Главная страница
Навигация по странице:

  • Подъем и упадок классовой политики

  • 9. Экономика и общество 243

  • деиндустриализации

  • Деиндустриализация

  • Экономика и общество 2 4 5

  • 2 4 6 Политическое взаимодействие понятийному аппарату Тендер.

  • 9. Экономика и общество 2 4 7

  • Политология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с. Эндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова


    Скачать 41.99 Mb.
    НазваниеЭндрю хейвуд перевод с английского под редакцией профессора Г. Г. Водолазова
    АнкорПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    Дата12.12.2017
    Размер41.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПолитология_Эндрю Хейвуд_Учебник_2005 -544с.pdf
    ТипУчебник
    #10948
    страница43 из 88
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   88
    Общественный класс
    Со времен становления современных индустриальных обществ класс считается главной и политически наиболее значимой социальной категорией. При этом в отдельных обществах с доиндустриальных времен сохранились и другие элементы социальной стратификации. В Индии, например, хотя кастовые различия здесь все последние десятилетия стирались, принадлежность к касте «неприкасаемых» впол­
    не может определить судьбу человека и имеет вполне политическое значение. Во­
    обще же деление общества на классы связано с неравным распределением богат­
    ства, доходов и социального статуса — иными словами, классовые категории по- своему отражают экономические и социальные различия в обществе. Обществен­
    ный класс, следовательно, можно определить как группу людей близкого экономи­
    ческого и социального положения, объединенных общим экономическим интере­
    сом. Проблема, однако, в том, что как только мы пытаемся проанализировать связь между классами и политикой, немедленно возникает множество сложностей. На практике оказывается не всегда легко определить границы между классами, равно как и уяснить отношения между ними. Наконец, еще один вопрос — не уменьшается

    242
    III. Политическое взаимодействие
    Джон Кеннет Гэлбрейт (род. 1908)
    Американский экономист и социальный теоретик. После военной служ­
    бы в качестве руководителя Службы наблюдения за стратегическими бомбардировками армии США стал профессором экономики Гарвардс­
    кого университета. С 1961 по 1963 год был послом США в Индии. Ак­
    тивнейший деятель Демократической партии США, он стал и наиболее влиятельным представителем кейнсианства, а отстаивая само учение, сумел привнести в него много больше нового, чем любые иные сторон­
    ники Кейнса. При этом Гэлбрейт стал одним из ведущих американских аналитиков и комментаторов. В числе его основных работ — «Общество изобилия» (1958), «Новое индустриальное государство» (1967) и «Куль­
    тура довольного большинства» (1992). ли сегодня роль классов вообще, и если это так, то по каким причинам? Найдя ответы на эти вопросы, мы, может быть, лучше поймем и то, что же это, наконец, такое — общественный класс.
    Подъем и упадок классовой политики
    Главными пропагандистами классовой теории всегда были марксисты, пола­
    гавшие класс первоосновной, политически наиболее важной категорией общества.
    Как сказано в «Манифесте Коммунистической партии» (1848), «история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». Основополож­
    ники марксизма при этом постулировали, что политика, наряду с такими сторона­
    ми жизни, как право, культура, искусство и религия, является частью «надстрой­
    ки», которая определяется экономическим «базисом». Из этого вытекало и то, что политический процесс есть не более чем внешнее выражение классовых противо­
    речий и конфликтов, последние же укоренены в способе производства, а изначаль­
    но порождаются частной собственностью.
    По марксизму, в капиталистическом обществе господствует состоящий из час­
    тных собственников «правящий класс» (буржуазия), который эксплуатирует другой класс — наемных рабочих (пролетариат).
    этой «двуклассовой» модели промыш­
    ленного капитализма особо подчеркивались противоречия и растущая поляризация общества. Классы при этом выступают главными действующими лицами на исто­
    рической сцене: они, собственно говоря, и делают историю; что касается пролета­
    риата, то его историческая миссия заключается в том, чтобы стать «могильщиком» капитализма. Выполнит он, однако, свое предназначение лишь тогда, когда выра­
    ботает «классовое самосознание», поймет свои подлинные классовые интересы и, разумеется, то обстоятельство, что его эксплуатируют. Тогда он превратится из
    «класса в себе» (экономически обусловленной категории) в «класс для себя» (рево­
    люционную силу). Это, полагал Маркс, будет естественным следствием углубляю­
    щегося кризиса капитализма и ухудшения материальных условий жизни, то есть абсолютного обнищания рабочего класса.
    Эта модель, однако, исторически оказалась дискредитирована тем, что пред­
    сказания основоположников марксизма не осуществились, по крайней мере, в раз-

