Главная страница
Навигация по странице:

  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1

  • ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • ИНФОРМАЦИЯ 1.4. Способствовать обмену опытом между преподавателями и повышению их квалификации. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МАРАФОНА

  • I тур Литературное чтение

  • Ежемесячный научнометодический журнал112004


    Скачать 2.53 Mb.
    НазваниеЕжемесячный научнометодический журнал112004
    Дата04.05.2022
    Размер2.53 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1407239105-251559289.pdf
    ТипДокументы
    #512525
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1
    104
    Кустодиев. «Масленница»
    Пой, красавица «Кузнец,
    Скуй мне злат [= золотой]
    и нов [= новый венец,
    Скуй кольцо златое;
    Мне венчаться тем венцом,
    Обручаться тем кольцом
    При святом налое» [= аналое
    1
    ].
    Светлане гадание предвещало смерть жениха:
    Что ж. В избушке гроб накрыт
    Белою запоной [= покрывалом];
    Спасов лик [= икона Спасителя Христа]
    в ногах стоит;
    Свечка пред иконой…
    Ах! Светлана, что с тобой?
    В чью зашла обитель?
    Страшен хижины пустой
    Безответный житель.
    И.С. Шмелев описывает также, как на
    Крещение умываются святой водой и проставляют кресты на всех помещениях
    («крестят»):
    Он [Горкин] умывает меня святой водой,
    совсем ледяной, и шепчет «Крещенскаябого
    явленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса тело очисти, во имя Отца и Сына и Святого
    Духа».
    — Как снежок будь чистый, как ледок крепкий, — говорит он, утирая [= вытирая суровым полотенцем, — темное совлекается [= снимается, во светлое облекается [= одевается — Дает мне сухой просвирки
    2
    и велит запивать водицей.
    Потом кутает потеплей и ведет ставить крестики во дворе, крестить. На Великую пятницу
    [пятница Страстной недели ставят кресты
    «страстной» свечкой, а на Крещенье мелко

    м
    снежком. Ставим крестики на сараях, на коровнике, на конюшне, на всех дверях.
    Следующий праздник зимнего цикла Сретение. Отмечается 15 февраля по новому стилю (2 февраля пост. ст.).
    Установлен в память о событии евангельской истории — встрече (сретении)
    младенца Иисуса, которого родители, согласно ветхозаветному закону, через дней после рождения принесли в храм, с неким старцем Симеоном, предсказавшим,
    что Иисус выйдет на служение спасения людей».
    В народном сознании на Руси Сретение связывалось с фенологическими явлениями. Сретенские морозы, если они были,
    считались последними за эту зиму. Говорили также На Сретенье зима весну встречает. По погоде вдень Сретения определялись сроки весенних полевых работ.
    Заканчивается зимний цикл шумной
    Масленичной неделей. Христиане приурочили этот древний земледельческий праздник проводов зимы, восходящий к языческим временам у славянства, к неделе перед Великим постом.
    Последняя неделя перед Великим постом в церковных книгах называется сырною,
    так как обычной в это время пищей служат рыба, масло, молоко, яйца и сыр. В народе же она называется Масленицей. Славяне
    язычники справляли в это время весенний праздник — встречу весны или проводы зимы, праздник солнца, на связь которого с
    Масленицей указывает долго существовавший обычай на огромных санях, посередине которых поставлен столб с привязанным к нему колесом (изображение солнца у языческих народов, возили наряженного мужика свином и калачами.
    Каждый день Масленичной недели имел особые названия, согласно которым видоизменялись развлечения, практикуемые в это время. Так, понедельник назывался встречей, вторник — «заигрышами»,
    среда — лакомками, разгулом, переломом, четверг — широким, пятница тещиными вечерками, суббота — «золов
    киными посиделками вся же неделя именовалась честной, широкой, веселой Масленицей, широкой боярыней».
    В понедельник начинают печь блины.
    Первый блин отдавался нищим на помин поминовение усопших, а в некоторых селах степной полосы России его клали на окошко, считая, что души умерших
    КРУГЛЫЙ ГОД 1 Аналой
    — высокий столик, с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы, книги Просвира, уменьш. просвирка
    — круглый белый хлебец, употребляемый в обрядах православного богослужения. Символизирует тело Христа
    родственников, съедят его. При этом приговаривали Честные родители наши, вот для вашей души блинок».
    На «заигрыши», те. на вторник, сутра приглашались парни и девушки покататься с горок, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья устраивали среди двора горы для своих сестер, а мать посылала звать породными знакомым дочек да сынков сна казом: У насде горы готовы и блины испечены, просим пожаловать. Очевидно, что подобное приглашение служило поводом к тому, чтобы братцы могли высмотреть себе невеста сестрицы — суженых (женихова затем после Великого поста, на Красной горке, честным пирком да за свадебку».
    На лакомки, те. в среду, теща приглашает своего зятя к себе на блины и собирает других гостей. Она всячески старается ублажить зятя, угощает и блинами, и оладьями, и творожниками.
    С четверга, недаром называемого широким, масленичный разгул достигал полного размаха. Вся Русь предавалась различным забавам балаганы, ледяные горы, качели, катания на санях, кулачные бои, шествия в деревнях, шумные пирушки. В Сибири вместо блинов подавали жареное из теста на масле пирожное, называемое хворост. Парни строили ледяную (или снежную) крепость с воротами, и происходил шуточный бой взятие снежного городка (ср. изображение этого обычая на картине В.И. Сурикова
    «Взятие снежного городка в Сибири»).
    На тещины вечерки, те. в пятницу,
    зятья угощали блинами своих тещ, приглашая последних накануне с вечера и стараясь им оказать всевозможные почести. На
    «золовкины посиделки, те. в субботу,
    приглашала своих родных к себе молодая невестка. Если золовки были еще в девушках, то невестка созывала старых своих подруг если они были уже замужем, то она приглашала родственников золовки. Новобрачная невестка одаривала своих золовок подарками.
    Приготовление фирменного масленичного блюда — блинов — было не таким уж простым делом, на что указывает поговорка Первый блин комом (настоящий блин должен быть тонкими плоским. Вот как описывает печение блинов И.С. Шме
    лев (Лето Господне Просторная мастерская, вынесены станки и ведерки с краской, блестит столами столы поструганы, для блинов. Плотники, пильщики,
    кровельщики, маляры, десятники, ездоки — в рубахах распояской [= распоясав рубахи, сна масленными головами, едят блины. Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь.
    На сковородках, с тарелку, черные блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки,
    и ловкие десятник
    1
    Прошин… шлепает их об стол Слышится сочно — ляппп! Всем по череду ляп ляп ляпп!.. Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов Синеет чадом под потолком. Стоит благодатный гул:
    довольны.
    Не следует думать, что есть блины в большом количестве на Масленицу было привилегией низших сословий. Вспомним, как АС. Пушкин характеризует помещиков Лариных — родителей Татьяны и
    Ольги:
    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины:
    У них на масленице жирной
    Водились русские блины;
    Евгений Онегин
    Не чурались блинов и сопутствующей им снеди и священнослужители. И.С. Шме
    лев так описывает посещение архиереем и протодьяконом дома своего отца:
    Стол огромный. Чего только нет на нем. Рыбы, рыбы икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная семга, лососина, белорыбица
    жемчужница с зелеными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ осетровый в уксусе,
    фарфоровые вазы со сметаной, розовые масленки с золотистым кипящим маслом на кам
    форках, графинчики, бутылки…
    Несут блины, под покровом Ваше преосвященство!
    2
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № 1
    106 1 Десятник — старший над группой рабочих Ваше преосвященство — обращение к высшему духовному чину
    Архиерей сухощавый, строгий, — как говорится, постный. Кушает мало, скромно. Протодиакон — против него, громаден, страшен. Яви жу с уголка, как раскрывается его рот до зева, и наваленные блины, серые от икры текучей, льются в протодиакона стопами. Льется масло в икру, в сметану. Льется по редкой бородке протодиакона, по мягким губам, малиновым Ваше преосвященство а расстегайчикато
    [расстегай — пирожок с открытой начинкой к ушице [= ухе Ах мы, чревоугодники [= любящий поесть, обжора. Воистину, удивительный расстегай. — слышится в тишине, как шелест, с померкших губ.
    И.С. Шмелев перечисляет виды блинов и рыбные яства, подаваемые к обеду За ухою и расстегаями — опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой. наваж
    ка семивершковая [1 вершок = 4,4 см, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой... блины молочные, легкие, блинцы с яичками. еще разварная рыба с икрой судачьей...
    Прощание с зимой не ограничивалось сверхобильной пищей. Люди развлекались и веселились. Одним из развлечений, как уже отмечалось, было катание с гор. Вот как описывает катанье с гор в Москве на Масленицу И.С. Шмелев:
    В субботу, после блинов, едем кататься с гор.
    Зоологический сад, где устроены наши горы они из дерева и залиты льдом, — завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Руха
    ются [= движутся с рычанием высокие «дили
    жаны» вид саней с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом [= от народа]...
    Степенный плотник Иван помогает Пашкекон
    торщику резать и выдавать билетики, на которых написано — с обеих [= обоих концов пора зу. Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая, сегодня немножечко закрепило подморозило, а после блинов — катается...
    По накатанному лотку [= желобу втаскивают веревками вернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками — «дилижа
    ны» — на шестерых. Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие «дилижаны» с гор,
    стоя на коньках сзади, весело, в меру пьяны. Работа строгая, не моргни крепко держись за поручни, крепче веди на скате, на корыте. И как только не рухнут горы Верхушки битком набиты, скрипят подпоры. Но стройка крепкая владимирцы строили, на совесть г. Владимир славился своими строителями и плотниками. Сергей скатывает нас на «дилижане». Дух захватывает, и падает сердце на раскате. Мелькают елки, стеклянные разноцветные шары, повешенные на про
    волоках, белые ленты снега. Катальщик тормозит коньками, режетскрежещет льдом.
    Яркие картины масленичного гулянья запечатлены на полотнах многих русских художников (ср., например, картину
    Б.М. Кустодиева «Масленица»)
    Заканчивалась Масленица так наз. Прощеным воскресеньем.
    Прощеное воскресенье является переходящим православным праздником, отмечаемым за семь недель до Пасхи. Это последний день Масленицы, в народе его называли проводами Масленицы. В этот день происходит заговенье
    1
    на Великий
    пост. В Прощеное воскресенье еще продолжаются различные масленичные обряды сжигание чучела, шуточные поезда, пение песен, изображающих конец масленичного разгула. Но воскресенье неслучайно называется прощеным. В этот день просили прощения упокойников и живых. Рано утром ходили на кладбище, на могилы,
    просить прощения упокойников, затем заходили стой же целью к приходскому священнику. Новобрачные ездили отдаривать тестя с тещей и своих дружек за свадебные подарки, люди женатые и имеющие детей — кума с кумой за подарки вдень крестин. Прощаться приходили родные к старшему вроде, бедные — к богатым. Прощаясь, говорили Прости меня, пожалуй, если в чем виноват перед тобой, дети кланялись в ноги своим родителям.
    КРУГЛЫЙ ГОД 1 Заговенье — обильная еда перед Великим постом Кум и кума крестные отец и мать, которых выбирают при крещении младенца крестинах
    В чистый понедельник следующий день после Прощеного воскресенья) дети собирались толпами у дома каждого хозяина с ухватами, кочергами и сковородами и кричали Мы Масленицу прокатали, святы ве
    черы проиграли, мы рождествен пост проп
    рятали. Свет наш масленица, дорогая Где ты ночь ночевала Под кустом на дорожке.
    Ехали скоморошки, вырезали по прутичку,
    сделали по гудочку, ивы, гудуши, не гудите, ивы Масленицу не будите. Кончалось веселье, и наступал сорока
    восьмидневный Великий пост — до Пасхи.
    Вот как описывает И.С. Шмелев («Лето
    Господне») последний день Масленицы:
    Масленица кончается сегодня последний день. Прощеное воскресенье. Снег на дворе раз
    маслился. Приносят масленицу из бань — в подарок. Такая радость На большом круглом прянике стоят ледяные горы из золотой бумаги и бумажные вырезные елочки в елках, стойком стоя на колышках, — вылепленные из теста и выкрашенные сажей медведики и волки, а над горами и елками — пышные розы на лучинках,
    синие, желтые, пунцовые. — всех цветов. И над всей этой масленицей подрагивают в блеске тонкие золотые паутинки канители. Банщики носят масленицу по всем гостям, которых они мыли, и потом уж приносят к нам. Им подносят винца и угощают блинами в кухне.
    И другие блины сегодня, называют — убогие. Приходят нищие — старички, старушки...
    Им дают по большому масленому блину — на помин души [= в память об умершем. Они прячут блины за пазуху и идут по другим домам...
    Поздний вечер. Заговелись перед постом.
    Завтра будет печальный звон. Завтра Господи и
    Владыко живота моего слова молитвы будет. Сегодня Прощеный день, и будем просить прощенья сперва у родных, потому прислуги у дворника, у всех...
    Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи очистились.
    ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
    Дубровина С.Ю. Народное православие на
    Тамбовщине. Тамбов, Жуковский В.А. Соч. М, Пастернак Борис. Избранное Вт. Т. 1. Стихотворения и поэмы. М, Пушкин АС. Соч Вт. Т. 2. Поэмы. Евгений
    Онегин. Драм. произв. М, Родная речь Учеб. почтению для учащихся нач. школы В 3 кн. Кн. 3.: В 2 ч. Сост. МВ. Голо
    ванова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.] М, Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М, 1991.
    Шмелев И. Богомолье. Лето Господне. М.,
    1996.
    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. 2004. № Федеральный научнометодический центр им.
    Л.В. Занкова и Объединение профессионалов,
    содействующих развивающему обучению
    Л.В. Занкова, при поддержке Министерства образования Российской Федерации, журнала
    «Начальная школа, газеты Начальная школа»
    (приложение к газете Первое сентяря»), сетевого объединения методистов Федерации Интер
    нетобразования, корпорации Федоров проводят второй всероссийский интеллектуальный марафон учениковзанковцев.
    I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРАФОНА. Способствовать распространению и популяризации идей системы общего развития
    Л.В. Занкова.
    1.2. Выявить наиболее способных учащихся для дальнейшей их поддержки, оказания посильной помощи в полном раскрытии их возможностей. Продолжить знакомство учениковзан
    ковцев из разных регионов России и ближнего зарубежья, включив их в деловое сотруднич
    ество.
    сероссийский интеллектуальный марафон учениковзанковцев
    ИНФОРМАЦИЯ

    1.4. Способствовать обмену опытом между преподавателями и повышению их квалификации. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МАРАФОНА

    В марафоне могут принимать участие ученики IV классов. Марафон включает в себя три тура. На первом туре происходит отбор наиболее успешно справившихся с заданиями учеников из всех желающих принять участие в марафоне. Второй тур выявляет из числа победителей первого тура тех, кто готов наиболее достойно отстаивать честь своих школы, города,
    области на заключительном турефинале в
    Москве. Первые два тура проводятся учителя
    мизанковцами на местах по предоставленным заданиям, которые объединяют проблемный материал по курсам литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира.
    Все задания для марафона составлены авторами учебных курсов, разработанных в рамках системы общего развития Л.В. Занкова для четырехлетней начальной школы. Третий, заключительный тур интеллектуального марафона проводится в последних числах марта 2004 г. на базе школы № 641 ЮгоВосточного административного округа Москвы. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

    ДВУХ ПЕРВЫХ ТУРОВ. Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой. В классе не должны находиться посторонние лица. Перед началом конкурса дежурный по аудитории должен составить список всех присутствующих. Необходимо проинструктировать детей о правилах оформления работы. Затем раздать листы с конкурсными заданиями, зафиксировать время начала работы и сообщить участникам продолжительность и время окончания работы. Продолжительность работы 1 ч 40 мин мин. Если вовремя проведения конкурса кто
    либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного свой листок с заданием. Два участника одновременно не могут покидать аудиторию.
    При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком. Работы участников проверяются не дежурным по аудитории, а членами жюри.
    6. Правильное выполнение заданий по каждой предметной области оценивается 18 баллами независимо от количества заданий в работе.
    Например, правильное выполнение одного задания по литературе, как и правильное выполнение трех заданий по русскому языку, оцениваются одинаково — 18 баллов. Необходимо вовремя (до 10 февраля г) прислать заявку на участие в третьем туре с приложением работ учащихсяпобедителей в Объединение профессионалов, содействующих системе общего развития Л.В. Занкова, по адресу, г. Москва, ул. Часовая, б, тел (095)
    2587511, 7467453, email: или в Федеральный научнометодический центр им. Л.В. Занкова: 125212, г. Москва, Головин
    ское ш, д. 8, корп. 2, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, к. 309, тел 4524900 (доб. 130).
    I тур
    Литературное чтение
    Дорогие юные филологи!
    Вы уже знакомы с таким малым жанром народного творчества, как пословицы. Это краткие народные изречения, которые имеют одновременно прямой (буквальный) смысли переносный (скрытый, подразумеваемый) смысл. Наряду с пословицами в нашей речи бытуют крылатые выражения, вошедшие в обиход из известных литературных произведений.
    Вашему вниманию предлагается ряд пословиц и крылатых выражений. Вам предстоит) распределить высказывания на две группы в зависимости от их происхождения пословицы (происходят из фольклора, не имеют автора крылатые выражения (происходят не из фольклора, имеют автора) для крылатых выражений указать автора и название произведения) раскрыть переносный смысл каждого выс
    казывания.
    Бабушка надвое сказала.
    Чует кошка, чье мясо съела.
    А Васька слушает да ест.
    Остаться у разбитого корыта.
    Сколько веревочке ни виться, а конец будет.
    От радости в зобу дыханье сперло.
    Большому кораблю — большое плаванье.
    А ларчик просто открывался.
    Ответы на задания
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта