Ежемесячный научнометодический журнал112004
Скачать 2.53 Mb.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ он, быть может, первая полагает начало добрав душе дитяти (с. 43). СИ. Миропольский включил около ста русских народных песен, песен других славянских народов в подготовленный им сборник Русский хор, адресованный семье и школе. Он поддержал выход в свет одного из первых в России сборника народных песен для детей, составленного МА. Мамонтовой (гармонизация ПИ. Чайковского, отметив, что данный труд является прекрасным дополнением к Родному слову» К.Д. Ушинского и заслуживает широкого распространения в практике домашнего и школьного воспитания. На начальном этапе хорового обучения, по Миропольскому, следует разучивать с детьми одноголосные песни и молитвы. Однако, как только школьники приобретут «верность в интонации, уверенность в пении, следует переходить к работе над двух— и трехголосным произведением. Обосновывая необходимость достаточно быстрого перехода к многоголосному пению, музыкант указывал, что у детей наблюдается потребность в таком пении, оно вызывает у них интерес, делает процесс обучения увлекательным. Ссылаясь на собственные наблюдения за пением учащихся в школах, он писал Мы всегда находили, что пение на два, на три голоса доставляло им величайшее удовольствие, и они с необыкновенною охотою выполняли пьески хоровые» (с. 163). Ценность многоголосного пения состоит также в том, что оно благотворно влияет на воспитание у учащихся чувства прекрасного, эффективно способствует их музыкальному развитию. Миропольский считал, что вслед зане продолжительным этапом обучения детей хоровому пению понаслышке (по слуху), должен наступать период обучения по нотам. Соответственно в содержание уроков должен вводиться материал по элементарной теории музыки. Учащимся, полагал педагог, следует давать теоретические сведения в пределах действительной, практической в них нужды, только те, что необходимы для нотного пения. К их числу он относил сведения о нотном письме, интервалах, гаммах, аккордах. Формирование навыка пения по нотам тесно связано с развитием у детей музыкального слуха и ритмического чувства. Особое внимание он рекомендовал уделять формированию у школьников звуко высотных представлений, способности чистого интонирования. Все музыкальное знание и умение, — писал он, — сводится к одному главному, к умению интонировать, то есть к искусству представлять себе в воображении и. брать голосом звук, изображенный условным знаком на бумаге (с. Итак, основу содержания школьного обучения хоровому пению, по представлениям Миропольского, должно составлять разучивание произведений отечественного музыкального народного творчества, церковных молитв и песнопений, ознакомление учащихся с основами элементарной теории музыки, развитие умения петь по нотам, формирование эмоциональноценностного отношения к музыкальному искусству. Преподавание хорового пения, полагал Миропольский, должно осуществляться на основе общедидактических принципов обучения. Он подчеркивал особую значимость принципа воспитания интереса к хоровым занятиям, указывал, что обучение пению необходимо сделать привлекательными интересным для учащихся. Этого можно достичь, считал музыкант, если строить обучение на увлекательном и посильном для школьников певческом материале, постоянно отмечать успехи учащихся, поддерживать в них уверенность в собственных силах, привлекать к активной работе всех детей, раскрывать передними практическую значимость приобретаемых на уроках пения музыкальных познаний. Миропольский указывал на необходимость реализации в хоровом обучении принципа связи теории с практикой. При следовании этому принципу теоретические сведения не обобщаются как данность, в НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1 98 1 Из составленных 22 выпусков было издано лишь три выпуска данного сборника (СПб., 1897–1898). изолированном, несвязанном с пением виде, но выводятся из анализа знакомых, исполнявшихся учащимися музыкальных примеров, после чего полученное новое теоретическое знание многократно закрепляется в певческой деятельности. При таком подходе, считал он, элементарная теория музыки прочно усвоится учениками и не будет только сборником отвлеченных понятий и правил, но живым знанием, постоянно прилагаемым к делу на уроках» 1 Значительное внимание педагог уделял проблеме методов и средств обучения хоровому пению. Говоря о донотном периоде хоровых занятий, музыкант рекомендовал использовать метод пения по таблицам, содержащим графическое изображение мелодий, применять цифровой метод обучения. Он относил цифирную методу к числу наиболее