Главная страница
Навигация по странице:

  • государственного социализма

  • Государственный социализм

  • Предпринимательский капитализм

  • 9. Экономика и общество 227

  • 2 2 8 Политическое взаимодействие понятийному аппарату Социальный рынок

  • 9. Экономика и общество 2 2 9

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница40 из 88
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   88
    9. Экономика и общество
    225
    Адам Смит
    Шотландский экономист и философ, считается основателем полит­
    экономии. Возглавляя некоторое время кафедру сначала логики, а потом моральной философии в Университете Глазго, Смит затем стал воспитателем малолетнего герцога Букклейхского, что дало ему воз­
    можность посетить Францию и Женеву и работать над своими эконо­
    мическими теориями. В труде «Теория морали» (1759) он разработал теорию мотивации, пытавшуюся примирить человека, всегда исходя­
    щего из личного интереса, со стихийностью и непредсказуемостью социального порядка. Наиболее известная работа Смита «Исследо­
    вания о природе и причинах богатства народов» (1716) была первой систематической попыткой объяснить пружины экономики рыночны­
    ми категориями, где особо подчеркивалось значение разделения тру­
    да. Хотя в Смите часто видят теоретика свободного рынка, на самом деле он прекрасно осознавал ограничения и недостатки рыночной системы. строило «свой капитализм» или «свой социализм» в зависимости от собственного культурно-исторического наследия, конкретных экономических и политических об­
    стоятельств. Лучше всего поэтому говорить о конкретных разновидностях капита­
    лизма и социализма. Наконец, упрощенная постановка вопроса — «капитализм или социализм» — неправильна, ибо в ней уж очень большой акцент (часто по причинам идеологического соперничества в годы «холодной войны») делался на различиях между двумя моделями.
    Решительный отказ от централизованного планирования, последовавший за во­
    сточноевропейскими революциями 1989—1991 годов, не только положил конец системе государственного социализма (state socialism), но и разрушил все эти иллю­
    зорные представления о «чистом» социализме и «чистом» капитализме. Ни одна капиталистическая система не свободна от «социалистических вкраплений» вроде законов о труде и принятого в обществе какого-то прожиточного минимума, равно как и социализм не был свободен от «родимых пятен капитализма» вроде рынка труда и теневой экономики. Наконец, предпринимались ведь и попытки создать экономические системы, которые не были бы ни капитализмом, ни социализмом: обычно об этом говорят как о «третьем пути». Так говорили о корпоративизме в фашистской Италии, перонизме в Аргентине и шведской социал-демократии. С кри­
    тикой обеих систем выступило и экологическое движение, указывая на отсутствие
    Государственный социализм — раз­
    новидность социализма, при которой го­
    сударство контролирует и направляет экономическую жизнь общества, дей­
    ствуя, согласно господствовавшей тео­
    рии, «в интересах народа». разницы между капитализмом и социализмом в том, по крайней мере, отноше­
    нии, что обе системы жестко ориентированы на производство и одержимы психозом экономичес­
    кого роста: по философии «зеленых», на место всего этого следует поставить устойчивое разви­
    тие и экологическое равновесие.

    226
    III. Политическое взаимодействие
    Мировые разновидности капитализма
    Первые капиталистические формы хозяйства возникли в Европе XVI — XVII веков в лоне тогда еще преимущественно феодальных обществ с такими их черта­
    ми, как аграрное производство натурального характера, жесткая социальная иерар­
    хия и столь же четкая система обязательств и повинностей. Капитализм пустил ростки в виде товарной формы сельского хозяйства с ее ориентацией на рынок и оплачиваемый труд — в противовес феодализму, полагавшемуся на труд крестьян разной степени зависимости. Рыночные механизмы — стержень возникающей ка­
    питалистической системы — способствовали техническим нововведениям и обще­
    му росту производства.
    Стремление расширить производство и повысить его производительность вы­
    лились в так называемую «аграрную революцию», которая, помимо прочего, со­
    провождалась огораживанием истощенных земель общего пользования, примене­
    нием удобрений и внедрением первых знаний научного характера. К середине XVIII в. сначала в Великобритании, а затем в США и по всей Европе началась промышлен­
    ная революция. Индустриализация, связанная с распространением машинного фаб­
    ричного производства и постепенным перемещением населения с земли в расту­
    щие большие и малые города, полностью преобразовала общество. В итоге капита­
    лизм и индустриализация столь тесно переплелись, что классическим капитализ­
    мом считается именно промышленный. Если же говорить о современных формах капитализма, назовем следующие три:
    • предпринимательский капитализм (enterpise capitalism);
    • социальный капитализм (social capitalism);
    • коллективный капитализм (collective capitalism).
    Предпринимательский капитализм
    Эта разновидность капитализма считается, особенно в англо-американском мире,
    «чистым» капитализмом — своего рода идеалом, к которому стремятся или должны стремиться остальные его формы. Фактом, однако, является то, что в действитель­
    ности от этой модели отказались в большинстве стран мира, за исключением США
    (родины предпринимательского капитализма) и Великобритании при всех ее заиг­
    рываниях с социал-демократическими идеями кейнсианского толка в период после
    1945 г. Предпринимательский капитализм основан на идеях классиков экономи­
    ческой науки — Адама Смита и Давида Рикардо (1772—1823), чьи воззрения были затем развиты современными теоретиками — Мильтоном Фридманом (см. с. 232) и
    Фридрихом фон Хайеком (см. с. 61). Главным во всем этом является убежденность в безусловной эффективности рыночной конкуренции, в том, что рынок «невиди­
    мой рукой» сам все расставит по своим местам. По знаменитому выражению Адама
    Смита, «своим обедом мы обязаны не снисходительности мясника, пивовара или булочника, а тому, что они преследуют свой личный интерес». В США эта филосо­
    фия свободного рынка свела общественную собственность почти на нет, а систему социального обеспечения — до прожиточного минимума. Всякая предпринима­
    тельская деятельность в США строжайше ориентирована на прибыль, а главный

    9. Экономика и общество
    227
    упор делается на высокой производительности и гибкости труда. Профсоюзы здесь, как правило, слабы, ибо считается, что организованный труд представляет собой препятствие для увеличения прибыли. Установки на рост и предприимчивость у этой разновидности капитализма во многом идут еще и от того, что значительная часть средств производства здесь находится в собственности финансовых институ­
    тов — страховых компаний и пенсионных фондов, которые объективно требуют высокого возврата капитала от своих инвестиций.
    Экономические достижения США не оставляют сомнений в жизненной силе и энергии предпринимательского капитализма. Несмотря на заметный экономичес­
    кий спад (если в 1945 г. США производили половину мирового объема промыш­
    ленной продукции, то к 1990 г. эта цифра сократилась до одной пятой), показатели производительности труда в этой стране все еще выше, чем в Германии и Японии.
    Разумеется, многое объясняется тем, что у страны были и есть свои естественные преимущества, дающие полный простор для свободно-рыночной философии: ры­
    нок размером с континент, богатство природных ресурсов, культура закоренелого индивидуализма, идущая от «пограничной
    Помнить здесь, однако, следует и то, что все эти успехи нельзя приписывать одному только рынку, ибо американскому обществу присуще, помимо прочего, и ясное сознание общенацио­
    нальной цели, под которую и существует целая сеть регламентирующих органов с задачей предотвращать крайности конкуренции и конкурентного поведения.
    По мере становления глобальной экономики принципы предпринимательского капитализма проникали все дальше и дальше за пределы США. Все это содейство­
    вало тому, что можно было бы назвать
    (marketization), — и содей­
    ствовало множеством способов. Так, усилившаяся международная конкуренция за­
    ставила многие правительства отказаться от регулирования экономики и снизить уровень налогов в расчете привлечь дополнительные, в том числе внешние, инвес­
    тиции и не дать многонациональным корпорациям перебраться в другие страны.
    Повсеместно ощущалось стремление урезать общественные расходы, особенно бюджеты социальных пособий, ибо главной целью хозяйственной политики вместо обеспечения полной занятости стал контроль над инфляцией. С целью повышения гибкости производства и труда ужесточали контроль над профсоюзами — законо­
    дательными или иными способами. В результате возникла так называемая «новая» политическая экономия — не преследующая прежних политических задач форма
    «голого» экономического управления, при которой прямое вмешательство государ­
    ства в экономику свертывается, а определяющим началом экономической жизни становится рынок. У «новой» политической экономии есть, по меньшей мере, еще ' Речь идет о психологии, восходящей к временам колонизации американского «дикого Запада» и соответственно перемещения сюда границы населенной полосы. «Пограничная психология», та­
    ким образом, — это психология людей, привыкших полагаться лишь на самих себя; лучшее пред­
    ставление о ней дают американские фильмы, в названии жанра которых как раз и содержится идея американского «дикого Запада» — вестерны (от Western — западный). (Прим. пер.)
    две важные особенности. Первая — ставка на технологические инновации и развитие, особен­
    но на более широкое использование информа­
    ционных и коммуникационных технологий: при том технологическом прогрессе, что особенно ус-
    — распространение по всей экономике и обществу рыночных от­
    ношений, основанных на товарном обме­
    не и материальной заинтересованности.

