Главная страница
Навигация по странице:

  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1 56α a β a b d c e f b α ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

  • ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1 60единенный уголок К урокам изобразительного искусства А.М. МАЛЬЦЕВА

  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1

  • ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 65 (Продолжение читайте нас МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

  • С.А. МАРЧЕНКО

  • А.В. МИХАЙЛОВА

  • В.П. ОСМОЛОВСКАЯ

  • Ежемесячный научнометодический журнал112004


    Скачать 2.53 Mb.
    НазваниеЕжемесячный научнометодический журнал112004
    Дата04.05.2022
    Размер2.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1407239105-251559289.pdf
    ТипДокументы
    #512525
    страница8 из 15
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № ПОПРАВКА В № 10 журнала за 2003 г. фамилию автора статьи Мы работаем водной школе следует читать Р.А. Данилина. Приносим автору свои извинения
    ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
    55
    зучение элементов стереометрии в начальных классах — прихоть или необходимость...
    О.В. ЛАПШИНА,
    старший преподаватель МГПУ — филиала в г.Зеленограде
    Одной из современных мировых тенденций является гуманизация школьного образования, ориентирование процесса обучения на индивидуальные интересы учащихся. На первый план выдвигается создание оптимальных условий для выявления и развития способностей учащихся,
    удовлетворение их интересов и духовных потребностей, обеспечение самоопределения и поиска своего места в жизни. Одним из немаловажных аспектов развития личности является развитие мыслительной деятельности.
    Важной задачей формирования у детей мышления является развитие теоретического мышления, как понятийного, таки образного. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубокими разносторонним,
    точным и богатым оттенками, каким оно является в реальной жизни.
    Уроки математики в начальной школе играют в этом процессе очень существенную роль. Алгебраические аспекты этого предмета формируют в основном аналити
    косинтетическое мышление, а геометрические способствуют развитию такого важного и сложного вида мышления, как пространственное. Основной оперативной единицей пространственного мышления является образ, в котором представлены пространственные характеристики объекта:
    форма, величина, взаиморасположение составляющих его элементов.
    Важным этапом на пути развития теоретического образного мышления является формирование пространственных представлений. Именно представлениями, а не знаниями должен обогатить своих учеников учитель на начальном этапе обучения
    Наиболее приемлемым решением данной проблемы, на наш взгляд, являются дополнительные занятия с детьми, на которых учитель шаг за шагом, постепенно, понемногу будет приобщать их к трехмерному пространству, к удивительному, сложному, но очень интересному миру стереометрии.
    Считаем необходимым поделиться опытом таких занятий. Мы предположили, что изучение объемных фигур в начальных классах явится эффективными будет способствовать развитию пространственного мышления, если материал упорядочить и дать по принципу от простого к сложному в содержание обучения включить теоретические понятия и задания для практической деятельности учащихся при введении и уточнении нового представления сочетать в работе учащихся деятельность на предметной основе с деятельностью на достаточно высоком уровне абстрагирования.
    На основе этих предположений нами разработан специальный курс, названный
    «Мир геометрии. Рассчитан данный курс натри года обучения (2, 3 и 4 классы по программе 1–4). В качестве учебного пособия для учащихся нами были разработаны тетради на печатной основе, содержащие минимум теоретического материала, и разнообразные задания для практической и мыслительной деятельности учащихся. Во II классе изучаются следующие разделы. Плоскость. Фигуры на плоскости. Куб. Призма.
    Рассмотрим, каким образом можно построить работу по изучению каждого раздела.
    Цель первого раздела — ввести учащихся в мир трехмерного пространства. Сначала мы знакомим их с плоскостью и ее изображением на чертеже. При этом мы не даем определений, а опираемся только на опыт детей. Далее рассматриваются различные фигуры, как плоские, таки объемные. На основе практической деятельности их определяют, что каждая геометрическая фигура может либо лежать в плоскости, либо иметь с плоскостью одну или несколько общих точек, либо не иметь общих точек с плоскостью. Параллельно с демонстрацией данных явлений мы показываем, как это можно изобразить на чертеже. Причем с каждым заданием повышается доля самостоятельности детей. Приведем примеры подобных заданий, использованных нами при работе по теме Прямая и плоскость. Рассмотри рисунок (рис. Запиши буквами прямые, которые:
    а) принадлежат плоскости
    α
    : . . . . . . . . . . б) имеют с плоскостью одну общую точку . . . . . . . . вне принадлежат плоскости
    α
    : . . . . . . . .
    2. Прямая a имеет с плоскостью одну общую точку (см. рис. 2). Построй еще 3 прямые, которые имеют с плоскостью одну общую точку. Построй прямую a, которая имеет с плоскостью одну общую точку и пересекает прямую b рис. Из опыта известно, что при выполнении задания 3 испытывают трудности, так как не могут определить, где именно прямая должна пересечь плоскость. Для преодоления данной трудности необходимо продемонстрировать прямую, которая протыкает бумажную плоскость. После демонстрации дети сразу приходят к выводу, что прямая a должна пересечь (проткнуть) плоскость именно на прямой Выполнение подобных заданий способствует не столько усвоению какихлибо новых знаний, сколько помогает учащимся лучше ориентироваться в трехмерном пространстве, а также изображать предметы и явления на бумаге.
    Большим успехом пользовалась у детей практическая работа под названием Соревнование с учителем. Суть ее в том, что ученики изображают те геометрические фигуры, которые указывает учитель.
    Например:
    — изобрази плоскость
    α
    ;
    — построй прямую a, которая не принадлежит плоскости
    α
    ;
    — построй отрезок AB, который имеет с плоскостью одну общую точку построй точку С, которая принадлежит отрезку AB, ноне принадлежит плоскости
    α
    , и т.д.
    Учащиеся с удовольствием выполняют данную работу и счастливы, когда у них получился такой же чертеж, как у учителя.
    По окончании изучения первого раздела ученики должны свободно оперировать следующими терминами точка, прямая, отрезок, луч, плоскость, плоские и объемные фигуры и их отличия, вершины, стороны,
    грани, ребра, существенные и несущественные свойства. Также учащиеся могут построить простейший чертеж различных фигур, опираясь на их существенные свойства.
    Цель второго раздела — познакомить учеников с такой объемной геометрической фигурой, как куб. Школьники учатся выделять свойства данной фигуры, знакомятся с разверткой. Используя эти знания, они сами изготавливают куб из плотной бумаги.
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1
    56
    α
    a
    β
    a
    b
    d
    c
    e
    f
    b
    α
    ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
    57
    Далее ведется более сложная работа.
    Мы знакомим учащихся с сечениями куба,
    параллельным переносом данной фигуры и плоскостями его симметрии. Для этого используются специальные наглядные пособия, изготовленные из плотной бумаги.
    Например, для знакомства с сечениями изготовлены кубы, которые «открываются»
    поразному, демонстрируя некоторые сечения. Дети могут наблюдать, по каким граням проходит сечение и какая плоская фигура получилась в результате.
    Параллельно с этой работой мы учим строить чертежи, причем задания, предлагаемые ученикам, расположены по принципу от простого к сложному. Приведем примеры таких заданий. Рассмотри куб (рис. Построй сечение куба по точкам, данным на чертеже. Найди ошибку в чертеже куба с сечением (рис. 5). Исправь ее. Построй сечение куба таким образом,
    чтобы оно делило фигуру на две равные части (рис. 6).
    4. Выбери изданных фигур те, в которых построенное сечение является плоскостью симметрии (рис. По окончании знакомства с разделом
    «Куб» учащиеся имеют представление о данной геометрической фигуре, оперируют терминами развертка, сечение, плоскость симметрии, параллельный перенос владеют навыками построения соответствующих чертежей.
    Цель третьего раздела — дать представления о призме, ее существенных и несущественных свойствах. Работа строится аналогично работе с кубом. Рассматриваются различные призмы, их сечения, параллельный переноси плоскости симметрии.
    Вводится большое количество практической работы по изготовлению призм с использованием чертежей разверток. Для закрепления представлений о развертке предлагаются задания следующих видов. Соотнеси чертежи фигур с развертками. Выбери развертки, из которых можно склеить треугольную призму. Выбери развертки, из которых нельзя склеить призму. Дострой или построй чертеж развертки данной фигуры. Рассмотри рис. 8. Что изменилось?
    Как изменится чертеж развертки данной фигуры?
    Таким образом, по окончании изучения раздела Призма учащиеся понимают, что) существуют различные призмы 2) куб и параллелепипед являются частными случаями призмы. Для лучшего запоминания предлагается следующая схема:
    Делается вывод, что куб — это правильная четырехугольная призма, у которой все ребра равны.
    В III классе учащимся предлагаются следующие разделы) цилиндр) пирамида.
    Цель первого раздела — дать представления о цилиндре как о фигуре вращения.
    Соблюдая логику построения курса, уточняем, что цилиндр — это призма с бесконечным числом боковых граней.
    Далее работа по изучению данной объемной фигуры строится аналогично работе с призмой выделяем существенные свойства, учимся строить чертеж цилиндра,
    рассматриваем его развертку. Затем по чертежу развертки ученики изготавливают собственные цилиндры из плотной бумаги.
    После этого рассматриваются различные сечения цилиндра, параллельный перенос данной фигуры, плоскости его симметрии. Причем внимание акцентируется на том факте, что цилиндр, как и все фигуры вращения, имеет бесконечное число плоскостей симметрии.
    Цель второго раздела — дать представления о пирамиде, видах пирамид, развертках, сечениях, параллельном переносе и плоскостях симметрии данной фигуры.
    Отметим, что в III классе в качестве практической работы включены задания различных видов) анализ данных чертежей) исправление ошибок в чертежах фигур) дополнение чертежа недостающими элементами) построение чертежей фигур) анализ групп фигур с целью выявления общих и отличительных признаков,
    разбиение фигур на группы по какомулибо признаку.
    Ввиду того что дети уже знакомы со многими геометрическими фигурами, задания эти разнообразны и интересны. Приведем примеры некоторых заданий. Назови номера фигур, в которых построенное сечение будет являться плоскостью симметрии (рис. 9).
    2. Найди ошибки в чертежах пирамиды
    (рис. 10) и исправь их. Попробуй построить различные пирамиды и подпиши их названия (рис. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № ДРУГИЕ ПРИЗМЫ
    НАКЛОННЫЕ
    ПРИЗМЫ
    КУБ
    ПАРАЛЛЕЛЕ>
    ПИПЕД
    ПРАВИЛЬНЫЕ
    НЕПРАВИЛЬНЫЕ
    1 2
    3 4
    5 6
    7 1
    2 ПРЯМЫЕ

    4. Рассмотри пирамиду (рис. 12). Мысленно переверни ее основанием кверху.
    Попробуй зарисовать. Найди лишнюю фигуру (рис. 13). Как одним словом назвать оставшиеся фигуры
    6. Построй в цилиндрах (рис. 14) сечения так, чтобы получились указанные фигуры.
    Все данные задания дети выполняют непосредственно в рабочих тетрадях простым карандашом.
    В IV классе ученикам предлагаются следующие разделы. Конус. Правильные многогранники. Шар.
    Методика работы сданными разделами аналогична работе в III классе. Важно отметить, что построение чертежей правильных многогранников сложно для детей 9–10 лет,
    поэтому задания данного раздела направлены в основном на анализ изображенных чертежей и, как наиболее сложные, на построение отдельных элементов чертежа.
    По окончании изучения каждого раздела, начиная с плоскости и заканчивая шаром, ученикам предлагаются тестовые задания для проверки собственных умений и навыков. Строятся они таким же образом,
    как задания, предлагаемые для закрепления, только включают в себя изученный материал в комплексе.
    К концу IV класса учащиеся имеют представления обо всех основных объемных фигурах, хорошо владеют навыком построения чертежей.
    Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что предлагаемые задания способствуют формированию пространственных представлений. Кроме того, такая работа очень нравится ученикам, так как включает в себя новые, необычные для них виды работы, интересные вопросы для размышления. Таким образом, мы рекомендуем творческому учителю включать в работу элементы стереометрии, что способствует не только более эффективному обучению математике, подготовке к изучению геометрии в средней школе, но и развивает личность ребенка в целом.
    ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1
    60
    единенный уголок
    К урокам изобразительного искусства
    А.М. МАЛЬЦЕВА,
    Москва
    Петербургский Эрмитаж, бесспорно, является одним из чудес света. Двести сорок лет исполняется первому и самому большому музею в России, одному из крупнейших музеев мира. Коллекция Эрмитажа насчитывает около трех миллионов экспонатов и представляет всю историю человечества первобытную культуру, культуру и искусство Древнего Египта, античного мира, Западной Европы, Востока и, конечно,
    России.
    Музей расположен в самом центре
    СанктПетербурга, он занимает пять зданий, составляющих единый архитектурный ансамбль. Это Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж
    .
    Зимний дворец — одно из лучших творений великого архитектора Ф.Б. Растрелли,
    приехавшего еще в петровские времена из
    Италии в Россию со своим отцом, знаменитым скульптором Б.К. Растрелли. Зимний дворец соперничал с лучшими дворцами Европы не только пышностью своей архитектуры, но и роскошью внутреннего убранства.
    Зимний дворец Растрелли не первая, а уже пятая зимняя царская резиденция в Са
    нктПетербурге. Первый Зимний дворец
    Петра I — скромное двухэтажное здание с высоким крыльцом и черепичной крышей был построен в 1711 г. на берегу Невы и специально прорытого канала, который соединил реку Мойку с Невой и стал называться Зимней канавкой. Через десять лет на том месте, где сейчас располагается Эрмитажный театр, по проекту архитектора
    Ч. Маттарнови возвели второй Зимний дворец, в котором в январе 1725 г. умер
    Петр I. В 1827 г. петербургский архитектор
    Д. Трезини перестроил здание, создав третий Зимний дворец. При императрице Анне Иоанновне в 1730 г. тогда еще молодым архитектором Ф.Б. Растрелли под дворец был перестроен дом Апраксина, находившийся неподалеку от Дворцового моста.
    Так появился четвертый дворец, а затем на его месте пятый, который стоит и сейчас.
    Последний был заложен в 1755 г. при императрице Елизавете Петровне и строился семь лет. По замыслу заказчицы новый дворец должен был поразить всех блеском архитектурного решения, декоративным богатством, ив полной мере этим представлениям соответствовал господствующий тогда стиль барокко.
    Тысячи лучших мастеров (каменщики,
    плотники, штукатуры, лепщики, живописцы, около трех тысяч солдат строили дворец.
    В апреле г. во дворец въехал новый царь Петр III, но вскоре хозяйкой его стала императрица Екатерина Дворец трехэтажный, хотя зрительно воспринимается более высоким, в плане представляет собой прямоугольник с внутренними дворами. О размерах дворца дают представление следующие цифры длина его почтим, ширина 160 м, высотам, а протяженность карниза, окаймляющего здание, почти 2км.
    Нельзя не удивляться неистощимому богатству фантазии, щедрости и силе таланта архитектора Растрелли. Здание изумрудного цвета с белыми сероватооливко
    вым декором монументальные белые колонны, разнообразные окна и множество скульптурных украшений — головки амуров, маски, вазы, листья фантастических растений. На крыше дворца установлено более 100 скульптур, среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела
    Вулкана и бога морей Нептуна. Скульптура над кровлей создает неповторимый причудливый силуэт дворца. Это богатство декора в зависимости от времени дня и освещения каждый раз производит новое впечатление и создает необычные живописные картины. Несколько лет назад была установлена вечерняя декоративная подсветка,
    делающая Зимний сказочным дворцом. Одной стороной дворец обращен к Неве, главным фасадом — на
    Дворцовую площадь.
    В середине XVIII в.
    русской придворной знати пришлась по вкусу французская затея — устраивать в дворцовых парках небольшие двухэтажные парадные павильоны для отдыха царствующих особ со своими приближенными. Такой павильон назывался эрмитаж, что в переводе с французского означает уединенный уголок или место уединения».
    На первом этаже таких построек располагалась прислуга, на втором — гости. Сервированные столы поднимались наверх с помощью специальных механизмов. Первый такой павильон был построен при Петре затем эрмитажами были украшены парки загородных царских резиденций — Петер
    гофа и Царского Села.
    Вокруг Зимнего дворца в Петербурге не было парка, и Екатерина II распорядилась построить новое здание, на уровне бельэтажа которого устроить сад и павильон Эрмитаж. На стенах павильона были размещены картины из собрания Зимнего дворца. Но со временем для художественной галереи были построены новые помещения, и название Эрмитаж перешло на все помещения, где хранились картины.
    В 1764 г. по приказу Екатерины II у берлинского купца Гоцковского, собиравшего произведения искусства для прусского короля Фридриха II, были приобретены картин европейских художников. Этот год принято считать годом основания теперешней обширнейшей коллекции Государственного Эрмитажа. Но и сегодня музей остается благодатным местом уединения от суеты житейской души человека, соприкасающегося с Прекрасными познающего мир через Искусство. Счастлив тот,
    кто в залах всемирно известного музея все видел своими глазами, можно позавидовать тому, кому еще только предстоит встреча с Эрмитажем. Надеемся, что волшебный мир этого музея немного приоткроется в рассказе о мастерстве и вдохновенном труде талантливых зодчих, живописцев, скульпторов, рабочих