    9. Экономика и общество
    243
    витых капиталистических обществах, где уже давно не видно явных признаков клас­
    совой борьбы. Еще в конце XIX в. стало ясно, что классовая структура индустри­
    альных обществ постепенно усложняется, видоизменяясь во времени и в зависимо­
    сти от конкретных условий. Одним из первых все это разглядел и осмыслил Макс
    Вебер, разработавший теорию стратификации — теорию, которая в полной мере признавала как экономические, так и классовые факторы внутреннего деления общества, но при этом стремилась учесть еще и более тонкие различия, например статусного характера (социального положения человека). Привлекая внимание к общественному положению человека как отражению «социальной оценки его зна­
    чимости» и к тому, что это всегда проявляется в образе и стиле жизни опреде­
    ленной социальной группы, Вебер предвосхитил современные концепции социаль­
    но-профессиональных классов, широко используемые социологами и политолога­
    ми. Современные марксисты тоже пытаются как-то модернизировать и усложнить свою двуклассовую модель: не отказываясь от изначальных посылок, они уже при­
    знают, что к настоящему времени сформировался «промежуточный» класс менед­
    жеров и специалистов, а с другой стороны, что и буржуазия, и пролетариат сами по себе весьма неоднородны, распадаясь на финансовые и промышленные группы, большой и малый бизнес, квалифицированных и неквалифицированных рабочих.
    Как бы то ни было, к концу XX в. классы окончательно растворились в обще­
    стве. Уже в 1960-х годах неомарксисты вроде Герберта Маркузе (см. с. 69) сетовали на дерадикализацию городского пролетариата, возлагая надежды на революцион­
    ный потенциал студенчества, женщин, этнических меньшинств и «третьего мира».
    Андре Горц (Andre Gorz, 1982) в книге «Прощание с рабочим классом» (Farewell to
    the Working Class) даже указал на то, что связь между социалистической идеей и пролетариатом, некогда столь естественная, больше не существует. Тем временем исследования поведения людей на выборах выявили феномен «реструктурирова­
    ния классов», то есть принадлежность к классу весьма мало воздействует на веро­
    ятность того, что человек будет поддерживать некую «свою» партию: оказывается, голосование сегодня более всего зависит не от классовой солидарности, а от того, как человек воспринимает те или иные проблемы, а главное, что он усматривает во всем этом лично для себя.
    Большинство исследователей сходятся на том, что снижение политического значения классов связано с явлением деиндустриализации — с упадком традицион­
    ных трудоемких отраслей, например, угледобычи, металлургии и кораблестроения.
    Рабочим этих отраслей были свойственны культура солидарности, отчетливая по­
    литическая ориентация и, как правило, сильная профессиональная организация.
    Расширяющийся в экономике сектор услуг вызывает к жизни чисто индивидуали­
    стические и прагматические ориентации. В работе «Второй индустриальный рас­
    кол: перспективы экономического благополучия» {The Second Industrial Divide:
    Possibilities for Prosperity, 1984) Пиоре и Сэйбл (Piore and выразили все это такими понятиями, как переход от «фордистской» к «постфордистской» эре. Закат системы массового производства и потребления, на которой был основан фордизм, привел к по­
    явлению самых многообразных классовых про­
    слоек. В политической сфере это проявилось в упадке классово-ориентированных политических
    Деиндустриализация — процесс обще­
    го сокращения производственной базы экономики, отражающийся в упадке тя­
    желой промышленности.

