Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
Мотивация и патология Сущность осознанной мотивации в повседневной жизни воспринимается как отG носительно значимая или незначимая в зависимости от того, насколько тесно она связана с базовыми потребностями. Желание съесть мороженое на самом деле моG жет быть косвенным выражением желания любви. Если это так, то желание съесть мороженое становится чрезвычайно важной мотивацией. Если же мороженого хоG чется просто, чтобы ощутить прохладу во рту или чтобы чтоGто съесть, данное жеG лание имеет относительно невысокую значимость. Будничные осознанные желаG ния должны рассматриваться как симптомы, как внешние показателиболее базовых потребностей. Если же мы будем считать, что за этими поверхностными проявлениG ями желаний не стоит ничего, что отличалось бы от их внешних проявлений, то вскоре мы придем к полнейшей путанице, разобраться в которой будет совершенG ное невозможно, поскольку мы всерьез занимались симптомами, не принимая во внимание то, что за ними стоит. Помехи в осуществлении малозначимых желаний не ведут к психопатологичеG ским последствиям; препятствия же на пути значимых базовых потребностей приG водят к таким результатам. В основе любой теории психологического патогенеза должна лежать разумная теория мотивации. Конфликт или фрустрация не обязаG тельно носят патогенетический характер. Они становятся таковыми, только если угрожают или препятствуют удовлетворению базовых или частных потребностей, тесно связанных с базовыми потребностями. Роль удовлетворения Выше мы несколько раз указывали на то, что наши потребности обычно проявляG ются лишь тогда, когда удовлетворены более насущные потребности. Таким обраG зом, удовлетворение играет важную роль в теории мотивации. При этом потребноG сти перестают играть активную детерминирующую или организующую роль, как только они удовлетворяются. 78 Часть I. Теория мотивации Это означает что, например, удовлетворенная в основном личность больше не имеет потребностей в уважении, любви, безопасности и т. д. О том, что она поGпреG жнему имеет такие потребности, можно говорить теперь лишь в почти метафизиG ческом смысле, как можно сказать, что сытый человек имеет чувство голода или что наполненная бутылка имеет пустоту. Если мы интересуемся тем, что в действи= тельности представляет собой наша мотивация, а не то, какой она была, будет или могла бы быть, тогда удовлетворенная потребность больше не представляет собой фактора мотивации. В практическом смысле она должна рассматриваться как неG существующая, исчезнувшая. Этот момент следует подчеркнуть, поскольку все известные теории мотивации либо упускали его из виду, либо находились в проG тиворечии с ним. Здоровый, нормальный, счастливый человек не имеет сексуальG ных потребностей, потребностей в пище, потребностей в безопасности, любви, преG стиже, самоуважении, за исключением случайных эпизодов возникновения мимоG летной угрозы. Можно выразить это иначе, сказав, что любой человек имеет все патологические рефлексы (например, Бабинского), поскольку они проявят себя при условии нарушений в нервной системе. Исходя из таких соображений можно сделать дерзкое теоретическое допущеG ние: человек, у которого есть препятствия на пути к удовлетворению любой из баG зовых потребностей, может с полным основанием рассматриваться как больной или, по меньшей мере, как находящийся в не вполне подобающем человеку состоG янии. Здесь уместна параллель с тем, как мы определяем состояние человека, коG торому недостает витаминов или минералов, считая его нездоровым. Кто скажет, что дефицит любви менее важен, чем недостаток витаминов? Поскольку нам изG вестно патогенетическое воздействие недостатка любви, кто сможет сказать, что мы апеллируем к ценностным проблемам ненаучным или неправомерным образом, отличным от того, как действует терапевт, ставя диагноз пеллагра или цинга и заG нимаясь лечением? Далее следует отметить следующее: здоровые люди в первую очередь мотивиG рованы своими потребностями, заставляющими их развивать и наиболее полно реализовывать свои способности и потенциальные возможности. Если человек имеет любые другие базовые потребности, хронически являющиеся неудовлетвоG ренными, он просто болен, как тот безусловно нездоровый человек, у которого воG зникает внезапная непреодолимая потребность в поедании соли или кальция. Если мы будем использовать слово нездоровый таким образом, нам придется честно посмотреть в лицо факту взаимосвязи между человеком и обществом. Одним из выводов, вытекающих из нашей дефиниции, будет то, что: 1) поскольку человек, имеющий препятствия на пути к удовлетворению любой из базовых потребностей, должен быть назван нездоровым, и 2) поскольку фундаментальные препятствия такого рода, в конечном счете, создаются внешними по отношению к индивиду сиG лами, значит 3) болезнь индивида вытекает, в конечном счете, из болезни общества. Хорошее или здоровое общество, следовательно, определяется как такое, в котоG ром есть возможность для проявления высших устремлений людей благодаря удовG летворению всех их базовых потребностей. Если данные утверждения кажутся необычными или парадоксальными, читаG тель может быть уверен в том, что это лишь один из множества парадоксов такого Глава 2. Теория человеческой мотивации 79 рода, которые предстанут перед ним по мере того, как мы будем заниматься переG смотром наших подходов к более глубокой мотивации. Когда мы спрашиваем, чего хочет человек от своей жизни, мы имеем дело с самой сущностью человека. Функциональная автономия Высшие базовые потребности после продолжительного удовлетворения могут стать независимыми как от их более могущественных предпосылок, так и от надлежащего уровня удовлетворения их самих 1 . Например, взрослый человек, потребности котоG рого в любви были удовлетворены на заре его жизни, становится более независимым, чем средний человек, в отношении удовлетворения потребностей в безопасности, принадлежности и любви. Это сильная, здоровая, автономная личность, которая вполне способна справиться с утратой любви и популярности. Но эти силы и здороG вье обычно обеспечиваются в нашем обществе ранним и продолжительным удовлетG ворением потребностей в любви, безопасности, принадлежности и потребностей в уважении. Получается, что данные стороны личности стали функционально автоG номными, т. е. независимыми от того самого удовлетворения, которое породило их. Мы предпочитаем рассматривать структуру характера как наиболее важный целостG ный пример функциональной автономии в психологии. 1 Гордон Оллпорт (Allport, 1960, 1961) изложил и истолковал принцип, в соответствии с которым средства достижения цели могут превратиться в фактор удовлетворения самих себя, сохраняя лишь историческую связь со своим происхождением. Они могут стать желанными сами по себе. Это наG поминание о чрезвычайной важности научения и изменений для мотивационной жизни накладыG вается на все сказанное прежде в связи с грандиозной сложностью проблемы. Между данными двуG мя группами психологических принципов нет противоречия; они взаимно дополняют друг друга. Могут ли такие благоприобретенные потребности рассматриваться в качестве базовых потребноG стей в соответствии с критериями, которые использовались до сих пор, предстоит решить в процесG се будущих исследований. ГЛАВА 3 Удовлетворение базовых потребностей Данная глава исследует некоторые из множества теоретических последствий, выG текающих из подхода к человеческой мотивации, рассмотренного в предшествуюG щей главе, и призвана послужить позитивным и здоровым противовесом одностоG роннему сосредоточению на фрустрации и патологии. Мы видели, что основой структуры мотивационной жизни человека является организация базовых потребностей в форме иерархии в зависимости от их меньG шей или большей приоритетности и доминирующего значения. Главный динамичеG ский принцип, приводящий в движение эту структуру, — это свойственное здоровоG му человеку появление менее насущных потребностей после удовлетворения более приоритетных. Физиологические потребности, будучи неудовлетворенными, домиG нируют в организме, мобилизуя все его возможности на свое удовлетворение и оргаG низуя эти возможности таким образом, чтобы они могли наиболее эффективным образом выполнить эту функцию. Относительное удовлетворение постепенно пеG реводит эти потребности на задний план и позволяет следующей, более высокой в соответствии с иерархией группе потребностей проявить себя, занять доминируюG щее положение и оказать на личность такое организующее воздействие, что, наприG мер, вместо преследующего ее желания утолить голод, ее будет теперь преследоG вать желание обрести безопасность. Этот принцип действует и для других групп потребностей в иерархии (а именно: любви, уважения и самоактуализации). Возможно, также верно и то, что высшие потребности могут время от времени появляться не после удовлетворения, но скорее в результате вынужденной или добG ровольной депривации, отречения или подавления базовых потребностей низшего уровня и стремления к их удовлетворению (аскетизм, сублимация, воздействие неG приятия, муштры, гонений, изоляции и т. д.). Такие феномены не противоречат поG ложениям этой книги, так как в ней не утверждается, что удовлетворение — единG ственный источник силы или иных психологических желаний. Теория удовлетворения, безусловно, — частная, ограниченная и достаточно узG кая теория, которая не претендует на самостоятельное функционирование или приG менимость. Она может обрести эти свойства, будучи интегрированной в единую структуру, по меньшей мере, 1) с теорией фрустрации, 2) с теорией научения, 3) с теорией неврозов, 4) с теорией психологического здоровья, 5) с теорией ценG ностей, 6) с теорией дисциплины, воли, ответственности и т. д. В этой главе сделаG на попытка проследить лишь за одной связующей нитью в сложнейшей паутине психологических детерминантов поведения, субъективного существования и струкG Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей 81 туры характера. Между тем, вместо более завершенной картины она открыто доG пускает, что существуют иные детерминанты помимо удовлетворения базовых поG требностей, что удовлетворение базовых потребностей может быть необходимым, но оно определенно недостаточно, что и удовлетворение, и депривация имеют как желательные, так и нежелательные последствия, и что удовлетворение базовых поG требностей здоровых людей в значительной степени отличается от удовлетворения потребностей страдающих неврозами. Последствия удовлетворения базовой потребности Самое фундаментальное последствие удовлетворения любой потребности — это переход потребности на задний план и при этом появление новой потребности боG лее высокого уровня 1 . Прочие последствия являются сопутствующими или второG степенными по отношению к этому факту. Можно привести следующие примеры таких последствий второстепенного характера. 1. Независимость от прежде положительных раздражителей и объектов стремG лений и определенное пренебрежение по отношению к ним наряду с завиG симостью от положительных раздражителей и целевых объектов, которые прежде не привлекали к себе внимания, не были желанными или были такоG выми лишь от случая к случаю. Такая смена старых положительных раздраG жителей на новые предполагает множество третьестепенных последствий. Так, происходят изменения в сфере интересов. То есть определенные феG номены впервые начинают представлять для человека интерес, а вызывавG шие интерес ранее надоедают или становятся неприятны. Это означает, что происходят изменения в человеческих ценностях. В целом они имеют слеG дующий характер: 1) завышенная оценка положительных раздражителей, соответствующих наиболее сильным из неудовлетворенных потребностей, 2) недооценка положительных раздражителей, соответствующих менее сильным из неудовлетворенных потребностей (и силы этих потребностей), и 3) недооценка и даже девальвация положительных раздражителей, соотG ветствующих потребностям, которые уже удовлетворены (и силы этих поG требностей). Такой сдвиг в отношении ценностей влечет за собой пересмотр философии будущего, представлений об утопии, о рае и аде, о хорошей жизG ни и о состоянии удовлетворения неосознанных желаний индивида, причем направление этого пересмотра можно приблизительно предсказать. Одним словом, мы склонны воспринимать блага, которые имеем, как нечто само собой разумеющееся, особенно если нам не приходится трудиться или боG роться ради них. Пища, безопасность, любовь, восхищение, свобода, которые всегда были при нас, в которых никогда не было недостатка и по которым нам не приходилось тосковать, как правило, не только остаются незамеченG ными, но теряют свою цену, подвергаются осмеянию или разрушению. Этот феномен неспособности замечать имеющиеся блага, разумеется, не отражаG ет реалистической позиции, а следовательно, может считаться формой 1 Все эти утверждения относятся только к базовым потребностям. 82 Часть I. Теория мотивации патологии. В большинстве случаев он легко излечивается предоставлением возможности испытать соответствующую депривацию или недостаток чегоG либо (например, испытать боль, голод, нужду, одиночество, неприятие или несправедливость). Этот феномен, который достаточно часто упускается из виду и представляет собой следующее за удовлетворением пренебрежение и недооценку, имеет очень высокую потенциальную значимость и силу. БоG лее подробное рассмотрение этого вопроса можно найти в главе On Low Grum bles, High Grumbles and Metagrumbles («О низших жалобах, высших жалобах и метажалобах») в книге Eupsychian Management: A Journal (Maslow, 1965b). Никаким иным путем мы не сможем прийти к пониманию того, почему заG гадочным образом изобилие (экономическое и психологическое) могут привести как к развитию человеческой натуры до высочайшего уровня, так и к различным формам ценностной патологии, на которую косвенно указыG вают заголовки газет последних лет. ДавнымGдавно Адлер (1939, 1964; AnsG bacher and Ansbacher, 1956) во множестве своих работ говорил об «образе жизни, который балует», и, возможно, нам следует воспользоваться этим термином для разграничения патогенетического удовлетворения и удовлетG ворения здорового и необходимого. 2. Вместе с изменением системы ценностей происходят изменения в когнитивG ных способностях. Внимание, восприятие, научение, запоминание, забываG ние, мышление — все это изменяется в приблизительно предсказуемом наG правлении, в связи с новыми интересами и ценностями организма. 3. Эти новые интересы, положительные раздражители и потребности не проG сто новые, но в определенном смысле также и более высокие по уровню (см. главу 5). Когда удовлетворены потребности в безопасности, организм освобождается для поиска любви, независимости, уважения, самоуважения и т. д. Простейший прием устранить зависимость организма от низших, боG лее материальных, более эгоистических потребностей состоит в том, чтоG бы удовлетворить их. (Нет необходимости говорить, что существуют и друG гие приемы.) 4. Удовлетворение какой бы то ни было потребности, пока оно представляет соG бой надлежащее удовлетворение (т. е. удовлетворение базовой потребности, а не потребности невротического характера или псевдопотребности), способG ствует формированию характера (см. ниже). Кроме того, любое надлежащее удовлетворение потребности ведет к совершенствованию, усилению и здороG вому развитию личности. Таким образом, удовлетворение любой базовой поG требности, насколько мы можем говорить о нем изолированно, — шаг на пути к здоровью, в направлении, противоположном невротическому состоянию. Несомненно, именно в этом смысле Курт Гольдштейн говорил, что удовлеG творение любой конкретной потребности представляет собой в конечном итоG ге шаг на пути к самоактуализации. 5. Удовлетворение конкретных потребностей и их насыщение помимо переG численных общих результатов ведет еще к определенным специфическим результатам. Например, при прочих равных обстоятельствах, удовлетвореG Глава 3. Удовлетворение базовых потребностей 83 ние потребности в безопасности приносит различные субъективные ощущеG ния — более спокойный сон, исчезновение чувства опасности, бˆольшую смеG лость и уверенность в себе. Научение и удовлетворение Первый результат исследования последствий удовлетворения потребностей — растуG щая неудовлетворенность чрезмерно значимой ролью, приписываемой ассоциаG тивному научению его сторонниками. В общем, феномены удовлетворения (например, потеря аппетита после насыщеG ния, качественные и количественные изменения в готовности к оборонительному поведению после удовлетворения потребности в безопасности и т. д.) свидетельствуG ют о 1) исчезновении потребности при возрастающем количестве упражнений (или повторений, использований, практических применений) и 2) исчезновении при наG личии избыточного вознаграждения (удовлетворения, похвалы или подкрепления). Более того, не только феномены удовлетворения, подобные перечисленным в конце этой главы, попирают законы ассоциации, несмотря на то, что они представG ляют собой изменения, приобретенные в процессе адаптации; но, как показывают исследования, произвольные ассоциативные связи не возникают даже вторичным образом. Любое определение научения, следовательно, неудовлетворительно, если делает упор только на изменениях в связи между стимулами и реакциями. Толчок к удовлетворению потребностей почти полностью сводится к соответG ствующим, по сути, положительным раздражителям. В конечном счете, произвольG ный или случайный выбор здесь невозможен, за исключением потребностей не базового характера. Для того, кто нуждается в любви, существует только один коG нечный положительный раздражитель: искренняя и дающая удовлетворение приG вязанность. Человеку, который нуждается в сексе, пище или воде, в конечном счеG те, могут помочь только секс, пища или вода. В этот момент не подойдут никакие случайные подмены или произвольно выбранные смежные явления. Не помогут и сигналы, исходящие от положительных раздражителей, связанных с целевыми (G. Murphy, 1947); только сами положительные раздражители могут удовлетвоG рить потребности. Суть данной критики теории ассоциативного бихевиористского научения состоит в том, что она безоговорочно считает само собой разумеющимися цели (установки, стремления) организма. Она занимается исключительно манипуляциG ей со средствами достижения неустановленных целей. Теория же базовых потребG ностей, которая представлена здесь, напротив, является теорией целей и основных ценностей организма. Эти цели по своей сути и сами по себе представляют ценG ность для организма. А следовательно, он сделает все необходимое, чтобы достичь этих целей, даже вплоть до научения произвольным, бесполезным, пустым или бессмысленным действиям, которые экспериментатор определит как единственG ный способ достижения цели. Эти приемы, разумеется, перестают приносить эфG фект и быть пригодными, когда перестают давать возможность получить соответG ствующее удовлетворение (или соответствующее подкрепление). |