Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
Скачать 41.99 Mb.
|
260 III. Политическое взаимодействие Речь идет об «искусстве подачи новостей» (spin) — о том, что ныне является в высшей степени важным делом для всех правительств. Искусство подачи новостей, за которое в нынешних правительствах отвечают специально назначенные люди, многолико и включает в себя следующее: • тщательнейший «медицинский осмотр» информации и аргументов, предназ наченных для передачи в СМИ; • контроль над источниками информации в намерении убедиться, что они близки «официальной линии»; • применение практики брифингов, на которых аргументы преподносятся так, что непонятно, кому именно они принадлежат, — широчайшее использование «утечек информации»; • предоставление информации только тем СМИ, которые по своим политичес ким позициям близки правительству; • выпуск официальных информационных сообщений в тот момент времени, когда в СМИ уже почти «сверстан номер» или «снята программа» с расчетом на то, что информацию не успеют перепроверить и уж тем более не успеют подготовить контраргументы; • сообщение «плохих новостей» в то время, когда на повестке дня стоят иные и куда более важные проблемы. Шире всего такого рода «управление новостями» практикуется в США, где с окончанием очередных президентских выборов всевозможные стратеги и менедже ры избирательной кампании оказываются на высших должностях в Белом доме, если их кандидат победил. Администрация Клинтона достигла здесь, пожалуй, вы сот изобретательности в «искусстве подачи новостей». Весьма озабочено «упаков кой» своей политики и правительство Блэра в Великобритании, из-за чего некото рые его критики говорят, что вопросам стиля он уделяет куда больше внимания, чем сути дела. Блэре все информационные отделы правительства были постав лены под контроль пресс-службы премьер-министра, в отношении же журналистов была принята политика «кнута и пряника»: за доброжелательность их поощряют дополнительной, а то и эксклюзивной, информацией, за критику — наказывают информацией второго сорта; наконец, информационные отделы министерств были поставлены под контроль Даунинг-стрит. Было бы, однако, ошибкой считать, что во всех этих процессах сами СМИ выступают пассивной и ни за что не отвечающей стороной. Нет, СМИ нуждаются в государстве точно так же, как государство нуждается в них. Правительство всегда было важнейшим источником новостей и информации, но ныне его роль в этом отношении еще более возросла, ибо с появлением новых технологий информаци онной деятельности многоканального телевещания, интернет-сайтов, журналов и газет нового типа — в СМИ ощущается постоянная жажда «новостей, стоящих освещения». Нередко издатели, редакторы и журналисты напрямую кооперируют ся с правительственными специалистами по «подаче информации», чтобы сооб- подачи новостей» — по дача информации таким образом, что бы вызвать желательный эффект и оп ределенную реакцию; «экономия на ис тине». щать о новостях взаимовыгодным образом. В Ве ликобритании об этом много говорят по поводу отношений правительства Блэра и прессы Мэр- дока: нежелание правительства идти по пути принятия законодательства о частной сфере жизни здесь вдруг чудодейственным образом 10. Политическая культура, коммуникация и легитимность 261 К понятийному аппарату Социальный капитал Понятие «капитал» относится ко всему тому, что используются в производ стве товаров и услуг. Концепция «социального капитала», появившаяся в 1970-х годах, имеет виду социальные и политические факторы, лежащие в основе производства материальных благ. Войдя в широкий оборот, это понятие отражает те силы «внутреннего сцепления», которые присут ствуют в общественных отношениях, ассоциациях и коллективах, а также в социальных нормах и человеческих отношениях — во всем том, что содействует гражданской активности общества. Со циальный капитал — это обязательное условие нормальной жизнедеятельности сообщества и об щественного управления. Подобно капиталу в его чисто экономическом понимании, социальный капитал может сокращаться и возрастать — через образование и вообще гражданскую активность людей. Упадок социального капитала в современном обществе связывается с несколькими факто рами — «дефицитом родительства», ростом индивидуализма, усилением социальной и географи ческой мобильности. Критики концепции полагают, что социальный капитал есть следствие, а причина демократии, и что сама концепция игнорирует воздействие фактора экономического бла госостояния на гражданскую культуру и активность. совпало с превращением сначала Sun, крупнейшего в Великобритании таблоида, а затем и респектабельной The Times, газеты чуть ли не лейбористской ориентации. Движение государства в сторону СМИ не только подрывает «энергетику» и симость свободной прессы, но влечет за собой и целый ряд иных последствий. Некоторые исследователи, правда, утверждают, что эти новые отношения ют демократический процесс, поскольку способствуют прямому общению прави- тельства с обществом и, следовательно, большей его чуткости в отношении дов и забот общества. Но с точки зрения других, во всем этом нет ничего кроме угрозы демократическому процессу, ибо правительство получает больший простор для манипуляций, а то и прямого обмана, что ослабляет роль представительных учреждений и прежде всего парламента. Общество же со все большим равнодуши ем относится к обычной политической деятельности, особенно к выборам и парти ям. И все это потому, что «искусство подачи новостей» становится главным делом для СМИ — деятельностью, в котором правительство отражается этакой огромной «PR-машиной», совершенно оторванной от жизни и забот обычных людей. Деградация социального капитала? Политическая и экономическая перестройка в бывших коммунистических го сударствах придала дополнительный интерес проблематике политической культу ры. Дело в том, что на жизни нескольких поколений государство здесь под корень уничтожило или свело к минимуму те социальные и политические связи, на кото рых обычно зиждется демократическая политика, — возникла необходимость, в сущности, заново выстроить гражданское общество, всю эту не зависимую от госу дарства сферу общественных ассоциаций и групп, включая частное предпринима тельство, группы интересов и так далее. Здесь можно вспомнить мысли Алексиса те Токвилля (с. 274), который в XIX в. объяснял демократичность Америки тем, что американцы склонны к образованию как раз таких гражданских ассоциаций. Но как только возник интерес к политической культуре посткоммунистических государств, он распространился и на политические проблемы зрелых демократий. 2 6 2 III. Политическое взаимодействие Роберт Путнам (род. 1940) Американский политолог и социальный теоретик. Работы воз родили интерес к проблематике политической культуры и привлекли внимание к проблеме «социального капитала» — того уровня обществен ных отношений, взаимного доверия и сотрудничества, который, по наму, собственно, и превращает «я» в «мы». В самой известной своей работе «Боулинг в одиночку: крах и возрождение американского сооб щества» (2000) Путнам, чтобы подчеркнуть упадок общественной дея тельности и политической активности в США, как раз и вынес в назва ние книги образ человека, что сам с собой играет в боулинг — игру коллективную. Среди причин этого упадка Путнам указывает на телеви дение, изменения в структуре семьи и усиление географической мо бильности населения. Так, Роберт Путнам {Robert Putnam, 1993) обратился к политической культуре различных регионов Италии, объясняя особенности местного управления различи ями в традициях гражданской активности населения, что, помимо прочего, отра жается в таких весьма разных явлениях, как различия в уровнях избирательской активности, чтении прессы, участия в хоровых обществах и даже, наконец, клубах футбольных болельщиков. В книге «Боулинг в одиночку» {Bowling Alone, 2000) Пут нам обратил внимание и на упадок «социального капитала» в США, утверждая, что и другие промышленно развитые страны пойдут вслед за ними. В жизнь пришло, пишет он, «постгражданское» поколение, присутствие которого обнаруживается, например, в том, что с 1965 г. число клубов, добровольных обществ и всякого рода ассоциаций сократилось на 25—50 процентов; резко упала посещаемость обществен ных, городских и школьных собраний; сократилось членство в политических партиях и добровольное содействие им. Деградацию «социального капитала» Путнам в духе теории коммунитаризма объясняет такими причинами, как массовое переселение городских жителей в пригороды с ростом издержек времени на транспорт; станов ление такого специфического типа семьи, где оба супруга «делают карьеру» и мало времени уделяют своим родительским обязанностям; наконец, «диктатом телеви дения», которое поглощает все свободное время людей, искажает их представления о социальной жизни и сдерживает развитие детей. Другая точка зрения, тяготею щая к философии социально-демократического характера, связывает падение граж данской активности с утверждением потребительского капитализма и распростране нием материалистических и индивидуалистических ценностей. Своя точка зрения по этому вопросу есть у теоретиков консервативной ориен тации: социальный капитал у них ассоциируется с традицией, с «традиционными ценностями» — теми ценностями и убеждениями, которые передаются из поколе ния в поколение и потому образуют своего рода культурную основу жизни. Кон сервативно настроенные политики постоянно призывают к «укреплению» и «защите» таких ценностей, только в них и видя ключ к внутреннему единству и политической стабильности общества. Так, в 1980-х годах Маргарет Тэтчер высту пила с призовом работать на возрождение так называемых «викторианских ценно стей» в Великобритании, после чего с аналогичной (но куда менее успешной) ини циативой под лозунгом «вернуться к первоосновам» в 1990-х годах выступил и Джон Мэйджор. Точно так же в США Рональд Рейган постоянно апеллировал к 10. Политическая культура, коммуникация и легитимность 2 6 3 Майкл Оукшотт Английский политический мыслитель. С 1951 г. и до прекращения сво ей академической карьеры в 1968 г. занимал должность профессора политологии в Лондонской школе экономики. Сборник его статей «Ра ционализм в политике и другие эссе» (1962) и более систематичная работа по политической философии «О человеческом поведении» (1975) завоевали репутацию солиднейшего вклада в современный консерва тизм. Оукшотт, однако, развивал и те темы, что тесно связаны с либе ральной традицией, вполне в духе либерализма отводя большое значе ние гражданским отношениям в обществе и весьма малое — политике. Работая по преимуществу в неидеологическом ключе, Оукшотт тем не менее повлиял на многих идеологов «новых правых». наследию «пограничной идеологии», что восходит к временам освоения американ цами своего Запада и заключается в таких добродетелях, как уверенность в своих силах, неиссякаемое трудолюбие и предприимчивость. Зачастую традиционные ценности связываются с такими институтами, как семья, церковь и нация, то есть всем тем, что укоренено в истории и, следовательно, олицетворяет собой преем ственность и устойчивость. Интереснейшим образом аргументы в пользу преемственности и традиции раз вивает Майкл Оукшотт (Michael Oakeshott). В эссе «Рационализм в политике» {Rationalism in Politics) он, в частности, пишет, что следует поддерживать и чтить традиционные ценности и установившиеся обычаи просто в силу их привычности, дающей людям чувство уверенности, надежности и безопасности. Человек, дока зывает он, вообще предпочитает традицию новшествам, старое новому; быть кон серватором — значит «предпочитать знакомое незнакомому, проверенное непрове ренному, факт выдумке, действительное возможному, оформленное бесформенно му, близкое далекому, достаточное излишнему, удобное рафинированному, сегод няшние смех и улыбку обещаниям всяческого благополучия в будущем». Защита традиционных ценностей стала одним из главных мотивов и неокон серватизма, с которым в США выступили такие социальные мыслители, как Дэни- эл Белл (Daniel Bell, 1976) и Ирвин Кристол (Irving Kristol, 1983), поднявшие тему разрушения духовных ценностей под воздействием стихии рынка и повсеместного распространения вседозволенности. Проблема с такой позицией, однако, заключа ется в том, что в ней предполагается существование некоей общеобязательной мо рали, способной стать основанием для порядка и стабильности, но в современных обществах с их множественностью культур и вероисповеданий можно ли говорить об общеобязательности той или иной системы ценностей? Но говорить о том, что какие-либо ценности надлежит рассматривать как «традиционные», «устоявшиеся» или «преобладающие», не равнозначно ли попытке навязать их всему остальному обществу? Факты современной жизни, пожалуй, все-таки говорят о том, что в мо ральном и культурном отношении общество становится все более и более разнооб разным. Еще одна точка зрения на проблему кризиса социального капитала утверждает, что речь должна идти не о спаде гражданской активности и ослаблении соци альных связей, а об изменении их форм. По мнению Инглхарта (Inglehart, 1977, 2 6 4 Ml. Политическое взаимодействие понятийному аппарату Постматериализм — это концепция, объясняющая природу политических в терми нах, близких к экономической теории уровней развития. Концепция перекликается с некогда обо снованной А. (1908—1970) «иерархией потребностей», в которой было показано, что ува жение окружающих и стремление к самореализации человек ставит выше собственных материаль ных интересов. Постматериализм исходит из того, что на низких уровнях экономического развития в мотивах человеческого поведения доминируют эгоизм и приобретательство (а в политике, соот ветственно, — экономика), но с повышением уровня материального благосостояния общества людей все больше начинают привлекать «постматериалистические» ценности и «качество жизни» — воп росы общественной морали, политической справедливости и собственной самореализации. Именно на этой стадии общественного развития и распространяются такие движения, как феминизм, борьба за мир, расовую гармонию, качество окружающей среды, права животных. Аргументы постматери ализма широко используются для объяснения того, почему классовые основания политики пре терпели столь глубокую эрозию, а новые социальные движения, напротив, — столь широкое раз витие. 1990), все это идет от нынешнего материального благополучия и особенно среди молодежи, «постматериалистических» ценностей. По мере того как с 1960-х годов поколения людей, по крайней мере, в развитых индустриальных странах, привыкали к экономической безопасности и материальному благополу чию, все и всякие традиционные представления — о сексе, браке, нормах поведе ния — сменились более либеральными, чтобы не сказать «вседозволенностью». Традиционные же политические связи, напротив, ослабевали, подчас сменяясь ин тересом к таким вопросам, как феминизм, ядерное разоружение, права животных и окружающая среда. Возможно, именно поэтому и наблюдаются такие явления, как сокращение членства в партиях и падение избирательной активности, а с другой стороны — становление таких протестных движений, которые связаны с какой-то одной общественной проблемой. Теоретики постфордизма даже утверждают, что такого рода изменения были абсолютно неизбежны и являют собой следствие об щего экономического и политического движения общества в сторону индивидуа лизма. • Легитимность и политическая стабильность Проблема легитимности политической системы или режима, то есть вопрос о том, воспринимает ли общество этот режим как «законный», «справедливый», «име ющий право на существование» и т.п., связан со старой и очень важной темой — темой политических обязательств. Проблема сводится к простым вопросам: поче му, собственно говоря, граждане обязаны признавать власть государства? Является ли такое отношение к государству и подчинение его законам долгом людей? В современных политических дискуссиях легитимность, правда, понимается не столько как проблема моральной обязанности, сколько как вопрос чисто политический — вопрос, заключающийся не в том, почему люди должны подчиняться государству, а в том, почему они все-таки делают это. Каковы те условия или процессы, что в глазах людей придают власти право на существование и, следовательно, обеспечи- 10. Политическая культура, коммуникация и легитимность 2 6 5 понятийному аппарату Понятие «легитимность» (от лат. legitimare — «объявлять законным») в предельно широком смыс ле означает «законность», «правильность», «справедливость». Это именно то, что придает органам власти авторитет в глазах общества, делает распоряжения этих органов обязательными к исполне нию по принципу «не за страх, а за совесть». Легитимность не следует смешивать с «законностью» как правовым феноменом: отношения законности отнюдь не гарантируют государству или прави тельству уважения со стороны общества и отдельных граждан. В политической философии леги тимность понимается как моральное или рациональное обоснование права государства требовать от граждан подчинения: легитимно ли государство для философа куда важнее того, действительно ли ему подчиняются. Политологи же обычно рассматривают легитимность в более социологичес ком ракурсе — как готовность людей подчиняться той или иной системе правления вне зависимо сти от того, каким именно образом это подчинение обеспечивается. В этом случае, как у Вебера, не суть важно, легитимно ли государство, — важнее, верят ли граждане в то, что оно легитимно. вают стабильность режима? Во всем этом, разумеется, надо разбираться уже в рам ках не философии, а социологии, но прежде всего следует уяснить себе во всех аспектах понятие самой легитимности. |