    2 2 8
    Политическое взаимодействие
    понятийному аппарату
    Социальный рынок Идея «социально-ры­
    ночной экономики» впервые была высказа­
    на в 1950-х годах немецким экономистом
    Альфредом Мюллером-Армаком и взята на вооружение партией христианских демокра­
    тов, в частности Людвигом Эрхардом. Со­
    циальный рынок - это экономическая сис­
    тема, следующая рыночным принципам, по большей части свободная от вмешательства государства, но функционирующая в обще­
    стве, ставящем перед собой задачу сохра­
    нить свою целостность посредством всесто­
    роннего социального обеспечения и надеж­
    но функционирующих социальных структур.
    Рынок здесь, таким образом, не является са­
    моцелью: он поставлен на службу обществу как средство увеличить общественное дос­
    тояние для решения более широких про­
    блем. От свободного рынка все это отлича­
    ется своим акцентом на идеях партнерства, сотрудничества и субсидиарности. В Герма­
    нии социально-рыночная стратегия позво­
    лила добиться политического консенсуса между консерваторами и социалистами и в дальнейшем стала предметом подражания для многих членов ЕС. корился в США 1990-х годов, заговорили о
    Второй особенностью является то, что правительства все больше средств стали вкладывать в человеческий ка­
    питал, ибо считается, что повышение уровня образования и профессиональной подготов­
    ки усилит в национальном хозяйстве черты
    «экономики повышая актив­
    ность и адаптивность общества.
    При всем этом предпринимательский ка­
    питализм имеет серьезные недостатки, самым существенным из которых, возможно, явля­
    ется его тенденция к углублению материаль­
    ного неравенства в обществе и, следователь­
    но, к усилению его фрагментации. Нагляд­
    ным примером здесь опять-таки являются
    США с таким их уровнем нищеты, который не встретишь нигде в Европе, и увеличением числа малообразованных и полностью «сев­
    ших на пособия» людей. В принципе возни­
    кающие при этом социальные противоречия могут до поры до времени сглаживаться быс­
    трым экономическим развитием, усиливаю­
    щим или хотя бы поддерживающим социаль­
    ную мобильность. Но, скажем, в Великобри­
    тании, у которой нет таких, как у США, культурных и экономических ресурсов, предпринимательский капитализм чреват столь острыми противоречиями, которые со временем могут оказаться неразрешимыми. Следующая проблема заключается в том, что «турбо»-качества предпринимательского капитализма на самом деле, воз­
    можно, связаны не столько с динамизмом рынка или технологическими инноваци­
    ями, сколько с готовностью потребителей расходовать деньги в кредит, а предпри­
    ятий — инвестировать капитал. Поэтому данной экономической системе, как пра­
    вило, свойственна особая чувствительность к капризам финансовых рынков и пере­
    менам в настроениях потребителей и предпринимателей.
    Социальный капитализм
    Термин «социальный капитализм» относится к разновидности капитализма, по­
    лучившей развитие во многих странах Центральной и Западной Европы. Изначаль-
    «Экономика предложения» и «экономика спроса» — две концепции, вошедшие в научный обо­
    рот с 1980-х годов и акцентирующие соответственно моменты предложения и спроса в экономи­
    ческом развитии общества. Некогда доминировавшая кейнсианская модель экономики в этом смысле являла собой типичную «экономику спроса», где стимулом развития был массовый спрос, который, следовательно, и нужно было стимулировать различными способами, в том числе соци­
    альными пособиями; отказ от кейнсианства сопровождался все более широким переходом ведущих стран Запада к «экономике предложения», своего апогея достигшего в «рейганомике». (Прим. пер.)

