Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Внутренняя политика К понятийному аппарату Деволюция

  • Деволюция (передача полномочий)

  • 2 1 2 Нации и глобализация К понятийному аппарату Этничность

  • этнического национализма

  • национализм

  • Этническая и местная политика Оживление этнической политики

  • 8. Внутренняя политика 215 Обратим внимание на... Модель «центр — периферия»

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница38 из 88
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   88
    Местная демократия — принцип, воп­
    лощающий в себе как идею местной ав­
    тономии, так и идеал участия сообще­
    ства в политическом процессе.
    Кванго — акроним термина «квазиавто­
    номная неправительственная организа­
    ция» — общественный орган, состав ко­
    торого формируется по принципу назна­
    чения.

    8. Внутренняя политика
    К понятийному аппарату
    Деволюция — передача властных полномо­
    чий из центра на места, создание «уполно­
    моченных» органов. Такие уполномоченные органы выполняют роль правительственных посредников между центром и регионами.
    Однако деволюция не является синонимом федерализма. Хотя юрисдикция федераль­
    ных и уполномоченных органов может рас­
    пространяться на одну и ту же территорию, последние не имеют никакого участия в «раз­
    делении суверенитета», — иными словами, их ответственность и полномочия жестко определяются центром. При наиболее сла­
    бой форме деволюции — административной
    — региональные институты просто претво­
    ряют в жизнь решения, принятые «наверху».
    Законодательная деволюция, иногда назы­
    ваемая «самоуправлением», предполагает наличие избираемых региональных собра­
    ний, которым передается ответственность за реализацию политики, а также определен­
    ная финансовая независимость.
    Английское слово «devolution» означает передачу полномочий от вышестоящих к нижестоящим органам власти. В лексикон отечественной политологии этот термин только-только входит. В на­
    стоящем издании он в большинстве случаев дан прямой «калькой» с английского. (Прим. пер.)
    изменить характер французского общества, особенно традицию централизации, идущую еще от якобинцев и Наполеона, президент
    Миттеран принял программу политической децентрализации, главным исполнителем ко­
    торой в период 1982—1986 годов был министр внутренних дел и децентрализации Гастон Де- ферре. Традиционно в отношениях центр- периферия во Франции преобладала система строгого административного контроля, кото­
    рый осуществляли в основном префекты, на­
    значавшиеся министерством внутренних дел и прямо подотчетные ему. Префекты олицет­
    воряли высшую исполнительную власть в 96 французских департаментах, из-за чего эта си­
    стема весьма сильно напоминала передачу приказа по цепи командования сверху вниз.
    Существенно оживив региональные прави­
    тельства, реформы Деферре расширили и пол­
    номочия местных администраций. Исполни­
    тельная власть префектов была передана из­
    бираемым на местах «президентам», сами же префекты были заменены комиссарами республики с задачей заниматься преиму­
    щественно экономическим планированием в своей местности. Кроме того, мест­
    ные власти избавились от необходимости искать одобрения административных и финансовых решений сверху, которые теперь стали предметом правового и финан­
    сового контроля только a posteriori. Как общий итог этих реформ имелось в виду создать во Франции самую децентрализованную государственную структуру из тех, которые она когда-либо имела после революции 1789 г.
    Деволюция
    (передача полномочий)
    Передача тех или иных полномочий от вышестоящих к нижестоящим институ­
    там — чаще всего от вышестоящего законодательного органа к нижестоящему — отмечает собой тот максимальный предел децентрализации, до которого унитарное государство может дойти, не превращаясь в федерацию. Все последнее время но­
    вые, более автономные, законодательные органы создавались в ответ на усилива­
    ющиеся в государстве центробежные тенденции и по сути являли собой попытку умиротворить резко активизировавшиеся региональные силы, примирить этничес­
    кие противоречия и т.п. Ясного конституционного статуса у таких законодатель-

    2 1 2
    Нации и глобализация
    К понятийному аппарату
    Этничность — принадлежность человека к определенной общности, культурной груп­
    пе или даже месту проживания; комплекс­
    ное понятие, имеющее и расовый, и куль­
    турный подтекст. Широко распространен взгляд (в каких-то случаях верный, в каких- то нет), что этническая группа характеризу­
    ется общим происхождением и потому по сути является расширенным кровнород­
    ственным сообществом. Гораздо чаще в эт- ничности видят форму культурной общнос­
    ти, но общности на более глубоком, эмоци­
    ональном уровне. Этническая культура, бу­
    дучи обращена к истокам народа и его про­
    исхождения, включает в себя набор цен­
    ностей, традиций и обычаев, давая людям чувство общности и особого места в исто­
    рии. Некоторые теоретики рассматривают нацию как расширенное этническое сообще­
    ство. Позиция других исследователей сво­
    дится к тому, что этнические группы осно­
    ваны по преимуществу на общей культуре и потому замкнуты (нельзя просто «влиться» в этническую группу), — нации же более от­
    крыты и в конечном счете являются полити­
    ческими образованиями.
    1979 г. права автономии получили 17 терри­
    торий. Основой для этого нового яруса регионального правления стали выборные законодательные собрания, наделенные при этом весьма широкими полномочия­
    ми в отношении местной политики. Реформа была осуществлена в ответ на давние требования каталонцев и Страны басков предоставить им автономию, тем не менее за ней последовала целая волна терроризма во главе с сепаратистским движением
    ЭТА
    Та
    Тем временем деволюция шла и во Франции, где правительство таким образом пыталось решить проблему национальных или реги­
    ональных меньшинств (в Бретани и Аквитании), местами уже принимавшую фор­
    му этнического национализма (ethnic nationalism). Ключевым моментом реформ Де- ферре во Франции был переход от чисто административной к законодательной деволюции. В рамках стратегии «функционального регионализма» в 1972 г. были
    Северная Ирландия — административно-политическая часть Соединенного королевства Вели­
    кобритании и Северной Ирландии. По англо-ирландскому договору 1921 г. Северная Ирландия
    (часто называется Ольстер) была отторгнута от страны и осталась в составе Великобритании. (Прим.
    пер.)
    ных органов, как правило, нет, но тем не ме­
    нее сразу же по образовании они закрепляют за собой определенные функции, набирают силу и приобретают явно выраженную «де­
    мократическую легитимность», так что в даль­
    нейшем упразднить их практически невоз­
    можно. Исключением здесь был разве что парламент Северной Ирландии, работа кото­
    рого была приостановлена в 1972 г. и заме­
    нена прямым правлением из Лондона, но и то сделано это было лишь тогда, когда стало ясно, что из-за доминирования в нем проте- стантско-юнионистских партий он не смо­
    жет сдержать поднявшуюся в Северной Ир­
    ландии волну насилия, грозившую перерасти в гражданскую войну
    1
    Исторически раньше всего деволюция на­
    чалась в Испании. Являясь с 1570-х годов уни­
    тарным государством, Испания при этом раз­
    делена на 50 провинций, каждая из которых располагает той или иной мерой самоуправ­
    ления. После смерти генерала Франко в
    1975 г. здесь начался самый широкий демок­
    ратический процесс, в рамках которого даль­
    нейшее развитие получила и деволюция: в созданы 22 региональных органа с задачей ко­
    ординировать местную экономическую полити­
    ку. Поскольку, однако, этим органам недоста­
    вало как полномочий, так и общественной под­
    держки, в 1982 г. они были преобразованы в пол­
    ноправные региональные правительства во гла-
    национализм — национа­
    лизм, исходящий из чувства принадлеж­
    ности к этносу и стремления сохранить эту идентичность.

    8. Внутренняя политика
    213
    ве с советом, избираемым прямым голосованием. Тем временем особый статус
    «коллективной территории» с широким самоуправлением был присвоен Корсике, где уже было поднималась волна местного сепаратизма и терроризма. В целом же на европейском континенте тенденции к децентрализации получали толчок еще и от тех процессов, что шли в ЕС, где в конце 1980 годов возникла идея «Европы регионов». С этого времени региональные и провинциальные уровни управления широко пользуются возможностью получать прямую финансовую помощь от Евро­
    пейского фонда регионального развития, одновременно стремясь получить прямое представительство в Брюсселе и принимать более активное участие в разрешении региональных экономических проблем.
    Значительно медленнее процессы деволюции развивались в Великобритании — одном из наиболее централизованных унитарных государств мира. Деволюция здесь выдвинулась в политическую повестку дня, когда в конце 1960-х годов начался бурный рост шотландского и валлийского национализма; лейбористы в
    1979 годах даже выдвигали целый ряд программ в этой области, но реально переда­
    ча полномочий на места началась лишь в 1999 г. Крупнейшим и наиболее сильным из новых органов является шотландский парламент, получивший право изменять ставки налогов (с увеличением или уменьшением подоходного налога с разбросом в три пенса на фунт) и принимать первичные законы по вопросам внутренней политики. Решение конституционных вопросов, оборона, внешняя политика, на­
    циональная безопасность и отношения с ЕС остались в ведении Вестминстерского парламента. Пример административной деволюции — законодательное собрание
    Уэльса, не получившее контроля над налогообложением и обладающее лишь «вто­
    ричной» законодательной властью. В рамках «мирного процесса» и в соответствии с так называемым Соглашением Доброй пятницы состоялось учреждение Ассамб­
    леи Северной Ирландии: она получила некоторую законодательную власть первич­
    ного характера, но не право собирать налоги; правда, предполагается, что при ус­
    пехе всего процесса ее полномочия будут расширяться в рамках так называемой
    «ступенчатой» деволюции. Сторонники деволюции утверждают, что с предоставле­
    нием Шотландии и особенно Уэльсу прав самоуправления сепаратистские и цент­
    робежные силы в стране пойдут на убыль и многонациональная Британия выйдет из этого процесса более консолидированной, чем она когда-либо была. Но есть и критики, которые считают (а в Шотландии даже надеются), что деволюция в конце концов приведет к распаду Великобритании.
    Как бы то ни было, деволюция в Соединенном Королевстве идет, более того, приобретает уже заметный «квазифедеративный» характер. Хотя новые органы вла­
    сти в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии никак не предусмотрены консти­
    туцией страны, они тем не менее обладают своей легитимностью и политической прочностью уже потому, что в свое время получили одобрение на референдумах.
    Кроме того, со временем эти органы, похоже, лишь усилятся: валлийская и ирландская ассамблеи будут стремиться получить те же самые права, которыми располагает шотландский парламент, который, в свою очередь, скорее всего также будет стремиться к повышению своего статуса. Но самое главное здесь то, что по мере усиления этих органов и консолидации вокруг них местного населения, дево­
    люция вполне может обернуться новыми испытаниями для страны с ее и без того хрупким чувством общенациональной идентичности. Тогда наиболее вероятным сценарием станет в лучшем случае дальнейшая трансформация Соединенного Ко­
    ролевства в направлении федерации, в худшем — его распад.