эффективных способов подготовки учащихся начальной школы к пению по нотам. Развитию музыкального слуха детей, по его мнению, особенно помогает постоянное проведение проведенных устных и письменных музыкальных диктантов, атак же систематические упражнения в соль феджировании. Для развития певческого голоса учащихся педагог рекомендовал применять метод вокализации, а при переходе к двухголосному пению — исполнение канонов. Он указывал, что при обучении пению, особенно в первый год занятий, не следует спешить, допускать небрежности. Напротив, необходимо работать с детьми тщательно, пусть нескоро, но верно. Методическая медлительность первых шагов вполне вознаградиться быстрым успехом дальнейших занятий (с. В вопросе о средствах обучения (учебных книгах, методических пособиях и руководствах) Миропольский не был сторонником их ограничения или жесткого регламентирования. Он высказывался за предоставление школами учителям права свободы выбора пособий, считал, что педагогов необходимо обеспечивать рекомендательными списками лучших сочинений. Придавая этому вопросу большое значение, педагог подготовили издал несколько библиографических указателейобзоров отечественной и зарубежной музыкальнопедагогичес кой и нотной литературы. Многие идеи педагогической концепции Миропольского звучат актуально ив наши дни. Особенно значимыми для современной теории и практики начального школьного музыкального образования являются мысли педагога о необходимости пристального внимания к развитию эмоцио нальночувственной сферы детей, о ведущей роли народных песен, ценности церковных напевов, целесообразности ознакомления учащихся с языком музыки, важности активных форм музицирования (прежде всего певческой деятельности) в процессе введения школьников в мир музыки. Эти и другие теоретические положения Миропольского следует иметь ввиду при разработке концепций музыкального образования для современной российской начальной школы. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Народная песня о воспитании // Беседа. № Народная школа по идеям Коменского // Семья и школа. 1873. № 2. 4. Школа и общество. СПб., Учебник дидактики. СПб., Об эстетическом образовании. (Памяти А.С. Пушкина) // Гусельки яровчаты. 1907. № 1, 2, 3, Учитель, его призвание и качества. СПб., 1909. Очерк истории церковноприходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. е изд. СПб., СИ. Миропольский // Народное образование. 1907. № 7–8. С. СИ. Миропольский // Бернандт Г.Б., Ям- польский ИМ. Кто писало музыке Библиогр. слов. Т. 2. МС. Чума АС. СИ. Миропольский — пропагандист наследия Я.А. Коменского // Педагогика. № 7. С. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ 1 Миропольский СИ. Учебник дидактики. е изд. СПб., 1901. С. 45. имний цикл народноправославных праздников В.Н. ШАНСКИЙ, Москва В зимний цикл народноправославных праздников, издавна отмечаемых на Руси, входят Рождество Христово с предшествующим ему Рождественским сочельником, Обрезание Господне или Новый год), Сре ′ тение Господне, Крещение Господне (или Богоявление, а также имеющая глубокие корни Масленица последняя неделя перед сорокадневным предпасхальным Великим постом. Все праздники зимнего цикла (кроме Масленицы) — непреходящие, те. имеющие постоянный день в церковном календаре. Открывает зимний цикл Рождество Христово (Рождество) — наиболее почитаемый и второй по значению после Пасхи православный праздник, отмечаемый 7 января нового стиля — 25 декабря старого стиля. Праздник Рождества связан с рождением (рождество буквально тоже, что рождение) Иисуса Христа. Христос родился в ночь на 7 января нового стиляг. н.э. (25 декабря старого стиляг. до н.э.) в г. Вифлееме в Палестине в семье плотника Иосифа и его жены Марии (постоянно семья жила в г. Назарете. Однако Иосиф не был отцом Христа. Его жена, по религиозным представлениям, родила младенца Иисуса, будучи девственницей. Это явление называется непорочным зачатием, а Мать Христа именуется поэтому Пресвятой Девой Марией (Дева Мария. Другие имена — Богородица (буквально та, которая родила Бога»), Пресвятая Божия Матерь. Ведь Христос одновременно человек и Бог. Дата рождения Христа не является случайной. 25 декабря (различие дат 25 декабря и 7 января связано с различием юлианского и григорианского календарей — см. ниже) — последний из четырех самых коротких дней в году, после чего день начинает расти. Христос родился в самый мрак, но он принес людям свети надежду. День и вечер 6 января (24 декабря ст. ст.) — канун Рождества — называется Рождественским сочельником или сочевником, так как в это время постятся и едят сочиво, т.