Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 4 8 Политическое взаимодействие

  • 9. Экономика и общество 249

  • • Вопросы для обсуждения

  • СОДЕРЖАНИЕ Политика, совершающаяся в сознании: культура и коммуникация 251 Гражданская культура или идеологическая гегемония 252

  • Легитимность и политическая стабильность 264 Легитимация власти 265 Кризис легитимности 268 Почему происходят революции 270 Выводы 276

  • • Политика, совершающаяся в сознании: культура и коммуникация

  • Гражданская культура или идеологическая гегемония

  • 10. Политическая культура, коммуникация и легитимность

  • К понятийному аппарату Гегемония

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница44 из 88
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   88
    Пол
    Разделению общества по полу традиционно уделяли гораздо меньше внимания, чем проблемам общественных классов. Исследователи и теоретики, в большинстве своем принадлежа к мужскому полу, либо не видели большой проблемы в том, что в их среде и вообще на основных позициях в обществе так мало женщин либо считали все это совершенно нормальным положением вещей. Этот взгляд в общем- то изменился с подъемом «второй волны» феминизма в 1960-х годах, и политичес­
    кое значение пола было, наконец-то, осознано. Далеко не в такой степени, однако, изменилось реальное положение женщины: по данным ООН, при всех тех мерах, что с 1960-х годов были предприняты для решения проблемы, сегодня в мире на женщин приходится 66% общего рабочего времени, но лишь 10% доходов и зара­
    ботков и всего лишь 1% собственности. В Великобритании женщины составляют менее 4% членов правлений крупнейших компаний и 9% (это 60 человек) членов
    Парламента (по данным на г.), хотя избирательное право они получили еще в
    1918 г.
    В более традиционных обществах, например в Японии, до сих существует не­
    писаные (а иногда и писаные) законы по поводу того, что женщинам не следует работать, а нужно ограничиваться семьей в тех случаях, когда они выходят замуж, ждут ребенка или достигают тридцатилетнего возраста. В исламских странах жен­
    щины должны закрывать лицо чадрой и соблюдать другие правила ношения одеж­
    ды. Иногда они подвергаются насильственной домашней изоляции и могут быть совершенно отстранены от политической жизни. Даже в прогрессивной Скандина­
    вии, где женщины добились самых замечательных успехов в отношении полити­
    ческого представительства, они составляют всего лишь от четверти до трети членов национальных собраний.
    Сторонницам радикального феминизма, таким, как Кейт Миллет (Kate Millet,
    1970) и Мэри Дэйли (Mary Daly, 1978), деление общества на мужчин и женщин предстает глубочайшим и политически наиболее значимым из всех видов социаль­
    ного неравенства. По их взгляду, все исторические и современные общества выст­
    роены по принципу патриархальности, то есть господство мужчины и подчиненное положение женщины идет еще от того семейного уклада, где вся власть принадле­
    жала мужу-отцу. Отсюда вывод: положить конец неравенству между полами может только «сексуальная революция», которая фундаментально изменит культуру и меж­
    личностные отношения, а вместе с ними экономические и политические структуры.
    Однако большинство женских политических организаций заняли куда менее радикальную — реформистскую или либеральную — политическую позицию. Свою задачу они видят в том, чтобы решать те проблемы общественного неравенства полов, которые действительно можно решить. К ним относятся непропорциональ­
    но малое представительство женщин на руководящих политических,

    2 4 8
    Политическое взаимодействие
    ких и профессиональных должностях, проблемы законодательства против абортов, недостаточность социальной помощи женщинам и пособий на ребенка. Все это, по их философии, может быть достигнуто на пути постепенных реформ — без «войны полов». В США наиболее прочные позиции в этом плане имеют такие организа­
    ции, как Национальная организация для женщин (NOW, основана в 1966 г.). На­
    циональный женский политический совет и «Список Эмили». Их тактика заключа­
    ется в том, чтобы использовать так называемый «гендерную разницу» (различия в избирательном поведении женщин и мужчин), дабы больше женщин проходили в
    Конгресс и законодательные собрания штатов. При всей скромности своих успехов на сегодняшний день эти организации по крайней мере привлекли внимание к вопросу о правах женщин; можно даже сказать, что в годах им удалось реально повлиять на Верховный суд США в вопросе об абортах.
    • Влияние экономики на политику многообразно. В своей борьбе за власть партии стремятся превзойти друг друга в обещаниях ускорить экономический рост, сократить инфляцию и так далее. Избиратель голосует в зависимости от того, к какой социальной категории он принадлежит. Результаты выборов находятся в прямой зависимости от положения дел в экономике. И уже не одно столетие идеологические дискуссии враща­
    ются вокруг вопроса о том, у какой формы собственности и способа производства боль­
    ше преимуществ.
    • Капитализм и социализм традиционно рассматривались как полярно противопо­
    ложные экономические формы. Капитализму присуще товарное производство, частная собственность на средства производства и рыночная организация экономической жиз­
    ни. Социализм зиждился на государственной или коллективной собственности, центра­
    лизованном планировании и теоретически — на непосредственном удовлетворении по­
    требностей человека, не предполагавшем рынка.
    • Ни капитализм, ни социализм никогда не существовали в «чистых» формах. В одних разновидностях капитализма упор делается на полную свободу предпринима­
    тельства и чисто «рыночный» индивидуализм, в других признается значение социаль­
    ной справедливости, третьи функционируют не иначе как на принципах общественного сотрудничества с ориентацией на долгосрочные цели. В разновидностях социализма либо все решало государство, либо имели место попытки найти тот или иной компро­
    мисс с рынком.
    • Все рыночные системы в той или иной степени регулируются. Сторонники регу­
    лирования утверждают, что без экономического макроуправления невозможно сдер­
    жать естественных тенденций рынка к нестабильности, порождающих кризисы и безра­
    ботицу, — оппоненты стоят на том, что все это приводит лишь к нарушению рыночного равновесия, неизбежно хрупкого, подрывает здоровую конкуренцию и оборачивается неэффективностью и неконтролируемой инфляцией.
    • Структура общества — его внутреннее деление на социальные слои и группы — воздействует на политику в нескольких отношениях. Распределением собственности и богатства обусловлен характер государственной власти. В каждом обществе свои поли­
    тические настроения, выражающиеся в общественном мнении, и своя политическая

    9. Экономика и общество
    249
    культура. Общественные конфликты влекут за собой реформы и революции. Соци­
    альная структура определяет соответствующие формы политического поведения и уча­
    стия.
    • Современные общества внутренне разделены по таким основаниям, как раса, класс и пол. Значение классов сегодня, возможно, сократилось бы до нуля, не возникни такого явления, как «андеркласс» — совокупность маргинальных слоев общества. Ста­
    новление движение за гражданские права и права женщин привело к тому, что раса и пол ныне стали таким же значимым общественным и политическим фактором, как некогда класс.
    • Вопросы для обсуждения
    • Почему политические проблемы столь часто сводятся к проблемам чисто эконо­
    мическим? Есть ли в этом какая-либо закономерность?
    • Какая разновидность капитализма, на Ваш взгляд, больше всего отвечает требо­
    ваниям XXI века?
    • Можно ли говорить о том, что экономики, основанные на свободном рынке, внутренне неустойчивы и склонны воспроизводить общественное неравенство?
    • Сохранили ли социалистические модели какое-либо значение для современного общества?
    • Что, на Ваш взгляд, представляет собой экологически устойчивая экономика?
    • Разрешило ли современное общество — или всего лишь замаскировало — про­
    блемы классового конфликта?
    • Насколько значительны могут быть те изменения, что идут от осознания поли­
    тического значения факторов расы и пола?

    Политическая культура, коммуникация и легитимность
    Самый сильный никогда не бывает настолько силен, чтобы оставаться постоянно повелителем, если он не превращает своей силы в право, а повиновение ему — в обязанность.
    Жан-Жак Руссо. Об общественном
    договоре
    Весьма немалая часть политики, если можно так выразиться, совершается в созна­
    нии людей, ведь политика формируется на­
    шими идеями, ценностями и представления­
    ми о том, как должно быть организовано об­
    щество, а также и нашими ожиданиями, на­
    деждами и опасениями в отношении государ­
    ства. В конечном счете все это, вместе взя­
    тое, может быть даже более важным, чем ре­
    алии политики — чем то, как на самом деле в обществе распределены власть, ресурсы и воз­
    можности. Более того, наше восприятие ре­
    альности не только может оказаться важнее ее самой, — в каком-то смысле оно само есть
    реальность. Все это указывает на значение того, что называется политической культурой.
    Убеждения и ценности людей формируют их отношение как к политике вообще, так и к тому государственному строю, при котором они живут, ибо во всем этом всегда присут­
    ствуют вопросы — справедлив ли этот строй, если ли у него право на существование? По­
    литологи в таких случаях говорят о проблеме легитимности режима, легитимность же есть ключ к политической стабильности и, следо­
    вательно, к жизнеспособности строя.
    СОДЕРЖАНИЕ
    Политика, совершающаяся
    в сознании: культура
    и коммуникация 251
    Гражданская культура или идеологическая гегемония? 252
    Средства массовой информации и политическая коммуникация 255
    Деградация социального капитала? 261
    Легитимность
    и политическая стабильность 264
    Легитимация власти 265
    Кризис легитимности 268
    Почему происходят революции? 270
    Выводы 276
    Вопросы для обсуждения 2 7 7

    10. Политическая культура, коммуникация и легитимность 2 5 1
    В настоящей главе рассматриваются следующие основные вопросы.
    Основные вопросы
    Как у индивидов и групп формируются их политические позиции и ценности?
    Требуется ли для демократических режимов особая «гражданская культура»?
    Существует ли в современных обществах свободная конкуренция между цен­
    ностями и идеями или же можно говорить лишь об одной «господствующей» культуре?
    Как политические режимы поддерживают и сохраняют свою легитимность?
    Находятся ли современные общества в ситуации «кризиса легитимности»?
    > Что происходит, когда режим теряет легитимность? Почему происходят ре­
    волюции?
    • Политика, совершающаяся в сознании:
    культура и коммуникация
    Мыслители прошлого, рассуждая о политике, неизменно признавали ту огром­
    ную роль, которую для общества играют ценности и убеждения людей, хотя и не называли это политической культурой. Так, Бёрк (см. с. 57) много писал об обыча­
    ях и традициях, Маркс (см. с. 66) — об идеологии, а Гердер (см. с. 133) — о наци­
    ональном духе. Друг с другом все они, однако, согласились бы в том, что ценности и убеждения людей имеют громадное значение для стабильности и жизнеспособ­
    ности общественного строя. Интерес же к идее политической культуры возник у политологов лишь в годах, когда новые методы изучения человечес­
    кого поведения вытеснили традиционные, институциональные, подходы к предмету.
    Классической работой в этом отношении стала «Гражданская культура»
    и
    Вербы (Almond and Verba, The Civil Culture, 1963), в которой для анализа политичес­
    кой специфики пяти стран — США, Великобритании, Западной Германии, Италии и Мексики — были использованы опросы общественного мнения. Работа, помимо прочего, стремилась объяснить, почему в период между мировыми войнами потер­
    пели крах, казалось бы, совершенно демократические правительства в Италии, Гер­
    мании и других странах, и почему демократия с таким трудом пробивает себе доро­
    гу во многих развивающихся странах, получивших независимость после 1945 г.
    В
    годах, однако, интерес к политической культуре несколько спал, но вновь оживился в начале 1990-х годов, когда в Восточной Европе на руинах комму­
    низма началось строительство демократических государств, а в зрелых демократи­
    ях, таких, как США, заговорили о «кризисе социального капитала» и падении граж­
    данской активности. Разгорелись дискуссии и о том, не формируется ли полити­
    ческая культура идеями и интересами элитных групп, какую роль в обществе игра­
    ют средства массовой информации и в какой степени государство сегодня способ­
    но манипулировать политической коммуникацией.

    252
    III. Политическое взаимодействие
    К понятийному аппарату
    Политическая культура Культура в самом широком смысле — это образ жизни народа. Социоло­
    ги и антропологи проводят различие между «культурой» и «природой», называя культурой то, что передается из поколения в поколение через механизмы социального, а не биологического насле­
    дования. Политологи употребляют этот термин в более узком смысле: здесь он относится к психо­
    логическим ориентациям людей и обозначает определенную «психологическую матрицу», опреде­
    ляющую отношение людей к таким феноменам, как партии, правительство, конституция, как все это выражается в убеждениях, ценностях и символах. Политическую культуру не следует смеши­
    вать с общественным мнением, поскольку она определяется глубоко укорененными ценностями, а не реакцией людей на конкретные политические проблемы.
    Гражданская культура
    или идеологическая гегемония?
    Многие авторы, говоря о политической ссылаются на понятие граж­
    данской культуры, введенное в научный оборот и Вербой (1963, 1980).
    Стремясь установить, какого рода политическая культура лучше всего способствует демократии, эти авторы выделили три ее типа — «активную культуру» (культуру политического участия), «пассивную культуру» (культуру законопослушания) и «ло­
    кальную» культуру.
    По их концепции, для «активной культуры» характерен самый живой интерес граждан к политике: участие в ней они считают и важным и необходимым. В «пас­
    сивной культуре» они выступают скорее объектом, чем субъектом политики, имея весьма ограниченные возможности влиять на правительство: главным элементом здесь выступает готовность граждан подчиняться авторитету власти. «Локальная
    культура» отличается полным отсутствием гражданского чувства: люди здесь отож­
    дествляют себя не с нацией, а со своим непосредственным окружением, и не име­
    ют ни желания, ни возможности участвовать в политике. Постулируя, что демокра­
    тической идее полнее всего соответствует активная культура, Алмонд и Верба в то же время пришли к выводу о том, что «гражданская культура» на самом деле всегда объединяет в себе компоненты всех трех политических культур: для нее важно и то, чтобы граждане стремились участвовать в политическом процессе, и то, чтобы го­
    сударство могло ими управлять. Устойчивость демократии, по их мнению, гаранти­
    рует такая политическая культура, в которой найдена золотая середина между ак­
    тивностью и пассивностью граждан, а государство берет на себя лишь те обязатель­
    ства, которые может выполнить.
    В первой своей работе (1963) Алмонд и Верба пришли к выводу о том, что ближе всех к идеалу гражданской культуры подошла Великобритания: здесь обна­
    руживаются черты и активной и пассивной политической культуры, иначе говоря, британцы убеждены в том, что могут и должны влиять на правительство, но обна­
    руживают и готовность подчиняться властям. За ними в этом рейтинге следуют
    США: слабым местом их политической культуры авторы полагали лишь то, что элементы активной культуры (политическая активность) здесь явно преобладают над чертами культуры пассивной (готовности подчиняться), в силу чего американ­
    цы не особо законопослушны. Что выстроить или перестроить гражданскую куль-

    10. Политическая культура, коммуникация и легитимность
    253 туру очень непросто, продемонстрировали
    Западная Германия и Италия. По прошествии полутора десятилетий после поражения фа­
    шизма ни в одной из них не получила разви­
    тия активная политическая культура: если в
    Германии преобладала пассивная культура подчинения, то в Италии неискоренимы чер­
    ты сугубо локальной политической культу­
    ры. В следующей своей работе (1980) Алмонд и Верба, правда, отметили целый ряд пере­
    мен в политической культуре современных государств, в частности, для Великобритании и США — падение уровня национальной гор­
    дости и уверенности в жизни, для Германии же, напротив, — усиление элементов граж­
    данской культуры.
    Нужно, однако, сказать, что подход к изу­
    чению политических позиций и ценностей сквозь призму гражданской культуры столк­
    нулся и с критикой. Во-первых, сомнитель­
    ным здесь показалось то, что политику (ста­
    бильность демократий) авторы, по сути дела, свели к психологии. Особо резкие возраже-
    К понятийному аппарату
    Гегемония (от греч.
    — лидер) — это, если говорить кратко, преобладание одного элемента системы над всеми осталь­
    ными (примером может служить преоблада­
    ние какого-либо государства в рамках лиги или конфедерации). В марксистской теории этот термин употребляется в более узком, особом смысле. В работах Антонио Грамши понятием «гегемония» характеризуется спо­
    собность господствующего класса осуще­
    ствлять свою власть не насильственными
    методами, а с согласия со стороны подчи­
    ненных слоев общества. Под гегемонией как ненасильственной формой классового прав­
    ления обычно подразумевают культурные или идеологические процессы, происходя­
    щие в обществе по мере распространения в нем буржуазных ценностей и убеждений.
    Кроме того, термин несет политический и экономический подтекст, поскольку согла­
    сие может обеспечиваться и за счет таких мер, как увеличение заработной платы или реформы в социальной или политической сфере. ния вызвала тема политической пассивности у Алмонда и Вербы, их убежденность в том, что подчинение авторитету власти есть политически здоровое явление: разве активное участие граждан в политике, спра­
    шивали эти критики, не является самой сущностью демократического управления.
    Вместо этого, получается, Алмонд и Верба дали, в сущности, теорию «спящей со­
    баки, которую только что накормили»: общество политически пассивно, ибо бла­
    женствует, от чего, разумеется, счастливы и политики. Но когда менее половины общества берет на себя труд являться к избирательным урнам, как это постоянно происходит в США, не является ли это результатом политического отчуждения или крайнего неблагополучия отдельных категорий граждан?
    Во-вторых, говорят критики, теория гражданской культуры покоится на со­
    вершенно недоказанном предположении о том, что политическое поведение людей формируется доминирующими в обществе ценностями и никак не наоборот. Воп­
    рос стоит так: где следствие и где причина — демократическое ли общество порож­
    дается определенной гражданской культурой или гражданская культура — демок­
    ратическим обществом? Разумеется, с позиций политической культуры вполне можно оценивать степень политического здоровья общества, но можно ли эту культуру считать средством, наперед гарантирующим стабильность демократического режи­
    ма? Наконец, Алмонд и Верба понимают политическую культуру как нечто совер­
    шенно однородное и притом чуть ли не как универсальную к нацио­
    нальной культуре и даже к национальному характеру. Но ведь в обществе есть еще и подкультуры — общество вообще очень разное, в нем существуют противоречия и конфликты. В отличие от них радикальные теоретики политики делят общество вообще по классовой, расовой и половой принадлежности людей (см. главу 9).

    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   88


    написать администратору сайта