    умельцев, создавших этот поистине чарующий ансамбль зданий, богатую внутреннюю отделку и убранство, об уникальной художественной коллекции Эрмитажа.
    Основанная Екатериной II художественная коллекция довольно быстро стала расти.
    Русским послам при иностранных дворах было поручено собирать для Эрмитажа лучшие произведения искусства. Русское правительство приобретало целые коллекции ура зорившихся аристократов Европы. В Эрмитаж поступали картины, гравюры, рисунки,
    предметы античного искусства, западноевропейского прикладного искусства, оружие,
    монеты, медали, книги (в том числе библиотека Вольтера). В покупке произведений для
    России в разное время участвовали французский просветитель Д. Дидро, немецкий ученый и писатель Я. Гримм, русский дипломат
    Д. Голицын, собиратель автографов, открывший Слово о полку Игореве» А. Мусин
    Пушкин и многие другие выдающие люди.
    «Место уединения начинало превращаться в крупный музей. Уже в 1764–1767 гг. по проекту архитектора Ж.Б. ВалленДеламота рядом с Зимним дворцом было выстроено здание, названное «Ламотов павильон, известное сейчас как Малый Эрмитаж. В гг. архитектор Ю.М. Фельтен в
    ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
    61
    Малый Эрмитаж. Висячий сад
    одну линию с Эрмитажем возвел здание, названное Старым (или Большим) Эрмитажем,
    а затем в 1783–187 гг. по проекту Д. Кварен
    ги в стиле классицизма был построен Эрмитажный театр. Это здание дворцового театра было построено на фундаменте Зимнего дворца Петра I. Удивительный музей открыт сейчас под небольшим театральным залом в нем реконструированы двор и первый этаж совсем небольшого дворца. Эта петровская экспозиция создана с большим художественным вкусом и деликатностью требуется совсем немного воображения, чтобы перед вами из глубины веков возник тот старый петровский дворец. Потолок в музее затянут черным бархатом, напоминающим звездное небо над
    Петербургом, а часть фасада, отражаясь в боковых зеркалах, дает представление о его настоящих, не дошедших до наших времен,
    размерах. Во внутреннем дворике стоят сани и повозки того времени, а в самом дворце воссозданы интерьеры с подлинными вещами Петра I и его эпохи. Впечатление от посещения этого необычного музея остается настолько яркое, что как будто прикасаешься к чемуто таинственно ушедшему и возникающему, как мираж.
    В судьбе первоклассной коллекции Эрмитажа — одной из лучших в Европе — были и трагедии. 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул большой пожар. Из него выносили скульптуры, картины, мебель, посуду — все,
    чем славился дворец. Эрмитаж удалось спасти, а от Зимнего дворца на третий день остался только гигантский каменный остов. Огромной ценой, благодаря таланту и энергии создателей проекта восстановления В.П. Стасова и
    А.П. Брюллова (брата великого художника Карла Брюлло
    ва), самоотверженному труду строителей, всего через год с небольшим Зимний был возрожден. А в середине в. (1842–1851) к нему было пристроено здание художественного музея, названное
    Новым Эрмитажем. Проект первого специального музейного здания был создан немецким архитектором Л. Кленце под руководством и при участии русских архитекторов НЕ. Ефимова и В.П. Стасова. Здание
    «Императорского музеума» построено в новогреческом стиле. В декоративном оформлении Нового Эрмитажа большая роль придавалась скульптуре для того чтобы подчеркнуть назначение здания, в нишах первого и на кронштейнах второго этажа расположили статуи выдающихся художников,
    скульпторов и историков искусства разных времени народов. Портик здания образуют десять пятиметровых фигур атлантов, которые несут на своих плечах балкон здания.
    Фигуры мифологических титанов высечены из темносерого гранита по модели известного скульптора академика АИ. Теребе
    нева. Таких атлантов нет нигде в мире, они стали уникальным пластическим воплощением глубинной философии устройствами роздания, а созерцающие их обретают необыкновенную твердость духа:
    Когда на сердце тяжесть и холодно в груди, К ступеням Эрмитажа ты в сумерках приди,
    Там без тепла и света, забытые в веках,
    Атланты держат небо на каменных руках.
    А. Городницкий
    Новый Эрмитаж, оставаясь продолжением Зимнего дворца, был задуман как публичный «музеум». В нем разместили не только коллекции уединенного уголка, но и произведения из пригородных царских дворцов, а также найденные вовремя раскопок памятники греческой и скифской культуры. Праздник открытия музея был обставлен очень пышно, но попрежнему выдача билетов для посещения оставалась за придворной конторой. Для художников музей стал настоящей школой живописи и скульптуры.
    Сейчас залы первого этажа Нового
    Эрмитажа представляют искусство Древнего
    Египта и античного мира. Среди памятников античного искусства находится и знамени
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № Золотая пантера. Келермесский курган
    тая, приобретенная самим Петром I статуя
    Венеры Таврической.
    Шло время, и Эрмитаж стал не только свидетелем, но и участником новых драматических и трагических событий русской истории. Вовремя Октябрьской революции 1917 г. Зимний дворец стал оплотом новой власти. И хотя в последующие годы эрмитажные коллекции пополнились национализированными собраниями Строга
    новых, Юсуповых, Шувало
    вых, Мятлевых, Шереметевых и других, картинами из пригородных царских дворцов,
    Зимний потерял свой блеск и былое величие. В тяжелые для
    России е годы прошлого века, годы становления новой жизни, фонды Эрмитажа пострадали изза неоправданной продажи другим странам таких произведений искусства, как картины Рафаэля, Рембранта, Рубенса и других шедевров.
    В годы Великой Отечественной войны гг. ценой неимоверных усилий сокровища Эрмитажа были спасены часть коллекций (1 118 000 самых ценных экспонатов) эвакуирована в Свердловск (сейчас
    Екатеринбург), оставшиеся экспонаты были укрыты под сводами подвалов, где постоянно жили и работали около двух тысяч музейных сотрудников. Но зданиям эрмитажного архитектурного ансамбля былина несены серьезные повреждения — 32 снаряда и 2 авиабомбы попали во дворцы. Сейчас о тех трагических днях ничего не напоминает, и попрежнему тысячи людей каждый день приобретают, говоря словами
    В.А. Жуковского, эрмитажный билет»,
    чтобы пройти по неповторимым залам этого величественного дворцового комплекса.
    Рассказать о каждом из залов (а их более) невозможно, поэтому остановимся на некоторых, наиболее интересных в художественном и историческом отношении.
    Уже вестибюль музея (Зимний дворец)
    впечатляет монументальными белыми колоннами, образующими галерею, в глубине которой открывается Главная лестница Зимнего дворца. Она залита светом и позолотой,
    украшена мраморными колоннами, лепниной, скульптурой и огромным живописным плафоном. Поднявшись по ней, посетители попадают в роскошные залы.
    Большие парадные залы предназначались для официальных дворцовых церемоний. Один из первых — Большой тронный