    214
    II. Нации и глобализация
    Маркус Гарви
    Ямайский политический мыслитель и активист, один из первых побор­
    ников «черного» национализма. В 1914 г. стал основателем Всемирной
    Ассоциации по улучшению положения негритянского населения
    (Universal Negro Improvement Association,
    — УНИА), через два года перебрался в Нью-Йорк, где благодаря своей деятельности под лозун­
    гом «черной гордости» и экономической самодостаточности негритян­
    ского населения приобрел широкую популярность, особенно в Гарлем- ском гетто. Хотя все его экономические инициативы потерпели крах, а на идею вернуться в Африку откликнулись очень немногие, его фило­
    софия «Африка как отечество» стала основой целого движения. В
    г.
    Гарви был осужден на три года тюрьмы за рассылку писем-фальшивок, после чего был депортирован в Англию, где и умер в безвестности.
    Этническая и местная политика
    Оживление этнической политики
    Процессам политической децентрализации, в каких-то случаях даже распада государств, в значительной степени содействовал такой новый фактор, как усиле­
    ние и чисто местного сепаратизма. Зарождение этнополитики в кон­
    це XX в. во многом напоминает зарождение национализма в XIX столетии — и может со временем возыметь столь же далеко идущие последствия. Если национа­
    лизм положил начало периоду национального строительства и разрушения много­
    национальных империй, феномен этнополитики может поставить под вопрос вы­
    живание самой нации. Другими словами, на смену национализму может прийти поликультурализм. Чем же объясняется появление этого нового политического феномена и каковы его политические особенности?
    Этническое сознание на Западе заявило о себе довольно поздно — в период после Второй мировой войны, точнее сказать, в 1960-е годы. И нужно сказать, что появление этнического фактора в политике для большинства аналитиков явилось совершеннейшим сюрпризом. Все как-то думали, что современная эпоха принесла с собой стирание всех и всяких этнических различий: предполагалось, что распро­
    странение либерально-демократических ценностей в мире само собой будет озна­
    чать отказ от атавистических форм соперничества и солидарности общинного типа.
    Но вот в конце 1960-х — начале 1970-х годов во многих частях Западной Европы и
    Северной Америки появились движения, выдвинувшие лозунги чисто этнического характера. Самые яркие примеры — Квебек в Канаде, Шотландия и Уэльс в Вели­
    кобритании, Каталония и Страна Басков в Испании, Корсика во Франции и Флан­
    дрия в Бельгии. Все это стало мощнейшим фактором децентрализации, а в отдель­
    ных странах повлекло за собой и еще более глубокие политические перемены, вплоть до радикального пересмотра конституций. В Италии тот же процесс пошел в 1990-х годах, когда сложилась Северная лига в Ломбардии. Проявления этничес­
    кой активности имели место и среди коренного населения Канады и США, абори-

    8. Внутренняя политика
    215
    Обратим внимание на...
    Модель «центр — периферия» помогает объяснить причины неравномерного экономического развития регионов и собственно механизм подобных процессов. Эта модель положена в основу двух теорий — теории внутреннего колониализма, объясняющей дисбаланс в развитии регионов внутри одного государства, и теории мирового порядка, вскрывающей причины тех же процессов, но на уровне глобальной экономики. Концепция указывает и на близость двух этих процессов, поскольку «центральные» регионы, как правило, всегда глубже интегрированы в мировую эконо­
    мику. Сама модель «центр — периферия» стремится вскрыть систему неадекватного обмена, при которой «центр» процветает и развивается в основном за счет эксплуатации периферии, обрекая ее на отсталость. «Центр» при этом характеризуется такими показателями, как высокая заработная плата, высокие уровни научно-технического развития и диверсификация производства, а «пери­
    ферия» — низким уровнем зарплаты, рудиментарными технологиями и узкой производственной специализацией. генов Австралии и маори в Новой Зеландии. По крайней мере, в двух последних случаях это способствовало основательному пересмотру национальной идентичности.
    Предшественником и даже прототипом этнополитики можно считать «черный» национализм. Истоки «черного самосознания» восходят к началу XX века, когда сложилось движение «назад в Африку», одним из главных вдохновителей которого был Маркус Гарви (Marcus Garvey). Но своего апогея «черная» политика достигла в
    1960-х годах, когда резко активизировались ее как реформистское, так и революци­
    онное крыло. В своем реформистском варианте движение вылилось в борьбу за гражданские права, которая в США приобрела общенациональный масштаб под руководством Мартина Лютера Кинга (Martin Luther King, 1929—1968) и Нацио­
    нальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (National Association for the Advancement of Colored People, NAACP). Движение же «Черная власть» отка­
    залось от стратегии ненасильственного протеста и гражданского неповиновения, солидаризировалось с лозунгом «черного сепаратизма» и под руководством партии
    «Черная пантера» (основана в 1966 г.) встала на путь насилия и вооруженной борь­
    бы. Но еще более прочные позиции в американской политике заняло движение
    «Черные мусульмане», исповедующее крайний сепаратизм, основанный на идее происхождения черных американцев от древнего мусульманского племени. Движе­
    ние было основано в 1929 г. и более 40 лет возглавлялось Элайджей Мухаммадом
    (Elijah Muhammad, 1897—1975), а из его активистов особенно выделялся в 1960-х воинственный черный лидер Малколм Экс (Malcolm X, 1925—1965). Переимено­
    ванное в «Нацию ислама» и возглавляемое Луисом Фарраханом (Louis Farrakhan), движение продолжает пользоваться влиянием в США.
    В «черном» национализме ясно просматривается один из главных мотивов эт­
    нической политики — нежелание людей мириться со своей экономической и поли­
    тической маргинальностью и, когда это имеет место, с расовым угнетением. В этом смысле этнополитика является проводником идей политического освобождения, борьбы с неравенством и систематически неблагоприятными условиями жизни со­
    ответствующих категорий общества. Подъем этнического самосознания позволил чернокожему населению Северной Америки и Западной Европы найти свои спосо­
    бы противостояния господствующей белой культуре, которая традиционно подчер­
    кивала их более низкое развитие и требовала подчинения.

    216
    П. Нации и глобализация
    Если говорить о чисто региональных движениях, то их появление во многом стало реакцией на «внутренний колониализм» — то есть такое положение, при котором «внешние регионы» эксплуатируются «внутренними», или, что то же са­
    мое, «центром». Так, национализм в Шотландии и Уэльсе в чем-то явно идет о того, что экономически эти регионы подчинены Англии, в особенности ее юго- восточной части: все это отражается в их традиционной зависимости от «тяжелой» промышленности, более высоком уровне безработицы и более низком уровне зара­
    ботной платы. Практически то же самое можно сказать о таких областях, как Бре­
    тань во Франции, Каталония и Страна басков в Испании. Не случайно, что здесь везде этнический национализм приобретает левый уклон и обычно берется на воо­
    ружение партиями и движениями, придерживающимися в общем и целом социа­
    листической направленности.
    Напротив, когда региональные страсти разгораются в «центральных», «внут­
    ренних» областях, где, скажем, возникает недовольство по поводу растущего значе­
    ния «внешних» областей, этнополитика зачастую приобретает правый уклон. Так, к примеру, было в Бельгии, когда экономические успехи Валлонии, преимуществен­
    но франкоязычной, спровоцировали рост неофашистских движений во Фландрии.
    В 1990-х годах откровенно расистский фламандский блок, призывающий к массо­
    вой депортации иммигрантов, добился успеха на выборах в промышленных облас­
    тях, прежде всего в Антверпене. То же самое происходит в Италии, где бурное развитие Северной лиги Ломбардии, ориентирующейся на крайне рыночные прин­
    ципы, во многом отражает стремление итальянского Севера наконец-то «отделать­
    ся» от сельскохозяйственного и в общем-то все еще отсталого Юга.
    Однако сами по себе структурное неравенство и внутренний колониализм не могут объяснить оживления этнической и региональной политики. Почему, ска­
    жем, этническая и региональная принадлежность приобрели такое значение в кон­
    це XX в., если корни несправедливости, которую они призваны исправить, теряют­
    ся в поколениях, если не в веках? Ответ, может быть, следует искать в феномене постмодернизма. Как подъем национализма был способом обеспечить культурное единство в условиях индустриализации, так и этническое сознание, может быть, выступает силой, объединяющей соответствующие группы людей в возникающих постмодернистских обществах. Постмодернизм ведь ослабляет традиционные со­
    циальные связи и на их место ставит совершенно новые способы идентификации.
    Так, рост социальной мобильности и «рыночного» индивидуализма, похоже, со­
    вершенно ничего не оставил ни от классовой солидарности, ни от традиционных политических позиций. Одновременно нации теряют свою идентичность вслед­
    ствие глобализации в ее экономическом, культурном и политическом проявлениях.
    В этой исторической ситуации главным средством социальной интеграции вместо национальной принадлежности становится этническая. Сила последней, очевидно, заключается в том, что она несет в себе более глубокое и «органичное» чувство единства, — в отличие от нации, которую внутренне связывают «гражданские», политические связи.
    Нельзя, однако, сказать, что подъем этнического самосознания происходит толь­
    ко на Западе. Хотя часто считают, что Африке и Азии во все века была присуща этническая рознь («трайбализм»), скорее всего это феномен, связанный с колони­
    ализмом. Дело заключалось в том, что именно борьба против колониального гос­
    подства способствовала росту этнического самосознания, а оно, в свою очередь,

    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   88


    написать администратору сайта