Его распространение, в том числе для извлечения коммерческой выгоды, не допускается. 2019 ббк 88. 362
Скачать 3.14 Mb.
|
можно научить их не быть любопытными. 7. В конечном счете, удовлетворение когнитивных импульсов доставляет субъективное удовольствие и его результатом становится конечный опыт. Хотя исследователи часто пренебрегали этим аспектом инсайта и познания, уделяя большее внимание достигнутым результатам, научению и т. д., поG прежнему верно то, что инсайт обычно представляет собой яркое, счастлиG вое эмоциональное переживание в жизни любого человека, возможно, моG мент высшего взлета на протяжении всей жизни. Преодоление препятствий, возникновение патологии при наличии помех, повсеместный характер возG никновения (охватывающий весь человеческий род и различные культуры), постоянное (хотя и неустойчивое) ощутимое напряжение, необходимость удовлетворения этой потребности как обязательное предварительное услоG вие наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей человека, спонтанное появление на заре человеческой жизни — все это характерно для базовой когнитивной потребности. Однако всех этих теоретических допущений недостаточно. Даже после того как мы чтоGлибо узнаем, мы стремимся узнать больше и больше, точнее и подробнее, с одной стороны, а с другой — стремимся расширить наши знания в области мироG вой философии, теологии и т. д. Этот процесс некоторые определяют как поиски смысла. А значит, нам следует постулировать желание постигать, систематизироG вать, организовывать, анализировать, искать связи и значения, создавать систему ценностей. Сделав эти желания предметом обсуждения, мы видим, что и они, в свою очеG редь, выстраиваются в небольшую иерархию, в которой желание знать преобладаG 72 Часть I. Теория мотивации ет над желанием понять. Все особенности иерархии, построенной на порядке доG минирования, которую мы описали выше, характерны, поGвидимому, и для данной иерархии. Мы должны удержаться от соблазна отделить эти желания от базовых потребG ностей, о которых мы говорили выше, т. е. подчеркнуть дихотомию между когниG тивными и конативными потребностями. Желание знать и понимать само по себе конативно (т. е. носит побудительный характер ) и является столь же личностной потребностью, сколь и базовой. Более того, как мы видели, эти две иерархии явG ляются скорее взаимосвязанными, чем абсолютно различными, и, как мы увидим далее, носят скорее синергетический, чем антагонистический характер. Более подG робное развитие идей, изложенных в этом разделе, можно найти в книге Маслоу Toward a Psychology of Being (1968c). Эстетические потребности Об этих потребностях нам известно еще меньше, чем об остальных, однако истоG рические данные, данные гуманитарных наук и свидетельства специалистов по эстетике не позволяют нам обойти эту тему стороной. Попытки исследовать этот феномен на основе клинических наблюдений за индивидами, отобранными специG ально, показали, что, по крайней мере, некоторые личности имеют эстетические потребности действительно базового характера. Они заболевают (специфическим образом) от безобразия и излечиваются, будучи окружены прекрасным; они стра= стно стремятся к прекрасному, и это стремление может утолить только красота (Maslow, 1967). Это явление почти повсеместно наблюдается у здоровых детей. Свидетельства о побуждениях такого рода можно встретить в любой культуре и в любую эпоху, начиная с эпохи пещерных жителей. Значительная степень совпадения этих потребностей с конативными и когниG тивными потребностями делает невозможным четко разграничить их. ПотребноG сти в порядке, гармонии, завершенности, доведении действия до конца, в системе и структуре — все они могут быть отнесены к когнитивным, конативным, эстетиG ческим и даже к невротическим потребностям. Особенности базовых потребностей Исключения из иерархии потребностей До сих пор мы исходили из того, что данная иерархия устанавливает жесткий поG рядок вещей, однако в действительности он далеко не так постоянен, как можно было бы заключить в соответствии с вышесказанным. В самом деле, большинство людей, с которыми мы работали, судя по всему, имели базовые потребности, оргаG низованные в соответствии с вышеизложенными принципами. Однако было и мноG жество исключений. 1. Есть люди, для которых, к примеру, самоуважение важнее, чем любовь. Чаще всего перестановка происходит вследствие представления о том, что челоG век, которого, по всей вероятности, любят, выносливая и сильная личность, вызывающая уважение или страх и уверенная в себе или агрессивная. СлеG Глава 2. Теория человеческой мотивации 73 довательно, люди, недополучившие любви и ищущие ее, могут изо всех сил стараться надеть на себя маску агрессивности и уверенности. Однако они главным образом стремятся обрести уважение к себе, и их поведенческие реG акции в большей степени являются средством достижения этой цели, чем саG моцелью; они стремятся скорее к самоутверждению ради любви, чем ради того, чтобы обрести самоуважение. 2. Есть люди, обладающие выраженной одаренностью от природы, для которых влечение к творчеству представляется более значимым, чем любой контрдеG терминант. Их креативность может проявляться не только как самоактуалиG зация, возможная на основе базового удовлетворения, но и как самоактуаG лизация, возможная, несмотря на отсутствие базового удовлетворения. 3. Сила притязаний некоторых людей может постоянно слабеть и снижаться. При этом менее насущные цели могут просто потеряться и исчезнуть совсем: например, люди, продолжительное время испытывшие нужду (например, изG за постоянной безработицы), могут остаток своих дней довольствоваться лишь тем, что у них есть достаточно пищи. 4. Так называемая психопатическая личность представляет собой еще один пример устойчивой утраты потребности в любви. Одним из объяснений таG кой дисфункции является то, что есть люди, которые испытывали недостаG ток любви с первых дней своей жизни и просто навсегда утратили желание и способность любить и быть любимыми (как животные теряют сосательный или клевательный рефлексы, если вскоре после рождения эти навыки не находят применения). 5. Еще один случай перестановки в иерархии имеет место, когда потребность, долгое время находившаяся в удовлетворенном состоянии, начинает недоG оцениваться. Люди, которые никогда не испытывали продолжительный гоG лод, склонны недооценивать его последствия и воспринимать пищу как неG что, не имеющее значения. Если у них доминирует высшая потребность, эта потребность рассматривается как самое важное. Поэтому возникает веG роятность того (и это случается в действительности), что такие люди моG гут ради высшей потребности создать для себя ситуацию, в которой потребG ности базового характера останутся неудовлетворенными. Можно предпоG ложить, что на смену продолжительной депривации базовых потребностей придет переоценка обоих типов потребностей, и более насущные потребG ности фактически станут осознанно насущными для индивида, который с легкостью от них отказался. Таким образом, человек, который бросил раG боту, но не потерял уважения к себе, а затем голодал шесть месяцев или около того, может захотеть вернуть себе работу даже ценой потери уважеG ния к себе. 6. Другим частичным объяснением явных перестановок представляется тот факт, что до сих пор мы говорили об иерархии на основе доминирования с точки зрения осознанных желаний и побуждений, а не с точки зрения поG ведения. Наблюдение лишь за поведением может произвести ложное впечатG ление. Мы утверждаем, что человек, лишенный возможности удовлетворить 74 Часть I. Теория мотивации два типа потребностей, будет хотеть удовлетворения более базовой из них. При этом совсем не обязательно, что он или она будут вести себя в соответG ствии с этим желанием. Нужно еще раз подчеркнуть, что существует множеG ство факторов, определяющих поведение помимо потребностей и желаний. 7. Возможно более важнее всех перечисленных исключения, связанные с идеалаG ми, высшими социальными стандартами, высшими ценностями и т. п. Люди, преданные таким ценностям, становятся мучениками; они готовы отказатьG ся от всего ради определенного идеала или того, что представляет ценность. Таких людей можно понять, по крайней мере отчасти, сославшись на одну фундаментальную концепцию (или гипотезу), которую можно назвать поG вышенной устойчивостью к фрустрации благодаря своевременному удовG летворению. Люди, на протяжении всей жизни которых, особенно в детстве и юности, базовые потребности были удовлетворены, судя по всему, чрезG вычайно устойчивы в противостоянии последующим помехам в удовлетвоG рении этих потребностей. Это происходит потому, что в результате базового удовлетворения у них сформировался сильный, здоровый характер. Это сильные люди, которые спокойно переносят противодействие и расхождеG ние во мнениях, которые могут плыть против течения общественного мнеG ния и готовы постоять за правду, заплатив дорогой для себя ценой. К ним относятся лишь те, кто любил и был любим поGнастоящему, кто имел много глубоких дружеских привязанностей и кто способен выдержать ненависть, неприятие или гонения. Мы говорим об этом, несмотря на тот факт, что при всестороннем рассмотрении устойчивости к фрустрации следует принять во внимание и то, что определенная доля этого качества относится исключительно к фактору привыкания. Например, весьма вероятно, что те, кто на протяжении долгого времени выработал привычку к относиG тельному недоеданию, способен пережить недостаток в пище. Какого рода баланс соG здается между этими двумя тенденциями: привыканием, с одной стороны, и устойчиG вости к фрустрации, сформированной на основе удовлетворения в прошлом, с другой стороны, — предстоит выяснить в процессе дальнейших исследований. Между тем можно предположить, что обе они работают параллельно, поскольку они не противоG речат друг другу. В отношении феномена повышенной устойчивости к фрустрации вполне вероятно, что наиболее важным является удовлетворение наиболее значимых потребностей в первые несколько лет жизни. Таким образом люди, которые чувствоG вали себя сильными и защищенными в раннем детстве, сохраняют ощущение силы и уверенности в себе перед лицом любой угрожающей им опасности. Степени удовлетворения До сих пор наша теоретическая дискуссия, возможно, создавала впечатление, что названные пять групп потребностей — физиологические, потребности в безопасG ности, принадлежности, уважении и самоактуализации — находятся примерно в таких отношениях: если одна потребность удовлетворена, появляется другая. ТаG кое утверждение может создать ложное впечатление, что потребность должна быть удовлетворена на 100 %, прежде чем появится следующая. В действительности же, Глава 2. Теория человеческой мотивации 75 у большинства членов нашего общества, являющихся здоровыми людьми, часть базовых потребностей находится в удовлетворенном состоянии, но наряду с этим некоторые базовые потребности остаются неудовлетворенными. Более реалистиG ческим подходом к нашей иерархии будет установка на снижение процентной доли удовлетворения по мере того, как мы поднимаемся в соответствии с нашей иерархией, построенной по принципу доминирования. Например, взяв соверG шенно произвольные цифры, скажем, что у среднего гражданина удовлетворены 85 % физиологических потребностей, 70 % потребностей в безопасности, 50 % поG требностей в любви, 40 % потребностей в уважении и 10 % потребностей в самоG актуализации. Что же касается идеи о возникновении новой потребности после удовлетвореG ния доминирующей потребности, то это явление не является внезапным и скачG кообразным, но скорее постепенным, происходящим шаг за шагом, медленным формированием, причем в начале этого процесса уровень потребности ничтожен. Например, если доминирующая потребность А удовлетворена только на 10 %, поG требность Б может не проявлять себя совсем. Однако по мере того, как уровень удовлетворения потребности А достигает 25 %, потребность Б может проявить себя на 5 %, а когда потребность А удовлетворена на 75 %, потребность Б проявляется на 50 %, и т. д. Неосознанные потребности Потребности не являются осознанными или неосознанными в обязательном поG рядке. В целом, однако, у среднего человека они чаще бывают неосознанными, чем осознанными. В данный момент не обязательно рассматривать всю массу свидеG тельств того, насколько решающей может быть роль неосознанной мотивации. То, что мы назвали базовыми потребностями, главным образом представляет собой неосознанные потребности, которые при помощи обладающих соответствующим опытом людей и надлежащих приемов могут стать осознанными. Культурная специфика В данной классификации базовых потребностей предпринимаются попытки учесть относительную общность, стоящую за внешними различиями конкретных желаний в разных культурах. Безусловно, в любой отдельной культуре содержание сознаG тельного уровня мотивации индивида, как правило, существенно отличается от сознательного уровня мотивации индивида, принадлежащего к другой культуре. Однако, по общему впечатлению антропологов, люди, даже в различных обществах, куда больше похожи друг на друга, чем мы могли бы подумать при первом знакомG стве с ними; при этом, чем ближе мы узнаем их, тем больше мы обнаруживаем в них общего. Мы осознаем, что самые впечатляющие различия носят скорее поверхG ностный, чем фундаментальный характер (например, различия в стиле прически или одежды, в предпочтении определенной пищи). Наша классификация базовых потребностей отчасти является попыткой принять во внимание это единство, стоG ящее за внешним своеобразием культур. Мы не станем утверждать, что это униG версальное свойство всех культур. Мы утверждаем лишь, что это единство более универсально, более фундаментально, чем поверхностные сознательные желания, 76 Часть I. Теория мотивации и оно позволяет приблизиться к характеристикам, свойственным всем людям. БаG зовые потребности носят более общий характер, чем внешние проявления желаG ний или поведение. Сложная мотивация поведения Данные потребности должны пониматься не как исключительные или единственG ные определяющие факторы конкретных типов поведения. Примером может поG служить любой тип поведения, который представляется мотивированным физиоG логически, такой как еда, сексуальная игра и т. п. Клинические психологи давно обнаружили, что любое поведение может служить каналом для проявления различG ных импульсов. Иными словами, любое поведение полидетерминировано, т. е. имеG ет сложную мотивацию. Что касается самих мотивационных детерминантов, любое поведение скорее определяется несколькими или всеми базовыми потребностями одновременно, чем только одной из них. Последнее скорее представляет собой исG ключение. Процесс еды отчасти служит тому, чтобы наполнить желудок, отчасти тому, чтобы успокоить и умерить другие потребности. Любовью занимаются не тольG ко ради сексуальной разрядки, но также ради того, чтобы убедиться в собственной сексуальности, почувствовать себя сильным или насладиться нежностью. В качестве иллюстрации можно проанализировать (если не практически, то теоретически) отG дельное действие индивида и найти в нем проявление физиологических потребноG стей, потребностей в безопасности, потребностей в любви, потребностей в уважении и самоактуализации. Это резко противоречит более наивному взгляду психологии черт характера, в соответствии с которым одна характерная черта человека или один мотив отвечают за определенный тип действия, например агрессивное действие определяется исключительно агрессивностью. Немотивированное поведение Существует фундаментальное различие между экспрессивным поведением и коG пингGповедением (энергичные усилия функционального характера, решительное движение к поставленной цели). Экспрессивное поведение не означает попыток чтоGлибо сделать; оно просто является отражением личности. Глупый человек веG дет себя глупо не потому, что ему этого хочется, он стремится к этому или его поG ведение имеет определенные мотивы, но просто потому, что он таков, каков он есть. То же самое верно и в том случае, если я пою басом, а не тенором или сопрано. Случайные движения здорового ребенка, улыбка на лице счастливой женщины, даже если рядом с ней никого нет, упругость походки здоровой женщины, ее стройG ная осанка представляют дополнительные примеры экспрессивного, не функциоG нального поведения. Манера, в которой личность ведет себя, включая мотивиG рованное и немотивированное поведение, также чаще всего носит экспрессивный характер (Allport and Vernon, 1933; Wolf, 1943). Здесь мы можем спросить, любой ли вид поведения выражает или отражает структуру характера? Это не так. Механическое, привычное, автоматическое или традиционное поведение может быть, а может и не быть экспрессивным. То же саG мое верно по отношению к большинству типов поведения, определяемого стимуG лами. Глава 2. Теория человеческой мотивации 77 И наконец, необходимо подчеркнуть, что экспрессивность и целеустремленG ность поведения не взаимоисключающие категории. Обычно поведение включает оба типа (см. главу 6, где этот вопрос рассматривается более подробно). Сосредоточение на животных и на человеке Эта теория, прежде всего, имеет отношение к людям, а не к более низкоорганизоG ванным и, предположительно, более простым животным. Слишком много данных, полученных при исследовании животных, оказались верными по отношению к жиG вотным, но не к людям. Нет никаких оснований исследовать животных, чтобы изуG чить мотивацию человека. Логика или, скорее, нелогичность, стоящая за общим заблуждением о псевдопростоте, многократно разоблачалась философами и лоG гиками, а также учеными, представляющими иные сферы знания. Существует не больше необходимости начинать с изучения животных, прежде чем приступить к изучению человека, чем начинать изучение математики, прежде чем начать заG ниматься геологией, психологией или биологией. |