    или Георгиевский, зал. Его площадь — 1103 кв. мВ прежние времена здесь устраивались царские балы и обеды. Торжественную обстановку создавали потолок с золоченым орнаментом, рисунок которого повторен в наборном паркете из 16 разных пород дерева, балкон и люстр. В глубине зала величественный царский трон, вдоль стен стоят чудесные изделия из малахита, лазурита, яш
    мы.
    Неподалеку от Большого тронного зала находится знаменитый Малахитовый зал признанный шедевр русского дворцового интерьера. Его колонны, пилястры и камины облицованы малахитом. Зеленый цвет празднично сочетается с золотом лепнины потолка и дверей и малиновыми портьерами и обивкой мебели. Зал отделывался по проекту А.П. Брюллова. Малахит — очень ценный декоративный минерал — был известен еще в древности, но только в России его добыча и применение достигли колоссальных размеров. Красота и магическая притягательность этого камня отражена в легендах и поверьях ни одному из известных камней не приписывали свойства делать человека невидимым.
    Минуя несколько залов, можно попасть в Малый тронный (Петровский) зал, посвященный памяти Петра I. Своды здесь расписаны золотым узором, в который вплетены короны, двуглавые орлы и вензели
    «РР». На боковых стенах картины баталии
    «Полтавский бой и Сражение при Лесной. В глубине зала аллегорический портрет первого российского императора, созданный итальянским художником Амико
    ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
    63
    Огюстен Пажу. Портрет графини Дюбарри.
    ни. Под картиной трон, изготовленный вначале в. в Лондоне.
    Событиям русской истории начала в. — Отечественной войне г. посвящена Военная галерея. Она сооружена в 1826 г. как памятник героическому прошлому России. На сводах галереи изображены военные доспехи и аллегорические женские фигуры с лавровыми венками в руках. Основное же место в простой, пово
    енному строгой отделке галереи занимают портрета генералов, участников сражений этой войны. Портреты создали английский портретист Д. Доу и русские художники В.А. Тропинин, В.А. Голике и
    А.В. Поляков. Генералы позировали художникам в мастерской, устроенной водной из комнат дворца. Пустые рамки хранят лишь имена погибших героев. Военной галерее посвятил стихотворение «Полководец»
    А.С. Пушкин, неоднократно посещавший
    Зимний дворец и галерею:
    У русского царя в чертогах есть палата Она не золотом, не бархатом богата;
    Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
    Но сверху донизу, вовсю длину, кругом,
    Своею кистию свободной и широкой
    Ее разрисовал художник быстроокой.
    Даже самое богатое воображение поражает Павильонный зал Малого Эрмитажа.
    Его нынешнее оформление создано в середине XIX в. архитектором А.М. Штакенш
    нейдером. Отделка его причудлива. Он весь пронизан светом, который преломляется в хрустальных подвесках бесчисленных огромных люстр и создает незабываемую игру всех цветов спектра. Его белоснежные мраморные колонны, поддерживающие круглые балкончики, напоминают легкие аркады арабских двориков. У стен ракови
    ныфонтаны, подобные тем, которые украшали дворцы восточных правителей. В зале размещена экспозиция мозаичных работ конца XVIII — середины XIX в. Украшают зал и мозаичные столы итальянской работы, необыкновенные по декоративности и тонкости работы, например столик Морское дно фон из яркосинего лазурита, ара ковины и растения выполнены из светлых агатов, красных кораллов и разноцветной яшмы. Но, может быть, более всего поражают в этом зале часы Павлин в сказочном саду на стволе дуба сидит большая прекрасная птица, рядом с ней — клетка с серебряной совой, на пеньке — петух. Поддеревом растут грибы. Циферблат часов помещен в шляпке самого большого из них. В рассчитанное время павлин распускает свой золо
    тистоизумрудный хвост и поворачивается,
    петух поет, а затем всё опять замирает. Эти волшебные часы были выполнены знаменитым английским часовщиком XVIII в.
    Д. Коксом и куплены князем ГА. Потемки
    ным в подарок Екатерине II специально для ее эрмитажной коллекции. Собрал же часы знаменитый механикизобретатель
    И.П. Кулибин. Современник АС. Пушкина поэт Глебов писал в стихотворении, посвященном этим часам:
    Я зрел волшебный дивный сад,
    И там в забвенье одиноком
    На деревах во сне глубоком
    Сидят павлин, сова, петух…
    К Павильонному залу примыкает Висячий сад с галереями, сохранившиеся св. Сад соединял два павильона Малого Эрмитажа, в северном из которых были устроены помещения для уединения Екатерины II. Это самые первые музейные площади Эрмитажа.
    К зданию же Старого Эрмитажа примыкают бесценные в художественном отношении Лоджии Рафаэля, расположенные вдоль набережной Зимней канавки и включенные впоследствии в состав здания
    Нового Эрмитажа. Название «лоджия»
    итальянское и порусски означает открытая галерея. Эрмитажные лоджии повторяют всемирно известную Ватиканскую галерею, построенную крупнейшим архитектором итальянского Возрождения Бра
    манте и расписанную Рафаэлем и его учениками, но только Д. Кваренги сделал свои лоджии не открытыми, а застекленными. На стенах и потолке укрепили привезенные холстыкопии итальянских фресок. Богатейший узор сплошь покрыл своды потолка, простенки между окнами и зеркалами. Сюжеты живописи разнообразны сцены из античных мифов, раститель
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1
    64
    ный и животный мир, сюжеты из Библии.
    Сочетание мягких красок росписи стен со строгой архитектурой создает необычайно цельное впечатление.
    Замечательно, что в музее можно увидеть как роскошные парадные залы, таки побывать в воссозданных жилых интерьерах дворца, где царит совсем иная атмосфера покой, тишина и гармония ушедшей в века жизни. Это гостиные и личные комнаты, решенные в разных стилях. Так, царская библиотека отделана в готическом стиле. В Эрмитаже можно увидеть помещения,
    созданные в очень модном в конце XIX начале XIX в. неорусском стиле, возрождавшем традиции русской старины. Как ив других дворцах, в Зимнем есть прекрасная барочная домовая церковь царской семьи церковь Вознесения. Художественная коллекция Эрмитажа пополнялась на протяжении более 200 лети то, что доступно для посетителей, — это лишь малая часть того огромного айсберга,
    которым является это уникальное собрание в музее около 16 тысяч картин, 12 тысяч скульптур, более 250 тысяч произведений прикладного искусства, свыше 600 тысяч археологических памятников, свыше млн монет и медалей.
    Среди самых знаменитых произведений эрмитажного собрания — шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, полотна Ремб
    рандта, Рубенса, Веласкеса, Эль Греко, Сур
    барана, Лукаса Кранаха Старшего, Ван Дей
    ка, Н. Пуссена, А. Ватто, Делакруа и многих других великих мастеров Западной Европы.
    Прославленную картинную галерею Эрмитажа открывают произведения итальянской школы. Зал итальянского искусства украшен мозаиками и живописными панно,
    двери его отделаны черепахой и золоченой бронзой. Из окон открывается видна Неву.
    В этом зале представлены два бриллианта мировой живописи — две Мадонны Лео
    нардо да Винчи, непревзойденного мастера
    Высокого Возрождения. Он был не только художником, но и ученым, скульптором, архитектором. Живописное наследие мастера невелико — всего 12–14 произведений.
    «Мадонна Бенуа» (Мадонна с цветком) и Мадонна Литта» (около поистине бессмертные творения мастера.
    Они совсем небольшие по размерам, но вечная тема Мадонны с младенцем передана в них тонко и жизненно правдиво, с изумительной простотой раскрыты чувства нежной, трогательной материнской любви,
    заботы и пробуждения в человеке жажды познания. Совершенное знание движения человеческого тела, использование законов перспективы и светотени являет мастер в этих полотнах.
    В Эрмитаже хранится одна из самых богатых коллекций великого голландского художника XVII в. Рембрандта ван Рейна.
    Человек сего чувствами и переживаниями изучается художником и с большой выразительностью воплощается в его произведениях. Наиболее известные картины
    Рембрандта из коллекции Эрмитажа Флора, «Даная», Возвращение блудного сына и портреты, которые не имеют аналогов по силе выразительности образов.
    Эрмитаж обладает удивительной коллекцией картин французских художников
    импрессионистов: К. Моне, А. Сислея,
    К. Писсарро, О. Ренуара, Д. Дега. Прекрасно представлены в эрмитажном собрании полотна постимпрессионистов — П. Сезан
    на, В. Ван Гога, П. Гогена и многих других.
    Среди сокровищ Эрмитажа — уникальная коллекция художественных изделий из камня, которые представлены по всему музею. Один из шедевров этой коллекции гигантская Колыванская ваза. Более лет назад на Алтае у горы Ревнюхи, в 50 км от Колыванской фабрики, нашли залежи сероватозеленой яшмы. Из монолита яшмы весом в 70 пудов решили сделать чашу лет работали мастера Колыванской гранильной фабрики (1829—1843). Семь месяцев вазу везли в Петербург, сначала на барже, затем на специальной телеге, впрягая по 120—160 лошадей. В небольшой зал первого этажа Нового Эрмитажа через еще незаложенную стену 700 рабочих поместили метровую по высоте вазу (размер ее овальной чаши 5
    ×
    3,25 м) на специальный постамент. Ваза имеет настолько строй
    ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
    65
    (Продолжение читайте нас МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

    Зачетигра на уроках математики
    Я начала выписывать журнал Начальная школа с г, еще будучи студенткой. Вот уже на протяжении 26 лет с радостью читаю журнал, который,
    безусловно, помогает мне в работе. Частью своего
    опыта я хотела бы поделиться с коллегами.
    Неотъемлемой частью учебного процесса является учет и контроль знаний. Для этого учителя используют разнообразные формы проверки знаний учащихся. Уже в течение 10 летя использую такую форму контроля, как зачетигра. Особенности этого зачета заключаются в том, что, вопер
    вых, я подбираю к нему дифференцированные задания вовторых, принимают зачету детей родители. Такие зачеты ученики ждут и любят.
    Перед зачетом класс украшается в соответствии с темой. Если тема зачета Путешествие к Снежной королеве, то мы украшаем класс снежинками, вырезанными из бумаги если тема В мире мультзвезд» — то картинками с изображением героев мультфильмов, рисунками детей. Перед зачетом я провожу консультации для родителей, на которых объясняю, как оцениваются задания. За правильное выполнение задания ученики получают определенное количество баллов и награждаются подарками (в зависимости от темы. Например, зачет на тему
    «Украсим елку оценивается новогодними игрушками. Если задание выполнено на отлично, то ученик получает красную игрушку, если на 4 (хорошо) — зеленую, если удовлетворительно) — желтую.
    Все зачеты начинаются следующими образом ученики входят в класс под музыку;
    на партах лежат листочки с заданиями, чистые листы бумаги, ручка, карандаш, линейка. Родители занимают места между рядами.
    Учитель выступает на зачетах в роли
    «режиссера».
    Приведу пример двух зачетов.
    Зачет Тема сложение и вычитание в пределах (Путешествие к Снежной королеве»).
    Цель: проверить знания, умения и навыки по таблице сложения и вычитания в пределах Оборудование. У учащихся карточки с заданиями, например. Как получить. Реши задачу.
    Было Нашли еще Всего стало. Поставь знак > или <.
    7

    8 10 — 3

    10 4 + 4

    4 4. Реши примеры + 4 7 +210 — 2
    + 1 9 — 7 8 — 6 9 — 5 + 3 3 + 5 4 + 3 6 + 3 — 5 10 — 8 7 — 5 7 — У учителя картинки с изображением снеговика, Мороза, Снежной королевы.
    Ход урока
    В класс входит ученица, одетая в костюм Герды.
    — Здравствуйте, ребята Здравствуйте,
    гости! Я — Герда. Помните меня Я из сказки Снежная королева. Выпал снег, наступила зима, а я все ищу своего друга Кая. Мне сказали, что его увезла Снежная королева.
    Вот отдохну у вас немного и пойду дальше.
    У ч и тел ь. Подожди, Герда, не спеши.
    Мы с ребятами поможем тебе дойти до
    Снежной королевы, ведь это трудный и долгий путь, с большими преградами и трудностями, номы их преодолеем. Вот и первая преграда, кто это на пути?
    Учитель читает загадку На дворе зима,
    белый снег лежит, наш веселый человек на снегу стоит. (Снеговик) Учитель показывает картинку с изображением снеговика Снеговик предлагает вам решить при
    меры.
    Ученики вычисляют значения выражений, записанных на карточках, переворачивают их и читают получившиеся слова Снеговик пожелал вам счастливого пути. Но перед вами опять возникла пре
    града.
    Учитель читает загадку Что за звездочки сквозные на пальто на рукаве, все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке. (Снежинки Если мы выполним задания снежинок, то они помогут нам в пути.
    Ученики выполняют на карточках задание 1.
    — Мы можем идти дальше. На нашем пути опять ктото стоит. Кто это?
    Учитель читает загадку У избы побывал — все окно разрисовал. У реки погостил — вовсю реку мост мостил (Мороз Для того чтобы мороз пропустил нас,
    мы должны решить задачу.
    Ученики выполняют на карточках задание 2.
    — Ну что, молодцы, мороз нам нестрашен. Мы хотим помочь Герде, но Снежная королева узнала про это и послала вихри и метели. Давайте, выполним третье задание,
    и метель утихнет.
    Ученики выполняют на карточках задание 3.
    — Мы прошли все преграды и подошли к дворцу Снежной королевы, но его окружают горы. Для того чтобы узнать, из чего они сделаны, отгадайте загадку.
    Учитель читает загадку. В огне него рит ив воде не тонет. (Лед Чтобы эти ледяные горы расступились, выполним четвертое задание.
    Ученики выполняют на карточках задание Учитель. Наконец мы дошли до дворца. Посмотрите, нас встречает сама Снежная королева.
    Учитель показывает картинку с изображением Снежной королевы.
    Г ер да. Ребята, Снежная королева сказала мне, что отпустит Кая, если вы найдете ключ к его ледяному сердцу. Подумайте,
    какие знаки арифметических действий надо поставить вместо звездочек, чтобы равенство стало верным 2

    2

    2

    2

    2 = Спасибо, ребята, теперь мыс Каем пойдем домой, а вам на память мы подарим снежинки от Снежной королевы.
    Зачет Тема табличное умножение и деление.
    («Путешествие к Робинзону Крузо».)
    Цель: закрепление знаний, умений и навыков по таблице умножения и деления.
    Оборудование. У учителя карта путешествия, рисунки попугая, обезьян, слона,
    дикарей, корабля. У учащихся на партах листы с заданиями.
    Ход урока Сегодня у нас урокпутешествие по математике, отправляемся мы путешествовать на корабле. Куда мы поплывем, вы узнаете, когда попадете на корабль, а для этого вы должны купить билет.
    Учитель задает каждому ученику пример из таблицы умножения и деления. Дети отвечают и занимают места за партой Итак, все на корабле, располагайтесь поудобней, сегодня мы отправляемся в гости к Робинзону Крузо на необитаемый остров. Знакомо ли вам это имя Этот человек попал на необитаемый остров и пробыл там лет 2 месяца и 19 дней. Нас ждет интересное и опасное путешествие, оно по силам смелым, сообразительными находчивым. Вы готовы к путешествию Итак, мы в пути. Вот первая остановка. На пути остров попугаев, и встречает нас говорящий попугай Робинзона Попка. МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА 2+2
    C
    Ч
    А
    C
    Т
    Л
    И
    В
    О
    Г
    О
    3+1 6+1 5+1 5+1 3+4 8–2 9–2 7–2 5–3 ПУТИ 3+3 6–6 8–3
    Учитель показывает картинку с изображением попугая и читает соответствующий отрывок из книги Д. Дефо.
    — Попугай укажет нам дорогу к Робин
    зону, если вы быстро выполните задание.
    Каждый ученик получает карточку с примерами.
    Реши:
    2  281 : 9 3  8 10 : 24  3 54 : 9 4  5 2
    7 : 3 9  22 5 : 5 9  7 63 : 7 3  9 16 : 4 6  7 48 : 6 7  5 32 : 8 8  8 9 : 3
    — Смотрите, как рад попугай Он летит предупредить Робинзона, а мы плывем дальше. Перед нами остров обезьян.
    Учитель показывает картинку с изображением обезьяны Хозяйка острова предлагает вам два задания Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см. Найди его периметр».
    Постарайтесь побыстрее выполнить эти задания, иначе нас может застигнуть шторм Молодцы Шторм нам не страшен!
    Продолжаем наше путешествие. Впереди нас ждет остров слонов.
    Учитель показывает картинку с изображением слоненка Маленький слоненок узнал от попугая, что мы плывем, и ждет нас. Он никак не может справиться с задачами, поможем ему!
    Ученики решают задачи) Цена одной тетради 4 руб. Сколько стоят 5 таких тетрадей) 12 л молока разлили в 3 литровые банки поровну. Сколько банок потребуется Смотрите, какой довольный слоненок. Он пожелал нам счастливого пути Но что это Наш корабль захватили дикари.
    Учитель показывает картинку с изображением дикарей и читает соответствующий отрывок из книги Д. Дефо.
    — Пока вы не решите примеры, дикари не уйдут с корабля : 6 + 8  4 90 : 10 + 6  Ученики выполняют соответствующие вычисления Молодцы Мы спасены Но что это?
    На палубе вода, один из дикарей пробил корабль, ищите пробоину. Для этого выполните следующее задание:
    Сравните выражения  2  2 ... 2  4 5  5 ... 5 + 5 + 5 + 5 + 5 27 : 3 ... 27 : Пробоина забита Мы на острове, и нас встречает Робинзон Крузо. Он хочет оценить вашу работу.
    Ученики считают значения выражений,
    записанных на шариках, и переворачивают их Робинзон благодарит вас и награждает подарками. Если вы хотите больше узнать о Робинзоне Крузо, читайте книгу Да
    ниэля Дефо «Робинзон Крузо».
    С.А. МАРЧЕНКО,
    школа № 140, г. Челябинск
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1
    68 9  3 18  6 2
    7 : 9 3  5 81 : 9 4  3 54 : 6
    М
    О
    Л
    Д
    Ц
    Ы!
    О
    Памятка
    «Как работать над задачей»
    Вот уже на протяжении 30 лет с небольшим лет
    выписываю журнал Начальная школа. Много
    интересных сведений почерпнула я со страниц
    журнала.
    Сейчас работаю над проблемой Развитие математических способностей учеников начальной
    школы в процессе решения текстовых задач. Материала на данную тему журнал печатали печатает достаточно, знакомя читателя с системами
    Л.В. Занкова, ДБ. Эльконина — В.В. Давыдова,
    П.М. Эрдниева и других педагогов.
    Но вот что интересно. На страницах журнала я
    встречала различные виды памяток по русскому
    языку, например Работа над ошибками диктан!
    Хорошо зимой в лесу!
    Я работаю учителем начальных классов Материалы Вашего журнала (выписываю его с 1980 г) помогают мне готовиться к уроками проводить
    внеклассные мероприятия. Много лет собираю и
    записываю Веселые задачи по математике для
    устного счета. Их у меня огромное количество.
    Они очень оживляют уроки снимают усталость.
    Посылаю некоторые из составленных мною * Хорошо зимой в лесу Встретить белку и лису,
    Встретить волка и лося,
    Встретить зайца у куста.
    Сколько животных можно встретить зимой в лесу * Из норки выглянул барсук,
    Уселась белочка на сук,
    Вспорхнул на ветку воробей,
    На тропку выполз муравей Все улыбнулись солнцу!
    Сколько всего животных улыбнулись солнцу * Птичек просто сосчитать:
    Два да три...
    Их будет * Однажды Леший с Водяным
    Бродили по местам грибным.
    И нашли под елью скоро
    Два огромных мухомора.
    Походили у осин и нашли еще один.
    Сколько грибов нашли друзья * Мышка, лягушка, еж, петушок