    9. Экономика и общество 2 2 9
    но он сложился в Германии, но в тех или иных формах его принципы нашли применение также в Австрии, странах Бенилюкса, Швеции, Франции и большей части Скандинавии. Идеологически эта разновидность капитализма опирается скорее на тот весьма гибкий и прагматичный подход, который в свое время был предло­
    жен Фридрихом Листом (1789—1846), чем на строго рыночные принципы класси­
    ческой политической экономии в духе Смита и Рикардо. Главный идеолог того, что на немецком языке называлось Zollverein (Германский таможенный союз), Лист при этом понимал и роль политики в экономике, отстаивая, например, тот взгляд, что для защиты нарождающихся отраслей промышленности от превратностей меж­
    дународной конкуренции необходимо идти на государственное вмешательство в экономику. Главная тема социального капитализма — идея социального рынка, на котором рыночную конкуренцию с ее борьбой за выживание можно было бы, так сказать, «обвенчать» с необходимостью думать о людях и об обществе в целом.
    В Германии социальный капитализм зиждется на связи между промышленным и финансовым капиталом — между промышленными корпорациями и региональ­
    ными банками, которые во многих случаях и являются главными акционерами корпораций. Эти связи, собственно, составляли стержень, вокруг которого эконо­
    мика Германии и развивалась после Второй мировой войны: главным здесь была ориентация на капиталовложения долгосрочного характера, а не на немедленную выгоду. Эта разновидность капитализма (иногда ее еще называют «рейнско-аль- пийским капитализмом») отличается от англо-американской еще и тем, что здесь думают о социальном партнерстве между бизнесом и профсоюзами. В бизнесе проф­
    союзы представлены рабочими советами, которые, помимо прочего, участвуют в ежегодных раундах переговоров относительно оплаты труда. Эти отношения под­
    крепляются всесторонне развитым и хорошо финансируемым социальным обес­
    печением, дающим рабочим и «уязвимым» группам достаточно широкий круг со­
    циальных гарантий. Таким путем сложилась форма «народного капитализма», учи­
    тывающая интересы рабочих и более широких кругов общества и резко отличаю­
    щаяся от «акционерного капитализма» США и Великобритании.
    Достоинства социального капитализма были убедительнейшим образом проде­
    монстрированы тем «экономическим чудом», которое к 1960-м годам превратило разоренную войной Германию в лидирующую экономическую державу Европы.
    Высокие и устойчивые уровни капиталовложений в сочетании с расширением об­
    разования и подготовки кадров, особенно профессиональной подготовки и пере­
    подготовки, позволили Германии достичь самого высокого в Европе уровня произ­
    водительности труда. Однако отнюдь не все признают достоинства социально-ры­
    ночной модели. Один из ее недостатков видится в том, что здесь крупный бизнес, зависящий от консультаций, переговоров и консенсуса, подчас теряет гибкость и способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям рынка (вслед­
    ствие, например, экономической глобализации и усиливающейся конкуренции со стороны Восточной Европы, Латинской Америки и Восточной Азии). Еще один недостаток модели связан со сравнительно высоким уровнем социальных расходов на программы благосостояния, что ведет к усилению налогового бремени как на работодателей, так и на работников. Поэтому в то время как энтузиасты социально­
    го рынка стоят на том, что рынок должен быть неразрывным образом связан с соци­
    альным развитием, его критики утверждают, что социальный капитализм — это не более чем «терминологическое противоречие»: с их точки зрения, финансирование

    230
    III. Политическое взаимодействие
    К понятийному аппарату
    Laissez-faire (от франц. «оставить все как есть») — принцип невмешательства правительства в экономику, основание доктрины, по которой экономика лучше всего работает тогда, когда прави­
    тельство «оставляет ее в покое». Своим происхождением термин обязан французским физиокра­
    там XVIII в. с их максимой «laissez-faire est laissez passer» (оставьте в покое человека и дайте това­
    рам свободно циркулировать). Сама тема была сформулирована А. Смитом, затем ее подхватили такие классики политической экономии, как Давид Рикардо и Альфред Маршалл (1842—1924).
    Логика laissez-faire состоит в том, что нерегулируемый рынок естественным образом стремится к равновесию. Объясняют это теорией «совершенной конкуренции», по которой вмешательство правительства вредоносно во всех случаях, кроме тех, когда оно содействует рыночной конкуренции такими, например, мерами, как антимонопольное законодательство и поддержание стабильных цен. постоянно умножающихся социальных программ оборачивается снижением меж­
    дународной конкурентоспособности и, следовательно, не усилением, а ослаблени­
    ем экономической основы общественного благосостояния.
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   88


    написать администратору сайта