е. постную кашу и овощи. В рождественский праздник пекли сочни с ягодами, блины, медовые оладьи и постные пироги с горохом, картофелем, кашей. Праздник Рождества наполнен подробностями, которые отражали события, связанные с рождением Христа. В сочельник до вечера, до первой вечерней звезды (как память о той звезде, которая возвестила библейским волхвам — трем королям — о рождении Христа, никто ничего не ест и не садится за стол 1 Ср. у Б.Л. Пастернака Мерцала звезда по пути в Вифлеем Вдруг ктото в потемках, немного налево / От яслей рукой отодвинул волхва, / И тот оглянулся с порога на деву, / Как гостья, смотрела звезда рождества (Рождественская звезда В сочельник детям рассказывали историю, как волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Христу, принесли ему в дар золото, ладан и благовонную смолу (миро), как его славили пастухи, а также различные легенды, связанные с детством божественного Младенца. Подобные легендарные рассказы о рождении и детстве Христа содержатся в Сказаниях о Христе» шведской писательницы Сельмы Лагерлёф (новеллы Святая ночь и В Назарете»). Так, впервой новелле автор рассказывает одну из таких легенд, услышанную ею от бабушки в Рождественский сочельник, когда только они вдвоем не поехали в церковь (одна была слишком стара, а другая «слишком молода) и были огорчены, что не увидят священных огней и не услышат «рождественских песнопений. Легенда повествует о пастухе, к ночному костру которого подошел человек, попросивший огня, чтобы обогреть родившегося Младенца и его Мать. Охраняющие овец собаки не смогли укусить незнакомца, скучившиеся у костра овцы, по спинам которых проситель прошел к огню, не шевельнулись и не проснулись, палка злого пастуха, который хотел отогнать ею незваного гостя от костра, отлетела в сторону. Наконец, даже горячие угли, которые незнакомец взял голыми руками, не обожгли его. Пастух был поражен такими чудесами испросил незнакомца, почему животные и предметы оказывают ему такое милосердие. На это незнакомец ответствовал пастуху, что тот сам поймет, когда увидит. Пастух пошел за незнакомцем и увидел пещеру в скале, где находились Мать и Дитя. Пастух пожалел ребенка и подложил под него овечью шкурку. И только когда пастух проявил милосердие, открылись у него глаза и уши, ион увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать. Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями ив белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя мира [= Иисуса, который освободит людей от греха и смерти. Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда. Рассказ С. Лагерлёф призывает к милосердию. Бабушка, заканчивая свое повествование, говорит внучке То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого. Евангельские сюжеты Святая ночь, Поклонение волхвов отражены во многих шедеврах мировой живописи. Ср. Святую ночь» А. Корреджо, Рождество С. Боттичелли и многие другие. Не случайно героиня Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях АС. Пушкина родилась в Святую ночь (Вот в сочельник в самый в ночь / Бог дает царице дочь»), т.е. в туже ночь, что и воскресший после смерти на кресте Иисус Христос. Существовало народное поверье, что люди, родившиеся в ночь на Рождество, после смерти воскресают, хотя и не навсегда (в отличие от Иисуса Христа. Это поверье использует А.С. Пушкин, поскольку мертвая царевна (подобно своим западноевропейским аналогам — спящей красавице Ш. Перро или Белоснежке братьев Гримм) воскресает (или просыпается от непробудного сна). В деревнях в сочельник посреди улиц жгли костры. Это называлось греть Христа, который именно этой ночью родился в яслях. Ср. у Б.Л. Пастернака в Рождественской звезде Его согревало дыханье вола. / Домашние звери / Стояли в пещере Над яслями теплая дымка плыла». В день Рождества на столе было много блюд, в том числе мясных, что неудивительно, поскольку накануне кончался продолжительный (Филиппов) пост, который длился 40 дней. Было и много веселья — с плясками, ряжеными, с катаниями на санях. С рождественской ночи начиналось святочное гадание. Рождество праздновалось и наследующий день — 8 января, который называется «бабины» (или бабьи каши, так как посвящается роженицами повивальным бабкам (женщинам, которые раньше принимали роды). К концу XIX в. в городах Рождество становится семейным праздником. Его отмеча КРУГЛЫЙ ГОД ют дома, у рождественской елки. Ср. у Б.Л. Пастернака Там детство рождественской елью топорщится («Сочельник»). Детям преподносили подарки, родственникам посылали красивые рождественские открытки. Обычай поздравлять родственников с Рождеством по почте или ходить к ним в гости в рождественские дни в юмористической форме упоминается АС. Пушкиным в Евгении Онегине»: Родные люди вот какие / Мы их обязаны ласкать, Любить, душевно уважать, / И, по обычаю народа, / О Рождестве [= в Рождество их навещать / Или по почте поздравлять». («Евгений Онегин», глава четвертая, ХХ). Действие многих прозаических произведений русской литературы также разворачивается в сочельники дни Рождества. Так, на рождественские каникулы из гимназии приезжают домой Володя Королев и его друг Чечевицын — герои рассказа А.П. Чехова Мальчики. Ну, вот скоро и Рождество» — такими словами приветствует приехавших отец Володи Иван Николаевич. В семье заняты приготовлениями украшений для рождественской елки. Они отец и девочки делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была удивительная и шумная работа. Фраза младшей сестры, сказанная ею по ассоциации с фамилией гостя (Ау нас чечевицу вчера готовили, указывает на соблюдение Рождественского поста. Бегство в Америку друзьягимназисты планируют на сочельник. Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и чтото записывала утром в сочельник Катя и Соня [= сестры Володи тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Чудесные события с кузнецом Вакулой, Солохой и чертом, старым Чубом и другими гоголевскими героями происходят именно в ночь перед Рождеством. Это произведение легло в основу одноименной оперы НА. Римского Корсакова и оперы ПИ. Чайковского «Че ревички». Новый год — праздник в честь первого дня года. В языческий период на Руси названия месяцев были славянские (они сохранились, например, в украинском, польском и других славянских языках. Эти названия были связаны с временными явлениями или действиями природы. Но постепенно Русь переходила к европейским названиям месяцев. В настоящее время число дней в году и время празднования Нового года у всех европейских народов совпадает. Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом возрождения природы и большей частью было приурочено к марту. Постановление считать новый год с месяца авив (те. колосьев, соответствовавшего нашему марту или апрелю, встречаем в законах Моисея. С марта считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 г. до н.э. Юлием Цезарем (так называемый юлианский календарь). В России со временем введения христианства также начинали летосчисление или с марта, или (реже) со дня Пасхи. В г. великий князь Иоанн III Васильевич окончательно утвердил постановление Московского собора считать началом как церковного, таки гражданского года 1 сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п., а для того, чтобы придать больше торжественности этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый мог в это время подойти к нему и попросить у него правды и милости. «Лучшего ради согласия с народами европейскими Петр Великий изменил коренным образом летосчисление и способ празднования Нового года. Он приказал вести летосчисление от Рождества Христова, отменив летосчисление от дня сотворения мира. 15 декабря г. был оглашен царский указ впредь лета счисляти в приказах и во всех делах писать с генваря [= января от Рождества Христова». Царь повелел После благодарению Богу и мо лебного пения в церкви, по большим проезжим улицами знатным людям, и у домов нарочитых именитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить [= сделать некоторое украшение от [= из древ [= деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным [= бедным хотя бы по древу или ветви над воротами или над хороминами [= домами своими поставить. И чтоб то поспело будущего ген варя к 1му числу 1700 сего года а стоять тому украшению генваря по е число того же года. Да генваря ж в й день, в знак веселия, друг НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1 102 друга поздравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет». От этих начинаний Петра берет свое начало современная новогодняя елка, бенгальские огни и т.п. С 14 февраля 1918 г. в России вместо юлианского календаря (старого стиля) был введен григорианский — система летосчисления, установленная в г. при римском папе Григории когда после 4 октября стали считать 15 октября. Однако Православная Церковь не приняла григорианский календарь и продолжает пользоваться юлианским, по которому Новый год (так называемый Старый Новый год) приходится не на 1 января, а на 14е. Следующие праздники зимнего цикла святки с 7 по 18 января) и Крещение Господне, или Богоявление — отмечается 19 января по новому стилю (6 января пост. с.). Праздник установлен в память крещения Господа Иисуса Христа в реке Иордан в возрасте 30 лет Иоанном Крестителем (или Иоанном Предтечей. В праздничный день в церквах происходит