    Строили в поле себе теремок.
    Сделали крышу, крыльцо и окошки
    И протоптали к дому дорожки.
    Сколько животных строили теремок * Три зеленые лягушки
    Сидели на опушке.
    Одна им подмигнула
    И в озеро нырнула.
    Сколько лягушек осталось на опушке?
    А.В. МИХАЙЛОВА,
    Советская средняя школа № пос. Кшенский, Курская область
    МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
    69
    та», Алгоритм подбора проверочного слова и
    др. А вот подробных памяток по математике не
    встречала.
    Предлагаю вашему вниманию составленную мной памятку для учеников Как работать над задачей. Прочитай задачу. Найди условие и вопрос. Выдели опорные (главные) слова. Установи связь между данными и искомым. Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу:
    а) краткую запись;
    б) чертеж;
    в) рисунок;
    г) граф;
    д) таблицу. Запиши решение:
    а) по действиям с пояснением;
    б) по действиям с вопросами;
    в) выражением;
    г) уравнением. Проверь решение задачи. Запиши ответ полностью. Найди другие способы решения задачи. Составь и реши обратные задачи. Составь похожую задачу.
    В классе всегда есть дети, которые справляются с заданием раньше других.
    Именно для таких учеников в памятке есть пункты 9–11.
    В.Н. ГРИШКОВА,
    с. Амур, Усть+Коксинский район,
    Республика Алтай
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № Текстовые задачи с биологическими сюжетами. Чемпионом побегу среди животных является гепард. Его скорость равна
    112км/ч. На втором месте черный олень.
    Его скорость равна 104 км/ч. Насколько меньше скорость оленя, чем гепарда. В результате аварийных разливов нефти в мире гибнет около 1 000 000 водоплавающих птиц в год. Сколько птиц может погибнуть залет. Ежегодно в Средиземное море сбрасывается 120 000 т отработанных масел 000 т моющих средств и 100 т ртути.
    Сколько всего тонн вредных веществ попадает в Средиземное море ежегодно. 1 кг шиповника содержит 20 г витамина
    С. Сколько витамина Св кг шиповника. Небольшой лес отфильтровывает за год 70 т пыли, атакой же хвойный — 35 т пыли. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный. Площадь тропических лесов ежегодно сокращается нага. Сколько тропических лесов может исчезнуть залет. Сова съедает вдень мышей. Сколько мышей съест сова за неделю. Кустик черники растет 300 лета плодоносит только 5 лет. Насколько лет больше кустик черники растет, чем плодоносит. Большая синица за летний день подлетает с кормом к гнезду 400 раз. Сколько раз прилетит синица с кормом к гнезду за неделю. Можжевельник живет 2000 лета сосна 600 лет. Насколько лет больше живет можжевельник, чем сосна. Береза живет 400 лета рябина лет. Во сколько раз больше живет береза,
    чем рябина. Один куст можжевельника за сутки может выделить до 10 кг фитонцидов. А
    сколько килограммов фитонцидов выделит можжевельник за неделю. Уткикряквы живут в среднем лета лебеди 24 года. Насколько лет меньше живут лебеди, чем утки. Стрекоза за два часа съедает 40 мух.
    Сколько мух съест стрекоза за сутки. Носорог живет 40 лет, обезьяна — лет. Насколько меньше живет обезьяна,
    чем носорог. Высота жирафам, а верблюда — 3 м.
    На сколько метров верблюд ниже жирафа. Длина синего кита равна м, а полярной медузы — 25 м. Насколько метров кит длиннее медузы. Вес слона равен 6 т. Сколько будут весить 10 таких слонов. Самка страуса приносит в год до яиц. Сколько яиц принесет самка за 3 года. Комар делает 600 взмахов крылышками в секунду. Сколько раз он взмахнет крылышками за 1 минуту. Комар делает в минуту 600 взмахов крылышками, а комнатная муха 200. Во сколько раз муха делает меньше взмахов,
    чем комар. Пчела летит со скоростью 18 км/ч.
    Какое расстояние она пролетит за 5 часов. Ворона летит со скоростью 50 км/ч, а стриж в 2 раза быстрее. Какова скорость стрижа. Скорость кабана равна 8 мс, а зай
    царусака — 11 мс. Насколько заяц быстрее кабана. Осел живет до 50 лета корова в 2 раза меньше. Сколько лет живет корова. Из 2 т макулатуры можно изготовить столько же новой бумаги, сколько из больших деревьев. Сколько можно сохранить деревьев, собрав 10 т макулатуры?
    В.П. ОСМОЛОВСКАЯ,
    г. Буденовск, Ставропольский край
    МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
    71
    Проверка знаний по природоведению
    При проверке знаний учащихся я нередко провожу цифровой диктант. Диктант учащиеся выполняют в тетрадях по природоведению или на листочках. Записывают номер варианта. Левый столбик цифр для варианта, правый — для II. Вопросы диктанта записываю на доске или заранее на плакате. Вопросы читаю сама, а учащиеся находят правильный ответ и записывают
    только ту цифру, которой он обозначен.
    Например. Ответ на первый вопрос для варианта дан под цифрой 6, для II варианта — под цифрой 3. Соответственно первый записывает в ответе 6, второй 3 и т.д. Ответы учащиеся пишут через запятую. Если на вопрос дается несколько ответов, то цифры отделяются от предыдущей вертикальной чертой, обводятся в кружок или подчеркиваются (об этом заранее сообщает учитель,
    как выделить тот или иной ответ. Проверяю работы сама или учащиеся, используя взаимопроверку. На диктант в зависимости от его объема тратится 3–6 минут.
    Приведу некоторые диктанты.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта