogers, 1954;
    и др.). К этому мы можем добавить, что различные разработки показали теоретиG
    ческую необходимость постулировать определенного рода позитивное развитие или склонность к самоактуализации организма, которое отличается равным обраG
    зом как от стремления к консервации, поддержания в состоянии равновесия и гоG
    меостатического процесса, так и от склонности организма реагировать на импульG
    сы из внешнего мира. Такое стремление к развитию или самоактуализации, в той или иной неопределенной форме, постулировалось такими разными мыслителяG
    ми, как Аристотель и Бергсон, и многими другими философами. Среди психиатG
    ров, психоаналитиков и психологов неизбежным его считали Гольдштейн, Бюлер,
    Юнг, Хорни, Фромм, Роджерс и многие другие.
    Однако, возможно, что в первую очередь в пользу пересмотра теории инстинкG
    та говорит опыт психотерапевтов, главным образом психоаналитиков. В этой сфеG
    ре логика данных, хотя и не вполне понятных, очевидна; психотерапевт неизбежG
    но вынужден заниматься разграничением более и менее фундаментальных желаG
    ний (потребностей, импульсов). Все очень просто: фрустрация одних потребностей ведет к патологии, фрустрация потребностей другого рода не имеет такого резульG

    Глава 4. Пересмотр теории инстинкта
    97
    тата. Эти потребности невероятно упрямы и непокорны. Они не уступают никаким уговорам, подменам, подкупам и альтернативам; им не нужно ничего, кроме соотG
    ветствующего и надлежащего удовлетворения. Сознательно и подсознательно они беспрестанно просят и умоляют. Они ведут себя подобно упрямым, не допускаюG
    щим пренебрежения, имеющим критическое значение, не поддающимся анализу фактам, которые следует принять как данность или отправную точку, не задаваясь вопросами о них. Этот впечатляющий момент требует, чтобы любая школа псиG
    хиатрии, психоанализа, клинической психологии, социальной работы, детской терапии приняла учение о потребностях, подобных инстинктам, безотносительно того, насколько это противоречит любым другим положениям.
    Такие опыты напоминают нам в первую очередь о характерных особенностях людей, конституции, наследственности, а не о привычках, которые носят поверхG
    ностный характер и которыми легко манипулировать. Какой бы выбор ни делался при решении этой дилеммы, врач почти всегда выбирал инстинкт, а не условный ответ или привычку в качестве фундамента для своих построений. Это, безусловG
    но, вызывает сожаление, поскольку, как мы увидим, существуют и иные промежуG
    точные и более перспективные альтернативы, из которых мы теперь имеем возможG
    ность выбирать; дилемма предполагает более двух возможностей.
    При этом представляется совершенно ясным, что, с точки зрения требований общей теории динамизма, теория инстинкта, представленная МакGДугаллом и
    Фрейдом, имеет определенные достоинства, которые на настоящий момент еще не получили заслуженной оценки, возможно, потому, что ее недостатки были куда более очевидны. Теория инстинкта признавала тот факт, что человек обладает внутренней движущей силой; что принимать решение о своем поведении наряду с окружающей средой ему помогает его собственная природа; что сама природа чеG
    ловека определяет для него структуру целей, стремлений и ценностей; что очень часто при благоприятных условиях люди хотят именно того, в чем нуждаются, чтоG
    бы предотвратить болезнь; что все люди принадлежат к единому биологическому роду; что поведение бессмысленно, если не осознаются его мотивации и цели; и что,
    в общем и целом, организм, предоставленный самому себе, обнаруживает опредеG
    ленную биологическую эффективность и мудрость, требующую объяснения.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   50


    написать администратору сайта