освящение воды. Воду освящают в церкви ив проруби на «иор дане» (те. прорубь символизирует Иордан, где был крещен Христос. Эта прорубь таки называется «иордан» или «иордань» (по диалектам возможны варианты «йордан», «иордания», «ердань» и др. Обычно прорубь вырубалась в виде креста или прямоугольника с крестами по бокам, иногда в виде круга с крестами. Служится торжественный молебен, после чего священник, освящая воду, собранную в бочки, опускает в нее крест. Праздник Крещения носит и другое название Богоявление, потому что в момент крещения Иисуса Христа в Иордане Бог Отец свидетельствовал с неба и Бог Дух Святой сошел в виде голубя». В этот день после парадной службы в церкви совершался крестный ход из соборов на берег Москвыреки. Здесь была устроена широкая прорубь во льду. В нее торжественно под звон церковных колоколов опускали крест. Когда крестный ход кончался и возвращался в соборы, некоторые люди быстро раздевались и бросались на секунду в ледяную воду. Когда они, красные, чуть живые, выходили из воды, их радостно встречали, растирали и развозили по домам. Ср. описание купания в «иордане» у И.С. Шмелева в повести Лето Господне». Надо сказать, что в средней полосе России в это время, как правило, стоят очень сильные морозы — свыше двадцати градусов, называемые крещенскими (они более сильные, чем рождественские. Это выражение крещенский мороз реже крещенский холод) вошло в язык в значении «очень сильный мороз, холод. Ср. употребление словосочетания крещенский холод в переносном значении у АС. Пушкина Как сурова Татьяна / Его [Онеги на] не видит, с ним ни слова / У Как теперь окружена / Крещенским холодом она! («Евгений Онегин», глава восьмая, XXXIII). Значительно реже погода в Крещение теплая. Согласно народной примете — теплое Крещение — к хорошему урожаю, к «темному» (те. густому) хлебу. И.С. Шмелев (Лето Господне) так описывает празднование Крещения: Впервые везут меня на ердань смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов Отец спрашивает — хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань... Изпод кремлевской стены, розоватоседой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви и выходят серебряные священники, многомного. В солнышке все блестит — и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев — митры. Долго выходят из под Кремля священники и певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодьакона. Говорят — погружают крест! Слышу знакомое — Во Иордаане… крещаю щуся Тебе, Господии...» и вдруг грохает из пушки. Отец кричит Пушки, гляди, палят и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии и — бабах. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго. КРУГЛЫЙ ГОД Отец подводит меня к избушке, из которой идет дымок, — это теплушка наша, совсем около ердани. И я вижу такое странное бегут голые по соломке Узнаю Горкина, с простынькой, Федю бараночника,… Отец тащит меня к ердани. Гор кин, худой и желтый, как мученик, прыгает со ступеньки в прорубь, выскакивает и окунается и опять аза ним еще, с уханьем «Окрестил ся», — весело говорит отец. Объясним некоторые непонятные современному школьнику слова. Ерда ′ нь — Иордан (диалект) (см. выше). Хору ′ гвь — священное церковное знамя. Ри ′ за — одежда священника для богослу жения. Архиере ′ й — общее название для высших чинов духовенства (епископа, архиепископа, митрополита). Ми ′ тра — головной убор, надеваемый высшими чинами духовенства вовремя бо гослужения. Протодья ′ кон — старший дьякон, духовный сан в Православной Церкви. Му ′ ченик — в православии — человек, почитаемый Церковью и верующими, претерпевший нестерпимые мучения или «принявший смерть за веру. В ночь на Крещение (последний день святок) обычно происходили гадания. Этой теме посвящена, например, баллада В.А. Жуковского Светлана. Уже впервой строфе ее перечисляются различные способы гадания: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны [= изумрудные]; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны [= подблюдные]. Девушки гадали с целью узнать, скоро ли ктонибудь из них выйдет замуж, кто будет женихом, каким он будет мужем. Так, если брошенный башмачок падал носком от дома, это означало, что девушка должна была скоро выйти замуж, если же башмачок падал носком к двери дома, то девушка должна была подождать до следующих святок. Название подблюдные песни или святочные, которые поются при гадании) происходит от гадания кому вынется, тому сбудется, при котором вынимают поочередно из накрытого или изпод опрокинутого блюда подложенные туда вещи. Одной из подобных подблюдных песен была та, которую предлагали спеть Светлане подруги: |