    244
    III. Политическое взаимодействие
    К понятийному аппарату
    Понятие «раса» относится к тем физическим или генетическим различиям между людьми, кото­
    рые предположительно отличают одну группу от другой по таким основаниям, как цвет кожи и волос, телосложение и черты лица. Таким образом, раса - это общность людей, связанных общим происхождением — от «одной крови». Само понятие очень противоречиво, как в научном, так и в политическом отношении. Научные данные свидетельствуют о том, что как таковые расы не суще­
    ствуют, поскольку люди принадлежат к одному и тому же биологическому виду. В политическом смысле деление на расы обычно основано на культурных стереотипах и в лучшем случае упрощает проблему, в худшем - усугубляют ее. Иногда вместо «расы» предпочитают употреблять термин
    «этничность» (см. с. 168), так как последний точнее выявляет культурные и социальные различия, совсем не обязательно связанные с биологией. партий и возникновении новых социальных движений, занимающихся проблема­
    ми женщин, мира, охраны природы и защиты прав животных.
    Андеркласс
    Перефразируя Марка Твена, можно, однако, сказать, что слухи о смерти клас­
    сов оказались несколько преувеличенными. Нужно понимать, что когда это заяв­
    ляют социалисты, они, по сути, выражают свое разочарование по поводу несбыв­
    шихся надежд, когда же это делают либералы и консерваторы, — это просто по­
    пытка выдать желаемое за действительное. Современные индустриальные (или даже новоявленные постфордистские) общества не являются бесклассовыми ни в марк­
    систском смысле (ибо собственность здесь не стала общественным достоянием), ни в либеральном (ибо подлинного равенства возможностей в современном обще­
    стве как не было, так и нет). Так, в Великобритании в 1990 г. 51 % всей собствен­
    ности находился в руках богатейших 10 % населения, а 12 млн. человек (22 % насе­
    ления) жили в семьях с совокупным доходом менее 50 % от среднего по стране.
    Все, однако, свидетельствует о том, что вместо прежнего деления общества на классы возникают новые формы неравенства и даже обнищания.
    Одна из наиболее серьезных попыток установить причины и политические по­
    следствия этих перемен была предпринята Дж. К. Гэлбрейтом (J.K. Galbraith) в книге «Культура довольного большинства» {The Culture of Contentment, 1992), где показано, что именно такое «довольное большинство» возникло в современных обществах, по крайней мере, среди политически активных его членов. Материаль­
    ный достаток и экономическая защищенность этой категории усиливают в обще­
    стве элементы консерватизма, — оно же, «довольное большинство», стало электо­
    ральной базой тех политических сил, которые с 1970-х годов проводят линию на свертывание социальных пособий и снижение налогов. С другой стороны, бед­
    ность и неблагополучие концентрируются в среде социальных меньшинств: фор­
    мируется так называемое общество «двух третей и одной трети» или, как Уилл
    Хаттон (Will
    1995) уточнил для Великобритании, общество «трех пятых и двух пятых». В спорах о природе социального неравенства все больше фигурирует так называемый «андеркласс».

    Экономика и общество 2 4 5
    Вообще говоря, этот термин и неясен и политически спорен. В широком смыс­
    ле он подразумевает тех, кто страдает от всевозможных лишений (безработицы или низкой оплаты труда, плохих жилищных условий, недостаточной образованности и прочего) и потому оказывается на обочине общества, — маргиналов. Теоретики правого толка вроде Чарльза Мюррея (Charles Murray, 1984) объясняют все это зависимостью определенных групп людей от социальной помощи и их личной не­
    приспособленностью к жизни: в этом аспекте социальное обеспечение предстает причиной болезни, а не лекарством от нее. Если это так, можно говорить о том, что в среде безработных, неблагополучных и нетрудоспособных людей сформирова­
    лась своего рода «культура зависимости», парализующая личную инициативу и ли­
    шающая человека самоуважения и чувства личной ответственности. Мюррей даже утверждает, что, поскольку социальная помощь делает женщин не зависимыми от
    «мужчин-кормильцев», она является и главной причиной кризиса семьи, в силу чего андеркласс в основном и состоит из одиноких матерей и детей без отцов. В книге «Кривая в форме колокола: интеллектуальная и классовая структура амери­
    канского общества» (The Bell Curve: Intelligence and Class Structure
    America Life,
    1995), написанной в соавторстве с Ричардом Хернстейном (Richard
    Мюр­
    рей пошел еще дальше, связав все эти проблемы с тем, что ему представляется врожденной неполноценностью афроамериканцев США.
    С другой стороны, теоретики левой ориентации склонны трактовать андерк­
    ласс как проявление «структурного» — заложенного в самом обществе — неблаго­
    получия, а также воздействия глобальной экономики. С их точки зрения, проблема связана с длительной безработицей и явной неспособностью многих современных экономик, столкнувшихся с технологическим прогрессом и более жесткой между­
    народной конкуренцией, обеспечить значительную часть своих граждан работой.
    Гэлбрейт связывает формирование андеркласса с потребностью всех индустриаль­
    ных стран в источнике низкооплачиваемого труда для выполнения работ, от кото­
    рых более удачливые люди отказываются как от неприятных и унизительных. По­
    скольку такая потребность, как правило, удовлетворяется за счет этнических мень­
    шинств и иммигрантов, представители андеркласса нередко ощущают себя вдвой­
    не ущербными, страдая как от чувства своей ненужности, так и от расовых пред­
    рассудков.
    Раса
    Деление по расовым и этническим основаниям характерно для многих совре­
    менных обществ, и этот аспект проблемы, конечно же, издавна связан с полити­
    кой. Первые политические теории явно расистского характера в XIX в. были выне­
    сены на поверхность волной европейского империализма. В таких работах, как
    «Очерк о неравноценности человеческих рас» Гобино (Gobineau, Essay on the Inequality
    of Human Races, 1855) и «Основание девятнадцатого столетия» Чемберлена
    (H.S. Chamberlain, The Foundations of the Nineteenth Century, 1899), было предпринято нечто вроде «научной» попытки обосновать господство «белых» рас Европы и Се­
    верной Америки над «черными», «коричневыми» и «желтыми» жителями Африки и
    Азии. В конце XIX столетия в таких странах, как Германия, Австрия и Россия,

    2 4 6
    Политическое взаимодействие
    понятийному аппарату
    Тендер. Хотя повседневное словоупотребление чаще всего не видит разницы между понятиями
    «пол» и «гендер», в социологии и политологии различия между ними играют весьма существенную роль. Под «тендером» подразумевается комплекс социальных и культурных различий между муж­
    чиной и женщиной, в то время как «пол» относится к различиям биологическим, а потому непрео­
    долимым. Таким образом, гендер - это понятие социологического характера, основанное на сте­
    реотипах «мужского» и «женского» поведения. Феминистские теории обычно обращают внимание именно на эти стереотипы, дабы доказать, что физиологические и биологические различия (ины­
    ми словами, различия по полу) отнюдь не означают, что положение мужчин и женщин в обществе должно различаться (тендерные различия). Суммируя вышесказанное, можно сказать, что в осно­
    ве стремления к равенству полов лежит представление о том, что половые отличия не являются значимыми ни в социальном, ни в политическом плане. С точки зрения противников феминизма, разницы между тендером и полом просто не существует, а дело просто заключается в том, что
    «биология — это судьба». возникли антисемитские политические партии и движения. Самым чудовищным проявлением этой разновидности расизма в XX в. стал германский нацизм, кото­
    рый в духе так называемого «окончательного решения еврейского вопроса» пресле­
    довал цель истребить европейское еврейство. В Южной Африке долгое время — от победы на выборах в 1948 г. Националистической партии до установления нераси­
    стской демократии под руководством Африканского национального конгресса (АНК) в 1994 г. — существовал режим апартеида (на языке африкаанс «раздельность»). Не искоренен расизм и в других местах, в частности, проявляясь в виде кампаний против иммиграции, организуемых, например, Национальной партией Британии
    (BNP) и Национальным фронтом Ле Пена (FN) во Франции.
    Борьба против колониализма, с одной стороны, и расовая дискриминация, с другой стороны, вызвали к жизни самые разные формы расовой и этнической по­
    литики. Этнические меньшинства во многих западных обществах почти отсутству­
    ют в их политических элитах и в гораздо большей степени, чем местное или белое население, страдают от более высокого уровня безработицы и других социальных проблем. Например, 31,9 % черных американцев живут за установленной прави­
    тельством чертой бедности по сравнению с 8,8 % американских белых. Такая взаи­
    мосвязь расовой принадлежности и социального неблагополучия стала причиной появления самых разнообразных форм политической активности.
    В 60-е годы XX столетия в США началась борьба за гражданские права черного населения под руководством Мартина Лютера Кинга (1929—1968), сторонники ко­
    торого стояли на позициях ненасильственного протеста. Другие, более воинствую­
    щие движения, например, «Черная власть», видели выход в революционной борь­
    бе. Были и такие активисты и группы, которые на свой манер исповедовали расо­
    вую сегрегацию, — например,
    Экс и «Черные мусульмане». Другие орга­
    низации пытались мобилизовать антирасистские силы и противостоять подъему фашистских движений с помощью маршей, протестов и других форм активности. В
    Великобритании эту миссию взяла на себя Антинацистская лига, которая возникла в 1970-х годах для борьбы с Национальным фронтом и была реформирована в
    1990-х годах, чтобы противостоять BNP. Движение под названием «SOS-расизм» возникло во Франции в 1980-х годах, чтобы быть противовесом французскому FN.
    Подобные акции обычно предпринимаются организациями, не принадлежащими к

    9. Экономика и общество 2 4 7
    традиционной партийной системе, поскольку партии, как правило, опасаются, что, открыто выступая против расизма, они рискуют лишиться поддержки у части изби­
    рателей. Сегодня интеллектуальной основой антирасисткого движения стал поли- культурализм.
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   88


    написать администратору сайта